какие слова обозначают признаки предметов
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 75 «Что такое слова-признаки?»
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ты, наверное, ответил: «большой, розовая, пушистое, разноцветные». Все эти слова обозначают признаки предметов. Но почему вопросы к ним разные? Давай разбираться!
Слова-признаки помогают нам лучше представить, какого предмет цвета или размера, какое у него настроение, из чего он сделан или откуда он.
Слова-признаки различаются не только по тому, какие признаки они обозначают, но и по тому, какого рода или числа предмет.
К словам мужского рода мы задаём вопрос: «Какой?», к словам женского рода: «Какая?», к словам среднего рода: «Какое». Если слово множественного числа, то мы задаём вопрос: «Какие?». Помни, что вопрос мы всегда задаём от предмета!
Слова-признаки играют очень важную роль в предложении. Они помогают понять, о каком именно предмете мы говорим.
А теперь, давай потренируемся!
Слова-признаки отвечают на вопросы:
б) Что делает? Что делают?
г) Какой? Какая? Какое? Какие?
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Найди в тексте слова-признаки и напиши их по порядку.
Мне очень нравится золотая осень. На деревьях жёлтые листья, на небе красивые белые облака. У зайчика уже новая шкурка. Он готов к зиме. Серый волк не увидит его на снегу. Маленький ёжик запасает на зиму фрукты и ягоды, а косолапый мишка ложится спать.
Раскрась только те предметы, которые могут ответить на вопрос: «Какой?».
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А,Б,В
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Интересное, игривое, ласковое
Маленькая, чуткая, заботливая
Новый, злой, солнечный
Спортивные, сонные, весёлые
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Золотая Жёлтые Красивые Белые Новая Серый Маленький Косолаый
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты ответов являются неправильными.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация
Слова – названия признаков предметов в русском языке
Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом – красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус – сладкий, кислый? Какой по размеру – большой, маленький?
Стол – предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.
Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые?
Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой?
У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.
Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.
Чистое небо – небо, на котором нет ни облачка.
Грозовое небо – приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.
Звёздное небо – ночь и светят звёзды.
Серое небо – всё затянуто тучами.
А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.
Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.
письмо (какое?) длинное
журнал (какой?) интересный
туча (какая?) грозовая
цветы (какие?) красивые
Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.
Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?
Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.
Солнышко, тучка, ветерок, деньки.
Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.
Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.
Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.
Деньки (какие?) чудесные, радостные.
Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.
Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.
Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.
У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.
Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.
У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.
А теперь догадались? Это лиса.
Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.
С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное – любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:
1. Большой косолапый…
2. трусливый быстрый…
3. двугорбый неторопливый…
4. хозяйственная хлопотливая …
Проверьте себя: 1. медведь, 2. заяц, 3. верблюд, 4. белка, 5. волк.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 71. Слова-признаки
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое имя прилагательное?
2) Отличительные признаки имени прилагательного.
3) Роль в предложении.
4) Синонимы и антонимы.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой, какая? какое? какие?
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят
от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют,
уточняют или дополняют их.
Сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи,
различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Анто́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,
имеющие прямо противоположные лексические значения.
Словосочетание — это два и более слов, связанных между собой по смыслу и
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. —
М.: Просвещение, 2018. – С. 74.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.:
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Добрый, красивая, голубое, дружные – это имена прилагательные.
Имена прилагательные – это слова, которые описывают предметы, явления и
стала ягода красной. (Какая?) ягода – красная ягода.
стал карандаш синим. (Какой?) карандаш – синий карандаш.
стали листья зелёными. (Какие?) листья – зелёные листья.
Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов, такие
1) цвет – белые облака, голубые незабудки;
2) запах – нежный аромат, душистая ромашка;
3) вкус – сладкий нектар, кислый щавель;
4) форма – круглое солнце,
5) размер – узкий ручеёк, высокая ель;
6) материал – бумажный кораблик, деревянная скамейка;
7) внутренние и внешние качества людей и животных – красивая девочка,
Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными, которые
они описывают и всегда стоят в форме такого же числа и рода, что и имя
Прилагательное никогда не употребляется без имени существительного.
Эту часть речи назвали имя прилагательное, потому что оно прилагается к имени
существительному и объясняет, какой это предмет.
Чтобы отыскать в тексте имена прилагательные, сначала надо найти имя
существительное, а потом – имя прилагательное, которое к нему относится.
В предложении имя прилагательное является второстепенным членом
предложения и подчеркивается волнистой линией.
Поиграем в игру «Съедобное-несъедобное». Перед вами имена прилагательные:
сладкое, сахарное, съедобное, кислое, синее, пышное, горькое, красивое, резиновое,
глупое, ягодное, мягкое, круглое, полосатое, высокое, доброе, кудрявое, воздушное,
восхитительное, солёное, большое. Выберите те из них, которые можно отнести к
пирожному. Если ошибётесь, пирожное сразу станет несъедобным!
Пирожное КАКОЕ? Сладкое, сахарное, съедобное, кислое, синее, пышное,
горькое, красивое, резиновое, глупое, ягодное, мягкое, круглое, полосатое, высокое,
доброе, кудрявое, воздушное, восхитительное, солёное, большое.
Много известных людей писали о русском языке. Прочитайте высказывание А.Н.
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».·
Ответьте на вопросы по тексту:
– Какой, по мнению автора, русский язык?
– С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского
– На какой вопрос отвечают выделенные слова?
– Какой частью речи они являются?
Мамы поют своим детям колыбельные песни.
Вспомните колыбельные, которые вам мама пела в детстве?
Послушайте известную колыбельную медведицы из мультфильма «Умка».
Музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.
Постарайтесь запомнить как можно больше имён прилагательных.
Что же ты, глупышка, не спишь.
Спи и ты скорей, малыш.
Мы плывём на льдине,
По седым суровым морям.
Светят дальним кораблям.
Проверьте себя! В тексте колыбельной встретились прилагательные:
БОЛЬШАЯ, БЕЛЫЕ, СЕДЫЕ, СУРОВЫЕ, ЗВЁЗДНЫЕ, ДАЛЬНИМ.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Части речи.
Распределите слова на возможное количество групп согласно теме урока.
Запишите название каждой группы. Птица, кузнечик, приходить, думать, бегемот,
смотреть, зелёный, пёстрая, море, гнедая, рассказывать, горы, синее, большие,
Слова, которые обозначают признаки предметов
1. Мобилизующий этап
На доске написано задание. Учитель читает один раз.
Учитель. Буква А и Я живут в разных домиках. Причем один домик высокий, а другой низкий. Причем буква А не живет в низком домике. В каком домике живут буквы? (Ответы детей)
У. Дайте характеристику букв а и я. (Ответы детей)
2. Минутка чистописания
Учитель. На доске ряд букв: м, л, н, р, я Внимательно посмотрите и скажите, какую букву будете писать на минутке чистописания? Объясните почему? Запишите ее в сочетание с этими буквами.
3. Актуализация опорных знаний, умений учащихся, словарная работа
Учитель. Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.
У. Какое слово составили? (Ответы детей)
У. Что такое молоко? (Ответы детей)
У. Кроме коров какие животные дают молоко? (Ответы детей)
У. Что мы получаем из молока? (Ответы детей)
У. Зачем людям нужно молоко? (Ответы детей)
У. Обобщите, что же обозначает слово молоко? (Ответы детей)
У. Давайте произнесем вслух, определим ударный слог. (Ответы детей)
У. Найдите слово молоко в орфографическом словаре, напишите в тетрадке, поставьте ударение и подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить. Давайте еще раз хором по слогам его произнесем. Составьте предложение, а самое лучшее запишем.
У. А что обозначает это слово и на какой вопрос отвечает? (Ответы детей)
4. Изучение нового материала
1) Создание проблемной ситуации.
На доске записаны слова:
Молоко, осень, белое, дом, золотая, трава, большой, зеленая, лиса, рыжая.
У. Давайте вслух прочитаем. Я считаю, что эти слова отвечают на вопрос «кто?» или «что?». Права ли я? Докажите мне. (Ответы детей)
Учитель оформляет на доске запись:
У. Что обозначают имена существительные и как подчеркиваются?
(Вносится дополнение в запись)
2) Формулирование учебной проблемы
У. Прочитайте оставшиеся слова.
Белое, золотая, большой, зеленая, рыжая
У. Это имена существительные? А можем ли мы назвать, к какой части речи относятся эти слова? Почему? Чего мы еще не знаем? (Ответы детей)
У. Какой вопрос возникает? Сформулируйте проблему. (К какой части речи относятся данные слова?)
3) Поиск решения проблемы
У. Давайте проведем исследование. Каждому существительному подберем одно из этих слов, подходящие по смыслу. Задавайте вопросы.
Учитель записывает на доске:
У. Все эти слова, которые мы подобрали к существительным, обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, и называются именами прилагательными. Они подчеркиваются волнистой линией.
4) Формулирование темы урока учащимися
У. Вспомните, какие вопрос стоял перед вами в начале исследования? (Ответы детей)
У. Можем мы теперь ответить на этот вопрос? Как называется часть речи? Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Ответы детей)
У. Расскажите все, что вы узнали об имени прилагательном.
Физкультминутка
5. Закрепление
1) Работа с учебником
2) Работа в группах (каждой группе дается предмет)
У. Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на картинке. Назовите предмет и его признаки по вопросам (береза, собака, огурец, яблоко).
6. Итог
– Что нового узнали на уроке?
– Что обозначает имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает?
– Приведите примеры.
– Наш урок я хочу закончить стихотворением:
Очень занимательное имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представьте-ка себе это: как без признаков предмета
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучится
Не скажем мы «прекрасное».
Не скажем мы «безобразное»,
Не скажем маме: «милая, красивая, любимая»,
Отцу, брату и сестре
Не сможем говорить нигде.
Эти замечательные при-ла-га-тель-ные.