какие стадии развития культуры выдвинул л морган

Теория древних обществ Л.Г. Моргана

какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть картинку какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Картинка про какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть картинку какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Картинка про какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть картинку какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Картинка про какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть картинку какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Картинка про какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган

какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть картинку какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Картинка про какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган

какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть картинку какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Картинка про какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган

В наиболее систематизированном виде взгляды Моргана на социально-культурологические проблемы отражены в книге «Древнее общество» (1877), над которой он работал свыше 40 лет. В ней поставлены, прежде всего, три важнейшие культурологические проблемы:

• место и роль родового строя в истории человечества,

• история формирования семейно-брачных отношений,

• периодизация истории человечества.

На основе реконструкции самобытного общественного строя ирокезовМорган пришел к выводу, что основой первобытного общества выступала родовая организация. По его мнению, вся история человечества может быть разделена на два больших периода:

• первый, ранний — организация социальная, основанная на родах, фратриях и племенах;

• второй, поздний период — организация политическая, основанная на территории и собственности.

Родовая организация общества стала тем социальным механизмом, благодаря которому общество получило возможность к сохранению и воспроизводству своей социальной структуры. Это проявилось на примере практически всех типов древнего общества — азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского.Морган стремился обнаружить зародышевую форму рода и усмотрел ее в социальной организации австралийских племен. Примером более развитой формы рода он считал ирокезов. Что касается поздней — отцовской — формы рода, то ее он находил у греков и римлян архаической эпохи. Таким образом, этнологи, антропологи, культурологи получили важный методологический вывод о превращении материнского рода в отцовский. В качестве важнейшей предпосылки этого процессаМорган считал накопление собственности и тенденцию передачи ее по наследству.

Другой важный вклад в развитие культурно-антропологических взглядов составили исследования истории семьи, результаты которыхМорган изложил в «Древнем обществе». Он выделял следующие стадии развития семьи в истории человечества:

1) «кровнородственная» семья — первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета (т. е. беспорядочного полового смешения) и предполагающая брачные отношения между родными и побочными, двоюродными братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;

2) «пуналуальная» семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями (не обязательно родственными между собой) или нескольких братьев с общими женами (не обязательно родственными между собой);

3) парная, или «синдиасмическая», семья («без исключительного сожительства»);

4) «патриархальная», т. е. полигамная, семья;

5) моногамная семья современного вида («при исключительном сожительстве»).

какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Смотреть картинку какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Картинка про какие стадии развития культуры выдвинул л морган. Фото какие стадии развития культуры выдвинул л морган

Определяющее значение для последующего развития социальной (культурной) антропологии имело изучениеМорганом общей истории первобытного строя и его попытка периодизации первобытной культуры. Вслед заТайлором он предложил разделить историю человечества на три этапа:

В свою очередь, первые два этапа подразделялись на ступени (низшую, среднюю и высшую), которые различались на основе специфических признаков. В основу периодизации были положены технологические скачки в развитии культуры. Так, изобретение гончарства он рассматривал как переход от дикости к низшей ступени варварства, а выплавка железа знаменовала переход к высшей его стадии. КонцепцияМоргана позволила связать воедино большую совокупность этнографических, исторических и археологических фактов. При этом для каждого народа оказалось возможным определить его место в едином ходе истории, а также сравнить уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.

Методологическая ограниченность эволюционизма. По мере развития культурно-антропологических знаний, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все более становились заметными слабые стороны эволюционизма. Так, представители эволюционизма не могли объяснить генезис культуры и ее составных частей, базируясь только на идее количественных изменений в культуре. Они исходили из того, что возникновение всех будущих культурных явлений имеет предпосылки в начале человеческой истории. Однако многие новые данные этнографических и культурно-антропологических экспедиций зачастую не согласовывались с концепцией эволюционизма. Требовались иные способы теоретического объяснения. Сформировавшаяся методологическая потребность стала стимулом для поиска новых путей исследования культуры, а также процессов ее возникновения, изменения и распространения. Поэтому многие новые направления и школы социальной (культурной) антропологии получили антиэволюционистскую направленность.

Однако та или иная теория культуры, если она действительно создана великими исследователями, при всех своих недостатках, тем не менее, отражает реальные тенденции и процессы, происходящие в сфере культуры. Поэтому она не пропадает бесследно, подобно исчезнувшим культурам. Такая теория отходит на второй план, занимает свое место в истории социальной (культурной) антропологии и очень часто дожидается нового всплеска научного интереса к ней. Так случилось и с эволюционизмом. Его основные идеи возродились в конце XX века в форме неоэволюционизма.

Таким образом, сам процесс развития теорий культур не является линейным и не есть простой переход от одних типов объяснения к другим. Это многонаправленный процесс, нередко параллельного развития различных теоретических концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась социальная (культурная) антропология.

В начале XX в. эволюционизм утратил доминирующее положение в культурологии. Однако благодаря ему утвердился новый взгляд на развитие культур, и особенно на эволюцию такого их важного элемента, как религия.

Эволюционистское направление в социальной (культурной) антропологии сложилось под влиянием эволюционистской парадигмы в науке второй половины XIX века. Для этого направления характерен метод сравнительного анализа разных культур, а также сопоставление современной европейской культуры с предшествующими и особенно примитивными культурами.

Это направление базируется на следующих идеях.

• Существует единство человеческого рода, поэтому люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях они принимают похожие решения. Подобным сходством объясняется единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света.

• Для человеческого общества характерен непрерывный социальный прогресс, понимаемый как прямолинеиныи процесс перехода от простого ко все более сложному. Культура как часть общества также развивается от низшего состояния к высшему путем непрерывных количественных изменений.

• Развитие каждого элемента культуры оказывается изначально предопределенным, поскольку его более поздние формы имеют основу в более ранних формах. Развитие культуры характеризуется наличием особых стадий и ступеней, единых для всех культур и народов.

• В соответствии с универсальными законами эволюции человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур характеризуются одинаковыми результатами культурной деятельности. Наличие или отсутствие контактов между различными культурами особого значения не имеет. В соответствии с этим культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

• Общественное развитие определяется законами эволюции, характерными для живой природы. Источником эволюции выступает межвидовая борьба за существование, результатом этой борьбы выступает взаимосвязь различных элементов культуры.

Опираясь на эти принципы, культурологи и антропологи делали весьма важные идеологические и практические выводы: если все народы идут по одному пути развития и если вершиной этого пути являются европейская цивилизация и культура, то все народы в конечном итоге должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что «диких», «безнадежно отсталых» народов и культур не существует.

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.

2. Велик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. — Разд. 1,гл. 1.

3. Ерохин В.Г. История культурологической мысли: Учеб. пособие. — Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1999. — Гл. 2.

4. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы:

5. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука. 1995. — Гл. 5.

6. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997.

7. МорганЛ.Г. Лига ходенгосауни, или ирокезов. — М., 1983.

8. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994.

9. Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград: Либрис, 2000.—Тема 8.

10. Садохин А.П. Этнология: Учебник. — М.: Гардарики, 2001.—Гл.2.

11. Тайлор Э. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989.

12. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1978. — Гл. 2, 4.

13. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1980.

14. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1995.

15. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. — М.: Наука, 1991.

16. Этнология в США и Канаде / Отв. ред. Е.А. Веселкин, Н.А. Тишков. — М.: Наука, 1989.

1. Покажите предпосылки становления эволюционистской парадигмы в культурной антропологии.

2. В чем состоят основные идеи и принципы эволюционизма?

3. Покажите специфику использования психологического и естественнонаучного метода в эволюционистской концепции А. Бастиана.

5. В чем состоят недостатки линейной схемы развития культур?

7. Покажите достоинства и недостатки тайлоровского метода исследования культур.

8. Что такое «метод пережитков» в изучении культур? Согласны ли Вы с пониманием пережитков, предложенным Э. Тайлором?

9. Покажите основное содержание концепции анимизма Э. Тайлора.

10. Какие аргументы выдвигались критиками анимистической концепции?

11. В чем состоит вклад в развитие эволюционизма Г. Спенсера?

12. Охарактеризуйте вклад Л. Моргана в развитие эволюционного подхода.

Источник

Контрольная работа: Доисторические ступени развития культуры по Л.Г. Моргану

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ

Доисторические ступени развития культуры по (Л.Г. Моргану)

Контрольная работа к зачету-собеседованию по истории древнего мира (часть I)

Выполнила студентка I курса 2 группы

заочного отделения исторического

Сулейманова Гульшана Дамировна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры зарубежной истории

Пропорции человеческого прогресса

Введение

«Древнее общество или исследование линий прогресса от дикости через варварство к цивилизации», основная работа великого американского этнолога Льюиса Генри Моргана, вышла в свет в 1887г.

Появление «Древнего общества» произвело подлинную революцию во взглядах на доисторическое прошлое человечества и положило начало истории первобытного общества. Место многочисленных, но совершенно бездоказательных гипотез о первобытном состоянии общества заняло стройное, обоснованное огромным фактическим материалом учения, давшее реальное изображение развития человечества. В области истории первобытного общества Морган приобрел «такое решающее значение, как Дарвин в Биологии».[1]

Каждый из этнических периодов, по определению Моргана, представляет собой определенное состояние общества и отличается свойственным этому периоду образом жизни.

Это разграничение этнических периодов дает возможность рассматривать каждое отдельное общество соответственно его состоянию относительного развития и сделать его предметом самостоятельного изучения и исследования.

Этнические периоды

Льюис Генри Морган считал, «Что новейшее исследование раннего состояния человеческой расы приводят к заключению, что человечество начало свое поприще с самой низкой ступени развития и проложило себе дорогу из состояния дикости к цивилизации, благодаря медленному накоплению опыта».[3]

Факты указывают на постепенное образование и последующее развитие определенных идей, побуждений и стремлений. Самые выдающиеся из них могут быть поняты, как продукт роста отдельных идей, с которыми они связаны. Автор указывает на то, «Что помимо изобретений и открытий они состоят в следующем»:[4]

1. Средства существования

6. Домашняя жизнь и архитектура

Здесь можно наперед указать, что все формы управления сводятся к двум основным планам, причем слово план принимается в его научном смысле. Первый по времени, основывается на личности и чисто личных отношениях и может быть назван обществом (societas). Второй план основывается на теории и частной собственности и может быть назван государством (civitas). В древнем обществе этот территориальный план был неизвестен.

Далее следует отметить, что домашние учреждения варварских и даже диких предков человечества еще и поныне встречаются у отдельных ветвей человеческой семьи с такой полнотой, что, за исключением наиболее примитивного периода, различные стадии соответствующего развития сохранились довольно хорошо.

Морган говорит, «Что теория вырождения человечества, объясняющая существование дикарей и варваров должна быть оставлена. Она возникла в качестве вывода из космогонии Моисея и была принята из мнимой необходимости, ныне не существующей». [5] Следует заметить, наконец, что развитие человечества шло повсюду почти одинаковыми путями, что человеческие потребности при аналогичных условиях были по существу одинаковы и что проявление умственной деятельности, в силу видовой тождественности мозги всех человеческих рас, были однородны.

Надо думать, что различные виды средств существования, возникших последовательно в течение долгих промежутков времени, дадут, наконец, в силу большого влияния, которое они должны были оказывать на состояние человечества, самое удовлетворительное основание для такого деления. При наших современных знаниях наилучший результат может быть достигнут путем отбора таких изобретений и открытий, которые дали бы показатели прогресса, достаточные для установления начала последовательных этнических периодов. Будучи приняты хотя бы условно, эти периоды окажутся все же пригодными и полезными. Каждый из таких намеченных периодов охватит определенную культуру и представит особый образ жизни.

Период дикости, о самой начальной части которого известно очень мало, можно разделить условно на три подпериода. Они могут быть названы древнейшим, средним и позднейшими периодами дикости, и состояние общества в каждом из них соответственно можно различать как низшую, среднюю и высшую ступень дикости.

Подобным же образом период варварства естественно распадается на три подпериода.

«Трудно, если не невозможно, найти такие показатели прогресса для установления начала этих различных периодов, которые бы оказались абсолютными и не допускали бы исключений на всех континентах». [6]

I. Низшая ступень дикости.

Этот период начинался с младенчества человеческой расы и, можно считать окончился с введением в употребление рыбной пищи и умения пользоваться огнем. Человечество жило тогда в своем первоначальном ограниченном месте обитания, питаясь плодами и орехами. Начало членораздельной речи принадлежит к этому периоду. Ни одного образца человеческого племени, находящегося в этом состоянии, не сохранилось до исторического периода.

II. Средняя ступень дикости.

Она началась с употребления в пищу рыбы и умения пользоваться огнем и окончилась с изобретением лука и стрелы. В этом состоянии человечество из мести своего первоначального обитания распространилось по большей части земной поверхности.

III. Высшая ступень дикости.

Она началась с изобретения лука и стрелы и окончилась с изобретением гончарного производства. Этим заканчивается период дикости.

I. Низшая ступень варварства.

V. Средняя ступень варварства.

VI. Высшая ступень варварства.

Она началась с обработки железа и окончилась с изобретением фонетического алфавита и применением письма в литературных произведениях. Здесь начинается цивилизация.

VII. Ступень цивилизации.

Она началась, как уже сказано, с применения фонетического алфавита и создания литературных памятников и распадается на древнюю и современную. В качестве эквивалента фонетического письма можно принять иероглифическое письмо на камне.

I. Древнейшая период дикости. I. Низшая ступень дикости.

II. Средний период дикости. II. Средняя ступень дикости.

III. Позднейший период дикости. III. Высшая ступень дикости.

IV. Древнейший период варварства. IV. Низшая ступень варварства.

V. Средний период варварства. V. Средняя ступень варварства.

VI. Позднейший период варварства. VI. Высшая ступень варварства.

VII. Ступень цивилизации.

«Каждый из этих периодов имеет особую культуру и представляет строй жизни, более и менее особенный и только ему одному присущий». [7] Это разграничение этнических периодов дает возможность рассматривать каждое отдельное общество соответственно его состоянию относительного развития и сделать его предметом самостоятельного изучения и исследования.

«Введение керамического искусства создало новую эпоху человеческого прогресса в смысле улучшения жизненных условий и умножения домашних удобств». [8]

Другое преимущество установления определенных этнических периодов заключается в том, что оно ведет к специальному изучению тех племен и наций, которые дают наилучшую иллюстрацию каждой ступени, представляя каждую из них типично и наглядно. Некоторые племена и семьи остались в географической изолированности и должны были разрешать проблемы прогресса самостоятельными усилиями ума; они, следовательно, сохранили свои производства и учреждения в чистом и цельном виде, тогда, как у других племен и наций они искажены внешними влияниями. Таким образом, тогда как Африка представляла и представляет этническое слияние дикости и варварства, Австралия и Полинезия оставались в подлинной и совершенной дикости, обладая принадлежащими этому состоянию производствами и учреждениями. Подобным же образом индейская семья Америки, в отличие от всех других существующих семей, представляла состояние человечества в трех последовательных этнических периодах. Непотревоженные в своем обладании громадным континентом, будучи едины по происхождению, имея однородные учреждения, они представляли в эпоху их открытия каждое из этих состояний, в особенности низшую и среднюю ступени варварства, точнее и полнее, чем какая-либо другая часть человечества. Такой благоприятной возможности получить полные и детальные сведения о ходе человеческого опыта и прогресса в развитии производств и учреждений на протяжении этих последовательных состояний не встречалось за время всего исторического периода.

«Различия в культуре одного и того же периода в восточном и западном полушариях несомненно существовали в следствие неодинаковых природных богатств обоих континентов; но состояние общества на одинаковой ступени должно было быть в главных чертах по существу сходным». [9]

Предки греческих, римских и германских племен прошли все указанные нами стадии, но свет истории упал на них только в середине последней стадии. Их выделение из недифференцированной массы варваров произошло, вероятно, не раньше начала среднего периода варварства. Опыт этих племен был утрачен, за исключением того, что представлено учреждениями, открытиями и изобретениями, которые они принесли с собой и которыми обладали тогда, когда впервые стали объектом исторического наблюдения. Греческие и латинские племена времен Гомера и Ромула дают превосходнейшую иллюстрацию высшей ступени варварства. Их учреждения были так же свободны от примесей и самобытны, как и индейские, и их опыт непосредственно примыкает к высшим достижениям цивилизации.

Если мы, таким образом, начнем с австрийцев и полинезийцев, перейдем затем к индейским племенам Америки и окончим римлянами и греками, то поскольку все они дают превосходнейшую иллюстрацию шести великих стадий человеческого прогресса, мы сможем принять, что сумма их общего опыта прекрасно представляет прогресс человеческой семьи от средней ступени дикости до конца древней цивилизации.

Производства, учреждения и образ жизни на одинаковых ступенях столь тождественны по существу на всех континентах, что архаическую форму главнейших домашних учреждений греков и римлян можно даже сейчас найти в соответствующих учреждениях американских туземцев. Этот факт составляет часть накапливающихся свидетельств, ведущих к доказательству того, что главнейшие учреждения человечества развились из нескольких начальных зародышей мысли и что ход и образ их развития был предопределен, а вместе с тем и ограничен узкими пределами в силу естественной логики человеческого ума и необходимой ограниченности его сил. Прогресс оказывается по существу одинаковым в своем содержании у племен и наций, живших на разных и даже разобщенных континентах и находившихся на одной и той же ступени; отступление от этого единообразия в отдельных случаях были вызваны особыми причинами. Развитие этого положения приводит к установлению единства происхождения человечества.

Исследуя состояние племен и наций в этих различных этнических периодах, мы имеем дело по существу с древней историей и былым состоянием наших собственных отдаленных предков.

Средства существования

Важный факт, что человечество начало свое развитие с самой низшей ступени и поднялось выше, выразительным образом раскрывается в последовательных видах их средств существования. От его способностей в этой области зависел вопрос господства человечества на земле.

I. Природные средства существования, состоящие из плодов и корней и добываемые в ограниченном месте обитания.

Эта позиция возвращает нас к самому примитивному периоду существования человечества. Указанный род средств существования предполагает тропический или субтропический климат. К такому климату, по общему мнению, относится обиталище примитивного человека. В лесах, богатых плодами и орехами, привыкли мы и не без основания, видеть начальное место существования наших предков. Животная пища, по всей вероятности вошла в употребление человека уже в самом раннем периоде, но добывалась ли она активно, когда человек фактически питался плодами, должно остаться в области предположений. Во всяком случае, этот вид пищи к самому начальному периоду.

Рыбу следует считать первым видом искусственно приготовляемой пищи, так как в сыром виде она не вполне усваивается. Вероятно, огонь был использован впервые именно для этой цели. Рыба встречалась повсюду, запасы ее были неограниченны, и она представляла собой единственный вид пищи, доступный во всякое время. Между введением рыбной пищи, после чего последовали широкие миграции, и производством мучной пищи лежал громадный промежуток времени. Он обнимает большую часть периода дикости.

III. Мучная пища, добываемая посредством обработки земли.

Теперь мы вступаем на низшую ступень варварства. Возделывание хлебных злаков и овощей было известно в западном полушарии только тем племенам, которые вышли из дикости; земледелие, однако, должно было быть древнее огорода; естественная последовательность такова: во-первых, обработка участков открытой наносной земли, во-вторых, огороженных мест, или огородов, и, в-третьих, обработка поля посредством плуга, влекомого силой животного. Существуют основания полагать, что потребовались целых 2 века для выработки искусства земледелия и для того, чтобы мучная пища сделалась главной основой питания. С того времени, как в Америке земледелие повело к колонизации и оседлой жизни, мучная пища стала, в особенности у оседлых индейцев, занимать место рыбы и дичи. Более того, с возделыванием хлебных злаков и огородных растений человечество получило впервые представление о возможности иметь обильную пищу.

IV. Мясная и молочная пища.

V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием.

«Домашние животные, которые восполняли своей силой мускульную силу человека, явились новым фактором величайшего значения».[11] С течением времени производство железа дало плуг, и равно более совершенные лопату и топор. Отсюда вместе с предшествующим огородничеством, возникло полевое земледелие, а с ним впервые и неограниченный источник средств существования. Плуг, влекомый силой животного, можно считать зачинателем нового производства. Теперь впервые возникло мысль сводить лес и возделывать обширные поля. Более того, теперь сделалось возможным густое население в небольших областях.

Формы семьи

В дальнейшем изложении Льюис Генри Морган будет говорить о семье в тех ее формах, какие существовали в различные этнические периоды, причем ее форма в одном периоде была иногда совершенно иной, чем в другом периоде.

I. Кровнородственная семья.

Она основывалась на групповом браке между братьями и сестрами. Свидетельство этой формы до сих пор сохраняется в древнейшей из существующих систем родства, малайской, показывающей, что эта первая форма семьи была в древности столь же универсальна, как и это созданная ею система родства.

II. Пунуальная семья.

Она была основана на групповом браке между несколькими братьями и женами каждого их них и между несколькими сестрами и мужьями каждой из них. Эта форма семьи пришла на смену кровнородственной. Она создала туранскую и гондванскую систему родства. Как эта, так и предшествующая форма принадлежат к периоду дикости.

III. Синдиасмическая семья.

Она была основана на паровании мужчин и женщин в форме брака, но без исключительного сожительства. Она была зародышем моногамной семьи. Развод или разлучение зависели от доброй воли как мужа, так и жены. Это форма семьи не создала своей системы родства.

IV. Патриархальная семья.

Она была основана на браке одного мужчины с несколькими женами. Эта форма оказала небольшое влияние на судьбу человечества, так как не получила всеобщего распространения.

V. Моногамная семья.

Она была основана на браке одного мужчины с одной женщиной при исключительном сожительстве; последнее составляло основной элемент этого института. Она является преимущественно семьей цивилизованного общества и, следовательно, по существу недавнего происхождения. Эта форма семьи также создала особую систему родства.

Пропорции человеческого прогресса

Суммировав достижения различных этнических периодов и сравнив их между собой в качестве отличных друг от друга групп фактов, мы получили общее представление об относительном объеме и пропорциях человеческого прогресса в эти периоды.

Главнейшими созданиями современной цивилизации являются: электрический телеграф, светильный газ, паровая машина и многие другие изобретения, упоминать которые нет необходимости.

Современные цивилизация возродила и впитала в себя то, что было ценного в древней цивилизации. Но хотя ее вклад в общую сумму человеческого знания был обширен, блестящ и сделан в весьма короткий срок, он далеко не столь несоразмерно велик, чтобы затмить более древние цивилизации и умалить их относительное значение.

Употребление письма, или равнозначных ему иероглифов на камне является отчетливым признаком начала цивилизации.

И по этому поводу Льюис Генри Морган говорил, что «Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации». [13]

Пользуясь гомеровскими поэмами, как путеводителем и переходя далее к позднейшему периоду варварства, отметим из сферы знаний и опыта человека: изобретение стихотворной формы, древнюю мифологию, храмовую архитектуру, знакомство с хлебными злаками за исключением маиса, города, обнесенные каменными стенами, сооружении кораблей и др. такова главнейшая часть замечательных достижений высшего класса варваров вместе с достигнутым на этой основе умственным и моральным развитием.

«Отступая отсюда в средний период варварства, мы находим отчетливые данные и относительный порядок, в котором появились учреждения, изобретения и открытия, оказывается менее ясными; однако мы не лишены некоторых указаний, ведущих нас даже в этих отдаленных веках прошлого арийской семьи». [14]

Вступая теперь в средний период варварства, отметим подобным же образом из сферы человеческого опыта: процесс производства бронзы, стада домашних животных, общинные дома со стенами из необожженного кирпича и тесаных камней, свайные постройки на озерах, употребление древесного угля и т.д. Совокупность достижений этого периода менее значительна, чем последующего, но по отношению ко всей сумме человеческого прогресса она очень велика.

Вступая в древнейший период варварства, отметим из сферы достижений человека: конфедерацию, основанную на родах, что дало общественный строй более высоко организованный, открытие и возделывание маиса, ручное ткачество, почитание стихий, и наконец, гончарное искусство.

Если правильно оценить важность достижений человечества на протяжении трех подпериодов варварства, то эти достижения следует считать грандиозными не только по количеству и своей внутренней ценности, но и по тому умственному и нравственному развитию, которым они необходимым образом сопровождались.

Восходя далее, к продолжительному периоду дикости, отметим из области человеческого знания: организацию, состоящую из родов, фратрий, племен, синдасмическую семью, почитание стихий, многосложную речь, лук и стрелу, знакомство с использованием огня и, наконец, язык жестов.

Исключив эти достижения в том порядке, в котором они появлялись, мы вплотную приблизимся к младенческому периоду существования человека.

Развитие человечества, с начала, и до конца, совершалось в геометрической, не в строгом смысле, но по существу прогрессии. Вследствие этого, хотя прогресс совершался наиболее медленно в первый период и наиболее быстро в последний, относительный объем прогресса мог быть наибольшим в первом периоде, если брать достижения каждого периода в отношении к общей их сумме.

Какова была относительная продолжительность этих этнических периодов, представляется законным объектом догадок. Точное определение невозможно, но можно попытаться сделать это хотя бы приблизительно.

По теории геометрической прогрессии период дикости должен был быть длиннее периода варварства, как последний в свою очередь длиннее периода цивилизации.

Заключение

В заключение нужно сказать, что тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Они вошли и в нашу жизнь.

Может быть, стоит прислушаться к мнению Л.Г. Моргана: Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества.

Вызывает удивление тот факт, что труды Л.Г. Моргана дошли до нас, а не затерялись в веках и по сей день актуальны.

Список литературы

[1] Автор ссылается на Ф.Энгельс Письмо к К. Каутскому, от 26//II 1884г. Архив Маркса и Энгельса. Т.1(VI),стр. 247.

[2] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 7

[3] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 7

[4] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 12

[5] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 15

[6] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 18

[7] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 18

[8] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 19

[9] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 21

[10] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 22

1 Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 22

[12] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 24

[13] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 25

[14] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. – С. 26-27.

[15] Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л.Г. Морган. – Л.: Издательство института народов Севера и ЦИК СССР. 1934. –С. 28-29

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Доисторические ступени развития культуры по Л.Г. Моргану
Раздел: Рефераты по истории
Тип: контрольная работа Добавлен 13:43:34 21 июня 2009 Похожие работы
Просмотров: 624 Комментариев: 16 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать