какие стили работы практических психологов выделяются
Индивидуальный стиль деятельности психолога.
Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – целостная система действий, операций, приемов, способов и умений, которая приобретает определенную устойчивость и существенно сказывается на деятельности человека.
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (по А.К. Марковой):
1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности (изменение личностных качеств с учетом деятельности).
2. Стиль, сформированный исходя из удобств человека.
3. Компромиссный стиль (деятельность выбирается в соответствии со склонностью специалиста, не должно быть противоречия требованиям деятельности; или под определенную деятельность подбирается человек с определенными качествами).
4. Универсальный стиль (у человека нет ярко выраженных способностей, следовательно, ему доступны многие деятельности, однако требует от человека психических затрат).
5. Компенсаторный стиль (при отсутствии определенных качеств важный для данной деятельности, эти качества могут замещаться или формироваться).
6. Маскирующий стиль (позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации).
7. Предопределяющий стиль (деятельность определяет развитие специалиста, его выход за рамки известных возможностей, открытие новых ресурсов).
8. Корректирующий стиль (перестройка природных особенностей человека с учетом способов деятельности и поведения).
9. Творческий стиль (специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая коллег).
10. Избыточный стиль (работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум).
Индивидуальный стиль деятельности вырабатывается всегда (или сознательно, или стихийно). Он формируется под влиянием двух факторов:
1. уникальности индивидуальности и своеобразия жизненных ситуаций субъекта;
2. сходства природных особенностей человеческих общностей и условий, в которых они живут.
При рассмотрении основных требований к профессионалу-психологу, также следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили. Особенности формирования индивидуального стиля деятельности психолога:
1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.
2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества.
3. Постепенно формируется сложная взаимосвязанная система имеющихся адаптированных и новых профессионально важных качеств.
Для полноценного специалиста-психолога важную роль играет ориентация на какую-то цель (или идею), которая и мобилизует различные знания и умения, приобретаемые в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное – отсутствие такой идеи, что не позволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», т.е. на уровне несистематизированной, не связанной общей идеей кучи из отдельных впечатлений, знаний, умений.
Основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога:
1. На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, т.е. научиться работать так, как положено. На данном этапе возможно выделение следующих подэтапов:
1.1. Общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник «в целом» уже знает, как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может.
1.2. Освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методик работы.
1.3. Освоение деятельности в целом (по нормативно-одобряемому, правильному образцу).
2. На втором этапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторое отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы:
2.1. Возникновение общей идеи работы по-новому, по-своему.
2.2. Проба и освоение отдельных действий по-новому.
2.3. Постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Самое главное при формировании индивидуального стиля труда – не спешить и всегда иметь обеспеченные «тылы» в виде освоенной ранее деятельности по нормативно-одобряемому образцу, гарантирующему успешное выполнение работы в случае неудачного экспериментирования при выработке новых способов деятельности.
Выделяют следующие этапы профессионального развития психологов:
1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос».
2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «узнать что-либо этакое», овладеть какой-нибудь «экзотичной методикой». Это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного достоинства.
3. Первые разочарования, а потом будут и следующие. Это наиболее ответственные этапы. Здесь решается основной вопрос: научится студент-психолог преодолевать эти «кризисы разочарования» или они просто сломают его. Важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, только тогда они могут стать «личностными».
4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем с использованием уже известных технологий и методов.
5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства.
6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, т.е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обоснованной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Литература: О: [3, 4, 5]. Д: [1].
Индивидуальный стиль деятельности психолога
При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты:
1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.
2. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствующие качества.
3. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система имеющихся адаптированных и новых профессионально важных качеств. Такую систему качеств В. С. Мерлин называл «симптомокомплексом» и отмечал при этом: «Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат.
Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи.
Обращаем внимание, что для полноценного формирования специалиста-психолога также важнейшую роль играет ориентация на какую-то цель (или даже идею), которая и мобилизует различные знания и умения, приобретаемые как в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы.
Можно выделить основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога:
1. На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач. На данном этапе возможно выделение следующих подэтапов:
1.1. Общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник «в целом» уже знает (или представляет), как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может.
1.2. Освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методик работы.
1.3. Наконец, освоение деятельности в целом (по нормативно-одобряемому, «правильному» образцу).
2. На втором этапе уже более опытный специалист (научившийся выполнять отдельные задания и даже освоивший определенные виды профессиональной деятельности в целом) может позволить себе некоторое отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы:
2.1. Возникновение общей идеи работы по-новому, по-своему (хотя бы примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную задачу иначе, чем это делается обычно).
2.2. Проба и освоение отдельных действий по-новому.
2.3. Постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Обычно студенты и начинающие психологи, стремящиеся повысить свою готовность к будущей профессиональной деятельности, больше внимания уделяют развитию своих знаний, а по возможности и умений.
Взрослые, уже работающие психологи по мере своего профессионального развития также озабоченные своим развитием в труде, постепенно переключаются со знаний и умений на ценностно-смысловые аспекты своей деятельности. Они все больше ставят перед собой вопрос о смысле своего «пребывания в психологии», о том, что они могут дать психологии, и насколько она может обогатить их как личностей.
Профессиональные стили работы психотерапевта
Психоаналитическое направление психотерапии
Психоаналитическая (динамическая) психотерапия главным образом акцентирует свое внимание на воздействии прошлого опыта на формирование определенного стиля поведения – через особые когнитивные способности (защита), межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению (перенос, трансфер), – который приобрел постоянную повторяемость и таким образом влияет на здоровье пациента. Психоаналитическая психотерапия – это метод лечения психических расстройств, который применяет беседу для изменения поведения пациента. Целью ее является выявление характерных проблем, возникших у пациента в жизни; намерение – достижение изменений поведения; ориентация на психоанализ. Психоанализ – теория общего психического развития, происхождения неврозов, а также метод психотерапии, разработанный З. Фрейдом и его последователями на основе представления о главенствующей роли бессознательных процессов в жизнедеятельности индивида. Психоанализ включает: толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и т.д.), юмора, анализ переноса.
Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:
1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта.
2. Проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.
Сущность психодинамического подхода в психотерапии можно сформулировать так: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности
Психотерапевт – это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие
В клиент-центрированной психотерапии П. во взаимоотношениях с пациентом является искренним, подлинным (аутентичным), стремится сохранять безусловную положительную позицию по отношению к больному, принимая (акцептируя) его с уважением как личность, включающую отдельные слабости и недостатки. При этом П. должен быть эмпатичным, способным вчувствоваться во внутренний мир пациента, уловить и вербализовать те эмоции, которые тот еще только начинает осознавать.
Противоположным является поведение П. в ходе поведенческой психотерапии. В этом случае врач, как правило, директивно управляет лечебным процессом и добивается желаемых целей, используя определенные психотерапевтические приемы. Важными свойствами П. является профессиональная манипуляция процессом взаимодействия с пациентом, умение поощрять и подкреплять его полезные реакции, убеждать и скрыто внушать. Вместе с инструкциями он дает советы и рекомендации, выступает в роли учителя.
Стиль работы П. в ходе рационально-эмоциональной психотерапии определяется необходимостью активного сотрудничества пациента по типу партнерства на всех стадиях психотерапии. Установлению оптимального взаимодействия помогают такие характеристики П., как способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не уходить при необходимости от конфронтации. Взаимоотношения временами могут приобретать образовательный характер по типу учебного союза «учитель—ученик».
Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова диктуют П. активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с эмпатическим подходом, при котором удается избежать крайностей директивного и недирективного стилей.
В психодинамической психотерапии в соответствии с особенностями аналитической ситуации П. занимает позицию эмпатической объективности, сдержанности и нейтралитета. В ходе классического психоанализа поведение П. определяется утверждением Фрейда (Freud S.), что аналитик подобен экрану или зеркалу по отношению к пациенту, отражает его проявления и не вносит собственных чувств и личностных ценностей, а также соблюдает «технический нейтралитет», чтобы предотвратить возможность переносных эротических притязаний на него больного. В психоаналитической психотерапии от врача требуется создание лечебного альянса, или рабочего союза, с пациентом, отражающего реальные рациональные и нерегрессивные отношения. В аналитической психологии решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания П., сколько степень его развития как личности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Часть II. Психолог как личность и профессионал
Глава 1. Общее представление о развитии личности в профессии
1. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога
Сама идея «модели специалиста», тем более применительно к такой творческой и сложной профессии, как психолог, вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «модель» все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандартно–образцовый «профиль личностных и профессиональных качеств специалиста», под который можно было бы «подгонять» будущих психологов. Скорее всего такой профиль должен включать качества типа «доброта», «умение общаться», «любовь к людям (или к детям)», «порядочность» и т. п. Но, как известно, некоторые (если не многие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером (например, З. Фрейд) и были далеки от образца, «внешней благодетели и пристойности», являя собой лишь пример внутренней порядочности и научной добросовестности. Но как безошибочно определить именно внутренние достоинства профессионала да еще соотнести их с требованиями «профессионального профиля специалиста»?
И все–таки для того чтобы, по крайней мере, ориентировочно представлять себе, каким должен быть психолог, обращение к «модели специалиста» часто оказывается полезным.
Известный психолог А. К. Маркова 41 выделяет следующие основные составляющие модели специалиста:
41 Маркова Аэлита Капитоновна — доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии профессионализма, психологии учителя, мотивации учебной деятельности.
1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога; 2) профессионально–должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач); 3) квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда). Особенно важно для психологического понимания основных требований к психологу описание самой деятельности психолога, а также — описание деятельности по разным психологическим специальностям (Маркова, 1996. — С. 22).
Также А. К. Маркова выделяет: 1) модель уже действующего (работающего, готового) специалиста и 2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной деятельности будущих специалистов и их ориентации на модель уже готового специалиста). При описании модели готового специалиста выделяются: модель деятельности специалиста, а также — модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматриваются требования к разным образовательно–возрастным группам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт (там же, с. 20—21).
Одной из наиболее острых проблем при составлении «модели специалиста» является выделение «модели личности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, вроде бы и получается «личностный профиль специалиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, которое само по себе перечеркивает все нормы и стандартизированные оценки? Как измерить любовь к людям, порядочность, профессиональную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессионального успеха психолога, чем его знания и владение методиками.
Чтобы хоть как–то выйти из тупиковой ситуации, специалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психолога. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:
1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что. к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.
2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».
3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное — постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство. Применительно к будущей работе психолога, — это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».
4. Применительно к будущему студенту–психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее». Можно представить себе такого студента–психолога, окажись он на лекции тех преподавателей, которые, являясь признанными авторитетами в своей области психологии, никогда не «заигрывают» со студентами и даже не стремятся им непременно «понравиться»… Впрочем, преподаватель–профессионал — тем более преподаватель психологии — должен уметь общаться со студентами, однако это не нужно путать с упрощенчеством и популизмом.
Существует довольно много моделей профессиональной деятельности практического психолога (Г. С. Абрамова, 1994; Н. С. Пряжников, 1996; В. Ю. Меновщиков, 1998 и др.). В большинстве случаев речь идет о моделях, описывающих лишь одно из направлений работы психолога (консультанта, диагноста, терапевта). Совокупность характеристик квалифицированного практического психолога в сравнении с неквалифицированным безотносительно к конкретному виду профессиональной деятельности представлена в следующей модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994).
Профессиональная компетентность психолога. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:59, контрольная работа
Описание
При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.
Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………3
2.Профессиональная компетентность психолога-консультанта…….5
3.Индивидуальный стиль деятельности психолога…………………………………………………………. …….11
4.Заключение……………………………………………………………….15
5.Список использованной литературы………………. ……………….16
Работа состоит из 1 файл
курс.doc
Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Недостатки этого метода первичного отбора – высокие издержки, часто необходимость сторонней помощи, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате.
Кроме того, существуют дополнительные, альтернативные методы получения информации: 1) Экспертиза почерка; 2) Проверка честности; 3) Оценка коллег; 4) Самооценивание; 5) Астрология; 6) Рекомендации.
Однако на сегодняшний день одним из самых важных элементов процесса отбора персонала является собеседование (интервью). Существует несколько видов интервью: 1) Стандартизированное (структурированное); 2) Нестандартизированное интервью; 3) Интервью с полуформализованной схемой (ПФСИ). Причем последнее является наиболее надежным и информативным.
Подводя итоги теоретической части, можно сказать что, выбор методов отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важности для организации, традициями и финансовым состоянием последней, а также квалификацией сотрудников, занятых процессом отбора.
3. Индивидуальный стиль деятельности психолога
Наиболее признанными признаками индивидуального стиля, согласно исследованиям Климова Е. А., можно считать наличие устойчивой системы приемов и способов деятельности, которая обусловлена определенными личными качествами и является средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Под индивидуальным стилем в широком смысле можно понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности.
Существуют такие особенности личности, которые проявляются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности можно обозначить как ядро индивидуального стиля. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы.
Особенности, составляющие ядро индивидуального стиля, можно разделить на особенности, благоприятствующие успеху в профессиональной деятельности, и особенности, противодействующие успеху. При этом следует подчеркнуть что одна и та же особенность может оказаться способствующей успеху в одном виде деятельности, и мешающей работе другого вида деятельности. При выборе профессий необходимо руководствоваться преобладанием личностных качеств, благоприятствующих успеху в выбранном виде деятельности.
Однако особенности, противодействующей успешному осуществлению деятельности, тоже рано или поздно, стихийно или сознательно перекрывается компенсаторными механизмами. Например, условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности.
Профессиональная деятельность психолога очень тесно связана с его индивидуальными психическими особенностями. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
Для разных сфер деятельности психолога, таких как научная психология, практическая психология, преподавание психологии трудно найти одинаково важные личностные качества. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Ученому необходимы такие черты личности как энтузиазм по отношению к работе и ее задачам, способность к продолжительному и усидчивому труду, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастность.
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к сопереживанию, умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога — уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей, выбрать специализацию наиболее соответствующую присущим ему качествам.
Профессиональную компетентность практического психолога можно определить как сформировавшийся единый комплекс знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) профессиональных позиций. Выделяют профессиональную, психологическую, социально-психологическую, коммуникативную, и другие виды компетентности.
Компетентность выступает основой успешной профессиональной деятельности.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
5.Список использованной литературы:
1. В.Н.Карандашев ПСИХОЛОГИЯ:ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ Москва, «Смысл», 2000
2. Немое Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. М.: Просвещение; Владос, 1994. Кн.1: Общие основы психологии.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М: ЧеРо, 1996.