Что такое цветовой круг Иттена и как дизайнеры подбирают цвета с его помощью
Каждый [охотник] желает знать, как гармонично сочетать оттенки. Пробуем магию цветового круга.
Круг Иттена — это схема из 12 цветов. Все оттенки во внешнем круге получены из трёх цветов, расположенных в центре.
Давайте разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Как устроен круг Иттена
В центре есть треугольник из основных цветов — синего, жёлтого и красного, — смешивая которые, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу. Эти цвета в схеме также называются первичными. Если смешать по два из трёх первичных цветов, получаются вторичные цвета. Жёлтый с синим при смешении дают зелёный, жёлтый с красным — оранжевый, а синий с красным — фиолетовый.
Ещё в круге есть третичные цвета. Они получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют друг с другом на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают третичный цвет — жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый дают жёлто-оранжевый и так далее. В результате во внешнем круге на схеме мы видим 12 цветов, из которых три первичных, три вторичных и шесть третичных.
Если посмотреть на внешний круг, можно увидеть, что цвета в нём расположеы в спектральном порядке, как на радуге: от красного, который по физическим характеристикам имеет самую большую длину волны, до фиолетового, у которого она самая короткая.
Как и когда появился круг Иттена
В истории было много попыток систематизировать цвета: есть цветовой круг Ньютона, Гёте и Оствальда. Но именно круг Иттена стал самым популярным. В бумажном виде эта схема продается теперь в любом художественном магазине.
Свою схему Иттен построил, опираясь на труды предшественников — физиков, химиков, психологов и художников. Он сумел собрать все существующие теории в простую и логичную систему.
Цветовой круг и схемы гармоничного сочетания цветов
Для того, чтобы систематизировать и облегчить процесс подбора гармоничных цветов, был создан 12-частный цветовой круг, и несколько схем, позволяющих определить эти сочетания.
Цвета первого порядка: синий, желтый, красный (основные цвета, чистые, без примеси)
Цвета второго порядка: оранжевый, фиолетовый, зеленый (получены при смешение основных: синий + красный = фиолетовый, желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый)
Цвета третьего порядка: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый (получены путем смешения цветов первого и второго порядка)
Голубой цвет не относится к цветам первого, второго и третьего порядка, поэтому отсутствует в цветовом круге. Во многих странах принято считать, что в спектре всего 6 цветов.
Cхемы для определения гармоничных сочетаний цветов
1. Монохромное сочетание цветов
2. Комплиментарное сочетание
Комплиментарные цвета (дополнительные) находятся на противоположных сторонах цветового круга. Примеры сочетания таких цветов: красный-зеленый, оранжевый-синий, желтый-фиолетовый и т.д. Самая контрастная пара – желтый-фиолетовый.
3. Классическая триада
4. Контрастная триада
Контрастная триада создана на основе схемы комплиментарных цветов, но вместо противоположного цвета выбраны два соседних. Такое сочетание выглядит чуть менее контрастно, но настолько же эффектно.
5. Прямоугольная схема
Схема, объединяющая две пары дополнительных цветов. Сложность использования этой схемы заключается в их правильном балансе.
Другие сочетания цветов
Сочетания цветов, смешение которых не дает серый цвет, называются характерными, бесхарактерными и дисгармоничными.
Характерные: любая пара цветов из схемы классическая триада (фиолетовый – оранжевый, красный – желтый, оранжевый – зеленый, желтый – синий, зеленый – фиолетовый, синий – красный). Сочетание таких цветов вызывают определенные психические впечатления, но не приводят к состоянию равновесия и гармонии, для целостности им не хватает одного цвета.
Бесхарактерные: цвета, находящиеся через один цвет в цветовом круге.
Готова поспорить, что вы уже не только слышали о цветовом круге и видели его не однократно, но и использовали его в работе. Конечно, ведь это самый универсальный инструмент любого, кто так или иначе связан с цветом и понимание основ цветового круга — важнейший этап в изучении цвета.
Цветовой круг — это способ представления видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Сектора круга представляют собой определенные цвета, размещенные в порядке, близком к тому, в котором они находятся в спектре. В круг также был добавлен пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.
В базовом цветовом круге, состоящем из 12 секторов, можно легко выделить первичные, вторичные и третичные цвета.
Первичные цвета палитры — это цвета, из которых можно получить другие, путем смешения между собой, но их невозможно получить из других цветов. Если говорить о цветовом круге, то первичными цветами будут красный, синий и желтый. В цифровом же пространстве первичными будут красный, синий и зеленый, что связано с механизмом восприятия цвета человеческим глазом
Вторичные цвета получаются путем смешения первичных. Из трех первичных цветов можно получить три вторичных: желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый.
Третичные цвета получаются, соответственно, путем смешения первичного и вторичного цветов. Таких цветов можно получить уже шесть и называться они будут соответственно исходным цветам, например, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, красно-оранжевый или сине-зеленый.
Цветовые гармонии
Цветовой круг — это простейший и самый удобный инструмент для построения цветовых гармоний, ведь в нем наглядно можно подобрать необходимое количество цветов, которые будут наиболее выигрышно смотреться вместе.
В зависимости от того, сколько цветов необходимо подобрать, можно выделить следующий цветовые гармонии:
Колориты
Подобрав цветовую гармонию, также важно определиться с колоритом: каким по настроению будет цветовое сочетание, для какой аудитории оно предназначено и какой посыл должно донести. Именно эти вопросы решает цветовой колорит.
Существует четыре типа колорита: насыщенный, разбелённый, зачерненный и ломаный.
Насыщенный колорит характеризуется использованием насыщенных цветов (см. «Базовые понятия в колористике»): красного, синего, зеленого, оранжевого, зачастую также используются белый и черный цвета. Такой колорит используется в детских проектах, ведь дети реагируют именно на насыщенные чистые цвета, он прост и понятен.
Разбелённый колорит использует цвета, смешанные с белым цветом, так называемые оттенки (см. «Базовые понятия в колористике»). Такой колорит более нежный, приглушенный, спокойный и используется в там, где нет накала страстей и никакой внутренней борьбы.
Зачернённый колорит использует цвета, смешанные с черным, то есть тени (см. «Базовые понятия в колористике»). Этот колорит используют в дорогих статусных проектах, чтобы подчеркнуть их исключительность.
Ломаный колорит использует тональности (см. «Базовые понятия в колористике»), то есть цвета, смешанные с серым. Это, пожалуй, самый сложный колорит, он встречается реже других. Такой колорит характерен для сложных глубоких проектов для творческих людей с богатым воображением и развитой фантазией.
Цветовые гаммы
В завершение, давайте разберемся с понятием цветовая гамма. Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Существует три типа цветовых гамм: холодная, теплая и нейтральная или смешанная.
В холодной гамме преобладают холодные цвета: синий, зеленый, фиолетовый. В теплой, соответственно, теплые цвета используются в большинстве: красный, желтый оранжевый. В нейтральной или смешанной гамме нет перевеса ни теплых ни холодных цветов, они используются пропорционально.
Обладая прочными знаниями о цветовом круге и навыком его использования, можно легко составлять цветовые гармонии невероятной красоты и создавать проекты, потрясающие воображение.
Заключение
«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной» (Поль Сезанн)
Цвет — это иной мир, существующий рядом с нами, но так до конца и не изученный. Конечно, невозможно охватить все аспекты работы с цветом в рамках короткого курса. Однако владение основами и понимание базовых терминов и принципов колористики намного упростит взаимодействие с этим прекрасным и таинственным миром цвета.
Надеюсь, та малая часть информации о цвете, которую вы почерпнули из нашего курса, вдохновит вас на исследование и изучение других вопросов в области цветоведения и работы с цветом: психология цвета, семантика цвета и цвет в различных культурах мира. Изучайте цвет, работайте с цветом и, главное, не бойтесь цвета.
А что Вы знаете о гармонии? А о гармонии цвета? Многие ориентируются в подборе цветов на свою интуицию, а некоторых она даже не подводит. Так и со мной было, пока я не поняла, что чего-то не доделываю, в чем-то мои работы все же уступают другим. Для себя я выделила несколько пунктов, но пожалуй основным было пресловутое СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ.
У меня нет ни дизайнерского, ни художественного образования, поэтому ниже привожу только то, чему смогла научиться сама и чему продолжаю учиться до сих пор.
Итак, существуют три основных цвета
Красный, синий, желтые, все остальные цвета, производные от этих трех. Которые получаются путем смешивания
жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный
А теперь главное научиться эти цвета гармонично сочетать. Существуют определенные способы комбинации цветов цветового круга. Приведу самые распространенные
Помимо этого цвета различают по тону – градация от светлого к темному.
Оттенки одного цвета, лежащие в одном спектре круга, называют монохромными
Из собственного опыта, я заметила, что создать изделие из светлых пастельных тонов получается гораздо проще, потому что они производят единое впечатление, нежности и невесомости.
Если вы матерый дизайнер, старайтесь что бы в вашем изделии было не больше трех цветов. Зачастую этого достаточно, чтобы изделие не казалось скучным, вызывало интерес. При этом это не должно быть равное количество этих цветов, существует такое правильное процентное соотношение
60% охватывает большее пространство и является основной темой дизайна.
30% для создания контраста и визуального интереса
10% некоторый акцент, который может придать изюминку, придать законченный элегантный вид.
Конечно, в одной публикации уместить абсолютно всю информацию не возможно, поэтому вот еще несколько книг на заданную тему:
Савахата Леса Гармония цвета. Справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций.
Чидзиива Х. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций.
Гилл Марта Гармония цвета Пастельные тона., Гармония цвета. Естественные цвета.
Книг данной тематики конечно бесконечное множество, которые из них лучше знают профессионалы, но в этих для себя я нашла много полезного.
Себе книгу я купила не так давно, до этого пользовалась их электронными версиями (спасибо интернету) и виртуальными генераторами цвета, ими я правда пользуюсь до сих пор. Очень удобно.
P.S Спасибо за внимание. Надеюсь эта статья поможет тем, кто делает первые шаги в изучении гармонии цвета.
Какие сочетания цветов называются гармоничными а какие дисгармоничными
Да, грамотному и осмысленному сочетанию цветов можно научиться.
Классификация цветов
Но прежде чем говорить о цветовых гармониях, я хочу немного остановиться на классификации цветов.
К хроматическим цветам относятся все спектральные цвета и их оттенки (красный, оранжевый, желтый и т. д.). К ахроматическим цветам относятся белый, черный и все оттенки серого.
Хроматические цвета разделяют на: первичные (цвета первого порядка), вторичные (цвета второго порядка), третичные (цвета третьего порядка) и т. д.
В теории первичные цвета – это три цвета, которые нельзя получить при смешивании –желтый, красный и синий. Я сейчас говорю только о субтрактивном смешении цветов, которое соответствует смешиванию красок. Если вы не знакомы с понятиями субтрактивное и аддитивное смешением цветов, рекомендую прочитать статью о теории цвета.
Смешивание первичных цветов дает нам вторичные цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Кстати я нарисовала цветовой круг Иттена. В начале ХХ века швейцарский художник, автор и преподаватель шестимесячного предварительного курса для художников Иоганнес Иттен издал книгу «Искусство цвета», в которой и предложил такой вариант цветового круга.
Эта книга периодически переиздается, ее и сейчас можно купить или скачать. Только при изучении цветового круга Иттена учтите, что это всего лишь схематическое отображение цветовой системы, а сами цвета в иллюстрациях на страницах книги не являются по-настоящему первичными.
Иоганнес Иттен был не единственным, кто пытался систематизировать цвета. В свое время разными ученными, занимающимися проблематикой цвета, предлагались различные цветовые модели и классификации цветов (Подборка сделана Ф. Геритсеном).
Каждая из этих моделей заслуживает внимание и может применяться как «гармонизатор», то есть инструмент для поиска и определения гармоничных цветосочетаний в цветовых композициях. Но если их всех подробно описывать, получится сочинение в несколько томов. А я все-таки веду речь об основах колористики. Вернемся к классификации цветов.
Далее идут цвета четвертого порядка: оранжевато-желтый, желтовато-оранжевый, красновато-оранжевый, оранжевато-красный и т. д. Думаю, смысл понятен.
Хроматические цвета по температуре делятся на теплые и холодные. Причем такое разделение может быть как абсолютным, так и относительным. В некоторых источниках встречается такое разделение, когда цветовой круг буквально делится пополам. Причем разделение может быть либо по центру желтого и фиолетового секторов, либо желтый цвет целиком относят к теплому, а фиолетовый – к холодному. По одну сторону такого разделения оказываются теплые цвета, а по другую – холодные.
Но если сравнивать 2 теплых цвета, например красный и оранжевый, красный будет казаться нам теплее. Из двух красных, также один будет теплее. Аналогично можно сравнивать и холодные цвета, например холодный фиолетовый и относительно него теплый голубой. Такое разделение цветов по температуре называют относительным.
Однако цветовой круг – это всего на всего графическое отображение видимого спектра электромагнитного излучения. А распознавание температуры цвета строится на длине волны спектра: чем короче волна, тем более холодным мы ощущаем цвет. Самые короткие волны фиолетового цвета, а самые длинные – красные. Соответственно температура цвета понижается от красного к фиолетовому.
Сразу за красным концом видимого спектра идут невидимые нам невооруженным глазом инфракрасные волны. Их еще называют тепловыми и рассмотреть их можно при помощи тепловизера. Именно инфракрасное излучение мы ощущаем тактильно, когда дотрагиваемся до разогретых предметов или объектов. Поэтому соседний красный спектральный цвет кажутся нам самым теплым.
Некоторые считают зеленый цвет нейтральным. Из ахроматических цветов серый – тоже нейтральный, а белый и черный – холодные.
Характеристики цвета
Кроме классификации, цвета имеют свои характеристики,
Самая простая для восприятия характеристика – это светлота. Она определяет близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному. Из спектральных цветов самый светлый – желтый, а самый темный – фиолетовый. Еще светлота определяется ощущением большей или меньшей относительной яркости цвета по сравнению с другими цветами при одинаковых условиях освещения.
Ну и основной характеристикой хроматических цветов является цветовой тон. Он определяет сходство анализируемого цвета с одним из спектральных цветов. Собственно это и есть сами цвета – красный, оранжевый, желтый…
В изобразительном искусстве еще применяются термины: полутон, подтон и оттенок. Полутон – это более темный или светлый тон. Например, желтый и светло-желтый. Поддтон – это примесь другого цвета в основном цветовом тоне, который и создает оттенок. Например, пурпурный цвет – это оттенок красного, а именно – красный цвет с синим подтоном.
Цветовые гармонии
Как же правильно сочетать все эти тона, полутона и оттенки? Сразу хочу отметить, что абсолютно все цвета сочетаются друг с другом. Просто в одной ситуации сочетание будет казаться большинству людей уместным, а в другой – те же цвета будут выглядеть для них странно. Ну и «правила» гармоничного сочетания цветов, про которые я буду дальше рассказывать, являются обобщенными знаниями, результатом работы разных исследователей в разных областях, которые были получены на протяжении многих веков. Например, художники наблюдали за природными колоритами, искусствоведы анализировали применение художниками цветовых комбинаций, естествоиспытатели уделяли внимание физическим свойствам цветов, а врачей интересовало воздействие тех или иных цветов на поведение и настроение человека. Грубо говоря, гармоничное сочетание цветов – это субъективное, иногда противоречивое, мнение небольшой группы людей, которое нам постоянно навязывается. И только вам решать: применять ли эти правила или игнорировать их.
Гармония – это равновесие сил. В древнегреческой мифологии Гармония – богиня согласия, дочь противоположностей – бога войны Ареса и богини любви Афродиты. Принцип гармонии, то есть единства противоположностей, положен в основу теории гармоничного сочетания цветов.
Типы цветовых гармоний лучше всего воспринимаются на цветовом круге. Он состоит из 12-ти первичных, вторичных и третичных цветовых тонов наибольшей насыщенности, расположенных в III ряду. В I и II ряду те же тона, но с постепенным осветлением, а в IV и V рядах – с постепенным затемнением.
Различают следующие типы цветовых гармоний. I тип – однотонная или монохромная гармония – строится на сочетании цветов одного цветового тона при различной светлоте и насыщенности. Ахроматический цветовой ряд от белого к черному также является гармоничным.
Этот тип гармонии широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, фотографии и дизайне одежды. А вот в интерьере такое сочетание цветов не рекомендуется, считается, что оно доставляет дискомфорт, вплоть до появления психических расстройств.
Мягкая аналоговая гармония широко применяется в дизайне интерьера, поскольку такая комбинация цветов создает ощущение спокойствия. Еще нюансная гармония очень выигрышно смотрится в сочетании цветов одежды и в макияже.
III тип – полярная гармония – сочетание предельно контрастных или дополнительных цветовых тонов. При этом за самые контрастные цвета принимаются желтый, красный и синий. Дополнительные, противоположные или комплементарные цвета – те, которые при смешивании соответствующих красок дают серый цвет, а на цветовом круге они расположены напротив друг друга. Этот тип гармонии имеет 2 подтипа: 1) сочетание пар полярных цветов, например, красного с синим, желтым или зеленым; сине-фиолетового с красно-оранжевым, желто-оранжевым или желто-зеленым.
Сочетания пар цветов в их максимальной насыщенности придает композиции динамичности и обеспечивает максимальную контрастность. А снижение насыщенности придает композиции мягкости, но поддерживает баланс.
При применении только насыщенных цветов, чтобы композиция была комфортной для глаз, теплые, имеющие большую светлоту цвета, должны применяться в меньшей пропорции, чем холодные, так как сила их воздействия намного активнее.
Гете для измерения светлоты установил простое числовое соотношение: — желтый цвет, самый светлый, получил 9, — оранжевый – 8, — красный и зеленый равнозначны по светлоте – 6, — синий – 4, — фиолетовый 3.
Соотношение трех основных цветов с их дополнительными по светлоте будет следующим: — желтый – фиолетовый = 9:3=3:1 — оранжевый – синий = 8:4=2:1 — красный – зеленый = 6:6=1:1
Таким образом, гармоничным сочетание основного с дополнительным цветом в композиции будет при соблюдении пропорций: — желтый – фиолетовый = 3:9=1:3 — оранжевый – синий = 4:8=1:2 — красный – зеленый = 6:6=1:1
Точно так же можно вычислить пропорцию комфортного для глаз сочетания остальных пар цветов:
Если есть необходимость визуально снизить контраст, добавлением в композицию нейтральные цвета – белый, серый или черный.
Естественно все эти вычисления являются чисто условными, никто специально с линейкой не рассчитывает каждый квадратный миллиметр площади полотна.
2) полярные триады – это сочетания трех основных цветов (классическая триада); одного цвета из пары противоположных цветов и двух соседних со вторым противоположным цветом (родственно-контрастная триада); одного из основных цветов со вторым смежным ему и третьим, контрастным второму (контрастно-родственная триада). Говоря проще, это – сочетания трех цветов, расположенных на цветовом круге у вершин треугольников, вписанных в центр круга. Сюда же можно отнести комбинацию: белый + черный + любой хроматический цвет.
Тут следует отметить, что и Гете, и Иттен были приверженцами контрастов и не очень-то жаловали монохромию. Гете считал все цветосочетания, кроме комплементарных, скучными, а Иттен, хоть и не рассматривает сочетания оттенков одного цветового тона и сочетания родственных цветов как гармоничные, но не отрицал возможности использования таких сочетаний для создания определенной эмоциональной выразительности цветовой композиции.
Многие исследователи, искусствоведы и колористы считают полярную гармонию наиболее удачным сочетание цветов. Такая гармония применима не только в творчестве и изобразительном искусстве, но и в дизайне интерьера, в рекламе, в оформлении сайтов, в одежде, ногтевом дизайне и т. д.
Однако с точки зрения современной эстетики, комбинирование чистых спектральных цветов, которых не существует в природе, выглядит не естественно, поэтому применяя полярную гармонию, лучше соблюдать некоторые рекомендации: 1. Хоть одного из цветов должно быть меньше по площади. 2. К хроматическому сочетанию добавить ахроматический цвет. 3. Хоть один из цветов разбелить или затемнить. 4. В одну из красок добавить немного контрастной. Например, если в красный подмешать немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым.
Многоцветные гармонии для многих считаются сложными в применении. Но соблюдая несколько простых рекомендаций, чтобы не получилось цветового хаоса, можно создавать довольно интересные и сочные колориты: 1. Во все цвета добавить какой-то один цвет, снизив контрастность, например в аналогово-комплементарной гармонии – красно-оранжевый+оранжевый+желто-оранжевый+синий – в синюю краску добавить немного оранжевой, получив сине-серый цвет. 2. Один цвет сделать доминирующим или фоновым, то есть преобладающим по суммарной площади, и окружить им остальные цвета композиции. 3. Создавать композицию из одинаково мелких цветовых пятен.
Запоминать все гармоничные цветовые комбинации нет необходимости. На первое время можно завести себе вот такую удобную шпаргалку. Это двухсторонний цветовой круг. Одна сторона предназначена для подбора цветовых сочетаний, а вторая – для смешивания красок.
С одной стороны цветового круга на неподвижном элементе расположены: первый (крайний) рая – цвета в их максимальной насыщенности, второй – разбеленные цвета (с добавлением белого), третий – приглушенные (с добавлением серого), четвертый – затемненные (с добавлением черного). В центре круга расположен гид по основным цветовым сочетания: стрелка, указывающая на комплементарное сочетание; равнобедренный и равносторонний треугольники, показывающие триадные сочетания; квадрат с прямоугольником подсказывает тетраидные комбинации. Нужно только определить для себя главный цвет и, совместив с ним стрелку на подвижном элементе, подбирать подходящие цвета.
С другой стороны цветового круга на неподвижном элементе расположены 12 цветов, а на подвижном – 3 первичных цвета (красный, желтый, синий) и белый с черным. Совмещая цвета подвижного элемента с неподвижным в вырезанных окошках показывается какой цвет получится при смешивании. В нижней части подвижного элемента расположена шкала насыщенности из 10-ти тонов от черного к белому для определения насыщенности хроматических цветов и понимания насколько нужно высветлить или затемнить краску, чтобы получить нужный оттенок.
На самом деле этот или подобный цветовой круг – всего на всего схема и цвета здесь вполне можно было бы обозначить словами. Здесь нет ни одного чистого первичного цвета. Но об этом подробнее поговорим в третьей части, когда будем смешивать краски.
Более точно определить цвета и их сочетания получится в мобильном приложении. Например, я пользуюсь «Цветовым колесом». В бесплатной версии доступны все типы гармоний, кроме двойного контраста. В каждом сочетании цветов можно менять светлоту и контрастность. Еще здесь есть подбор сочетаний по названию цвета, по коду, что очень удобно для компьютерного дизайна, а также по фото, классная вещь в подборе, например, тканей для тех, кто увлекается пэчворком. Но фотографировать нужно при ярком освещении, иначе приложение неправильно определяет цвета.
Если вместо 12-ти цветов круга использовать 24, систематизация типов цветовых гармоний усложняется.
Подробно о цветовых гармониях на основе 24-х цветов и других цветовых систем можно прочитать в книге В. Ю. Медведева «Цветоведение и колористика».
Говоря о гармоничном сочетании цветов, нельзя не упомянуть о цветовой теории «Времена года», которая в последнее время стала мега популярной среди дизайнеров, парикмахеров и визажистов, хотя изначально она, в основном, применялась в живописи. Подробнее о цветовой теории «Времена года».
Как показывает практика, даже овладев в совершенстве теоретическими знаниями цветовых гармоний, не всегда получается удачно подбирать цвета. Что делать в таком случае? Делать то, что делали до вас и продолжают делать многие специалисты – наблюдать за природными колоритами, рассматривать работы известных художников, коллекционировать понравившиеся изображения из журналов, рекламных проспектов или из интернета. Заведите себе папку, реальную или виртуальную, куда будете складировать понравившиеся цвета. Попытайтесь структурировать их в удобный для себя способ. Периодически просматривайте свою коллекцию, сопоставляйте цвета между собой и оценивайте полученные комбинации.
Еще для того, чтобы лучше прочувствовать цвета, стоит хотя бы раз заняться смешиванием красок. А как это делать осознанно, получая нужные оттенки и почему смесь красного с синим не дает фиолетовый, я расскажу в следующий раз.