какие специалисты доу осуществляют повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил
Производственный контроль в дошкольных организациях
Производственный, или внутренний контроль направлен на предупреждение нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и норматив, обеспечение благоприятных условий воспитания детей в учреждениях, профилактику возникновения среди них различных заболеваний и, как следствие, на сохранение и укрепление здоровье детей.
Производственный контроль в дошкольных учреждениях различных видов организуется обязательно. Это регламентируется Федеральным законом №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (ст.32).
Порядок организации производственного контроля определяется СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями и дополнениями).
В обязанности юридического лица и предпринимателей, осуществляющих деятельность по воспитанию и/или обучению детей в дошкольных группах, входит следующее:
— выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственных санитарно-эпидемиологический надзор;
— обеспечение выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения;
— обеспечивает необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
— осуществление производственного контроля, в том числе при проведении лабораторных исследований и испытаний;
— разработка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского коллектива.
Организацию проведения производственного контроля осуществляет ответственный работник дошкольного учреждения, назначенный приказом руководителя дошкольной образовательной организации.
Ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несет руководитель дошкольной образовательной организации.
При составлении программы производственного контроля первоначально определяется перечень объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю в соответствии с требованиями санитарных правил. В зависимости от вида и направления деятельности каждой организации перечень таких объектов будет различный.
Назовем основные объекты дошкольных организаций, в отношении которых необходимо осуществлять производственный контроль:
Программа производственного контроля составляется в произвольной форме. Но наиболее удобно ее сделать в виде таблицы, где предусматриваются следующие графы: объекты контроля, контролируемые параметры (показатели), точки контроля (контрольные критические точки), периодичность контроля, методы или методика контроля, ответственные лица (органы контроля).
В соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 программа в дошкольной организации также должна содержать следующие данные:
1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний);
4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
5. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
6. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
7. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
8. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
Основными направлениями визуального производственного контроля являются:
1. контроль наличия и правильности оформления документов (личные медицинские книжки сотрудников, документы, подтверждающие качество и безопасность сырь, продуктов, технологические карты по приготовлению блюд, журналы бракеража поступающих пищевых продуктов и продовольственного сырья, готовой кулинарной продукции, журнал здоровья, журнал проведения витаминизации блюд, журнал учета температурного режима холодильного оборудования, договоры, необходимые при осуществлении вида деятельности, нормативно-методическая документация, а также учетно-отчетная документация по вопросам производственного контроля и т.д.),
2. контроль санитарного состояния объектов производственного контроля,
3. контроль эксплуатации технологического, холодильного, бактерицидного и другого оборудования,
4. контроль соблюдения санитарно-противоэпидемических, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий,
5. контроль соответствия видов и наименований поступившей продукции (товара) маркировке, указной на упаковке и в товаросопроводительном документе,
6. контроль качества поступивших на пищеблок пищевых продуктов, продовольственного сырья (отсутствие признаков порчи, бомбажа, целостность упаковки),
7. контроль условий хранения пищевых продуктов, продовольственного сырья,
8. контроль на этапе технологического процесса приготовления пищи,
9. контроль качества готовой пищи,
10. контроль состояния здоровья детей,
11. контроль соблюдения персоналом правил личной гигиены.
Для лабораторно-инструментального производственного контроля факторов окружающей среды в дошкольных организациях необходимо предусмотреть проведение различных видов исследований, в том числе замеры микроклимата, мебели, уровня искусственной освещенности, напряженности электромагнитных полей и уровня шума, исследования качества и безопасности питьевой воды, готовой пищи, воды в бассейне и т.д.
Номенклатуру, объем и периодичность лабораторных исследований определяют с учетом санитарно-технического состояния объекта.
При наличии плавательного бассейна в дошкольных организациях лабораторно-инструментальные исследования помещений проводят в соответствии с СанПиН 2.1.1.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».
Производственный инструментальный контроль в помещениях для занятий детей с использованием компьютерной техники осуществляют согласно СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» (с изменениями и дополнениями).
При использовании в помещениях бактерицидных установок порядок и периодичность контроля их эксплуатации определяют в соответствии с рекомендациями Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».
При выявлении нарушений санитарных правил на объектах производственного контроля юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны принять соответствующие меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их возникновения впредь.
При возникновении аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, им надлежит своевременно информировать органы санитарно-эпидемиологического надзора о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны предоставлять информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Версия для печати | Версия для MS Word | Санитарный надзор |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2021 г. Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10 Какие специалисты доу осуществляют повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правилот 15 мая 2013 года N 26 (с изменениями на 27 октября 2020 года) Документ с изменениями, внесенными: постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 28 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.08.2015, N 0001201508050022) (распространяется на правоотношения, возникшие c 9 мая 2014 года (со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N АКПИ14-281)); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2020, N 0001202011120001) (вступило в силу с 1 января 2021 года). В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.1) ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21; 2007, N 1 (ч.1), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; 25.07.2011, N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; 12.12.2011, N 50, ст.7359; 11.06.2012, N 24, ст.3069; 25.06.2012, N 26, ст.3446), Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 N 211 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 25.03.2013, N 12, ст.1245) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953) 1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (приложение). 2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: в Министерстве юстиции регистрационный N 28564 ПриложениеСанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (с изменениями на 27 октября 2020 года) I. Общие положения и область применения1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: — условиям размещения дошкольных образовательных организаций, — оборудованию и содержанию территории, — помещениям, их оборудованию и содержанию, — естественному и искусственному освещению помещений, — отоплению и вентиляции, — водоснабжению и канализации, — приему детей в дошкольные образовательные организации, — организации режима дня, — организации физического воспитания, — личной гигиене персонала. Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. 1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. Санитарные правила не распространяются на дошкольные группы, размещенные в жилых помещениях жилищного фонда. 1.5. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. 1.6. Функционирование дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности. 1.8. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. 1.10. Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. 1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать: 1.12. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности: — не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом; — не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; — не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития. II. Требования к размещению дошкольных образовательных организаций2.1. Здания дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок. 2.2. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита территорий дошкольных образовательных организаций. III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий. Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. Роспотребнадзор (стенд)Роспотребнадзор (стенд) |