какие события этапы севастопольской обороны отразились в рассказах толстого
Особенности изображения смерти и войны в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого
Вы будете перенаправлены на Автор24
«Севастопольские рассказы» — это цикл из трёх рассказов об обороне Севастополя, написанных Л. Н. Толстым в 1855 году.
Изображение войны в «Севастопольских рассказах»
Л.Н. Толстой, находясь на службе, мучительно думал о войне – о том, что такое война, для чего и для кого она нужна. Эти вопросы перед писателем встали перед началом его литературной деятельности и интересовали его на протяжении всей жизни. Писатель бескомпромиссно осуждает войну. Осенью 1853 года началась война между Россией и Турцией. Л.Н. Толстому было разрешено перевестись в Севастополь.
Толстой, оказавшись в осажденном городе, был потрясен героическим духом армии и населения. В своем письме брату Сергею он писал: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства».
Свой первый рассказ о героической обороне Севастополя Толстой начал писать под грохот орудий четвертого бастиона. Всего Толстой написал три рассказа о Севастополе:
В первом рассказе говорится о Севастополе в декабре 1854 года, в момент некоторого ослабления военных действий, в небольшой промежуток между кровавыми битвами под Инкерманом и Евпаторией. Но если полевая русская армия, стоявшая в окрестностях города, могла немного передохнуть, оправиться, то сам Севастополь и его гарнизон передышки не знали. Матросы и солдаты, истерзанные, полуголодные, трудились под проливным дождем и снегом.
Готовые работы на аналогичную тему
Писатель рассказывает о матросе, которому оторвало ногу. Его несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп батареи. Солдаты и матросы спокойно, деловито говорили о своей завтрашней или послезавтрашней смерти. Женщины, верные подруги своих мужей, безропотно переносили все испытания.
Второй рассказ относится к маю 1855 года, но помечен он 26 июня 1855 года. В мае 1855 года произошла кровопролитная битва гарнизона против армии, осаждающей город. Противник желал любой ценой овладеть тремя передовыми укреплениями. Писатель не описывает эти кровопролитные сражения, но читатель понимает, что совсем недавно произошли значимые события.
Толстой показывает, как солдаты используют короткое перемирие для того, чтобы убрать убитых и захоронить их. Неужели враги, которые только что в яростной борьбе кололи и резали друг друга, могут разговаривать так дружелюбно, и так предупредительно и любезно относиться друг к другу? Толстой и здесь, как и везде, предельно правдив и искренен. Он очевидец, и нет необходимости ему придумывать и домысливать, ведь действительность богаче фантазии.
В третьем рассказе речь идет о Севастополе в августе 1855 года. Август – самый последний и самый страшный месяц осады, месяц жесточайших, непрерывных, не утихающих ни днем, ни ночью бомбардировок. Август – это месяц падения Севастополя. Толстой показывает героизм людей, которые привыкли к повседневным обстрелам. Эти люди выполняют свой долг и не считают себя героями. Буднично, без громких фраз они вершат историю. Толстой показывает, что лишь превосходство союзников Турции в материальных ресурсах и военной технике физически сломило русских героев.
Писатель разоблачает войну и утверждает моральное величие, силу русских людей, который мужественно восприняли отступление русской армии.
Новаторство Толстого в изображении войны, художественные достоинства и реализм «Севастопольских рассказов» были высоко оценены современниками.
Герои «Севастопольских рассказов»
Толстой в «Севастопольских рассказах» заглядывает и на поле сражения, и в траншеи, и в лазарет, и в квартиру к офицеру, и на бульвар, где гуляют жители осажденного Севастополя. Писатель заглядывает в души разных людей, рисует их настроения в разные моменты жизни города – во время боя, во время отдыха. И всегда показывает, что они думают и ощущают, как веселятся в свободную минуту, как шутят под свистящими пулями, как иногда мучительно боятся, как отдаются тщеславным чувствам, мечтам о славе, о наградах, как просто и спокойно совершают подвиги великодушия и мужества.
Толстой не боится «истины», какой бы она не была. И эта «истина» становится лучшим помощником писателя в доказательстве того, что война – это величайшее зло.
В первом рассказе писатель показывает жизнь города в начале осады, когда его жители и защитники верили, что им удастся отстоять Севастополь. Поэтому в настроении масс еще нет ощущения опасности, жизнь людей разнообразна, по-прежнему обыденна и довольно пошла.
Во втором рассказе картина уже меняется. Настроение у всех приподнятое, но все чувствуют опасность. В этом рассказе перед читателем проносится целый ряд живых, разнообразных образов, и в них без труда можно прочесть мелкие и крупные страсти людей, светлые и темные стороны их души.
На первом плане оказывается штабс-капитан Михайлов. Толстой, помня о том, что «все хороши и все дурны», в своем герое рисует человека хорошего, но имеющего и дурные качества. Михайлов – храбрый, честный слуга родины, порядочный, послушный, способный на самопожертвование. Но в то же время он глупо тщеславен и мелочно честолюбив. Идя умирать за родину, он мечтает о крестах.
Наряду с офицерами, которые даже смерти в глаза не могут смотреть «без задней мысли», Толстой выводит в своих рассказах солдат, которые сражаются и умирают без рисовки. В их храбрости нет ничего эффектного, и писатель преклоняется перед их простотой. В душах солдат и матросов он видит величие, «молчаливое и бессознательное». Толстой рисует их спокойно-мужественными на поле битвы, терпеливо умирающими в лазаретах и добродушно беседующими с врагами во время короткого перемирия.
В третьем рассказе Толстой представляет последние минуты Севастополя. Дух жителей и защитников уже иной. Сознание важности момента вносит определенную долю торжественности вих настроения. Прежнюю беспечность сменяет некоторая растерянность и одновременно с этим готовность умереть. В третьем рассказе центральными героями становятся братья Козельцовы. Старший брат – спокойный человек, живущий без особых душевных тревог и порывов, серьезно и просто смотрит смерти в глаза и делает свое дело без задних мыслей и шумихи. Это простая и цельная натура. Его младший брат Володя – романтически настроенный, восторженный юноша-мечтатель, живущий благородным порывом патриотизма. Он впечатлителен и чувствителен, болезненно переживает все впечатления, полученные от знакомства с «обратной» стороной войны.
Какие события этапы севастопольской обороны отразились в рассказах толстого
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ» Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК О СОБЫТИЯХ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ 1854-1855 ГОДОВ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Где – то там далеко расцветают сады,
Где – то там далеко и любовь и улыбки.
Лишь у нас только стоны и крики,
Только тут не хватает воды.
«История войн – не только история красивых сражений, побед и героизма. Это ещё и история боли раненых солдат, история ужаса и слёз, пережитых мирным населением»[1]. Оборона Севастополя как ключевое событие Крымской войны 1853 – 1856 годов является этому ярким примером.
Изучение истории Крымского полуострова представляет интерес в связи с тем, что этот регион совсем недавно снова стал частью Российской Федерации. Данное событие повлекло за собой обострение международной обстановки, введение санкций и ухудшение отношений между государствами. Анализируя современную ситуацию в сфере международных отношений, можно сделать вывод о том, что человечество не учится на ошибках прошлого, в разных уголках планеты постоянно вспыхивают всё новые конфликты.
Вместе с тем, любое историческое событие находит отражение не только в политической жизни, но и в исторических источниках, а затем и в памятниках культуры: архитектуре, живописи, музыке. Наиболее ярко передают факты и переживания участников событий художественные произведения. Но насколько могут быть достоверны эти источники информации?
История человечества – это история войн. Россия XIX века не стала в этом смысле исключением. Одним из важнейших военно-политических событий стала Крымская война 1853-1856 гг. Показанный недавно на «Первом канале» документальный фильм «Нулевая мировая» подтверждает, что интерес к событиям Крымской войны актуален. Этот военный конфликт стал причиной не только политических изменений, но и нашёл отражение в культурной жизни страны. Одним из ключевы х художественных произведений, посвящённых Крымской войне, а именно обороне Севастополя, являются «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.
В ходе исследования мы предположили, что «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого являются историческим источником о событиях обороны Севастополя.
Цель: выяснение достоверности фактов об обороне Севастополя, изложенных в литературном произведении Л.Н. Толстого, через сопоставление информации из различных источников.
Поставленная цель определила задачи: 1. Изучить события обороны Севастополя 1854-1855 гг. 2. Проанализировать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого для выяснения исторических фактов обороны города. 3. Сопоставить литературное произведение с исторической действительностью. 4. Обобщить полученные данные и сделать вывод о достоверности изложения исторической информации в художественном произведении.
Методы: анализ литературы. В ходе работы над исследованием мы познакомились с существующей литературой по данной теме. Так, например, интерес представляет сборник писем Л. Толстого к сестре и братьям[2]. Сборник включает более 400 писем семьи Толстых. Эти письма не только воссоздают атмосферу любви, дружбы, преданности и откровенности в семье Толстых, но и рассказывают о причинах приезда Толстого в действующую армию и появление такого произведения, как «Севастопольские рассказы». Статья Н.Ж. Ветшевой «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: хронотоп великой эпопеи» дает подробный литературоведческий анализ произведения, указывая на его разножанровость [3].
Сравнительный анализ: в своём исследовании мы сравнили различные источники информации с «Севастопольскими рассказами» Л.Н. Толстого.
Обработка полученных данных: после проведенного исследования мы сделали выводы по поставленной проблеме.
Глава 1. Крымская война в биографии Л.Н.Толстого
Крымская война – это военные действия между Российской Империей и Британской, Французской, Османской империями, продолжавшиеся с 1853 по 1856 годы. Наибольшее напряжение война достигла именно в Крыму, в честь которого и была названа. Сам конфликт возник по причине религиозного спора между католической Францией и православной Россией о правах на святые места в Палестине, которая тогда была частью Османской Империи. Турецкий султан Абдул-Меджид I, опираясь на поддержку Англии и Франции, отказал России гарантировать её права. В ответ на это Николай I ввёл свои войска в Дунайские княжества.
На протяжении четырёх лет шла ожесточённая борьба между войсками России и коалицией государств во главе с Турцией. Военные действия развернулись одновременно на нескольких театрах: Балтийском, Дунайском, Кавказском и Крымском. Просчёты Николая I во внешнеполитическом курсе, военно-техническая отсталость российской армии привели к тому, что для России это была очень тяжёлая война, сопровождающаяся колоссальными материальными потерями и глобальными человеческими жертвами. С осени 1854 года, основные бои развернулись на Крымском полуострове. Русский флот, который уступал кораблям союзников, был блокирован в бухте Севастополя. Оборона Севастополя 1854-1855гг., гарнизоном которого руководили В.А.Корнилов и адмирал П.С.Нахимов, длилась 349 дней.
События Крымской войны связаны с подвигами легендарных исторических личностей, снискавших себе славу национальных героев (см. Приложение 1).
Специально для участников обороны Севастополя, в том числе сестёр милосердия, были учреждены награды (см. Приложение 2), например, медаль «За защиту Севастополя», которая была первой российской медалью не за победу, а за оборону.
Данные события нашли отражение во многих произведениях литературы: «Герои Малахова Кургана» Л.Буссенара, «Севастопольская Страда» С.Н.Сергеева–Ценского, «Беллона» А.Брусникина, и т.д. Однако, наибольший общественный резонанс вызвало произведение Льва Николаевича Толстого «Севастопольские рассказы», состоящее из трёх частей: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».
Когда началась Крымская война, Толстой, охваченный патриотическими чувствами, перевелся из Кавказской армии в Дунайскую, чтобы стать участником военных действий. В начале 1854 года Толстой отправился в командировку в Севастополь, однако, остаться там у писателя не вышло – его отправили на Бельбекские позиции, находившиеся недалеко от осаждённого города. С Бельбекских позиций Толстой регулярно ездил в город, а позднее добровольцем участвовал в боях за Малахов курган. В начале апреля 1855 года 3-й бастион, в котором служил Толстой, перевели на Язоновский редут.
По воспоминаниям современников, мысль о защите родной земли воодушевляла Толстого. Прибыв в Севастополь, он написал брату: «Дух в войсках выше всякого описания… Только наше войско может стоять и побеждать (мы ещё победим, в этом я убеждён) при таких условиях»[2].
Практически сразу после публикации рассказы Толстого были высоко оценены современниками. По мнению Николая Некрасова, «достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем не отступающая правда…Не в этом ли кроется секрет неослабевающей популярности рассказов Толстого, полных патриотического пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны, как убийства».[4]
Глава 2. Исторические факты и художественное произведение:
Сравнительный анализ
Для подтверждения гипотезы мы провели сравнительный анализ различных источников информации с текстом произведения Л.Н. Толстого. Среди источников информации –исторические монографии, воспоминания современников, участников боевых действий, справочные издания.
Анализируя это произведение, мы пришли к выводу, что Л.Н.Толстой мастерски показывает несколько аспектов обороны Севастополя 1854–1855 годов: военные действия, жизнь и быт осаждённого города и его защитников, участие сестёр милосердия в оборонительных действиях. В своём исследовании мы затронем тему военных действий как наиболее значимую в историческом плане.
Одной из самых трагических страниц обороны Севастополя являлась его еженедельная бомбардировка. Красной нитью в произведениях Толстого проходит упоминание о постоянных бомбёжках города. Л.Н. Толстой постоянно обращается к этой теме через разговоры и переживания солдат и офицеров, описание разрушенных улиц. Герои Толстого ощущают свою беззащитность и страх перед натиском врага. Это не является художественным вымыслом и преувеличением писателя. Об интенсивности бомбёжек свидетельствуют многочисленные источники: энциклопедии, исторические монографии и статьи. Например, в «Школьной энциклопедии. История России 18-19 век» говорится: «… в августе союзники в пятый и шестой разы бомбили Севастополь, по городу выпустили 150 тыс. снарядов. Ядрами были буквально срыты укрепления Малахова кургана и 2-го бастиона. Защитники города гибли по 2-3 тыс. человек в день» [5, с.555].
По словам Е.В. Тарле, «в первые дни этой августовской бомбардировки таких огромных ежедневных потерь ещё не было, но укрепления уничтожались одно за другим. С ночи на 24 августа бомбардировка не слыхано усилилась. В среднем, каждые сутки, погибало до 2500 и более защитников города» [6, с.450].
Участие сестёр милосердия в военных событиях нашло отражение в «Севастопольских рассказах», например, в рассказе «Севастополь в августе 1855 года». Герои рассказа, два брата Козельцовы, навещают раненого товарища: «Войдя в первую комнату, …пропитанную этим тяжёлым, отвратительно-ужасным гошпитальным запахом, они встретили двух сестёр милосердия…» [7, с.320]. Описывая женщин, Толстой говорит об их манере держаться, нежности лиц и знании французского языка. Это описание свидетельствует о дворянском происхождении сестёр милосердия.
В очерке «Севастополь в декабре месяце» Толстой описывает помещения дома севастопольского Собрания, отданные для медицинских целей. Писатель не только изображает раненных солдат и медицинский персонал – врачей, фельдшеров и сестёр милосердия, но и показывает условия, в которых работали медики: «тяжёлый запах мёртвого тела сильнее поражает вас»; «ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции»; «увидите войну в настоящем её поражении – в крови, в страдании, в смерти…» [7, с.241-243]. Эти описания не только художественно-реалистичны, но и подтверждены историческими исследованиями. Так, в монографии российского и советского историка, академика АН СССР Е.В. Тарле говорится о трудностях оказания медицинской помощи: «…врачи и сестры могли помогать не иначе, как стоя на коленях в грязи».[6, с. 460]
О тяжёлых условиях труда сестёр милосердия говорится и в статье М.М.Шитовой: «Привыкшие к чистоте и уюту; воспитанные, хорошо образованные дворянки, столкнулись с суровыми условиями военного времени: грязь, кровь; острый недостаток питьевой воды, еды, медикаментов, мест для размещения раненых и больных в лазаретах; тяжелая работа. Это было тяжелым психологическим испытанием для каждой из медсестер, попавшей на войну. Женщины рисковали своей жизнью ради жизни других, работая под вражескими пулями и ядрами» [8, с.253, 254].
Описание труда медиков можно найти и в рассказе «Севастополь в мае»: «лужи крови, видные на местах незанятых, горячечное дыхание нескольких сотен человек и испарения рабочих с носилками производили какой-то особенный, тяжелый, густой, вонючий смрад… Говор разнообразных стонов, вздохов, хрипений, прерываемый иногда пронзительным криком, носился по всей комнате. Сёстры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слёзного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами» [7, с. 273].
Это описание почти полностью совпадает с воспоминаниями одной из сестёр милосердия в письме к родным: «Вся операционная комната была уложена этими страдальцами; весь пол был залит кровью, и мы стояли в крови… мы были так заняты и увлечены, что не обращали внимания на сильную бомбардировку… Обязанность сестёр поить раненых чаем, ставить рожки, помогать при операциях…» [9, с. 123]. Таким образом, участие сестёр милосердия стало одной из героических страниц обороны Севастополя.
Несмотря на ожесточённое сопротивление русских солдат, их мужество, в конце августа 1855 начался штурм Севастополя. Толстой в рассказе «Севастополь в августе 1855» так описывает это трагическое событие: «Пули свистели не по одной, как штуцерные, а роями, как стадо осенних птичек пролетает над головами… французы бежали к бастиону по чистому полю и как толпы их с блестящими на солнце штыками шевелились в ближайших траншеях».[7, с.352, 354]
Подтверждение этому описанию мы находим в монографии Е.В. Тарле: «В полдень грянули разом три залпа из всех неприятельских орудий, и французы внезапно, выйдя из траншей, беглым шагом устремились на Малахов курган… Как бы густо не летели пули, но обыкновенно слышится некоторая раздельность свиста одной из них от свиста другой. Здесь же слышалось сплошное шипение; казалось, что поток пуль как бы струится; ощущалось какое-то течение свинца.» [6, с. 459]
В результате штурма ключевая позиция, Малахов курган, была взята 8 сентября 1855 г., и российское командование приняло решение покинуть город и перейти на Северный берег Севастопольской бухты. Последние оставшиеся на рейде боевые корабли были затоплены русскими моряками.
Л.В. Толстой в своём рассказе «Севастополь в августе 1855 года» пишет: «При свете зарева пожаров видны были мачты наших утопающих кораблей, которые медленно, глубже и глубже, уходили в воду» [7, с.356]. Подтверждение этому факту мы находим в монографии академика Е.В. Тарле: «В ночь с 27 на 28 августа русские потопили шесть кораблей – «Париж», «Храбрый», «Константин», «Мария», «Чесма», «Иегудиил» и фрегат «Кулевичи»» [6, с.465].
У Л.Н.Толстого находим описание того, как «севастопольское войско» [7, с.357] покидало осаждённый город: «… на пароходе, наполненном солдатами, пушками, лошадьми и ранеными, переправлялся на Северную. … чувство самосохранения и желания выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствовала в душе каждого. … Но за эти чувством было другое… как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». [7, с.355-358].
Такое же описание напряжённой психологической обстановки мы находим в строках Е.В.Тарле: «Последние отряды переходили на Северную сторону… Тихо, без шума и толкотни шла вся эта масса: до того сильно было впечатление переживаемого. Как много величественного и поражаемого своим внутренним трагизмом было в этой картине. Солдаты угрюмо и молча покидали Севастополь» [6, с.464].
Заключение
Таким образом, проанализировав художественное произведение, исторические источники и справочные издания, мы подтвердили гипотезу о достоверности исторических фактов, изложенных в произведении Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы».
Наше исследование имеет практическую значимость: материалы исследования можно применять не только учителям на уроках литературы, истории, обществознании, внеурочных занятиях, но и библиотекарям при проведении мероприятий, посвящённых творчеству Л.Н.Толстого.
Изучение произведений Толстого с точки зрения достоверности изложения исторических событий может стать одной из тем дальнейших исследований.
Нельзя не согласиться со словами литературного критика XIX века А. В. Дружинина, который утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникёра осады, который мог бы соперничать с Толстым» [10].
Список использованных источников
Энциклопедия для детей. [Т.32] История войн/Редколлегия М.Аксёнова и др. – М., 2009.-640с.: ил., карты.
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003. – 736с., ил.
Тарле, Е.В. Собрание сочинений. Том IX/Е.В. Тарле.-М.:Изд – во Академии наук СССР, 1959.-625 с.
Толстой, Л.Н. Избранные произведения / Сост., предисл. и пояснит. статьи К.Н.Ломунова. – М.: Дет.лит., 1985. – 766 с.
Шитова, М.М. Участие сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в обороне Севастополя / М.М.Шитова // ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре. – С.251-258.
Электронный ресурс. – URL: http://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/12.php. (дата обращения 15.02.2017)
Приложение 1
Исторические личности, принимавшие участие в Крымской войне 1853-1856 годов
Вице-адмирал, участник Наваринского сражения 1827 г. и Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. С 1849 г. начальник штаба, с 1851 г. фактический командующий Черноморским флотом. Выступал за перевооружение кораблей и замену парусного флота паровым. В Крымскую войну один из руководителей Севастопольской обороны. Владимир Алексеевич был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. «Отстаивайте же Севастополь», — были его последние слова.
Похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем — адмиралом Лазаревым.
В 1845 г. Нахимов был произведен в контр-адмиралы, и стал командовать 1-й бригадой 4-й флотской дивизии. С декабря 1853 г. Нахимов командовал судами на рейде и в бухтах Севастополя. 28 июня 1855 при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе рядом с Лазаревым, Корниловым, Истоминым.
Истомин Владимир Иванович (1809-1855)
Контр-адмирал, герой Крымской войны и защиты Севастополя происходил из дворянского рода. Ещё гардемарином на линейном корабле «Азов» под командованием М. П. Лазарева, Истомин отличился в Наваринском сражении 1827г. и во время русско-турецкой войны 1828-1829, участвовал в Синайском морском сражении 1853г. За доблесть при Синопе 28 ноября 1853 г. Истомин был произведен в контр-адмиралы. С 1854г. и до дня смерти он ни на день не покинул бастион. Истомин погиб 7 марта 1855 г. на Малаховом кургане.
Пирогов Николай Иванович (1810-1881)
В 1828 г. окончил медицинский факультет Московского университета. Российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии. Участник Севастопольской обороны 1854-1855, франко-прусской 1870-1871 и русско-турецких 1877-1878 войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя в 1847г, ввёл неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций, открыл новый способ бальзамирования. До наших дней в церкви села Вишни Подольской губернии хранится тело самого Пирогова набальзамированное этим способом.
Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова) (1836 — 1910)
Дочь матроса 10-го ластового экипажа Лаврентия Михайлова, убитого при Синопском сражении) — сестра милосердия, героиня обороны Севастополя в Крымскую войну. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая милосердием. Именно отсюда и появилось в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия». Гражданским подвигом дочери матроса был потрясен сам император Николай I, который пожаловал ей золотую медаль с надписью «За усердие».
Кошка Петр Маркович (1828 — 1882)
Приложение 2.
Награды для участников обороны Севастополя
Несмотря на поражение в войне, героизм защитников Севастополя был отмечен установлением медали не «за победу», не «за взятие», а впервые в истории России – «за защиту». Через полтора месяца после окончания войны рисунок медали выполнили медальеры Санкт-Петербургского монетного двора А.П. Лялин и В.В. Алексеев. А еще через две недели, 26 ноября 1856 года, император Александр II учредил медаль «За защиту Севастополя», и Монетному двору заказали исполнить 100 000 экземпляров серебряных медалей.
Медалью «За защиту Севастополя» награждались генералы, офицеры и солдаты (в том числе и нестроевые), составлявшие севастопольский гарнизон, и жители, принимавшие участие в обороне города. Даже крепостные слуги офицеров получили эту награду, которая носилась на Георгиевской ленте. На лицевой стороне медали (диаметром 28 мм) рядом изображены два вензеля – императоров Николая I и Александра II, увенчанных коронами. На оборотной стороне медали, под лучезарным «Всевидящим Оком», сделана четырехстрочная надпись: СЪ 13 СЕНТЯБРЯ – 1854 – АВГУСТА – 1855. Ее окружает надпись, сделанная более крупным шрифтом вдоль края медали: ЗА ЗАЩИТУ СЕВАСТОПОЛЯ.
По повелению вдовствующей императрицы Александры Федоровны в начале 1856 г. академик А.П. Лялин выполнил эскизы медалей для сестёр милосердия, находившихся в Крыму во время боевых действий. Ими награждались не только сестры милосердия Крестовоздвиженской женской общины и Севастополя, но и сестры «Общины сердобольных вдов». К началу августа 1856 г. было уложено в футляры 6 золотых и 200 серебряных медалей.
На лицевой стороне медали диаметром 39 мм, под императорской короной, изображён вензель императрицы — «А. Ф.», его окружает разделённая «растительным орнаментом» надпись: вверху, над короной — «Крым», справа — «1854», внизу — «1855» и слева — «1856». На оборотной стороне, под сиянием, исходящим от «всевидящего ока», пятистрочная надпись, выполненная славянской вязью: «Аминь глаголю вам понеже сотвористе единому сих братий моих меньших мне сотвористе», под надписью, внизу — восьмиконечный крестик.