какие слова употребляются только во множественном числе
Существительные только во множественном числе
В русской грамматике ряд существительных употребляются только в форме множественного числа. Укажем их, разделив по значению на группы.
Категория числа является непостоянным морфологическим признаком имен существительных.
Категория числа у существительных
Формы числа имеют все существительные, способные подвергаться счёту. Это, как правило, конкретные по значению слова, которые могут сочетаться с числительными. В русском языке по значению и формам различают два числа:
Большинство существительных употребляются в обеих формах:
Форма множественного числа образуется от формы единственного при помощи окончаний и-/ы или -а/-я, а также -е, например:
Существуют и другие способы образования данных форм, например с помощью суффиксов:
У некоторых существительных формы множественного числа образуются с помощью усечения основы:
Укажем также способ образования форм множественного числа с помощью чередования суффиксов в основе, например:
Не обойдем вниманием и такой способ образования форм числа существительных, как супплетивизм, когда формы единственного и множественного числа имеют разные корни, например:
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
В русском языке выделяется группа существительных, которые употребляются только во множественном числе и не имеют формы единственного числа. Они не имеют категории рода, поэтому не могут быть отнесены ни к одному из трех склонений, а изменяются по особому типу склонения как существительные множественного числа.
Имеем в виду, что у таких существительных категория числа является постоянным морфологическим признаком.
Примеры
По значению существительные только множественного числа можно разделить на группы:
Слова, имеющие вещественное значение (вещественные существительные):
Названия игр, отрезков времени и состояний природы
Названия сложных или парных предметов
Эти существительные сочетаются в именительном и винительном падежах с собирательными числительными:
Собственные имена существительные
Названия действий
Какие слова в русском языке есть только во множественном числе
Категория числа у имен существительных
Категория числа в русском языке – один из морфологических признаков имен существительных. Как правило, количественные существительные, которые обозначают предметы, поддающиеся счету, употребляются как в единственном, так и во множественном числе: «лес – леса».
Есть и такие существительные, которые обозначают парные предметы и употребляются преимущественно во множественном числе: «носки», «варежки», «перчатки», «тапки». Однако у таких существительных форма единственного числа также возможна и грамматически правильна: «носок», «перчатка», «варежка», «тапок».
Такие существительные не относятся к существительным, не имеющим единственного числа; категория рода у них присутствует.
Существительные, не имеющие формы единственного числа
Отдельную группу составляют такие существительные, употребление которых в форме единственного числа будет неверным с точки зрения правил русского языка. Они имеют исключительно форму множественного числа. Можно выделить несколько категорий таких слов.
— Существительные, обозначающие парные предметы: «колготки», «ножницы», «сани», «очки», «ворота». Их отличие от названий парных предметов, приведенных выше, в том, что пары элементов в них неразрывно связаны, неотделимы. Так, можно представить себе один носок, но ножницы, разделенные на две половинки – это всего лишь сломанные ножницы, а не одна «ножница». Такой предмет не может функционировать, если его разделить.
В разговорной речи можно встретить выражения типа «Подтяни правую колготку», но с точки зрения грамматики так говорить неправильно.
— Существительные, обозначающие промежуток времени, имеющий определенную протяженность: «сутки», «будни», «каникулы». Такой промежуток включает в себя несколько временных единиц, но их совокупность имеет строго определенную длительность.
— Некоторые существительные, обозначающие вещество, образующее единую массу, которую невозможно разделить на отдельные составляющие: «сливки», «духи», «дрожжи». Часть вещества может быть названа только с помощью другого существительного, определяющего его меру: «капля духов», «ложка сливок».
— Существительные – названия некоторых игр, в которых используется определенный набор предметов: «шашки», «городки», «шахматы», «нарды», а также обозначения некоторых занятий, не имеющих четкой структуры, состоящих из множества действий, содержание и порядок которых может меняться произвольно в зависимости от обстоятельств: «хлопоты», «посиделки».
— Небольшая группа существительных, обозначающие имена собственные: Карпаты, Альпы, Анды (обозначают общее название горных массивов), Ессентуки, Сумы, Боровичи (исторически сложившиеся названия).
Необходимо отметить, что существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, не имеют категории рода, т.е. их невозможно отнести к мужскому, женскому или среднему роду, подобно большинству существительных русского языка.
Число имен существительных
Единственное и множественное число имён существительных
Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.
Число имен существительных — это непостоянный грамматический признак существительного. Проще говоря, существительные могут изменяться по числам: быть в форме единственного и множественного числа.
Единственное число — грамматическое число, которое используют для обозначения одного предмета.
Например: ложка, стол, машина.
Множественное число — грамматическое число, которое используют для обозначения нескольких предметов. Они всегда объединены каким-то признаком.
Например: вилки, стулья, велосипеды.
В русском языке все существительные можно разделить на три группы:
Существительные, которые изменяются по числам
подушка — подушки
сестра — сестры
груша — груши
Существительные, которые употребляются только в единственном числе
(мука, любовь, снег);
Существительные, которые употребляются только во множественном числе
(обои, бусы, весы).
Способы образования множественного числа существительных
Для образования множественного числа слов можно использовать формообразующие суффиксы и окончания:
Чередование суффиксов также образует форму множественного числа слов:
В редких случаях формы множественного числа можно образовать с помощью смены корня:
Такое формообразование называется супплетивным.
Супплетивные формы — это формы одного слова, которые образованы от разных корней.
Некоторые многозначные слова образуют по-разному формы множественного числа:
корень — корни дерева и коренья петрушки;
лист — листы бумаги и листья растений.
У несклоняемых существительных множественное число выражается через сочетание со словами других частей речи:
подъехавшее такси — быстрые такси;
бежевое пальто — длинные пальто.
Еще один признак формы множественного числа у существительных — перемещение ударения и чередование согласных:
Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных:
Слово «ухо» во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам.
А еще бывают существительные, которые можно использовать только в единственном или только во множественном числе. Вот они:
группы предметов: белье, барахло, малышня, листва;
вещественные существительные: кофе, цемент, лён, масло, сахар, нефть;
качества или признаки: голубизна, грусть, темнота, сила;
отвлеченные или абстрактные существительные: добро, горе, веселье, краснота, бег, седина;
собирательные существительные: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора;
названия действий или состояний: пение, рисование, ходьба, мытье;
некоторые имена собственные: Россия, Урал, Сургут, Кавказ.
Может быть так, что существительное, у которого есть только форма единственного числа, образует форму множественного числа. В таком случае значение слова изменится:
У вещественных существительных форма множественного числа может значить:
вид, сорт вещества: вино — сухие вина, сахар — вредные сахара;
большое пространство, которое покрыто этим веществом: вода — воды речные, песок — пески пустыни;
У отвлеченных существительных форма множественного числа может значить:
различные проявления качеств, свойств, состояний: седина — красота седины, бег — интенсивность бега;
длительность, многократность и степень проявления признака, состояния, действия: мороз — длительные морозы, веселье — много веселья, крик — крики.
Только форму множественного числа имеют:
парные предметы, которые состоят из двух частей: ножницы, лыжи, двери, перчатки, линзы;
составные предметы: счеты, грабли, часы;
вещественные существительные: отруби, чернила, сливки, духи;
временные промежутки: выходные, каникулы, сутки;
собирательные существительные: деньги, финансы, дебри;
названия игр: шашки, догонялки, прятки;
названия действий и отвлеченные существительные: выборы, хлопоты, именины;
некоторые имена собственные: Уральские горы, Карпаты, Афины;
Особенности употребления существительных во множественном числе
А вот и правила употребления некоторых имён существительных во множественном числе.
Единственное число: сапог, ботинок, валенок.
Множественное число: пара сапог, пара ботинок, пара валенок.
Единственное число: носок.
Множественное число: пара носков.
Единственное число: мандарин, яблоко, помидор.
Множественное число: много мандаринов, много яблок, много помидоров.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Урок 64. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Как существительные изменяются по числам?
· Какие существительные имеют только форму множественного числа?
· Что нужно знать о таких существительных?
Мы помним, что имя существительное – это такая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Существительные бывают мужского, женского или среднего рода. Изменяются существительные по числам и падежам.
Нам всегда важно количество предметов, которые нас окружают.
Когда мы называем какой-то предмет – для нас сразу же важно узнать, один этот предмет, или таких предметов несколько. Именно поэтому имена существительные получили возможность изменяться по числам.
Мы уже знаем, что имя существительное может стоять в форме единственного или множественного числа.
Например, ученик – единственное число. Ученики – множественное число.
Мы изменили число слова ученик. Был один предмет, а стало несколько.
При этом по числам могут изменяться существительные всех трёх родов.
Например, лимон – лимоны, груша – груши, яблоко – яблоки.
Существительные мужского, женского и среднего рода образуют множественное число.
При этом составляются пары. Каждое существительное имеет форму единственного числа и множественного.
Но в русском языке есть имена существительные, к которым невозможно подобрать пару по числу.
Посмотрите на такой диалог.
Конечно же, каникула и каникул – это неправильно.
Слово каникулы имеет только форму множественного числа.
А вот слово лень. Можем ли мы образовать форму множественного числа? Нет, это слово всегда стоит в единственном числе.
Слово деньги. Мы опять не можем образовать форму единственного числа. Это слово всегда стоит во множественном числе.
Можно сказать, что такие существительные не изменяются по числам.
У существительных, которые не изменяются по числам, есть два основных вида. Мы уже упоминали о них.
Некоторые существительные имеют только форму единственного числа. Другие существительные имеют только форму множественного числа.
У двух этих типов существительных – свои особенности, о которых мы поговорим.
Начнём мы наш разговор с существительных, которые имеют только форму множественного числа.
Это такие существительные, как часы, грабли, опилки, жмурки. Общим для них является то, что от них невозможно образовать форму единственного числа. То есть, предметы, которые обозначают такие существительные, являются сложными, их как бы много.
Рассмотрим подробнее, какие существительные имеют только форму множественного числа.
Во-первых, это названия парных и составных предметов. Такие, как очки, брюки, шахматы, счёты, перила.
Предметы, которые они обозначают, состоят из двух или более частей. Причем, если эти части разъединить – предмет перестанет быть собой и выполнять свою функцию. Поэтому такие существительные могут стоять только во множественном числе.
Во-вторых, только форму множественного числа имеют некоторые названия веществ и материалов. Например, сливки, дрожжи, макароны, консервы, духи.
Можно ли выделить из этих веществ какую-то единицу? Нет, в основном они представляют собой что-то однородное – как сливки. Или что-то, состоящее из множества мелких частей – как макароны. Поэтому такие слова могут стоять только во множественном числе.
В-третьих, только множественное число имеют некоторые названия действий, обрядов, игр и так далее.
Например, выборы, проводы, именины, прятки, жмурки.
Все эти явления довольно сложные. Они включают в себя несколько действий. Поэтому такие слова не могут иметь форму единственного числа.
Названия явлений природы, отрезков времени иногда имеют только форму множественного числа. Например, сутки, сумерки, потёмки, будни, осадки.
Если мы как следуем присмотримся к таким словам, то поймём, что в эти понятия включается несколько явлений. Сутки – это и день, и ночь вместе. Сумерки – и темнота, и немного света… и так далее. Поэтому такие слова всегда стоят в форме множественного числа.
Некоторые географические объекты тоже употребляются только в форме множественного числа.
Например, Гималаи, Горки, Балканы, Альпы, Карпаты…
Чаще всего такое бывает, когда речь заходит о названиях горных цепей. Ведь в них много гор, поэтому и названия стоят во множественном числе.
А теперь вернёмся к диалогу о каникулах и обратим внимание на одну интересную особенность. Мальчик не может определиться – какого рода слово могло бы быть в единственном числе. Каникула или каникул?
Мы не можем определить род таких существительных. Ведь во множественном числе у всех существительных похожие окончания. И если слово употребляется только во множественном числе – непонятно, какого оно рода.
Склонение таких существительных тоже невозможно определить. Возьмём слово сливки. К какому склонению относится это слово?
Но ведь чтобы определить склонение, нужно знать окончание существительного в форме единственного числа.
Значит, такие существительные склоняются по образцу других существительных в форме множественного числа.
Нужно правильно употреблять существительные, которые имеют только форму множественного числа.
Итак, что же нам требуется запомнить?
В русском языке есть имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.
Такие существительные обозначают сложные и парные предметы (брюки, грабли), вещества (сливки, опилки), действия (жмурки, выборы), явления природы, отрезки времени (сутки, сумерки). И так далее.
У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.
Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа
Сценарий открытого урока
1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.
Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.
В начале урока хочется прочитать стихи Бориса Леонидовича Пастернака (строчки записаны на доске с обозначением орфограмм, изученных ранее):
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.
2. Запись предложения под диктовку.
В старину на Руси месяц март называли «березоль».
В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:
«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар, суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, “березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».
– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.
– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)
– Образуйте форму множественного числа от слова месяц. Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)
– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница).
– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.
3. Анализ домашний (подписи под рисунками).
– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.
Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.
Запишите предложения в исправленном виде.
(На дереве листья. В книге листы.)
– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.
(В дневнике колы. В изгороди колья.)
– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.
(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья.)
– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?
(Да, потому что это зубья вил.)
– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?
(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)
– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.
(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда.)
Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.
4. Знакомство с темой урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)
Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?
(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)
Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.
В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы. Запишем его.
5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?
Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
• обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
• некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
• некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
• собственные (Карпаты, Альпы).
У таких существительных не определяются род и тип склонения.
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.
6. Лексическая работа.
– В справке вам встретилось слово отруби. Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?
– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.
– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.
7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это. _______ (очки).
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
8. Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.
Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити Грабли |
Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти
Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья
Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли
На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.
В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.
9. Творческое задание.
Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
10. Домашнее задание:
1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.
2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.
3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч. мечом (также перен.: приготовиться к битве).
1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч.
2. перен. Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви.
Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.
1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).
2. перен. То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.
1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.
2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.
1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ
Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».
1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.
2. Справка в тетрадь по теории.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
• обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
• обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);
• обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);
• обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).
У таких существительных не определяются род и тип склонения.
С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.