какие слова нельзя говорить по телефону для прослушки в россии
Кто, как и зачем прослушивает ваши разговоры и читает переписку. Исследование Znak.com
«Не по телефону». «Сейчас перезвоню с другого номера». «Давай выйдем на улицу, прогуляемся, тут лучше не говорить». Такие фразы прочно вошли в жизнь российского истеблишмента, а ведь еще несколько лет назад жалующихся на прослушку телефонов и кабинетов принимали за полусумасшедших, вроде тех, кто носит шапочки из фольги и верит в зомбирующие лучи КГБ. Сегодня все знают: слушают всех, слушают без оглядки на закон и материалы этих прослушек чаще используют не в суде, а в политических интригах, доносах, провокациях. Znak.com поговорил с одним из профессионалов теневого рынка электронной разведки, чтобы выяснить, как работает эта сфера.
По закону, прослушка телефонов и контроль интернет-трафика возможны только по решению суда. Правда, закон позволяет следователям «включать запись» и без такового, если дело срочное и прослушка необходима для предотвращения готовящегося преступления. Примерно по такому же принципу следователям «в виде исключения» разрешают проводить обыски, получая санкцию суда уже постфактум. Как и в случае с обысками, часто правоохранители пользуются этой нормой, чтобы получать бесконтрольный доступ к чужим тайнам.
Существуют также способы легализовать незаконную прослушку, поместив имя и телефон нужной персоны в длинный перечень подозреваемых по какому-нибудь уголовному делу. Как говорят источники в органах, судьи почти никогда не вникают, каким образом та или иная фамилия связана с уголовным делом, и подписывают разрешения «одним махом». Такие судебные решения носят гриф «секретно», и кто оказался в списках «на прослушку», гражданам не узнать никогда.
«Зачем вам столько телефонов?»
Как уберечься от прослушки? Почти никак. Во-первых, бесполезно менять SIM-карты: на прослушку ставят не номер мобильного, а уникальный номер телефонного аппарата (IMEI). Какая бы симка не была установлена в телефоне, он все равно будет «в прямом эфире».
В России одним из крупнейших поставщиков «аналитического» софта для спецслужб также является Avicomp Services. А аппаратные решения и программы для «мониторинга» (то есть прослушки) активно продает новосибирская компания «Сигнатек». На ее сайте сказано, что она предлагает «субъектам оперативно-разыскной деятельности» «системы мониторинга коммуникаций объектов: телефонных разговоров, факсимильных сеансов, видеозвонков, сообщений SMS, ДВО, ICQ, электронной почты», а также «Системы мониторинга перемещения объектов с визуализацией на карте».
В каталоге продукции есть примеры того, как выглядит интерфейс программы для «мониторинга»:
What’sApp или Viber?
Еще один относительно надежный способ переписки – использование телефонов BlackBerry, в которых есть собственный сервис обмена сообщениями BlackBerry Messenger. Данные в нем шифруются еще надежнее, чем в Viber, доступа к ним у российских силовиков нет, и, возможно, именно поэтому BBM в России запрещен. Чтобы им пользоваться, приходится покупать телефон в США и «разлочивать» его у российских специалистов.
Может быть, силовикам бы и хотелось «слушать всех», но в реальности под постоянным наблюдением всего 200-300 человек в Екатеринбурге, говорит собеседник Znak.com. Большинство из них – подозреваемые в экстремизме (в первую очередь исламистского толка) и терроризме, члены находящихся в разработке ОПГ, участники непрозрачных финансовых операций крупного масштаба («обналичники» и т.п.). Лишь не более 10% от всей массы «поднадзорных» слушают по политическому заказу, считает собеседник Znak.com.
Для обмена информацией все больше людей и организаций используют облачные сервисы вроде Dropbox, «Яндекс.Диск», «Google disk» и других. Ими тоже интересуются правоохранительные органы. Из популярных сервисов относительно надежным считается предложение Google, но наш источник советует обратить внимание на Wuala: хранилище, поддерживающее шифрование, с серверами в Швейцарии. Правда, если вы спасаете свои тайны не от российских спецслужб, а от американских, вам вряд ли что-то поможет. Несколько дней назад еще один «сверхбезопасный» облачный сервис Lavabit был таинственным образом закрыт и все его пользователи потеряли свою информацию. Судя по всему, дело в том, что почтой Lavabit пользовался бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден.
Редкий российский бизнесмен и политик сегодня обсуждает по телефону что-нибудь важнее рыбалки и футбола. Поэтому, помимо анализа собственно текстов переговоров, профессионалы электронной разведки занимаются обработкой больших массивов данных, выявляя математические закономерности, неявные связи, строя на этом основании гипотезы о взаимодействии тех или иных групп или персон. Материалом для этого могут служить телефонные звонки, электронные письма, банковские операции, операции по регистрации или ликвидации юридических лиц и т.п. Получаются большие схемы, подобные той, что приведены в одной из презентаций уже упоминавшейся компании Avicomp:
Перлюстрация электронной переписки, мониторинг телефонных переговоров зашли уже так далеко, как и не снилось авторам романов-антиутопий. Наверное, нередко мощь СОРМов помогает предотвратить подлинные теракты или настоящие преступления. Но для общества куда заметнее случаи, когда методы электронной разведки используются для политического преследования и не имеют никакого отношения к законным процедурам. При этом от бесконтрольной слежки страдают не только оппозиционеры, но и лояльные Кремлю политики. Собранный при помощи электронных средств компромат часто становится орудием элитной борьбы против тех, кто еще недавно сам заказывал прослушку своих врагов. В этом смысле электронная разведка превратилась в опасность, от которой не застрахован никто.
Наша справка: Как уральские политики страдают от слежки и пытаются спастись
В «тюменской матрешке» только на Юге, в Тюмени, приучили себя к мессенджерам вроде Viber и WhatsApp: в ХМАО и ЯНАО покрытие 3G намного хуже и пользоваться ими накладно. Зато северные чиновники активно используют аппаратные средства против прослушки. Например, в кабинете одного из высокопоставленных чиновников за шторой стоит «глушилка», которую он включает во время важных разговоров. Как говорят, звук это устройство издает жуткий, поэтому долго говорить, когда он работает, просто физически тяжело.
За одним из губернаторов «тюменской матрешки» наблюдали без всяких айфонов. Видеокамера была обнаружена прямо над кроватью первого лица в служебной резиденции. Кто был заказчиком слежки (ФСБ или частные лица), так до сих пор и не выяснили.
На тюменском Севере, чтобы не стать «находкой для шпионов», еще несколько лет назад использовали старые дедовские методы – там любили менять мобильные телефоны и сим-карты. Один из руководителей крупной компании рассказывал корреспонденту Znak.com о том, что у берега Иртыша в Ханты-Мансийске есть место, проходя над которым катер мог бы сесть на мель, такое количество телефонов там утоплено.
Самые продуманные чиновники и бизнесмены всегда предпочтут личные беседы телефонным разговорам. Более того, как признался один из них, самым надежным способом коммуникации является запись на листке, после чего этот листок просто сжигается.
Фразы, после которых ваш телефон могут начать прослушивать
Не так давно большинство людей со снисходительным скепсисом относились к заявлениям о прослушке телефонов. Однако сейчас практически каждый, хоть немного просвещённый в вопросах кибербезопасности, знает, как нашими данными приторговывают разные крупные корпорации. Поэтому прослушка телефонов кажется чем-то не таким уж и маловероятным. Кто это делает и как в итоге используются полученные сведения — попробуем разобраться.
Подслушивает ли смартфон ваши разговоры
Сэм Николс, журналист издания Vice, однажды сидел со своим приятелем и обсуждал недавнюю поездку в Японию. Друзья разговорились, начали мечтать о следующем путешествии. А наутро увидели в Facebook рекламу дешёвых билетов в Токио. Хоть это и выглядело как простое, но жутковатое совпадение, Сэм насторожился и начал опрашивать знакомых. Журналист убедился, что подобные истории случались у многих. Поэтому в августе 2018 года Николс провёл расследование.
Журналист пообщался с Питером Хенвеем — экспертом отдела кибербезопасности компании Asterisk. Специалист утверждает, что смартфоны нас действительно могут подслушивать, но не всё так просто. Телефон не отправляет на серверы «корпораций зла» постоянные записи микрофона. Однако, по всей видимости, он включает запись после определённых слов или фраз, которые принято называть триггерами (спусковыми крючками).
Многие из читателей знакомы с популярными фразами-триггерами — «Привет, Siri» или «ОК, Google». Вы не нажимаете ничего на своём смартфоне, но при произнесении этих слов включается микрофон и начинается прослушка. Впрочем, у голосовых помощников она сопровождается явным указанием на экране, что телефон вас слушает.
Сэм Николс решил проверить это предположение. В течение пяти дней он иногда брал свой смартфон в руки и произносил фразы, которые, по его мнению, могли бы запустить прослушку. Он рассказывал о своём желании получить второе образование, о необходимости в новых джинсах и о многих других повседневных вещах так, словно рассказывал о них приятелю. Результат не заставил себя ждать — Сэм начал получать рекламу в Facebook, которой раньше там никогда не было.
«Я раньше никогда не видел эту рекламу одежды,» — пишет Николс
Изменения на моей страничке в фейсбуке произошли буквально за одну ночь. Неожиданно мне начали предлагать курсы в разных университетах, а также доступные бренды одежды. Частная беседа с другом о том, как у меня заканчивается память на компе, привела к объявлению о дешевых картах данных на 20 ГБ.
Сэм Николс
https://www.vice.com/ru/article/wjbzzy/net-eto-ne-paranojya-vash-telefon-proslushivaet-vashi-razgovory
Питер Хенвей предполагает, что у таких крупных приложений, как Facebook или Instagram, могут быть тысячи триггеров. Вычислить их «вручную», с помощью эксперимента Николса, не представляется возможным.
Зачем это нужно
Ответ простой и прозаичный — прибыль. Маркетинг и таргетированная реклама — одни из самых прибыльных направлений бизнеса, поэтому владельцы крупных и популярных приложений довольно часто продают персональные данные пользователей, их поисковые запросы и другую информацию.
Если же вы не знакомы с этим явлением, то вот краткий ликбез. Вы искали в интернет-магазинах новый монитор. И на следующий день вас встречают рекламные баннеры на каждом втором сайте, которые предлагают вам различные мониторы по выгодным ценам. Это не совпадение — просто у рекламодателей есть данные о том, что вы запрашивали у поисковика магазины с мониторами.
Назойливая таргетированная реклама — популярный объект шуток и забавных комиксов
То же самое может происходить и с вашими голосовыми записями. После озвучивания фразы-триггера смартфон может включить микрофон, а затем отправить записанную фразу на сервер для дальнейшей обработки.
Законно ли это
К сожалению, да. У каждой компании, которая выпускает различные приложения и другой софт, существуют специальные соглашения с конечным пользователем (да-да, те самые, которые мы принимаем, не читая). Они развязывают разработчикам руки в плане прослушки по триггерам и дальнейшей передачи этих сведений рекламодателям. При этом правила App Store и Google Play такие приложения не нарушают — они ведь запросили у вас разрешения на использование микрофона! Стало быть, использование слов-триггеров нельзя вменить им в вину.
Другой вопрос, сознаются ли они в этом публично. Представители Google и Facebook пока отрицают, что каким-либо образом шпионят за своими пользователями. Очевидно, что даже несмотря на законность таких действий, они сильно подпортят свою репутацию подобным заявлением.
Но многих пользователей уже не убедить публичными высказываниями — не далее как в сентябре 2019 года Google были вынуждены выплатить рекордно большой штраф (170 млн долларов) за сбор, хранение и использование персональных данных детей. Эти сведения собирались на YouTube без согласия самих несовершеннолетних и их родителей, а затем использовались для таргетированной рекламы.
Можно ли избежать прослушки
Что же остаётся делать рядовому пользователю? Вариантов не так много:
Чувствовать, что ты находишься под постоянным присмотром крупных компаний, ужасно неприятно. Не больше удовольствия доставляет таргетированная реклама, которая чаще приносит раздражение, нежели радость полезной покупки. Но спрятаться от этой слежки непросто, увы. Тем более, что слова-триггеры пока так и не изучены.
Эксперт назвал запретные слова в разговоре с телефонными мошенниками
Благодаря махинациям с банковскими картами мошенники сумели похитить у россиян 150 миллиардов рублей в 2020 году. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного компанией BrandMonitor на основе информации ВЦИОМ.
«Представляясь представителями финансовых организаций по телефону и снимая деньги через банкоматы, мошенники выручили 66 млрд рублей — около 45% от общей суммы, добытой обманным путем. На втором месте по объему заработанных мошенниками денег оказались фиктивные медицинские услуги (31%), на третьем — фишинговые сайты и несуществующие интернет-магазины», — отмечают аналитики.
Чтобы обезопасить себя от финансовых потерь, юристы советуют не вести разговоров с мошенниками.
«Лучший способ обезопасить себя — вообще не разговаривать с мошенниками. Однако некоторые из них бывают крайне убедительны. Желательно не отвечать на вопросы фразами «да», «нет» и не называть никакие цифры, поскольку ваш голос может быть записан на диктофон. Зная конфиденциальные данные о вас, такую запись возможно использовать при звонке в тот же банк или иную организацию, где автоответчик способен распознать голос», — заявил агентству «Прайм» юрист Егор Редин.
Также эксперт отметил, что ни в коем случае нельзя называть аферистам сроки действия карты и защитный код на обратной стороне. Если номер карты можно узнать, то период действия карты, cvc- или PIN-код злоумышленники могут узнать у вас только лично.
Редин отметил, что самой популярной разновидностью мошенничества являются звонки из службы безопасности или технического отдела банка с информацией, что с вашего счета пытаются списать деньги.
« Как только вы слышите подобную сказку, инструкция одна: сразу кладите трубку. Запомните: банк не звонит клиентам по вопросам операций и, тем более, не выясняет у них реквизиты банковских счетов, персональные и конфиденциальные данные», — говорит он.
По мнению юриста, часто люди становятся жертвами мошенников из-за паники и растерянности. Даже если аферисты уверяют, что с вашего счета списываются деньги – сохраняйте спокойствие. Прервите разговор, положите и трубку и сами позвоните в банк по известному вам номеру, чтобы убедиться, что все в порядке.
Ранее эксперты международного разработчика антивирусов ESET рассказали о новом виде мошенничества в России: преступники изготавливают дубликат сим-карты жертвы и списывают деньги через банковское приложение.
На первом этапе мошенники приобретают на черном рынке фейк-аккаунт, на втором этапе производится поиск жертвы. После этого злоумышленник выясняет номер телефона.
Узнав номер, хакер делает поддельную доверенность на получение дубликата сим-карты жертвы. На заключительном этапе осуществляется перевод денег: мошенник обращается в банк для восстановления пароля от банковского приложения, пройдя аутентификацию по личному номеру, и переводит все деньги с карты на другой счет.
Во избежание подобных ситуаций рекомендуется выпустить второй виртуальный номер в приложении мобильного оператора — к нему можно привязать банки и соцсети, он связан с основным, но остается недоступным для третьих лиц. Кроме того, стоит переключить в банках SMS-авторизацию на push в приложении и подготовить «запрет передоверенности», не позволяющий выдавать дубликат сим-карты без личного присутствия по доверенности.
Эксперт назвал фразы, которые нельзя говорить телефонным мошенникам
Лучший способ защиты от действий телефонных мошенников вообще не общаться с ними, рассказал управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин.
Он также отметил, что при общении со злоумышленниками нельзя отвечать на их вопросы словами «да», «нет» или называть цифры. Эксперт пояснил, что мошенники могут записать голос и использовать его для похищения денег.
Егор Редин, юрист: «Зная конфиденциальные данные о вас, такую запись возможно использовать при звонке в тот же банк или иную организацию, где автоответчик способен распознать голос».
Юрист добавил, что самая часто встречающаяся схема телефонного мошенничества звонок из «службы безопасности» или «технического отдела» якобы банка с заявлением о том, что с карты пытается списать деньги, но «сотрудники» приостановили операцию и звонят клиенту.
Егор Редин: «Как только вы слышите подобную сказку, инструкция одна: сразу кладите трубку».
В любом случае банк не будет запрашивать реквизиты счета, персональные данные или информацию о картах.
Кроме того, не стоит отвечать на звонки со скрытых номеров. С подозрением стоит относиться и к ссылкам, которые приходят в смс. Для начала нужно удостовериться, что сообщение действительно прислал банк.
Егор Редин: «Стоит ли говорить, что нельзя сообщать и коды из от банка, когда у вас их запрашивают по телефону незнакомые люди. Чаще всего люди становятся жертвами мошенников паники или растерянности. Даже если вам звонят со словами о списании с вашей карты большой суммы денег не паникуйте. Положите трубку и сами перезвоните по номеру телефона, указанному на самой карте».
Слова, которые запрещено говорить по телефону. Советы московского эксперта, как разговаривать с мошенниками
Генеральный директор АНО “Цифровые платформы” Александр Власов назвал слова, которые запрещено упоминать, разговаривая по телефону с незнакомыми людьми.
Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми. Это лучшая гарантия.
Запретные слова
Александр Власов отмечает, если на телефон поступил звонок с незнакомого номера, а собеседник, под любым предлогом, пытается выманить у вас личную информацию, немедленно кладите трубку.
В любом случае, без небольшого разговора невозможно понять, кто с вами разговаривает. Поэтому будьте осторожны, не используйте следующие слова и предложения.
Если вы обнаружили, что собеседник пытается узнать у вас личные данные, немедленно кладите трубку.
Как уберечь себя от телефонных мошенников
Уберечь себя от телефонных мошенников очень просто. Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми. Это лучшая гарантия. Ну а если разговор уже начат, рекомендуется использовать несколько советов.
Если звонит представитель банка, пенсионного фонда, социальной службы или другой организации, положите трубку и перезвоните по имеющимся у вас телефонам.
У звонящих официальных представителей всегда спрашивайте их фамилию, имя отчество и должность. Всегда интересуйтесь подробностями проблемы, для решения которой звонит собеседник.