какие сроки приведения в готовность органов управления не должны превышаться
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны являются:
Использование сил и средств гражданской обороны в мирное время
В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны. Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.
Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации, может быть различным в зависимости от вида и масштаба её, характера и объёма решаемых задач, особенностей местных условий, наличия сил и средств.
Постоянная готовность — это такое состояние формирований, при котором они способны организованно, в установленные сроки, приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки. По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в загородную зону, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемого населения.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несёт его командир
Об угрозе нападения противника командиры формирований оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны организации, муниципального образования или вышестоящим органом управления ГО.
Получив сигнал вызова, командир обязан:
Командир формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время. В первую очередь оповещаются командиры подразделений и связные.
Личный состав формирования, получив вызов:
Автотранспортная техника, закреплённая за формированиями, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.
После сбора личного состава и приведения его в готовность командир и орган управления формирования обязаны:
При приведении формирований в готовность и выводе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач. Обеспечение действий организует командир формирования с учётом мероприятий, проводимых старшим начальником.
Командиры разведывательных формирований при угрозе нападения противника с получением (уточнением) задачи:
Формирования, выделенные решением старших начальников или предусмотренные планами, приступают к ускоренному строительству быстровозводимых убежищ, противорадиационных укрытий для населения и приспособлению пригодных для этих целей сооружений.
В этих целях каждому формированию заблаговременно подготавливаются план-задание и соответствующая техническая документация, в которых определяется количество подлежащих строительству защитных сооружений, их тип, вместимость, порядок обеспечения строительными материалами, место и срок строительства каждого сооружения.
Строительство быстровозводимых убежищ ведётся по типовым проектам или по проектам, разработанным на местах, с соблюдением соответствующих инженерно-технических требований и норм.
Формирования по обслуживанию убежищ и укрытий после приведения личного состава в готовность:
Медицинские и санитарно-эпидемиологические формирования с выходом в загородную зону и после уточнения своих мест размещения проводят подготовку к проведению противоэпидемических, санитарно-гигиенических и других медицинских мероприятий.
Формирования охраны общественного порядка:
Противопожарные формирования контролируют проведение неотложных профилактических противопожарных мероприятий на объектах экономики, в прилегающей к ним застройке, на маршрутах движения и в районах расположения, организуют и проводят подготовку рабочих и служащих к работе по предупреждению и тушению возможных пожаров.
Формирования радиационной, химической и биологической разведки и защиты:
Автотранспортные и санитарно-транспортные формирования в соответствии с планами и указаниями старших начальников подготавливают транспортные средства для выполнения задач по рассредоточению и эвакуации населения, медицинских учреждений, а также для перевозки поражённых из отрядов первой медицинской помощи в учреждения больничной базы.
Формирования материального обеспечения:
Формирования защиты сельскохозяйственных животных и растений:
Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций
Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований:
15. Методические рекомендации выполнения мероприятий по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны
Готовность сил и средств гражданской обороны, это такое состояние сил и средств гражданской обороны, которое позволяет им в установленные сроки осуществить переход с мирного на военное положение и успешно выполнить задачи гражданской обороны. Наиболее высокие требования предъявляются к готовности систем разведки, оповещения и управления, всех сил и средств, несущих дежурную службу.
Силы гражданской обороны представляют собой аварийно-спасательные формирования, в том числе нештатные аварийно – спасательные формирования и спасательные службы.
Силы и средства гражданской обороны должны находится в состоянии постоянной готовности к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера..
2. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности
Главы муниципальных образований, на которых возложены полномочия по гражданской обороне:
Отрабатывают перечни организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, создающих нештатные аварийно– спасательные формирования гражданской обороны.
Согласовывают с руководителями данных организаций создание на их базе количества и численности нештатных аварийно – спасательных формирований с учетом производственной деятельности данных организаций, людских резервов, специальной техники, запасов материально–технических средств, а также задач в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения.
Проводят в соответствии с установленной периодичностью с формированиями гражданской обороны учения, тренировки, тактико-специальные учения, практические занятия.
Разрабатывают планы мероприятий по приведению в высшие степени готовности сил и средств гражданской обороны для выполнения возложенных на них задач в мирное и военное время.
Организовывают работу оперативно-диспетчерских служб, обеспечивающих постоянную готовность сил и средств гражданской в установленные сроки.
Поддерживают системы жизнеобеспечения, средства управления, оповещения и информирования пунктов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности.
Проводят подготовку органов управления, оперативных групп для осуществления управления силами и средствами гражданской обороны в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций.
Осуществляют контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, находящихся в их ведении.
3. Полномочия руководителей организаций по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности
Разрабатывают штатные перечни, нормы оснащения и ведут учет нештатных аварийно-спасательных формирований, создающихся на базе предприятий.
Поддерживают укомплектованность нештатных аварийно – спасательных формирований личным составом, специальным имуществом и техникой в количестве, необходимом для решения возложенных на них задач.
Организовывают обучение, проведение учений, тренировок по гражданской обороне и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Регулярно доводят до личного состава специальных формирований гражданской обороны порядок их оповещения и сбора для выполнения возложенных на них задач в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения.
Организовывают подготовку организационно-технической документации для органов управления, дежурно-диспетчерских служб по вопросам гражданской обороны (приказы, распоряжения, инструкции и т. д.).
Поддерживают системы жизнеобеспечения, средства управления, оповещения и информирования пунктов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности.
4. Полномочия руководителей формирований по поддержанию
сил и средств гражданской обороны в состоянии
При угрозе нападения противника формирования гражданской обороны приводятся в полную готовность. Полная готовность — это такое состояние формирований, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки. По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в загородную зону, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемого населения.
Одновременно приводятся в готовность формирования сельских районов, предназначенных для оказания помощи городскому району (объекту экономики).
С началом рассредоточения и эвакуации населения приводятся в готовность и выводятся в загородную зону остальные формирования для создания группировки сил гражданской обороны. Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир. Об угрозе нападения противника Руководители формирований оповещаются структурным подразделением, уполномоченным на решение задач гражданской обороны организации, муниципального образования или вышестоящим органом управления ГОЧС. Получив сигнал вызова, командир обязан:
в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;
оповестить личный состав формирований и обеспечить полный его сбор;
организовать выдачу личному составу табельного имущества и контроль за его содержанием, а также произвести подгонку средств индивидуальной защиты;
организовать рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта и имущества в месте сбора;
проверить наличие. средств связи и определить порядок связи внутри формирования;
доложить о готовности формирования старшему начальнику.
Формирования, выделенные решением старших начальников или предусмотренные планами, приступают к ускоренному строительству быстровозводимых убежищ, противорадиационных укрытий для населения и приспособлению пригодных для этих целей сооружений. В этих целях каждому формированию заблаговременно подготавливаются план-задание и соответствующая техническая документация, в которых определяется количество подлежащих строительству защитных сооружений, их тип, вместимость, порядок обеспечения строительными материалами, место и срок строительства каждого сооружения. Строительство быстровозводимых убежищ ведется по типовым проектам или по проектам, разработанным на местах, с соблюдением соответствующих инженерно-технических требований и норм. Руководители звеньев по обслуживанию убежищ и укрытий после приведения личного состава в готовность устанавливают круглосуточное дежурство; приводят убежища в готовность к немедленному использованию по прямому назначению; проверяют наличие инвентаря и аварийного оборудования, работу фильтровентиляционных устройств, состояние, защитно-герметических, герметических дверей и люков, ограждающих конструкций, принимают меры по ремонту или усилению этих конструкций; принимают, размещают и организуют хранение запасов продовольствия, воды и медикаментов; докладывают старшему начальнику о готовности убежища к приему укрываемых. Все защитные сооружения и пути движения к ним должны быть обозначены установленными знаками (надписями).
Медицинские и санитарно-эпидемиологические формирования с выходом в загородную зону и после уточнения своих мест размещения проводят подготовку к проведению противоэпидемических, санитарно-гигиенических и других медицинских мероприятий.
Формирования охраны общественного порядка выполняют мероприятия по обеспечению порядка и поддержанию установленного режима в местах сбора и на объектах народного хозяйства; обеспечивают общий порядок среди населения на сборных эвакуационных пунктах, станциях (портах, пристанях) посадки; регулируют движение транспорта и пешеходов на маршрутах и в районах расположения; охраняют государственную собственность и личное имущество населения; контролируют соблюдение светомаскировки объектами народного хозяйства и населением, усиливают охрану важных объектов народного хозяйства, дорожных сооружений, переправ; содействуют своевременному укрытию населения и выполняют другие задачи в соответствии с планами и указаниями старших начальников.
Противопожарные формирования контролируют проведение неотложных профилактических противопожарных мероприятий на объектах народного хозяйства, в прилегающей к ним застройке, на маршрутах движения и в районах расположения, организуют и проводят подготовку рабочих и служащих к работе по предупреждению и тушению возможных пожаров.
Формирования радиационной, химической и биологической разведки и защиты ведут наблюдение за радиационной и химической обстановкой; изучают метеорологическую обстановку; проверяют состояние техники, приборов, средств индивидуальной защиты, наличие дегазирующих веществ в машинах и устраняют выявленные недостатки.
Автотранспортные и санитарно-транспортные формирования в соответствии с планами и указаниями старших начальников подготавливают транспортные средства для выполнения задач по рассредоточению и эвакуации населения, медицинских учреждений, а также для перевозки пораженных из отрядов первой медицинской помощи в учреждения больничной базы.
Формирования материального обеспечения создают подвижные запасы материальных средств; по прибытии в районы расположения уточняют свои задачи и содержатся в готовности к материальному обеспечению формирований и пораженного населения.
Формирования защиты сельскохозяйственных животных и растений проводят герметизацию животноводческих и складских помещений и создают в них запасы фуража и воды; проводят ветеринарно-профилактические мероприятия на объектах сельскохозяйственного производства; устанавливают усиленное наблюдение за сельскохозяйственными животными и посевами сельскохозяйственных культур; готовят сельскохозяйственных животных для содержания в укрытиях и изготавливают для них средства защиты; в условиях отгонного животноводства проводят мероприятия по рассредоточению сельскохозяйственных животных и укрытию их на местности; эвакуируют сельскохозяйственных животных из зон возможных разрушений и катастрофического затопления; укрывают защитными материалами продукты растениеводства, находящиеся в поле и на токах, а также при транспортировке на открытых машинах; создают запасы ядохимикатов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; подготавливают сельскохозяйственную технику для ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, обеззараживания мест содержания скота и запасов продуктов растениеводства, посевов и других объектов сельскохозяйственного производства.
Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 июня 2014 г. N 331 г. Москва «О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2014 г.
Регистрационный N 33352
Внести изменения в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7383), с изменением, внесенным приказом МЧС России от 22.08.2011 N 456 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 2011 г., регистрационный N 21873), согласно приложению.
Изменения, вносимые в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999
а) в пункте 1 слова «в составе сил гражданской обороны» исключить;
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2013, N 52 (часть I), ст. 6969).»;
дополнить новым вторым абзацем следующего содержания:
«Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и зашиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.»;
абзацы второй и третий соответственно считать абзацами третьим и четвертым;
г) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2013, N 52 (часть I), ст. 6969).»;
д) абзац шестой пункта 8 исключить;
е) абзац шестой пункта 9 исключить;
ж) пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
по подчиненности: территориальные и организаций;
по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.
Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.
абзац второй исключить;
абзацы третий и четвертый соответственно считать абзацами вторым и третьим;
и) в пункте 15 слова «для обеспечения производственной деятельности» исключить;
к) абзац второй пункта 19 изложить в следующей редакции:
«обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ, в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280);»;
л) в абзаце пятнадцатом пункта 22 слово «медицинскую» исключить;
м) приложения N 1 и N 2 к Порядку изложить в следующей редакции соответственно:
Какие сроки приведения в готовность органов управления не должны превышаться
от 1 июля 2019 года N 336
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МЧС России от 15 мая 2020 года N 334
____________________________________________________________________
В целях совершенствования оперативного реагирования в системе МЧС России при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций в мирное время
2. Руководителям территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России организовать переработку и утверждение в установленном порядке планов приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время в соответствии с Положением.
3. Признать утратившими силу:
приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32 «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время»;
пункт 1 приложения к приказу МЧС России от 20.10.2016 N 564 «О внесении изменений в приложение к приказу МЧС России от 22.01.2013 N 32 и приложение N 2 к приказу МЧС России от 06.10.2014 N 550».
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Н.Яцуценко.
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от 1 июля 2019 года N 336
Положение о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время
I. Общие положения
II. Режимы функционирования органов управления и сил МЧС России
2. Структурные подразделения центрального аппарата, главные управления, учреждения и организации МЧС России функционируют в следующих режимах:
III. Функции должностных лиц при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время
5. При угрозе или возникновении ЧС право на введение режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации с последующим докладом по команде предоставляется:
В приказах (распоряжениях) МЧС России, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России о введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации определяются ограничения по привлечению необходимых органов управления (подразделений, учреждений и организаций МЧС России), сил и средств, а также по определению основных мероприятий, выполняемых при их введении.
Отмена введенных режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для органов управления и сил МЧС России осуществляется должностным лицом, вводившим соответствующие режимы функционирования, или вышестоящим должностным лицом.
6. Приказы, распоряжения (сигналы) о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России доводятся по всем имеющимся каналам связи по линии оперативных дежурных служб с последующим письменным подтверждением (подготовкой и отправкой соответствующих распорядительных документов).
7. Оповещение структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проводится в соответствии с Порядком организации оповещения при реагировании на ЧС.
9. Донесения главных управлений, учреждений и организаций МЧС России, с получением приказа, распоряжения (сигнала) о приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время представляются оперативными дежурными службами в вышестоящие органы управления, по подчиненности.
10. При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в структурных подразделениях центрального аппарата, главных управлениях, учреждениях и организациях МЧС России выполняются мероприятия в соответствии с возложенными на них задачами и функциями (Приложение N 2*).
11. При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в главных управлениях, учреждениях и организациях МЧС России возглавляют:
П.61 приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444 (Зарегистрировано Министерством юстиции России 20.02.2018 N 50100).
IV. Контроль состояния готовности к применению по предназначению в мирное время
12. Контроль за состоянием готовности главных управлений, учреждений и организаций МЧС России к применению по предназначению в мирное время осуществляется в ходе проведения проверок, учений и тренировок по решению:
13. Начальниками (руководителями) главных управлений, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения немедленно осуществляются доклады по линии оперативных дежурных служб о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время.
Дополнительно, начальниками главных управлений осуществляются доклады о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время заместителю Министра, осуществляющему координацию деятельности главных управлений в соответствующем федеральном округе.