какие события изображены толстым в рамках военной кампании 1805 1807 годов
Война 1805 (Война и мир)
Эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» построена на контрастах. Один из них – противопоставление мирной и военной жизни. В романе описано 2 войны – 1805-1807 года, когда военные действия ведутся на территории Австрии, и 1812 года, когда война непосредственно настигла Россию. Война 1805 в «Война и мир» описана подробно, дает представление читателю о характерах главных героев, становится переломным моментом в жизни Андрея.
О войне
Изображая войну, Толстой не только предоставляет читателю описание военных действий. Будучи сам участником сражений, Толстой описывает человеческие судьбы и характеры на фоне войны. Он показывает солдат и офицеров, штаб, главнокомандующих и генералов. Толстой дает понять, что и среди начальства, и среди подчиненных есть разные люди – и те, кто готов на настоящие геройские поступки, и те, кто трусит и пытается лишь разжиться на человеческом горе.
Два сражения
В войне 1805 года Толстой показывает два сражения – Шенграбенское и Аустерлицкое. В них он рисует не только переломные моменты истории, но и переломные моменты жизни каждого из участников битв. Через контрастные образы Толстой говорит о жизни и смерти, о чести и предательстве, о трусости и подвигах.
Переоценка ценностей
Через глаза главных героев Толстой показывает, насколько война меняет приоритеты и взгляды на жизнь. Андрей Болконский, всегда считавший своим идеалом Наполеона, вдруг обращает внимание на то, как искусно и по-человечески ведут сражение Кутузов и Багратион. Сколько силы, сколько чести в них! Глядя на Кутузова, на его человеческие эмоции, Андрей понимает его мощь. Наблюдает он и за Багратионом, который ведет сражение таким образом, будто дела вершатся сами собой. Но при этом великий князь тактично и мудро делает свое дело по-настоящему, без вычурных фраз и поз, не отдавая приказы, но ведя войско к победе. Он подбадривает всех одним только своим присутствием.
Главным моментом переосмысления жизни для Болконского стало ранения. Небо Аустерлица сыграло немаловажную роль в жизни князя. В течение всего повествования в первом томе, Андрей жаждет подвига. Несмотря на то, что такое желание обосновано не столько личным желанием возвыситься над другими, сколько помочь людям, в момент ранения происходит полное переосмысление собственных идеалов. Андрей понимает, что важно совсем не это. Стремление к подвигу начинает бороться в нем со стремлением к тихому семейному счастью.
Особенно красочно показан контраст между жизнью и смертью. Мысли многих героев, идущих в сражение, находятся в мирной жизни. Кровавые бойни происходят на фоне красивой природы. Каждый думает о том, что окажись он сейчас там, в мирной жизни, он вел бы себя совсем по-другому… Этот контраст и дает осмысление жизни. Он придает сил. Природные инстинкты, страх за собственную жизнь граничат с мыслями о прекрасном. Толстой особенно красиво описывает мысли героев о мирной жизни.
Понимание ценности жизни героям и читателю придает изображение войны 1805 года «Война и мир». В контексте войны здесь рассматриваются человеческие души, человеческие жизни. Самое прекрасное, самое великое, что дано человеку свыше – жизнь – на войне превращается в расходный материал. Это ужасно и страшно. В любое время, в любую эпоху война всегда будет самым страшным испытанием для человечества.
Изображение войны 1805 (Война и мир) Толстым
Эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» построена на контрастах. Один из них – противопоставление мирной и военной жизни. В романе описано 2 войны – 1805-1807 года, когда военные действия ведутся на территории Австрии, и 1812 года, когда война непосредственно настигла Россию. Война 1805 в «Война и мир» описана подробно, дает представление читателю о характерах главных героев, становится переломным моментом в жизни Андрея.
О войне
Изображая войну, Толстой не только предоставляет читателю описание военных действий. Будучи сам участником сражений, Толстой описывает человеческие судьбы и характеры на фоне войны. Он показывает солдат и офицеров, штаб, главнокомандующих и генералов. Толстой дает понять, что и среди начальства, и среди подчиненных есть разные люди – и те, кто готов на настоящие геройские поступки, и те, кто трусит и пытается лишь разжиться на человеческом горе.
Два сражения
В войне 1805 года Толстой показывает два сражения – Шенграбенское и Аустерлицкое. В них он рисует не только переломные моменты истории, но и переломные моменты жизни каждого из участников битв. Через контрастные образы Толстой говорит о жизни и смерти, о чести и предательстве, о трусости и подвигах.
Переоценка ценностей
Через глаза главных героев Толстой показывает, насколько война меняет приоритеты и взгляды на жизнь. Андрей Болконский, всегда считавший своим идеалом Наполеона, вдруг обращает внимание на то, как искусно и по-человечески ведут сражение Кутузов и Багратион. Сколько силы, сколько чести в них! Глядя на Кутузова, на его человеческие эмоции, Андрей понимает его мощь. Наблюдает он и за Багратионом, который ведет сражение таким образом, будто дела вершатся сами собой. Но при этом великий князь тактично и мудро делает свое дело по-настоящему, без вычурных фраз и поз, не отдавая приказы, но ведя войско к победе. Он подбадривает всех одним только своим присутствием.
Главным моментом переосмысления жизни для Болконского стало ранения. Небо Аустерлица сыграло немаловажную роль в жизни князя. В течение всего повествования в первом томе, Андрей жаждет подвига. Несмотря на то, что такое желание обосновано не столько личным желанием возвыситься над другими, сколько помочь людям, в момент ранения происходит полное переосмысление собственных идеалов. Андрей понимает, что важно совсем не это. Стремление к подвигу начинает бороться в нем со стремлением к тихому семейному счастью.
Особенно красочно показан контраст между жизнью и смертью. Мысли многих героев, идущих в сражение, находятся в мирной жизни. Кровавые бойни происходят на фоне красивой природы. Каждый думает о том, что окажись он сейчас там, в мирной жизни, он вел бы себя совсем по-другому… Этот контраст и дает осмысление жизни. Он придает сил. Природные инстинкты, страх за собственную жизнь граничат с мыслями о прекрасном. Толстой особенно красиво описывает мысли героев о мирной жизни.
Понимание ценности жизни героям и читателю придает изображение войны 1805 года «Война и мир». В контексте войны здесь рассматриваются человеческие души, человеческие жизни. Самое прекрасное, самое великое, что дано человеку свыше – жизнь – на войне превращается в расходный материал. Это ужасно и страшно. В любое время, в любую эпоху война всегда будет самым страшным испытанием для человечества.
Данная статья поможет написать сочинение «Война 1805 («Война и мир»), дать описание и анализ военным действиям в повествовании эпопеи, сопоставить ощущение жизни и смерти, подчеркнуть, как искусно Толстой показывает ценность человеческой жизни, особенно в рамках военных действий.
Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»
Князь Адрей и война
В романе описываются военные события 1805—1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).
На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. “Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”. На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину — добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.) Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну.
Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица.
Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.
Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.
Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
Одна из главных линий книги — разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что война — “страшная необходимость”, которая допустима, только когда “разорили мой дом и идут разорить Москву”, что военное сословие характеризуется праздностью, невежеством, жестокостью, развратом, пьянством.
Цель сражения благородна и понятна солдатам.
Цель сражения не понята солдатами.
Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея.
Изображение сражений 1805-1807гг в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развенчивание мечты и осознание «страшной необходимости»
Война 1805-1807 гг. Война 1812 г. Шенграбенское сражение Аустерлицкое сражение Бородинское сражение Взятие Москвы французами Партизанское движение
Изображение войны на страницах романа 1.Действия происходят в Австрии. 2.Появляются новые герои: Александр1, авсирийский император Франц, Наполеон, Кутузов, Багратион, рядовые командиры, штабные офицеры Где происходят военные действия? Какие новые герои появляются?
Причины вступления в войну России Русское правительство боялось распространения революционных идей стремилось воспрепятствовать захватнической политике Наполеона
Готова ли русская армия к войне? обнаруживает бедственность положения русской армии, терпеливую выносливость русских солдат, тщетность попыток представить эту войну как обдуманный поход. Смотр под Браунау
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения Шенграбенскоесражение Аустерлицкоесражение Цель сражения Поведение участников в бою Итог
4 (16) ноября 1805 около деревни Шёнграбен (Австрия), севернее города Холлабрунн состоялся бой между 7-тысячным русским арьергардом под командованием князя П. И. Багратиона и 40-тысячным французским корпусом маршала И. Мюрата. Багратион прикрывал отход главных сил русской армии генерала М. И. Кутузова на Цнайм и не отступил до тех пор, пока не потерял половину своих сил и всю артиллерию. Историческая справка
Шенграбенское сражение Сражение начинается с событий, в которых Кутузов, понимая, что русская армия почти в безвыходном положении, решил послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение. Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска. Отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийской деревни Шенграбен и ждали сражения.
Как ведут себя герои во время боя? князь Андрей Багратион Жерков Николай Ростов Долохов капитан Тушин
Герои и антигерои Шенграбена «…испытывая большое счастье, шел рядом с Багратионом…» Князь Андрей
Герои и антигерои Шенграбена Выражение: «Началось! Вот оно!» было даже и на лице князя Багратиона Багратион
Герои и антигерои Шенграбена Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга и, струсив, не выполнил поручения. Жерков
Герои и антигерои Шенграбена «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую счастливую жизнь владело всем его существом». «Убить меня? Меня, кого так любят все!» Николай Ростов
Герои и антигерои Шенграбена Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея. не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия. Капитан Тушин
Решающее сражение в кампании 1805 – 1807 гг. Шенграбен – это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель – задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию Цель сражения благородна и понятна солдатам Поведение бойцов – героизм, подвиги. Итог: победа Вывод:
Аустерлицкое сражение Битва под Аустерлицем — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции, созданной европейскими державами. Сражение вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I в этой битве сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Эта одна из крупнейших битв наполеоновской эпохи произошла 20 ноября (2 декабря) 1805 года.
Союзная армия насчитывала ок. 85 000 человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим командованием генерала М. И. Кутузова. Общая численность французской армии, прибывшей вслед за Кутузовым в район Аустерлица составляла до 200 тыс. человек, что фактически предопределяло исход генерального сражения. Историческая справка
Аустерлицкое сражение Это композиционный центр, к нему ведут все нити бесславной и никому ненужной войны. «Эпоха наших неудач и срама» (Толстой).
Военный совет накануне сражения Как ведет себя Кутузов во время совета? Почему? Только Кутузов понимал, что сражение не нужно и будет проиграно. Иронически описывает Толстой чтение австрийским генералом Вейротером придуманного им плана битвы, по которому «первая колонна марширует. вторая колонна марширует. третья колонна марширует. », а возможные действия и движение противника не учитываются.
Почему Толстой «заставляет» князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы? Толстой показывает, что поражение при Аустерлице было позором русско-австрийского генералитета, но не русских солдат. Кульминационный момент в изображении Аустерлицкого сражения — героический.
Николай Ростов, влюбленный в царя, мечтает о своем: встретить обожаемого императора, доказать ему свою преданность. Но встречает он Багратиона и вызывается проверить, стоят ли французские стрелки там, где вчера стояли. Над ним жужжат пули, в тумане раздаются выстрелы, но в душе его уже нет страха, владевшего им при Шенграбене. До сих пор мы видели битву глазами князя Андрея, который с горечью понимал, что происходило перед ним. Теперь Толстой передает наблюдательную позицию ничего не понимающему, восторженному Ростову.
Вывод: Аустерлиц – «сражение трех императоров». Цель его – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя» Цель сражения не понята солдатами Поведение бойцов – неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея Поражение
Итоги и значение Аустерлица Результатом сражения стал выход из войны Австрии и распад Третьей антифранцузской коалиции европейских держав. Австрия вышла из войны, подписав с Францией Пресбургский мир. Французы же, одержав победу, оказались в положении, не весьма выгодном для преследования отступающего, но многочисленного и ожесточенного противника. Потери Франция Российская империя, Австрия 6935 убито, 6940 ранено, 573 захвачено в плен, 1 знамя потеряно. 27 000 убито, ранено и взято в плен, 180 пушек потеряно, 40 знамён потеряно.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения Шенграбенскоесражение Аустерлицкоесражение Цель сражения Поведение участников в бою Итог
Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении и поражение при Аустерлице? Шенграбенскоесражение Аустерлицкоесражение Цель сражения благородна и понятна солдатам не понятна солдатам Поведение участников в бою героизм, подвиги, «лжегероизм», трусость неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея Итог победа поражение
С какой целью сопоставляет эти сражения Л.Н.Толстой? В сценах Аустерлицкого сражения и предшествующих ему эпизодах преобладают обличительные мотивы. Писатель раскрывает антинародный характер войны, показывает преступную бездарность русско-австрийского командования.
Домашнее задание Путь исканий Андрея Болконского: Том 1 часть1 главы 13, 14, 17, 20 часть 3 главы 12, 16, 19 Том 2 часть 2 главы 11, 12 часть 3 главы 1-4 15, 17, 18, 19, 24 Том 3 часть 1 глава 8 часть 2 главы 36-37 часть 3 главы 31-32 Том 4 часть 1 главы 14-16 Путь исканий Пьера Безухова: Том 1 часть 3 главы 1-2 Том 2 часть 1 главы 4-6 Том 2 часть 2 главы 1-5, 10-14 Том 2 часть 3 главы 7-10 Том 3 часть 1 главы 19-23 Том 3 часть 2 главы 17-18 Том 3 часть 3 главы 8-11, 33-34 Том 4 часть 1 главы 9-13, часть 2 главы 11-14, часть 4 главы 12-20
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-360055
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Изображение войны 1805-1807 годов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 г., познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова в этих частях встретимся с толстовским «срыванием всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.
Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют? («В июле 1805 г.» собрала свой вечер А. П. Шерер (1 ч.); «в октябре 1805 г.» русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского (2 ч.). Исторический жанр романа требовал предельной достоверности, потому так много дат в тексте, которые помогают ориентироваться во времени.)
— Сцена смотра в Браунау позволяет судить о качествах Кутузова как полководца и человека. Что можно о нем сказать? (Кутузов: 1) старческий облик (тяжелая походка, слабый голос, пухлое, изуродованное раной лицо); 2) знание старых сослуживцев, умение просто разговаривать с ними (Тимохин); 3) понимание солдатских нужд («сапоги и подвертки — все оглядел»); 4) любовь к русскому солдату и ответная любовь и уважение солдат; 5) отрицательное от ношение к этой войне и стремление удержать армию от сражений.)
Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи — вот что дает сцена смотра в Браунау.
— Как относится к войне сам автор? Проследим это по сюжетной линии Николая Ростова. (гл. 4, 8, 15, 19). (Н. Ростов еще не успел стать военным. Молодой человек впервые будет принимать участие в войне. Как он воспримет ее — это и будет выражением естественных человеческих взглядов. Поэтому — то и характерно, что большая часть сцен, иллюстрирующих мысль Толстого о жестокости, бесчеловечности и бессмысленности войны, связана с Ростовым. Проводим наблюдение по следующим сценам: 1) утром перед боем Н. Ростов здоровается с хозяином дома, немцем. — К чему война, как бы говорит эта сцена, если военный и штатский — люди разных наций — братья, если «да здравствует весь мир!»; 2) сцена разговоров французских и русских солдат во время перемирия (гл. 15).
Главная особенность изображения войны в романе — писатель сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти», сопутствующих будничной страде войны. (Н. Ростов, который сначала стремился попасть на войну, разочаровался в ней и раненый думает: «И зачем я попал сюда?», столкновение романтического представления о войне с ее реальной жестокостью, бесчеловечностью проявляется и в сцене переживания Н. Ростова в первом бою (гл. 8) — на мосту). Сцена сопоставления плотины Аугеста в мирное и военное время (ч. 3, гл. 18) подчеркивает несовместимость этих явлений, Толстой намеренно сводит описание двух разных сцен синтаксически в одну фразу — период.
Подчеркивая жестокость войны, Толстой отрицает не всякую войну. Тема войны 1812 г., где автор, описывая кровавость войны, утверждает ее необходимость. Если на тебя напал враг и посягает на твое отечество, — бери первую попавшую в руки дубину и бей врага, потому что он преступник.)
— Почему Толстой целый ряд различных действий передает одним предложением? Чем объясняется такое сложное по строение фразы?
(Тем самым Толстой передает взаимосвязь и одновременность действий (особенность стиля). Автор воспринимает события во всей их сложной связи, и структура периода лучше всего передает эту связь. Сложная синтаксическая структура передает сложность жизненных обстоятельств, в которые попала русская армия в войне 1805 г.)
— Какой же выход может быть найден для русской армии?
(Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова — полководца. Отношение его к войне в этот период, как и при смотре войск в Браунау, осталось прежним: Кутузов считал войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает как действует полководец в этом случае.)
— Кратко перескажите план Кутузова.
(Этот «великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это.)
Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.
Шенграбенское сражение. Поведение война в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг — эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами — с другой. (гл. 20-21).
— Перечитайте первую часть гл. 20 и ответьте на вопрос: в чем разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами?
(Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов», Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.)
— Вместе со всеми был и Долохов, который первый взял в плен французского офицера, но что отличает его от Тимохина и других?
(После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и без выпячивания своих подвигов.)
— Расскажите о поведении офицера Жеркова в бою (гл. 19).
— Батарея Тушина. Их участие в бою (гл. 20-21).
(На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и ее капитане. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.)
— С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну?
(Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться «своего Тулона», в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и открывает ему первый путь к славе (ч. 2, гл. 12) — таково было первоначальное представление князя Андрея о его месте в бою и о природе подвига.
Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому были обязаны «успехом дня» не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознагражденным. Он еще не отказался от своего представления о подвиге, но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.)
Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 11-19). Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.
— Чем объясняет автор проигрыш Аустерлицкого сражения, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса героизма?
Вывод: отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках — все это было причиной поражения русских. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., т. к. Аустерлиц выражает суть кампании. «Эпоха наших неудач и нашего срама» — так определил эту войну сам Толстой.
— Рассказать о поведении в Аустерлицком сражении Н. Ростова и А. Болконского (гл. 13, 17, 18; гл. 11-12, 16, 19).
(Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом» (гл. 19). Правда, ранение князю Андрею принесло не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нем новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».)
В этих мыслях князя Андрея — зародыш 2-го т., с его «настоящей жизнью». Общий же итог — ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.
Всеобщий Аустерлиц — таков итог I тома. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене.
Итоги: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов — каждый терпит свой «Аустерлиц».
— Как Толстой изобразил подвиг А. Болконского? Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?
— Как в сцеплении сцен, рисующих участие в Шенграбенском сражении Тушина, Ростова, Долохова, А. Болконского, раскрывается толстовское понимание героизма?
— В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?
«Накануне Аустерлицкого сражения он думает только о своем будущем славном подвиге. И вот подвиг князя Андрея как будто в точности осуществляется именно в той классической картинности, как представлялось ему в его мечтаниях: «с знаменем в руке я пойду вперед».
Это, конечно, славный подвиг, достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как осуждение воинской доблести А. Болконского. Нет, его подвиг вносит еще один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов» (В. Ермилов).
— В чем значение образа «высокого неба» в этой сцене?
— Что открыл для себя князь Андрей, глядя на это высокое небо?
— Как вы понимаете следующие слова в приведенном ниже высказывании: «Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни»? Согласны ли вы с ним?
«И в этом образе неба, который сопровождает князя Андрея в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешенность, холодность. Небо — абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности — таково к ней требование князя Андрея. Навсегда непереходим для него разрыв — совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв — трагическая тема образа А. Болконского» (С. Бочаров).