какие страны имеют выход в балтийское море

10 интересных фактов о Балтике

Балтийское море омывает западные регионы РФ — Ленинградскую и Калининградскую области. Рукой подать до Балтики и от Карелии. На побережье этого моря оборудовано немало пляжей, часть из которых имеют «Голубой флаг» (прим. Янтарный). Не таких популярных, как на Чёрном море, но не пустующих.

В этой статье собрали самое интересное о Балтике. Почему это море считается пресноводным и способно ли оно замерзнуть зимой. Правда ли, что воды в Байкале в разы больше, и откуда идет отсчет «уровня моря» в России.

Топ-10 фактов о Балтийском море

1. Молодое море

Балтика — одно из самых молодых морей в мире. Ученые полагают, что ему не более 4 000 лет. Для сравнения возраст Чёрного моря колеблется в районе 7-8 тысяч лет, Эгейского — более 10 тысяч. И только Средиземное и Азовское моря можно назвать относительными ровесниками Балтиского. Им по 5-6 тысяч лет.

2. Точка отсчета уровня моря

Чтобы указывать высоту над уровнем моря, каждая страна выбирает удобную ей точку отсчета. Для России и стран бывшего Советского союза — это Балтийское море. Точнее, Кронштадский футшток, он же «пуп земли» в Финском заливе.

Точка отсчета на уровне Балтике была выбрана в 1825-1839 гг.

Познакомиться с городом можно на экскурсии «Удивительный Кронштадт». 3-часовая прогулка от Гостиного двора и Адмиралтейства до Якорной площади. Во время экскурсии гид показывает и Футшток, от которого идет отсчет уровня моря.

3. Границы и заливы

4. Мелководное море

Балтийское море — одно из самых мелких в мире. Поскольку расположено оно в пределах материкового шельфа, средняя глубина его 51 м (максимальная 459 м). А в районах отмелей и многочисленных островов (Готланд, Эланд, Борнхольм, Волин, Рюген, Аландия, Сааремаа и т. д.) глубина и вовсе не превышает 10-12 м (Вики). Размеры Балтийского море тоже невелики — 419 тысяч км².

5. Байкал VS Балтика

Объем воды в неглубоком море закономерно невелик — 21,5 тысяч км³. И отсюда еще один факт — воды в озере Байкал суммарно больше, чем в Балтике.

6. Низкая соленость

Балтийское море имеет низкую соленость. Специалисты называют такие водоемы «солоноватоводными». Этой особенностью, также граничащей с рекордом, Балтика обязана впадению огромного количества рек. Крупнейшие из них: Нева, Нарва, Западная Двина (Даугава), Неман, Преголя, Висла, Одер и Вента.

7. Замерзающее море

Большое количество пресной воды поспособствовало еще одному интересному факту о Балтийском море. В аномально холодные зимы оно может целиком покрыться льдом. Случаи полного замерзания Балтики регистрировались с 1720 г.

8. Варяжское, Восточное, Западное

Балтийское море не всегда было Балтийским. В Древней Руси его называли Варяжским. Немцы, шведы, датчане прозвали Восточным, а эстонцы — Западным.

9. Холодное VS Теплое

Многих интересует вопрос: какова температура воды в Балтийском море? Особенно летом, в период отпусков. И особенность тут в том, что оно и не теплое, и не холодное. В июле-августе Балтика способна прогреться до 21-23°. Это не так комфортно, как у берегов Чёрного моря. Но и настолько прохладно, как в Баренцевом где-нибудь у берегов Териберки. А если речь о пресноводном Куршском заливе, то на местных пляжах Калининградской области вода и вовсе достигает 26-27°.

10. Золотой запас

А еще есть такой факт, как содержание золота в Балтийском море. 0.000004 гр на литр считается максимальным из зафиксированных. Это не означает, что дно в окрестностях Зеленоградска или Балтийска усыпано золотыми слитками. Но факт остается фактом: в других морях вода менее обогащена подобными примесями.

Источник

Балтийское море

Балтийское море (Baltic Sea)

Балтийское море (c древности и до XVIII века в России было известно как «Варяжское море») — внутриматериковое окраинное море, глубоко вдающееся в материк. Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Морская граница Балтийского моря проходит по южным входам проливов Эресунн, большой и малой Бельты. Площадь 386 тыс. км². Средняя глубина 71 м. Берега Балтийского моря на юге и Ю.-В. преимущественно низменные, песчаные, лагунного типа; со стороны суши — дюны, покрытые лесом, со стороны моря — песчаные и галечные пляжи. На севере берега высокие, скалистые, преимущественно шхерного типа. Береговая линия сильно изрезана, образует многочисленные заливы и бухты.

Наиболее крупные заливы: Ботнический (по физико-географическим условиям является морем), Финский, Рижский, Куршский, Гданьская бухта, Щецинский и др.

Острова Балтийского моря материкового происхождения. Много небольших скалистых островков — шхер, расположенных вдоль северных берегов и сосредоточенных в группах Васийских и Аландских островов. Наиболее крупные острова: Готланд, Борнхольм, Сарема, Муху, Хиума, Эланд, Рюген и др. В Балтийское море впадает большое количество рек, наиболее крупные из которых Нева, Западная Двина, Неман, Висла, Одра и др.

Балтийское море — неглубокое шельфовое море. Преобладают глубины 40—100 м. Наиболее мелководными районами являются проливы Каттегат (средняя глубина 28 м), Эресунн, большая и малая Бельты, восточные части Финского и Ботнического заливов и Рижский залив. Эти участки дна моря имеют выровненный аккумулятивный рельеф и хорошо развитый покров рыхлых отложений. Большая же часть дна Балтийского моря характеризуется сильно расчленённым рельефом, имеются относительно глубокие котловины: Готландская (249 м), Борнхольмская (96 м), в проливе Сёдра-Кваркен (244 м) и наиболее глубокая — Ландсортсъюпет к югу от Стокгольма (459 м). Многочисленны каменные гряды, в центральной части моря прослежены уступы — продолжения кембрийско-ордовикского (от северного берега Эстонии к северной оконечности острова Эланд) и силурийского глинтов, подводные долины, затопленные морем ледниково-аккумулятивные формы рельефа.

Балтийское море занимает депрессию тектонического происхождения, являющуюся структурным элементом Балтийского щита и его склона. Согласно современным представлениям, основные неровности дна моря обусловлены блоковой тектоникой и структурно-денудационными процессами. Последним, в частности, обязаны своим происхождением подводные уступы глинтов. Северная часть дна моря сложена преимущественно докембрийскими породами, перекрытыми прерывистым покровом ледниковых и новейших морских отложений.

В центральной части моря дно сложено породами силура и девона, скрывающимися к югу под толщей ледниковых и морских осадков значительной мощности.

Наличие подводных речных долин и отсутствие под толщей ледниковых отложений морских осадков свидетельствуют о том, что в предледниковое время на месте Балтийского моря была суша. В течение по крайней мере последней ледниковой эпохи впадина Балтийского моря была полностью занята льдом. Только около 13 тыс. лет назад произошло соединение с океаном, и морские воды заполнили впадину; образовалось Иольдиевое море (по моллюску Joldia). Фазе Иольдиевого моря несколько раньше (15 тыс. лет назад) предшествовала фаза Балтийского ледникового озера, ещё не сообщавшегося с морем. Около 9—7,5 тыс. лет назад в результате тектонического поднятия в Центральной Швеции связь Иольдиевого моря с океаном прекратилась, и Балтийское море снова стало озером. Эта фаза развития Балтийского моря известна под названием Анцилового озера (по моллюску Ancylus). Новое опускание суши в районе современных Датских проливов, происшедшее около 7—7,5 тыс. лет назад, и обширная трансгрессия привели к возобновлению связи с океаном и образованию Литоринового моря. Уровень последнего моря был на несколько метров выше современного, а солёность больше. Отложения литориновой трансгрессии широко известны на современном побережье Балтийского моря. Вековое поднятие в северной части бассейна Балтийского моря продолжается и теперь, достигая на севере Ботнического залива 1 м за сто лет и постепенно уменьшаясь к югу.

Климат Балтийского моря морской умеренный, находится под сильным влиянием Атлантического океана. Характеризуется сравнительно небольшими годовыми колебаниями температуры, частыми осадками, довольно равномерно распределяющимися в течение года, и туманами в холодный и переходные сезоны. В течение года преобладают ветры западных направлений, которые связаны с циклонами, приходящими с Атлантического океана. Циклоническая деятельность достигает наибольшей интенсивности в осенне-зимние месяцы. В это время циклоны сопровождаются сильными ветрами, частыми штормами и вызывают большие подъёмы уровня воды у побережья. В летние месяцы циклоны ослабевают и их повторяемость уменьшается. Вторжение антициклонов сопровождается ветрами восточных направлений.

Растянутость Балтийского моря на 12° по меридиану определяет заметные различия климатических условий отдельных его районов. Средняя температура воздуха южной части Балтийского моря: в январе —1,1°С, в июле 17,5°C; средней части: в январе —2,3°С, июле 16,5°C; Финского залива: в январе —5°С, в июле 17°C; северной части Ботнического залива: в январе —10,3°С, в июле 15,6°C. Облачность летом около 60%, зимой более 80%. Среднее годовое количество осадков на севере около 500 мм, на юге свыше 600 мм, а в отдельных районах до 1000 мм. Наибольшее число дней с туманами падает на южную и среднюю часть Балтийского моря, где оно в среднем доходит до 59 дней в году, наименьшее — на севере. Ботнического залива (до 22 дней в году).

Гидрологические условия Балтийского моря определяются в основном его климатом, избытком пресных вод и водообменом с Северным морем. Избыток пресных вод, равный 472 км3 в год, образуется за счёт материкового стока. Количество воды, поступающей в осадках (172,0 км³ в год), равно испарению. Водообмен с Северным морем в среднем составляет 1659 км3 в год (солёная вода 1187 км³ в год, пресная — 472 км³ в год). Пресная вода стоковым течением уходит из Балтийского моря в Северное море, солёная — глубинным течением поступает через проливы из Северного моря в Балтийское море. Сильные западные ветры обычно вызывают приток, а восточные ветры — сток воды из Балтийского моря через все сечения проливов Эресунн, большой и малой Бельты.

Течения Балтийского моря образуют круговорот против часовой стрелки. Вдоль южного берега течение направлено на восток, вдоль восточного — на север, вдоль западного — на юг и у северного берега — на запад. Скорость этих течений колеблется от 5 до 20 м/сек. Под влиянием ветров течения могут менять направление и их скорость вблизи берегов может достигать 80 см/сек и более, а в открытой части — 30 см/сек.

Температура воды на поверхности в августе составляет в Финском заливе 15°C, 17°C; в Ботническом заливе 9°С, 13°C и в центральной части моря 14°C, 18°C, а на Ю. достигает 20°C. В феврале — марте температура в открытой части моря 1°С—3°С, в Ботническом, Финском, Рижском и других заливах и бухтах ниже 0°С. Солёность поверхностной воды быстро уменьшается по мере удаления от проливов от 11‰ до 6—8‰ (1‰—0,1%) в центральной части моря. В Ботническом заливе она равна 4—5‰ (на С. залива 2‰), в Финском заливе 3—6‰ (в вершине залива 2‰ и меньше). В глубинном и придонном слоях воды температура 5°С и более, солёность меняется от 16‰ на З. до 12—13‰ в центральной части и 10‰ на севере моря. В годы увеличения притока вод солёность повышается на З. до 20‰, в центральной части моря до 14—15‰, а в годы уменьшения притока она падает в средние части моря до 11‰.

Лёд появляется обычно в начале ноября на север Ботнического залива и достигает наибольшего распространения в начале марта. В это время значительная часть Рижского, Финского и Ботнических заливов покрыта неподвижным льдом. Центральная часть моря обычно свободна ото льдов.

Количество льдов в Балтийском море меняется от года к году. В исключительно суровые зимы почти всё море покрывается льдом, в мягкие — только заливы. Северная часть Ботнического залива покрыта льдом 210 дней в году, средняя часть — 185 дней; Рижский залив — 80—90 дней, Датские проливы — 16—45 дней.

Уровень Балтийского моря подвержен колебаниям под влиянием изменений направления ветров, атмосферного давления (поступательно-стоячие длинные волны, сейши), притока речных вод и вод Северного моря. Период этих изменений меняется от нескольких часов до нескольких суток. Быстро сменяющиеся циклоны вызывают колебания уровня до 0,5 м и более у берегов открытого моря и до 1,5—3 м в вершинах бухт и заливов. Особенно большие подъёмы воды, являющиеся, как правило, следствием наложения ветрового нагона на гребень длинной волны, бывают в Невской губе. Наибольший подъём воды в Ленинграде отмечен в ноябре 1824 (около 410 см) и в сентябре 1924 (369 см).

Колебания уровня, связанные с приливами, крайне невелики. Приливы имеют неправильный полусуточный, неправильный суточный и суточный характер. Их размер меняется от 4 см (Клайпеда) до 10 см (Финский залив).

Фауна Балтийского моря бедна видами, но богата количественно. В Балтийском море обитают солоноватоводная раса атлантической сельди (салака), балтийская килька, а также треска, камбала, лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь. Из млекопитающих — балтийский тюлень. В Балтийском море ведётся интенсивный рыбный промысел.

Русские гидрографические и картографические работы начались в Финском заливе в начале 18 в. В 1738 Ф. И. Соймонов издал атлас Балтийского моря, составленный по русским и иностранным источникам. В середине 18 в. многолетние исследования в Балтийском море проводил А. И. Нагаев, который составил подробную лоцию. Первые глубоководные гидрологические исследования в середине 1880-х гг. были выполнены С. О. Макаровым. С 1920 проводились гидрологические работы Гидрографическим управлением, Государственным гидрологическим институтом, а после Отечественной войны 1941—45 были развёрнуты широкие комплексные исследования под руководством Ленинградского отделения Государственного океанографического института СССР.

Источник

Какие страны имеют выход к Балтийскому морю?

Какие страны имеют выход к Балтийскому морю?

Польша, Литва, Латвия и Эстония имеют выход к Балтийскому морю. У всех этих стран древнее и богатое культурное наследие. Каждая из них по-своему удивительна и имеет множество уникальных и интересных традиций и обычаев.

Среди древних городов здесь много ганзейских, то есть входящих в Средние века в Ганзу – союз вольных торговых городов.

Не имея больших запасов полезных ископаемых (за исключением Польши, в которой есть месторождения бурого угля), эти страны развивают судоходство, рыболовство и туризм.

Рига, столица Латвии

какие страны имеют выход в балтийское море. Смотреть фото какие страны имеют выход в балтийское море. Смотреть картинку какие страны имеют выход в балтийское море. Картинка про какие страны имеют выход в балтийское море. Фото какие страны имеют выход в балтийское море

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Поездка по Балтийскому морю

Поездка по Балтийскому морю Ниже Фьеллгатан расположена пристань, от которой отходят паромы в Финляндию. Самые большие из них, особенно по выходным дням, курсируют как прогулочные корабли к крохотному финскому архипелагу – Аландским островам (?land), лежащим между

Какие размеры имеют самые большие в мире песочные часы?

Какие размеры имеют самые большие в мире песочные часы? Самые большие в мире песочные часы находятся в японском городе Нима, в местном Музее песка (открыт в 1991 году). Они имеют 5 метров в высоту и 1 метр в диаметре. В течение целого года тонна песка пересыпается из верхнего

Какие страны находятся на Пиренейском полуострове?

Какие страны находятся на Пиренейском полуострове? Испания и Португалия расположены на Пиренейском полуострове. Отсюда в Средние века уходили многочисленные морские экспедиции на поиски новых земель.Небольшая Португалия – страна прославленного вина портвейна (его

Какие страны расположены на берегах Дуная?

Какие страны расположены на берегах Дуная? Болгария и Румыния расположены по обе стороны от Дуная. Древняя Румыния была завоёвана римлянами, а впоследствии её население смешалось с пришлыми славянскими племенами. Благодаря легенде о вампире графе Дракуле, историческая

Какие страны расположены на Балканском полуострове?

Какие страны расположены на Балканском полуострове? Почти все страны «южных славян» в прошлом входили в состав государства, называющегося Югославией. После кровопролитных войн, часть этих стран получили независимость.Кроме Хорватии, выходящей на берега Адриатического

Какие страны расположены в Альпах?

Какие страны расположены в Альпах? В самых высоких европейских горах, Альпах, расположены Австрия и Швейцария. В Швейцарии сразу четыре государственных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Это неудивительно, ведь эта горная страна состояла из 13

Какие страны расположены на Кавказе?

Какие страны расположены на Кавказе? Кавказские горы, «пересекающие» пространство между Чёрным и Каспийским морем – «колыбель» многих народов. В горах и предгорьях Кавказа расположены страны, часть из которых ведёт свою историю ещё с догреческих поселений. Так,

Какие страны расположены на полуострове Индокитай?

Какие страны расположены на полуострове Индокитай? На полуострове Индокитай располагаются страны: Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Лаос, частично – Малайзия, Бангладеш и Китай.Самое большое государство Индокитая – Мьянма. Для её жителей очень важны предсказания

Какие страны находятся в Гималаях и Тибете?

Какие страны находятся в Гималаях и Тибете? В самых высоких горах на планете расположены несколько стран: Непал, королевство Бутан, княжество Мустанг. Часть Тибета принадлежит Китаю. Там же расположена речная долина, где стоит город Лхаса со знаменитым дворцом Потала.Из

Какие страны расположены на юге Южной Америки?

Какие страны расположены на юге Южной Америки? На юге Южной Америки расположены Парагвай, Уругвай и Аргентина. Последняя страна является самой большой из них. Её название связано со словом argentum – «серебро», так именовали эти земли испанские конкистадоры, которые

Какие страны наиболее населены?

Какие страны наиболее населены? Одними из самых густонаселённых мест на Земле являются азиатские страны. Здесь проживает около половины общего населения нашей планеты. Причём темпы его роста увеличиваются. Поэтому в некоторых странах это привело к тому, что государства

Какие популярные прозвища имеют штаты США?

Какие популярные прозвища имеют штаты США? Каждый из штатов США помимо официального названия имеет также популярное прозвище, а именно: Айдахо – «штат-самоцвет»; Айова – «штат соколиного глаза»; Алабама – «штат (птицы) овсянки», он же «сердце южных штатов», он же

Какие из штатов США имеют самые маленькие (по количеству населения) столицы?

Какие из штатов США имеют самые маленькие (по количеству населения) столицы? По данным на 2000 год, столицы трех штатов США имеют население менее 20 тысяч человек. В Огасте (штат Мэн) проживают 18 560 человек, население города Пирр (штат Южная Дакота) составляет 13 876 человек, а в

Источник

Какие страны имеют выход в балтийское море

В древности славяне называли его «Варяжским» и оно было частью Великого торгового пути «из варяг в греки». Торговля развивалась и по другим водным путям.

В Балтийское море впадает много рек, среди них самые крупные Нева, Нарва, Западная Двина (Даугава), Неман, Висла, Одер. Выход к Балтийскому морю имеют следующие государства: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Россия. На его берегах расположились множество городов и поселков: от столиц государств, в которых живут сотни тысяч людей до крошечных рыбацких деревушек, с населением в 30-40 человек. Здесь живут миллионы людей и все, что связано с морем лично касается каждого из нас.

На Балтике всегда было оживленное судоходство, без которого не возможна ни политическая, ни экономическая жизнь приморских стран. Большие долбленые ладьи-однодеревки со временем сменились на парусники, те — на дымные и медленные пароходы. Их, в свою очередь, сменили современные суда: катера, огромные пассажирские и грузовые теплоходы, груженые баржи, многотонные нефтеналивные танкеры… В наши дни интенсивность судоходства в восточной части Финского залива уже является одной из самых высоких в Мировом океане. Грузооборот в Балтийском море за последние 10 лет увеличился в несколько раз. Транспорт нефтепродуктов удвоился с 1995 года, и этот показатель стремительно растет с каждым годом. Так, например, в 2002 году ежегодные объемы перевозимой нефти и нефтепродуктов только в российской части Финского залива были следующие:
— на выходе из Приморска и до главного фарватера: до 11—15 млн. тонн;
— на главном морском канале и до участка, где сходятся транспортные потоки от Петербурга и Приморска: 8—11 млн. тонн;
— по главному фарватеру, откуда нефтяные грузопотоки следуют в Балтийское море: 18—19 млн. тонн в год.

какие страны имеют выход в балтийское море. Смотреть фото какие страны имеют выход в балтийское море. Смотреть картинку какие страны имеют выход в балтийское море. Картинка про какие страны имеют выход в балтийское море. Фото какие страны имеют выход в балтийское мореНачиная с 2003 года, интенсивность судоходства на Балтике еще более увеличилась, а к 2010 году объем перевозок нефтепродуктов по Балтийскому морю возрастет в 3 раза. Это связано с тем, что на берегах Финского залива создаются новые порты. По мнению российских специалистов, строительство портов только в Приморске, Усть-Луге, бухте Батарейная и Высоцке предполагает рост судоходства в Финском заливе в 2 раза. Все это приведет к увеличению количества проходящих судов, росту грузооборота и риска аварий, что создаст еще большую нагрузку на экологические системы Балтийского моря и прибрежных районов. По прогнозам, к 2010 году общий риск разливов нефти на Балтике увеличится дополнительно на 40%, а в районе Финского залива — на 100%! С чем это может быть связано?

Помимо аварий, постоянным и ежедневным источником нефтяного загрязнения моря также является несанкционированный слив нефтесодержащих вод с судов и танкеров. Разлитые нефтепродукты появляются на поверхности моря, частично растворяются в воде (или образуют устойчивую эмульсию), оседают на дно или выплескиваются на берега, уничтожая все живое. Всем нам знакомы последствия подобных аварий: мертвая страшная черная вода. Десятки километров загаженных прибрежных берегов. Военные и сотни добровольцев из местных жителей вручную, лопатами и ведрами собирающие мазут и трупы уничтоженных рыб, морских животных, птиц… На Балтийском море, по счастливой случайности, пока еще не было масштабных экологических катастроф. Но чужой печальный опыт и дорогостоящие знания могут быть нам полезны.

Авария танкера ”Эксон Валдиз”. 24 марта 1989 г. в заливе Принца Уильяма (штат Аляска, США) танкер, груженный сырой нефтью, налетел на рифы. Из образовавшейся пробоины в воды залива вылилось от 40 до 50 тысяч тонн нефти. Длина пораженной береговой линии составила более 1500 миль. Нефть, попавшая в море и покрывшая берега, нанесла огромный ущерб животному миру и всей экосистеме. Из 28 наиболее пострадавших видов животных восстановить удалось лишь два. Практически полностью была уничтожена местная рыбная промышленность и туризм.

Ущерб от аварии оценен в 5,2 млрд. долларов США. Ответственность за аварию и возмещение убытков были возложены на фирму «Эксон».

Сброс нефти в воды Персидского залива. В ходе войны в Персидском заливе в январе 1991 года из терминала в Кувейте иракцами было сброшено в воды залива около 600 тыс. т нефти. Многонациональным спасательным командам потребовалось около 9 месяцев работы, для того чтобы ограничить масштабы катастрофы. Точных данных о ее влиянии на экосистему Персидского залива нет, как и не известна реальная стоимость нанесенного ущерба.

2001 год. В Азовском море столкнулись танкер «Волгонефть-138» и сухогруз. В море вылилось 700 тонн нефти. Виноватых нет.

6 октября 2002 г. В Аденском заливе у берегов Йемена взорвался французский танкер «Лимбург». Танкер шел из Ирана с грузом около 400 тыс. баррелей сырой нефти. Вся она вылилась в море. Виноватых тоже не нашли.

Эти аварии произошли далеко от Балтийского моря. Может быть здесь все благополучно? К сожалению — нет. Чем больше узнаешь о реальном состоянии дел, тем чаще вспоминаются слова, сказанные в седой древности ”во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь”.

Авария нефтерудовоза № 7 АО «Волготанкер». Авария нефтерудовоза № 7 АО «Волготанкер» произошла 8 октября 1999 г. В Неву попало от 45 до 70 тонн мазута (точная цифра так никогда и не была установлена). В издании «Экономика и Время » (41/278, 1999 г.) об этой катастрофе было написано следующее: «Предполагаемым виновником недавнего разлива на Неве нефти считают судоходную компанию АО «Волготанкер», которая не обеспечила надлежащую безопасность перевозки нефтепродуктов по внутренним водным путям России. Ей грозит иск на 100 млн. рублей: во столько специалисты оценили причиненный Петербургу ущерб… Однако Петербургу вряд ли удастся что-либо отсудить в порядке возмещения ущерба.

Во-первых, российские суда должны регулярно освидетельствоваться Речным регистром. И если танкер имеет допуск во внутренние водные пути РФ — значит он безопасен.

Во-вторых, финансовое положение судоходной компании отнюдь не блестящее. Иск в таком размере ей просто не выплатить. В-третьих, прецедентов подобного рода, когда суд сумел заставить судовладельца возместить ущерб, крайне мало. Так что за несовершенство отечественного законодательства придется страдать петербургскому бюджету». Автор статьи как в бункерную воду смотрел — за «судоводительскую ошибку, случившаяся из-за злоупотребления алкоголем» заплатили петербуржцы.

В 2001 г. В Балтийском море, вблизи Дании, столкнулись танкер и сухогруз. В море попало 2700 тонн нефти, удалось собрать не более 500 тонн. Информации об этом разливе очень мало.

15 ноября 2001 г. у пристани Санкт-Петербургского нефтяного терминала затонул портовый танкер «НОРД-ВЕСТ». На его на борту было 510 т мазута. В результате произошел неконтролируемый разлив мазута подо льдом. Часть мазута удалось собрать. Полные масштабы разлива выяснились только весной 2002 г. после таяния льда.

В 2002 году затонуло судно «Каунас». В Неву попало 23,5 т нефтепродуктов.

3 октября 2002 г. В акватории Невы после пожара затонула нефтеналивная баржа «Гага». В танках полузатонувшего судна находилось 1000 тонн мазута и 315 тонн дизельного топлива. Все нефтепродукты попали в акваторию морского порта.

Все мы знаем о самой громкой экологической катастрофе 2002 года — аварии танкера «Престиж». 30 октября 2002 года танкер “Престиж” вышел с внешнего рейда порта Санкт-Петербурга. Над однокорпусным либерийским ветераном, груженым высокосернистым российским мазутом, гордо реял флаг Багамских островов. Владельцем танкера “Престиж” была некая либерийская компания под названием “Маре Интернэшнл”. У этой компании было одно-единственное судно «Престиж». Общая страховая сумма в случае несчастного случая с кораблем составляла около 15 млн. долларов. После аварии, как и следовало, ожидать, фирма немедленно объявила себя банкротом. Мазут танкера “Престиж” принадлежал компании «Crown Resources», которая в свою очередь принадлежит российскому консорциуму “Альфа Групп”.

13 ноября 2002 г. танкер «Престиж» потерпел бедствие в Атлантике в 150 км от северо-западного побережья Испании, раскололся надвое и затонул 19 ноября. В море попало 30.000 тонн высокосернистого российского мазута. При разливе было загажено почти 900 километров побережья. Сотни добровольцев, армия, моряки вручную очищали пляжи. Они были одеты в специальное снаряжение — маски защищали их от опасных испарений, сапоги и перчатки — от прямого контакта с нефтью. Основными орудиями туда были лопаты и ведра. Местной фауне и флоре был нанесен непоправимый урон. По оценкам орнитологов, погибло более 15 тыс. птиц. Выживших птиц отвозили в специально оборудованный центр, где им прочищали желудки и мыли перья.

Из-за массовой гибели съедобных моллюсков и рыб сильно пострадала рыболовная отрасль. В этом регионе Испании на многие годы уничтожен туризм. Тысячи людей остались без работы и заработков. К сентябрю 2003 г. только прямой ущерб от аварии оценивается более 2 млрд. евро.

Все расходы по ликвидации аварии оплатили, и будут платить еще много-много лет испанские налогоплательщики, а также частично и мы с вами через финансовые организации ЕС.

В случае с «Престижем» больше всего не повезло Испании, хотя на ее месте могла быть любая из стран, мимо которых проходил маршрут сего судна. К нашему счастью, «Престижу» удалось благополучно пройти территорию Балтийского моря. А если бы нет? Что бы было, если бы он раскололся надвое и затонул где-нибудь в Балтийском море? Было бы то же самое, что и в Испании. С той только разницей, что масштабы катастрофы были бы как соотношение площади Атлантического океана к площади Балтийского моря. Согласно данным, полученным академиком Яблоковым, 1 г разлитой нефти растекается в виде тонкой непроницаемой пленки на площади в 10 кв. метров. Соответственно, разлив 1 т покрывает площадь в 10 кв. км, а для того, чтобы нанести непоправимый урон Финскому заливу, достаточно разлить «всего» 750 т нефти. Балтийское море небольшое по размерам, полуоткрытое и его состояние сильно зависти от затока свежих вод из Северного моря. Если произойдет разлив такого же количества высокосернистого мазута, как и при аварии «Престижа», нефтяное пятно покроет всю Балтику от берега до берега, а морская флора и фауна будет уничтожена.

Что же делается, для того чтобы не допустить масштабную экологическую трагедию на Балтике? Об уровне готовности стран к экологической катастрофе в районе Балтийского моря может служить следующая информация. «Отвечающие за вопросы транспорта министры Балтийских и Северных стран, на состоявшемся в сентябре 2003 в Швеции собрании, заключили соглашение о необходимости присвоения Балтийскому морю статуса особо чувствительной экономической зоны.

Поскольку Балтийское море является внутренним морем с ограниченными возможностями естественного очищения, экспертам поручено к весне 2004 года разработать план конкретных мероприятий для обеспечения его особой охраны». Представители Латвии и Эстонии подчеркнули, что к проекту должны примкнуть все государства региона Балтийского моря, в первую очередь — Польша и Россия. По их мнению “в противном случае ужесточение экологических требований для судоходства только создаст экономические проблемы для вовлеченных в проект стран, а желаемый результат не будет достигнут”.

Для сравнения можно привести меры, которые были приняты после аварии танкера ”Эксон Валдиз” в США. Государство отреагировало быстро и жестко. В августе 1990 года Конгресс США принял федеральный закон Oil Pollution Act (OPA-90), который значительно усилил охрану морей. Этот закон установил строгие требования к транспортировке нефти и обязал владельцев танкеров, перевозящих нефть в водах США, внести по одному миллиарду долларов в Федеральный фонд и Фонд штата в качестве страхового залога.

В случае возможной аварии, эти деньги будут использованы на ее ликвидацию и на определение степени ущерба. Такой высокий уровень финансовой ответственности привел к тому, что сами компании в большей мере заинтересованы в повышении уровня безопасности.

Закон ОРА-90 также согласован с ранее существовавшими нормами, согласно которым танкеры, перевозящие американскую нефть в порты США, должны ходить только под американским флагом. Судовладельцы танкеров не могут иметь статуса “общество с ограниченной ответственностью” (Лимитед). Закон ОРА-90 предусматривает неограниченную материальную ответственность за разливы нефти и требует от судовладельцев наличия «Сертификата о финансовой ответственности», без которого им не разрешено начинать перевозку нефти в американских водах.

А что будет в Финляндии, если завтра рядом с ее берегами произойдет авария нефтеналивного танкера? Тоже, что и в Испании в случае с «Престижем». Фирма-перевозчик объявит себя банкротом, владельцы груза получат страховку, солдаты, пожарные и сотни добровольцев с лопатами и щетками начнут собирать разлитый мазут, финские налогоплательщики оплатят все расходы. Разница будет только в том, что Балтийское море из голубого станет черным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *