какие соцсети будут популярны в будущем
Соцсети-2030: Как будут выглядеть соцсети в будущем?
По прогнозам футурологов, к 2030-му году интернет шагнет далеко вперед, изменив современную реальность, а к 2045-му году и вовсе наступит технологическая сингулярность — момент, когда искусственный интеллект обгонит по мощности человеческий разум. Представим, как могут выглядеть соцсети будущего.
Сегодня у пользователя в среднем 7 аккаунтов в разных соцсетях и мессенджерах. Скорее всего, в будущем эти сервисы каким-то образом объединят в один, чтобы писать, например, из Telegram в WhatsApp. Такую возможность уже тестируют, правда, внутри продуктов одной корпорации — Instagram и Facebook
В будущем пользователю не нужно будет переходить из соцсети на сайт, чтобы что-то купить. Оформлять заказы будем при первом касании с брендом — уже сейчас практически во всех соцсетях можно создавать онлайн-магазины, которые в отдельных случаях даже удобнее сайтов
Видеоконтент побеждает: уже сейчас на него приходится 79% трафика. В будущем все соцсети будут ориентированы на вертикальные видео, вместе с этим мощный толчок получат видеочаты и другие способы визуальной коммуникации
Публикации в соцсетях зачастую намного релевантнее, чем контент других ресурсов, которые выдают поисковики. Некоторые эксперты считают, что в будущем соцмедиа и поисковики будут настолько тесно интегрированы друг в друга, что искать информацию в Facebook будет также удобно, как в Google, а Яндекс по запросу о фильме будет выдавать в том числе публикации популярных блогеров
После китайских экспериментов с социальным рейтингом сюжеты из сериала «Черное зеркало» уже не кажутся фантастикой. Объединение платформ, системы распознавания лиц и единые базы данных могут привести к тому, что социальный статус человека будет измеряться в баллах. От того, есть ли у вас правонарушения и как вы себя ведете, например, в такси, будет зависеть, с какой скоростью вы будете получать услуги, в какие места сможете попасть и какое качество обслуживания получить
Игра Fortnite уже выполняет все функции соцсетей: там можно общаться, посещать концерты и даже заказывать пиццу. Соцсети решили пойти навстречу: Марк Цукерберг несколько лет назад анонсировал проект Facebook Spaces — это VR-чаты c трехмерными аватарами, повторяющими эмоции пользователя. Возможно, постепенно все соцсети станут похожи на онлайн-игры, элементы которых будут просачиваться в реальность с помощью VR
Илон Маск в 2017 году запустил проект «Нейролинк» — это специальный чип, способный соединить мозг и компьютер. С его помощью люди смогут силой мысли управлять техникой, обмениваться сообщениями и загружать контент напрямую в мозг, минуя органы чувств. По словам Маска, объединение человека и искусственного интеллекта помогут превзойти мощности мозга уже к 2030 году
Денис Лагутенко: Диджитал сейчас и через 5 лет. TikTok для шиномонтажа, наноинфлюенсеры и VR — социальная сеть
Спойлер: к 2025 году в социальных медиа не останется ни одного бесплатного способа раскрутить свой продукт или услугу.
В преддверии 2019 года Netflix выпустил финальный эпизод сериала «Черное зеркало», в котором зритель сам мог выбрать, чем закончится сюжет. Чтобы принять решение и хоть на миг стать любимым героем, вам бы потребовался трекпад, мышка и пульт: полный набор для того, чтобы войти в интерактивное будущее.
Скриншот: Денис Лагутенко
В сущности, этот пример и иллюстрирует основной тренд, набирающий обороты в контент-маркетинге и продвижении: интерактив и максимизация целевых действий пользователя.
Маркетологи выявили: аккаунту компании необходимо не менее семи раз привлечь к себе внимание потенциального клиента, чтобы привести его к покупке. Целевым действием может стать призыв поставить лайк, просмотр видео, сохранение в закладках, клик по рекламе, и, наконец, сообщение с запросом приобрести товар. После пандемии количество целевых действий, необходимых для продажи, возросло и сейчас может составлять в два или даже три раза больше упомянутого выше.
Оно и понятно: конкуренция во многих нишах в период изоляции достигла рекордных показателей. Пока весь мир сидел дома, компании массово выходили в онлайн. Поэтому, чтобы добиться результата сегодня, необходимо приложить больше усилий, чем в доковидной реальности.
Взаимодействие с клиентом важно выстраивать в концепции данной инструкции: с каждой публикацией материала контент-мейкер должен отвечать на два важных вопроса. Какое целевое действие сейчас совершит клиент? Что может сделать целевые действия более быстрыми и эффективными?
Инфлюенс-маркетинг
В 2018 году «Инстаграм» официально заявил: официальное количество зарегистрированных пользователей достигло миллиарда. Это значит, что присутствие бренда в «Инстаграме» позволяет заметно расширить аудиторию, увеличить продажи и раскрутить компанию. И для рекламы совсем не обязательно искать известных личностей. Нано- или микроинфлюенсеры с аудиторией 100 или 1000 подписчиков смогут привлечь большее внимание потенциальных покупателей, чем блогеры-миллионники. Такие адвокаты бренда отвечают на комментарии о продукте оперативнее и имеют влияние на узкие сегменты потенциальных покупателей.
Если говорить о будущем инфлюенс-маркетинга, то оно устремляется в стратегическое планирование и долгосрочное сотрудничество, а не разовые интеграции. Есть все основания полагать, что нано- и микроинфлюенсеры станут новыми звездами: бренды начнут подписывать с ними контракты на пять и более лет и бороться за каждого, предлагая более выгодные условия.
Фото: Daria Shevtsova/Pexels
Видеоконтент: TikTok vs «Инстаграм»
По прогнозам, до 2021 года более 82% всего потребляемого мирового интернет-трафика составит онлайн-видео. И это неудивительно. За просмотром роликов можно запросто провести несколько часов: один привлекательный кадр сменяет другой, пользователь наслаждается, а его мозг отдыхает. Эту особенность мастерски используют бренды: пока вы наблюдаете за сюжетом, бэкэнд медленно заполняется ярким цветом, из которого выплывает знакомый глазу логотип. Вот так и работает современная анимационная реклама.
Однако, если раньше пользователь мог сконцентрировано смотреть 30-секундный ролик, то сегодня тренд меняется: компании переходят в формат шот-видео, длящихся в среднем 6–7 секунд. В инстаграм-сториз такие видео позволяют увеличивать вовлеченность: если самую первую сториз, выложенную за день, большинство фолловеров досмотрит до конца, возрастет и суммарный охват всех последующих.
Видео в приложении TikTok похожи на инстаграм-сториз, но с более расширенным функционалом. Здесь можно использовать маски, фильтры, спецэффекты и аудио, что дает возможность для бесконечного креатива. Благодаря тому, что видео можно монтировать, не выходя из приложения, пользователи легко создают ролики.
TikTok приобрел репутацию приложения, в котором дети и подростки все время кривляются, повторяют чужие шутки и придумывают короткие танцы. Но это лишь часть контента. Внутри социальной сети есть и образовательные каналы преподавателей и психологов, а подчас встречаются и абсолютно неожиданные видео.
Чего только стоит сотрудница шиномонтажа, которая меняет шины грузовых автомобилей в каждом микроролике. Ни слова от автора, ни одного объяснения: только сотрудница предприятия и колеса. Анализируя многочисленные комментарии, можно определить, что подписчиков она привлекла простой идеей: внешне хрупкая девушка выполняет не типичную и одновременно тяжелую работу. Это и вызывает интерес.
Креатив, искусственный интеллект и реклама
Работа маркетологов изменилась. Сейчас на вершине те, кто не боится соревнования с ИИ и умело использует его функционал себе на пользу. Например, подобное «сотрудничество» уже подарило маркетингу такие инструменты, как social listening (мониторинг всех упоминаний вашего бренда пользователями) и look-alike (реклама на аудиторию, по каким-либо параметрам похожую на исходную). Разумеется, технологии подобного рода заставляют пересмотреть подход к рекламе: от креативных концепций до персонализированных решений.
Сегодня становится очевидно, что стандартные подходы уже не эффективны. Несмотря на то что искусственный интеллект пробил себе дорогу в маркетинг, его применение пока только набирает обороты. Поэтому и нельзя утверждать, насколько ИИ может стать креативным в перспективе ближайших нескольких лет.
Однако важно отметить, что мы уже наблюдаем ряд доработанных идей. Примером может послужить Google с его рекламным инструментом Directors mix, который помогает создать креативы под разные группы аудиторий. Он же решает, кому какую рекламу необходимо показывать.
В отличие от блокчейна и криптовалют, искусственный интеллект имеет относительно долгую историю и конкретные сферы применения. Технология позволяет имитировать когнитивные функции человека, включая и самообучение. ИИ работает на заложенных в него знаниях экспертов — ими технология мыслит и может делать свои, порой невидимые для нас выводы. Автоматизация прямого профессионального опыта позволяет активно применять ИИ в маркетинге и рекламе.
Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash
Поисковые системы и монетизация
Увы, сегодня высокие позиции сайта не гарантируют посещаемость. Если вас интересует дата релиза какого-либо события, достаточно вбить в поиске «даты релиза Iphone 12», и сразу увидеть информацию без переходов по ссылкам. Получается, что уже нет необходимости посещать сайт, чтобы прочесть о том, что вы ищете. Так, летом 2019-го доля запросов без переходов превысила половину общих поисковых запросов.
Однако доля платных переходов находится в стадии роста. Например, в 2015 году при вводе любого запроса появлялась только одна платная ссылка, сейчас же почти вся выдача Google состоит из рекламы, по которой мы переходим в первую очередь.
Технологии для маркетинга будущего
AR-контент (дополненная реальность) — абсолютная инновация последних нескольких лет, представляющая собой маски, игры и фильтры, синхронизируемые с вашим движением. Несмотря на то что первопроходцем в этом стал Snapchat, лидирующие позиции сейчас занимает «Инстаграм», выпускающий не только маски, но и игры, тем самым увеличивая время пребывание пользователя внутри одной площадки.
Развитие сервиса «инстаграм-шопинг» в некоторых странах уже позволяет производить покупки, не покидая социальную сеть. Наконец, стало очевидно: накрутка подписчиков и покупка лайков эффективными не бывают. Однако тенденцией является сдвиг в дополненную реальность, с помощью которой больше не будет необходимости ходить по ТЦ часами. Достаточно сделать собственное фото в полный рост, ввести свои параметры, отсканировать вещи и наслаждаться тем, как вы выглядите в выбранном луке. В 2021-м приобрести товар в инстаграме можно будет одним кликом, а через 2–3 года доверительные продажи в соцсетях могут частично вытеснить интернет-магазины, где шанс увидеть лицо продавца минимален.
Через несколько лет все ждут большую VR — социальную сеть, как в сериале Kiss me first, где игра Azana поглощает абсолютно все вокруг себя. Во многом это желание обусловлено стрессом после пандемии и длительной изоляции: человеку хочется оказаться в новом мире, которого еще не было, или создать свой собственный.
По всем прогнозам, к 2025 году онлайн-коммерция достигнет 30% объема розничных продаж, где большую роль будут играть социальные сети. Невероятная скорость, с которой сейчас происходит изменение рынка после самоизоляции, только подчеркивает необходимость перемен в подходах к продвижению.
Как изменятся соцсети через 5 лет — 12 трендов
Ex-новостной редактор (РБ.РУ)
Социальные сети меняются так стремительно, что не все сегодня смогут вспомнить, каким был ранний дизайн Instagram и какой была та сама старая стена «ВKонтакте», которую все требовали вернуть в 2011 году. Вероятно, через 5 лет мы снова не узнаем сегодняшние соцсети. Rusbase публикует 12 трендов, которые, по мнению экспертов, сформируют соцсети через 5 лет.
Слушать эту статью:
Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.
Соцсеть будущего — гибрид видео и приватности
В российском интернете сейчас растут три площадки: YouTube, Instagram и Telegram, остальные либо стагнируют, либо падают, и в ближайшие годы ситуация не изменится, рассказал SMM-специалист Павел Гуров.
«Российская аудитория, даже из «Одноклассников», «ВКонтакте» и Viber, переезжает на эти площадки, потому что они угадали, что именно хотят люди, попали в цайтгайст (дух времени, прим. ред.). Особняком стоит TikTok, который, если упростить, — это «Одноклассники» для молодежи», — отметил он.
В Telegram людей привлекает приватное общение, которое Марк Цукерберг назвал главным трендом современности. YouTube, Instagram и TikTok — это видео.
«Это самые важные тренды. Возможно, появится какой-то новый игрок, который придумает, как скрестить приватность и видео. Тогда это будет прорыв», — резюмировал Гуров.
Личные ассистенты внутри соцсетей
Большое распространение получат сервисы, созданные на инфраструктуре соцсетей. По словам руководителя мобильной инфраструктуры «ВКонтакте» Ольги Фроловой, это будут мини-приложения, боты и игры.
«Это даст хороший буст для развития малого бизнеса, так как существенно сократит расходы на разработку и маркетинг. Если боты внутри социальных сетей скакнут далеко вперед, в будущем их можно будет полноценно использовать как личных ассистентов», — считает Фролова.
На волне развития этих сервисов и создания полноценной экосистемы вполне возможно, что IT-гиганты снова начнут смотреть в сторону разработки собственных гаджетов, отметила она.
AR — новый инструмент брендов
Важным и совершенно инновационным, как в смысловом, так и в техническом плане, станет AR-контент — маски, фильтры и игры, считает Павел Гуров.
«Неслучайно разработчики Pokemon Go выпустили новую AR-игру про Гарри Поттера. Также обратите внимание на Лену Темникову из группы «Серебро», которая запустила в Instagram именно игру. Она сложнее «Марио» и взаимодействует с частями тела игрока в селфи-режиме», — рассказал он.
По мнению Гурова, несмотря на то, что первопроходцем в AR был Snapchat, основное развитие этого формата будет происходить в Instagram.
Тематические площадки — спасение от инфошума
Алгоритмы соцсетей и информационный шум приводят к тому, что люди ищут тематические площадки, где качество общения выше, а лишней информации меньше, отмечает коммерческий директор Brand Analytics Василий Черный.
«В роли таких площадок выступают форумы и UGC-площадки, тематические ресурсы и сообщества в социальных сетях. А также площадки, позволяющие формировать персональное медиаполе, – Twitter по хэштегам или Telegram по публичным каналам и чатам. Заметный рост показывает и персональный ньюсфид «Яндекс.Дзен», — пояснил он.
По данным Brand Analytics, самыми цитируемыми платформами в российском интернете в мае 2019 года стали как раз Telegram и «Яндекс.Дзен».
Людям нужны микрогруппы
Преподаватель НИУ ВШЭ и исследователь интернета Полина Колозариди отмечает, что в будущем соцсети ждет дальнейшая фрагментация на микрогруппы для индивидуального, семейного, рабочего и дружеского общения.
«Во многом сейчас все эти функции берут на себя мессенджеры, но они не справляются с передачей опыта совместного присутствия. А это востребовано, судя по успеху всех стриминговых сервисов. Так что, вероятно, стоит ожидать какого-то гибрида WhatsApp и Twitch», — прогнозирует она.
Соцсеть с виртуальной реальностью
Нарушить сложившийся статус-кво в списке главных соцсетей может проект на основе виртуальной реальности, считает Павел Гуров.
«Все ждут большую VR-соцсеть, примерно как в фильме Cтивена Cпилберга «Первому игроку приготовиться» или сериале Netflix Kiss Me First, где VR-игра Azana полностью все поглощает. Такая соцсеть неизбежно появится, как только в массовую продажу выйдет недорогая VR-гарнитура», — рассказал он.
Виртуальные модели на YouTube
Созданные с помощью компьютерной графикой модели, очень похожие на людей, никогда не существовали, но в соцсетях ведут себя как блогеры и получают сотни тысяч лайков, миллионы подписчиков, огромную вовлеченность и рекламные контракты с Gucci, Prada, Adidas и другими крупными игроками.
Павел Гуров считает, что из Instagram, где они в основном обитают, они скоро массово распространятся и на YouTube.
«Виртуальные модели — коммерчески успешный проект, ведь они не спят, не болеют, не требуют зарплаты и не едят. И пока они не захватили YouTube. Когда нейросети научатся не очень затратно быстро и в больших количествах генерировать Кать Клэп, YouTube заполнят виртуальные инфлюенсеры», — прогнозирует он.
Модель Белла Хадид (26 млн подписчиков) и виртуальная модель Lil Miquela (1,6 млн подписчиков) в рекламе Calvin Klein:
Молодежь выбирает свои площадки
Именно подростки проявляют больший интерес к новым соцсетям, пример тому — быстро набравшие популярность TikTok и Like.Video или мессенджер для геймеров Discord, отметил Василий Черный.
По данным Brand Analytics, Discord — самый молодежный ресурс в России, за ним — музыкальный сервис Rhyme, игровое комьюнити Steam, Twitch и Skype. Причем аналитики ожидают, что Discord вытеснит Skype, который попал в топ только из-за сокращения более старшей аудитории.
Лучшие шутки останутся в Twitter
Павел Гуров добавил, что благодаря молодежи в России растет аудитория Twitter, уже почти сравнявшись с российской аудиторией Facebook.
Причем формат микроблогов выбирают модные подростки, которым нравится производить смешной контент, отметил эксперт.
«Twitter — самый верхний интернет, шутки оттуда спускаются в ключевые медиа, Facebook, Instagram и только потом доходят до «ВКонтакте» и «Одноклассников». Если вы хотите узнавать шутки в тот день, когда их пошутили, вам нужно в Twitter. В других соцсетях вы будете потреблять огрызки шуток, которые давным давно всем известны», — рассказал он.
Фильмы внутри соцсетей
«Соцсети не оставят попыток создать собственных медийных производств — это могут быть как СМИ с верифицированными новостями, так и интерактивные сериалы и фильмы, где сюжет будет развиваться под влиянием пользователей», — ожидает Ольга Фролова из «ВКонтакте».
В начале этого лета «ВКонтакте» запустила инструмент наподобие агрегатора СМИ — городские ленты новостей, куда попадают актуальные для региона события и публикации. Работают ленты в Екатеринбурге, Казани и Нижнем Новгороде.
Вездесущие продажи
Не только Марк Цукерберг внедряет в Facebook, Instagram и WhatsApp все новые инструменты электронной коммерции. В социальных сетях есть масса возможностей для рекомендаций релевантных товаров, поэтому в этом направлении ожидается бум, рассказала Фролова.
Павел Гуров добавил, что развивать продажи ведущие соцсети будут с оглядкой на азиатский WeChat.
Анонимные чаты возвращаются
Новым игроком становятся анонимные чаты — Profoundly, Yolo, House Party — построенные вокруг эфемерного контента и тренда на приватность.
«В некотором роде это перерождение соцсети Path, которая была задумана для узкого круга и внутренних коммуникаций, и приложения Secret, которое отгремело в 2014 году, и сейчас его пытаются под другим соусом подать другие игроки. По смыслу это еще и наследие Chatroulette», — пояснил Павел Гуров.
По теме: Эксперты рассказали, как россияне используют социальные сети
Аудитория историй в Instagram достигла 500 млн человек
TikTok впервые раскрыл месячную аудиторию в России
Назван самый популярный пользователь Instagram
Изображение на обложке: Rawpixel / Depositphotos
Единый мессенджер и «социальный индекс»: какими будут соцсети будущего
Об эксперте: Ольга Фролова, директор по экосистемным продуктам «ВКонтакте».
1. Единый мессенджер
По оценкам Hootsuite, в России 70 млн человек используют соцсети и мессенджеры — и на каждого приходится в среднем семь аккаунтов на разных площадках. Часто таким образом люди решают разные задачи: в одном приложении общаются с друзьями, в другом — с родителями, а в третьем — с коллегами. В это время сами платформы развиваются отдельно, каждая по своим правилам.
Соцсетей и мессенджеров становится больше, но у пользователей не прибавляется свободного времени, а на смартфонах не остается свободного места. Поэтому не исключено, что в будущем для соцмедиа введут единые стандарты — и поклонник Telegram сможет легко написать своему приятелю в Viber. Так уже работает электронная почта: мы получаем e-mail независимо от того, каким сервисом пользуемся. Каждый выбирает инструмент по душе, а не исходя из предпочтений друзей и коллег.
Возможно, инициатива примет обязательный характер: еще несколько лет назад в Евросоюзе предлагали ввести закон о едином стандарте обмена сообщениями. Но перед этим владельцам платформ предстоит решить немало вопросов:
Из-за этих и других причин единый мессенджер, скорее всего, не появится в ближайшей перспективе. Намного реалистичнее консолидация платформ, когда большие корпорации, владеющие сразу несколькими продуктами, начнут их объединять. Например, уже сейчас так делает Facebook: компания наладила обмен сообщениями в Instagram c Facebook Messenger, на очереди — WhatsApp. По словам руководства, это поможет упростить общение пользователей. И, вероятно, именно эта интеграция может стать новым стандартом на рынке.
Как это повлияет на его игроков? Возможно, из-за острой конкуренции мессенджеров станет меньше: выживут только самые крупные и сильные. А может, количество платформ останется прежним, но работать они будут на основе единых технических стандартов. Еще один сценарий — развитие нового вида сервисов, супермессенджеров, которые объединят все инструменты на одной площадке. Разработки уже ведутся, пример — приложение Beeper.
2. Еще больше покупок
Онлайн-шопинг стал привычной частью нашей жизни, а сейчас все больше популярности набирает и социальная коммерция. По мнению экспертов, 76% российских онлайн-продавцов используют соцсети — и они приносят почти 40% выручки.
Соцмедиа уже начали развивать инфраструктуру e-commerce и становятся плацдармом для расширения аудитории брендов. Постепенно интеграция электронной торговли с соцсетями станет еще более плотной, и для многих брендов именно соцмедиа окажутся основным каналом продаж. Площадки активно поддерживают продавцов, предлагая удобные инструменты для продажи и продвижения продукта. Сейчас можно пройти весь путь, от размещения до получения отзыва на товар, не выходя из социальной сети. Так компании оказываются максимально близко к своим клиентам. И в итоге бизнесу легче получить целевую аудиторию, а потребителю — нужный ему продукт.
В будущем сообщества брендов в соцсетях смогут легко становиться полноценными интернет-магазинами: чтобы начать работу, не придется создавать целый сайт. Для старта не понадобится сложная разработка и большие бюджеты, что важно для малого бизнеса.
3. Преобладание видеоконтента
Для 68% пользователей лучший способ узнать о новом продукте — короткое видео. Но этот тренд — не только о продажах: изменения коснутся всего контента социальных сетей.
Уже сейчас объем видеоконтента бьет все рекорды, и в будущем он будет доминировать. По прогнозам Cisco, на его долю уже в 2021 году придется 79% всего интернет-трафика. А с ростом популярности смартфонов на первый план выходит удобный для них формат — короткие вертикальные видео. Это доказывает и наш собственный опыт: за полгода работы Клипов «ВКонтакте» короткие видео посмотрели почти 31 млрд раз.
Но чем больше видео, тем серьезнее конкуренция. Клипы снимают и наши друзья, и начинающие блогеры, и популярные звезды. А результат их работы на равных конкурирует за время пользователя. Граница между любительским и профессиональным контентом стирается — во многом благодаря доступности качественных камер. И зритель все чаще попадает в ситуацию, когда может выбирать между ток-шоу известной студии или передачей, снятой студентами на смартфон.
Перемены ждут и сферу авторских прав. Творчество блогеров пока слабо защищается законом, при этом они сами обязаны использовать музыку или фрагменты из фильмов, шоу и сериалов исключительно легально. Вполне вероятно, что в будущем и интернет-пользователи будут защищены от плагиата и другого некорректного заимствования их работ.
4. Безопасность данных
Интернет-компании уделяют все больше внимания безопасности пользовательских данных. Сегодня в каждой социальной сети можно найти раздел, где рассказано, какую информацию собирает платформа и для каких целей она может использоваться (такие есть «ВКонтакте» и в Facebook). Например, чтобы предлагать потенциально интересные посты или видео, рекомендовать новую музыку, показывать релевантную рекламу.
При этом и сами интернет-пользователи начинают лучше понимать, как работают онлайн-сервисы и как хранятся их данные. Исследования говорят, что сегодня почти треть россиян обладает навыками цифровой грамотности. Скорее всего, речь идет об очень базовых знаниях, но в будущем цифровая грамотность должна стать одним из базовых умений каждого человека. Учитывая этот тренд, можно смело предполагать, что в соцсетях будет появляться все больше инструментов, позволяющих самостоятельно управлять своими данными и при желании дополнительно защитить свою конфиденциальность.
Постепенно на рынке формируются общие этические правила. Пока на уровне отдельных компаний и сообществ, но практика точно распространится шире: мы еще увидим появление единого кодекса, который объединит самых разных игроков. Отличный пример показывает сфера искусственного интеллекта. Здесь появляются некоммерческие партнерства крупных компаний, одна из их главных задач — разработка этических рекомендаций для использования информации в ИИ-исследованиях. Примеры есть не только в других странах, но и в России: полтора года назад Mail.ru Group, «Яндекс», «Сбер» и еще несколько компаний создали отечественный альянс для развития искусственного интеллекта.
В мире уже появились первые примеры государственного регулирования и защиты личной информации. Еще три года назад в силу вступил GDPR — регламент Евросоюза по работе с персональными данными. В его основе лежат несколько ключевых принципов: к примеру, данные могут использоваться только для заявленных целей и в минимально необходимых объемах. А еще пользователь может запросить всю информацию о себе, хранящуюся в соцсети, и получить архив данных. Регламент распространяется на все сервисы, у которых есть европейские пользователи.
5. Синергия соцмедиа с поисковиками
Сейчас на первых позициях поисковой выдачи — сайты с лучшей оптимизацией. Чаще всего это крупные порталы, на которые активно ссылаются другие источники. Но иногда контент из соцсетей оказывается более релевантным поисковому запросу. А еще более свежим и актуальным, просто потому, что никакая другая площадка не может обновляться так быстро.
Чтобы пользователи получали лучшие ответы на свои запросы, поисковые гиганты будут использовать условный «социальный индекс». Тогда на первые строчки выдачи смогут попадать популярные публикации из соцмедиа. Загуглив локальное событие, можно будет сразу увидеть релевантные публикации других пользователей, а не только новости СМИ. Но это непростая задача: записи в соцсетях появляются слишком быстро и хуже поддаются разметке.
В то же время поисковым технологиям внутри самих социальных платформ есть куда расти. На площадках так много контента, и он публикуется с такой скоростью, что его трудно систематизировать — и, как следствие, находить. Сейчас посты размечаются разными методами: самими пользователями, с помощью специальных экспертов, модераторов или искусственного интеллекта. Но действительно качественных инструментов для решения этой задачи пока нет. Именно поэтому поисковые гиганты потенциально могут помочь соцмедиа справиться с этой задачей сообща. Кстати, от ее решения зависит и индексация записей в поисковой выдаче — все тесно переплетено.
Соцсети уже делают самостоятельные шаги для улучшения навигации в море контента. Например, разделяют его по блокам — создают ленты рекомендаций или новостей по отдельным темам. Позже каждому посту может быть присвоен свой тип: например, рецепты, новости, бизнес, мероприятия. В результате пользователям будет намного легче найти нужную информацию.