какие стадии выделяют в процессе становления человека как вида
Какие стадии выделяют в процессе становления человека как вида
«ГДЗ по биологии за 9 класс Мамонтов, Захаров Дрофа» позволяет получить верные ответы на все интересующие школьника вопросы, а также значительно сократить время выполнения домашнего задания. С переходом в старшие классы учащимся предстоит осваивать большое количество информации, и это касается абсолютно всех предметов. Учитывая тот факт, что подросткам нужно не только усердно учиться, но и отдыхать, был разработан учебно-методический комплекс, который поможет значительно сократить время на качественную подготовку к урокам.
Сложности курса в 9 классе
Основная цель биологии заключается в освоении знаний о живой природе и присущих ей закономерностях. На девятой ступени обучения в школе ребята познакомятся со следующими разделами учебника:
Важно не упускать на занятиях даже самые, казалось бы, незначительные детали, ведь именно благодаря им можно понять все тонкости и нюансы изучаемого материала. Когда подросток пропускает урок по той или иной причине, ему потом очень сложно справиться самостоятельно с заданиями. Именно поэтому была разработана данная книга.
Решебник — надежный консультант
Этот персональный репетитор в виде «ГДЗ по биологии за 9 класс Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И., Дрофа» обладает рядом преимуществ. Он помогает ученикам:
Правильная работа с ГДЗ по биологии за 9 класс от Мамонтова
Биология — это очень важная дисциплина. Изучению этой науки стоит уделить особое внимание. Конечно же, помощь онлайн-решебника бесценна. Но важно понимать, как правильно пользоваться им. Простое и бездумное списывание ответов не приведет к хорошим результатам. Чтобы с легкостью написать проверочную работу или важный тест, нужно понять алгоритм выполнения номеров и постараться дать как можно более подробный комментарий к заданию, чтобы учитель видел, что подросток понимает материал. Стоит потратить чуть больше времени, изучив сначала тему в учебнике. Затем девятикласснику следует самостоятельно выполнить домашнюю работу, а после сверить ответы на номера.
Этапы развития вида Человек разумный: общие характеристики процесса эволюции и отдельных этапов
Этапы развития вида Человек разумный
Общие характеристики процесса эволюции человека
Антропогенез — процесс появления, формирования и развития человека как отдельного биологического вида.
Антропогенез представляет собой довольно продолжительный процесс. В том числе поэтому ученые до конца не могут определиться, когда же он начался. К тому же, начало эволюции человека как вида также сложно определить. Не совсем понятно, какой была начальная форма нашего предка: антропологи указывают на различные виды древних млекопитающих, которые в той или иной степени похожи на человекообразные существа.
Ученые все еще не пришли к согласию по поводу места начала эволюции человека.
Многие ученые-антропологи склоняются к мнению, что человекообразные существа появились в Африке. Об этом свидетельствуют многочисленные данные палеонтологических исследований и исследований в области сравнительной генетики.
Возраст этих первых существ — 1-6 миллионов лет назад. Этот продолжительный процесс развития человека как вида условно делят на отдельные этапы.
Основные этапы развития человека
Обезьяноподобные предшественники человека
Современные взгляды на этапы эволюции человечества сводятся к тому, что первые формы приматов, которые обитали в третичном периоде, были объединены в подряд полуобезьян или низших приматов.
От этой группы приблизительно 30 миллионов лет назад отсоединились древние человекообразные, которые получили называние проплиопитеки. Они представляли собой небольших обезьян, которые обитали на деревьях и питались растительной пищей. Британскими палеонтологами Л. и М. Лики пришли к выводу, что проплиопитеки изначально обитали на территории Восточной Африки.
Проплиопитеки около 25 миллионов лет назад дали начало другой группе древесных обезьян — дриопитекам, которые к тому моменту вели полуназемный-полудревесный образ жизни.
Совсем недавно, в 1932 году, ученые обнаружили останки нового вида обезьян, населявшего 14 миллионов лет назад территории Африки, Азии и Европы — рамапитека. Они представляли собой небольших существ, передвигавшихся в пространстве на четырех конечностях. Предполагают, что они вполне могли уже использовать самые простые орудия труда.
Появление на Земле прямоходящих обезьяноподобных существ — австралопитеков — произошло примерно 6-4 миллионов лет назад. Эти существа для жизни выбирали открытые пространства, занимались охотой и собирательством. Крупная галька и кости животных были основными орудиями их труда. Австралопитеки стояли во главе ветви приматов, давших начало Человеку умелому.
Отдельные ученые считают, что характеристика Человека умелого все еще включала понятие «обезьяна». Другие ученые сходятся во мнении, что Человек умелый — это древнейшие люди.
Все это — первые стадии развития человека.
Древнейшие люди
Основные этапы эволюции человека связаны с древнейшими людьми. Важно отметить, что переход от ископаемых человекообразных обезьян к человеку подразумевает ряд промежуточных стадий развития человека.
Обезьянолюди создавали на основе камня простейшие орудия труда вроде сверла и скребка. В их жизни уже присутствовал огонь, а проживали они первобытным стадом: в тот период жилища не строились.
Обезьянолюди — это питекантропы и синантропы.
Этот этап становления человека связан с формированием особенностей физического строения в связи с совершенствованием прямохождения и развитием мозга. К слову, обозначенные процессы имели прямое отношение к естественному отбору.
Древние люди
Этап происхождения человека, связанный с древними людьми или палеоантропами, связан с использованием разнообразных орудий труда из камня и костей: наконечников, ножей и др. Палеоантропы жили в основном группами и общались друг с другом при помощи жестов, а также появившейся в то время членораздельной речью.
В эту же группу человекообразных существ входят неандертальцы, которые существовали рядом с современными людьми. Последние неандертальцы исчезли приблизительно 40-50 тысяч лет назад.
Отдельные ученые полагают, что неандертальцы могут до сих пор существовать в труднодоступных горных районах Азии и Сибири. Это так называемые «снежные люди».
Первый современный человек
Основные этапы развития человека завершаются современными людьми.
Первые современные люди строили себе жилища — это неоантропы и кроманьонцы. Появление кроманьонцев произошло примерно 100-180 тысяч лет назад. Они достигли той ступени эволюции человека, на которой шили одежду из шкур животных.
Их орудия труда были не просто орудиями: все они были украшены различными орнаментами. На основе данных археологических раскопок можно утверждать, что кроманьонцы шлифовали, сверлили, занимались гончарным делом, имели прирученных животных, выращивали растения и др. Этот вид развития человека был связан с тем, что в его эволюцию первостепенное значение играли социальные факторы антропогенеза.
У кроманьонцев наблюдается забота о потомстве и старшем поколении — как о будущем и прошлом в виде ценного опыта соответственно.
Человек стал выше мира животных благодаря развитию сознания. Решающую роль в социальном прогрессе человечества стали играть законы общественной жизни.
Мутации — индивидуальные наследственные изменения — характерны для людей и сегодня. Но благодаря накоплению знаний и социальной перестройке человечества люди научились управлять биологическими законами, контролировать проявление негативных характеристик и стимулировать проявление положительных качеств. Основой организованного общества сегодня являются общественно-трудовые отношения.
Представим этапы становления человека в таблице.
Что такое индивидуальное развитие человека и какие у него стадии
Содержание:
Индивидуальное развитие человека — это разнообразные изменения, происходящие с организмом от момента зачатия до смерти, переход из одного состояния в другое. Единицей роста и развития организма является клетка. Формирование человека начинается с процесса слияния гаплоидных половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида, образования одной диплоидной клетки — зиготы).
Индивидуальное развитие человека: кратко об основных этапах
В биологии процесс индивидуального развития организма называют онтогенезом. Термин происходит от двух греческих слов, означающих «сущий» и «зарождение». Индивидуальное развитие человека состоит из трех периодов: эмбрионального, постнатального, зрелости. В каждом периоде, в свою очередь, выделяют несколько этапов.
Этапы онтогенеза человека. Таблица
Периоды развития | Этапы и стадии индивидуального развития человека |
I. Внутриутробный (от зачатия до рождения). | 1. Раннеэмбриональный (от зачатия до 34 суток эмбриона); (стадии: зигота, дробление, гаструляция, закладка органов). 2. Зародышевый этап (от 35 до 60 сут.). 3. Плодный этап (от 2 мес. до рождения). |
II. Постнатальный (от рождения до 21–25 лет). | 4. Новорождённый (от рождения до 10–15 сут.). 5. Грудной (молочного питания) (до 1 года). 6. Детство (от 1 года до 11–12 лет), в том числе раннее (от 1 до 3 лет), среднее (от 3 до 6 лет), позднее (от 6 до 11–12 лет). 7. Подростковый (от 11–12 до 15–16 лет). 8. Юношеский (от 15–16 до 21–25 лет). |
III. Зрелый (от 21–25 лет до физиологической смерти). | 9. Зрелый (от 21–25 до 55–60 лет). 10. Пожилой (от 55–60 до 75 лет). 11. Старческий (от 75 до 90 лет). 12. Долгожителей (от 90 лет и старше). |
Индивидуальное развитие организма человека начинается с процесса оплодотворения. Яйцеклетки созревают в организме женщины каждый месяц. В середине менструального цикла происходит овуляция и яйцеклетка начинает свой непрямой путь в матку. Сперматозоиды попадают в организм женщины во время полового акта. Оплодотворение чаще всего происходит в маточной трубе. Зигота проходит ряд последовательных делений, и образуется эмбрион.
Внутриутробный период развития
Эмбрион развивается около 280 суток. К концу первых 24 часов после оплодотворения происходит дробление зиготы, а уже через 40 часов зародыш состоит из четырёх клеток. Происходят многократные митотические деления, в результате образуется плотный шар, начинается дифференцировка клеток. Зародыш движется к матке по яйцеводу, через 5–6 суток попадает в матку, закрепляется на её стенке. После этого зародыш получает кислород и питание из крови матери.
К 26-й неделе плод сформирован настолько, что может выжить в случае преждевременных родов. К 30-й неделе будущий ребёнок обычно лежит головкой вниз. 40-я неделя — появление новорождённого на свет.
Основные этапы социализации личности: стадии, когда завершается процесс, таблица
Под социализацией понимается процесс становления индивида как члена общества. Чтобы стать частью социальной структуры, занять в ней свое положение (получить статус) с соответствующими функциями (социальной ролью), надо усвоить нормы и ценности, существующие в данном обществе.
Таким образом, успех социализации зависит от того, насколько прочно в человеке укоренились социальные навыки. Это означает, что должны проявиться следующие факторы:
Что важнее при становлении личности – генетическая предрасположенность или социальное влияние?
Когда человек только появляется на свет, он представляет собой беспомощное существо, способное выжить только в окружении людей.
С первого момента его жизни о нем начинают заботиться, тогда же начинается и процесс социализации. С ребенком разговаривают, ему дают имя, одевают – эти действия носят общественный характер. Как успешно малыш начнет развиваться, во многом зависит от воспитания.
Однако каждый человек рождается с определенной генетической предрасположенностью. Это касается не только внешности и здоровья, но и некоторых личностных качеств – темперамента, каких-то черт характера и способностей. В процессе социализации они начинают себя проявлять.
Ученые давно пытаются разобраться с вопросом, что играет более важную роль в проявлении личностных черт: генетика или воспитание? Найти ответ непросто, поскольку на поведение человека одновременно влияют оба фактора. Порой они так переплетены, что невозможно провести четкую границу между ними.
На этом фоне более важным становится не проблема того, что играет ведущую роль в формировании личности, а что второстепенную, а того, наследственность и социум взаимодействуют друг с другом в этом процессе.
Можно говорить о двух отправных точках нашего личностного развития – с одной стороны, это генетический код, доставшийся нам по наследству от предков, с другой – социокультурная среда, в которой мы находимся сейчас.
Этапы социализации
Становление и развитие личностных качеств происходит в течение всей человеческой жизни. Но в разные периоды этого пути существуют свои особенности социализации. Есть прямая связь между нею и жизненными циклами человека. Специалисты выделяют два основных периода данного процесса:
В этот период огромную роль в процессе социализации играет непосредственное окружение человека, в первую очередь – семья. Их называют агентами первичной социализации.
Становление личности происходит под большим влиянием эмоционально окрашенных связей. В человеке только формируются такие качества, как самостоятельность мышления, уверенность в себе, независимость, умение отстаивать свои взгляды, ответственность. Складывается мировоззрение, идет развитие ценностного мира.
Это дотрудовая стадия социализации, когда основное занятие человека – учеба, приобретение знаний и навыков. Важное место занимает воспитательный процесс.
Этапы вторичного периода:
Этот период делится на две стадии – трудовую и послетрудовую. В молодости, зрелости и первой половине пожилого возраста человек активно участвует во всех процессах, происходящих в обществе.
На этом этапе важную роль приобретают социальные институты, которые оказывают основное влияние на социализацию. Среди них основополагающими являются государство, СМИ, армия, церковь, трудовые коллективы, социальные службы. Их называют агентами вторичной социализации.
Во вторичный период индивид уже имеет свое четко определенное место в социальной структуре, обладает статусным набором, диктующим ему модели поведения. Это наиболее активное и плодотворное время в жизни человека.
Послетрудовой этап характеризуется снижением социально-активной деятельности. Уже сложившаяся целостная личность может уделить больше внимания себе и близким. Социализация этого периода вновь связана с важностью ближайшего окружения для человека.
Этапы социализации личности
Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Этапы социализации
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.
Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
Этапы социализации по Колбергу
Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:
Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.
Стадии социализации
Понятие о стадиях социализации в системе психологического знания имеет свою долгую историю. Наиболее подробно данное понятие рассматривалось в системе фрейдизма, поэтому в этой же системе знаний началось и определение стадий. Психоанализ утверждает, что особое значение в развитии личности возлагается на период раннего детства.
Исходя из этого, психоанализ рассматривает социализацию как процесс, который хронологически совпадает с периодом раннего детства.
Существует и другая точка зрения — в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки стадий расширены — в одних работах до периода отрочества, в других — до периода юности.
Таким образом, можно сказать, что социализация в периоды детства, отрочества и юности считается общепринятой.
Однако споры и дискуссии по поводу других последующих стадий все еще идут. Принципиальность вопроса состоит в том, продолжается ли в зрелом возрасте социализация, а соответственно и усвоение окружающего опыта. В последние годы все чаще и чаще на этот вопрос дается положительный ответ.
Например, отечественная психология сделала акцент на то, что данный процесс подразумевает прежде всего усвоение социального опыта в процессе трудовой деятельности. Если принять это утверждение, то соответственно можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Теперь давайте поговорим подробнее о каждом из этапов.
Дотрудовая стадия
Эта охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода – ранней социализации и обучения.
Стадия ранней социализация охватывает период от рождения ребенка и до поступления в школу, то есть тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства.
Стадия обучения включает весь период юности, который состоит в основном из времени, проведенного в школе. Входит ли в период юности обучение в ВУЗе или техникуме? — спорный вопрос. Если критерием выделения стадий считается трудовая деятельность, то ВУЗ, техникум и прочие формы образования никак не могут быть отнесены к трудовой части.
С другой стороны, в учебных заведениях подобного рода специфика обучения отличается от обучения в средней школе, тем более, что в последнее время обучение в ВУЗах и техникумах достаточно часто сопряжено с трудовой деятельностью, поэтому этот этап жизни человека не совсем корректно рассматривать в разрезе школьной социализации. На сегодняшний момент вопрос все еще открыт, так как является достаточно важным и актуальным, ведь студенчество – одна из самых весомых социальных групп общества.
Трудовая стадия
Трудовая стадия охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека.
Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения данного процесса в период трудовой деятельности.
Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.
Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.
Трудно согласится с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта.
Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Трудовая социализация приобретает особое значение в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых.
При такой постановке вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, во взаимодействии с педагогикой, а точнее с трудовым воспитанием.
В последние годы становятся актуальными исследования по акмеологии — науки о зрелом возрасте.
Послетрудовая стадия
Этот этап представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными.
Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место. Прежде всего увеличивается его удельный вес.
Пенсионеры в значительной степени сохраняют свой трудовой потенциал, поэтому не случайно сейчас стремительно развиваются такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии. Существуют две противоположные точки зрения — одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его функции сворачиваются.
Исходя из этого, указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства.
Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации» (сознательный отказ или утрата вследствие каких-либо внешних факторов индивидом усвоенных ранее ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни), наступающей, как следствие завершения процесса.
Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста.
В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является теория развития личности Эриксона. Данная теория насчитывает восемь возрастов человека — младенчество, ранее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость.
Лишь последний из возрастов – «зрелость», который начинается после 65 лет, может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение.
Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения их развития. При этом открытых, спорных, дискуссионных вопросов остается еще очень много.
Это связано с тем, что сфера социализации не имеет достаточного количества не только экспериментальных исследований, но и теоретической разработки, хотя это никак не умаляет ее значения.
25. Социализация личности, понятие и этапы
Социализация
личности –
это процесс вхождения каждого индивида
в социальную структуру, в результате
которого происходят изменения с самой
структуре общества и в структуре каждой
личности.
Это обусловлено социальной
активностью каждого индивида. В результате
данного процесса усваиваются все нормы
каждой группы, проявляется уникальность
каждой группы, индивид усваивает образцы
поведения, ценности и социальные нормы.
Все это крайне необходимо для успешного
функционирования в любом обществе.
Этапы
социализации личности.
Процесс
социализации личности проходит
в своем развитии три основные фазы.
Только
последовательное протекание всего
процесса может привести к благополучному
завершению всего процесса.
Сам процесс
социализации включает основные этапы
социализации личности.
Современная социология способна решать
данные вопросы неоднозначно. Среди
основных стадий можно выделить: дотрудовую
стадию, трудовую стадию, послетрудовую
стадию.
Основные этапы
социализации личности:
Рассмотрим
данный процесс в зависимости от возраста
более подробно на каждом этапе.
Именно
юные годы наиболее активно используются
для становления в собственной жизни и
выбора социального сообщества.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
Этапы социализации
На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.
В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности.
Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной — освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.
Этапы социализации:
1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.
2) стадия индивидуализации— появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения.
В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы.
Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;
К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации — семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный» в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные — ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.
Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями.
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет.
Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.
Этапы социализации — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Этапы социализации» 2017, 2018.
Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения… [читать подробнее].
Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать… [читать подробнее].
Большинство социологов предполагают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. Сторонники менее распространенной точки зрения считают, что социализация завершается периодом взросления, зрелости. В связи с этим, вопросы этапов и стадий… [читать подробнее].
Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нормах мышления и поведения. Однако не следует считать, что на этом этапе личность… [читать подробнее].
Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем… [читать подробнее].
Социализация личности, ее фазы и этапы (стр. 1 из 5)
Проверила: Изиляева Л.О.
Введение
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт.
Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира.
Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Тема моей контрольной работы: «Социализация личности, ее фазы и этапы». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее фазы и этапы.
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.
Понятие «Социализация личности»
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться.
Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения.
Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых.
Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью.
Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.
Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы.
В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры.
Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.[1]
В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека.
Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации.
Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета – агентом.
Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.[2]
Социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда.
Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей.
Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.
Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Фазы и этапы социализации личности
Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.
Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.
И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д.
Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу.
Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.
Есть и другие точки зрения.[3]
Детство
В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых.
Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в.
в западноевропейских языках слова, обозначающие молодых людей мужского пола – “boy” (в английском языке), “garson” (во французском) и “Knabe” (в немецком) (все три слова переводятся как “мальчик”), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни.
Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок” выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII в. началось формирование новой концепции детства.
Что такое социализация, её виды и стадии
Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители.
И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться.
Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах.
Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего.
Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному.
Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы.
Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы.
Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим.
Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу.
Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется.
В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира.
В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления.
Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние.
В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее.
Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать.
В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков.
Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах.
Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих.
Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое.
А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами.
Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой.
В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело.
Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы.
К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе.
Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.