какие страны признали южную осетию и абхазию независимой на сегодня
Признание независимости Южной Осетии и Абхазии — мечта, сбывшаяся вопреки
Тринадцать лет назад, 26 августа, российское телевидение, а затем и все мировые СМИ передали важную новость — руководство РФ признало государственную независимость республик Южная Осетия и Абхазия. В Южной Осетии не верили, что когда-нибудь обстоятельства сложатся так, что Россия признает суверенитет нашей страны. Это после нашлись люди, которые на голубом глазу заверяли, что они всегда это знали и даже где-то в кулуарах всегда говорили об этом. Но не это важно. Главное — мечта южной части осетинского народа сбылась. Мы не только получили независимость от Грузии, но и смогли воссоздать свою государственность, утраченную в XIV веке.
Дорогу осилит идущий
26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев, учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями устава ООН, Декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским заключительным актом ОБСЕ 1975 г., другими основополагающими международными документами, подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.
Выступление Медведева длилось всего несколько минут, но стало кульминацией борьбы южных осетин за свой государственный суверенитет. Борьбы, которая растянулась на века.
Каждый раз, когда на юге Осетии пытались реализовать свое право на свободу и независимость, грузинские власти, вне зависимости от того, какую общественно-политическую формацию они представляли, организовывали карательные экспедиции и политические репрессии. В этом были едины и картлийские цари, и грузинские князья, и большевистские бонзы, и псевдодемократы-националисты.
В феврале 1921 года было свергнуто так называемое меньшевистское правительство Грузии и в регионе была установлена советская власть. В Цхинвале полагали, что теперь будет реализован ленинский принцип равенства всех народов. Но не получилось. 21 мая 1921 года состоялось заседание Закавказского революционного комитета, на котором, в частности, рассматривалось новое национально-территориальное устройство края. На заседании была одобрена Декларация о независимости Абхазской ССР, а Южной Осетии была предложена… автономия в форме автономной области с правами республики. При этом национальные территории были существенно сокращены.
Новая возможность для политического самоопределения возникла лишь спустя семьдесят лет, когда распалась Советская империя. При этом путь к национальному суверенитету был постепенным и определен несколькими этапами.
20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о суверенитете. Чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.
После Беловежских соглашений участь СССР была решена, при новых реалиях стало очевидным, что Южной Осетии придется отправляться в «одиночное плавание». 21 декабря 1991 года Верховный совет Республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости — документ, подводящий базу под следующие действия по обретению суверенитета.
19 января 1992 года прошел референдум по двум вопросам: Согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? Согласны ли вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией? Более 98% участников плебисцита ответили положительно на оба вопроса.
На основании результатов голосования 29 мая 1992 года Верховный совет Республики Южная Осетия принял Акт о Государственной независимости Республики Южная Осетия — воля народа была исполнена.
В марте 2006 года от Южной Осетии в Конституционный суд РФ поступило заявление с просьбой о присоединении к Российской Федерации. 15 августа 2006 года Республика начинает выдавать собственные паспорта.
12 ноября 2006 года одновременно с выборами президента проходит референдум, на котором 99% проголосовавших жителей Южной Осетии высказались за независимость страны (явка избирателей составила 95,2%).
6 декабря Госдума РФ заявила, что намерена поддержать стремление к независимости Абхазии и Южной Осетии. Поводом для этого стали: референдум о независимости 12 ноября 2006 года и обращение парламентов РЮО и Абхазии к президенту России и Федеральному собранию РФ о признании независимости и установлении ассоциированных отношений с Россией.
Вскоре возникает «прецедент Косово», связанный с признанием независимости этой бывшей автономии Сербии, населенной преимущественно албанцами. 21 июня 2007 года МИД Южной Осетии отметило, что признание Косово не может не стать прецедентом для РЮО, поскольку независимость Южной Осетии имеет более долгую историю.
Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Косово не может быть прецедентом для Южной Осетии и Абхазии.
«Косово — это исключительный пример, Абхазия и Южная Осетия являются частью Грузии, и мы поддерживаем территориальную целостность Грузии», — сказала Райс в интервью российскому телевидению. Впрочем, Райс все же признала, что полного согласия по вопросу Косово не существует.
Поддержка России
4 марта 2008 года парламент Южной Осетии обратился к генеральному секретарю ООН, президенту, Совету Федерации и Госдуме России, а также к главам государств и парламентов СНГ и стран Евросоюза с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия.
13 марта в Госдуме РФ состоялись парламентские слушания комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками на тему «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики». Государственная дума России была намерена рекомендовать исполнительной власти РФ рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории непризнанных республик Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. В случае вступления Грузии в НАТО, Совет Федерации России ратовал за признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
17 марта комитет Госдумы по делам СНГ предложил правительству РФ определить процедуру признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Депутаты Госдумы 21 марта приняли заявление, где предложили президенту и правительству рассмотреть вопрос о целесообразности признания Абхазии и Южной Осетии. Проект заявления, в котором предлагалось предпринять указанные шаги, был распространен перед началом пленарного заседания по проблеме статуса непризнанных государств. Депутаты приняли такое решение, изучив обращение руководства двух непризнанных республик.
16 апреля 2008 года президент России Владимир Путин дал поручения правительству оказать предметную поддержку проживающим в Абхазии и Южной Осетии российским гражданам.
В августе 2008 г. после завершения военной фазы грузино-осетинского конфликта Южная Осетия и Абхазия обратились к России с просьбой признать их независимость от Грузии. Обе палаты Федерального собрания РФ 25 августа 2008 г. приняли обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
Торжество справедливости
Будем откровенны, несмотря на общий дружественный к Цхинвалу настрой в Кремле, Россия не планировала признание независимости РЮО и Абхазии. Как вспоминает глава МИД РФ Сергей Лавров, до начала агрессии Грузии против Южной Осетии Россия не ставила перед собой цели признания независимости молодых государств.
«Никто об этом даже не думал. Я был свидетелем этих событий, как все обсуждалось в Москве», — сказал Лавров.
Однако, напомнил он, после того как президент Грузии Михаил Саакашвили отказался соблюдать условия договора Медведева — Саркози, предписывающего сторонам соблюдать перемирие и, главное, начать международные дискуссии по определению статуса Южной Осетии и Абхазии, у России не оставалось иного пути обеспечить безопасность населения республик, кроме признания их независимости.
«Саакашвили сказал: „Никаких обсуждений“. Его последующие реваншистские заявления привели нас к выводу, что другого пути, кроме признания независимости, для обеспечения безопасности и выживания народов, по нашей оценке, не было», — отметил российский министр.
По его словам, руководство России, принимая это решение, прежде всего, исходило из интересов обеспечения мира и стабильности в регионе.
Конечно же, колебания Москвы понятны, никто в Кремле не хотел в дополнение к критике Западом военной операции России прибавлять и обвинения в нарушении положения «О территориальной целостности государства».
Действительно, в условиях, когда даже после поражения в войне грузинское руководство не оставляло попыток реванша, признание югоосетинской и абхазской государственности стало единственно возможным средством обезопасить абхазский и осетинский народы от угрозы смертельной опасности.
Решение руководства России о признании государственности Южной Осетии и Абхазии — это следствие не эмоций, а результат прагматичного и системного анализа всех обстоятельств, в том числе и долгосрочного стратегического характера.
Роберт Кулумбегов, Цхинвал
Семь стран призвали Россию отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии
Совместное заявление с призывом к России отозвать признание Южной Осетии и Абхазии и незамедлительно вывести оттуда свои войска подписали семь западных стран.
Как писал «Кавказский узел», Россия и некоторые другие страны признали независимость Южной Осетии и Абхазии после «Пятидневной войны» 2008 года, в ходе которой Россия выступила против Грузии. Грузинские власти считают и Южную Осетию, и Абхазию территориями, оккупированными Россией.
21 января Европейский суд по правам человека признал, что Россия причастна к нарушению прав человека в Южной Осетии и Абхазии, однако не несет ответственности за боевые действия в августе 2008 года. Решение ЕСПЧ никак не повлияет на статус Южной Осетии и Абхазии, указали южноосетинские политологи. ЕСПЧ рассмотрел жалобу Грузии, но пока оставил без внимания более полутора тысяч заявлений от жителей Южной Осетии против властей этой страны, отметили они.
Франция, США, Великобритания, Норвегия, Ирландия, Эстония и Албания обратились к России с призывом отозвать признание Южной Осетии и Абхазии. Они осудили присутствие на территориях Абхазии и Южной Осетии российского военного контингента и заявили о необходимости мирного урегулирования конфликта между Москвой и Тбилиси. Совместное заявление приурочено к годовщине событий 2008 года, следует из заявления, опубликованного 4 августа на сайте постоянного представительства Франции в ООН в Нью-Йорке.
Также авторы заявления выразили беспокойство в связи с тем, что «за последние несколько лет ни одному международному механизму мониторинга прав человека не был предоставлен неограниченный доступ в регионы Абхазии и Южной Осетии».
Жители Южной Осетии также подали в ЕСПЧ иски к Грузии в связи с военным конфликтом 2008 года. В декабре 2018 года ЕСПЧ отказался рассматривать семь из таких 1500 исков. Российские адвокаты, представляющие интересы пострадавших в ходе вооруженного конфликта с Грузией, обновили информацию по жалобам и расширили доказательную базу, но положительных решений суда пока добиться не удалось, заявил в августе 2019 года южноосетинский омбудсмен Инал Тасоев.
Автор: «Кавказский узел»
Признание Южной Осетии и Абхазии: зачем Москва это сделала и почему не изменит решение
Семь стран потребовали от Москвы отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Но ряд обстоятельств указывают на то, что у этого решения не было альтернативы и менять его у России нет никаких резонов.
Бананы не при чем
Претензии, требования, ультиматумы Запада в адрес России стали в последнее время уже какой-то печальной нормой. Вместо того, чтобы решать (или хотя бы пытаться решить) спорные моменты через диалог и многосторонние переговоры, оппоненты выбирают заведомо неконструктивный подход – и неудивительно, что не получают результата. Хотя некоторые ультиматумы заставляют задуматься о правильности принятых решений.
Так, крайним ультиматумом стало требование 7 стран (Франции, США, Великобритании, Норвегии, Ирландии, Эстонии и Албании) «незамедлительно вывести свои вооруженные силы и отменить признание так называемой независимости Абхазии и Южной Осетии, которые являются территорией Грузии». Требование, понятно, было приурочено к годовщине войны Грузии против Южной Осетии 2008 года (которая в обиходе называется Августовской войной).
При этом очевидно, что все авторы требования (за исключением, может быть, Эстонии с ее специфическим руководством) прекрасно понимают, что никакой отмены признания со стороны России не будет. По вполне объективным и рациональным причинам.
В качестве первой можно было бы написать распространенный лозунг из серии «Москва – не банановая республика, она не может сначала признать, а потом отозвать признание», однако он не соответствует действительности. Целый ряд стран – далеко не банановых республик – признавали и отзывали признание государств (того же Тайваня) просто потому, что создавались специфические обстоятельства. И при определенных обстоятельствах Москва тоже может отозвать признание Южной Осетии и Абхазии – например, если Грузия выложит на стол достойную компенсацию или же Тбилиси в рамках двусторонних переговоров (которым Кремль ни разу не мешает) договорится о реинтеграции Южной Осетии и Абхазии в свой состав. Другое дело, что эти обстоятельства пока недостижимы. Никакого серьезного диалога между странами нет, а компенсацию Тбилиси предложить не может – лишь не внушающие доверия сказки из серии «мы тогда будем жить дружно» и «мы перестанем стремиться в НАТО». Спасибо, проходили.
А компенсация должна быть более чем серьезная, ведь последствия отзыва будут для России крайне серьезные. Во-первых, отказ от признания вместе с выводом войск будет означать неизбежное и практически немедленное возобновление боевых действий, с захватом Грузии как минимум территории Южной Осетии, а как максимум обеих республик. А значит Россия получит десятки тысяч беженцев. Во-вторых, в ходе захвата будут убиты сотни граждан Российской Федерации, на что Москва ответить не сможет (не вводить же войска обратно). И это безнаказанное убийство вызовет серьезные вопросы к Кремлю со стороны российского населения (особенно жителей Северного Кавказа), а также жителей Донбасса. В-третьих, соответствующие выводы сделает, например, Украина — она посчитает, что вопрос с Донбассом можно решить силовыми способами, партнеры перестанут уважать, а союзники (наподобие коллег по ОДКБ) посчитают, что российские оборонные гарантии ничем не отличаются от американских – то есть не стоят и бумаги, на которых написаны.
Именно поэтому, а не ради доказательства отсутствия у России «бананового» статуса, Москва не отзывает и не собирается отзывать признание. Игра просто не стоит свеч.
«За» и «против» признания
В то же время западный ультиматум еще раз поднимает вопрос о том, нужно ли было России вообще признавать Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Стоила ли, проще говоря, игра свеч? Ведь весьма серьезные политологи, не отрицающие необходимость вступления Российской Федерации в войну в августе 2008, ставят под вопрос необходимость самого признания.
И вопрос действительно дискуссионный. Аргументы были как в ту, так и в другую сторону. При этом особо интересно посмотреть, сыграли ли эти аргументы сейчас, 13 лет спустя.
Так, главным моментом «за» было желание послать Западу сигнал. Россия рассматривала войну 2008 года как нарушение Западом всех джентльменских правил игры, как демонстративный вызов России на Кавказе. Соответственно, партнерам нужно было преподать урок, причем банального поражения Грузии с выходом на довоенное статус-кво было недостаточно. Нужен был слом этого статус-кво – и признание Южной Осетии с Абхазией было именно этим сломом.
Стало ли это хорошим уроком? Однозначно – причем как для Запада, так и для Турции (которая именно после Августовской войны сначала взяла курс на сближение с Москвой). Да, урока хватило ненадолго. Запад забыл его к 2014 году (после чего пришлось повторять слом статус-кво, но уже не с признанием Крыма, а с его присоединием), а Турция – в 2020, когда организовала и выиграла у России Вторую Карабахскую войну. Тем не менее, на 6 лет Москва все-таки была избавлена от больших авантюр Запада на постсоветском пространстве.
Главным же пунктом против было пересечение «красной линии» в отношениях с Тбилиси. Да, грузинское руководство нужно было наказать за их авантюру. Однако признание Южной Осетии и Абхазии лишило Москву важнейшего рычага давления на Грузию, обозначило грузинскому руководству невозможность возврата этих территорий переговорным путем, а также глубоко оскорбило само грузинское население. Система сдержек и противовесов рухнула, и Грузия не просто окончательно ушла на Запад, а превратилась во враждебное России государство.
Сейчас, спустя 13 лет, можно сказать, что важность этого аргумента «против» была несколько преувеличена. Во-первых, Грузия все-таки была потеряна еще до 2008 года (как и Украина до 2014) – в тот момент, когда Западу при бездействии России удалось промыть грузинам мозги на предмет евроинтеграции. Во-вторых, грузины очень быстро осознали, что враждовать с Россией слишком затратно и опасно. Торгово-экономические и отчасти гуманитарные отношения между странами уже восстановлены. С политическими сложнее, однако победа Турции во Второй Карабахской войне и усиление влияния Анкары на Южном Кавказе стало для Грузии крайне неприятным трендом. В какой-то момент целесообразность возьмет вверх над обидой, и Тбилиси вынужден будет пойти на нормализацию отношений с РФ – ведь только Россия может быть противовесом Турции на Кавказе.
Таким образом, признание Южной Осетии и Абхазии в 2008 году было целесообразным. Оно соответствовало целям и задачам, которые стояли тогда перед российской внешней политикой. Ровно так же, как не признание, а присоединение Крыма в 2014 соответствовало целям и задачам в тот период.
С момента провозглашения независимости Абхазия и Южная Осетия были признаны семью и шестью государствами-членами ООН соответственно, хотя Тувалу отозвала признание обоих в 2014 году. Грузия разорвала дипломатические отношения с этими государствами, и Сирия является последним примером. Абхазия и Южная Осетия признают друг друга, а также имеют некоторое признание со стороны других государств, не являющихся членами ООН.
В соответствии с законодательством Грузии официально запрещен въезд в Южную Осетию или Абхазию через Россию без разрешения Грузии; через территорию Грузии можно передвигаться, хотя, поскольку Грузия не может обеспечить безопасность на спорных территориях, грузинское правительство не рекомендует ехать в Абхазию или Южную Осетию.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Южная Осетия провозгласила независимость от Грузии во время войны в Южной Осетии 1991–1992 годов 29 мая 1992 года, причем в ее Конституции упоминается «Республика Южная Осетия». Абхазия провозгласила свою независимость после войны с Грузией в 1992–1993 годах. Его Конституция была принята 26 ноября 1994 года.
События 2008 г.
Признание России
Ответ Грузии
Грузинский президент Михаил Саакашвили рассмотрел ход России как попытку изменить границы Европы силой. Ниже приведены некоторые выдержки из его заявления:
Заместитель министра иностранных дел Гига Бокерия заявил: «Это откровенная аннексия этих территорий, которые входят в состав Грузии».
В январе 2010 года Грузия приняла стратегию реинтеграции Абхазии и Южной Осетии. Стратегия называется « Вовлечение через сотрудничество», и она была представлена международным организациям, а также Абхазии и Южной Осетии. В документе говорится, что Грузия рассматривает мирные методы как единственный путь решения конфликта и что войны с этими регионами не будет. Он предполагает вовлечение людей из этих двух регионов через образование, а также социальные, экономические и бизнес-проекты, а не изоляцию.
Западный ответ
Сравнение
Сравнения с Косово
Либо мы за демократию, либо мы за людей в Косово, Осетии и в других местах и, я бы сказал, в Грузии за их право быть отделенными от России с самого начала, и если мы потеряем это, мы потеряем возвышенность.
Мы уже сейчас теряем доверие к себе. Не будем терять высоту «.
Латвийская газета Diena 28 августа 2008 года утверждала, что указ Медведева был «ударом ниже пояса» для союзника России Сербии. «Если изменения в Абхазии и Южной Осетии произошли, как утверждает Россия, в соответствии с примером, поданным в Косово, то это означает, что Россия косвенно признала, что уход Косово из Сербии был законным».
Как прецедент в других спорах
«Россия будет оказывать активную поддержку мирному урегулированию всех конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, соблюдения всех принципов Устава ООН, ранее достигнутых договоренностей в стремлении к соглашению между вовлеченными сторонами. Мы будем выполнять наши посреднические миссия в переговорном процессе с большой ответственностью, которая касается Приднестровья и Нагорного Карабаха. Каждый конфликт имеет свои особенности, формат и механизмы посредничества. Но югоосетинский кризис не создает для них прецедента ».
Далее он дал следующее объяснение этой позиции:
Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах)
Приднестровье
Тогдашний президент непризнанного государства Приднестровье Игорь Смирнов заявил, что «российское руководство, признавая независимость Абхазии и Южной Осетии, подчеркнуло приоритет волеизъявления народа для решения подобных проблем».
Внутри России
Сепаратизм
Различные аргументы
На вопрос о резолюциях ООН, поддерживающих территориальную целостность Грузии, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин заявил, что «их применение силы против Южной Осетии явно перечеркнуло все предыдущие резолюции и создало совершенно новую реальность». Однако заместитель посла Франции в ООН Жан-Пьер Лакруа утверждал, что «невозможно« отменить »,« отменить »или что-то еще,« прекратить »резолюцию Совета Безопасности силой».
Другие события
Абхазия заявила, что не будет участвовать в «Женевских переговорах по безопасности и стабильности на Кавказе» в июне 2010 года из-за опасений по поводу объективности сопредседателей, которые были представителями ООН, ЕС и ОБСЕ. Пресс-секретарь сказал: «Наши предложения игнорируются, обсуждения о невозобновлении войны откладываются, вместо этого обсуждаются второстепенные вопросы. В этой связи мы чувствуем, что у сопредседателей нет реальных предложений, и мы хотим дать им время до сентября. подготовить документ, касающийся безопасности и приемлемый для всех сторон. Женевские обсуждения необходимы, и это нормально, что каждая сторона выражает свою позицию, но посредники должны быть нейтральными и непредвзятыми. Но посредники не проводят обсуждения в конструктивно беспристрастно «.
Позиции, занятые государствами
Государства, официально признающие Абхазию или Южную Осетию независимыми
Государства-члены ООН
Состояние | Дата признания | Установлены дипломатические отношения | Примечания | |
---|---|---|---|---|
1 | | 26 августа 2008 г. | 9 сентября 2008 г. | |
2 | | 5 сентября 2008 г. | 10 сентября 2009 г. (Абхазия) 14 апреля 2010 г. (Южная Осетия) Посольство Южной Осетии в Никарагуа было открыто 30 августа 2011 года. | |
3 | | 10 сентября 2009 г. | 9 июля 2010 г. (Южная Осетия) 12 июля 2010 г. (Абхазия) | |
5 | | 23 мая 2011 г. (Абхазия) | 23 мая 2011 г. (Абхазия) | 23 мая 2011 года Вануату признала независимость Абхазии и установила дипломатические отношения и безвизовый режим с Абхазией. 18 марта 2013 года Джонни Коанапо, генеральный директор Министерства иностранных дел Вануату, заявил, что дипломатические отношения с Абхазией никогда не устанавливались. Он сказал, что «возникла путаница по поводу того, что намеревалось сделать правительство, которое было просто письмом, в котором говорилось, что может быть намерение установить отношения с Абхазией. Но на данный момент никаких действий по этому поводу нет и нет. решение». 30 марта 2015 года министр иностранных дел Вануату Сато Килман встретился с Чирикбой в Москве, и оба официальных лица выразили желание укрепить двусторонние отношения. На следующий день Килман заявил в интервью РИА Новости, что «ничего не изменилось» в отношении признания Вануату Абхазии в 2011 году, но что правительство Каркасса просто решило установить дипломатические отношения с Грузией, а не с Абхазией, что он этого не сделал. считает дипломатические отношения с Абхазией и Грузией несовместимыми и надеется, что дипломатические отношения с Абхазией вскоре будут официально оформлены. В июне 2015 года Килман был уволен с поста министра иностранных дел, отчасти в результате этой встречи, когда премьер-министр Джо Натуман снова разъяснил позицию правительства о том, что «Абхазия является частью Грузии». Однако на следующей неделе Килман сменил Натумана на посту премьер-министра. |
6 | | 29 мая 2018 г. (Абхазия и Южная Осетия) | 22 июля 2018 г. (Абхазия и Южная Осетия) |
Другие государства
Состояние | Дата признания | Установлены дипломатические отношения | Примечания | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | | 19 сентября 2005 г. или ранее | 26 сентября 2007 г. | |||||||||||||||
2 | | 22 января 1993 г. или ранее (Абхазия) 12 октября 1994 г. или ранее (Южная Осетия) | — | Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия взаимно признают друг друга. Открыты представительства Приднестровья в Абхазии и Южной Осетии. Открыты представительства Абхазии и Южной Осетии в Тирасполе. | ||||||||||||||
3 | 17 ноября 2006 г. | — | Республика Арцах, Абхазия и Южная Осетия взаимно признают друг друга. 12 февраля 2010 г. было объявлено об установлении дипломатических отношений с Абхазией. 29 сентября 2010 года министр САДР по африканским вопросам Мохамед Еслем Бейсат сказал, имея в виду Южную Осетию: «Западная Сахара де-факто признает независимость Южной Осетии. Теперь нам необходимо оформить отношения де-юре, включая установление дипломатических отношений ». Между двумя государствами были различные формальные и неформальные контакты. Государства, признавшие Абхазию или Южную Осетию независимыми, но впоследствии отозвавшие признаниеГосударства-члены ООН
|