какие страны и народы покорила ассирия
Завоевания Ассирии
Великая военная держава Древнего Востока — Ассирия ведёт свою историю от небольшого города-государства на Среднем Тигре, носившего название Ашшур в честь племенного бога аккадцев. Ашшур возник в начале III тысячелетия до н. э. Полтора тысячелетия Ашшур оставался одним из незначительных государств Месопотамии, которое периодически подчиняли более сильные соседи: амореи, вавилоняне, хурриты. В середине XIV в. до н. э. правитель Аш-шура Ашшурубаллит I добился независимости от соседней Митанни и установил дипломатические связи с Египтом. Под его властью город-государство Ашшур превратился в крупную державу Ассирию, захватившую часть областей соседних Митанни и Вавилонии.
С этого времени почти на семь столетий Ассирия становится могущественным и воинственным государством, господствовавшим в Передней Азии. В XIV—XII вв. до н. э. ассирийцы вели войны против хеттов и вавилонян, и, хотя далеко не всегда добивались успеха, их агрессия не прекращалась. Лишь в середине XII в. до н. э. Ассирия временно ослабла в результате нашествия народов моря, но устояла против этого удара и в конце столетия достигла нового расцвета в правление царя Тиглатпа-ласара I, покорившего земли включительно от Чёрного моря и Закавказья до Вавилонии и Финикии.
Агрессивность Ассирии была напрямую связана с особенностями её государственного устройства. Её цари и военно-служилая верхушка при всём могуществе не могли установить прочное господство над самостоятельной общиной коренных ассирийцев-горожан. Стремясь укрепить свою власть, цари искали опору в войске, набранном в том числе и среди покорённых народов. Таким образом, внутри страны, среди её коренного населения, царская власть не имела прочной поддержки, зато в полной мере распространялась в завоёванных областях.
Поэтому войны были для ассирийских владык средством укрепления своей власти, но покорённые мечом народы, которых ассирийцы жестоко угнетали, не раз поднимались против их владычества. Отсюда повторные завоевания уже захваченных городов и небывалая, даже для Древнего Востока, не отличавшегося гуманностью по отношению к слабым, жестокость ассирийцев. По приказу царей воины уничтожали города, истребляли сотни тысяч мирных жителей, переселяли целые народы, «вырывая их с корнем». Пленных ассирийцы зверски истязали.
Завоевания ассирийцев имели определённую периодичность: обычно после смерти царя подвластные ему области восставали, и новый владыка начинал своё правление с их повторного завоевания. Но при этом территории захватов неуклонно увеличивались. Вся история Ассирии представляет собой смену периодов военного подъёма и упадка. Наивысших достижений ассирийские цари добились в начале XII в. до н. э., начале X и первой половине VII в. до н. э.
Ассирийские колесницы раннего времени напоминали египетские, хотя были более массивными и соответственно неуклюжими. Впоследствии эта тенденция получила дополнительное развитие: увеличились высота колесниц и размеры колёс, в них запрягались уже четыре (а не двух, как в египетских), а иногда и восемь лошадей. На четырёхколёсной колеснице находились лучник, возница и два щитоносца. На колесницах сражались цари и самые богатые и знатные воины.
Доспехи ассирийских воинов были разными, в зависимости от их достатка. Самые простые делали из войлока или проклеенного толстого холста. Иногда на них нашивали металлические бляхи. Состоятельные воины, командиры и цари облачались в чешуйчатые панцири, доходившие до колен. На поясе их скрепляли металлическими поясами. Шлемы, как и у египтян, у ассирийцев были редкостью, их носили только воины высокого ранга. Первоначально они представляли собой шапки с металлическими пластинами, а затем стали делаться целиком из металла в виде конуса с пластинами, защищавшими голову от боковых ударов. Применялись также специальные доспехи для лошадей из войлока и кожи.
Помимо копий и луков (последними ассирийцы владели мастерски) на вооружении ассирийской армии находились пращи, дротики, мечи, кинжалы, булавы и секиры. Воины, вооружённые мечами и копьями, тяжеловооружённую пехоту, а те, кто сражался с луками, дротиками и пращами, — легковооружённую. Ассирийская армия, в которую, в отличие от многих других государств древности, не входили наёмники, могла достигать огромной для той эпохи численности — 120 тыс. человек. Она была чётко организована и делилась на отряды по 10, 50, 100 и 1000 человек.
Отряды имели знамёна и штандарты, на которых изображались в основном символы верховного бога и бога войны — Ашшура.
Ассирийцы считались мастерами в ведении осад, они применяли стенобитные машины, сооружали боевые башни на колёсах. А также разрушали плотины, чтобы затопить вражеский город; отводили русла рек, чтобы лишить осаждённых воды; подкапывали стены и использовали другие сложные инженерные решения. Не менее славились ассирийцы мастерством сооружения мощных крепостей из камня и кирпича, защищённых рвами и иными средствами обороны. Рвами и валами окружались военные лагеря, а на подступах к ним выставлялась стража.
Тиглатпаласар III совершил сокрушительные походы на государство Урарту (Армянское нагорье), подчинил Сирию, покорил Восточное Средиземноморье, завоевал Вавилонию, Элам, Мидию, Западный Иран. ‘Его преемник Саламанасар V присоединил к своим владениям Израильское царство. Царь Синех-хериб (705—681 гг. до н. э.) нанёс поражение Египту и окончательно подчинил его в 663 г. до н. э. Однако, как это не раз бывало в истории Ассирии, новым царям приходилось покорять эти области заново.
Напрягая все силы, ассирийские цари вели бесконечные войны, заливая Переднюю Азию потоками крови. И только благодаря союзу со скифами — причерноморскими кочевниками, совершившими несколько сокрушительных походов в Закавказье и Иран, ассирийцам удавалось сохранять власть над Вавилонией, Эламом, Урарту, Лидией и Персией (основная часть Ирана), Сирией, Финикией и Палестиной. Но когдаскифы внезапно обернулись против союзников, Ассирийская держава рухнула.
В войну за ассирийское наследство вступили Вавилония, Египет, Лидия и Мидия. Успех сопутствовал вавилонским царям, которые покорили большинство земель, подвластных ранее ассирийцам.
В 609 г. до н. э. они захватили последний остаток Ассирии — Харран в Западной Месопотамии. Почти все асссирийцы были истреблены победителями — их постигла та же участь, которой они ранее подвергали своих поверженных врагов.
Под власть вавилонян попала и столица евреев — Иерусалим (586 г. до н. э.), и во время нашествия они разрушили священный Первый Храм, возведённый царём Соломоном. Десятки тысяч евреев были убиты, миллионы изгнаны со своих земель. Однако вавилоняне недолго господствовали в Передней Азии. В 539 г. до н. э. Вавилон захватил персидский царь Кир.
Ассирийцы: древний народ в современном мире
Ассирийцы – один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.
Ассирия – одна из древнейших империй, существовавшая с XXIV века до н. э. Это государство подчинило себе множество народов, и располагалось в период расцвета военного могущества на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Многим Ассирия знакома по знаменитым законам Хамураппи, среди которых есть и ставший впоследствии библейским тезис «око за око» (Левит 24:19-20).
Также широко известен ассирийский царь Ашшурбанипал, создавший крупнейшую из дошедших до нас библиотек древности. Наряду с достижениями культуры, ассирийцы прославились своей жестокостью по отношению к захватываемому населению и особой тактикой войны, в ходе которой они непременно выжигали дотла все вражеские территории. Несмотря на то, что империя в VII веке до н. э. пала под натиском многочисленных врагов, народ, проживавший на ее территории, до сих пор обитает во многих странах мира и мечтает возродить некогда великое государство.
По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык – новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.
Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии – с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.
Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.
Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.
Но ассирийское население сильно пострадало за свое предательство – в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.
После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.
В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой – и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.
Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви – этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.
Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.
Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские – Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.
В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда – «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.
Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.
Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат – блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины – все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России. источник
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Ассирия – военная держава
Около 1700-1800 гг. до нашей эры начинается расцвет получившей независимость от Вавилона Древней Ассирии. Государство активно ведет завоевательные походы против ближайших соседей: Вавилонского царства, Финикии, Сирии, Палестины, отдельных городов Малой Азии. Благодаря многочисленным завоеваниям, около 800 года до нашей эры была создана огромная Ассирийская держава, обложившая данью все покоренные народы.
Запоминаем новые слова!
Дань – это специальный налог, выплачиваемый деньгами или материальными ценностями побежденным народом государству-победителю.
Несметных богатств и могущества Ассирия добилась благодаря своей армии, которая на тот момент являлась самой сильной древней армией в мире.
Это интересно! Древняя Ассирийская держава занимала территории современного Ирана, Иордании, Ирака, Палестины, Турции, Израиля и Саудовской Аравии.
Ассирийская армия
Одно упоминание о приближении ассирийских войск вызывало у соседних народов страх и ужас. От всех прочих, ассирийская армия отличалась важными преимуществами:
Древние тараны представляли собой окованные металлом бревна, подвешенные на ремнях к осадным башням на колесах. Когда башню подкатывали к воротам вражеского города, воины раскачивали таран и пробивали с его помощью брешь в стене.
Оружие
Это интересно!
В распоряжении ассирийцев было огромное количество щитов разных форм и размеров. У них были стоячие щиты с навесом, защищавшим воина сверху от летящих стрел и копий, легкие и тяжелые ручные, выпуклые и плоские, круглой и прямоугольной формы.
Специальные строительные войска помогали ассирийской армии штурмовать вражеские крепости. С помощью бронзовой кирки [4] и топора воины прокладывали дороги через непроходимые горы и дремучие леса. Они умели строить древние осадные машины для штурма непреступных городских стен.
Войска ассирийцев были прекрасно организованы, каждое из военных подразделений знало: когда и каким образом наступать. Методы ведения войны и военная стратегия сделали армию ассирийцев непобедимой, их завоевательные походы были красочно описаны в Библии.
Ашшур – первая столица Ассирии
Первой столицей великой державы стал город Ашшур. Свое название он получил в честь верховного бога ассирийцев – Ашшура, которого почитали как покровителя охоты и скотоводства. Эти занятия являлись основными для жителей города, так как природные условия были сложны для земледелия. Но главным занятием городского населения была торговля, так как столица Ассирии располагалась на выгодном пересечении торговых путей, была центром торговли мирового значения. Торговцы из Малой Азии привозили сюда шерсть, дерево, серебро, скот. Торговцы Ашшура продавали в свою очередь одежду, ремесленные изделия и олово.
После того как в 8 веке до нашей эры Ашшур стал центром образовавшейся Ассирийской державы, появилась необходимость в новой организации управления. Царь Ассирии Шамши-Адад разделил свою державу на 14 округов, расположенных на побережьях рек, на пересечении важнейших торговых путей. Округами управляли назначаемые царем военные наместники, которые чаще приходились близкими или дальними родственниками царю. Наместник занимался набором и организацией военной подготовки войска, сбором налогов, управлением подвластного ему населения.
Ашшур являлся не только столицей великой державы, но и местом захоронения ассирийских царей, важнейшим религиозным центром. Со всего Междуречья сюда приезжали люди, чтобы сделать подношения верховному богу Ашшуру. Помимо него ассирийцы поклонялись тем же богам, что и вавилоняне.
Храмы находились также на территории дворцов ассирийских царей. Помимо приемной и жилой зоны там отводилось специальное место для храма. Дворцы охраняли крылатые статуи быков с человеческой головой, они символизировали жестоких и могущественных царей Ассирии.
Причины распада великой державы
Падение Ассирии связано с 2 главными причинами:
В 6 веке до нашей эры против Ассирии восстали вавилоняне. В союзе с соседними народами они захватили город Ашшур, а затем и новую столицу великой державы – Ниневию. Вавилон восстановил свою независимость и обрел небывалое могущество. После гибели Ассирийской державы все города Междуречья покорились вавилонскому царю, основавшему на этих землях Вавилонское царство.
Образование персидской империи
После распада Ассирии, на территориях Западной Азии осталось три обширных державы: Вавилонское, Мидийское и Лидийское царство. Но все они были завоеваны персами.
Племена персов – выходцы с Кавказских гор, издавна заселяли земли неподалеку от Персидского залива, которые входили в состав Мидийского царства. Возглавляемые своим предводителем Киром, в 550 году до нашей эры персы подняли восстание и захватили Мидию. После того как правителем Мидийского государства стал Кир Великий, началась война между Мидией и Лидией. Последним, в 539 году до нашей эры, персами было завоевано Вавилонское царство. Таким образом, с помощью военной силы, была образована крупнейшая на всем Востоке Персидская держава, которая простиралась от границ Индии до побережья Средиземного моря.
Дарий I
Самым знаменитым персидским царем был Дарий I. Он провел ряд важных преобразований, направленных на укрепление хозяйственных связей между отдельными частями персидской державы:
Дарий I стремился к расширению и без того огромной и могущественной Персидской империи. В 492 году до нашей эры его войска направились на Балканский полуостров, для захвата персами непокорных греков. Без боя верховную власть Персии согласились признать практически все греческие города-государства, кроме Афин и Спарты.
В 490 году до нашей эры Персидская держава направила свои войска против Афин. Неподалеку от Афин состоялось знаменитая Марафонская битва, в ходе которой греки разбили персов и те вынуждены были покинуть Балканский полуостров. Через 10 лет Персидские войска снова предприняли попытку захватить Афины, в период греко-персидских войн умер Дарий I. Впоследствии Персия так и не смогла покорить Афины, которые отстояли свою независимость. В 331 году до нашей эры выходец из Греции Александр Македонский разгромил Персидскую империю, и она прекратила свое существование.
Словарь
1. Возница – это человек, управляющий лошадьми.
3. Панцири – это разновидность доспехов для защиты туловища.
4. Кирка – это ручной инструмент, предназначенный для работы по камню, твердому грунту.
5. Мидийцы – это древний народ иранского происхождения.
6. Арабские бедуины – это жители арабского мира, ведущие кочевой образ жизни.
7. Скифы – это древний кочевой ираноязычный народ.
8. Провинция – это отдельная территориальная единица, входящая в состав какого-либо государства, страны.
Ассирия – родина армии родов войск (часть 1)
«Рассказать про Ассирию? Надеюсь, что это будет интересно для многих…», ведь древняя Ассирия поистине удивительная страна. Мы многое знаем о ней благодаря стараниям археологов, которые нашли ее города, барельефы и статуи, а также глиняные таблички. Благодаря тому, что раскопали Ассирию в эпоху империализма, когда одни страны могли безнаказанно грабить другие, археологии вывезли в музеи Европы не только целые статуи, но даже крепостные вороты города Вавилона! Но… что было бы сегодня, если бы этого не случилось тогда? Сегодня религиозные фанатики многое бы из всего этого просто уничтожили, либо все эти находки стали бы жертвами войны. Так что не всегда грабеж одних стран другими это плохо. Можно и так сказать, что это спасение выдающихся культурных ценностей для всего человечества. Благодаря этому до нас сохранились и высеченные из камня изваяния ассирийских царей, выполненные в полный рост; лица и фигуры которых выражают несокрушимую мощь и полную решимость смести у себя на пути все преграды. Глядя на них, видишь их взгляды, подобны хищным взглядам орла, а руки с буграми мышц более чем похожи на львиные лапы. Пышные прически с волосами, завитыми в кольца и уложенные на спине, это тоже неспроста, – это львиная грива, да и сам царь подобен и льву, и быку одновременно, настолько непоколебимо стоит он на земле! Вот какие мысли рождаются в голове, когда мы рассматриваем образцы ассирийского искусства.
Когда ассирийские цари не воевали, они охотились. Вот так! На местных азиатских львов. Стоя на колесницах. На наше счастье ассирийские скульпторы огромное внимание уделяли передаче деталей. Благодаря этому мы можем если и не восстановить, то, по крайней мере, представить себе, как жили и чем занимались ассирийцы в столь далекое от нас время, вплоть до таких мелочей, как детали конской сбруи. Барельеф из дворца в Нимруде 865-860 гг. до н.э. Британский музей.
Но они лишь бледная, хотя и величественная тень, оставшаяся от великой державы. Хотя, например, во времена правления ассирийского царя Синаххериба (около 700 г. до н. э.) в составе его державы находились и Вавилония, и Сирия, и Палестина вместе с Иудеей, и целый ряд районов Закавказья. А при его наследниках ассирийцам удалось присоединить к своей державе (пусть и на короткое время) Египет и Элам – то есть завоевать почти что «весь обитаемый мир» – всю Ойкумену (пусть даже и в пределах, им известным). Но прежде чем они стали такими вот воинственными, прежде чем при одном упоминании об ассирийцах людей Передней Азии охватывала дрожь, история этого государства была… необычайно мирной! И вот с этого-то обстоятельства мы и начнем свой рассказ.
Самой первой столицей Ассирии был сравнительно небольшой город Ашшур, именем которого и назвали всю держава. В 1900 г. до н.э., попав на его улицы, мы увидели бы там мало воинов, но зато много купцов, что, кстати, легко объяснить. Ведь Ашшур находился в верховьях реки Тигр, где в то время сходились торговые пути, шедшие с севера на юг. С севера в Междуречье везли драгоценные металлы золото и серебро, медь, олово, а еще рабов. Напротив, на север отправляли на продажу дары благодатного Юга: зерно и растительное масло, а также ремесленные изделия. Жители Ашшура быстро поняли, что нет ничего выгоднее, чем посредническая торговля, в которой они выступали в роли «стрелочников», пусть даже таковыми быть могли только лишь очень умные, весьма хитрые и бесстрашные люди. Ведь им нужно было отбиваться от разбойников; они должны были знать чужие языки и обычаи, а также уметь находить общий язык с вождями многочисленных диких племен, продававших ему рабов; быть обходительными с иноземными царями, вельможами и жрецами, поскольку самые дорогие свои товары они как раз всем этим людям-то и перепродавали!
Как видите, древние ассирийские всадники прекрасно обходились без стремян, имели шлемы и панцири из металлических пластинок и умели действовать на скаку копьем.
Именно купцы и заправляли в Ашшуре всеми делами города. Богам служили жрецы, молениями которых торговля-то ведь только и процветала. Царей в Ашшуре тогда не было, поскольку в этом тандеме – «вам души, нам тела» места им просто не было. Город рос, богател и не очень-то нуждался в рискованных военных походах. Богател город еще и потому, что жили ассирийцы в плодородных степях. Земля здесь давала богатые урожаи без дополнительного орошения, поэтому рыть каналы и насыпать земляные плотины, как в Египте, не требовалось. Крестьянские семьи были большими и без особого труда обрабатывали свои земельные наделы. За помощью не обращались ни к соседям, ни даже к жрецам, да и зачем было беспокоить богов, если ассирийский крестьянин вполне мог прокормить и себя, и свою семью самостоятельно. А раз так, то был он независим, да и налоги платил сравнительно небольшие. И вот этот-то независимое, и очень даже зажиточное крестьянство являлось главной опорой ассирийской державы. Как и в Египте, положение крестьян практически не менялось в течение многих столетий и так же долго первобытные порядки – то есть неограниченная власть отца над членами семьи, прочные духовные связи между крестьянами, принадлежавшими к одной общине. Деревни занимались тем, что регулярно поставляли в город и продукты, и… молодых мужчин в войско Ашшура. Но сам город в деревенские дела практически не вмешивался.
Еще один рельеф из Нимруда, ок. 883-859 гг. до. н. э. Музей Пергамон, Берлин. Как видите, колесницы ассирийцев имели более массивные обода колес, нежели колеса колесниц у египтян, а в самой колеснице находился целый арсенал – два колчана со стрелами и тяжелое копье.
Около 1350 г. до н.э. ассирийцам помогли египтяне и с их помощью те вновь сделались независимыми и от Митанни, и от Вавилона. Но этого было мало, требовалось контролировать дороги, что вели к побережью Средиземного моря и богатым прибрежным сирийским городам. Еще важнее было контролировать переправы через Евфрат, ведь их никто из купцов миновать не мог. Но для того, чтобы всего этого добиться, нужна была армия. И не просто армия. Такая у Ашшура была. Нужная была армия во главе с единым военачальником. И тогда градоначальник Ашшура («иш-шиаккум»), власть которого традиционно передавалась по наследству, решил принять царский титул и заодно стал еще и главнокомандующим.
Вскоре к ассирийцам пришла военная удача. Они сокрушили царство Митанни, присоединили часть его земель, и в 1300—1100 гг. до н.э. взяли под свой контроль переправы, что шли через Евфрат и дороги в направлении к морю. Сокрушив ближайших противников, ассирийцы начали отправлять свои войска в дальние походы. Возвращаясь из похода, царь-военачальник очень часто строил себе столицу-крепость, и затворялся в ней вместе со своими сокровищами. Именно такой и самой роскошной среди подобных крепостей-столиц столиц стала и Ниневия – наиболее известный среди ассирийских городов. Ну, а сам Ашшур постепенно отошел на задний план. И уже не столько купцы, сколько воины, стали заполнять улицы новых городов. Выяснилось, что грабить много легче, чем торговать и заниматься ремеслом!
Ассирийские рельефы часто изображают лучников. Вот рельеф из юго-западного дворца Ниневии (комната 36, панели 5-6, Британский музей); 700–692 гг. до н.э.
Интересно, что цари в Ассирии были сильными, а вот их власть откровенно слабой. Сильный царь был не нужен ни знати, ни жрецам. Даже знаменитого полководца и победителя Вавилона царя Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н.э.) они оказались в силах не только объявить сумасшедшим, но и лишить его трона. А все потому, что он попытался установить в государстве свою неограниченную власть и ввел пышный придворный этикет по примеру вавилонян. Страной, как и раньше, управляли богатые торговцы и жрецы; военную славу и награбленную добычу они царю еще уступали, но вот делиться с ним властью не желали никак. Тем более что в мирное время нужды в царе особо никто и не испытывал. Впрочем, это так сейчас и у нас. Ну кто вспоминает о чиновниках и власти, если у него все хорошо. Вспоминаем мы о них лишь когда у нас что-то случается, не так ли?
Григорианский Египетский музей, Италия. «Голова воина в шлеме», Ниневия, ок. 704-681 гг. н.э. На голове у воина именно шлем, причем с наушникамии.
При этом ассирийские цари применяли новый для того времени способ ведения войны, позволявший им одерживать одну победу за другой. Прежде всего, они нападали на противника всегда неожиданно и с быстротой молнии. Пленных ассирийцы чаще всего (и особенно вначале!) не брали: и если население атакованного города им сопротивлялось, то оно полностью уничтожалось в назидание всем остальным. Слова «горе побежденным» для ассирийцев было отнюдь не отвлеченным понятием. Им отрубали руки, которые укладывались в холмы, с них живьем сдирали кожу, которой обтягивались пограничные столбы, подростки обоего пола сжигались. Весьма популярной, о чем свидетельствуют дошедшие до нас барельефы на стенах ассирийских дворцов, была посадка людей на кол, изображавшаяся со всеми подробностями. Как и индейцы инки на другой стороне земного шара, они лишали побежденных родины, переселяя их в другие районы, причем нередко очень далеко, туда, где люди говорили на других языках. Понятно, что это препятствовало сговору недовольных. Ну, а покорившиеся им страны ассирийцы затем грабили целые десятилетия.
Глядя на такие вот рельефы, поневоле начинаешь думать, что ассирийцы были сплошь садистами и маньяками, что может быть вполне вероятно, ведь все на свете зависит от воспитания. Перед нами сцена, на которой ассирийцы сдирают кожу со своих пленников. Не спеша, чтобы те помучались подольше, а детишки на все это смотрят. Британский музей.
Но вот что интересно: при всем при этом ни ассирийские цари, ни купцы, ни жрецы так и не сумели сплотить жителей своего ставшего поистине огромным государства в единое целое. А дальше началось все то же самое, что происходило позднее и с другими странами, вступившими на путь успешных завоеваний. Воинов в армию требовалось все больше и… некому стало засевать поля и заниматься ремеслом.
А вот еще одна сцена мучительства. Сначала руки отрубали, затем ноги, а потом можно и на кол посадить, пусть еще и это испытает напоследок… Оковка на воротах из дворца царя Салманассара II в Балавате. Британский музей.
А вот эти ворота выглядят в реконструированном виде. По обе стороны от них крылатые ассирийские человекобыки ламмасу или шеду. Сохранившихся крылатых шеду сегодня можно увидеть во многих музеях мира: парижском Лувре, Британском музее в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Восточном институте в Чикаго. Копии шеду в натуральную величину, сделанные из гипса, экспонируются также в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Есть они и в Национальном музее Ирака в Багдаде, но только кто же туда поедет их смотреть, и целы ли они там вообще?
У ассирийцев оказалось слишком уж много военачальников и одновременно мало чиновников, способных собирать налоги. Однако раз вступив на эту стезю, сойти с нее ассирийцы уже не могли, ведь захватчиков ненавидели все окружавшие их народы и вынужденно терпели их гнет только из-за их вооруженной силы. То есть солдат требовалось все больше. Но существовала неписанная традиция, по которой торговые города мало того, что имели привилегии в отношении уплаты налогов, но еще и их жители освобождались от несения армейской службы. Сохранять эти привилегии завоевателям-ассирийцам совсем не хотелось, но и отменить их также не могли, поскольку опасались возможных мятежей и сокращения потенциальных покупателей их товаров.
Впрочем, все эти окаменевшие ужасы помогли специалистам в одном: они смогли очень точно передать в своих реконструкциях внешний облик и одежды ассирийских воинов и царей. Рисунок Ангуса МакБрайда.
Среди таких вот вольных городов очень важное место занимал Вавилон, к которому ассирийцы относились с немалым пиететом, так как в прошлом переняли у него и культуру, и религию, и письменность. Уважение к этому великому городу у них было так велико, что он стал чем-то вроде второй столицы ассирийской державы. Правившие в Ниневии цари пытались подкупать вавилонских жрецов богатыми дарами, старались украсить город дворцами и статуями, и, несмотря на все это, город своих завоевателей не принимал и продолжал оставаться центром заговоров против их власти. Противостояние это зашло настолько далеко, что ассирийский царь Синаххериб в 689 г. приказал разрушить Вавилон до основания и даже затопить то место, на котором он когда-то стоял. Этот ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и, хотя город затем был отстроен заново уже при сыне Синаххериба Ассархаддоне, отношения Вавилона с Ассирией испортились навсегда. Поэтому и на авторитет главного религиозного центра Передней Азии опереться Ассирия больше уже не могла.
Вавилон был для ассирийцев объектом и тайной зависти, и одновременно восхищения. Что, впрочем, совсем не удивительно, если мы посмотрим вот на эту реконструкцию ворот богини Иштар в Вавилоне, которую можно увидеть в берлинском музее Пергамон.
А тут на севере возникло молодое и сильное государство Урарту и принялось воевать с ассирийцами (800—700 гг. до н.э.). Под ударами урартов ассирийская держава не раз оказывалась на грани поражения. Но крестьян, чтобы пополнять армию, уже не хватало и около 750 г. до н.э. ассирийцы заменили ополчение армией из наемников-солдат, специально обучавшихся военному ремеслу. А вот для того, чтобы это войско содержать, ассирийским царям пришлось вновь и вновь отправляться в свои грабительские походы. Так круг замкнулся, и это было началом конца.
Естественно, что стены своей Ниневии ассирийцы постарались выстроить не хуже вавилонских, хотя это их и не спасло!
Положение свободных крестьян, которые ранее шли в ополчение, теперь резко изменилось. Вельможи начали их закабалять, поскольку прежней роли они уже не играли, да и число их сократилось очень заметно. И получилось так, что сами же ассирийцы у себя же в стране оказались… в меньшинстве, а большинством в ней стали ненавидящие своих поработителей и согнанные из разных земель военнопленные. Могущество Ассирии стало быстро ослабевать и кончилось все тем, что в 614 году восставшие мидяне взяли штурмом город Ашшур, а два года спустя вместе с вавилонянами разгромили и уничтожили город Ниневию. Все оказалось так, как об этом было сказано в Библии: «И прострёт Он руку Свою на север, и уничтожит Ассур, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшениях её, голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Книга пророка Софонии 2:13, 14). А ведь всего-то ассирийцы только того и хотели, чтобы им никто не мешал торговать!