какие социальные факторы являются движущими силами антропогенеза
Антропогенез
Эволюционный путь человека
Дриопитеки обитали на деревьях, их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Вели стадный образ жизни.
От дриопитеков произошли рамапитеки, жившие 8-12 млн. лет назад. Они находятся в промежуточном положении между человекообразными обезьянами и человеком. Сделать вывод о том, возникло ли у них прямохождение, не представляется возможным. Вероятнее всего, некоторую часть жизни они проводили стоя на двух ногах.
Обитали рамапитеки в редких лесах, значительную часть жизни проводили на деревьях.
Человек умелый пользовался более сложными орудиями труда, возможно, использовал огонь. Во время охоты на диких животных объединялись, благодаря чему охота проходила успешнее.
Древнейшие люди существовали 2 млн. лет назад, расцвет их деятельности пришелся на промежуток времени 600-400 тыс. лет назад. Использовали огонь и более современные орудия труда. Жили в пещерах, одевались в шкуры животных.
Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения.
Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование. Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы.
Отличия человека от человекообразных обезьян
Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек. Нельзя не отметить, что на данный момент времени перед теорией эволюции стоит гораздо больше вопросов без ответа, чем тех, на которые ответ уже получен.
Основные движущие факторы антропогенеза
Каким же образом человек достиг такого высокого уровня развития, который позволяет выделить его из всех животных? Наше мышление и речь позволили эффективно сохранять, передавать и накапливать опыт следующим поколениям.
С точки зрения биологии, безусловно, эволюция человека подчиняется тем же законам, что и всего животного мира. Мы появились в результате борьбы за существование, наследственной изменчивости и естественного отбора. Это мнение высказал Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор», опубликованной в 1871 году.
Развитие речи уменьшило долю влияния биологических факторов, при этом влияние социальных факторов возросло. Общественный труд способствовал усложнению орудий труда, в результате которого развивалась рука.
Вслед за развитием руки происходило развитие центра речи, который анатомически находится в лобной доле коры больших полушарий, где расположена моторная зона (контроль произвольных движений организма, в том числе и движений руки).
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Понятие об антропогенезе и его основных движущих силах
Понятие антропогенеза
Поскольку человек разумный является биологическим видом, то у него, как и у других видов животных, есть собственная история формирования и развития.
Эта история получила название антропогенеза.
Антропогенез — совокупность процессов появления, формирования и развития человека в ходе эволюции, которые затрагивают его трудовую деятельность, сознание, речь (членораздельную), первобытные формы общества.
Не все вопросы в рамках антропогенеза изучены к сегодняшнему моменту. К примеру, неизвестно, из каких звеньев состоит антропогенез, антропологи расходятся во мнении относительно роли некоторых форм антропогенеза.
Учет только лишь биологических закономерностей не позволяет понять, как человек развился до своего современного состояния. К тому же, возникновение человека как биологического вида качественно другое, нежели возникновение новых видов животных. Основное различие заключается в участии в эволюции как биологических, так и социальных факторов.
Основные движущие силы антропогенеза
Биологические движущие силы
Движущие силы антропогенеза тщательно и последовательно изучались самим Чарльзом Дарвином — известным английским ученым в области эволюции, родоначальником эволюционной теории развития органического мира. В своих научных работах при рассмотрении движущих сил антропогенеза он пришел к выводу, что главным биологическим фактором эволюции является естественный отбор. А еще — элементарные факторы:
Благодаря естественному отбору произошел переход к прямохождению, развились передние конечности, в частности — кисти, усовершенствовался мозг и развилась членораздельная речь.
Предки человека научились приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды обитания за счет наследственной изменчивости. Обычно все изменения носят ненаправленный и случайный характер. Когда благодаря приобретенным чертам особь получает хотя бы минимальное преимущество, то она выживает и передает эти приобретенные черты следующим поколениям. В противоположном случае, когда приобретенные черты делает положение особи хуже, то она гибнет. Приобретенные черты, что логично, не переходят в доминирующее состояние.
Переход наших предков от древесного образа жизни к наземному был связан с тем, что в прошлые геологические эпохи увеличилась засушливость климата, а площадь лесов — сократилась. Появилось много открытых пространств, которые наши предки начали преодолевать.
Благодаря прямохождению люди стали хорошо ориентироваться в окрестности (и видеть ее). Это, кроме прочего, стало причиной перехода от растительной к животной пище. Такой переход имел положительные последствия: поскольку животную пищу приходилось добывать охотой, это привело к развитию мозга и мускулатуры. А использование различных орудий труда для охоты повлияло на развитие конечностей и абстрактного мышления.
Человеческие расы в рамках вида Человек разумный — результат взаимодействия человеческого организма и условий среды обитания.
Биологические факторы и сегодня влияют на человека, несмотря на достижения в области науки. Тем не менее социальные факторы существенно сдерживают влияние биологических факторов.
Дрейф генов — характерная особенность небольших популяций человека.
Естественный отбор стал причиной выработки у человека иммунитета. Тем не менее мутации все еще возникают у человека.
Социальные движущие силы
Социальным факторам развития человека особое внимание уделял Ф. Энгельс. Трудовая теория антропогенеза лежит в основе таких его работа как «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Среди важных факторов развития человечества отмечают:
Приспосабливание человека к среде обитания происходит с помощью орудий труда, постройки жилья, изготавливания одежды и др. Способность предвидеть результат труда — результат трудовой деятельности. Все это способствовало развитию абстрактного мышления.
За счет того, что люди вели коллективный образ жизни, стало необходимым согласовывать действия всех членов коллектива. Так возникла система сигналов и членораздельная речь, совершенствовались и дальше абстрактное и логическое мышление.
Человеческое общество имело отличную от животного мира иерархию. Кроме того, появляется альтруизм — самопожертвование ради других. Люди выработали навыки передачи накопленного опыта следующим поколениям, закрепления информации с помощью графических символов (узоров и рисунков). Впоследствии это стало причиной появления письменной речи и искусства.
С течением времени социальные факторы стали основными в антропогенезе и существенно ускорили процесс эволюции человека.
Движущие силы (факторы) антропогенеза
Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек — самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820—1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.
Труд — важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что «труд — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.
В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука — не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).
Рис. 58 . Схема антропогенеза.
Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.
Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.
При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.
Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления — речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.
Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).
В социальной эволюции человека различают три основных этапа.
Первый — познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.
Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.
Третий этап — развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.
Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.
1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
2. Труд — основной шаг в эволюции человека.
3. Прогрессивные изменения в эволюции человека — это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.
4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.
1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?
2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.
3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?
1. Какова роль труда в эволюции человека?
2. Какое место занимает речь в эволюции человека?
3. Что такое антропоморфоз!
1. Дайте характеристику социальным факторам.
2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.
3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?
Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.
Движущая сила антропогенеза. Человеческие расы
Движущими силами силы антропогенеза являются:
– индивидуальный естественный отбор, направленный на определенные морфофизиологические признаки – прямохождение, строение кисти, развитие мозга;
– групповой отбор, направленный на социальную организацию;
– биосоциальный отбор – результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.
Под влиянием биологических факторов эволюции изменялись морфологические и физиологические особенности человека.
Основными направлениями и результатами биологической эволюции человека как отдельного вида в классе Млекопитающих были:
– освобождение верхней конечности для трудовой деятельности;
– увеличение объема переднего мозга и значительное развитие коры головного мозга;
– усложнение высшей нервной деятельности.
Социальные факторы в эволюции человека легли в основу эволюции его поведения, развития общественных, трудовых и коммуникативных навыков. К этим факторам относятся:
– использование, а затем создание орудий труда;
– необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;
– необходимость прогнозировать свою деятельность;
– необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.
В эволюции человека важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам, но и социальным (речь, трудовая деятельность и общественное поведение). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, передаются в процессе воспитания и обучения. В дальнейшем социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Так как человек существо биологическое и социальное, это определяет его особое положение.
Человеческие расы – это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа. Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду, и при скрещивании дают плодовитое потомство.
Существует три расы: евразийская (европеоидная), экваториальная (австрало-негроидная), азиатско-американская (монголоидная). Причиной образования рас было географическое расселение и последующая географическая изоляция людей. Расовые признаки носили адаптивный характер, что в современном обществе утратило свое значение.
Часто используемые в политических целях утверждения о превосходстве одной расы над другой не имеют под собой никаких научных оснований.
От рас следует отличать «этнические общности»: национальности, нации и т. д. Принадлежность человека к той или иной этнической общности определяется не его генотипом и фенотипом, а освоенной им национальной культурой.
Антропогенез: понятие, классификация факторов
Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.
Теория происхождения человека
Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.
Перед учёным встал ряд вопросов:
Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.
Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.
Биологические причины развития
Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.
Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.
На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования. Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида. Такая схема развития характерна для всего животного мира.
К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:
На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.
Социальная деятельность
Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:
Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.
В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:
Движущая сила | Значение в эволюции человека |
---|---|
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). | Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп. |
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). | Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов. |
Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.
Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.
Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.
Эволюция в современном мире
К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.
К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором. В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.
Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.