какие сословия существовали в 19 веке в россии
Сословия в России 19 века — формирование, структура и характеристика представителей
В России с момента создания Русского централизованного государства и до Октябрьской революции существовали сословия, регулируемые правительством. До петровских реформ и указов Екатерины Второй категорий граждан было достаточно много, и права разграничивались менее понятно. Зато сословия в России в 19 веке насчитывали всего 4 основные группы — дворян, духовенство, городских обывателей и крестьян — и некоторые подразделялись на подгруппы.
Получение статуса
Необходимо отметить, что в России переход из одной группы в другую был не только возможен, но и более прост по сравнению с некоторыми другими государствами. В частности, его было возможно осуществить за счет:
Крепостные крестьяне отдавали детей «в учение», чтобы те стали в будущем вольными. Различия между представителями категорий начали сглаживаться после реформ, произошедших в 1860-х годах.
Сословный ранжир
В основном подданные подразделялись на податных и привилегированных. Различия состояли в разрешении на службу в армии и чинопроизводстве, также касались участия в государственном и самостоятельном управлении. Государством поощрялось наследование профессии, и в некоторых специальностях (к примеру, в инженерии) фамильная профессия могла быть освоенной за казенный счет.
Такие понятия, как подсудность и наказания, право собственности, учеба и разрешение на торговлю, регулировались и определялись Сенатом. Контролировались городские, купеческие, мещанские, ремесленные общества и дворянские депутатские собрания. Особо охранялись права дворянства. Почетным гражданам выдавались грамоты и свидетельства, которые иногда передавались по наследству.
Разница в сословиях подчеркивалась правами на госслужбу и чинопроизводство, государственное управление, работу и место проживания. Категории определяли происхождение, род занятий и образование. В 19 веке в России общество делилось на 4 основные части:
При этом каждое звание имело свои подгруппы и особенности. Дворянин мог быть потомственным и с ненаследуемым правом передачи. Среди духовенства разделяли православных, протестантов и прочих служителей церкви, а дополнительно — монахов и приходских. В городском сословии были почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники и рабочие.
Среди крестьян было разделение на крепостных, удельных и посессионных. Дополнительно выделялось казачество (по сути, крестьянское сословие с воинскими званиями) и инородцы (чаще всего лица азиатского, семитского и кавказского происхождения).
Перечень привилегий и обязанностей
Наибольшими привилегиями обладало дворянство: они владели населенными землями, освобождались от налогов и земской повинности, не могли нести телесные наказания и быть принудительно призванными в армию. Каждый дворянин имел возможность поступить на государственную службу и получить образование. Похожими, хотя и меньшими привилегиями было наделено и духовенство: они пользовались возможностью обучаться, не призывались в рекруты, и к ним не применялось телесное наказание.
Среди горожан в каждой категории были свои особенности. Почетные граждане освобождались от воинской повинности, не платили подушный налог и не наказывались телесно, избирались на общественную должность. Купцы подразделялись на 3 гильдии (1 — вела крупную внешнюю и внутреннюю торговлю, 2 — только крупную внутреннюю, 3 — мелкую городскую и уездную). У купечества были права на сословное самоуправление и обучение.
Мещанство занималось городским промыслом и торговало в уездах. Разрешение на сословное самоуправление у них было, а возможность образования ограничивалась, более того, их забирали в рекруты и обязывали платить подати. Ремесленники и рабочие лишь занимались продажей своих изделий или предлагали услуги, а привилегий не имели вообще. Также горожанам было запрещено переселяться в деревню.
У крестьян были только обязанности и никаких возможностей улучшить свое положение: их время занимала работа на владельца, отбывание барщины, уплата оброка, рекрутская повинность. Своей земли у крепостных крестьян не было, только государственные крестьяне владели землями общинно. Казакам было разрешено иметь землю и не платить подати, зато в их обязанности входила военная служба.
Таким образом, кастовость российского общества приносила очевидную выгоду в основном только дворянам, духовенству, почетным гражданам и купечеству, а остальным категориям оставался только тяжелый труд вкупе с ограничением в правах. О жизни крестьян и рабочих до отмены сословных различий можно прочесть в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Получение статуса
Необходимо отметить, что в России переход из одной группы в другую был не только возможен, но и более прост по сравнению с некоторыми другими государствами. В частности, его было возможно осуществить за счет:
Крепостные крестьяне отдавали детей «в учение», чтобы те стали в будущем вольными. Различия между представителями категорий начали сглаживаться после реформ, произошедших в 1860-х годах.
Сословный ранжир
В основном подданные подразделялись на податных и привилегированных. Различия состояли в разрешении на службу в армии и чинопроизводстве, также касались участия в государственном и самостоятельном управлении. Государством поощрялось наследование профессии, и в некоторых специальностях (к примеру, в инженерии) фамильная профессия могла быть освоенной за казенный счет.
Такие понятия, как подсудность и наказания, право собственности, учеба и разрешение на торговлю, регулировались и определялись Сенатом. Контролировались городские, купеческие, мещанские, ремесленные общества и дворянские депутатские собрания. Особо охранялись права дворянства. Почетным гражданам выдавались грамоты и свидетельства, которые иногда передавались по наследству.
Разница в сословиях подчеркивалась правами на госслужбу и чинопроизводство, государственное управление, работу и место проживания. Категории определяли происхождение, род занятий и образование. В 19 веке в России общество делилось на 4 основные части:
При этом каждое звание имело свои подгруппы и особенности. Дворянин мог быть потомственным и с ненаследуемым правом передачи. Среди духовенства разделяли православных, протестантов и прочих служителей церкви, а дополнительно — монахов и приходских. В городском сословии были почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники и рабочие.
Среди крестьян было разделение на крепостных, удельных и посессионных. Дополнительно выделялось казачество (по сути, крестьянское сословие с воинскими званиями) и инородцы (чаще всего лица азиатского, семитского и кавказского происхождения).
Перечень привилегий и обязанностей
Наибольшими привилегиями обладало дворянство: они владели населенными землями, освобождались от налогов и земской повинности, не могли нести телесные наказания и быть принудительно призванными в армию. Каждый дворянин имел возможность поступить на государственную службу и получить образование. Похожими, хотя и меньшими привилегиями было наделено и духовенство: они пользовались возможностью обучаться, не призывались в рекруты, и к ним не применялось телесное наказание.
Среди горожан в каждой категории были свои особенности. Почетные граждане освобождались от воинской повинности, не платили подушный налог и не наказывались телесно, избирались на общественную должность. Купцы подразделялись на 3 гильдии (1 — вела крупную внешнюю и внутреннюю торговлю, 2 — только крупную внутреннюю, 3 — мелкую городскую и уездную). У купечества были права на сословное самоуправление и обучение.
Мещанство занималось городским промыслом и торговало в уездах. Разрешение на сословное самоуправление у них было, а возможность образования ограничивалась, более того, их забирали в рекруты и обязывали платить подати. Ремесленники и рабочие лишь занимались продажей своих изделий или предлагали услуги, а привилегий не имели вообще. Также горожанам было запрещено переселяться в деревню.
У крестьян были только обязанности и никаких возможностей улучшить свое положение: их время занимала работа на владельца, отбывание барщины, уплата оброка, рекрутская повинность. Своей земли у крепостных крестьян не было, только государственные крестьяне владели землями общинно. Казакам было разрешено иметь землю и не платить подати, зато в их обязанности входила военная служба.
Таким образом, кастовость российского общества приносила очевидную выгоду в основном только дворянам, духовенству, почетным гражданам и купечеству, а остальным категориям оставался только тяжелый труд вкупе с ограничением в правах. О жизни крестьян и рабочих до отмены сословных различий можно прочесть в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Род С-М. Структура общества в XIX в
Чтобы лучше понять место и социальный статус предков рода Суворовых-Максимовых в структуре российского общества XIX века, нужно понимать и знать, что положение сословий в то время (первая половина XIX в.) было обусловлено аграрной реформой и разложением крепостнического строя в России. Классовая структура российского общества начинала изменяться: ещё сохранялись стародавние классы феодалов-помещиков и крестьян, но уже зарождались новые классы – капиталистическая буржуазия и рабочий пролетариат. При этом официально в России XIX века было 6 сословий: аристократия царских и княжеских родовых кланов; дворянство, духовенство, крестьянство, городские обыватели и казачество.
В 1897 году крестьянство составляло 84% от всего населения России, городские обыватели (мещане) – 11,9%, казачество – 9,9%, дворянство – 1,1%, духовенство – 0,5%, родовая аристократия – несколько сотен человек. Всего в России в 1897 году проживало 129 142 100 человек. Кстати, по сравнению с началом XIX века крестьянство в конце XIX века уменьшилось на 3,4%, казачество увеличилось на 3,9%, городских обывателей увеличилось на 7,3%, дворянство увеличилось на 0,1%, а духовенство уменьшилось на 0,5%. Царская и родовая аристократия осталась без изменений.
Все сословия в России официально делились на привилегированные и непривилегированные. Привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, непривилегированными – крестьянство, городские обыватели (мещане) и казачество. При этом в самих сословиях по закону подобия (Всё подобно всему) также были свои привилегированные и непривилегированные слои и прослойки (главные и рядовые, начальники и простые).
Царская и родовая аристократия в России состояла из членов царской семьи, рода и фамилии – наследственного рода-клана Романовых. К числу родовой аристократии принадлежали потомки княжеских и боярских семей-родов и кланов, владельцы огромных участков земли, территорий, регионов, областей, уездов, городов, поселений, сёл и деревень в России.
Дворянство было поделено на потомственное (родовое) и личное (пожалованное), духовенство на «белое» (социальное) и «чёрное» (монашествующее), крестьяне делились на государственные (подданные российскому государю императору), помещичьи (бывшие крепостные) и удельные (владельцы надельной земли, подчинённые удельным властям). Городские обыватели делились на: почётных граждан, купцов, артельных (цеховых) мастеров, мещан-обывателей, мелких собственников домов и дворов и рабочих людей (наёмных работников).
Дворянство в России было экономически и политически господствующим классом. Дворяне издревле официально (документально) владели большей частью земли и тем самым имели «в крепости», то есть эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Дворянам принадлежало монопольное право на владение крепостными крестьянами вплоть до их продажи. Дворяне занимали все командные должности в государственном аппарате управления и власти в России. Основные права дворян: владение землей и крепостными крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Основные обязанности дворян: военная и государственная служба.
Духовенство в России делилось на «чёрное» и «белое». Чёрное духовенство Белое духовенство
Духовенство было наиболее приближённым сословием к царской и родовой аристократии, одновременно контактировавшее со всеми сословиями в России. Награждённое государственными орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а чёрное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права духовенства: владение землей и крепостными крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Обязанности духовенства: духовное образование населения, отправление церковных обрядов и ритуалов, поддержание веры в Бога и самодержавного правящего режима.
Крестьяне, особенно крепостные крестьяне, составляли основную массу населения России, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Помещичьи крестьяне были собственностью помещиков-дворян. Посессионные крестьяне были относительно самостоятельными и вели своё натуральное сельское хозяйство на свой страх и риск. Удельные (государственные) крестьяне были непосредственно подданными самодержавной власти, то есть абсолютно подчинёнными власти в центре и на местах. Права крестьян: жить и трудиться на отведённой им земле, общинное владение надельной землёй, общинное самоуправление. Обязанности крестьян: барщина, оброк, рекрутская повинность, уплата налогов и другие повинности.
Городские обыватели в России делились на группы: почётные граждане, купцы, артельные (цеховые) мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди (работники по найму). Почётные граждане имели привилегии: освобождение от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии: купцы первой гильдии – оптовые торговцы; купцы второй гильдии – розничные торговцы. Группу артельных (цеховых) мастеров составляли: ремесленники, приписанные к разным видам артелей (цехов), мастеров и подмастерьев. Мещане – это просто городское население, которое училось, работало по найму, служило в учреждениях, школах, больницах, на заводах и фабриках. Права городских обывателей: служба в городских учреждениях, занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности городских обывателей: рекрутская повинность, уплата налогов.
Казачество стало обособленным сословием только ко второй половине XIX века (с 1837 года). Казаки, как служилые на пограничье люди, получали на окраинах России (Причерноморье, Кавказ, Поволжье, Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток) наделы по 30 и более десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 году были объявлены потомственной собственностью. Главное право и обязанность казаков: сохранять традиционный экономический, политический и идеологический уклад жизни в России, выполнять сторожевые и полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках и т.д. Хозяйственные обязанности: развозка, хранение и продажа продовольствия; сбор податей; разные поручения при казённых заготовках. Военные обязанности: разведка и освоение новых территорий; охрана границ.
В середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.
После отмены в России в 1861 году крепостного права в правах и обязанностях сословий произошли изменения. Дворянство потеряло права на практически «бесплатную рабочую силу крепостных крестьян» и большая часть помещиков разорилась. Другая часть дворян нашла себя в помещичьем предпринимательстве, иными формами завладело трудом и результатами труда бывших крепостных (сдача в аренду земли, сельскохозяйственных орудий, техники и механизмов, семян и новшеств агротехники). При этом дворянскому сословию сохранили сословные привилегии, титулы и иные наследственные права и обязанности. Главное, в руках дворянства была сосредоточена политическая власть в России.
Духовенство сохранило права на земли, но не на крестьян. При этом служители церкви (религий) получили дополнительные привилегии в части воздействия на умы и души крестьян, городских обывателей и казаков.
Крестьяне объявлялись свободными «сельскими обывателями» с наделением их всеми гражданскими правами граждан-подданных самодержавной Российской Империи. Крестьяне должны были: платить подушную подать, другие налоги и сборы; давать по жребию или решению общества рекрутов в военную службу; могли быть подвергнуты телесным и иным наказаниям. Земля, на которой работали освобождённые крестьяне, принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её, они назывались «временнообязанными», обязанными отдавать помещикам установленные повинности за пользование землёй. Освобождённые от крепостной зависимости крестьяне в каждой деревне, селе или поселении объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В деревнях, сёлах и волостях крестьянам был предоставлено право на общинное (местное) самоуправление.
«Городовое положение 1870 года» изъяло из системы городского управления сословный принцип «как вредный для преуспевания городов». При этом «право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере требуемом законом». Только по традиции в городах продолжали следовать старым городским обывательским сословиям, а по новому все жители городов стали «горожанами» (гражданами).
К концу XIX века окончательно сложилось территориальное, экономическое и социальное устройство российского казачества в казачьих областях России. Положение 1869 года «закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков «паем» в 30 десятин на казака». Имея главную обязанность – защита государства и его территории, российское казачество, имевшее ряд привилегий самоуправления, стало опорой самодержавной власти в России, в борьбе с революционным движением городской интеллигенции и рабочего класса (пролетариата).
Несомненно, первопредки, предки и прадеды рода Суворовых-Максимовых, так же как их жёны-матери, принадлежали к крестьянскому сословию, но не к помещичьим крестьянам, а к государственным, уездным, к сословию свободны сельских обывателей. То натуральное сельское хозяйство, которое вели прадед Егор Иванович Суворов и дед Иван Егорович Суворов в деревне Кошелёвка и то бедное крестьянское хозяйство, которым владел прадед Никита Максимов в селе Бабка, несомненно, были на границе между типичным крестьянским пахотным хозяйством и сельскохозяйственной артелью.
Автору неведомо пока, чем в основном занимался ослепший по болезни прадед по материнской линии Никита Максимов, но зато точно известно, что наряду с производством хлебного зерна, пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур, мой прадед Егор Иванович Суворов и дед Иван Егорович Суворов занимались выращиванием овощей, держали сад, огород, содержали лошадей, коров, телят, овец, коз, гусей и кур, а также занимались кустарным производством всех необходимых в сельской жизни вещей, орудий и предметов. Всех и любых. В частности, род Суворовых в деревне Кошелёвка артельно строили любые деревенские транспортные средства от саночек для детей, до саней, телег, тарантасов, бричек и повозок. Эти изделия автор видел своими глазами и трогал своими руками, слышал восторженные воспоминания о мастерстве мужиков Суворовского рода и суворовской артели. Таким образом, несомненно, исторически род Суворовых и род Максимовых произошли из истинно русского крестьянского сословия, не отягощённого крепостничеством, а свободолюбивого, самостоятельного и предприимчивого.
На картинке: «Ярмарка в Можайске» (1916). Холст, масло. 69х130 см. Автор: русский советский художник Иван Лаврентьевич Горохов (1863-1934). Источник: Архив Можайского объединения краеведов.
Какие сословия существовали в 19 веке в россии
Классовая структура российского общества стала изменяться. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы – буржуазия и пролетариат. Но официально все население делилось на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, городские жители, казачество.
Дворянство – экономически и политически господствующий класс. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата они составляли его основу. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Духовенство. Делилось на черное и белое. Наиболее преданных церковников самодержавия стремилось привлечь к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Крестьяне. Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов. Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.
Казачество как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества. Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках.
Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.
Вторая половина 19 века:
После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны:
Дворянство потеряло бесплатную рабочую силу, большая часть разорилась, другая – вступила на путь предпринимательства. Дворянству удалось сохранить свое привилегированное положение. В его руках находилась политическая власть.
Духовенство. Правовое положение сословия существенно изменилось. Сами служители церкви получили еще больше привилегии.
Крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами. Они должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов и могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока они не выкупали ее, назывались временнообязанными, неся в пользу помещиков повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В селах и в волостях крестьянам был предоставлено самоуправление.
Городские обыватели. Городовое положение 1870 года устранило из устройства городского управления сословный принцип как вредный для преуспевания городов. Право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере требуемом законом. Таким образом, сохранявшиеся в законе постановления о городском состоянии были лишены всякого практического значения и стали иметь лишь исторический интерес.
В результате казачество, являвшееся ранее угрозой царской власти, стало ее опорой в борьбе с революционным движение
Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Отходники, пусть и в искаженной подчас форме, знакомили односельчан с городскими нравами и бытом. Особенно быстро подхватывала новшества сельская молодежь. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни в селах устанавливали незамысловатые карусели, возводили балаганы для кукольных представлений.
Заметные изменения происходили в первой половине XIX в. в быту горожан. Уменьшается число индивидуальных хозяйственных построек в городах : хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием торговли, транспорта, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных гуляний и массовых развлечений. Участились многолюдные гулянья в садах и парках, на площадях и бульварах. Широкое распространение среди горожан получило чаепитие. Горожане не начинали дня и не ложились спать без чая. Сама процедура чаепития складывалась в России по западноевропейскому, а не по восточному образцу. В некоторых местах приобретает популярность и кофе.
Купцы медленнее других слоев городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни «аристократии крови».Основная масса купечества по-прежнему соблюдала традиционные уклад жизни и методы ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел.
В первой половине столетия дворянские дети получали домашнее образование. Обычно оно состояло в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Учителями чаще всего нанимали иностранцев, которые у себя на родине служили кучерами, барабанщиками, актерами, парикмахерами. Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.
Летом дворяне, сохранившие поместья, покидали города. Зимой, обычно перед Рождеством, они возвращались в город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло.
С 11 июня 1845 года гражданские чины X—XIV классов вместо личного дворянства начали давать лишь почётное гражданство. С 1856 года личное дворянство начиналось с IX класса, потомственное — с VI по военной службе (полковник) и с IV по гражданской (действительный статский советник).
После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе. После отмены крепостного права в 1861 году дворяне сохраняют около половины земли, получив щедрую компенсацию за вторую половину; однако к началу XX века помещики владеют уже только 60 % земли, принадлежавшей им в 1861 году.
Церковное управление делилось на епархии. Имелась система духовно-учебных заведений.
Высшим церковным органом с 18 в. являлся Синод.
Духовенсто не было связано со светским обществом.
Казачья кухня передаёт особенности быта и культуры казаков. Поскольку многие казачьи войска именовались по именам рек (Амур, Волга, Дон, Енисей, Кубань, Терек, Уссури, Яик), то логично ожидать обилия рыбных блюд. Донские казаки запекали карпа или леща, варили уху, готовили кулеш с рыбой. Вместе с тем, они любили есть каши, лапшу, хлеб и пироги, которые запивали морсом (вишневым) и квасом. Также они готовили голубцы и холодец. Традиционным казачьим десертом был нардек — арбузный мёд. Влияние восточной кухни проявлялось в употреблении изюма, который добавляли в кашу.
Из столовых приборов казаки использовали миски и деревянные ложки. Казаки ели три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Перед едой обязательно мыли и вытирали руки. Старший за столом обычно подавал сигнал к началу трапезы. Часто ели из общей миски. Напитки подавались в кувшинах.
Представители сословий и классов