какие страны имеют смешанный тип устройства самоуправления
Муниципальные системы зарубежных стран
Вы будете перенаправлены на Автор24
Муниципальные системы зарубежных стран – это нормативно закрепленные и реализуемые на практике типы организации публичного управления местной территорией, в том числе ее социально-экономическим развитием, с предоставлением самостоятельности местному сообществу в решении местных вопросов или без такового.
Общая характеристика муниципальных систем в зарубежных странах
Во всех современных демократически организованных государствах система муниципального управления строится на единых принципах, которые получили свое нормативное закрепление в Европейской хартии местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что характеристики муниципального управления в конкретных государствах имеют определенную специфику. Это касается:
В вопросах организации муниципального управления и в выборе конкретного типа системы муниципального управления немаловажную роль играют национальные традиции организации публичного управления, культурные и иные исторические особенности общественного и государственного развития и пр.
Исследование специфики организации муниципальных систем зарубежных стран позволяет выделить следующие основные модели:
Англосаксонская муниципальная система
Специфическая организация системы муниципального управления сформировалась в Великобритании и затем распространилась в государствах, которые входили ранее в состав Британской колониальной империи. Такими государствами были восприняты основные принципы организации публичного управления в Великобритании. К числу этих стран относятся США, Новая Зеландия, Австралия и др.
Готовые работы на аналогичную тему
В рамках рассматриваемой муниципальной системы реализацию полномочий местного самоуправления осуществляют выборные органы – так называемые советы, формируемые в различного уровня административно-территориальных единицах (советы графств, городские советы, районные советы). Выборы происходят раз в 4 года, и советы либо полностью обновляются в этот срок, либо происходит частичная ротация их членов. Члены совета выполняют свои функции на безвозмездных условиях.
Англосаксонская муниципальная система характеризуется значительной самостоятельностью муниципальных органов в решении вопросов местного значения:
Поскольку советы не могут действовать постоянно, а собираются на регулярной основе для решения наиболее важных вопросов, для текущей работы формируются и постоянно действуют профильные комиссии.
Континентальная муниципальная система
Континентальная муниципальная система получила распространение в европейских государствах и воспринята значительным числом современных государств. Ее существенным отличием от англосаксонской муниципальной системы является то обстоятельство, что управление местной территорией реализуется должностными лицами государственной системы управления. Государственные должностные лица в рамках рассматриваемой муниципальной системы контролируют текущую деятельность в местных органов. Посредством таких государственных представителей на местном уровне государство реализует мероприятия административного контроля над местными сообществами.
В рамках названной муниципальной системы фактически происходит сочетание прямого государственного управления местными территориями с функционированием местных органов. Местные органы реализуют полномочия по вопросам местного значения, а также государственные полномочия, при этом государственные контролеры имеют широкие полномочия по одобрению, приостановке, аннулированию принятых местными органами решений, а также по роспуску и направлению в отставку местных должностных лиц.
При этом надо отметить, что рассматриваемая муниципальная система – это не застывшая форма организации управления местными сообществами, например, во Франции с 70-х годов происходит реформирование названной системы и постепенное децентрализация управления на местах: функции административного контроля сокращаются и практически сводятся сегодня к установлению законности принимаемых муниципальными органами решений.
Смешанная муниципальная система
Кроме того, в практике современных государств выделяют так называемые гибридные муниципальные системы. Это системы местного самоуправления, которые сочетают в себе черты как рассмотренной выше англосаксонской муниципальной системы, так и системы континентального типа, и при этом содержат специфические характеристики, обусловленные собственными культурными, политическими, социальными и национальными традициями конкретного государства.
В качестве примера гибридной муниципальной системы может быть рассмотрена муниципальная система Германии. Здесь местное самоуправление гарантируется на государственном уровне: общинам предоставляется право законодательного регулирования под собственную ответственность местных вопросов.
Аналогичное право предусмотрено и для объединения общин. Публичное управление в Германии строиться по системе снизу-вверх: общины как единица местного самоуправления решают местные вопросы самостоятельно, не допускается вмешательство земель и государства в вопросы местного значения, при этом допускается государственный надзор для обеспечения соответствия местных решений основным конституционным гарантиям, а также принятым на их основе федеральному законодательству и законодательству земель.
Смешанная модель местного самоуправления
Романо-Германская она же смешанная модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африки, Монголии, на ближнем Востоке и даже в некоторых странах Латинской Америки. Главное отличие этой модели местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традиционно высоким уровнем централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Она характеризуется определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В Италии подобная иерархическая соподчиненность выражается, в частности, в праве областей осуществлять контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований.
В романо-германской модели различаются французская и германская системы местного самоуправления. Французская модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления при подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим. Во Франции в каждой коммуне на основе всеобщего прямого избирательного права выбирается совет, который на шесть лет избирает из своего состава главу исполнительной власти – мэра и его заместителей. Мэр и его заместители образуют муниципалитет – исполнительный орган коммуны. Количество членов муниципального совета регулируется законом от 19 ноября 1982 г. «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому советы могут насчитывать от девяти (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 членов (в коммунах с населением более 399 тысяч человек). Мэр, с одной стороны, является главой местной исполнительной власти, с другой – представителем центральной власти в коммуне. Хотя совет обладает возможностью влиять на мэра посредством обращения в судебные инстанции, роль государства на местном уровне достаточно высока (Муниципальное право зарубежных стран: (сравнительно-правовой анализ): учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006. С. 96).
Основной закон ФРГ не содержит подробного регулирования системы местного самоуправления и управления, но при этом закрепляет понятие «самоуправление общин и общинных объединений». Провозглашение права на коммунальное самоуправление на уроне федерального Основного закона имеет двоякое значение. С одной стороны, таким образом создаются определенные «рамки» для федерального законодателя, который в своей законотворческой деятельности обязан учитывать конституционные положения; с другой стороны, тем самым обеспечивается единство принципиального подхода субъектов Федерации к закреплению гарантии коммунального самоуправления, исходя из принципа приоритета федерального права над правом земель.
В статье 28 Основного закона ФРГ закрепляется, что в общинах и округах на основе всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании должны создаваться представительные органы. В связи с этим в Германии сложилось четыре основных типа организационного устройства общин, отличающихся некоторым своеобразием. «Северогерманская модель» существует в коммунах Шлезвинг-Голштейн и Гессен. Собрание депутатов, которое избирает главу администрации и формирует исполнительный комитет, избирается жителями коммуны сроком на четыре года. Исполнительный комитет фактически является местной администрацией и осуществляет подготовку решений представительного органа.
Для южногерманского типа местного самоуправления характерно совмещение должности главы представительного органа и местной администрации. Данная система существует в Баден-Вюртенберге и Баварии. Так, в Баден-Вюртенберге представительным органом является муниципальный совет. Главой исполнительного аппарата и одновременно председателем совета является бургомистр, избираемый непосредственно населением сроком на восемь лет. В качестве председателя муниципального совета бургомистр имеет право возражать против противозаконных или невыгодных для общины решений совета. В качестве руководителя администрации бургомистр ответственен за всё управление общиной, он осуществляет все функции текущего управления, выполняет все распорядительные обязанности.
Магистратный тип определяется наличием представительного органа, избираемого населением на основе всеобщего прямого избирательного права, который формирует мегистрат. Магистрат, состоящий из бургомистра – председателя магистрата – и его заместителей, концентрирует в своих руках исполнительную власть. При принятии решений бургомистр может обжаловать решение магистрата как противоречащее интересам общины.
Бургомистерский тип общинного самоуправления предусматривает наличие избранного населением представительного органа, который избирает бургомистра. Бургомистр возглавляет представительное сообщество (корпорацию) и местную администрацию, то есть выполняет функции главы общины и главы администрации.
22.5. СМЕШАННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Первый вид представлен европейской правовой системой местного самоуправления, которая имеет сходство как с континентальной, так и с англосаксонской моделями. Она утвердилась в Германии, Австрии, Венгрии, Македонии, Норвегии, Словении, Финляндии и в ряде других стран Европы. Ее сходство с континентальной системой проявляется в формах правового регулирования местного самоуправления, способах определения компетенции муниципальных образований и выборных органов власти, порядке осуществления контроля за их деятельностью. С англосаксонской системой ее сближает отсутствие соподчиненности муниципальных образований, множественность моделей местного самоуправления, большая самостоятельность местных органов власти в решении оперативных вопросов.
Для европейской системы типичными формами правового регулирования местного самоуправления являются конституции, комплексные законы, положения о муниципальных образованиях, отраслевые законы, нормативные правовые акты министерств и ведомств. В случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве о местном самоуправлении применяются решения конституционных судов, которые фактически носят нормативный характер.
Согласно конституционной традиции Франции местное самоуправление в странах континентальной Европы рассматривается как государственное управление на муниципальном уровне, как форма реализации общих функций публичного управления. С учетом этой традиции сформулированы нормы ст. 137 Конституции земли Гессен: «Общины являются на своей территории исключительными обладателями всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе собственной ответственности.
Аналогичный подход к пониманию местного самоуправления заложен в ст. 116 Федерального конституционного закона Австрии 1920 г. В ней община определяется как территориальная единица с правом самоуправления и одновременно как административная единица, в пределах которой осуществляется государственное управление на муниципальном уровне.
Современное законодательство Норвегии также рассматривает местное управление и самоуправление в отношении коммун и губернских коммун как единое целое, как форму публичного управления на местах (§ 3 Закона о коммунах и фюлкескоммунах 1992 г.). Кроме того, производный характер коммун и их зависимость от государства означают, что в Норвегии только государство может принять решение об учреждении новой или размежевании старых коммун. Делается это в целях повышения эффективности публичного управления на муниципальном уровне.
При таком подходе к пониманию местного самоуправления используется хорошо известный в законодательной практике стран с континентальной правовой системой муниципальной власти негативный способ закрепления компетенции территориальных сообществ: «Все, что прямо не запрещено законом, разрешено». Этот способ применяется и для определения объема полномочий выборных органов местного самоуправления, компетенция которых является производной от компетенции муниципальных образований.
С учетом богатого опыта стран с континентальной системой местного самоуправления в странах, где утвердилась европейская система муниципальной власти, в отдельных звеньях административно-территориального устройства местные органы власти могут вообще не создаваться. Так, в уездах Финляндии органы местного самоуправления законодательством не предусмотрены: это полицейские и судебные округа.
В странах с европейской системой самоуправления контроль за деятельностью органов муниципальной власти осуществляется по модели континентальной системы.
Вместе с тем на правовой статус муниципальных образований стран с европейской системой местного самоуправления, характер взаимоотношений их представительных и исполнительных органов большое влияние оказала англосаксонская правовая система устройства муниципальной власти. Здесь, как правило, отсутствует со- подчиненность муниципальных образований, конституциями и законами допускаются различные модели местного самоуправления. В частности, в ст. 114 Конституции Македонии записано, что в общинах могут быть организованы различные формы местного самоуправления. В Германии на основе зарубежного опыта сложились четыре модели местного самоуправления в общинах федеральных земель: модель магистрата, северогерманская система совета, модель бургомистра и южногерманская модель. Они различаются по таким существенным признакам, как взаимоотношения представительного органа муниципальной власти с органами управления. Сходные модели местного самоуправления существуют в США на уровне муниципалитета.
Для стран с европейской системой местного самоуправления характерна большая самостоятельность органов муниципальной власти в решении вопросов местного значения, в осуществлении оперативного управления. Как сказано в Законе об общине вольной земли Саксония 1993 г. (в ред. 1996 г.): «Община выполняет все общественные задачи по своему усмотрению и создает все учреждения, необходимые для социального, культурного и экономического процветания членов общины, в случае если это не противоречит действующему законодательству.
Вторым видом смешанных правовых систем местного самоуправления является дуалистическая системи. Ее характерная особенность заключается в том, что она складывалась в процессе противоречивого взаимодействия англосаксонской и континентальной систем местного самоуправления с традиционными системами общинного самоуправления. Правящая элита бывших колоний стремилась заимствовать англосаксонскую или континентальную систему местного самоуправления, но ей противостояла родоплеменная знать, стремившаяся сохранить общинное самоуправление, независимое от государственной власти. В результате появился гибрид совершенно разных моделей устройства муниципальной власти, которые с большим трудом интегрируются в национальные правовые системы местного самоуправления. Тем не менее этот вид смешанных систем местного самоуправления получил значительное распространение в странах Африки, бывших колониях Великобритании и Франции. Его восприняли Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Мавритания, Мозамбик, Сейшельские Острова, Того, Тунис и Экваториальная Гвинея.
Основными формами правового регулирования отношений по осуществлению муниципальной власти в странах с дуалистической системой местного самоуправления являются конституции, законы, декреты правительства, уставы (хартии) муниципальных образований, обычаи и традиции, мусульманско-правовая доктрина. В Гане, например, главными элементами правовой системы местного самоуправления являются английское общее право и обычное африканское право. Поэтому органы местного самоуправления во всех звеньях административно-территориального устройства страны формируются на принципах англосаксонской правовой системы. В муниципальных образованиях нет назначаемых должностных лиц, специально уполномоченных осуществлять административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
В системе местного самоуправления Туниса преобладают элементы континентальной системы. По примеру Франции в коммунах органами местного самоуправления являются выборные муниципальные советы. Исполнительную власть в коммуне возглавляет мэр, который избирается советом или непосредственно населением. Провинциями управляют губернаторы, назначаемые президентом Туниса по представлению министра внутренних дел, которые осуществляют административный контроль за деятельностью местных органов власти. Но параллельно действуют на основании мусульманской правовой доктрины советы шейхов, выступающие в качестве органов общинного самоуправления.
Третьим видом смешанных правовых систем местного самоуправления является плюралистическая система. Как видно из самого названия, она интегрирует в своем составе элементы практически всех систем местного самоуправления. В классическом виде данная система существует в Японии.
Формы правового регулирования местного самоуправления в Японии сложились под влиянием как англосаксонской, так и континентальной системы. В соответствии с традицией англосаксонских стран, полномочия местных органов власти Японии закрепляются отраслевыми законами, регулирующими отношения в конкретных областях хозяйственного и социально-культурного строительства. Парламент Японии в порядке ст. 95 Конституции принимает и частные законы, адресованные отдельным административно- территориальным единицам.
Вместе с тем в Японии действует комплексный Закон о местной автономии 1947 г., который закрепляет основные принципы организации местного самоуправления в стране, определяет общую компетенцию местных органов власти. Эта особенность характерна главным образом для стран с континентальной системой местного самоуправления.
Система местных органов власти в Японии построена по англосаксонской модели.
Контроль за деятельностью органов местного самоуправления в Японии осуществляется на принципах иберийской правовой системы. В нем принимают участие не только финансовые и судебные органы государства, но и непосредственно население. Так, согласно Закону о местной автономии 1947 г. по требованию не менее одной трети избирателей административно-территориальной единицы должен быть назначен референдум на предмет отзыва главы исполнительной власти. Избиратели могут также войти в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. В установленных законом случаях комиссия обязана назначить голосование по данному вопросу. Если большинство избирателей поддержит внесенное в комиссию предложение, то местное собрание распускается. Закон содержит лишь оговорку, что роспуск собрания или отзыв должностных лиц могут осуществляться только по истечении одного года с момента начала их деятельности.
Таким образом, плюралистическая система местного самоуправления современной Японии сформировалась под влиянием англосаксонской, континентальной, иберийской и национальной правовых традиций. Тем не менее, определяющим является влияние англосаксонского права. Это объясняется тем, что проекты Конституции Японии 1946 г. и Закона о местной автономии 1947 г. разрабатывались под руководством оккупационных властей США.
1. В чем заключается специфика правового регулирования местного самоуправления в федеративных государствах?
2. Каковы особенности англосаксонской правовой системы местного самоуправления?
3. В чем заключаются особенности континентальной правовой системы местного самоуправления?
4. Чем иберийская правовая система местного самоуправления отличается от континентальной?
■ Конгресс США принял закон о дополнительных полномочиях муниципальных корпораций. Верховный суд штата Айова выразил свою правовую позицию, в соответствии с которой «муниципальные корпорации получают полномочия от легислатур штатов». Решите дело.
■ Алькальд Городского совета Барселоны был назначен горожанами на сходе и утвержден в должности советниками городского Совета. Прокурор Барселоны обжаловал в суд указанные решения. Прав ли прокурор?
■ Городской совет Бирмингема ввел муниципальный налог за проезд иногородних большегрузных автомобилей по территории города и не учел норму судебного прецедента, согласно которому: «Нет права взимать налоги без разрешения Парламента Его Величества». Как должны поступить налогоплательщики?
■ Сельская община проиграла Правительству Танзании в суде дело о местном обычае, связанном с ритуальными танцами у костра в период праздника урожая. Прав ли суд?
■ В Японии сложилась плюралистическая система самоуправления, которая интегрирует в своем составе элементы практически всех систем местного самоуправления. Например, мэр города и староста сельской и поселковой общины могут быть отрешены от должности губернатором. Какая национальная правовая традиция Японии нашла свое законное выражение в этом примере?
Модели местного самоуправления
Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории, а также с учетом исторических и иных местных традиций.
Предпосылки возникновения местного самоуправления
Становление централизованного государства в европейских странах привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. Предпосылки для формирования современной организации местного самоуправления во Франции, Великобритании, Германии и некоторых других европейских государствах возникли, в основном, в результате муниципальных реформ XIX в.
Так в середине века в Великобритании происходила модернизация политической системы, одним из ключевых компонентов которой, стал ряд реформ в сфере местного самоуправления (реформа городского местного самоуправления, проведенная в 1835 г.). Идеология реформы основывалась на важнейшем принципе, что прямое и равное избирательное право принадлежит всем налогоплательщикам города, которые проживают в нем в течение 3-х последних лет (позднее в 1888 г. этот срок был сокращен до года), а не только домовладельцам.
В результате введения в силу указанного закона, в городах, ратифицировавших его, формировались городские советы, в выборах которых принимали участие арендаторы и хозяева домов обоего пола. Городские советы избирались на три года, а их численность зависела от количества населения города. К компетенции городского совета относилось управление городским имуществом (отопление и канализация, освещение, жилищное строительство, благоустройство и т.д.), обеспечение общественного порядка.
За описанной реформой последовал еще ряд реформ, в указанном направлении, в том числе реформа 1882 и 1888 гг., наделяющих горожан правом голоса. Все это привело к главной, по своему значению в современной системе местного самоуправления Великобритании, реформе 1894 г., направленной на реорганизацию приходов – низших административных единиц сельской территории. До этой реформы в церковных приходах существовали церковно-приходские советы (vestry), которые возглавляли священники официальной (англиканской) церкви. После – в приходах стали образовываться собрания (parish meeting), которые были уполномочены решать нецерковные гражданские дела. В таких собраниях имели право участвовать все местные плательщики налогов. Впервые сельское население привлекалось к обсуждению и решению местных дел города.
Англосаксонская модель местного самоуправления
Модель организации местного самоуправления, сформировавшаяся в Великобритании, позднее стала использоваться в ряде других стран (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и получила название англосаксонской модели.
Данная модель организации местного самоуправления характеризуется достаточной самостоятельностью и отсутствием «административной опеки» центральной власти. Вся деятельность руководства реализуется через советников, комиссии и административные органы. Специальные полномочия возлагаются на комиссии (комитеты) органов местного самоуправления, которые играют исключительную роль во время решения ключевых вопросов.
Местные коллегиальные власти являются главенствующими во всех отраслях управления, в т. ч. и полиции (исключением в этом вопросе является только Лондон). Взаимосвязь между местными и центральными органами власти, в странах, где реализована англосаксонская модель, регулируется принципом «действуй в пределах своих полномочий». Право делегировать свои полномочия закреплено в законодательном порядке.
Англосаксонская модель предусматривает избрание во всех административно — территориальных единицах представительных органов на срок, как правило, не более трех лет. В небольших административно — территориальных образованиях в состав этого органа входит 3-5 человек, в больших – до 50 человек. Местные представительные органы формально являются автономными в пределах предоставленных им полномочий, и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим не применяется.
Кроме представительного органа жители также непосредственно избирают некоторых должностных лиц. В городах представительными органами или непосредственно жителями избираются мэры. В первом случае деятельность этого должностного лица жестко контролируется представительным органом, во втором — он наделяется достаточно широким кругом полномочий.
Для англосаксонской модели характерно отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти. Теоретически провести разграничение между функциями государства и местного самоуправления в этом случае сложно: правительство государства и подчиненные ему государственные органы управления действуют на выполнение части общенациональных, политических задач (оборона, внешние отношения, общегосударственные финансовые ресурсы, определение национальных приоритетов), в то время как повседневные, текущие управленческие функции (образование, охрана здоровья, социальная помощь и защита, обеспечение общественного порядка, содержание дорог, жилищно-коммунальное хозяйство) переданы местным властям.
Существует определенная изолированность политических процессов на национальном и местном уровне. Кроме того, правительственные органы не вправе прямо контролировать местные сообщества, поскольку последние выступают как полностью автономные коллективы, действующие в некоторых случаях как равные с государством субъекты. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно косвенным путем: через центральные министерства и судебные органы.
В данной модели местного самоуправления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, местные дела полностью передаются в ведение жителей административно-территориальных единиц, избранных ими органов и должностных лиц. С другой же стороны — это обеспечивает максимальную децентрализацию в управлении государством, что часто затрудняет согласованность решений на разных уровнях системы управления и снижает эффективность ее функционирования, создавая основания для разного рода злоупотреблений. Выборы проводятся очень часто, резко снижают политическую активность граждан. Например, в США в выборах местных органов власти обычно участвует не более четверти избирателей.
В рамках англосаксонской модели все чаще применяются и усиливаются различные формы координации и контроля деятельности органов местного самоуправления. Это — периодические инспекционные проверки состояния местных дел представителями центральных органов исполнительной власти, осуществление финансового контроля над использованием органами местного самоуправления трансфертов общегосударственных средств, усиление законодательного регулирования организационно-правовых аспектов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, англосаксонская модель организации местного самоуправления отличается большой степенью самостоятельности и децентрализации. Следует отметить, что данная модель эволюционирует в направлении модели простой децентрализации с усилением государственного контроля над теми сферами общественной жизни, которые традиционно рассматривались как предмет самостоятельного ведения местного самоуправления.
Континентальная (французская) модель местного самоуправления
Континентальная модель в общем виде может быть представлена как иерархическая структура, в которой сверху происходит передача различных директивных указаний, а снизу передается информация, и в которой представители на местах работают на государственные органы. Она характерна для Франции, Италии, Бельгии, Испании, ряда стран Латинской Америки и Ближнего Востока.
Формирование континентальной модели началось уже в конце XIX в. во Франции. И первым шагом на пути ее становления была революция 1789 г., непосредственным результатом которой стало провозглашение принципа единой и неделимой власти. Навсегда было упразднено региональное разнообразие, административно-территориальной единицей отныне стал департамент, а основным звеном местного самоуправления — префекты. Они являлись представителями центральной власти на местах. Префект был главой управления на подконтрольной ему территории.
Позднее, когда произошла децентрализация, органам местного самоуправления была предоставлена большая самостоятельность. Был принят закон «О территориальных коллективах». Теперь органы самоуправления могли создаваться в любых территориальных образованиях, признаваемых коллективами: департаментах, регионах и коммунах.
Эти исторические события предопределили особенности, действующей по сей день, континентальной модели местного самоуправления. Например, в Италии, где в настоящее время действует континентальная модель местного самоуправления. Представитель государственной администрации назначается в каждой территориальной единице. В провинции таковым является префект, который выбирается правительством и осуществляет руководство деятельностью местной администрации на подконтрольной ему территории. В коммуне представителем государства является синдик, который также возглавляет исполнительный орган и избирается коммунальным советом (местным органом).
Континентальная модель обеспечивает большую централизацию системы управления. Она основана на сочетании, с одной стороны, выборности всех представительных и исполнительных органов на первичном уровне самоуправления (в общинах, коммунах) и, с другой – назначения из «центра» на места полномочных представителей государственной власти (комиссаров, префектов и т.д.) на региональном уровне. На этих лиц возлагается осуществление контрольной функции по соблюдению законности органами местного самоуправления нижестоящего административно-территориального уровня, санкционирование решений муниципальных представительных органов, а также выполнение других функций общегосударственного характера.
Таким образом, административная, организационная и финансовая автономия местного самоуправления хотя и существует, но значительно ограничена и находится под контролем государственных органов.
Континентальная модель, как и англосаксонская модель организации местного самоуправления, имеет определенные недостатки и преимущества. К основным отличиям между англосаксонской и континентальной моделью можно отнести организацию взаимоотношений между государственными органами и местными органами власти.
К положительным сторонам модели стоит отнести то, что в странах реализовавших континентальную (французскую) модель муниципалитеты, в отличие от стран, применяющих англосаксонскую модель, могут принимать участие в осуществлении власти на государственном уровне. Так, французские муниципалитеты могут принимать участие в выборах верхней палаты парламента (Сената). Это связано с тем, что их представители составляют большинство избирательных коллегий. Такой механизм предоставляет возможность населению (его представителям в избранных органах) самостоятельно принимать решения по важным местным вопросам. При этом чиновники, осуществляющие контроль над местным самоуправлением (префекты, комиссары республики, супрефекты) назначаются центральной властью, невзирая на позицию местного населения. Существующее законодательство позволяет правительству не согласовывать такие назначения с местными советами.
Смешанная модель местного самоуправления
Как мы выяснили, рассмотрев англосаксонскую и континентальную модели, для второй свойственна определенная иерархия в системе органов местного самоуправления и их зависимость от государственного управления. Для первой – англосаксонской – некая автономия местного самоуправления. В каждой из моделей присутствуют свои специфические особенности, присущие той или иной стране в силу сложившихся устоев, традиций и менталитета населения. Это обусловило невозможность прямого заимствования данных моделей другими странами. В связи с этим возникла смешанная модель местного самоуправления, вобравшая в себя достоинства каждой из двух моделей. В этой модели сочетаются автономия местного самоуправления на нижнем территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.
Такая модель действует в Германии, Австрии и Японии. Местное самоуправление в указанных странах имеет определенное сходство, как с англосаксонской, так и с континентальной моделью. Но обладает, при этом, специфическими чертами, позволяющими применять ее в различных демократических странах.
В рамках данной модели один и тот же представительный орган одновременно является, как звеном местной власти, так и представляет государственную власть, сочетая в себе компетенции и полномочия обоих уровней. Такая модель характеризует муниципальную власть, например, в Японии, где избранный народом губернатор префектуры, кроме полномочий главы местной администрации, выполняет также и общегосударственные функции, или в Германии, где главы администраций районов являются государственными чиновниками и председателями исполнительных органов, хотя иногда немецкую модель выделяют как самостоятельную.
Иберийская модель местного самоуправления
Еще одна модель условно может быть названа Иберийского, поскольку она получила распространение в Испании, Португалии и многих испаноязычных странах Латинской Америки. Здесь на всех уровнях административно-территориального устройства государства находятся выборные представительные органы и главные должностные лица местного самоуправления, возглавляющие исполнительные органы (регидоры, мэры, префекты и т.д.). Введение должностей специально предназначенных уполномоченных представителей центральных органов государственной власти по этой модели не предвидится, но такое избранное должностное лицо утверждается правительством в качестве представителя государства в административно-территориальной единице с правом контроля над деятельностью представительного органа.
В развитых демократических странах различия между указанными моделями не имеют принципиального характера. Можно даже говорить об определенном сближении между ними — они базируются на многих близких принципах, основой местного управления признаются представительные органы, формируемые населением в результате свободных и демократических выборов.
«Советская» модель организации местного самоуправления
Принципиальными отличиями от перечисленных моделей местного самоуправления характеризуется так называемая «советская» модель.
Раньше она действовала, прежде всего, в Советском Союзе и других странах социалистического блока, а сегодня в той или иной степени сохранилась в таких странах как Вьетнам, Китай, КНДР, Куба.
В основе «советской» модели лежит принцип полновластия представительных органов на соответствующей территории. Она характеризуется строгой иерархической подчиненностью составляющих звеньев — все остальные органы считаются производными от советов и им подчиненными. Местные представительные органы считаются органами государственной власти, в то время как их исполнительные органы — местными органами государственного управления. Последние, как правило, имеют двойное подчинение — вышестоящему органу управления и соответствующему представительному органу.
В целом и представительные, и исполнительные органы рассматриваются как составная часть всей системы органов государства, основной задачей которой является внедрение в жизнь актов центральных органов власти, обеспечение выполнения основных функций на всей территории страны. Они периодически отчитываются перед вышестоящими органами о своей деятельности.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что мировая практика демонстрирует значительное разнообразие организационных моделей местного самоуправления. Система местного самоуправления каждой отдельной страны функционирует в пределах определенной политической культуры и национальных традиций. Каждая из них прошла индивидуальный исторический путь развития, эволюционировала и развивалась в соответствии с требованиями общества на протяжении нескольких веков. Поэтому невозможно дать однозначную оценку эффективности той или иной модели местного самоуправления даже в пределах характерного для нее политико-административного контекста. Еще сложнее понять, как она проявит себя в условиях другой страны. При этом необходимость исследования международного опыта местного самоуправления является очевидной, поскольку позволяет осуществлять поиск новых идей и механизмов, выявлять глобальные тенденции развития и постоянно совершенствовать существующие модели местного самоуправления.
Список использованных источников
1. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах: учебное пособие для магистров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк, И.Н. Иваненко — Краснодар, 2013. — 94 с.
2. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
3. Муниципальное право зарубежных стран. Теория и современная практика : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Д. О. Ежевский, Е. Т. Ешинмаева-Шагдарова, И. В. Кокорев [и др.] ; под ред. В. В. Еремяна. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 679 с.
4. Киятова З. А., Марков П. Н. Организация власти в англосаксонской и немецкой моделях местного самоуправления // Colloquium-Journal. — 2019. — № 24 (48). — С. 17-19.