какие современные технологии подходы методики в вашей профессии вы знаете

Современные образовательные технологии и методики, эффективность их применения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные образовательные технологии и методики, эффективность их применения.

С 2004 года работаю над проблемой « Развитие коммуникативных и логических компетенций на уроках русского языка и литературы, украинского языка и литературы». Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

Умение заинтересовать изучением родного языка – дело не простое. Много зависит от того, как поставить вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в процесс изучения темы. Активность учащихся, успех урока зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету? Как выработать у ученика стремление к творчеству? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, разнообразие методов обучения.

Как учитель-предметник стараюсь не «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникших перед ними задач.

На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий:

деятельностные и проблемно-поисковые;

Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими задачами:

Деятельностные и проблемно-поисковые технологии:

осуществление преемственности между начальным и основным звеном;

формирование самостоятельности в овладении знаниями;

формирование ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления, а именно умение анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналогии и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения;

формирование навыков познавательной исследовательской деятельности;

повышение заинтересованности к процессу познания;

формирование умения учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.

формирование навыков самостоятельно конструировать свои знания;

обучение ориентированию в информационном пространстве;

развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему;

формирование готовности учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации;

формирование информационной культуры.

повышение интереса к предмету;

развитие коммуникативных способностей учащихся;

формирование умения использовать на практике полученные знания;

формирование умения учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.

возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;

неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;

повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным.

Использование интерактивных технологий на уроках:

наиболее полно обеспечивает комфортные, бесконфликтные и благоприятные условия развития учащихся,

всесторонне реализует их природный потенциал,

воспитывает личность, способную к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию,

помогает глубже осмыслить актуальные явления общественной, культурной, международной жизни

Для меня, как учителя русского языка и литературы, украинского языка и литературы , важно, чтобы ученики имели глубокие знания, владели способами их получения и могли использовать их на практике . Это достигается путем применения деятельностного, проблемно-поискового способа, информационно-коммуникационного, интерактивного обучения. Мотивация деятельности, проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширения запаса их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.

на уроках соблюдаю требования САНПиНа;

создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата;

при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная, двигательная;

использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности;

стараюсь осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей и способностей;

Особенности методики преподавания

В основе педагогической деятельности опираюсь на закономерности психологических механизмов развития личности.

Использую такие методы и приемы обучения:

– работа в парах и группах;

Особенности урока. Обучение происходит согласно принципам сотрудничества на основе типологии уроков личностно-ориентированного обучения. Как правило, в начале уроке подается учебная проблема, которую необходимо решить. В процессе такой деятельности ученики сами определяют тему урока, учебные цели, способы изучения учебного материала. Распределение ролей для работы в группах и парах способствует формированию у учащихся лидерских качеств, умению не только управлять, но и выполнять поручения, отвечать за себя и за своих одноклассников. Элементы рефлексии (тематической, интеллектуальной и социальной) на заключительных этапах урока помогают ученикам осознавать собственное развитие, отслеживать движение вперед, выявить преблемы. Работа в группах формирует умение доказывать свою точку зрения, представлять результат работы.

Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития учащихся на уроках русского и украинского языков в средних и старших клaccax гимназии даёт положительные результаты. За период работы над проблемой « Развитие коммуникативных и логических компетенций на уроках русского языка и литературы, украинского языка и литературы» я использовала различные приёмы активизации речевой деятельности учащихся. Работая над проблемой, пришла к выводу, что урок, проведенный на разнородном, никак не связанном материале, «рассыпает» для всех учащихся урок, весь изученный на уроке материал, поскольку за это время они не получают цельного представления о том, как использовать этот материал в жизни на примере хотя бы одной речевой, лексической темы, одной речевой ситуации. Учащиеся не получают материала, ценного в коммуникативном отношении. Такой урок не даёт ничего коммуникативноценного детям, не развивает их речь, а, следовательно, не развивает в полной мере и логическое мышление детей, не расширяет их кругозор, не развивает творческие способности. Поэтому на любом уроке я во главу обучения ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо; стараюсь вводить речевой материал, которому подчиняется языковой материал, изучаемый на уроке, т. к. такой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогает ориентироваться не только в речевых, но и жизненных ситуациях. Овладение речью становится «способом познания действительности».
В результате моей работы повысилась активность и осознанность действий школьников, интенсифицировалось их интеллектуальное и речевое развитие. Средний качественный показатель ЗУН учащихся постоянно повышается.

Источник

«Обзор современных образовательных технологий и методов обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обзор современных образовательных технологий и методов обучения

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

— ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

— самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

— грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

— быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

— самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

— в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;

— образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

— они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

— обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

— отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Существует понятие «педагогическая технология» и «образовательная технология»

Термин «образовательная технология», показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте «технологии обучения».

Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии »?

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Анализируя определения «технология» и «педагогическая технология», можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

— отбор и структура содержания (что);

— оптимальная организация учебного процесса (как);

— методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

— учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

— объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками присущими педагогической технологии являются:

— диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

— экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

— корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

— визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

— алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.

В основу объединения технологий в группы положены наиболее существенные признаки – это: уровень применения и философская основа, методологическая основа и ведущий фактор развития личности, научная концепция(механизм) передачи и освоения опыта, ориентация на личностные сферы и структуры индивида, характер содержания и структуры, основной вид социально-педагогической деятельности, тип управления учебно-воспитательным процессом.

Г.К. Селевко определяет педагогические технологии следующим образом:

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические.

По ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, саморазвития, эвристические, прикладные.

По характеру содержания и структуры: обучающие, воспитывающие, светские, религиозные, общеобразовательные, профессионально-ориентированные, гуманитарные, технократические.

Педагогическая технология – это направление педагогической науки, проектирующие педагогические процессы, которые гарантируют наиболее эффективные достижения учащимися запланированных результатов обучения (Герман Константинович. Селевко)

Классификация педагогических технологий:

По ориентации на личностные структуры: общепедагогические, частнопредметные, локальные и узкометодические.

По типу управления познавательной деятельностью: информационные, операционные, саморазвитие.

По организационным формам: классно-урочные, индивидуальные, групповые, дифференцированного обучения.

По подходу к ребёнку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающие, игровые, проблемно-поисковые, творческие.

По категории обучающихся: компенсирующие, технологии работы с трудными детьми, с одарёнными детьми.

Педагогическая наука объединяет образовательные технологии и таким образом:

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения):

Технология разноуровневого обучения,

Технология модульного обучения.

В их основу положены дидактические принципы Я.А. Коменского, уровневая дифференциация, системно-деятельностный подход, индивидуализация обучения.

Технологии развивающего обучения:

Технология проблемного обучения А. Осборн;

Технология проблемно-модульного обучения М.А. Чошанов;

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Технология развития критического мышления учащихся Д. Халперн, Ч. Темпл,
Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий)

Личностно ориентированные технологии обучения: (авторские системы) А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

В современной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

— технологии развития критического мышления

— технологии развивающего обучения

— технологии проблемного обучения

— технологии обучения в сотрудничестве

— технологии уровневой дифференциации

— кейс-технологии и ряд других.

— Технология п роблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации школьников, особенно при изучении нового материала. Постоянная постановка перед учениками проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что школьник не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Поэтому верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

— Проектные технологии (методы) обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (такие как выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.

— Игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес, который вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложный материал.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Деловая игра. Используется для решения комплексных задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

1. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

2. Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.

3. Исполнение ролей. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

4. «Деловой театр». Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

5. Психодрама и социограмма. Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу.

— Технологии уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. И применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным.

— Информационно-коммуникационные технологии. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Применение данной технологии способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

— Технология критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

— Кейс-технологии (или метод анализа конкретной ситуации), в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяют учащемуся применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания.

Кейс-технология объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров.

Здоровьеформирующие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии это – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов

Составляющие педагогической технологии:

— дидактические процессы (предписания способов деятельности: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА);

— организационные формы обучения (условия, в которых эта деятельность должна воплощаться);

— средства осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка педагога к занятиям и наличие соответствующих ТСО).

Методом обучения называют способ организации познавательной деятельности обучающихся.

Основные группы методов.

Из них следует выделить три основные группы методов обучения :

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником. В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу. Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения. Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут быть представлены в виде:

упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);

лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;

дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений. Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);

Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов). Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека.

Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.

Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения. Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

самостоятельной исследовательской деятельностью;

компоновкой полученной информации.

Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.

Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы. Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы. В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу. Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его. Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов: словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

3. По основным компонентам деятельности учителя – система, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося (система методов проблемно-развивающего обучения – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Перечень современных образовательных технологий

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

Технология уровневой дифференциации обучения.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков

Технология программного обучения

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

Частнопредметные педагогические технологии.

Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

Технология саморазвития (М.Монтессори)

Технология развивающего обучения

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Педагогические технологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде)

Модель «Русская школа»

Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *