какие стадии технически сложного проекта входят в его проектный этап
Стадии проектирования: стадии П, РП, Р, ТЭО, ТЭР, ЭП
При заказе проектной документации важно понимать, какие стадии будут входить в ее состав. Это даст представление о продолжительности работ и затратах на их проведение. Количество стадий зависит от сложности объекта. Для базовых построек достаточно одной стадии, для сложных требуется три и более.
В рамках сегодняшней статьи мы рассмотрим основные стадии проектирования, поговорим об их направленности и специфике.
Преимущества нашей компании — решать задачи комплексно
Утверждение
архитектурно-градостроительного
облика
Проработка потенциала
земельного участка или
объекта реконструкции
Проектирование всех
стадий, разделов,
любой сложности
Согласования и
утверждение в ИСОГД
Получение разрешения
на строительство
Стадия П
На стадии П (проект) определяются градостроительные, экологические, технологические и архитектурные решения. Для проведения работ обязательно задание на проектирование. Разделы имеют умеренный объем, достаточный для обоснования используемых решений. Документ содержит сведения о строительных материалах, применяемых инструментах, требованиях к выполнению тех или иных операций.
Стадия РП
РП (рабочий проект) разрабатывается для несложных объектов. Он основан на применении типовых решений, подготавливается в сжатые сроки. На этой стадии формируется утверждаемая и рабочая документация.
Стадия Р
На стадии Р подготавливаются рабочие документы. К работам приступают после утверждения стадии П. Проектные мероприятия могут проводиться теми же или прочими специалистами. Во втором случае важно соблюдать решения, утвержденные на стадии П.
Стадия ТЭО
Технико-экономическое обоснование используемых решений. Обязательный раздел для производственных и инфраструктурных объектов. Объем раздела определяется спецификой постройки.
Стадия ТЭР
Технико-экономический расчет. Стадия аналогична ТЭО, при этом является более компактной. Она востребована при работе с типовыми линейными объектами. Расчеты проводятся в соответствии со стандартными требованиями. При их проведении учитываются параметры целевой постройки, особенности используемой техники и материалов.
Стадия ЭП
Эскизный проект отображает принципиальные решения, реализуемые в рамках объекта. Специалисты подготавливают чертежи общего вида, пояснительную записку и ведомость. Последняя содержит перечень документов, входящих в эскизный проект.
Вы можете заказать разработку любой стадии проекта
Компания IR-PROEKT разрабатывает проектные решения различной сложности. Подготавливается документация для производственных объектов, многофункциональных центров, баров и магазинов. Штатные специалисты принимают во внимание:
Работы выполняются в установленный срок. Оказывается содействие в прохождении государственной и негосударственной экспертизы.
Пять причин обратиться в IR-PROEKT.
Остались вопросы? Свяжитесь с консультантами компании. Они расскажут об особенностях сотрудничества, помогут с подготовкой ТЗ, согласуют сроки проведения работ.
Будем рады вашим заказам!
Приносим только хорошие новости
Узнавайте первыми о специальных предложениях
Исполнительная документация
Стадии проектирования в строительстве и их особенности.
Проектная документация разрабатывается в 1-у или 3-и стадии. В одну стадию (иначе: «одностадийная») разрабатывается проектная документация для «технически несложных» объектов, в то время как в три стадии (иначе: «трёхстадийная» наоборот, разрабатывается для «технически сложных объектов»). К какому типу относится тот или иной объект проектирования определяет заказчик.
Примечание: В отрасли связи система проектирования в 3-и стадии почти не применяется в связи с большой сложностью, длительностью подготовки и высокой стоимостью.
Трёхстадийная система разработки проектной документации.
Трёхстадийная схема разработки проектной документации в строительстве состоит из следующих стадий:
1-Обоснования инвестиций (стадия «ОИ»). На этой стадии рассматриваются разного рода технические и экономические аспекты создания конечного объекта по заданным исходным данным. Примечание: Стадия обоснования инвестиций на особо сложные или опасные объекты подлежит обязательной государственной экспертизе как предпроектная документация;
2-Технико-экономическое обоснование (стадия «П») или сокращённо «ТЭО» На этой стадии проект разрабатывается на основании утвержденных и прошедших экспертизу ОИ и состоит из принятых технических решений, описания функционирования объекта с учетом внешних условий, требований к эксплуатации и т.д. ТЭО подлежит отдельной государственной экспертизе;
3-Рабочая документация (Стадия «Р»). Комплект рабочей документации (РД) содержит все чертежи и технологические пояснения, необходимые строительства объекта. РД – основной документ для производителя работ, бригадиров, монтажников. Помимо РД выполняется разработка смет к проекту, содержащих подробный расчёт стоимости объекта.
Одностадийная система разработки проектной документации.
Одностадийное проектирование выполняется в отношении «технически несложных» объектов.
Примечание: Одностадийное проектирование в основном применяют при проектировании большинства объектов в отрасли связи.
Одностадийное проектирование также имеет название «рабочее проектирование», что обусловлено тем, что в финале получаем «Рабочий проект», содержащий 3 части:
1-Общая пояснительная записка (ОПЗ) — в ней описываются основные технологические решения, мероприятия, условий функционирования объекта и обоснования выбранных решений при необходимости;
2-Рабочая документация (РД) – рабочие чертежи, необходимые для производства СМР с пояснениями;
3-Сметная часть комплекта проектной документации.
P.S. В России при подготовке проектной документации необходимо использовать Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 48, 49) и Постановления Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г. «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (с изменениями от 29.12.2007 г., 16.02.2008 г.).
Смотрите состав исполнительной в разделе: «Состав исполнительной»
Скачивайте акты, протокола и другое в разделе: «Акты и прочее»
Скачивайте полезные книги, ГОСТы, СнИПы в разделе: «ГОСТы и книги«
Какие стадии технически сложного проекта входят в его проектный этап
Когда возникает необходимость разработки проекта, заказчику и проектной организации необходимо понимать какая стадия проектирования необходима для того или иного объекта. Для некоторых объектов возможно выполнение проектных работ в одну стадию, для других — в две стадии, для особо сложных объектов необходимо выполнить три стадии проектирования. Так например, проект электроснабжения дома выполняется в одну стадию, проект электроснабжения административного здания — в две стадии, проект электроснабжения завода или большого супермаркета выполняется в три стадии. Цена за разработку каждой стадии различна и определяется на основании государственных сборников цен на проектные работы для строительства (СЦПРС).
В этой статье рассмотрим основные стадии проекирования, а также термины и определения, применяемые при разработке проектной документации.
Согласно ДБН А.2.2-3:2012 существуют следующие стадии проектирования:
— технико-экономическое обоснование (ТЭО);
— технико-экономический расчет (ТЭР);
— эскизный проект (ЭП);
— проект (П);
— рабочий проект (РП);
— рабочая документация (Р)
Остановимся более детально на каждой из них.
Стадия ТЭО (ТЭР). Разрабатывается на основании задания заказчика для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, которые нуждаются в детальном обосновании соответствующих решений и определения вариантов и целесообразности строительства объекта.
ТЭР применяется для технически несложных объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. ТЭР выполняется в сокращенном объеме сравнительно с ТЭО соответственно характеру объекта и требований задания.
Стадия ЭП. Разрабатывается на основании задания заказчика для принципиального определения требований к градостроительным, архитектурным, художественным, экологическим и функциональным решениям объекта, подтверждения возможности создания объекта непроизводственного назначения.
В составе ЭП для обоснования принятых решений по заданию заказчика выполняются расчеты основных проектных решений, сметной стоимости и обоснование эффективности инвестиций, а также могут дополнительно выполняться инженерно-технические разработки, схемы инженерного обеспечения объекта.
Стадия П. Разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства.
П разрабатывается на основании задания на проектирование, исходных данных и одобренной при трехстадийном проектировании предыдущей стадии. Разделы стадии П даются в четкой и лаконичной форме, без чрезмерной детализации, в составе и объеме, достаточном для обоснования проектных решений, определения объемов основных строительных работ, потребностей в оборудовании, строительных материалах и конструкциях, положений по организации строительства, а также опре-деления сметной стоимости строительства.
Стадия РП. Разрабатывается для технически несложных объектов, а также объектов с применением проектов (проектных решений) повторного использования.
РП разрабатывается для определения градостроительных, архитектурных, художественных, экологических, технических, технологических, инженерных решений объекта, сметной стоимости строительства и выполнения строительных работ. РП является интегрирующей стадией проектирования и состоит из двух частей — утверждаемой и рабочей документации.
Стадия Р. Разрабатывается на основании утвержденной предыдущей стадии. После утверждения стадии П по решению заказчика рабочая документация может разрабатываться автором проекта или другим проектировщиком. Разработка рабочей документации другими проектировщиками осуществляется с соблюдением авторских решений утвержденного П и соблюдением авторских прав.
Стадии проектирования в зависимости от категорий сложности объекта:
1. Для объектов І и II категорий сложности проектирование осуществляется:
а) В одну стадию — рабочий проект (РП);
б) В две стадии — для объектов непроизводственного назначения — эскизный проект (ЭП), а для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры — технико-экономический расчет (ТЭР) и для обоих — рабочий проект (РП).
2. Для объектов III категории сложности проектирование осуществляется в две стадии:
— проект (П);
— рабочая документация (Р).
3. Для объектов IV и V категорий сложности проектирование выполняется в три стадии:
— для объектов непроизводственного — ЭП или при соответствующем обосновании ТЭО, а для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры — технико-экономическое обоснование (ТЭО);
— проект (П);
— рабочая документация (Р).
Какие стадии технически сложного проекта входят в его проектный этап
СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
(вопросы и ответы)
Настоящий Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от министерств, ведомств, заказчиков, проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти и других организаций.
Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.
ВВЕДЕНИЕ
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ законодательно установлены новые нормы, регулирующие весь процесс строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, начиная от этапа выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации и заканчивая выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанным Кодексом установлен перечень обязательных разделов проектной документации применительно к любым объектам капитального строительства, кроме линейных объектов. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», и от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» регламентированы соответственно состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительств, установлены новые положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Вместе с тем в сфере архитектурно-строительного проектирования ситуация остается весьма сложной.
В настоящее время инвестиционный процесс регулируется более чем 125 федеральными законами, 250 постановлениями Правительства Российской Федерации и более 500 основными нормативно-техническими и организационно-методическими документами. В то же время отсутствуют технические регламенты, на основании которых должна осуществляться организация проектирования.
Обращается внимание, что Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусматривается разработка предпроектной документации для объектов капитального строительства. Однако рядом законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации разработка предпроектной документации прямо или косвенно предполагается.
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, не решило ряда проблем в сфере проектирования, например стадийности проектирования, содержания текстовой и графической частей разделов проектной документации применительно к конкретным видам объектов капитального строительства различного функционального назначения, не приведены требования к содержанию разделов в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.
Настоящий Сборник призван способствовать разъяснению ряда вопросов, возникающих у заказчиков-застройщиков, проектных организаций, подрядных строительных организаций, иных юридических и физических лиц в процессе проектирования объектов капитального строительства.
I РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Понятие стадийности проектирования содержится в статье 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. В положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию*, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, определение стадийности отсутствует. Вместе с тем в целях реализации в процессе строительства решений, содержащихся в проектной документации, предусмотрена разработка рабочей документации (пункт 4 Положения). Таким образом, с введением в действие указанного Положения легитимными проектными документами на законодательном уровне становятся два документа: проектная документация и рабочая документация, что предполагает наличие двухстадийного проектирования.
2 Существует ли сейчас стадия проектирования «рабочий проект»?
Действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации [1.2] и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта» не предусмотрено.
«2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Представляется, что в отношении перечисленных объектов заказчик может заказать проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт этих объектов на основе одностадийного проектирования в виде рабочего проекта.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что для открытия лицевых счетов получателей бюджетных средств необходимо в территориальные органы Федерального казначейства представить заключение государственной экспертизы проектной документации (подпункт «б» пункта 6 Правил осуществления в 2008 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 989). Практика показывает, что территориальные органы Федерального казначейства требуют представления заключения экспертизы и для объектов, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3 Каков порядок выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, проектная документация в отношении которых не подлежит государственной экспертизе?
Получение разрешения на строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2]. Как указано в пункте 4 части 7 данной статьи, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации требуется «применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса».
Для объектов, государственная экспертиза проектной документации по которой не проводится (часть 2 статьи 49), состав документов на получение разрешения на строительство должен соответствовать пунктам 1-3, 5-6 части 7 статьи 51, и в том числе включать материалы утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации в объеме, установленном пунктом 3.
Обращается внимание, что пункт 7 Положения [2.1], касающийся необязательности разработки раздела 6 проектной документации «Проект организации строительства» для объектов, финансируемых не за счет бюджетных средств, вошел в противоречие с подпунктом «е» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым установлена обязательность представления в составе проектных документов на получение разрешения на строительство «Проекта организации строительства». Представляется, что в такой ситуации необходимо выполнять законодательные нормы Кодекса.
4 В каком объеме и составе подготовляется проектная документация на объекты обустройства месторождений?
Обустройство нефтяных и газовых месторождений представляет собой комплекс объектов капитального строительства, в составе которого присутствуют как объекты производственного и непроизводственного назначения, так и линейные объекты. Проектная документация на каждый вид объекта должна быть представлена в объеме, установленном вступающими в силу с 1 июля 2008 года пунктами 9-42 Положения [2.1].
При этом до вступления в силу установленных Минрегионом России правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации (пункт 6 Положения), могут быть использованы положения ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»* и другими действующими национальными стандартами системы СПДС.
5 Какими документами следует пользоваться при организации проектирования объектов капитального строительства?
В основу правовой составляющей организации проектирования следует закладывать нормы Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
После введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.04. N 190-ФЗ вступил в силу новый порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации (глава 6). При этом определён ряд исходно-разрешительных документов, представляемых заказчиком или застройщиком лицу, осуществляющему подготовку проектной документации (часть 6 статьи 48 [1.2]).
Правовая основа согласования проектной документации определена статьёй 760 Гражданского кодекса Российской Федерации [1.1], в которой установлено, что «подрядчик обязан:
Случаи, когда необходимо обеспечить согласование проектной документации, устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а органы, уполномоченные на осуществление тех или иных согласований, определены положениями о федеральных органах исполнительной власти, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с действующей в настоящее время структурой, установленной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724.
Вместе с тем во многих законодательных и нормативных правовых актах прослеживается прямо или косвенно, что такая документация существует, о чем свидетельствуют следующие примеры.
1. Из положений соответствующих статей Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что физические или юридические лица (застройщики или заказчики) принимают активное участие при разработке документов территориального планирования, при подготовке правил землепользования и застройки, а также проектов планировки и межевания территории.
В том числе физические и юридические лица:
а) подготавливают предложения по включению объекта капитального строительства в документы по территориальному планированию (часть 3 статьи 11; часть 5 статьи 15; часть 5 статьи 20; часть 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ);
б) подготавливают предложения по учету их интересов при подготовке правил землепользования и застройки или при внесении в них изменений (часть 3 статьи 31; п.5 части 3 статьи 33, статья 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
в) представляют предложения о порядке, сроках и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, уже на прединвестиционной стадии (фазе) заказчик или застройщик должны позаботиться о включении объекта в документы территориального планирования и планировки территории, а также учёте его интересов в правилах землепользования и застройки.
2. Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» дано поручение «Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации до 1 мая 2007 г. представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок проведения проверки и выдачи заключений об эффективности и об оценке обоснованности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».
Учитывая, что раздел «Эффективность инвестиций» из состава проектной документации исключён, указанная оценка может осуществляться только на предпроектной стадии проектирования.
3. В статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ сохраняется положение, что представление земельных участков осуществляется:
а) без предварительного согласования мест размещения объектов;
б) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом в пункте 1 статьи 31 указано:
«Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты».
4. В соответствии с частью 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации «публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства. «.