какие слова не выражают понятия

2. Понятие и слово

2. Понятие и слово

Будучи отражением предметов действительности, понятие неразрывно связано со словом. Слово — материальный носитель понятия, языковое средство закрепления мысли, ее хранения, а также передачи другим людям. Вне слова нет понятия.

В соответствии с двумя сторонами понятия — его содержанием и объемом — в слове выделяются смысл и значение. В основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия. А под значением имеются в виду стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия.

Отношения между понятием и словом не есть взаимно-однозначное соответствие. Они подвижны и многоплановы. С одной стороны, всякое понятие выражается в слове (или словосочетании), а с другой — не всякое слово выражает собой понятие. Понятие может быть выражено либо одним словом (например, «государство»), либо словосочетанием, состоящим из двух и более слов: «правовое государство», «федеративное правовое государство», «демократическое федеративное правовое государство» или даже «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Последнее словосочетание используется в нынешней Конституции Российской Федерации для характеристики ее государственного устройства и выражения соответствующего понятия (см. ст. 1).

Но если, как уже сказано, всякое понятие выражается словом (или словосочетанием), то не всякое слово выражает понятие. Таковы, например, междометия, в которых непосредственно зафиксированы не мысли, а чувства («ах», «ой», «эге-ге» и др.), хотя чувства тоже могут быть предметом мысли и о них возможны свои понятия («испуг», «удивление», «недоумение» и т. д.). Таковы и служебные слова — союзы, частицы и т. п. («когда», «не»).

Далее, одно и то же понятие может быть выражено различными словами. Так, понятие преступления в разных языках облекается в различные словесные оболочки: «преступление» в русском языке, «crime» — в английском, «Verbrechen» — в немецком и т. д. И даже в одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «родина» — «отечество» — «отчизна»; «конституция» — «основной закон государства»; «юрист» — «правовед»; «адвокат» — «защитник» — «заступник». Такие слова называются в русском языке синонимами.

В свою очередь, одно и то же слово может заключать в себе несколько понятий. Например, «коса» — это и орудие труда земледельца, и песчаная полоса на берегу реки или моря, и вид женской прически. «Закон» — это и объективный закон природы или общества, и юридический закон. Подобные слова называются омонимами.

Непременным условием правильного мышления служит точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и сочетаниях слов. И наоборот, непременным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Так, синонимия важна для выражения разных оттенков мысли, выделения различных сторон отражаемого в ней предмета. Однако она таит в себе опасность логических ошибок: смешения понятий, подмены понятий и т. д.

Это особенно важно учитывать в юридической практике. Как не раз отмечалось в юридической литературе, в качестве синонимов нередко используются слова, за которыми стоят разные понятия.

В чем, например, разница между словами «обвиняемый» и «подсудимый»? Они так близки, что кажутся синонимами, а на самом деле относятся к качественно различным этапам следственно-судебного процесса и тем самым выражают разные понятия. Вот как это разъясняется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ:

«1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт.

2. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым» (ст. 47). И далее: «Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным» (там же).

В качестве синонимов иногда употребляются, например, такие, как «зачинщик» и «подстрекатель» (хотя не всякий зачинщик есть подстрекатель, и наоборот, не всякий подстрекатель есть зачинщик); «кровотечение» и «кровоизлияние» (может быть кровотечение без кровоизлияния и может быть кровоизлияние без кровотечения); «крайняя необходимость» и «необходимая оборона». Нередко путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». С введением суда присяжных заседателей может происходить путаница с понятиями «вердикт» и «приговор». А от подобной путаницы слов усложняется дело, возникает недопонимание, страдают люди.

Что касается омонимов, то, как и всякое совпадение, они неизбежны в языке. Но их употребление тоже требует осторожности, иначе и здесь возможны логические ошибки. Так, если мы скажем: «Закон всемирного тяготения», но «Закон о браке и семье», то такое употребление слова-омонима «закон» будет правильным в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем: «Закон о всемирном тяготении» и «Закон брака и семьи», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами окажется странным и даже нелепым. Но разве не столь же странно и нелепо звучали до недавних пор в обществоведении выражения: «Закон об определяющей роли материального производства в жизни и развитии общества», «Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию», «Закон о соответствии (или еще пуще: об обязательном соответствии!) производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил»? Вольно или невольно происходило смешение объективных законов, независимых от людей (законов чего-либо), с человеческими, юридическими законами (законами о чем-либо). В итоге возникала путаница в их понимании.

Если одно и то же слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка называется в логике амфиболией (двусмысленностью). На использовании таких слов-омонимов нередко основаны остроты, шутки, анекдоты. Их прекрасно применял Льюис Кэрролл в своих знаменитых книгах «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». В амфиболиях понимал толк Козьма Прутков (см. его «Плоды раздумья»). Они лежат в основе ряда габровских анекдотов.

В период подготовки к референдуму о проекте новой Конституции Российской Федерации в одной из центральных газет была опубликована статья под названием «Конституция мадам Грицацуевой — самая демократическая в мире». Судя по названию, можно было подумать, что речь идет об еще одном, женском, альтернативном варианте проекта Конституции. А оказалось, что в статье говорилось о конституции. женского тела! В статье отмечалось, что мода на худосочных красавиц проходит и что в рацион многих моделей входят всевозможные мучные изделия. А с точки зрения одного известного модельера, фигура вообще не нужна.

В «Правде» приводился совсем уж анекдотический случай, когда один в прошлом высокопоставленный чиновник из Москвы, оказавшись в провинции, после сытного ужина помечтал для полноты счастья о «колхознице» (сорт дыни), а к нему хотели привести женщину (правда, не колхозницу, а сельскую учительницу).

Многозначность слов создает существенные трудности в науке и технике. Вот почему здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят вполне определенные понятия. Это достигается путем разработки системы терминов — слов, имеющих один и тот же смысл, по крайней мере, в пределах данной науки или отрасли техники.

Как показывает практика, выработка научной терминологии — дело долгое и трудное, но важное. Особое значение имеет точность вводимых или употребляемых слов в юридической сфере. Над этим работают целые коллективы ученых и практиков-юристов.

В современной логике разработана целостная теория «именования» предметов — учение об именах и созданы специальные искусственные языки, свободные от всяких неясностей и двусмысленностей, состоящие из однозначных символов.

Источник

§ 2. Соотношение понятия и слова

§ 2. Соотношение понятия и слова

Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образова­ние, ни оперирование ими. Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть определенные различия. Рассмотрим эти различия более подробно.

Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.

Омонимами называются слова, совпадающие по звучанию, но относящи­еся к различным понятиям. Например, «ключ», «мир», «следствие», «при­вод» и другие. Для наглядности данный вид соотношения слова и выражен­ных им понятий можно представить следующим образом:

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия

При этом каждое понятие, выраженное одним и тем же словом, имеет только свое значение. Вот почему такие слова называются многозначными. Например, у слова «презумпция» два значения: 1) предположение, основанное на ве­роятности; 2) признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. А слово «след» имеет пять значений: 1) отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-либо поверхности; 2) результат, последствия чьей-ли­бо деятельности; 3) царапина, шрам, синяк, свидетельствующие о чем-либо; 4) уцелевшая незначительная часть чего-либо, незначительный остаток от того, что было; 5) нижняя часть ступни, подошва ноги.

Смешение паронимов может порождать искажение смысла. С неточным выбором паронимов связаны ошибки в следующих рассуждениях: «Влево от дверного проема вещевого склада вдоль северной стены находятся обгорев­шие останки стола»; «Подсудимый не оправдал доверенность коллектива»; «Опознать тех мужчин я не смогу, так как не видела их в личности».

Таким образом, способность слов выражать различные понятия приводит иногда к неясности в рассуждениях. Поэтому необходимо точно устанавли­вать значение слов, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

Термин применительно к языку права понимается как слово или словосо­четание, имеющее юридическое значение, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности с точки зрения права. Так, по подсчетам специалистов, лексика уголовного пра­ва терминирована на 42,14%[4]. Это связано с тем, что язык права не допускает инотолкования, каких-либо кривотолков.

Правовые понятия имеют логическую структуру, одинаковую для всех по­нятий. Вместе с тем их содержание и объем обладают некоторыми особенно­стями, которые следует учитывать в правоприменительной деятельности.

Различают два вида правовых понятий: относительно-правовые и специаль­но-правовые. Относительно-правовые понятия используются не только в пра­вовой, но и в других сферах деятельности. Например, понятия «закон», «свиде­тель», «статья», «следствие», «доказательство», «факт» и другие могут иметь не только правовое, но и иное содержание.

Специально-правовые понятия отражают только правовые качества объекта. Например, «истец», «ответчик», «суд присяжных», «правонарушение» и др.

Устойчивость и определенность правовым понятиям придает то, что они закрепляются в законе. Возведенные в юридический закон понятия стано­вятся для субъектов познания единственными и обязательными. Никто не должен употреблять понятие, указанное в законе, в ином смысле, чем это предусмотрено законодателем. Например, понятие любого конкретного со­става преступления (убийство, кража, клевета и т.д.) включает строго опре­деленную совокупность существенных признаков, которая не может быть ни увеличена, ни сокращена.

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия

В-третьих, в обыденной речи к основному семантическому значению по­нятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выраже­ния эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. Например, пары слов «собрание» и «сборище», «глава» и «главарь»,«адвокат» и «адвокатишка» совпадают по своему семантическому значению. Однако во втором слове каждой пары слов присутствует негативный отте­нок, которого нет в первом слове. В данном случае также нет полного сов­падения понятия и слова.

Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения по­нятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

Читайте также

§ 3. Соотношение языка и мышления

§ 3. Соотношение языка и мышления Мысль человеческая всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные по­буждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством

Соотношение Дхармы и «слова Будды»

Соотношение Дхармы и «слова Будды» Это своеобразие буддийской литературы во многом объясняется принципами понимания и толкования «слова Будды» (буддха-вачана). «Слово Будды» не было для буддистов священным в том же смысле, в каком христиане и мусульмане считали

Незамужние женщины и численное соотношение полов

Незамужние женщины и численное соотношение полов Вероятно, самое сильное чувство огорчения остается, когда тебя оставляют без внимания. Каждый может припомнить свои переживания, когда его не включали в состав спортивной команды, не приглашали на ночную пирушку или на

8. «Слова, слова, слова» Этика речи

8. «Слова, слова, слова» Этика речи Не ходи сплетником в народе твоем. Ваикра 19:16 Это, наверное, чаще всего нарушаемая заповедь из 613. Она запрещает говорить плохое о человеке, даже если это правда, кроме случаев, когда вашему собеседнику эта информация жизненно необходима

§ 5. Соотношение цели и средства в уголовном процессе

§ 5. Соотношение цели и средства в уголовном процессе Участники нравственных отношений, вступая в них и действуя соответствующим образом, так или иначе мотивируют свои поступку и поведение. Мотив является основанием поступка. Он представляет собой внутреннее побуждение

7.1.5. Ключевое соотношение

7.1.5. Ключевое соотношение Если выделить основные моменты изложенного выше, то можно утверждать следующее:а) корни диалектики — в объективной действительности («диалектика — объективное обстояние, объективный ритм предмета»);б) логические формы (философские категории)

1. Соотношение категорий движения и развития

1. Соотношение категорий движения и развития В целом проблема соотношения законов функционирования и развития выступает как конкретное выражение более общей проблемы соотношения движения и развития. Классики марксизма-ленинизма среди важнейших принципов диалектики

1. Соотношение категорий движения и развития

1. Соотношение категорий движения и развития В целом проблема соотношения законов функционирования и развития выступает как конкретное выражение более общей проблемы соотношения движения и развития. Классики марксизма-ленинизма среди важнейших принципов диалектики

2. Соотношение биологического и социального

2. Соотношение биологического и социального Уже Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу социального. Позже перед учеными возникли вопросы: каково взаимоотношение между этими

5. Соотношение подбора отрицательного и положительного

5. Соотношение подбора отрицательного и положительного Основное соотношение двух родов прогрессивного подбора уже было нами формулировано, как определенная противоположность. Положительный подбор увеличивает «количественную устойчивость» форм, накопляя в них

4. Соотношение природы и человека

4. Соотношение природы и человека До поры до времени человек трактовался как естественный результат общеприродного развития и никакого вопроса об особом соотношении человека и природы не ставилось. Но уже Фалес (A 1=I 71, 24) противопоставлял природные дарования человека и

Новое соотношение.

Новое соотношение. Теперь — о самом значительном последствии в позитивном праве, наступающем в условиях возрожденного естественного права, его новой жизни. Оно касается соотношения права и власти — того соотношения, которое при всех метаморфозах права (его развитии от

4. Соотношение знания и веры

4. Соотношение знания и веры Как много существует видов веры? Сначала уточним, что понимается под верой. По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат»[361]. Вера в общие

МИРОВОЕ СООТНОШЕНИЕ

МИРОВОЕ СООТНОШЕНИЕ «Мировое соотношение обнимает все проявления космического магнита». (Беспред., §218)Соотношение, о котором говорится в книге «Беспредельность» есть СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОГНЕМ ДУХА и ОГНЕМ ПРОСТРАНСТВА. Это соотношение УТВЕРДИТ НОВУЮ ЖИЗНЬ.Солнце и Луна

Неопределенностей (Соотношение) (Incertitude, Relations D’-)

Неопределенностей (Соотношение) (Incertitude, Relations D’-) Своего рода принцип, иногда называемый принципом неопределенности, предложенный Гейзенбергом.Именно он показал, что, поскольку с изменением условий наблюдения на квантовом уровне видоизменяется и сам объект наблюдения

Источник

Признаки предмета. Соотношение понятия и слова

Понятие выступает и как исходный элемент познания, и как его результат. Любая логическая форма имеет понятийный характер. Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

Существенные – это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.

Несущественные – это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия «человек» является цвет его волос, вес, рост и др.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.

Таким образом, понятие – это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Соотношение понятия и слова

Понятие и слово неотделимы друг от друга в возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.

Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также имеются некоторые различия между понятием и словом. Рассмотрим данные различия более подробно.

Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями. Например, «основы теории государства и права», «экономическая теория», «студент первого курса юридического факультета».

Во-вторых, не всякое слово выражает понятие. Это касается прежде всего междометий «ай», «ох», «эй» и других, т.к. эти слова выражают, но не называют различные чувства и побуждения.

Не выражают понятия и местоимения «я», «ты», «он» и т.д. Это слова-указания, они не значат, а указывают на значимое. «Я » – это только указание на говорящего, «ты» – на слушающего, «он» («она», «оно», «они») – на лиц, не причастных к данному разговору. Но никаких существенных признаков в этих словах не содержится. Кто такое «я» (если не знать, кто говорит) – мужчина, женщина, студент, ученый и т.п. – неизвестно, потому что этого содержания нет в слове «я».

В-третьих, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием в одном языке слов-синонимов и слов-омонимов.

Следует подчеркнуть, что логическая структура мысли и грамматический строй языка не совпадают. Законы логики по своей сути общечеловечны, а формы словосочетаний специфичны для каждого национального языка.

Грамматические законы строения речи связаны с законами логического строения мысли. Вместе с тем логические формы, в которых оттачивается мысль, испытывают влияние грамматических особенностей языка.

Каждая наука, как известно, стремится к однозначности своих терминов, имеющих строго определенное смысловое значение, т.к. неточная терминология ведет к смешению понятий, к путанице мыслей. Неопределенность терминов недопустима в речи юриста, выступлении экономиста, в преподавательской деятельности.

Следовательно, понятие, находясь во взаимосвязи со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения понятия, а оно, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

2.2. Логическая структура понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия

Понятие отражает единую мысль существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия «человек» является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия «государство» выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Для раскрытия содержания следует путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам.

Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятия «учащийся высшего учебного заведения» выражает большую совокупность людей, которых называют «студент», объем же понятия «Президент Российской Федерации» составлен из одного элемента, которому присвоено данное имя.

Совокупность предметов, включенных в объем понятия, составляет логический класс предметов. Логический класс – это такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего выражаются общим понятием. Логический класс и объем соответствующего понятия совпадают. Например, класс реактивных самолетов, класс позвоночных животных, класс землеройных машин – эти совокупности однородных предметов, составляющих объем соответствующих понятий.

Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «преподаватель логики» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «педагог». При этом содержание первого понятия шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе такого рода примеров можно сформулировать закон:

чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот,

который называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «психолог»), и наоборот, чем больше информация в понятии (например, «психолог-практик в средней школе»), тем уже и определеннее круг предметов.

Виды понятий

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды.

Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, «великий русский писатель Александр Николаевич Островский», «Организация Объединенных Наций», «столица России» и другие).

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, «столица», «государство», «правовед», «экономист» и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации (например, «участник Великой Отечественной войны», «народный депутат России» и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, «человек», «философ», «ученый» и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов, существование которых в принципе невозможно: «вечный двигатель», «русалка», «леший» и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: «древнегреческий философ», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные – это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др.

Абстрактные – это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: «смелость», «добросовестность», «храбрость», «синева», «тождество» и др.

Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: «родители»-«дети»,»учитель»- «ученик»,»начальник»-«подчиненный»,» истец»-«ответчик» и др.

Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов: «фермер», «правило», «деревня», «человек» и др.

Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: «принципиальность», «благородный поступок», «живущий по средствам», «успевающий студент» и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, «некрасивый поступок», «некрашеный дом», «некошеный луг» и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес»): «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок» и др. В словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: «лес», «созвездие», «роща», «студенческий строительный отряд» и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: «дерево», «звезда», «студент» и др.

Отношения между понятиями

Так как все предметы в реальности находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие эти предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, «симфоническая музыка» и «солнечное затмение», «воздушное пространство» и «библиотека»). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, «язык» и «иностранный язык», «экономист» и «работник банка»). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые, объемы которых совпадают полностью или частично и несовместимые, – объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая мыслимая в нем точка – предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия

А – автор рассказа «Человек в футляре»
В – автор рассказа «Каштанка»

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятияВ отношении пересечениянаходятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, на рис. 2 пересекающимися понятиями являются «студент» и «филателист» (А и В): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты – студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия
какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятияВ отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых

полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия «герой» (А) и «театральный герой» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя, рис.3 существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие «театральный герой» полностью входит в объем понятия «герой».

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятиярядом

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия
А – должностное преступление В – взятка С – растрата (В и С подчинены А)

В отношении противоположностинаходятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, «демократическое государство» и «тоталитарное государство » (А и В) рис.5, «свой» и «чужой», «храбрость» и «трусость» и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия

А – демократическое государство В – тоталитарное государство

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятияВ отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, А – «знающий философию» и В – «незнающий философию», «друг» и «недруг» и т.д. рис.6. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются.

какие слова не выражают понятия. Смотреть фото какие слова не выражают понятия. Смотреть картинку какие слова не выражают понятия. Картинка про какие слова не выражают понятия. Фото какие слова не выражают понятия
А – знающий философию В – незнающий философию

Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, с понятиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *