какие способности учителя физической культуры заключаются в умении реконструировать
Знания и умения учителя физической культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Знания и умения учителя физической культуры.
Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные), двигательные.
Конструктивные умения помогают учителю конструировать, планировать деятельность. К ним относятся умение отбирать, и строить композиционно учебный материал (например, составлять комплекс упражнения для развития у учащихся тех или иных качеств); умение осуществлять перспективное и текущее планирование; умение планировать приобретение и ремонт инвентаря и оборудования; умения корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией учителем намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, но сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу класса. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счет организаторских способностей и умений хорошо провести урок.
Учитель должен уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность учащихся. У разных учителей это получается неодинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовывать свое рабочее время, правильно выбирают свое местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.
Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами по работе, с родителями, шефами. Их можно разделить на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (умение передачи знаний учащимся) и ораторские умения.
Собственно коммуникативные умения выражаются в умении учителя вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. От этих умений во многом зависят организаторские возможности учителя, в частности, в установлении в классе или спортивной секции нормального психологического климата, в сплочении класса, в привлечении школьников к занятиям физической культурой в спортивных секциях.
Дидактические умения связаны с умением учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учащихся учебный материал. Учителям физической культуры это удается не всегда. У молодых учителей наиболее часто встречаются следующие затруднения в передаче знаний и умений учащимся:
учитель не знает, что нужно рассказать учащимся о физическом упражнении;
учитель знает, что нужно рассказать о физическом упражнении, но не умеет это передать;
учитель затрудняется объяснить учащемуся как нужно исправить ошибку.
Недостатком показа упражнений у студентов практикантов является то, что они указывают только, какими способами надо выполнять тот или иной технический прием, но не рассказывают, в каких случаях ими надо пользоваться, с какой целью, а исправляя ошибки, используют только показ, не давая пояснений.
Все это свидетельствует о том, что молодые учителя могут неплохо знать, чему учить школьников, но затрудняются применить эти знания в практической работе из-за слабой сформированности дидактических умений.
К дидактическим умениям относятся также умения управлять вниманием класса, умение прогнозировать (то, что не очень удачно называют педагогическим воображением) последствие своих педагогических воздействий на учеников, способности учеников и потенциал их развития.
К этим умениям можно отнести умение учителя пробудить интерес к своему предмету, передать учащимся свою увлеченность им, переплавить пассивный интерес к физкультурно-спортивной деятельности в двигательную и познавательную активность, в стремление самому заниматься физической культурой. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении учителя общаться со школьниками.
Ораторские умения необходимы учителю физической культуры для осуществления прежде всего образовательно-просветительских функций. Для этого учитель должен обладать большой эрудицией и культурой речи.
Молодым учителям это не всегда удается. Часто они затрудняются проанализировать и оценить выполняемое школьником упражнение. Во многом это связано с тем. что выполнение упражнения занимает несколько секунд и учитель не успевает переключить внимание с одного элемента на другой, быстро проанализировать наблюдаемый фрагмент упражнения. У учителя отсутствует еще видение упражнения, помогающее быстро и точно оценить качество его выполнения учеником.
Гностические умения включают в себя умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, умения проводить элементарные исследования и анализировать их результаты, для того чтобы внести коррективы в методику физического развития учащихся.
Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ упражнения во многом определяет эффективность обучения школьников. Кроме того, к двигательным умениям учителя физической культуры относятся навыки страховки учащихся при выполнении ими упражнений. К двигательным умениям относятся многие прикладные навыки учителя физической культуры, проявляемые им при починке спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах.
Каждое из умений обеспечивает выполнение учителем физической культуры сразу нескольких функций.
Какие способности учителя физической культуры заключаются в умении реконструировать
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Условия психической напряженности:
Условия физической нагрузки:
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры.
Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально-значимых качеств личности:
Важнейшими профессиональными качествами являются:
Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
Профессиограмма учителя физической культуры включает в себя пять блоков.
I. Психолого-педагогические умения.
II. Профессионально-личностные качества.
III. Частно-методические умения.
IV. Коммуникативно-организаторские умения.
V. Исследовательские умения.
Умения учителя физической культуры
делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.
Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность. К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников.
Гностические умения связаны с познанием учителем отдельных учеников и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.
Двигательные умения отражают умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в турпоходах и т.д..
8. Педагогические способности и их формирование в педагогическом вузе.
Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;
3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния. Способность к сопониманию, сочувствию и содействию называют эмпатией;
4) речевые способности — это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
6) авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
7) коммуникативные способности — это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;
9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.
Как и все другие, педагогические способности могут компенсировать друг друга. Т.е. недостаточное развитие какой-либо способности приводит к тому, что больше развивается другая способность.
Особенности деятельности учителя физической культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности деятельности учителя физической культуры.
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Условия психической напряженности :
шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.
Условия физической нагрузки:
необходимость показывать физические упражнения;
осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.
Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры.
Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально-значимых качеств личности:
Положительное отношение к педагогической деятельности;
Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.
Важнейшими профессиональными качествами являются:
владение предметом преподавания и методикой,
широкий культурный кругозор,
владение образовательными технологиями,
знание ученического коллектива
организаторские умения и навыки,
ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
ораторское искусство и т.д.
Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже;
перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;
аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением.
Профессиограмма учителя физической культуры включает в себя пять блоков.
I. Психолого-педагогические умения.
Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.
Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Анализировать передовой педагогический опыт.
Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).
Организовать себя, управлять своим состоянием.
II. Профессионально-личностные качества.
Потребность в самопознании.
Самостоятельность и самокритичность.
Трудолюбие и прилежание.
Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.
Культура поведения и общения.
III. Частно-методические умения.
Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.
Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств
Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.
IV. Коммуникативно-организаторские умения.
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.
Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.
V. Исследовательские умения.
Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.
Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
Умения учителя физической культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Умения учителя физической культуры
Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.
Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность. К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников.
Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими — это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.
Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.
Двигательные умения отражают прежде всего умение учителя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу: обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д.