какие словосочетания называют синонимичными
Синтаксическая синонимия: определение понятия синтаксических синонимов
Содержание:
Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.
Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.
В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.
Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными
Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.
Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:
Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов
Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:
Задание к тексту: «Подберите к первому предложению синтаксический синоним» подразумевает подобную указанным выше замену.
Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).
Синонимия словосочетаний
Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене.
Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.
Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.
Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.
Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:
Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим:
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
будет играть, менее дорогой.
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
Словосочетание: определение, строение, примеры
Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.
Понятие о словосочетании
Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.
Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:
Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:
Структура словосочетания
В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:
Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:
Этот праздник — этот интересный праздник.
В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.
Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.
Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.
Словосочетание и предложение
По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.
Посмотрим на следующие варианты:
В данных примерах видно, что слова в различных словосочетаниях связаны определённым образом. Они имеют зависимость друг от друга, но отсутствует в конструкциях передача сообщений о чём-либо, выражение просьбы или оформление вопроса, что характерно для предложения.
Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.
Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.
Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:
Признаки словосочетания
Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:
Простые и сложные словосочетания
Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.
Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.
Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:
Типы связи слов в словосочетаниях
Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.
Типы конструкций | Примеры | Грамматические признаки |
Согласование | зелёный кустик красивая девушка золотое сердце | Главное слово выражается существительным или личным местоимением, которое согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. |
Управление | папин шарф купить хлеб уехать из города | Управление главного слова зависящими элементами, ставя их в определённом падеже. |
Примыкание | шёл подпрыгивая идти впереди мог делать | Зависимые слова примыкают к главным особым образом без каких-то грамматических признаков. |
Рассмотрим каждый из типов более подробно.
Согласование
Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.
Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:
Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:
Управление
Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.
съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).
Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:
Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).
Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:
выехать из город а
Примыкание
Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.
Группы подчинительных словосочетаний
Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.
Глагольные
Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:
Именные
Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:
Наречные
Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:
Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.
Синтаксический разбор словосочетания
Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:
Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.
Учим ребёнка работать со словосочетаниями
Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.
Объясняем доступно, что такое словосочетание
Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.
Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.
Ищем слово, от которого надо задавать вопрос
Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук ( паук какой? серый ). Ловит рыбу ( ловит что? рыбу ). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.
Учимся выписывать словосочетания
Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.
Любимая мама поёт песни малышу.
Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются
Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.
Задание. Определяем виды и типы словосочетаний
Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания:
Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Синонимия словосочетаний. Синт. разбор..docx
Урок русского языка в 8 классе.
Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Цели : закрепить умение определять способы связи слов в словосочетании, конструировать их по заданным моделям, закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; дать понятие о синонимичных словосочетаниях, научить выполнять синтаксический разбор словосочетания, научить редактировать словосочетания и предложения, соблюдая лексические, грамматические, синтаксические нормы русского языка, прививать культуру речи, воспитывать бережное отношение к родному языку, развивать умение классифицировать явления.
Тип урока : комбинированный.
Элементы содержания : Словосочетание как единица синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании.
Грамматическое значение словосочетаний.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Планируемые результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные): 1) выделяют словосочетания в предложении, 2) отличают словосочетания от сочетаний слов, 3) классифицируют словосочетания, 4) определяют виды подчинительной связи в словосочетании, 5) конструируют словосочетания по данным моделям, схемам, 6) подбирают синонимичные по значению словосочетания к данным, 7) выполняют синтаксический разбор словосочетаний, 8) находят нарушения в сочетании слов, исправляют ошибки, соблюдают орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.
Оборудование: презентация, закладки-памятки, листы опроса.
Сегодня мы продолжим работать над темой СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, нам предстоит 1) закрепить изученное о словосочетании, 2) научиться подбирать синонимичные словосочетания к данным, 3) выполнять синтаксический разбор словосочетаний, 4) находить ошибки в построении словосочетаний и исправлять их. Таким образом, поработав на уроке, мы подготовимся к контрольной работе по теме.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Для чего был создан этот текст? ( Чтобы выразить чувство восхищения красотой природы осенью)
Найдите грамматические основы предложений. Выпишите все словосочетания из этих красивых строк.
( роща отговорила, журавли не жалеют;
III . Проверка д/з Фронтальный опрос.
— Вспомним материал предыдущего урока. Каким может быть грамматическое значение словосочетаний? ( Грамматическое значение может быть определительным, дополнительным, обстоятельственным).
-От чего это зависит? ( это зависит от того, каким членом предложения является зависимое слово).
Определите грамматическое значение в словосочетаниях из стихотворения С.Есенина.
IV . Упражнение на закрепление. «Поработаем сыщиками».
Определите вид подчинительной связи в словосочетании по 1 признаку и запишите ответ в виде буквенного диктанта:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У п у п с с с п п у
в словосочетании есть предлог;
зависимое слово выражено деепричастием;
зав. слово выражено сущ. в косв. пад.
завис. слово выражено наречием;
завис. слово выражено причастием;
завис. слово выражено прилагат.;
завис. сл. отвечает на вопрос какой?;
завис. сл. выражено н.ф. глагола;
завис. сл. отвечает на вопрос где?;
зав. сл. отвечает на вопрос кому?
V . Упражнение Строители, за работу! Сконструируйте словосочетания по данным моделям: модели даны в упр.76, стр.42
( 1) Платье из ситца, куртка из кожи, ваза из стекла ; 2) писать сочинение, читать книгу, пилить дрова; 3) работать дружно, писать красиво, читать выразительно; 4) красный от стыда, бледный от страха, серый от пыли, дрожащий от холода)
VI .Изучение нового материала.
Тема нашего урока сегодня Синонимия словосочетаний . Синтаксический разбор словосочетания. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Вода из родника (упр.) – родниковая вода (согл.)
Потренируемся в подборе синонимичных словосочетаний.
Мраморный памятник – памятник из мрамора – предмет и его признак
Бассейн для плавания – плавательный бассейн – предмет и его признак
Костюм для тренировки – тренировочный костюм – предмет и его признак
Держаться с достоинством – держаться достойно – действие и его признак
Повидло из яблок – яблочное повидло. Суп с фасолью – фасолевый суп. Кисель из клюквы – клюквенный кисель. Шкаф для книг – книжный шкаф.
План разбора приводится в учебнике на стр. 43. Прочитаем план разбора.
Учебник стр.43,228. Плакат.
1.Выделить словосочетание из предложения.
2. Найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Третье словосочетание – полярная ночь. Главное слово – сущ. Ночь какая? Полярная. Это зависимое слово, выражено прилагательным, связь – согл.; выражается признак предмета (опред. значение)
Письм. разбор – прил. + сущ., согл.; признак предмета (опред. знач.)
А теперь нам необходимо вспомнить о нормах сочетания слов, о правильном выборе падежной формы управляемого слова, предложно-падежной форме управляемого сущ-го,
Что надо учитывать, когда соединяем слова в словосочетание? (5 мин)
Лексическую сочетаемость слов,
Соблюдать грамматические нормы.
ввиду ( речь идёт о действиях, которые совершаются в настоящем или будущем )
благодаря (употребляется только при сообщении о желательных действиях и их результатах)
Ввиду – действия в настоящем или будущем
Вследствие – действия в прошлом
Благодаря – желательные действия и результаты
Оцените: верно – неверно (устно)
Вследствие болезни я отстал по математике.
Вследствие поездки в Ленинград на будущей неделе прошу дать отпуск на 5 дней.
Коля пропустил целую неделю ввиду болезни.
Ввиду ожидаемого приезда делегации мы украсили актовый зал цветами.
Благодаря упорному труду экзамены были сданы успешно.
6. Благодаря сильным ливням пшеница полегла.
! Важно помнить о нормах сочетания слов в словосочетании, нормах согласования и управления,
правильно выбирать падежную форму управляемого слова (упр.64, 73, 75),
предложно-падежную форму управляемого существительного,
И с п р а в ь те о ш и б к и
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
По приезду в Венецию я сразу посетил своего друга.
По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
Благодаря необычной архитектуры Покровский собор относят к выдающимся памятникам русского зодчества.
А.П.Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.
Трудные случаи управления
Заведующий (чем-либо) Оплатить (что-либо) Отзыв (о чём-либо) Отчитаться (в чём-либо)
Предостеречь (от чего-либо) Преимущество (перед кем-либо)
Пренебречь (кем, чем) Преобладать (над чем) Приемлемый (для кого, чего) Рецензия (на что-либо)
Свойственный (кому-либо) Уплатить (за что-либо)
Характерный (для кого-то)
IX . Подведение итогов урока.
— О чём сегодня вы узнали? (О синонимии словосочетаний, о порядке синтаксического разбора словосочетания)
— О нормах сочетания слов, о выборе падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.