какие стадии выполняются на этапе научно исследовательских работ

Виды НИР и их основные этапы

Тема 2. Этапы научно-исследовательской работы

Этапы научно-исследовательской работы. Технико-экономическое обоснование (TЭО) темы. Обоснование актуальности и значимости работы для отрасли и народного хозяйства страны. Методы решения, задачи и этапы исследования. Предполагаемый (потенциальный) экономический эффект. Предполагаемые социальные результаты. Утверждение ТЭО. Цель теоретических исследований. Обоснование физической модели, разработка математической модели. Анализ предварительных результатов. Методические указания на проведение эксперимента. Рабочий план экспериментальных работ. Внедрение фундаментальных и прикладных научных исследований в производство. Государственные испытания.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Виды НИР и их основные этапы

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Виды научно-исследовательских работ

Виды исследованийРезультаты исследований
Фундаментальные НИРРасширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований
Поисковые НИРУвеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные НИРРазрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР (опытно-конструкторские работы) по тематике НИР

Фундаментальные и поисковые работы в жизненный цикл изделия, как правило, не включаются. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.

Порядок проведения НИР регламентируется ГОСТ 15.101-98.

Конкретный состав этапов и характер выполняемых в их рамках работ определяются спецификой НИР.

Этапы научного исследования и их краткое содержание.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

1. Выбор темы исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Определение цели и задач.

4. Формулировка названия работы.

5. Разработка гипотезы.

6. Составление плана исследования.

7. Работа с литературой.

8. Подбор исследуемых.

9. Выбор методов исследования.

10. Организация условий проведения исследования.

11. Проведение исследования (сбор материала).

12. Обработка результатов исследования.

13. Формулирование выводов.

14. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

Выбор темы исследования. Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

— обнаружение существования такого дефицита;

— осознание потребности в устранении дефицита;

Предпочтительнее исследовать те проблемы, в которых человек более компетентен и которые связаны с его практической деятельностью (спортивной, учебной, организационной, преподавательской или технической и т.д.). Вместе с тем предполагаемую тему необходимо оценить с точки зрения возможности проведения эксперимента, т.е. наличия достаточного количества испытуемых для формирования опытных групп (экспериментальной и контрольной), научно-исследовательской аппаратуры, создания соответствующих условий для проведения процесса в экспериментальной группе и т.д.

Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.

Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, которые избраны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации. (Технологический процесс, управленческая задача, социальные вопросы работников).

Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например: «Влияние добавки эфирного масла тмина на срок годности (или: вкусовые качества) колбасного изделия (колбасы Венгерской)».

Определение цели и задач. Исходя из объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка рецептур новых продуктов, новых методик определения компонентов пищевых продуктов, введение новых компонентов в пищевые продукты, разработка рецептур функционального питания и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса (например, разработкой экспериментальной методики введения нового компонента).

Четвертая – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить. »,«Разработать. », «Выявить. », «Установить. », «Обосновать. », «Определить. », «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

Формулировка названия работы. Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Разработка гипотезы. Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы делятся на описательные и объяснительные. В первых описывается связь между исследуемым качеством и результатом экспериментальной деятельности (например: эфирные масла обладают противомикробной активностью – может увеличить срок хранения за счет подавления патогенных микроорганизмов; ) во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.

Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

Составление плана исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.

Работа с литературой. Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).

Подбор исследуемых. Любое исследование в конечном счете является сравнительным.

— Сравнивать можно результаты экспериментальной системы (колбасное изделие) т.е. системы, в которой применялся новый компонент, с результатами контрольной системы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая рецептура).

— Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены раньше (например, один и тот же материал – колбасное изделие, с добавками сухого тмина или других эфирных масел)

— Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной модели, с теми стандартами, которые существуют в пищевой промышленности.

Известно, что любое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве моделей. В то же время выводы делаются применительно ко всем аналогичным системам (всем колбасным изделиям одного сорта). Подобный перенос результатов экспериментов основывается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие данного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобранной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокупность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).

Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: что выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать.

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

В практике проведения исследований в пищевой промышленности, направленных на решение различных задач, наибольшее распространение получили следующие методы:

— анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

— опрос (беседа, интервью и анкетирование);

— контрольные испытания (тестирование);

— методы математической обработки.

Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Например, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.

Сущность любого эксперимента состоит в сочетании нескольких перечисленных методов.

Организация условий проведения исследования. Организация эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, сырья, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

Для успешного проведения эксперимента необходимы определенные условия: наличие базы (—-), соответствующий инвентарь (——). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной договоренности экспериментатора (например, технолог-директор компании). Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.

Проведение исследования. На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические (опытные) данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).

Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.

В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).

Обработка результатов исследования. Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.

Математическая обработка данных. Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

Важнейшими статистическими характеристиками являются:

а) средняя арифметическая

б) среднее квадратическое отклонение

в) коэффициент вариации

Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.

Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наиболее распространенным. Во многих прикладных статистических программах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.

Формулирование выводов. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Оформление работы. Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать (квалификационная работа- требования).

Примерный перечень работ на разных этапах НИР приведен в таблице.

Этапы НИР и состав работ на них

Этапы НИРСостав работ
Разработка ТЗ (техническое задание) на НИРНаучное прогнозирование Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований Изучение патентной документации Учет требований заказчиков
Выбор направления исследованияСбор и изучение научно-технической информации Составление аналитического обзора Проведение патентных исследований Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции Разработка общей методики проведения исследований Составление промежуточного отчета
Теоретические и экспериментальные исследованияРазработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений
Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов
Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования
Проведение экспериментов, обработка полученных данных
Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями
Корректировка теоретических моделей объекта Проведение при необходимости дополнительных экспериментов
Проведение технико-экономических исследований Составление промежуточного отчета
Обобщение и оценка результатов исследованийОбобщение результатов предыдущих этапов работ Оценка полноты решения задач разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР разработка проекта ТЗ на ОКР составление итогового отчета приемка НИР комиссией

Разработка новой рецептуры на предприятиях пищевой промышленности заканчивается подготовкой нормативных документов (ТУ, СТО); получением Сертификатов, Деклараций; внесением поправок в технологический процесс (если требуется) – написанием инструкций и т.д.

Источник

Этапы проведения исследовательской работы

Что собой представляет исследовательская работа? Речь идет о комплексе теории, практических исследований, экспериментах, которые проводятся для того, чтобы получить обоснованные исходные данные, найти принципы и пути создания или же проведения модернизации определенной продукции.

Очень важную роль здесь играют этапы выполнения исследовательской работы, потому что без них, выйдет только запутаться в содержании, не добившись нужных итогов.

Требования к исполнению подобных исследовательских работ, а также этапы исследовательской работы, устанавливает ГОСТ, в том числе и правила, которые сопровождают раскрытие темы. Для того, чтобы лучше во всем этом разобраться, необходимо рассмотреть все должным образом. Краткий перечень основных требований, очень важен для исследователя, которые собирается писать подобную работу.

Этапы исследовательской работы: с чего начать

Содержание исследовательской работы подразумевает следующие основные этапы:

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит ли напоминать, что исследовательская работа этапы исследования, очень важны для учебной деятельности. И стоит заботиться не только о содержании работы, но и о ее оформлении, разных деталях, которые способны отыграть ключевые роли в процессе выполнения теории и проведения практики.

Важность приемки этапов исследовательской работы

Приемка этапов исследовательской работы тесно связана с решением и оценке результатов. Для этого авторы обязана выполнить все условия, полноценно раскрыть тему работы, отвечая требованиям контракта, пользуясь нужными источниками, приведя работу в должный вид, какой она и должна быть. Иными словами, сделать, что только требуется в ТЗ, выполняя не только основные требования, но и дополнительные детали для раскрытия темы.

Этапы исследовательской работы принимаются решением комиссии. Насколько необходимо выполнение, содержание, сроки работы, все это говорится в учебном ТЗ, которое авторы обязаны учитывать, придавая теме завершенный вид.

Авторы для приемки исследовательской работы обязаны предоставить следующее:

Процесс приема обязан заключаться в том, чтобы рассмотреть и проверить результаты уже проверенной работы. То насколько она помогает раскрываться теме, и отвечает условиям ТЗ.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Каким образом следует написать отчет об исследовательской работе

Этапы проведение исследовательской работы подразумевают также и написание отчета. Только таким образом можно будет полноценно раскрыть тему, с использованными источниками, составить списки всего того, что использовалось для раскрытия темы. Стоит это изучить для того, чтобы потом не ошибиться и оформить работу так как это необходимо.

Составление отчета подразумевает собой наличие научно-технического документа, где содержатся систематизированные данные о проведение исследовательской работы. Там же описывают процесс, полученный результат проведенного исследования, или же состояния той проблемы, что рассматривается. Данный отчет, обязательно должен изучить нормоконтроль в организации, что является исполнителем.

Если говорить о структурных элементах отчета работы, то они заключаются в следующем:

Те структурные элементы, которые являются обязательными, должны выделяться с помощью полужирного шрифта. Все остальные элементы структуры, обязаны включаться в отчет исследований так, как скажет исполнитель. Опять-таки, здесь все стоит досконально изучить, чтобы выделить должную информацию.

Любая исследовательская работа имеет определенную значимость. Следовательно, деятельность автора должна быть направлена на то, чтобы сделать все должным образом. Очень важно соблюдать выполнение основных этапов исследовательской работы, выполняя их по должной структуре. Сделав все должным образом, уже скоро получится создать достойную исследовательскую работу.

Источник

Какие стадии выполняются на этапе научно исследовательских работ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения 2002-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-инженерный центр «СНИИП»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Министерством Российской Федерации по атомной энергии Приказом от 29.12.2001 г. N 690

3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ»

4 ВЗАМЕН ОСТ 95 18-92

5 СТАНДАРТ ЗАКРЕПЛЕН за Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-инженерный центр «СНИИП» (НИЦ «СНИИП»)

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Стандарт устанавливает порядок проведения, рассмотрения и приемки результатов прикладных НИР, ОКР гражданского назначения, финансируемых из федерального бюджета и внебюджетных источников госзаказчика (модель 1 организации работ по ГОСТ Р 15.201).

Стандарт не распространяется на НИР, OKP, проводимые по заказам других министерств и ведомств, органов местного самоуправления и других объектов хозяйственной деятельности, а также на НИР, ОКР, проводимые в инициативном порядке (соответственно модели 2 и 3 организации работ по ГОСТ Р 15.201).

При разработке, изготовлении и испытании составных частей активной зоны ядерных реакторов следует руководствоваться РД 95 540.

Порядок выполнения НИР, ОКР, устанавливаемый настоящим стандартом, является рекомендуемым и может быть изменен или уточнен в документированных процедурах систем качества (на основе требований серии ГОСТ Р ИСО 9000), действующих на предприятиях отрасли.

Требования настоящего стандарта становятся обязательными, когда на него имеется ссылка в госконтракте (договоре) между госзаказчиком и разработчиком. В этом случае требования настоящего стандарта обязательны и для соисполнителей (контрагентов) работ, что должно быть отражено в условиях контракта (договора) между разработчиком и соисполнителями (контрагентами).

При размещении государственных заказов на проведение ОТР, а также при проведении, рассмотрении и приемке результатов ОТР допускается руководствоваться требованиями настоящего стандарта.

Стандарт разработан в развитие и дополнение ГОСТ Р 15.201, ГОСТ 15.005, ГОСТ Р 15.013 и ГОСТ 15.101.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.4-93* Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения

ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторской документации

ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы

ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия

ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение

ГОСТ 2.119-73 ЕСКД. Эскизный проект

ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект

ГОСТ 2.125-88* ЕСКД. Правила выполнения эскизных конструкторских документов

ГОСТ 2.503-90 ЕСКД Правила внесения изменений

ГОСТ 3.1102-81* ЕСТД. Стадии разработки и виды документов

ГОСТ 7.32-91* Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ 14.206-73 Технологический контроль конструкторской документации

ГОСТ 15.005-86 СРПП. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации

ГОСТ Р 15.011-96 СРПП. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ Р 15.013-94 СРПП. Медицинские изделия

ГОСТ 15.101-98 СРПП. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

ГОСТ Р 15.201-2000 СРПП. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению

ГОСТ 9327-60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9001-96* Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

Р-50-605-80-93* СРПП. Термины и определения

ОСТ 95 25-90* Порядок разработки, изготовления и поставки продукции для экспорта

ОСТ 95 762-79* Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации

ОСТ 95 10175-86* Организация проведения нормоконтроля конструкторской документации

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяются следующие основные термины с соответствующими определениями по ГОСТ 15.101, ГОСТ 16504, Р-50-605-80.

Наряду с «продукцией единичной» может применяться термин «продукция единичного производства». Этот термин применяется тогда, когда необходимо подчеркнуть не особенности выпуска, а тип производства.

Термин «макет» применяется обычно для модели, в которой сохраняются количественные соотношения между элементами изделия и моделируются отдельные его свойства, например внешний вид.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *