какие способы использует эстетизация образовательной среды
1.3.5. Эстетизация образовательной среды
Воспитательная роль школьного интерьера несомненна. Об этом в последние два десятилетия написано немало статей и архитекторов-проектировщиков, и исследователей по психологии восприятия цвета.
— использование цвета в соответствии с возрастными или национальными предпочтениями может оказывать на учащихся тонизирующий эффект;
— характер колерной покраски стен (цвет, текстура, фактура) оказывают серьезное влияние на интеллектуальную работоспособность учащихся, на концентрацию внимания;
— среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление (учебные кабинеты);
— успех обучения во многом зависит от наличия «поля зрительного интереса» в интерьере учебного кабинета.
Известно, что любая среда, в том числе и общеобразовательная, как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Вряд ли найдется тот, кто бросит бумажку или окурок на беломраморные ступени лестниц любого петербургского дворца. А на серые бетонные ступени лестниц, напоминающие казематы?
Психолого-педагогические возможности архитектуры чаще всего не принимаются во внимание, хотя они более значительны, чем кажется на первый взгляд. Двухлетние исследования в двух различных подземных школах США показали, что те же преподаватели с теми же учебниками и программами в традиционных школах (с естественным освещением) добивались худших результатов усвоения материала, особенно по естественным дисциплинам, требующим большой абстракции.
Основными группами помещений любого учебного заведения являются учебные кабинеты, лаборатории,
кие, студии и рекреационные помещения, совмещающие функции отдыха и коммуникаций.
Учебные помещения должны отвечать комплекту требований — педагогическим, гигиеническим, психологическим, функциональным. Архитектурное решение этой группы помещений должно обеспечивать пространственную организацию различных форм и методов обучения — коллективных, групповых, индивидуальных, что предполагает некоторую универсальность их габаритов. Интерьер каждого учебного помещения должен иметь свое «лицо» и отвечать требованиям эргономики (световой и цветовой климат, естественная освещенность, ориентация по частям света, температурный режим, условия естественной или принудительной вентиляции). Использование цвета в соответствии с возрастными или национальными предпочтениями может оказывать тонизирующий эффект. Существует даже понятие «цветовой душ». В зависимости от принятой цветовой среды усвоение учебных программ может быть различным. Доказано, что желтый и оранжевый цвета способствуют улучшению умственной деятельности; желтый цвет более, чем синий, способствует концентрации внимания.
Учебный процесс характеризуется интенсивными интеллектуальными нагрузками. Перегруженность информацией, точная зрительная работа при фиксированной линии зрения при различных требованиях к цветоразличению, высокая психофизическая нагрузка вызывает значительную утомляемость учащихся. Во многом это зависит от архитектурного решения пространств учебных помещений и рекреаций.
Для соблюдения правила интервалов в восприятии информации (время насыщения информацией и кратковременного отдыха) необходимы:
— создание цветового поля зрительного отдыха (пространственный фон, более интенсивная окраска стены, противоположной доске);
— изменение окружающей среды в течение дня, повышающее тонус коры головного мозга.
Среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление.
ной технологией индустриальных методов строительства. Цвет как компонент среды влияет на работоспособность человека.
Красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Лабораторными исследованиями установлено, что он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления, ускоряет ритм дыхания, усиливает потоотделение. Поэтому в школьных зданиях этот цвет может найти место разве что в лестничных клетках.
Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благополучия, но возбуждает и быстро утомляет, хотя и стимулирует умственную работу. Если все стены в небольшой комнате окрасить в оранжевый (или желтый) цвет, то долгое пребывание в ней человека вызовет у него головокружение и тошноту. Поэтому в чистом виде оранжевый цвет может использоваться в местах краткосрочного пребывания детей — на лестничной клетке, в рекреации, в столовой, в буфете. Дети младшего школьного возраста любят этот цвет, поэтому если оранжевый цвет используется в классной комнате, он должен быть неинтенсивным, «разбавленным» (пастельным).
Зеленый и голубой цвета — любимые старшеклассниками. Они вызывают чувство свежести, снимают возбуждение и усталость, успокаивают. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады, снижает кровяное давление.
Фиолетовый цвет — аморфный, безжизненный. Он вызывает печаль и пассивность.
Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Это «тяжелые» цвета.
Белый и светло-серый цвета при их изобилии в интерьере производят впечатление холода, пустоты.
Эта информация весьма полезна учителю, так как в наши дни ремонт классных комнат по всей стране ведется «своими силами», на средства, собранные родителями учащихся и нередки серьезные ошибки в цветовом решении интерьера.
Цветовая окраска стен и мебели должна быть тесно связана со степенью их естественной и искусственной освещенности. В помещениях, ориентированных на север, стены следует окрашивать в «теплые»тона (желтый, бежевый, коричневый, салатовый). Они успешно компенсируют недостаток света. Наоборот, в светлых, солнечных комнатах, обращенных окнами на юг, можно применить насыщенные цвета — светло-голубой, светло-зеленый, компенсирующие (съедающие) избыток света, утомительного для глаз.
Эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным последствиям — накоплению статического52
электричества и пыли, а пестрота расцвечивания откровенно г„.„-дражает, утомляет. Кроме того, пластик (особенно светлых тонов) дает яркие блики света, сильно мешающие зрительному восприя-i тию информации. I Эстетично оформленная образовательная среда создает позитив4 ный психологический настрой (установку) поведения человека, пред*| располагая его действия соответственно функциям социального прс цесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с боле_ высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем’! проявлений вандализма.
эстетизация образовательной среды
Воспитательная роль школьного интерьера несомненна. Об этом в последние два десятилетия написано немало статей и архитекторов-проектировщиков, и исследователей по психологии восприятия цвета/Существуют никем неотмененный нормативный документ, определяющий санитарно-гигиенические и эстетические условия образовательной среды.
—- характер колерной покраски стен (цвет, текстура, фактура) оказывает серьезное влияние на интеллектуальную работоспособность учащихся, на концентрацию внимания; среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление (учебные кабинеты); успех обучения во многом зависит от наличия «поля зрительного интереса» в интерьере учебного кабинета.
Известно, что любая среда, в том числе и общеобразовательная, как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Вряд ли найдется тот, кто бросит бумажку или окурок на беломраморные ступени лестниц любого петербургского дворца. А на седые бетонные ступени лестниц, напоминающие казематы?
Психолого-педагогические возможности архитектуры чаще всего не принимаются во внимание, хотя они более значительны, чем кажется на первый взгляд. Двухлетние исследования в двух различных подземных школах США показали, что те же преподаватели с теми же учебниками и программами в традиционных школах (с естественным освещением) добивались худших результатов усвоения материала, особенно по естественным дисциплинам, требующим большой абстракции.
Основными группами помещений любого учебного заведения являются учебные кабинеты, лаборатории, лекционные залы, мастерские, студии и рекреационные помещения, совмещающие функции отдыха и коммуникаций.
Учебный процесс характеризуется интенсивными интеллектуальными нагрузками. Перегруженность информацией, точная зрительная работа при фиксированной линии зрения при различных требованиях к цветоразличению, высокая психофизическая нагрузка вызывает значительную утомляемость учащихся. Во многом это зависит от архитектурного решения пространств учебных помещений и рекреаций.
Для соблюдения правила интервалов в восприятии информации (время насыщения информацией и кратковременного отдыха) необходимы: создание цветового поля зрительного отдыха (пространственный фон, более интенсивная окраска стены, противоположной доске); изменение окружающей среды в течение дня, повышающее тонус коры головного мозга.
Среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление.
Красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Лабораторными исследованиями установлено, что он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления, ускоряет ритм дыхания, усиливает потоотделение. Поэтому в школьных зданиях этот цвет может найти место разве что на лестничных клетках.
Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благополучия, но возбуждает и быстро утомляет, хотя и стимулирует умственную работу. Если все стены в небольшой комнате окрасить в оранжевый (или желтый) цвет, то долгое пребывание в ней человека вызовет у него головокружение и тошноту. Поэтому в чистом виде оранжевый цвет может использоваться в местах краткосрочного пребывания детей — на лестничной клетке, в рекреации, столовой, буфете. Дети младшего школьного возраста любят этот цвет, поэтому если оранжевый цвет используется в классной комнате, он должен быть неинтенсивным, «разбавленным» (пастельным).
Зеленый и голубой цвета — любимые старшеклассниками. Они вызывают чувство свежести, снимают возбуждение и усталость, успокаивают. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады, снижает кровяное давление.
Фиолетовый цвет — аморфный, безжизненный. Он вызывает печаль и пассивность.
Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Это «тяжелые» цвета.
Белый и светло-серый цвета при их изобилии в интерьере производят впечатление холода, пустоты.
Эта информация весьма полезна учителю, так как в наши дни ремонт классных комнат по всей стране ведется «своими силами», на средства, собранные родителями учащихся, и нередки серьезные ошибки в цветовом решении интерьера.
Эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным последствиям — накоплению статического электричества и пыли, а пестрота расцвечивания откровенно раздражает, утомляет. Кроме того, пластик (особенно светлых тонов) дает яркие блики света, сильно мешающие зрительному восприятий информации.
Эстетично оформленная образовательная среда создает позитивный психологический настрой (установку) поведения человека, предрасполагая его действия соответственно функциям социального процесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с более высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем проявлении вандализма.
Эстетизация образовательной среды
Воспитательная роль школьного интерьера несомненна. Об этом в последние два десятилетия написано немало статей и архитекторов-проектировщиков, и исследователей по психологии восприятия цвета. Существуют никем не отмененный нормативный документ, определяющий санитарно-гигиенические и эстетические условия образовательной среды. Наконец Ростовская область может гордиться тем, что областной институт усовершенствования учителей первым (и пока единственным) в России выпустил в свет еще в 1990 г. методические рекомендации для директоров школ «Школьный интерьер». Доказано, что:
— использование цвета в соответствии с возрастными или национальными предпочтениями может оказывать на учащихся тонизирующий эффект;
— характер колерной покраски стен (цвет, текстура, фактура) оказывают серьезное влияние на интеллектуальную работоспособность учащихся, на концентрацию внимания;
— среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление (учебные кабинеты);
— успех обучения во многом зависит от наличия «поля зрительного интереса» в интерьере учебного кабинета.
Известно, что любая среда, в том числе и образовательная, как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Вряд ли найдется тот, кто бросит бумажку или окурок на беломраморные ступени лестниц любого петербургского дворца. А на серые бетонные ступени лестниц, напоминающих о казематах.
Процесс образования предъявляет особые требования к архитектурной организации пространства. Ведущим началом здесь является функциональная организация учебного процесса и ее выражение в объемном решении.
Основными группами помещений любого учебного заведения являются учебные кабинеты, лаборатории, лекционные залы, мастерские, студии и рекреационные помещения, совмещающие функции отдыха и коммуникаций.
Существует понятие «цветовой душ». В зависимости от принятой цветовой среды усвоение учебных программ может быть различным. Доказано, что желтый и оранжевый цвета улучшают умственную деятельность; желтый цвет, более чем синий, способствует концентрации внимания.
Учебный процесс характеризуется интенсивными интеллектуальными нагрузками. Перегруженность информацией, точная зрительная работа при различных требованиях к цветоразличению, высокая психофизическая нагрузка вызывают значительную утомляемость учащихся. Во многом это зависит от архитектурного решения пространства учебных помещений и рекреаций. Так, освещение в пределах яркостных контрастов с отсутствием слепи-мости, цветовое решение с учетом оптимального различения объекта внимания и плоскостного фона (тетрадь-стол, доска-стена), создание условий для сосредоточенности, концентрации внимания (создание цветом «поля зрительного интереса») способствует меньшей утомляемости школьников.
Для соблюдения правила интервалов в восприятии информации (время насыщения информацией и кратковременного отдыха) необходимы:
— создание цветового поля зрительного отдыха (пространственный фон, более интенсивная окраска стены, противоположной доске);
— изменение окружающей среды в течение дня, повышающее тонус коры головного мозга.
Уже отмечалось, что среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, которая вызвала утомление. Противопоставление может быть достигнуто по форме и величине пространств, по цвету и характеру освещения, фактуре и текстуре поверхностей стен, и др.
Красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Лабораторными исследованиями установлено, что он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления, ускоряет ритм дыхания, усиливает потоотделение. Поэтому в школьных зданиях этот цвет может найти место разве что на лестничных клетках.
Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, притупляют эмоции. Это «тяжелые» цвета.
Белый и светло-серый цвета при их изобилии в интерьере производят впечатление холода, пустоты.
Эта информация весьма полезна учителю, так как в наши дни ремонт классных комнат по всей стране ведется «своими силами», на средства, собранные родителями учащихся, и нередки серьезные ошибки в цветовом решении интерьера.
Эстетично оформленная образовательная среда создает позитивный психологический настрой (установку) поведения человека, предрасполагая его к действиям соответственно функциям социального процесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с более высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем проявлений вандализма.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭСТЕТИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА
Поколение студенческой молодежи третьего тысячелетия обладает принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. Эта группа населения, отличающаяся наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3].
Для сохранения стабильности и дальнейшего развития общества, необходимо формирование такой личности, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства личности, определяемые современной реальностью.
Именно ВУЗы как институты социализации могут обеспечить подготовку профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом. Для реализации цели подготовки социально значимой личности содержание образования, формы и методы работы в ВУЗе должны иметь социализирующее начало, быть социально обусловленными.
Под вузовской социализацией мы понимаем процесс освоения студентом различных социальных ролей (в частности, профессионала, общественника, семьянина) в ходе его адаптации и интеграции в вузовское сообщество посредством саморазвития и самореализации.
Социализация студенческой молодежи в процессе обучения в ВУЗе включает не только усвоение знаний и умений, но приобретение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической и профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации. Существует огромное количество условий, влияющих на социализацию студентов в период обучения в ВУЗе, среди которых особая роль отводится среде.
По словам многих представителей средового подхода, способ видения мира во многом зависит от окружающего его культурного пространства. Рассмотрение человека в единстве со средой позволяет по-новому увидеть психические процессы и организацию обмена информацией между человеком и средой. С точки зрения сторонников средового подхода человек живет не в фиксированной среде, адаптируясь к ней, а изменяет ее. Изменяя свой мир, человек изменяется и сам [1, с.19].
Надо стремиться к тому, чтобы среда, начиная от интерьера помещения, мебели, инструментов и т.п., была бы максимально удобной, соответствовала эстетическим требованиям и способствовала бы формированию всесторонне развитой личности профессионала.
Предметно-пространственная среда как условие формирования, развития и самореализации личности стоит в центре внимания таких ученых как Н.М. Боротко, Т.К. Клименко, Л.Н. Куликовой, Л.Н. Новиковой, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щурковой и др. Однако, потенциал предметно-пространственной среды университета, обычно, не дооценивается.
Организация предметно-пространственной среды должна строиться на определенных принципах, которые полно обоснованы в работах Г.А.Ковалев и Ю.Г.Панюкова.
На основе принципов, можно выделить позиции, опираясь на которые можно организовать предметно-пространственную среду положительно влияющие на развитие личности студента и которая будет соответствовать его индивидуально-психологическому складу:
С целью подтверждения того, что предметно-пространственная среда влияет на социализацию студентов, было проведено анкетирование. Данное исследование проводилось на базе Амурского государственного университета. Выборка составила 60 человек. Участвовали в анкетировании студенты третьего курса факультетов разной направленности: творческой, социальной и технической. После анализа полученных результатов было видно, что студенты, независимо от факультета, отметили существенную роль предметно-пространственной среды университета в их социализации.
Студенты оценили влияние предметно-пространственной среды на их жизнедеятельность в университете. Для этого они определили воздействие предметно-пространственной среды на эмоциональное состояние. После анализа результатов было выявлено, что данная среда оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние, так ответили 43,3 % опрашиваемых. Данный факт отрицают 18,3 % студентов.
Полученные ответы подтвердили предположение о том, что предметно-пространственная среда университета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на успеваемость студентов, а также показывают, что в университете существуют места, в которых студенты чувствуют себя некомфортно. Из чего следует, что влияние данной среды в основном определяется как отрицательное.
Далее было необходимо выяснить наличие «любимых» и «нелюбимых» мест, как в помещениях ВУЗа, так и на прилегающей к нему территории. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что студенты выделяют больше «нелюбимых» мест, чем «любимых». При этом отдавая предпочтения зонам отдыха, а не помещениям, созданным для образовательного процесса.
При выборе «любимых» и «нелюбимых» мест, студенты обращали внимание на разную содержательную сторону предметно-пространственной среды в зависимости от направленности факультета, на котором они обучаются. Для студентов творческой направленности, главным является эстетическая наполненность предметно-пространственной среды, то какой выбран стиль интерьера, как подобрана мебель, имеются ли картины, как выглядит каждый компонент в окружающем пространстве. Для студентов социальной направленности, главным остается смысловая наполненность предметно-пространственной среды. Это выражается в возможности самореализации каждого студента в той деятельности, которая для него наиболее значима. Студенты с технической направленностью отдают предпочтение функциональному наполнению. Для них наиболее важным является оснащенность университета современным оборудованием, и возможность использования его для повышения своей профессиональной подготовки.
Как правило, предметно-пространственная среда в университете создается стихийно и не способствует в полной мере удовлетворению потребностей в самореализации участников образовательного процесса.
Эстетическая предметно-пространственная среда является одновременно проявлением и материально-технической деятельности, и художественного творчества, воплощающих большое эстетическое содержание и играющих важную воспитательную роль в социальных процессах труда, быта и отдыха.
Привлечение студентов к эстетизации предметно-пространственной среды требует разработки комплекса мероприятий. Вовлеченность студентов в совместную с преподавателями и сотрудниками университета деятельность по эстетизации пространственной среды университета приведет к положительным результатам. У студентов сформируется четкое представление о понятии «эстетизация», возрастет понимание значимости эстетической среды. Студенты будут активно и творчески не только работать, учиться, но и формировать окружающий мир по законам красоты.
Поэтому можно сделать вывод о том, что для того, чтобы предметно-пространственная среда оказывала положительное влияние, формировала активную, деятельную и творчески целеустремленную личность, нужно привлекать студентов и организовывать предметно-пространственную среду посредством ее эстетизации.
Эстетизация «образовательной среды» учреждений дополнительного образования. Возможности средового подхода в воспитании
Показать возможности среды, технологии ее использования в эстетическом воспитании (в том числе в учреждениях дополнительного образования) – задача данной статьи. Средовой подход в воспитании инновационен не только особой терминосистемой, но технологией управления процессом становления личности: от постановки цели на уровне ребенка до управленческих действий взрослого.
Е.В. Тюттерина,
учитель ИЗО,
Частная школа «Знак»,
Москва
В настоящее время в нашей стране и за рубежом активно ведутся исследования в области эстетики как с философской точки зрения, так и с культурологической, нейробиологической и т.д. Частыми стали конференции, дискуссионные площадки, на которых обсуждаются проблемы влияния дизайна и архитектурных решений на окружающую среду, пространство школ, вузов, учреждений дополнительного образования, на обучение и развитие ребенка, проблемы эстетического восприятия обществом смелых подходов проектировщиков.
Проблема состоит в том, что, с одной стороны, эстетическое способно оказывать сильное воздействие на становление личности, когда по словам С.Л. Рубинштейна «прекрасное как завершенное в себе, совершенное явление, увековеченное в своем настоящем чувственном бытии есть первый пласт души человека» [2]. С другой стороны, в педагогике, как науке и искусстве управления формированием и развитием личности, исследований в области эстетики не так много. Часть из них традиционно посвящено эстетическому воспитанию в целом, часть – отдельным категориям эстетики: проблемам формирования вкуса, отношения, эстетическому как ценности. Однако, отвечая на вопрос «как», мы не находим должного ответа из-за отсутствия системного подхода в эстетическом воспитании, необходимого управленческого взгляда на решение задач становления эстетической личности.
У педагогики как инструментальной дисциплины есть множество средств для достижения цели. Показать возможности среды, технологии ее использования в эстетическом воспитании (в том числе в учреждениях дополнительного образования) – задача данной статьи.
На рубеже 90-х – 2000-х годов в научных работах нередко используются понятия «образовательная среда», «информационная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда». Что мы имеем в виду, когда употребляем выражение «образовательная среда»? Любое понятие образовано путем исследования и выделения сущностных сторон чего-либо и выполняет различные функции. Оно «отражает нечто действительно существующее, поэтому является средством мысленного воспроизведения объекта» [1].
В сетевом пространстве можно встретить множество определений образовательной среды. Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание влияний, которые могут быть системными, и созданных педагогических условий и обстоятельств. Это и возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и предметно-пространственном окружении. Это и системно образованное пространство, в широком смысле как социокультурное. Отождествление среды с пространством вносит еще большую путаницу в такое непростое понятие, как «образовательная среда», так как само понятие «пространство» в образовательном контексте не получило точного определения. Это может быть все, что угодно: воспитательные системы, образовательные услуги, комплексы, детские учреждения, образовательные практики.
Педагогика как наука и искусство управления процессом развития и формирования личности является управленческой дисциплиной. А это означает, что педагоги с управленческих позиций смотрят на образовательную среду. Положение о том, что среда влияет на развитие ребенка, для управленца означает возможность ее использования. Иными словами, среда перестает быть лишь только условием, она становится средством.
С управленческих позиций смотрят на среду приверженцы средового подхода в воспитании. И нам видится подобный взгляд перспективным. Само понятие эстетизации предполагает придание чему-либо красивой внешней формы. Эстетизация среды, а по версии А.А. Беляева, эстетическая организация среды, – «система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение» [3]. Для педагогики это изменение среды субъектом управления для конкретных целей эстетического воспитания.
Инновационность средового подхода в воспитании профессора Ю.С. Мануйлова в том, что:
1) он базируется на фундаментальном положении, что среда и человек неотделимы – «где человек, там и среда»;
2) среда выступает не только как условие, но, прежде всего, как средство становления личности;
3) подход понимает личность как субъект обладания ценностями среды; что личность в среде имеет и умеет;
4) среда – это то, среди чего пребывает субъект, и что опосредует его развитие и формирование;
5) среда – понятие субъективное в отличие от столь частого понимания образовательной среды как объективной;
6) подход вносит ясность и разводит понятия «пространство» и «среда», где среда является всего лишь частью пространства, с которой субъект соприкасается;
7) субстанционально среда, как то, что предоставляет возможности, состоит из ниш, стихий и меченых (вводится оригинальная терминосистема).
Средовой подход в воспитании выдвигает основное положение о том, что среда у человека одна, и параметрировать ее на образовательную, культурную, информационную и какую-либо еще иную неперспективно. Культурная, образовательная, социальная и иные «среды» – это всего лишь ниши как ограниченные поля возможностей с находящимся в них «питанием». То, что среда питает известно еще от биологов. Применительно к педагогике, это питание носит название «трофика» (что с греческого переводится как питание) – то, что субъект в итоге потребляет из среды различными способами. Заметим, что трофика может содержать в себе эстетическое. Как это происходит, легко представить себе на примере ситуации, когда ребенок, затаив дыхание, смотрит на картину или репродукцию, которую показывает педагог на занятии изостудии. Изображение находится в среде. Ребенок с ней взаимодействует, созерцая, сопереживая, испытывает эстетические чувства, и в итоге – он соединяется с тем, что изображено. Картина «питает» маленького человека, воздействуя на него.
Контакты человека со средой происходят не напрямую. Связующим звеном выступает образ жизни с окружающим миром, как «способ бытия в со-бытии», по М. Хайдеггеру. Ребенок со-прикасается с картиной, со-зерцает ее, затаив дыхание, со-переживает тому, что изображается и т.д. Все эти глаголы мы употребили не случайно. Слова с префиксами со-, как показало лингвистическое исследование, относятся к древнейшей группе слов, и являются переменными образа жизни. Этих слов около пятидесяти, но их оказалось достаточно, чтобы описать всю палитру активности человека во взаимодействии его со средой.
Итак, образ жизни человека – это относительно постоянный порядок чередования повседневных занятий, проживаемых определенным способом. Для того, чтобы личность контактировала со средой, необходимо внести стихии. Стихии – непривычное понятие для педагогики. Однако без этого динамического компонента среды питание, в ней находящееся, так и не будет усвоено. Стихии – это властвующие над людьми мощные силы, которые увлекают и охватывают, обращают и изменяют, метят захватываемых ими индивидуумов. К примеру, чтобы ребенок обратил внимание на эстетический объект (красивую вещь в интерьере детского центра или Дома творчества), чтобы объект просто попал в поле его зрения, необходима стихия направленного внимания.
Личность, среда, образ жизни, как основные понятия средового подхода и педагогического процесса, неразрывно связаны с управлением. Для того, чтобы использовать среду как средство становления личности, субъекту управления, которым является взрослый, необходимо совершать управленческие действия. Педагог облагораживает среду, внося в нее эстетическую составляющую, одухотворяет ее, обогащает высокими образцами искусства, определяет те пространства, объекты, явления в среде, которые будут подвержены эстетизации. Средовой подход – подход технологический. Все элементы связаны между собой. Управленец использует средство – среду с ее нишами и стихиями, влияя на образ жизни, а он, в свою очередь, влияет на ребенка.
Итак, каким же образом можно использовать средовой подход в эстетизации среды учреждений дополнительного образования?
1) Постановка цели. Управленец ставит цель на уровне личности; например, личность, имеющая эстетическую установку. Установка, как специфический механизм, принципиально важна не только как готовность воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве, но и действовать в среде эстетически, преобразовывая ее.
2) Для достижения цели взрослый определяет, какой образ жизни должен вести ребенок, какими способами он будет взаимодействовать со средой. Прежде всего, личность каждодневно будет воспринимать эстетическое из среды, а это значит, что учащийся постоянно будет со-прикасаться и со-зерцать прекрасное, красивое, возвышенное, со-переживать и со-единяться с ним в повседневной жизни. Сделав эстетическое частью себя, личность будет готова со-зидать в окружающей действительности, преображая ее.
3) Это накладывает на педагога большую ответственность по тщательному подбору элементов среды, с которыми определенными способами взаимодействует ребенок: пространственные ниши, отдельные объекты, даже содержание занятий, личные вещи учеников, которые чаще всего используют дети в повседневности. Все это необходимо эстетизировать для достижения цели. Помня о том, что человек и среда неотделимы и постоянно взаимодействуют, нужно понимать, где, в каких нишах происходит это взаимодействие, и каково там питание. Важными оказываются такие условия:
А) Специфика ниши по типу питания – трофики: например, интеллектуальная (библиотека, математический кружок), чувственная (студия танца, экспозиция красивых вещей с музыкальным сопровождением), гастрономическая (красота оформления буфета в учреждении дополнительного образования), а также трофика для глаз, для слуха, осязательная, одорантная и т.д. Т.е. нишами могут быть как отдельные студии и кружки, так и физические части пространства Дома творчества, клуба, досугового центра и т.д.
Б) Частотность пребывания в нишах – где чаще всего в здании находится ребенок, там и больше шансов, что он встретится с красотой. Частотность пребывания детей в тех или иных нишах легко выяснить путем простого наблюдения и фиксации. Управленец «запускает» необходимые стихии: интереса, направленного внимания, больших чувств т.д.
4) Педагог проводит диагностику, составляет проект преобразования среды и реализует его на практике.
В завершении статьи хотелось отметить следующее. Новым направлением в педагогике стало обращение к дизайну зданий основного и дополнительного образования, как условию повышения качества. На многочисленных конференциях по данной тематике и педагоги, и архитекторы сходятся во мнении, что эстетическая составляющая образовательной среды играет очень важную роль в воспитании.
На наш взгляд проблема состоит в том, что в большинстве случаев нет четкого понимания:
а) что такое образовательная среда,
б) что эстетизировать (преобразовывать) необходимо не только «стены», но и всю среду школьника, когда среда понимается как то, среди чего пребывает ребенок и что опосредует его развитие и формирование,
в) отсутствует технология преобразования среды.
Понимание среды как средства перспективно, так как позволяет отнестись к ней технологически, системно. Средовой подход в воспитании инновационен не только особой терминосистемой (образ жизни, ниши, трофика, стихии, меченые), но, прежде всего, разработанной технологией мягкого опосредованного (через среду) управления процессом становления личности: от постановки цели на уровне ребенка до управленческих действий взрослого.
Примечания