какие события относятся к движению народников
Народнические организации и хождение в народ
Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.
Предпосылки возникновения народничества
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.
Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
Организация, годы существования, место
Ишутинский кружок (1863-1866), Москва.
Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции
Пропаганда среди крестьян идей социализма.
Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II.
Общество «Народная расправа» (1869), Москва
Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию»
Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова.
Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург.
Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса).
Пропагандистская и просветительская работа.
Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.
Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.
Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.
В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место
«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург.
Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др.
Подготовка крестьянской революции
«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург.
П. Лавров, С. Перовская,
А. Желябов, В. Фигнер и др.
Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества.
Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа.
В программе партии указано, что народовольцы
Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия.
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург
Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич.
Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами.
Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г.
Идейные течения народничества
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.
Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Либеральное народничество
Карательная политика царизма в отношении народовольцев
Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).
Окончание деятельности народничества
Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.
В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.
Историческое значение движения народников
«Хождение в народ» — тема довольно сложная, и зачастую даже студентам вуза понять ее оказывается сложно. Несмотря на то, что в статье отмечаются основные моменты самого исторического явления, мне материал не понравился. Нет структуры, тема подается под одним углом и понять ее очень сложно.
Напротив, «хождение в народ» просто и понятно в контексте наивных представлений интеллигентных народников о готовности крестьянства к решительному бунту, надо только донести ему правду устами студентов-добровольцев, а народ осознанно поднимется и сметет власть.
Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.
Видные исторические деятели народничества:
Идеология революционного народничества
Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.
У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.
Идейные течения народничества 70-х годов
В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.
Идейные течения народничества:
Все направления развивались параллельно.
Хождение в народ
Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:
Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».
«Земля и воля»
В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:
К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.
Черный передел
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».
Народная воля
Окончание деятельности народничества и краткие итоги
В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.
Основные идеи народничества в России 19 века
Главные и существенные черты движения:
особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;
уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;
капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;
в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;
преобразования можно осуществить только революционным путем.
Причины и истоки возникновения
Истоки возникновения народничества:
идея просвещения о всеобщем равенстве людей;
утопический социализм с его проектами построения идеального общества;
дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;
идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).
В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.
Автор теории общинного социализма
Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.
Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.
Три течения народничества
В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:
пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции
захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства
История революционного народничества
Хождение в народ и пропаганда
60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.
Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.
Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.
Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».
«Земля и воля»
Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.
Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.
Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.
Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.
Раскол
Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.
«Теория малых дел»
К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел».
Либеральное народничество
В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.
В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.
Неонародничество
В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.
Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.
Историческое значение народничества
Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.
Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.
Народничество
В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Истоки народничества
Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Цели народничества
Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Основные направления движения народничества
Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Деятельность народников
В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Значение народничества
Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
Революционное народничество
Народничество представляло собой движение в России, которое возникло во второй половине 19 века и позиционировало себя на «сближение» интеллигенции с простым народом.
Народничество имело множество течений и направлений.
Революционное народничество отрицало руководящую роль рабочего класса в революции и идеализировало крестьянскую общину.
Направления революционного народничества
Революционное народничество возникло в 1870 – ых годах и определилось в следующих направлениях:
Лидером анархизма был М.А. Бакунин. Он опирался на взгляды Ж.Прудона с его знаменитым высказыванием «собственность есть кража». Анархисты считали государство источником деспотизма. Бакунин призывал народ « к топору» и утверждал, что крестьянство может осуществить революцию, стоит только, по его изречению, «бросить спичку».
Главой пропагандистского направления считался П. Л. Лавров, призывавший к просвещению крестьянства. На данный процесс, по его мнению, стоит отвести примерно 20 лет.
Теоретиком заговорщицкого направления в народничестве был П.Н. Ткачев, последователь революционера Л.О. Бланки. Он считал, что необходимо парализовать государственную машину с помощью захвата власти революционным путем.
С 1874 г. народники начали массовое «хождение в народ» с целью осуществить перемены в сознании людей.
Сам термин «народ» они считали священным. Крестьянство как класс, по их мнению, было угнетаемой массой и воплощало в себе общинные добуржуазные институты.
Важно отметить, что попытки «разжечь» бунт среди крестьян не увенчались успехом. Люди оказались не готовы к демократическим и к социалистическим преобразованиям. Народ не принимал и сам же предавал в руки полиции борцов за свои права.
С 1876 г. народники стали вести «оседлую пропаганду» на местах. В деревнях создавались колонии, работающие в земствах и волостных управлениях.
Земля и воля
Представителями данной организации являлись А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. М. Кравчинский, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и другие.
А.И. Герцен описывал в своих трудах понятие «аракчеевский элемент» в революционном движении, что означало «стереотипные отношения господства и подчинения в сознании русского народа», которое впитывались русскими с самого детства. Другими словами одна часть всегда подчиняется другой в духе всеобщего послушания, что было заложено многовековой традицией самодержавия в стране.
В итоге революционная деятельность народников следовала традициям самого самодержавия, против которого и вела борьбу. Среди лидеров и руководителей шла ожесточенная борьба за власть, процветала бюрократизация революционного дела: многочисленные печати, документы, ревизии, расписки использовались для контроля и доносительства.
Народная воля
В конце 1879 г. из-за различий и споров во взглядах организация «Земля и воля» разделилась на два отдельных общества — «Черный передел» и «Народную волю».
«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов и В. И. Засулич. Эта организация придерживалась пропаганды социалистических идей и очень быстро была уничтожена правительством. Лидеры организации уехали за границу и там перешли в марксистские течения.
Народная воля активно действовала на территории России и представляла собой партию революционного террора.
Под ее давлением были достигнуты следующие результаты:
Правительство страны боялось поддержки террористических организаций со стороны крестьян, поэтому шло на значительные уступки. Действительно многие люди вышли на сторону народников, например, годовой бюджет «Народной воли» в 80 тыс. руб. составлялся в основном из пожертвований сочувствующих либералов.
Убийство царя завершило движение народников. Планы, которые связывались с цареубийством, не смогли осуществиться. Восстания и падения самодержавия так и не произошло.
В 1880-ых гг. народничество отдает позиции либералам, которые делятся на два крыла: