какие стадии должен пройти человеческий дух в движении к сверхчеловеку
Три стадии развития человеческого духа
Человеческий дух проходит в своем развитии три стадии: сначала дух становится верблюдом, верблюд – львом, а лев – ребенком. Что означает каждая стадия? Дух на стадии верблюда символизирует тяжелый труд (совсем не обязательно физический) и отсутствие свободы. Стадия льва – это высокое положение, признание, господство и некоторая иллюзия свободы. Но в сущности свободы как таковой нет, так как человек остается зависимым от окружения. Подлинная свобода, свобода творчества начинается тогда, когда дух становится ребенком.
Итак, сверхчеловек обладает следующими качествами: он должен всегда идти вперед (не удовлетворяться тем, что есть, не останавливаться на достигнутом) и быть свободным от социального окружения. Кроме того, сверхчеловек должен быть сильным. Имеется в виду, конечно же, не физическая сила, а умение в любых, даже самых трудных ситуациях, не ждать сострадания. Сильный человек не сострадает другим и не ждет сострадания от окружающих. «Сострадая, слабеешь», – эта мысль многократно повторяется во многих произведениях Ницше. Человек должен надеяться только на себя, найти в себе силы вырваться из сложной, порою катастрофической ситуации, в которую он попадает, и только тогда возможно движение вперед. В противном случае, когда человек будет ждать сострадания со стороны других, он останется слабым человеком.
Ницше и христанство
Отношения с религией у Ницше сложные и неоднозначные. Он родился в семье пастора и в детстве с упоением читал молитвы. Но позже отношение к христианству резко изменилось. При этом нельзя сказать, что Ницше отвергает любую религию и становится атеистом. К некоторым видам восточной религии он относится с большой симпатией (и здесь он идёт по стопам своего учителя). Человеку нужен бог, считает Ницше, в двух случаях: слабым он нужен для
того, чтобы у него что-нибудь попросить и на что-нибудь пожаловаться, сильным – чтобы поделиться с ним радостью собственных побед. Христианство – религия слабых, униженных, рабов. На первый взгляд непонятно, чем вызвано такое неприятие принципа сострадания. В любом обществе есть сильные и слабые, и сострадание сильного слабым людям – нормальное явление. Но Ницше полагает, что христианство противоречит основному закону природы – закону борьбы за существование, согласно которому все слабое должно погибнуть, более того, надо помочь ему погибнуть. Отсюда крайне непривлекательный тезис: «падающего толкни».
Ницше глубоко исследует сущность христианства и делает неутешительный вывод: христианство заинтересовано в слабых людях, гордыня – смертный грех в христианстве. Если человек будет надеяться только на себя, будет сильным и независимым, то христианский бог ему не нужен и эта религия отомрет сама собой. Общество заинтересовано в слабых людях, благодаря им существует христианская религия, благодаря им сильные люди, помогая слабым и сострадая им, могут почувствовать свое благородство и силу. Отсюда своеобразный совет нищим: «Никогда не благодарите того, кто дал вам милостыню; пусть они вас благодарят за то, что вы её взяли». Только на первый взгляд такой совет кажется парадоксальным, но при более глубоком анализе позиция Ницше становится понятной – благодаря нищим подающий милостыню может возвыситься в собственных глазах – вот за это и пусть благодарит нищего.
Отдельные высказывания, вырванные из контекста, могут натолкнуть на мысль, что вся философия Ницше антигуманна, направлена против человека. В этой связи стоит прислушаться к рассуждениям русского философа Льва Шестова, приверженца ницшеанской философии. В своей статье «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше» Л. Шестов приводит слова Л. Толстого, записанные в его дневнике после посещения им больницы для бедных. Толстой пишет, что после посещения на его глазах стояли слезы умиления, умиления собственным поступком. Напрашивается вопрос: чья позиция более гуманна – человека, который умиляется собственным поступком (пусть даже благородным и сострадательным по отношению к бедным и больным), или человека, который выступает за то, чтобы каждый человек нашел в себе силы выбраться из того состояния, в которое он попал, стал сильным и независимым? Становится понятно, почему подающий милостыню должен благодарить нищего, а не наоборот.
Ницше о морали. Переоценка ценностей
Общество должно поменять существующие ценности, основой которых было христианство с его принципом сострадания, культом слабого человека.
В обществе должны утвердиться новые ценности, новая мораль. С некоторого момента слабых людей стало больше, они придумали свою религию (христианство) и распространили эти принципы (прежде всего принцип сострадания) на все общество, на всю мораль. Быть сильным стало неприлично. Такую мораль, считает Ницше, необходимо разрушить. Именно поэтому его называют великим ниспровергателем морали, нигилистом. Ницше идет дальше. Он говорит
о необходимости построения новой морали, морали сильных людей. Но XIX век – не самое подходящее время для таких перемен. Как считает сам автор, его время еще не пришло, он рано родился.
Говоря о Ницше, невозможно обойти такую тему, как Ницше и фашизм. Долгое время считалось, что философия Ницше послужила основой для идеологии фашизма. Во многом это определялось тем, что единственная наследница всех работ Ницше, его сестра Э. Ферстер-Ницше, активно проповедующая идеи фашизма и антисемитизма, после смерти брата опубликовала работу «Воля к власти». В ней содержались отдельные высказывания Ницше, вырванные из контекста и тенденциозно подобранные. В таком варианте Ницше, действительно, предстает как идеолог фашизма и шовинизма, а поверхностное знакомство с его учением о сверхчеловеке может натолкнуть на мысль, что это учение вполне вписывается в идеологию фашизма. Но мы уже знаем, что, согласно Ницше, каждый может и должен стать сверхчеловеком, а это уже полная противоположность фашизму. Кроме того, известно, что с приходом Гитлера к власти в Германии были распущены все общественные объединения (профсоюзы, партии и т.д.), то есть налицо тенденция превратить всех людей в толпу, ведь толпой проще управлять, ей можно внушить что угодно. Именно против этого так активно выступал Ницше в своих произведениях.
В настоящее время философия Фридриха Ницше стала чрезвычайно популярной. Большими тиражами выходят его работы, широко распространились его идеи, а понятия, которые он ввёл (сверхчеловек, переоценка всех ценностей и т. д.), вошли в обиход не только философского языка.
Таким образом, Ницше, как и его учитель Шопенгауэр, полагает, что в основе мира и человека лежит не разум, а воля, тем самым он продолжает иррационалистическую линию. Но, в отличие от Шопенгауэра, это не воля к жизни, а воля к власти. Эта воля к власти опирается на основной закон жизни – борьбу за существование.
Центральный пункт философии Ницше – учение о сверхчеловеке. Каждый человек, независимо от расы, национальности и социальной принадлежности, может и должен стать сверхчеловеком, то есть стать свободным, независимым, сильным, не должен сострадать и не должен нуждаться в сострадании.
Отсюда проистекает критика христианской религии, основой которой является принцип сострадания. Как следствие этой критики – требование провести переоценку ценностей – разрушить старую мораль, мораль слабых и униженных, и заменить её моралью сильных людей.
Три стадии развития человеческого духа
Человеческий дух проходит в своем развитии три стадии: сначала дух становится верблюдом, верблюд – львом, а лев – ребенком. Что означает каждая стадия? Дух на стадии верблюда символизирует тяжелый труд (совсем не обязательно физический) и отсутствие свободы. Стадия льва – это высокое положение, признание, господство и некоторая иллюзия свободы. Но в сущности свободы как таковой нет, так как человек остается зависимым от окружения. Подлинная свобода, свобода творчества начинается тогда, когда дух становится ребенком.
Итак, сверхчеловек обладает следующими качествами: он должен всегда идти вперед (не удовлетворяться тем, что есть, не останавливаться на достигнутом) и быть свободным от социального окружения. Кроме того, сверхчеловек должен быть сильным. Имеется в виду, конечно же, не физическая сила, а умение в любых, даже самых трудных ситуациях, не ждать сострадания. Сильный человек не сострадает другим и не ждет сострадания от окружающих. «Сострадая, слабеешь», – эта мысль многократно повторяется во многих произведениях Ницше. Человек должен надеяться только на себя, найти в себе силы вырваться из сложной, порою катастрофической ситуации, в которую он попадает, и только тогда возможно движение вперед. В противном случае, когда человек будет ждать сострадания со стороны других, он останется слабым человеком.
Ницше и христанство
Отношения с религией у Ницше сложные и неоднозначные. Он родился в семье пастора и в детстве с упоением читал молитвы. Но позже отношение к христианству резко изменилось. При этом нельзя сказать, что Ницше отвергает любую религию и становится атеистом. К некоторым видам восточной религии он относится с большой симпатией (и здесь он идёт по стопам своего учителя). Человеку нужен бог, считает Ницше, в двух случаях: слабым он нужен для
того, чтобы у него что-нибудь попросить и на что-нибудь пожаловаться, сильным – чтобы поделиться с ним радостью собственных побед. Христианство – религия слабых, униженных, рабов. На первый взгляд непонятно, чем вызвано такое неприятие принципа сострадания. В любом обществе есть сильные и слабые, и сострадание сильного слабым людям – нормальное явление. Но Ницше полагает, что христианство противоречит основному закону природы – закону борьбы за существование, согласно которому все слабое должно погибнуть, более того, надо помочь ему погибнуть. Отсюда крайне непривлекательный тезис: «падающего толкни».
Ницше глубоко исследует сущность христианства и делает неутешительный вывод: христианство заинтересовано в слабых людях, гордыня – смертный грех в христианстве. Если человек будет надеяться только на себя, будет сильным и независимым, то христианский бог ему не нужен и эта религия отомрет сама собой. Общество заинтересовано в слабых людях, благодаря им существует христианская религия, благодаря им сильные люди, помогая слабым и сострадая им, могут почувствовать свое благородство и силу. Отсюда своеобразный совет нищим: «Никогда не благодарите того, кто дал вам милостыню; пусть они вас благодарят за то, что вы её взяли». Только на первый взгляд такой совет кажется парадоксальным, но при более глубоком анализе позиция Ницше становится понятной – благодаря нищим подающий милостыню может возвыситься в собственных глазах – вот за это и пусть благодарит нищего.
Отдельные высказывания, вырванные из контекста, могут натолкнуть на мысль, что вся философия Ницше антигуманна, направлена против человека. В этой связи стоит прислушаться к рассуждениям русского философа Льва Шестова, приверженца ницшеанской философии. В своей статье «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше» Л. Шестов приводит слова Л. Толстого, записанные в его дневнике после посещения им больницы для бедных. Толстой пишет, что после посещения на его глазах стояли слезы умиления, умиления собственным поступком. Напрашивается вопрос: чья позиция более гуманна – человека, который умиляется собственным поступком (пусть даже благородным и сострадательным по отношению к бедным и больным), или человека, который выступает за то, чтобы каждый человек нашел в себе силы выбраться из того состояния, в которое он попал, стал сильным и независимым? Становится понятно, почему подающий милостыню должен благодарить нищего, а не наоборот.
Три ступени развития от Ницше
Ницше, в одной из своих книг, пишет о трех превращениях духа и называет их состоянием верблюда, льва и ребенка.
Состояние верблюда
Вначале дух стремится ко всему самому трудному и тяжелому. Ему необходимо научиться преодолевать все тяготы, чтобы развить силу воли, выносливость.
Ты должен — звучит в его уме.
Верблюд — вьючное животное, он готов к порабощению, он никогда не бунтует. Он даже не может сказать «нет». Он — верующий, последователь, верный раб. Это самый низкий уровень человеческого сознания.
В сознании верблюда есть постоянная потребность, чтобы кто-то вел его и говорил ему: «Ты должен делать так». Ему нужны десять заповедей. Ему необходимы все религии, все священники и все эти священные писания, потому что он не может доверять себе. У него нет ни смелости, ни духа, ни жажды свободы. Он послушен.
Здесь основными задачами духа в состоянии верблюда будет: преодоление чувства собственной важности и жалости к себе; преодоление искушений, искусить себя, но не поддаться им; сконцентрироваться на познании и обучении; научиться выносить физические тяготы; говорить нет, когда все говорят да; прощать обидчиков и понимать суть обид…
Ницше говорит о верблюде — как о духе, навьюченном опытом и предрассудками этого мира, которые грузятся на него с рождения.
Задача верблюда — преодолеть себя, смело глядеть страху и всем жизненным вызовам в глаза.
Состояние льва
Верблюд превращается в льва, когда появляется жажда свободы. Здесь лев преодолевает верблюжье — “Ты должен” и говорит: “Я хочу”.
Лев — как дух, готовый уйти от идолов, постулированных не им самим, отрекающимся от «я должен» (общественная мораль), приходящему к «я хочу» (собственная свободная мораль).
Лев — это революция. Начало этой революции — священное «нет».
Нужно поставить себе главной целью, стремление: «Я не буду жить как машина». У машины нет жизни — у нее есть производительность. Мир хочет, чтобы вы были машинами, поскольку ему необходима производительность.
Если ранее верблюд служил чужим ценностям и идеалам, то теперь лев переполнен жаждой, чтобы создать себе свободу выбора, свободу для созидания всего нового. Лев берет себе свое право для новых ценностей.
Состояние ребенка
Но лев со временем должен стать ребенком, так как только ребенок может с легкостью отпускать старое и с чистого листа создавать новое, ранее невиданное. Это созидание именуется Игрой. Ребенок осознает свою волю и может ей пользоваться.
Ребенок — дух чистый, готовый к новому познанию мира.
Высочайший пик — когда со львом также происходит метаморфоза, и он становится ребенком. Ребенок — это невинность. Это не послушание и не непослушание; это не вера и не неверие — это чистое доверие, это священное «да» существованию и жизни со всем тем, что она включает.
Ребенок — это самая вершина чистоты, искренности, подлинности, восприимчивости и открытости для существования.
Только приход нового может трансформировать вас, другого способа трансформации не существует.
Игра в жизнь по своей воле — это наивысшее состояние духа человека. Здесь создается свой собственный мир, где ребенок создает его и повелевает им своей собственной игрой.
С кем или с чем человек-играющий отождествляет себя, тем он и становится!
Перед кем играет ребенок? Только перед самим собой!
Поддержать «Дневник познания»
Три стадии развития человеческого духа
Человеческий дух проходит в своем развитии три стадии: сначала дух становится верблюдом, верблюд – львом, а лев – ребенком. Что означает каждая стадия? Дух на стадии верблюда символизирует тяжелый труд (совсем не обязательно физический) и отсутствие свободы. Стадия льва – это высокое положение, признание, господство и некоторая иллюзия свободы. Но в сущности свободы как таковой нет, так как человек остается зависимым от окружения. Подлинная свобода, свобода творчества начинается тогда, когда дух становится ребенком.
Итак, сверхчеловек обладает следующими качествами: он должен всегда идти вперед (не удовлетворяться тем, что есть, не останавливаться на достигнутом) и быть свободным от социального окружения. Кроме того, сверхчеловек должен быть сильным. Имеется в виду, конечно же, не физическая сила, а умение в любых, даже самых трудных ситуациях, не ждать сострадания. Сильный человек не сострадает другим и не ждет сострадания от окружающих. «Сострадая, слабеешь», – эта мысль многократно повторяется во многих произведениях Ницше. Человек должен надеяться только на себя, найти в себе силы вырваться из сложной, порою катастрофической ситуации, в которую он попадает, и только тогда возможно движение вперед. В противном случае, когда человек будет ждать сострадания со стороны других, он останется слабым человеком.
Ницше и христанство
Отношения с религией у Ницше сложные и неоднозначные. Он родился в семье пастора и в детстве с упоением читал молитвы. Но позже отношение к христианству резко изменилось. При этом нельзя сказать, что Ницше отвергает любую религию и становится атеистом. К некоторым видам восточной религии он относится с большой симпатией (и здесь он идёт по стопам своего учителя). Человеку нужен бог, считает Ницше, в двух случаях: слабым он нужен для того, чтобы у него что-нибудь попросить и на что-нибудь пожаловаться, сильным – чтобы поделиться с ним радостью собственных побед. Христианство – религия слабых, униженных, рабов. На первый взгляд непонятно, чем вызвано такое неприятие принципа сострадания. В любом обществе есть сильные и слабые, и сострадание сильного слабым людям – нормальное явление. Но Ницше полагает, что христианство противоречит основному закону природы – закону борьбы за существование, согласно которому все слабое должно погибнуть, более того, надо помочь ему погибнуть. Отсюда крайне непривлекательный тезис: «падающего толкни».
Ницше глубоко исследует сущность христианства и делает неутешительный вывод: христианство заинтересовано в слабых людях, гордыня – смертный грех в христианстве. Если человек будет надеяться только на себя, будет сильным и независимым, то христианский бог ему не нужен и эта религия отомрет сама собой. Общество заинтересовано в слабых людях, благодаря им существует христианская религия, благодаря им сильные люди, помогая слабым и сострадая им, могут почувствовать свое благородство и силу. Отсюда своеобразный совет нищим: «Никогда не благодарите того, кто дал вам милостыню; пусть они вас благодарят за то, что вы её взяли». Только на первый взгляд такой совет кажется парадоксальным, но при более глубоком анализе позиция Ницше становится понятной – благодаря нищим подающий милостыню может возвыситься в собственных глазах – вот за это и пусть благодарит нищего.
Отдельные высказывания, вырванные из контекста, могут натолкнуть на мысль, что вся философия Ницше антигуманна, направлена против человека. В этой связи стоит прислушаться к рассуждениям русского философа Льва Шестова, приверженца ницшеанской философии. В своей статье «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше» Л. Шестов приводит слова Л. Толстого, записанные в его дневнике после посещения им больницы для бедных. Толстой пишет, что после посещения на его глазах стояли слезы умиления, умиления собственным поступком. (10, 32) Напрашивается вопрос: чья позиция более гуманна – человека, который умиляется собственным поступком (пусть даже благородным и сострадательным по отношению к бедным и больным), или человека, который выступает за то, чтобы каждый человек нашел в себе силы выбраться из того состояния, в которое он попал, стал сильным и независимым? Становится понятно, почему подающий милостыню должен благодарить нищего, а не наоборот.
Ницше о морали. «Переоценка ценностей»
Общество должно поменять существующие ценности, основой которых было христианство с его принципом сострадания, культом слабого человека. В обществе должны утвердиться новые ценности, новая мораль. С некоторого момента слабых людей стало больше, они придумали свою религию (христианство) и распространили эти принципы (прежде всего принцип сострадания) на все общество, на всю мораль. Быть сильным стало неприлично. Такую мораль, считает Ницше, необходимо разрушить. Именно поэтому его называют великим ниспровергателем морали, нигилистом. Ницше идет дальше. Он говорит о необходимости построения новой морали, морали сильных людей. Но XIX век – не самое подходящее время для таких перемен. Как считает сам автор, его время еще не пришло, он рано родился.
Говоря о Ницше, невозможно обойти такую тему, как Ницше и фашизм. Долгое время считалось, что философия Ницше послужила основой для идеологии фашизма. Во многом это определялось тем, что единственная наследница всех работ Ницше, его сестра Э. Ферстер-Ницше, активно проповедующая идеи фашизма и антисемитизма, после смерти брата опубликовала работу «Воля к власти». В ней содержались отдельные высказывания Ницше, вырванные из контекста и тенденциозно подобранные. В таком варианте Ницше, действительно, предстает как идеолог фашизма и шовинизма, а поверхностное знакомство с его учением о сверхчеловеке может натолкнуть на мысль, что это учение вполне вписывается в идеологию фашизма. Но мы уже знаем, что, согласно Ницше, каждый может и должен стать сверхчеловеком, а это уже полная противоположность фашизму. Кроме того, известно, что с приходом Гитлера к власти в Германии были распущены все общественные объединения (профсоюзы, партии и т.д.), то есть налицо тенденция превратить всех людей в толпу, ведь толпой проще управлять, ей можно внушить что угодно. Именно против этого так активно выступал Ницше в своих произведениях.
В настоящее время философия Фридриха Ницше стала чрезвычайно популярной. Большими тиражами выходят его работы, широко распространились его идеи, а понятия, которые он ввёл (сверхчеловек, переоценка всех ценностей и т. д.), вошли в обиход не только философского языка.
Таким образом, Ницше, как и его учитель Шопенгауэр, полагает, что в основе мира и человека лежит не разум, а воля, тем самым он продолжает иррационалистическую линию. Но, в отличие от Шопенгауэра, это не воля к жизни, а воля к власти. Эта воля к власти опирается на основной закон жизни – борьбу за существование.
Центральный пункт философии Ницше – учение о сверхчеловеке. Каждый человек, независимо от расы, национальности и социальной принадлежности, может и должен стать сверхчеловеком, то есть стать свободным, независимым, сильным, не должен сострадать и не должен нуждаться в сострадании.
Отсюда проистекает критика христианской религии, основой которой является принцип сострадания. Как следствие этой критики – требование провести переоценку ценностей – разрушить старую мораль, мораль слабых и униженных, и заменить её моралью сильных людей.
Контрольные вопросы:
1. Чем отличаются взгляды Ницше от взглядов Шопенгауэра на вопрос о сущности воли?
2. Какими качествами должен обладать сверхчеловек?
3. В чём смысл понятия «переоценка всех ценностей»?
4. Какие аргументы приводит Ницше против принципа сострадания?
5. Верно ли утверждение: Ницше выступает против христианства, следовательно, он стоит на атеистических позициях?
6. Чем вызвана негативная реакция со стороны Ницше на влияние общества на личность?
Три шага к осмысленной жизни, согласно Ницше
История о верблюде, льве и ребёнке
Фридрих Ницше будет сопровождать вас в вашем собственном поиске смысла
В 1882 году Фридрих Ницше познал глубину отчаяния. Он жил с рядом проблем со здоровьем, психическими расстройствами и посттравматическим стрессовым синдромом, приобретённым в результате службы санитаром во время Франко-прусской войны (в тот период он также заразился дифтерией и дизентерией). Последней каплей стало то, что женщина, которую он глубоко любил и которой несколько раз делал предложение руки и сердца, бросила его.
Ницше был необычайно одарённым молодым человеком. Он получал степень доктора философии, будучи ещё подростком, и получил должность преподавателя в удивительно молодом возрасте – 24 года.
В конце 1860-х годов подающий надежды философ также преуспел как наездник и солдат. Казалось, ему было суждено стать капитаном прусской армии, но несчастный случай во время катания на лошади и его слабое зрение (он едва мог видеть) положили конец его военной карьере. Он вернулся в академию, где снова преуспел.
Ницше был одарённым писателем, а также академическим гением, который развил экстраординарное понимание одних из самых глубоких идей, которые лежат в основе наших убеждений. Он на новом интеллектуальном уровне рассматривал привычные моральные и философские концепции, которые считаются само собой разумеющимися даже сегодня.
Книги вроде «Человеческое, слишком человеческое», «Несвоевременные размышления» и «Весёлая наука» разрушили мораль, религию, разум и обнажили пустоту в сердце современной цивилизации.
Однако Ницше был далёк от нигилизма. Философ глубоко верил в возможности человека. Он стремился писать подобную Евангелию беллетристику, которая служила руководством для тех, кто разделял его презрение к традиционным ценностям, табу и священным вещам.
Именно в 1882 году, в тот сложный период своей жизни – страдая от психических и физических недугов, обитая в фактической изоляции в Рапалло (Италия) и переживая разрыв с Лу Саломе, женщиной, которую он так любил – Ницше начал писать одну из самых необычных книг философского канона: «Так говорил Заратустра».
Книга представляет собой философский роман, который повествует о спуске мудрого отшельника – Заратустры – из его жилья в горах в вымышленную землю, где он делится мудростью в серии тематических эпизодов.
Легендарный тёзка Заратустры – основатель древнеперсидской религии зороастризм. Пророк считается первым, кто изобрёл бинарную мораль «добра» и «зла», которая пробилась в авраамические религии и которую мы принимаем как должное сегодня.
Ценности и обычаи, которые когда-то считались вечными, со временем рухнули. Ницше считал, что «смысл» жизни находится внутри нас самих.
Ницше проповедовал «жизнеутверждение», честное и мужественное оспаривание всех доктрин, которые сдерживают людей, какими бы распространёнными они ни были.
Вместо этих доктрин Ницше разработал свои собственные доктрины, которые служат инструментами для людей, стремящихся стать тем, кого философ назвал “Übermensch”, что означает «сверхчеловек». Сверхлюди владеют своими эмоциями, радуются тому, что просто существуют, и творят, прежде всего.
Заратустра был идеальным рупором для Ницше, потому что он верил, что Заратустра может исправить то, что было его окончательной ошибкой (мораль).
«Заратустра создал самое пагубное заблуждение, мораль; следовательно, он должен также стать первым, кто признает это».
Это не значит, что Ницше был лишён этики; более того, он был против того, что мораль сдерживает людей от действий из любви или творчества. Философ был против правил, ценностей и кодексов.
У Ницше были свои ценности. Он решительно выступал против антисемитизма и национализма, столь распространённых среди немцев в его время (и которые станут катастрофической смесью в двадцатом веке).
Ницше полагал, что одержимость шаткими понятиями, такими как «нации» и «расы», мешает человеку найти своё высшее «Я».
Это важный момент: Ницше не верил, что расизм и национализм, например, являются «злом» с моральной точки зрения. Он верил, что это болезни, передаваемые из поколения в поколение, и от них освободятся те, кто ищет своё высшее «Я».
Этика Ницше заключалась в том, чтобы исключить плохие идеи, а не классифицировать их как зло.
Устами Заратустры, ближе к началу книги, Ницше излагает три метаморфозы, через которые должен пройти человек, чтобы обрести истинную свободу и изобилие творческой силы. Используя аллегорические образы, он описывает метаморфозы как верблюда, льва и, наконец, ребёнка.
Когда Заратустра спускается вниз из своего жилища в горах, его потрясает безразличие людей к тому, чему он хочет их научить.
Мудрец уподобляет людей стаду. Город, который он посещает, называется «Пёстрая Корова», что является умным философским намёком на презрение Платона к правлению большинства в демократии. «Пёстрая Корова», по сути, означает «управление стадом».
Персонаж Ницше, Заратустра, презирает стадо. Стадные животные не желают иметь дело с дискомфортом. Им просто хочется безопасного и богатого пастбища: спокойной и относительно (но не очень) обеспеченной жизни без каких-либо сюрпризов. Стадо держится вместе и не желает рисковать, его члены полагаются на пастуха, который должен показать им, что для них хорошо.
Верблюд
В отличие от большинства в стаде, есть люди, которые сильны духом, и они начинают духовный путь к самореализации, который они могут или не могут завершить. Первый этап этого пути – когда мы становимся «верблюдами».
Как бы странно ни звучала эта метафора, в ней много смысла. Верблюд является носильщиком и олицетворяет «сильный» дух, он, в отличие от стадного животного, с удовольствием берёт на себя ношу.
«Есть много вещей для духа, сильного духа, в котором обитают уважение и благоговение: его сила жаждет тяжёлого, самого тяжёлого [. ] таким образом, он становится на колени, как верблюд, и желает, чтобы его хорошо нагрузили».
Те из нас, кто силён духом, хотят вникнуть глубже в смысл вещей, но эта задача требует много багажа. Мы хотим, чтобы нас хорошо нагрузили, мы желаем взять на себя тяжёлую ношу потому, что дух верблюда стремится «радоваться» своей силе, «спешить в пустыню», испытывая уважение ко всем тем тяжёлым грузам, которые являются великими и хорошими.
Мы читаем, путешествуем, учимся, открываем. Нагрузка растёт. До нас дошло так много знаний, скрытых в книгах. Мы радуемся нашей силе нести это бремя.
Одинокий путь верблюда
Более того, верблюд берёт на себя самые сложные вещи, которые бросает ему жизнь. Он должен преодолеть страх, встретиться лицом к лицу с истиной, вынести неразделённую любовь и так далее.
Но пустыня одинока, и дух верблюда больше не хочет нести бремя идей и знаний, которые ему не принадлежат. Верблюд обнаружил, что мир не имеет существенных или универсальных ценностей. Нет никакого смысла в жизни.
Верблюд развивает желание снять с себя ношу, взять под контроль собственную судьбу и сказать «Я хочу».
Лев
Но чтобы свалить с себя ношу и создать собственный смысл и судьбу, вы должны пройти через новую трансформацию.
В одинокой пустыне происходит вторая метаморфоза: чтобы исполнить своё предназначение, духу нужно править пустыней, стать властелином пустыни, чтобы обрести свободу. Для этого лев, как говорит Ницше, должен бороться с существующим владыкой. Существующий владыка – это дракон, называемый «Ты должен», и этот дракон – большое препятствие на пути к истинной свободе.
«Ты должен» – это разрешение; все моральные законы и общественные ценности, которые существовали до этого, диктуют нам, кто мы и как мы должны действовать. Дракон соблазнителен, он сверкает золотыми чешуйками, на каждой из которых написано «Ты должен».
Тысячи чешуек символизируют тысячи лет «Ты должен», столетия кодексов о том, как вы должны мыслить и действовать. Дракон – враг истинного самообладания.
Дух льва должен бросить вызов дракону. На тысячах сверкающих чешуек дракона написана золотая фраза «Ты должен». Дракон представляет собой разрешение: все ценности, которые были до нас.
Столкнувшись с драконом, лев говорит: «Я хочу!» Но дракон возражает, что все ценности уже созданы. Он заявляет: «Нет места «Я хочу»».
Лев должен сразиться с драконом, чтобы стать повелителем пустыни и завоевать свободу.
Когда лев противостоит дракону, он рычит то, что Заратустра называет «священным «нет»». Священное «нет» – это отказ от всех ценностей, которые существовали до льва. Ницше был апатридом (он отказался от гражданства Пруссии), безработным и безбожным. Он должен был бороться с теми, кто не одобрял жизненный выбор, который он сделал, включая его собственную семью.
Описывая льва, он, возможно, говорил о собственном опыте. Сверхчеловек, по его мнению, был истинной личностью, тем, кто развивал самообладание на собственных условиях.
Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие Луну», 1825-1830
Ребёнок
Дух теперь желает иметь собственную волю. Те, кто отказался от мира, который был до них, теперь имеют силу победить.
Представьте себе состояние чистой личности, которая не обременена правилами, обычаями и условностями общества. Представьте себе человека, который управляет своей судьбой, определяет собственные ценности (которые он никому не навязывает) и пребывает в состоянии свободного творчества и игры.
На что похоже то состояние, которое находится прямо у нас под носом? Конечно же, речь идёт о ребёнке.
«Ребёнок – это невинность и забвение, новое начало, игра, самоходное колесо, первое движение, священное «да»».
Ницше считал, что истинно свободный дух будет подобен играющим детям, которые впервые открывают мир, не обременённый тем, что было раньше (отсюда и «забвение»). Ребёнок любопытен и полон удивления. Ребёнок не отягощён правилами и ценностями, он открывает для себя смысл в вещах.
Произнеся «священное «нет»», чтобы отвергнуть всё, что было раньше, ребёнок выкрикивает «священное «да»», которое утверждает жизнь.
Мы можем создавать собственные ценности, рисковать, чтобы получить то, что хотим, от жизни. Священное «да», как утверждает Ницше, есть игра творения. Дух становится своей собственной волей, он завоёвывает свой собственный мир.
Написав «Так говорил Заратустра», Ницше ещё больше отдалился от друзей и семьи. Удушающая тяжесть викторианских ценностей усугубляла всё более ухудшающееся психическое здоровье Ницше.
Несмотря на свои проблемы, он продолжал писать необычайно дальновидные книги, которые предвещали борьбу отдельных людей и наций в двадцатом веке. Ницше стал интеллектуальным титаном, чья работа предвосхитила психологию, экзистенциализм, структурализм и постмодернизм.
Ницше в последние годы своей жизни
Бродя по улице в Турине, Ницше был окончательно сломлен, когда увидел, как кучер изо всех сил хлещет лошадь. Он обнял руками шею лошади, чтобы защитить её, и упал на землю. Ницше так и не оправился от бездны душевных болезней, тяготивших его с 44 лет. После двух инсультов и воспаления лёгких Ницше умер летом 1900 года в возрасте 55 лет.
Мы все знаем, что внутри нас есть высшее «Я», и аллегорические метаморфозы Ницше – это лишь руководство, помогающее пройти через страдания, которые неизбежно приходят вместе со стремлением к истинной свободе и творческому самообладанию.
В своей книге «Человеческое, слишком человеческое» Ницше писал: «Они боятся своего высшего «Я» потому, что, когда оно говорит, оно говорит требовательно».
Ницше заставляет нас найти в себе мужество слушать. Если мы сможем понять, «почему» мы живём, мы сможем вынести практически любое «как».