какие слова и выражения могут быть восприняты окружающими как просьба или намек о даче взятки
Памятка по поведению, которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или просьба о даче взятки
В целом ряде случаев совершение служащими и работниками определенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Пример типичных ситуаций:
— служащий или работник ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
— родственники служащего или работника устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
— родственники служащего или работника соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;
Служащим и работникам необходимо знать, что письменное информирование представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является их обязанностью.
Служащим и работникам следует воздержаться от употребления подобных действий, высказываний, выражений, слов и жестов которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба (намек) о даче взятки. К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.
Обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий сотрудников и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся, например:
— низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
— желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
— отсутствие работы у родственников служащего, работника;
— необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.
Служащим и работникам необходимо знать, что определенные исходящие от них предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.
Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой служащего, работника. К числу таких предложений относятся, например:
— предоставить служащему, работнику и (или) его родственникам скидку;
— воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
— внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
— поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
Служащим и работникам следует воздержаться от таких действий, которые могут восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки. К числу таких действий, например, относятся:
— регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3 000 рублей (если речь идет не о государственном гражданском служащем);
— посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.
Памятки по недопущению государственными служащими органов внутренних дел поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
ПАМЯТКА
по недопущению государственными служащими органов внутренних дел поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:
Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).
ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?
НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП
Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.
Знаете ли вы что?
— размер взятки для наступления уголовной ответственности значения не имеет. Взяткой могут являться как непосредственно сами деньги, так и другое имущество (недвижимость, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и др.) так и различные услуги и выгоды. Взятка может носить завуалированный характер: подарок, погашение имеющегося долга, заключение трудовых договоров со взяточником с последующей выплатой финансовых средств.
— лицо, давшее взятку, освобождается от ответственности в случае вымогательства взятки и если лицо добровольно сообщило в соответствующие органы о предстоящей передаче материальных ценностей.
— уголовным законодательством предусмотрено наказание за дачу взятки 12 лет лишения свободы, за получение взятки – 15 лет.
Обратите внимание, что, низший предел взятки не установлен законодателем, таковой может быть тысяча рублей, подарочный сертификат на оплату услуг, бутылка алкогольного напитка, банка дорогостоящего кофе, коробка элитных конфет, банка черной икры и т.п., если эти «подарки» предназначались за совершение должностным лицом какого-либо действия (бездействия).
Некоторые косвенные признаки предложения взятки:
1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги: никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.
2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
3. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
4. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
5. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
При взаимодействии с гражданами и представителями организаций рекомендуется воздерживаться:
— от употребления выражений и совершения жестов, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
К числу таких выражений относится, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.
— от обсуждения определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от Ваших решений и действий.
К числу таких тем относятся, например:
— низкий уровень Вашей заработной платы и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
— желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
— отсутствие работы у Ваших родственников;
— необходимость поступления Ваших детей в образовательные учреждения и т.д.
— от совершения государственным служащим определенных действий, которые могут восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
К числу таких действий относятся, например:
— регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3000 рублей;
— посещение ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) государственного служащего.
— от высказывания определенных предложений и совершений действий, которые могут восприниматься как просьба о даче взятки, особенно если они адресованы представителям организации или гражданам, чья выгода зависит от решений служащих и работников, даже в том случае, когда такие предложения или действия продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой служащего или работника.
К числу таких предложений относятся, например предложения:
— предоставить государственному служащему и/или его родственнику скидку;
— воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
— внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
— поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
Можно ли должностному лицу обезопасить себя
от провокации взятки?
Да, вполне можно, если придерживаться определенных достаточно простых для соблюдения правил, основными из которых являются следующие:
1. старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к Вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;
2. вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем как готовность принять взятку;
3. уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;
4. если Вам против Вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку Вашей с ним беседы);
5. внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
6. не берите в разговоре инициативу на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю (взяткополучателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
7. Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи (получения) взятки до следующей встречи с человеком, предложить для этой встречи хорошо знакомое Вам место. Но не переусердствуйте в своем настаивании;
8. При наличии у Вас диктофона (любого звукозаписывающего устройства) постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве;
9. никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);
10. категорически запретите своим родственникам без Вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.
Что следует предпринять сразу после свершившегося факта предложения взятки?
Приказом МВД Россииот 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» предусмотрено, что государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Таким образом, в случае склонения Вас к совершению коррупционного правонарушения Вам следует:
1.составить в письменной форме уведомление о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и передать лично либо по почте, каналам факсимильной связи и информационным системам общего пользования по месту службы, через подразделение, осуществляющее делопроизводство, в том числе в случае нахождения в отпуске, служебной командировке, а также отсутствия по листку нетрудоспособности (не исключающего возможность уведомления);
— в уведомлении должны содержаться следующие сведения:
— должность, фамилия, имя, отчество сотрудника, составившего уведомления;
— дата, время, место, способ обращения к сотруднику;
— обещанное вознаграждение или иная выгода, произведенный шантаж, угрозы и т.п.;
— дата подачи уведомления, подпись сотрудника.
О факте поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений сотрудник, работник, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя по месту службы в день поступления обращения, в том числе в случае нахождения в отпуске, служебной командировке, а также отсутствия по листку нетрудоспособности (не исключающего возможность уведомления). В случае поступления обращения в выходной или нерабочий праздничный день, сотрудник, военнослужащий, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) на следующий за ним рабочий день.
— к непосредственному руководителю с уведомлением о склонении вас к совершению коррупционно-опасного деяния;
— в кадровую службу органа (подразделения) в котором проходите службу;
— в подразделения ЭБ и ПК, а также в отдел собственной безопасности УМВД России по Курской области.
Пункт 14 статьи 12. «Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел» Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 21.03.2014) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит: Сотрудник органов внутренних дел обязан: уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьей 50 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 21.03.2014) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вплоть до увольнения из органов внутренни
Какие слова и выражения могут быть восприняты окружающими как просьба или намек о даче взятки
а) Слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки.
К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.
б) Обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих, и может восприниматься как просьба о даче взятки.
К числу таких тем относятся, например:
в) Как просьба о даче взятки могут восприниматься определенные исходящие от служащих предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий.
Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой служащего.
К числу таких предложений относятся, например, предложения:
г) Совершение служащими определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
К числу таких действий, например, относятся:
Рекомендации по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
Российская Федерация реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.
Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.
В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Также УК РФ дополнен нормой, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет «предоставления иных имущественных прав». Кроме того, статьи 204, 290, 291 УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения.
Изменения в примечании к статье 291 УК РФ расширили перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».
Введена новая статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения.
В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные частями первой и пятой статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.
Так, в частности, Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственного служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Понятие незаконного вознаграждения. Помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.
Понятие покушения на получение взятки. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ №6).
Участие родственников в получении взятки. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Понятие вымогательства взятки. Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
Служащим и работникам необходимо помнить, что уведомление представителя нанимателя (работодателя) о склонении к коррупционным правонарушениям является их обязанностью. Нужно знать, что в целом ряде случаев совершение определенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:
* служащий или работник ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
* родственники служащего или работника устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
* родственники служащего или работника соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;
Кроме того, обязанностью служащих и работников является письменное информирование представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Служащим и работникам нужно понимать, что существуют слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки. Соответственно, от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами следует отказаться.
К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д. Обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся, например:
* низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
* желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
* отсутствие работы у родственников служащего, работника;
* необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.
Определенные исходящие от должностных лиц предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки. Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой служащего, работника. К числу таких предложений относятся, например, предложения:
* предоставить служащему, работнику и (или) его родственникам скидку;
* воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
* внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
* поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
К числу действий, которые могут восприниматься как согласие принять взятку, относятся:
регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3 000 рублей (если речь идет не о государственном гражданском служащем);
посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.