какие слова называются предметами
Тема «Слова, которые называют предметы»
Тема: Слова, которые называют предметы.
Цель: первоначальное ознакомление с именами существительными.
Задачи: 1) познакомить с понятием «имя существительное»;
2) учить находить имя существительное по вопросу, на
который оно отвечает;
3) развивать умение распознавать слова, отвечающие на
4) способствовать развитию памяти, внимания, речи учащих
5) воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость,
желание и интерес к урокам русского языка;
6) воспитывать бережное и чуткое отношение ко всему, что нас
рабочая тетрадь по русскому языку;
у каждого на парте рисунок солнышка и тучки.
Вот и прозвенел звонок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
На ваших партах лежат рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
2. Сообщение темы урока, формулирование задач.
(Рубрика «давай подумаем» формулирует проблему, опираясь на языковой опыт ученика)
Какие вопросы можно задать к словам?
Портфель, школа, умный, учиться
Выберите слова, к которым можно задать вопрос что?
Дом, стол, окно, высокий, гуляют, картина
(презентация 2 слайд)
Выберите правильный ответ:
— Эти слова называют предметы.
— Эти слова называют признаки предмета.
— Эти слова называют, что делает предмет.
А теперь назовите тему нашего урока.
(презентация 3 слайд)
Слова, которые называют предмет.
Исходя из темы, сформулируйте задачи нашего урока.
— учиться находить слова, которые обозначают предмет;
— распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Начнем выполнение наших задач с каллиграфической минутки.
Зарядка для пальчиков.
Вот за партами ребята (раздвинули широко пальцы)
Расшалились, как котята (шевелим пальцами)
Парты пальчиками трут, словно лапками скребут.
(подушечками пальчиков трем о парту)
Наши пальцы, как котята
Тоже вздумали играть.
(стучим подушечками пальцев по парте)
Что за ловкие ребята!
Как же можно их ругать!?
Возьмем в руки орешки, покатаем между ладошками; перекладываем орехи из руки в руку и крепко сжимаем; промнем активные точки между пальцами.
— (На доске написаны буквы У а ы Е С с я и)
Какая буква лишняя?
В какие две группы можно объединить остальные буквы?
Сегодня на уроке мы повторим написание буквы Сс.
Что вы знаете об этой букве? (обозначает глухой парный согласный звук, может быть мягким, может быть твердым)
Прописать строчку букв Сс
Следить за параллельностью букв.
— Прочитайте слова для чистописания: сова, пенал, корова, петух, медведь, лисица, собака
— Какое слово лишнее, почему?
— Спишите только слова, обозначающие животных.
— Предложите свои задания к словам для чистописания. (поставить ударение)
4. Работа по теме урока.
1) Прочитайте слова, что их объединяет?
(презентация 4 слайд)
Собака, стол, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок, конфеты
(Все слова обозначают предметы)
Чем отличаются? (Отвечают на вопросы кто? что?)
Приведите свои примеры.
Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто?
Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что?
(презентация 5 слайд)
1. Людей и животных.
2. Остальные предметы.
Задание: Выберите слова, которые отвечают на вопрос что? и поместите в корзину.
(появляется картинка, беседа по ней)
(Самостоятельно записывают, проверка)
На какое правило встретились слова?
Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им спасибо за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза, накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди поля. Веет теплый ветерок. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. Откройте глаза.
3) (презентация 6 слайд)
Появляются рисунки, записать слова, которые отвечают на вопрос кто?
(лиса, собака, гусь, корова, волк, яблоко, помидор, песок, горох) )
Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие слова на вопрос что?
Прочитаем правило по учебнику с.50.
Наш урок мы назвали как? (Слова, которые называют предметы)
Как можно назвать урок теперь?
(презентация 7слайд) Имена существительные.
На вопросы кто? и что?
(Читаем и маршируем) Физкультминутка.
Упражнения для профилактики близорукости.
5) Закрепление. С.50, упр.4
6) Я называю слова, если отвечают на вопрос кто? поднимите руки,
другой вопрос, присядьте.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость.
7) Списать имена существительные в тетрадь.
(презентация 8 слайд)
повар варить вареный
цветок цвести цветной
старушка стареть старый
Что скажете о словах каждой строчки? (однокоренные)
В каком столбике имена существительные?
На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? 3?
Все ли в них благополучно? (лишнее слово)
Кто-нибудь заметил ошибку?
Спишите имена существительные.
8) Выписать только имена существительные.
(презентация 9 слайд)
Дети делают кормушки для птиц.
Много птиц уселось на крыши.
Проверка. Назвать слово с вопросом, на который оно отвечает.
Какие задачи мы ставили на урок? (вернулись к слайду 2)
Выполнили ли мы их?
Что такое имя существительное?
Какие слова отвечают на вопрос кто?
Какие на вопрос что?
Какое сейчас настроение? Покажите рисунок с изображением солнца или тучки.
Кто-то утром не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(презентация 10 слайд) Солнце, а на нем написано: молодцы.
Спасибо всем. Все хорошо работали.
На следующих уроках мы узнаем много нового и интересного про имена существительные.
6. Задание на дом. с.51, упр. 5 (инструктаж), с. 50 правило.
Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс
Класс: 1
Программа: “Перспективная начальная школа”.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
I. Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Мотивация. Целеполагание
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).
— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.
— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.
III. Изучение нового материала
1. Получение новых знаний
— А теперь разделите слова-предметы на две группы.
— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
Справка Летучей мыши:
— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.
(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.
— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.
(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)
Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
заяц – кто? прыгает – что делает?
медведь – кто? бродит – что делает?
дерево – что? выросло – что сделало?
комар – кто? летал – что делал?
— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?
(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.
— Проверим правильно ли догадались.
Справка Летучей мыши:
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.
— Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
— Прочитайте задание № 2.
— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
— Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).
— Запишем это предложение с комментированием.
— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.
Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.
VI. Итог урока. Рефлексия
— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.
Цель: ознакомление с различными членами предложения, их ролью в нём.
Урок посвящен знакомству с разными членами предложения, их ролью в предложении. В ходе урока учащиеся научатся анализировать схему и составлять по ней сообщение, правильно классифицировать слова, называющие предметы, признаки, действия и ставить к ним вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Также учащиеся приобретут опыт в различении слова, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.
Урок направлен на формирование у учащихся навыка классификации частей предложения.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме:
Задания тренировочного модуля:
Учащимся нужно выбрать несколько правильных вариант ответа на предложенный вопрос.
Выберите слова, который отвечают на вопрос «Что делает?». Может быть несколько правильных вариантов ответа.
Правильные ответы: А, Г, Д
Неправильные ответы: Б, В
Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно вспомнить правило о том, к каким словам ставится вопрос «Что делает?» (один), а к каким «Что делают?» (много). А затем надо понять, сколько человек совершают действие – один или много. Только после этого они могут выбрать правильный ответ.
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Учащимся нужно дополнить таблицу необходимой информацией.
Восстановите таблицу. Допишите пропущенные вопросы.
Урок русского языка по теме «Слова, называющие предметы». 2-й класс
Класс: 2
Планируемые результаты образования:
общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку;
логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам, излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявлять устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы, тетради, учебники.
I. Организационный момент.
— Сегодня на урок возьмём с собой улыбки и хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у вас.
— У меня два солнышка – грустное и веселое. Хлопните в ладоши, у кого грустное настроение. А теперь, у кого радостное.
— Надеюсь у кого настроение грустное станет радостным. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся.
II. Минутка каллиграфии.
— Итак, у нас с вами урок русского языка. Чтобы красиво и правильно писать нужно, помнить о правилах посадки при письме. Сели правильно, открыли тетрадь. Запишите с доски число, классная работа.
— Обратите внимание на экран. Написание каких букв мы сегодня повторим? (Л, м)
— Чем похожи и чем различаются они? (Количеством элементов)
— Какие элементы мы используем для их написания? (Наклонные прямые палочки с закруглением влево и вправо)
— Запишите красиво эти буквы в тетрадь.
III. Актуализация знаний.
— Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то что его окружает.
IV. Словарная работа.
— Посмотрите на доску. Что это за слова? (Словарные)
Как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы)
Словарь: г…род, т…варищ, д…рога, с…рока,в…р…бей, щ…вель.
Запишите эти слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы. (1 уч-ся у доски)
— Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы.
— У кого были допущены ошибки? Вам нужно подучить написание всех словарных слов.
— Как вы считаете, написание всех словарных слов мы знаем? (Нет)
— Сегодня мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. А какими, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Слайд со словарным словом
— Разделите слово на слоги. Сколько в нем слогов? (2)
— Какой слог по счету ударный? (2)
— А что такое тетрадь? (Учебная принадлежность для выполнения письменных работ).
— Запишите это слово в тетрадь.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там и след кладет. (Карандаш)
— Разделите это слово на слоги. Сколь слогов? (3)
— Какой слог по счету ударный? (3)
— Что такое карандаш? (Письменная принадлежность применяемая для письма, рисования и черчения).
— Запишите новое слово в тетрадь.
— Устно составьте с новыми словарными словами предложения.
— Какой вопрос мы зададим к словам тетрадь и карандаш? (Что)
— Что называют эти слова? (Предметы)
V. “Открытие” новых знаний.
— Да, правильно мы будем работать со словами, называющими предметы.
— Какие же задачи вы поставите для себя?
(1. Научиться находить слова, называющие предметы в тексте.
2. Задавать к этим словам вопросы.)
— Давайте вспомним: какие вопросы можно задать к словам: портфель, школа, умный, учиться?
— Какие слова мы отнесем к называющим предметы. (Портфель, школа)
2. Работа с учебником
— Откроем учебники на с 53 Упр. 1 (фронтальная работа).
Обучающиеся по очереди называют и записывают у доски слова, к которым можно задать вопрос что?
— А теперь выберите правильный ответ:
1. Выписанные слова обозначают предметы.
2. Выписанные слова называют признак предмета.
3. Выписанные слова называют, то, что делает предмет.
— Какие слова вы не выписали? Почему? (Они не отвечают на вопрос что?)
— Можно ли задать к ним вопрос? (Да)
VI. Физкультминутка для глаз.
(Работа с офтальмотренажером: проследить глазами в направлении стрелок. Глаза зажмурить и открыть 4 раза.
— Выполнение упр.2 по карточкам (3 человека). Поиск слов с определенным значением. (Слова обозначающие явления природы).
Самостоятельная работа остальных обучающихся с заданием на экране.
— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Выписать слова, отвечающие на вопрос что?)
— Проверим выполнение задания. Назовите выписанные слова. Сверьтесь с экраном.
— А теперь поработаем в парах, выполнив упр. 3.
— Напоминаю работая в паре вы помогаете друг другу, оказываете совместную поддержку. Найдите и выпишите слова, которые не отвечают на вопрос что?
— Проверим выполнения работы. Зачитайте ответственные те слова, которые выписали.
— Какой вопрос вы задали к этим словам? (Кто?)
— А можно ли к одному слову задать два вопроса кто? и что?? Как вы думаете? Почему?
— Кого называют слова, отвечающие на вопрос кто? (Живые предметы)
— Обрати внимание на следующий слайд на экране.
— Наш урок мы назвали “Слова, называющие предметы”. Как теперь можно назвать урок иначе? (Имена существительные)
— Встали все. Немного отдохнем. Я буду называть предметы, если слово отвечает на вопрос кто? вы поднимаете руки вверх, если на вопрос что? приседаете.
VIII. Закрепление материала.
— Теперь поработаем в группах. Повернулись друг другу. У нас четыре группы. В каждой группе есть ответственный. Возьмите задание, внимательно прочитайте и приступайте к выполнению. Обсуждение ведем тихонько, чтобы никому не мешать.
1 группа – подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос что?
Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь
Учитель, тётя, солнце, портфель, бабушка, обувь
Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка
Мама, дождь, врач, мороженое, дверь, кошка
— Проверка работы по группам.
— На какие же вопросы отвечали данные слова?
— Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, называющие предметы как называются? (Имя существительное).
— В начале урока вы поставили пред собой цели:
Научиться находить слова называющие предметы.
— Как вы считаете, научились?
— Вторая цель была – задавать к словам вопросы.
— Умеете теперь вы задавать вопросы?
— Как вы считаете, поставленные цели мы выполнили?
— А если мы с вами все цели выполнили. Как вы думаете, урок удался?
— Чтобы закрепить знания полученные на сегодняшнем уроке дома выполните упр. 4, с 55. Запишите задание в дневник.
— Незаметно пролетел наш урок. Много сегодня мы с вами трудились, вы узнали много нового. Давайте проверим наше настроение. (Грустное и веселое солнце)
Слова — названия действий предметов в русском языке
Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.
В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.
Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.
Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.
Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?
Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?
Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.
Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?
Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.
Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?
Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.
Продолжите сами по аналогии:
Молчать – молчал, молчит, будет молчать.
Читать – читал, читает, будет читать.
Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.
Понаблюдайте за словами.
Дождь моросит, идёт, хлещет.
Мальчик плетётся, идёт, бежит.
Мама шепчет, говорит, кричит.
Малыш улыбается, смеётся, хохочет.
Назовите сами более сильную степень действия.