какие слова песни говорят о вере гриши добросклонова в силы русского народа
Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Хытайхан Млдір сд109а н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Хытайхан Мөлдір СД109А
Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Задание. Перечитать поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; ответить на вопросы.
1. О чем заспорили мужики? О том кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, министру, царю, купчине толстопузому, боярину, попу.
2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень:Заплатова, Дырявина,Разутова, Знобишина.Горелова, Неелова
3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? Отпустить ее птенчика и требовать от скатерти-самобранки не больше чем по ведру водки в день
4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги
5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?
Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении, именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.
Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.
1. Назвать часть и главу. Глава 1, поп
2. Нашли ли мужики счастливого? Счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать только Гришу Добросклонова, потому что свою жизнь посвящает народу. Таков авторский замысел Некрасова.
3. Как понимают герои счастье? Счастьем они считали «покой, богатство и честь», чего у них не было.
4. Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — пишет в своей поэме Н.А. Некрасов. Крестьяне освобождены, но теперь они сами себя закрепощают, так как не могут жить иначе. Они уже привыкли к этому порабощению. Они живут, как и перед отменой крепостного права: бедно, голодно, холодно.
5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? Средь мира дольнего для сердца вольного есть два пути. » Некрасов рисует две дороги к счастью, но самое важное-это правильно сделать выбор, от этого зависит твоя жизнь. Одна просторная дорога, полная страстей и желаний, вражды и зависти, по которой идёт толпа рабов. Эта дорога личных желаний, удовлетворения жизненных потребностей, стремление к улучшению только своего благосостояния. Дорога лжи и притворства молчаливого согласия с произволом жизни. Дорога к благам жизни, с виду блестящей и светлой, а на деле гнилой и мёртвой. Липовое счастье ожидает каждого в конце этого пути.
6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?
Связь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с устным народным творчеством (Уроки по литературе). Н.А. Некрасов использовал в поэме просторечную лексику, речевые обороты, фразеологизмы, пословицы и загадки, фрагменты народных песен, сказочные мотивы, былины и изобразительно-выразительные средства.
Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов — певец печальной женской доли
При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?
Во время страдной поры.
Легко вздохнули странники:
Им после дворни ноющей
Всё дело девки красили
(Толпа без красных девушек
Что рожь без васильков)
2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина. ”]
Осанистая женщина, Широкая и плотная. «
«. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо»
4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.]
Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она непокорна судьбе.
5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?
6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского. ”]
Матрена Тимофеевна говорит о том, что жизнь ее не сладкая, но, несмотря на этом она действительно счастлива. Ее счастье заключается в том, что она счастливая мать и жена.
Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением.
2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину?
О своей свободе крестьяне узнали 17 марта 1861 года ( по новому стилю). Но манифест об отмене крепостного права радости не принес и проблемы крестьян не решил.
3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?
— крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать
— крестьяне которые относятся тем, кто рабски предан своим господам
4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян?
А. Н. Некрасов, автор произведения «Кому на руси жить хорошо», изображает крестьян всесторонне. В многочисленных образах простых русских людей из народа Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение.
5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?
автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.
6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех?
Грех предательства народных интересов в самой крестьянской среде оказывается самым великим грехом. Не добиться «свободушки», а «вечно маяться» народу, пока будут в его среде предатели и терпеливое к ним отношение:
7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?
Главной темой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является тема русского крестьянства, его жизнь, тяжелая доля, чаяния и мечты, стремление к лучшей жизни. Некрасов поставил перед собой цель создать целостный образ работников-крестьян в России после отмены крепостного права.
Задание. Используя данный план, подготовить ответ на вопрос Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Назвать помещиков, описанных в поэме. [Словами текста.]
Н.А. Некрасов показывает несколько помещиков. Одним из самых запоминающихся, является образ барина Гаврила Афанасьевича Оболт-Оболдуева. Он представляет собирательный образ помещиков всей Руси.
Задание. С помощью данной системы заданий и вопросов проанализировать те части поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, в которых действует Гриша Добросклонов.
Прочитать главу “Доброе время — добрые песни”. Составить портретную характеристику Гриши Добросклонова. Выделить ту часть текста, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, материального положения его. Кратко пересказать этот отрывок.Прочитать песню “Соленая”, а также предшествующую и последующую строфы. Ответить на вопросы:
Почему Гриша в семинарии часто певал эту песню?
Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская». Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян
Что твердо знал Гриша уже в пятнадцать лет?
Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова.
Прочитать песню “В минуты унынья, о родина-мать!” и предшествующие ей две строфы. Ответить на вопросы:
1) Как характеризует эта песня Гришу? Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише.
2) Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?
В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Прочитать песню “Бурлак” и ту часть текста, которая ей предшествует (от слов: “Сманила Гришу узкая, извилистая тропочка. ”). Ответить на вопросы:
Какую страшную картину увидел Гриша?
Картина перед ним:
Одна тюрьма спасенная,
Как белая коровушка
Начальство там попряталось,
А жители под берегом,
Как войско, стали лагерем.
Какие слова песни говорят о тяжелой доле бурлака?
Ни дома уцелевшего,
Одна тюрьма спасенная,
Как белая коровушка
Прочитать песню “Русь” и предшествующую ей строфу. Каким представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?
Песни и их роль в главе «Пир на весь мир»
Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская». Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян. В первой части поэмы, в главе «Пьяная ночь» автор рассказал, как взбунтовалась молодая крестьянка, услышав песню «про удаль молодецкую, про девичью красу», как внимали этой песне, что прошла «огнем-тоской» «по сердцу по крестьянскому», все крестьяне. Не случайно, когда Гриша Добросклонов слышит, как мужики, приунывшие после истории о крестьянском грехе, запели «Голодную», он ругает земляков: «Закаркали «Голодную», / Накликать горе хочется?»
Некрасов обращает внимание не только на содержание песен, но и на отношение к ним. «Веселых и ясных» песен не создал народ: вахлацкие песни – «протяжные, печальные». Одна из них – «Барщинная» – о голодном Калинушке, «верченом, крученом, сеченом, мученом», что «горе потопит в вине». Спев эту песню-плач, вахлаки, однако, не вздыхают, не молчат горестно, они – начинают «бахвалиться» пережитыми страданиями, своим терпением: «Мы барщинные! С наше-то / Попробуй, потерпи!» А в ответ и гости из соседней волости начинают хвалиться собственными бедами, «чудачеством» бывшей барыни и полученными от нее наказаниями. И сила, и слабость народная сказались в этой похвальбе: поистине «вынес достаточно русский народ», доказав свое терпение, свою выносливость. Однако за долгие века рабства сформировалась не только привычка терпеть причуды и издевательства, но и привычка гордиться своим терпением. Терпение стало восприниматься как достоинство, как проявление силы.
Другая песня – «Веселая» – не создана народом, «вахлак ее не пел». После отмены крепостного права привез ее к вахлакам Гриша Добросклонов, и сразу она полюбилась попам и дворовым, а вахлак, слушая ее, «притоптывал, / Присвистывал; «веселою» / Не в шутку называл». Каждый куплет этой «веселой» песни – рассказ о том, как грабили, унижали крестьян – земский суд, помещик, царь. Горькой иронией звучит припев песни: «Славно жить народу / На Руси святой!» Почему же ее вахлаки называют «не в шутку» веселой? Не потому ли, что страшное прошлое уже кажется далеким, а плясовой ритм заглушает горечь слов и зовет «присвистывать» и «притоптывать»? Но если и забываются барские издевательства, то память о пережитом голоде – вечном спутнике крестьянской жизни, осталась навсегда. И потому «нутром» поют вахлаки другую песню – «Голодную» – о муках голодного мужика. Из души каждого вышла эта песня, каждый, кто поет ее, поет не о голодном Панкратушке, а о своих недавних и будущих муках. И не пляшут вахлаки, а страдают, мучаются, когда поют «Голодную»:
Иной во время пения
Стал на ноги, показывал,
Как шел мужик расслабленный,
Как сон долил голодного,
Как ветер колыхал,
И были строги, медленны
Движенья. Спев «Голодную»,
Шатаясь, как разбитые,
Гуськом пошли к ведерочку
И выпили певцы.
Сочувствием встречают мужики и песню «Солдатскую». Хотя солдатская доля и миновала их, но припев этой песни: «Тошен свет, / Правды нет, / Жизнь тошна, / Боль сильна» – передает горький опыт и их крестьянской жизни. Еще одну страшную страницу народной жизни, еще одну боль народной души открывает песня «Соленая». Сочинила ее Домна – мать Гриши Добросклонова, но приняли в свою душу все женщины-крестьянки. Поется в ней о горе матери, кормящей сына хлебом, политой солеными слезами. Она тоже родилась из глубины страдающей души. Каждая строчка – крик отчаяния, пережитого горя.
Ни одной подлинно веселой песни не поют вахлаки во время пира: горькая была жизнь – горькие были песни. Но Некрасов знает и о том, что песня не только отзвук пережитого, она обладает способностью влиять на душу, а значит – влиять на саму жизнь. Так, песня Домны не только напоминала Грише Добросклонову о матери и детстве, она вызвала любовь к страдающему человеку, «любовь ко всей вахлачине». Песня сформировала душу героя, «и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия / Убогого и темного / Родного уголка». Народная душа не случайно Некрасовым уподобляется почве. Но автор уточняет – не «старозапашные поля», а только новая земля может дать добрые всходы, когда придет сеятель, что возвестит народу новые истины, новые пути. И автор, и его герой – Гриша Добросклонов понимают,что крестьянскому сердцу нужна «животворящая» песенка:
Как с игры да беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются
Бедные, забитые.
Но что такое «хорошая песенка»? Это – та песня, где не только отразятся горькие стороны народной жизни, но где скажется и «лицевая сторона», где будут воспеты таящиеся в глубине народной души могущественные силы.
В главе есть три песни Гриши Добросклонова. Каждая из них – о народе. Но только одна из них – особенно «удалась», только одну он хочет «спеть завтра вахлачкам», чтобы «поднялись» они «духом», – песню «Русь». Само название позволяет ее воспринимать как итоговую в осмыслении русской жизни. В ней поется о «загадочной» Руси, полной противоречий, – «убогой и обильной», «могучей и бессильной». Но пафос ее – не в том, чтобы утвердить мысль о сложности, о тайне русской души и земли, а в том, чтобы воспеть пробуждение Руси. «Искра», возродившая Русь, была сокрыта в народной душе, в «золотом сердце» народа, спасенном в рабстве, в «совести спокойной, правде живучей». В песне Гриши народ уподобляется войску – «рати». Это определение подчеркивает и единство народа, и его героический дух. Ощущение общности еще более усиливается из-за отсутствия подлежащего. В строфе доминируют глаголы, которые и передают единство действий. Но при этом дело, которому служит «рать», – мирное, оно уподобляется сбору зерна:
Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Каждое предложение в песне – звучит как лозунг, как утверждение. И смысл лозунгов один: великая вера в будущее народа. Особую роль в понимании смысла «хорошей песенки» обретает кольцевая композиция. Однако начальная и финальная строфы, рисующие противоречивую Русь, имеют и одно принципиальное отличие. В первой строфе смысловое ударение падает на определение – «бессильная», в последней – на антонимичное ему слово – «всесильная». Этот эпитет не только противостоит предшествующему слову – «забитая», но и подытоживает все определения «загадочной Руси». Называя Русь «всесильной», автор утверждает способность народа победить все препятствия, устроить счастливо свою судьбу: «Ты и забитая, / Ты и всесильная, / Матушка Русь!» «Божественно», – говорит об этой песне брат Гриши Саввушка. «Божественно» – эпитет, который имеет несколько значений: это и признание художественных достоинств песни, и истинности, «божественности» ее содержания.
► Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
Система заданий для изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Разделы: Литература
Задание. Перечитать поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; ответить на вопросы.
1. О чем заспорили мужики? 2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] 3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? 4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? 5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?
Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.
1. Назвать часть и главу. 2. Нашли ли мужики счастливого? 3. Как понимают герои счастье? 4. Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? 5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? 6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?
Задание. Подготовить ответ на вопрос
Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!
Вывод. Таким образом, рисуя различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены. Изменились теперь только формы угнетения: “. на место цепей крепостных люди придумали много иных” (“Свобода”). Но среди крестьян появляются люди, способные к активному сознательному протесту.
Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов — певец печальной женской доли
1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина. ”] 3. За что народ считает ее счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского. ”]
Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
1. Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? 2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину? 3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов? 6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?
Вывод. Помещики в поэме “Кому на Руси жить хорошо” — жестокие крепостники. Общие черты всех помещиков: паразитический образ жизни, неспособность к труду; презрение к людям труда; жестокость по отношению к крестьянам, издевательство над ними; барская спесь, высокомерие, надменность; ограниченность, неспособность понять историческую необходимость отмены крепостного права.
1) Гриша Добросклонов — выходец из народа, семинарист;
2) по своим общественно-политическим взглядам Гриша Добросклонов — революционер-демократ;
3) любовь к родине и народу — основной мотив его песен и подвигов, к которым он готовит себя;
4) Гриша — тот самый счастливый, которого искали мужики:
Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного.
5) счастлив тот, кто отдает жизнь свою борьбе за освобождение народа,— вот мысль, которую вызывает у читателя образ Гриши Добросклонова.
Сравним два вопроса, которые часто смешивают: Народность поэмы “Кому на Руси жить хорошо” и Мастерство Некрасова в изображении народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
Чтобы ответить на первый вопрос, надо вспомнить признаки народности произведения: 1) постановка вопросов общенародной значимости и разрешение их в интересах народа; 2) такое изображение жизни, характеров действующих лиц, какое способствует духовному росту народа; 3) доступность художественного произведения для широких читательских масс и по тому, что изображено в произведении, и по тому, как изображено.
Затем, опираясь на эти положения, следует построить ответ как систему доказательств: 1) доказать, что Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” поставил вопросы общенародной значимости и разрешил их в интересах народа; 2) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” способствует духовному росту народа; 3) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” доступна для широких читательских масс и по содержанию, и по форме.
Формулировка второго вопроса требует, чтобы отвечающий указал прежде всего на объем понятия “народная жизнь”, т.е. какими образами и картинами представлена народная жизнь: 1) индивидуализированные образы крестьян, 2) массовые сцены, 3) крестьянские поля, луга. Далее надо определить, какие художественные средства использует Некрасов в изображении народной жизни. Необходимо обратить внимание на способы организации поэтической речи в поэме: авторская речь — авторские описания, рассуждения, авторское повествование; речь действующих лиц — монологи, диалоги, в том числе многоголосие.
Анализ стихотворения «Русь» (Н. А. Некрасов)
Н.А. Некрасов прошёл долгий путь, чтобы стать известным литературным и общественным деятелем. Его творчество многогранно и необъятно, к нему нужно подходить внимательно, не упуская ни одну деталь. С частичкой литературного наследия – стихотворением «Русь» — вам поможет познакомиться Многомудрый Литрекон.
История создания
Стихотворение «Русь» входит в главу «Пир на весь мир» — это финал произведения «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов начал работу над поэмой в 1863 году, а последняя часть была опубликована только в 1872 году. Поэт долгое время (с конца 1850-х годов) собирал необходимый материал для воплощения своего идейного замысла – создания истинной картины народной жизни, со всеми её противоречиями.
Побудили автора к написанию поэмы и немаловажные внутриполитические события страны, которые не могли не затронуть любого гражданина России: отмена крепостного права (1861 год), земельная реформа (1861 год).
Жанр, направление, размер
В своём творчестве Некрасов уделяет много внимания теме крестьянства. Он будто вместе с ним несёт эту тяжелую ношу, которая проявляется в жестокости, неравноправии, издевательстве, безысходности. Поэтому направление, в русле которого он творил, по праву можно назвать реализмом. Некоторые критики даже причисляют автора к «натуральной школе».
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» неслучайно встречается много песен — автор в них отражаёт душу крестьян, их нравственные ценности. Одна из них — «Русь». Это народная песня, которую сочиняет в последней главе Гриша Добросклонов. Её особый язык, размер (двустопный дактиль) придают лирическому произведению особую мелодичность.
Образы, символы
Темы и настроение
Основная тема песни – судьба России. Автор видит бедность и немощь страны, но в то же время верит в ее развитие, в то, что великая цепь, порвавшись, дарит свободу, необходимую для процветания народа. Однако будущее Руси будет светлым, только если люди будут принимать изменения и сформируют гражданское общество.
Не менее важна тема патриотизма. Несмотря на недостатки, лирический герой любит свою родину, хочет служить ей. Он не только критикует, но и предлагает решение. Его очень волнует участь народа, и он искренне хочет ему помочь.
В стихотворении прослеживается несколько настроений. Лирический герой сокрушается о бессилии народа, который, несмотря на полученную свободу, никак не изменил свой прежний образ жизни. Однако в то же время он верит в то, что не все будут смиренно волочить рабство. Герой предсказывает, что народ объединит свои силы и поднимется против гнёта и жестокости.
Проблемы
Одна из проблем произведения – последствия отмены крепостного права. Герой называет Русь «убитой» — ничего не изменилось после дарования свободы. Многие крестьяне из-за безысходности и неграмотности сохраняли своё рабское положение. Они не стремились к освобождению, к духовному возрождению. Кроме того, реформа была плохо реализована и не продумана, поэтому многим крестьянам просто некуда было идти после освобождения. Именно поэтому Русь все еще была убогой, ведь богатство и процветание не обеспечит один указ.
Другая проблема – сила русского народа. Несмотря на то, что Русь ослаблена, будто не пробудилась ото сна, герой утверждает, что она способна на борьбу. Он говорит о немыслимой силе, которая течет в крови крестьянина, о его отваге и мужественности. Однако эта мощь спит, как богатырь на печи, пока не наступит предел терпению.
Проблема счастья тоже беспокоит автора. О «воплощении счастия народного» вся его поэма. В этой песне он, наконец, дал понять, что же он подразумевает под счастьем. В его понимании это не личное, а народное понятие. Человек не может быть полностью счастлив, пока его страна в руинах. Поэтому для полного душевного подъема каждому необходимо вносить вклад в развитие государства.
Основная идея
Своей песней Гриша Добросклонов надеялся поднять русских дух, помочь крестьянам «пробудиться» от долгого сна. Смысл песни – вера в непобедимость народа. Герой убежден, что необходимо помочь мужику начать действовать, ведь только тогда он сможет избавиться от гнёта вышестоящих, он унижений. Рабская покорность должна смениться свободолюбием народа, готовностью бороться за счастье и справедливость.
Главная мысль автора – необходимость борьбы за счастье. Он не призывает элиту и власть решать проблему народа, он хочет, чтобы сами люди поняли необходимость свободы и счастья. Только они могут изменить свою жизнь к лучшему.
Средства художественной выразительности
Для Некрасова важно было создать произведение максимально приближенное к крестьянской жизни, поэтому поэт использует язык, понятный простому народу. Средства художественной выразительности отражают особенности жанра части поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасов используют следующие фольклорные традиции:
Песенный мотив достигается и с помощью намеренных противопоставлений, антонимов: «Сила могучая — совесть спокойная»; «Ты и забитая,/Ты и всесильная».
Эпитеты способствуют созданию двойственного облика Руси и народа: «убогая», «обильная», «сердце свободное», «сила могучая». Некоторые из них относятся к постоянным эпитетам.