какие средства выразительности использовал с есенин в строке отговорила роща золотая березовым
Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».
Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.
Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
Основная идея
Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.
Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.
История создания
Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».
Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.
Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.
Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.
Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.
В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком».
Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.
Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.
Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.
Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».
Темы, настроение и проблемы
Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.
Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.
Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.
Средства выразительности
Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.
Образы и символы
Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком».
Она тоже может чувствовать, как и человек.
Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»
Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.
Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.
Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».
Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.
Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.
Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.
«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.
Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.
Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.
Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.
Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.
Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.
«Отговорила роща золотая» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – композиция, средства выразительности, жанр
«Отговорила роща золотая» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и откровенными раздумьями автора. Изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем узнать о нем больше из краткого анализа «Отговорила роща золотая» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».
Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.
Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
История создания
Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36».
Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».
Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.
Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.
В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком». Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.
Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.
Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.
Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».
Композиция
Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я». Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в куплетах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.
Жанр произведения – пейзажная лирика, хотя в стихотворении автор размышляет и над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.
Урок литературы «Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Анализ стихотворения С. Есенина Отговорила роща. для 6, 11 классов.docx
Урок литературы в 11 классе
Анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая»
Цели и задачи: расширить и углубить знания учащихся о поэзии С.А. Есенина, развить навыки анализа лирического текста, обучение выразительному чтению, научить определять средства выразительности речи, их роль в стихотворении, привить чувство любви к родной природе.
Это… яркий ковер, сотканный из
верной и нежной любви поэта
Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Это выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел её народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви.
Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Какие стихи С. Есенина вы знаете? Чем они вас привлекают?
Прочитайте любимое стихотворение С. Есенина о природе. Чем близко вам есенинское понимание красоты русской природы?
Назовите уже известные вам изобразительно – выразительные средства языка. Зачем поэты используют их в своих стихотворениях?
На сегодняшнем уроке мы будем анализировать стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая», и если будем внимательны к слову, то увидим русскую природу такой, какой её видел и любил великий русский поэт. В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нём можно сказать словами критика В.Ходасевича: ”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая» учителем или с использованием аудиозаписи.
О чём это стихотворение? Какова его тема?
(Ответ ученика: это стихотворение о русской природе, об осени, о красоте её красок).
Возьмите краски и бумагу и попробуйте с помощью красок – цветов выразить на бумаге настроение, заключённое в этом стихотворении.
Какие цвета вы использовали на своих рисунках?
(жёлтый, красный, голубой, серый, чёрный)
Откуда среди разноцветья красок осени взялись в стихотворении серые и чёрные тона?
(Ответ ученика: среди разноцветных красок образовалось чёрно – серое пятно, т. к. в середине стихотворения речь идёт об одиночестве.)
Каково же настроение стихотворения и почему именно такое?
(Ответ ученика: настроение стихотворения грустное, это связано с внутренним состоянием лирического героя.)
Уточним тему стихотворения.
(Ответ ученика: в стихотворении изображены два мира: мир природы и мир человека).
Чем интересна композиция стихотворения?
(Ответ ученика: читая стихотворение, я вижу портрет лирического героя, а вокруг него как будто рамка из разноцветных осенних листьев и кистей рябины. Стихотворение начинается и заканчивается картинами природы, а в середине – раздумья героя. Это кольцевая композиция.)
Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?
Почему поэт рисует своего лирического героя, его грусть именно на фоне картин осенней природы?
(Ответ ученика: после осени наступит зима, природа погрузится в сон, как бы умрёт, ветер сорвёт с деревьев золотые листья, ветки станут голыми, поэтому на душе становится грустно; грустит и лирический герой, оглядываясь на прожитые годы, он одинок, он грустит… Состояние природы отражает состояние души лирического героя.)
Какова основная идея стихотворения?
Какие тропы использует поэт, чтобы изобразить мир природы?
(Ответы учеников: в стихотворении много олицетворений ( отговорила роща, журавли не жалеют, ветер относит, грезит конопляник, ветер относит, дерево роняет листья, время сгребёт ). Олицетворения оживляют природу. Все неживые предметы одушевлены. Они мечтают, жалеют, роняют, как человек, т. е. природа и человек связаны между собой.
Поэт использует и сравнение: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». Т. е. лирический герой чувствует себя частью природы, сравнивает себя с деревом.)
А теперь снова возьмём краски – цвета и изобразим настроение стихотворения, только уберём из него тропы. Какая цветовая гамма получилась теперь? Какова же роль тропов в стихотворении?
(Ответ ученика: теперь преобладают мрачные краски, читая стихотворение, сильнее ощущаешь грусть. Тропы усиливают воздействие стихотворения на наше воображение, помогают зримо увидеть описываемый предмет, лучше понять свойства предметов и явлений. Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.)
Какой размер помогает поэту передать ритм и настроение стихотворения? Определим размер.
Какую рифму и какой способ рифмовки использует поэт?
Отговорила роща золота`я
Березовым, веселым языко`м,
И журавли, печально пролета`я,
Уж не жалеют больше ни о ко`м. (перекрёстный способ рифмовки, женская и мужская рифмы)
Чем примечательны 1 и 4 стопы?
(Ответ ученика: в них использованы пиррихии:
Какова роль пиррихиев в этом стихотворении?
(Ответ ученика: пиррихии использованы, чтобы придать стихотворению плавность, напевность, мелодичность.)
Стихотворение С. А. Есенина действительно очень напевно и мелодично, не случайно композитор Григорий Пономаренко написал к нему музыку. Получился изумительный романс. Послушаем его.
Каково ваше впечатление от прочитанного стихотворения?
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
Своими стихами поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звёздное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы нашего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь человек, умеющий ценить земную красоту, уже не сможет противопоставить себя ей.
Напишите сочинение – анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая».
Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
Как выражается настроение в стихотворении?
Как оно построено (композиция стихотворения).
Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы.)
Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы…)
Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?
Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
Личное впечатление от стихотворения.
Урок литературы в 11 классе
Анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая»
Цель: анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая», определение места этого стихотворения в лирике поэта.
Задачи : обучение лингвистическому анализу поэтического текста, закрепление знаний учащихся о тропах, стилистических фигурах, их роли в речи, развитие умения исследования текста, творческого воображения, помочь учащимся почувствовать красоту слова, понять секрет обаяния С. Есенина, привить любовь к Родине и русской природе.
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Чем близка поэзия С. А. Есенина каждому русскому человеку?
( Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.)
Какие стихи С. А. Есенина вам нравятся больше других?
Прочитайте любимое стихотворение С. А. Есенина. Чем оно вас привлекает?
На сегодняшнем уроке мы будем анализировать стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая». В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нём можно сказать словами критика В.Ходасевича: ”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая».
Определите жанр стихотворения «Отговорила роща золотая».
(Лирическое, философское стихотворение.)
В какой период жизни поэта написано стихотворение «Отговорила роща золотая»?
(Стихотворение «Отговорила роща золотая» написано в 1924 году. Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А ещё осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга.)
Определите тему стихотворения.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически: поэта согревает вера в душевные силы человека, мудрое приятие законов бытия. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским: «Печаль моя светла…»).
Найдите в стихотворении параллелизмы.
Задание для 1 группы: особенности композиции.
Со 2 по 5 строфы – философское осмысление быстротечности жизни. Кульминация –
«Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»).
Задание для 2 группы: основные образы стихотворения.
(В стихотворении два образа: образ рощи и образ лирического героя. Поэт любуется красотой берёзовой рощи, многоцветьем красок осени. Роща предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком». Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Лирическому герою Есенина присущи такие качества: противоречивость, скитальчество и «равнинный» характер. Противоречиво состояние лирического героя: он испытывает любовь к жизни и усталость от неё. Наслаждаясь и любуясь пышным увяданием осени, он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Он ощущает себя в этой жизни странником, он одинок, но ни о чём не жалеет, благословляет прошлое, с мудрым смирением встречает настоящее. Он спокоен, даже величав в своём спокойствии.)
Стихотворению какого поэта созвучна строфа
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
(Эти строки напоминают космический пейзаж стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова.)
Найдите в стихотворении образ – символ.
(Символом матери-природы предстаёт дерево.)
Есенин шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». В своей поэзии он применяет новаторский приём «олицетворение наоборот». Как вы понимаете суть термина?
(В стихах поэт ощущал себя травой, деревом, месяцем: «Облетает моя голова, Куст волос золотых вянет…»).
Теперь вам должно быть понятно, какая роща золотая отговорила милым языком?
Как вы понимаете последнюю строфу? Что сметёт время?
(Речь идёт о стихах С. А. Есенина. Были десятилетия, когда его стихи запрещали, а самого поэта считали упадническим.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
С каким стихотворением А. С. Пушкина созвучен финал стихотворения С. А. Есенина?
( Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Какова основная идея стихотворения?
(Стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть себя или кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что всё проходит, что нет ничего вечного. Время всё безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Всё погибает. Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадёт трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным.)
Особую роль играет у Есенина цвет. Определите цветовую гамму стихотворения. Какова её роль?
Какова роль лексических повторов?
( На лексических повторах основаны лейтмотивные образы рощи, журавлей, костра рябины.)
Задание для 3 группы: изобразительно – выразительные средства языка, их роль.
(Тема прощания с молодостью наполнена «осенними» средствами выразительности. Олицетворения ( отговорила роща, журавли не жалеют, ветер относит, грезит конопляник, ветер относит, дерево роняет, время сгребёт ) оживляют природу. Все неживые предметы одушевлены. Они мечтают, жалеют, роняют, как человек, т. е. природа и человек связаны между собой.
Сравнение: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». Т. е. лирический герой чувствует себя частью природы, сравнивает себя с деревом.)
Чтобы проверить, действительно ли с помощью тропов так воздействуют на нас строки стихотворения С. А. Есенина, ученику было дано индивидуальное домашнее задание: убрать из стихотворения С. А. Есенина все слова в переносном смысле (тропы), заменив их общеупотребительной лексикой.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
В берёзовой роще облетела листва.
Кого жалеть? Каждый из нас прохожий:
Пройдёт, зайдёт и снова уйдёт из дома.
Прохожие пройдут мимо конопли у пруда,
Над которым светит месяц.
Стою один среди равнины,
А журавли улетают в даль.
Я думаю о юности, которая прошла,
Но о прошлом не жалею.
Не жалею о годах, которые просто прошли.
Не жалею свою душу.
В саду краснеет рябина,
Но от этого не становится теплее.
С рябиной ничего не случится.
Трава, хоть и жёлтая, не пропадёт.
С деревьев облетает листва.
Мне грустно. И я говорю.
И если все мои слова собрать вместе,
Скажите, что в роще облетела листва.
Задание для 4 группы: определить стихотворный размер, понаблюдать над рифмой и способом рифмовки.
Отговорила роща золота`я
Березовым, веселым языко`м,
И журавли, печально пролета`я,
Уж не жалеют больше ни о ко`м. (перекрёстный способ рифмовки, точные женские и мужские рифмы)
Ямб придаёт стихотворению элегический ритм. Пиррихии использованы, чтобы придать стихотворению плавность, напевность, мелодичность. Поэт тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное течение стиха.)
а) Можно ли сказать, что стихотворение построено на основе антитезы?
(В стихотворении присутствуют два образа: природа и человек. Лирический герой противопоставляет себя и журавлей. Он стоит один среди равнины голой, а журавли в стае, их ветер относит в даль. Он думает о юности весёлой, но прошедшего ему не жаль. Горит костёр рябины красной, но никого не может согреть. Состояние природы отражает состояние души лирического героя: он понимает, что всё проходит, что нет ничего вечного.)
б) Какие другие стилистические фигуры речи использует поэт? Какова их роль?
( Анафора (единоначатие) – Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Анафора служит для усиления отрицания: поэт как бы подчёркивает, что ему в прошедшем ничего не жаль: ни лет, растраченных напрасно, ни самых счастливых минут – души сиреневую цветь.)
в) Какова роль многоточия?
(Многоточие говорит о незаконченности фразы, ещё его используют для выражения паузы перед важным для поэта выводом:
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком. (Приём умолчания).
Поэт переводит взгляд читателя с природных зарисовок на себя. Берёзовая роща на время уснёт, а человек? Поэт? Вопрос о значении его творчества для людей, для России волновал поэта.)
г) Каково значение риторического вопроса?
(«Кого жалеть?» Риторический вопрос придаёт фразе обобщённое значение.)
д) Охарактеризуйте строй предложений, использованных в стихотворении.
(Поэт избегал усложнённости, тяготел к стройности и простоте, поэтому использует простые предложения и ССП с противительными союзами, что позволяет чередовать интонации утверждения и отрицания.)
Стихотворение богато звукописью. Какое фонетическое средство использует поэт, чтобы придать стихотворению напевность, мелодичность?
… ничего в прошедшем мне не жаль… (ощущение шуршащих листьев)
Определите контраст, который существует на фонетическом уровне.
(Любовь к жизни выражена словами со звуком «л» («весёлым», «золотая», «не жалеют», «конопляник»), усталость от жизни — словами со звуком «р» («отговорила», «странник», «пройдёт», «грезит», «растраченных напрасно…»).
Какими новыми гранями своего творчества открылся вам сегодня С. А. Есенин?
Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей её прелести и очаровании.
“ Лёгкой походкой” прошёл Есенин по русской поэтической стране, по “стране берёзового ситца”, и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.
Звучит романс композитора Григория Пономаренко «Отговорила роща золотая».
Домашнее задание: письменный анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» или «Не жалею, не зову, не плачу».