какие социальные сети можно использовать в дистанционном обучении
Социальные сети для дистанционного обучения
В соцсетях VK и ОК у большинства обучающихся и преподавателей есть аккаунты, а также сообщества и чаты вузов, в том числе отдельных классов и групп, через которые можно запустить дистанционное обучение, используя полностью готовый набор инструментов:
У чатов в VK и ОК есть преимущества в сравнении с другими мессенджерами: можно закрепить сообщение, провести опрос-голосование, удобно упомянуть человека по имени, чтобы обратиться к кому-то конкретному. Удобно работать с компьютера, например, чтобы отправлять или читать документы в любых популярных форматах (чтение документов Microsoft Office доступно без установки программ). Для организации внеклассных активностей можно осуществлять сборы денежных переводов прямо в чате. Также в чате можно удобно делиться трансляциями и видеоуроками (не расходуя память телефона) и закреплять сообщения с более статичной информацией (расписание, домашнее задание). Чатам можно присвоить ссылку, по клику на которую участники будет автоматически добавлены в чат.
MiniApps. В VK и ОК есть платформа для создания приложений внутри социальных сетей. На платформе можно создавать любые приложения необходимые для образовательного процесса, в том числе расписание, проверочные работы (тесты), анкеты, журнал, электронный дневник с возможностью выдавать домашнее задание и ставить оценки. В данный момент мы собираем список приложений, наиболее удобных для дистанционного обучения.
Рекомендации для преподавателей от Mail.ru Group:
Создать закрытое сообщество по своему предмету. В описании указать название предмета и учебное заведение, для которого оно ведётся.
Написать и закрепить объясняющий пост. Рассказать обучающимся объём и правила дистанционного курса, форму сдачи домашних заданий.
Пригласить в сообщество обучающихся. Чтобы никого не упустить, лучше сделать это через старосту, куратора учебной группы или классного руководителя.
Публиковать материалы по порядку: одно занятие — один пост. Размещать информацию так же, как давали бы её обучающимся в очном формате: лекцию в формате презентации (прикрепить документ), видео или статьи; приём домашнего задания в формате документа с возможностью комментирования или видеозвонка (при необходимости).
Провести вебинар (прямую видеотрансляцию). Запустить прямую трансляцию можно с личной страницы или из сообщества — с помощью мобильного телефона, камеры ноутбука или с использованием специального оборудования.
Создать общий чат в российской соцсети с обучающимися и/или родителями, а не в иностранных сервисах. Следить за сообщениями в общем чате, чтобы информировать о новых материалах в сообществе предмета и о старте вебинара.
Использование социальных сетей для дистанционного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование социальных сетей для дистанционного обучения.
Неотъемлемой частью нашего современного мира становятся (можно даже сказать, что уже стали) Интернет и все связанные с ним технологии. Стремительное распространение и доступность Интернета, развитие и усовершенствование персональных технологий позволили расширить возможности получения информации в процессе обучения. Сейчас практически у каждого школьника или студента есть персональные компьютеры (ноутбуки), смартфоны, планшеты и другая техника, без которой невозможно представить современную жизнь. Вследствие этого помимо классического очного обучения и заочного актуальными становятся программы дистанционного (удаленного) обучения.
Основными способами дистанционного обучения являются кейс-технологии, телекоммуникационные технологии и Интернет-технологии.
Кейс-технологии направлены на организацию и активизацию самостоятельной работы обучаемого посредством изучения учебно-методических материалов, представленных в форме учебного кейса (отсюда и название способа).
С помощью телекоммуникационных технологий происходит диалог между обучаемым и преподавателем (учителем), который может проходить в online (онлайн) или offline (офлайн) формате.
Самым популярным способом дистанционного обучения являются Интернет-технологии, например, веб-сервер, сайт, электронная почта, форум, видеоконференция и тому подобное. С помощью этих технологий проходил процесс обучения во многих учебных заведениях последний год. Школьные, университетские, институтские сайты, образовательные порталы, личные электронные кабинеты студентов, комплексные межвузовские системы получения знаний показали и доказали свою эффективность во время дистанционного обучения. Они также были усовершенствованы прямо в процессе использования.
В то же время при использовании Интернет-технологий преподавателями (учителями) могут возникать некоторые трудности. Первая из них – преподаватель (учитель) может испытывать затруднения при создании или использовании специализированного сайта учебного заведения. Вторая проблема – неточности в работе самого учебного сайта или портала, технические неполадки. Третья – незаинтересованность студентов (школьников) в посещении сайта.
Преимущества использования социальных сетей в учебных целях:
1. Сейчас молодые люди значительную часть своего времени проводят в социальных сетях (в основном с целью общения), значит, получение знаний в них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному усвоению материала.
2. Обучающемуся в принципе проще общаться с преподавателем в социальной сети, он не будет стесняться задавать вопросы, бояться осуждения.
3. Ученики (студенты) могут создавать конференции (беседы), в которых они общаются между собой, обсуждают учебные предметы, делятся знаниями. Вместе с обучающимися в конференциях могут состоять и преподаватели, что позволяет им отвечать на частые вопросы всем и сразу.
4. У преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с обучающимися, так как можно быстро оповещать их о ближайших событиях в учебном процессе. Можно также использовать социальные сети прямо во время обучения, например, для отправки учебных материалов, которые пригодятся на занятии в данный момент.
И это только лишь основные преимущества использования социальных сетей. Они универсальны, просты и удобны в использовании. Благодаря применению в процессе обучения учебных сайтов и социальных сетей студенты (школьники) быстро адаптируются при изучении новой дисциплины (нового предмета), так как попадают в специфическую информационную среду, которая создана преподавателем, экономят время на поиск новой информации, могут получить учебные задания, повторить и лучше усвоить знания в любое удобное для них время.
Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Статья просмотрена: 28756 раз
Библиографическое описание:
Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (дата обращения: 31.10.2021).
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования. Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников. Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков.
Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. [1] Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. [2] Исходя из представленных данных, логично предположить, что «В контакте» является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.
В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.
Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Это определение отличается от используемого в социологии, где под термином «социальная сеть» принято понимать социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты, и связей между ними. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.
Основными принципами социальной сети являются:
1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.);
2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;
6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;
7) обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).
Различают, четыре типа социальных сетей.
Профессиональные социальные сети, которые создавались для соискателей и работодателей.
Сайты для поиска людей.
Для сообществ специалистов обычно платформой являются специализированные социальные сети. Сообщества практиков отличаются от сообществ по интересам – его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы коллег, получить друг от друга недостающие им знания. Для компаний, имеющих большое количество филиалов, корпоративная социальная сеть может стать инструментом взаимодействия сотрудников между собой часто в целях быстрого получения нужной информации, оказания взаимопомощи. Так происходит, когда новичок обращается к более опытному коллеге, работающему на аналогичной должности в другом филиале компании.
В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. Примерно по тому же принципу работает MySpace.
Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций.
Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.
Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.
Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки.[3]
1. Привычная среда для учащихся.
2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.
3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.
4. Возможность совместной работы.
5. Наличие форума, стены, чата.
6. Каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.
7. Активность участников прослеживается через ленту друзей.
8. Удобно использовать для проведения проекта.
9. Подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.
Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
Примером использования социальных сетей в обучении может быть обучение при помощи блоггов и вики, где учащиеся могут делать обзоры, создавать, комментировать, редактировать собственные и совместные письменные сетевые проекты.
Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями.
С помощью средств социальных сетей можно организовать клубную деятельность, объединив учащихся различных регионов.
Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.
Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.
Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.
Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом.
Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL : http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения 20.01.2012)
Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. URL : http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_social_nyh_setei.pdf (дата обращения 20.01.2012)
Похожие статьи
Возможности использования социальных сетей в современном.
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
Использование социальных сетей в образовательном процессе
сеть, учебный процесс, социальная сеть, образовательный процесс, преподаватель, Россия, студент, самостоятельная работа, педагогическая деятельность, совместная работа.
Компьютерные сети в практике образовательного процесса
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
сеть, учебный процесс, социальная сеть, образовательный.
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
Сравнительный анализ образовательных систем мира
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале «Молодой.
Применение образовательных технологий в учебном процессе. Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель.
Сетевые технологии для организации образовательного.
белгород, учебный процесс, гимназия, образовательное учреждение, интерактивная доска, внеучебная деятельность, образовательный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда.
Организация образовательного процесса обучающихся.
образовательная организация, электронное образовательное пространство, локальная сеть, учебный процесс, дистанционное обучение, программное обеспечение, уровень, электронный документооборот.
Сетевые педагогические сообщества как форма повышения.
Использование социальных сетей в образовательном процессе. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании / [Электронный ресурс].
Похожие статьи
Возможности использования социальных сетей в современном.
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
Использование социальных сетей в образовательном процессе
сеть, учебный процесс, социальная сеть, образовательный процесс, преподаватель, Россия, студент, самостоятельная работа, педагогическая деятельность, совместная работа.
Компьютерные сети в практике образовательного процесса
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
сеть, учебный процесс, социальная сеть, образовательный.
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
Сравнительный анализ образовательных систем мира
сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.
Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале «Молодой.
Применение образовательных технологий в учебном процессе. Содержание обучения; Средства педагогического взаимодействия: Организация учебного процесса; Обучающийся преподаватель.
Сетевые технологии для организации образовательного.
белгород, учебный процесс, гимназия, образовательное учреждение, интерактивная доска, внеучебная деятельность, образовательный процесс, дистанционное обучение, единая информационная среда.
Организация образовательного процесса обучающихся.
образовательная организация, электронное образовательное пространство, локальная сеть, учебный процесс, дистанционное обучение, программное обеспечение, уровень, электронный документооборот.
Сетевые педагогические сообщества как форма повышения.
Использование социальных сетей в образовательном процессе. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании / [Электронный ресурс].