какие страны входят в структуру общения
Структура общения
Коммуникативная сторона общения
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Средства коммуникации
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
— коммуникативные (заменяющие речь)
— описательные (их смысл понятен только при словах)
— жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения:
— интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
— Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).
— Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
— Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
Интерактивная сторона общения
Перцептивная сторона общения
Процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Структура общения в психологии
Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.
Структура общения в психологии
При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:
На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.
Стороны общения
Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:
Каждая из них имеет свои особенности.
Коммуникативная сторона общения
Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:
Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:
Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.
Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.
Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.
Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.
Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:
Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.
Перцептивная сторона общения
Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.
Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.
Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.
Социальная перцепция помогает:
Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.
Интерактивная сторона общения
Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.
Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.
Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:
Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:
Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:
Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Видео
Структура общения
Структура общения в психологии: из каких сторон состоит
Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.
Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:
Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Коммуникативная сторона
Общение невозможно без коммуникации — двустороннего обмена информацией. К информации относятся:
Информационный обмен влияет на каждого участника общения. Таким образом, коммуникация — это главная составляющая социального взаимодействия.
Процесс коммуникации происходит с помощью обязательных элементов:
Коммуникация реализуется через знаковую систему. И коммуникатор, и реципиент обязаны использовать единую систему кодификации и декодификации передаваемого сообщения — только таким образом возможен коммуникационный процесс, а стороны общения поймут друг друга.
При общении происходит постоянная смена ролей — коммуникатор становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором. Таким образом, происходит диалог. Но на практике человеческое общение — более сложное явление, которое характеризируется рядом особенностей:
Процесс коммуникации состоит из пяти последовательных этапов:
Информация, транслируемая коммуникатором, делится на два типа:
Для коммуникатора возможны разные позиции:
Передача информации происходит в таких направлениях:
Коммуникативное воздействие принято разделять на два типа:
Часто случается, что в процессе общения между его участниками возникают коммуникативные барьеры социального или психологического характера. Такие барьеры — препятствия на пути нормального обмена информацией между людьми.
Барьеры классифицируются по ряду признаков.
Барьеры понимания:
Социально-психологические барьеры:
Барьеры отношения — появление чувств неприязни и недоверия к собеседнику, что отражается на передаваемой информации.
Вербальная и невербальная коммуникация
Различают вербальную и невербальную коммуникации. Они основываются на разных знаковых системах. Для вербальной коммуникации такую систему составляет речь — универсальное средство общения. Она выполняет следующие функции:
Вербальная коммуникация делится на два вида:
Особый вид коммуникации — дактильная речь — азбука, помогающая в общении людям с нарушениями слуха.
Вербальное общение чаще проявляется в форме разговора, который строится за правилами. Известно три типа разговоров:
Важная составляющая процесса общения — слушание. От умения слушать зависит правильное восприятие информации. Известно два способа слушания:
Другая составляющая коммуникации — невербальное общение. Выделяют следующие группы невербальных средств общения:
Психологи выделяют четыре дистанции общения:
Визуальное общение — передача невербальной информации через движения глаз и взгляд.
Своеобразным видом невербального общения выступает мимико-жестовая речь, используемая неслышащими людьми.
Приемы вербального и невербального общения в своей совокупности способствуют полноценному обмену информацией между людьми.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.
В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:
Главные признаки совместной деятельности:
В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:
Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:
Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:
Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.
Возможные формы организации совместной деятельности:
Ключевые стратегии во взаимодействии:
Люди воздействуют друг на друга различными способами:
Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.
Перцептивная сторона общения
Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему. Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.
Социальная перцепция исполняет следующие функции:
Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:
При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:
Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.
Эффективное межличностное понимание возможно при наличии адекватности, то есть достоверном и справедливом психологическом портрете человека. Адекватность восприятия зависит от возраста и пола, для нее требуется социальный опыт.
Общение: функции, структура, средства
Функции и структура общения в психологии
Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.
Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.
В общении существует три взаимосвязанные составляющие:
Общение выполняет ряд функций:
Рассмотрим каждую из них.
Средства общения
Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.
Средства общения бывают двух видов:
К вербальным средствам относят:
Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.
Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.
К невербальным средствам относят:
Классификация дистанции
Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:
При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.
Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:
Структура общения в психологии
Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:
Понятие общения. Структура и функции общения.
Структура общения в психологии
Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. в онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.
Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.
Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. к структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. в отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. естественно, что все эти термины весьма условны.
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
субъекты; средства; потребности, мотивация и цели; способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения; результаты.
Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.
Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” [8].
Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.
Понятие общения. Функции общения.
Билет №1
Понятие общения. Функции общения.
Общение – это потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Сознание же человека формируется в процессе общения между людьми. Процесс сознательного общения, совершающийся на основе совместной деятельности, осуществляется посредством речи.
Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.
Выделяют следующие функции (цели) общения:
1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;
6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.
Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;
2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:
1) восприятие группой своего собственного члена;
2) восприятия группой представителя другой группы;
3) восприятие группой самой себя;
4) восприятие группой в целом другой группы.
В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.
Билет № 2.
ОБЩЕСТВЕННЫе И МЕЖЛИЧНОСТНЫе ОТНОШЕНИя
Проблема отношений в отечественной психологии разработана в трудах В. Н. Мясищева, который выделял два основных вида отношений: общественные и психологические.
Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии социальных ролей.
По мнению Г. М. Андреевой, – социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения.
Межличностные (по Мясищеву – психологические) отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.
Как считает Г. М. Андреева, межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют единое целое, и недооценка одного из них искажает реальное положение дел. Не существует чистых общественных отношений, они преломляются через межличностные, поэтому человек одновременно выступает и как исполнитель безличной социальной роли, и как неповторимая человеческая личность, что реализуется через выполнение межличностных ролей.
Межличностная роль – положение человека в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологическими особенностями личности. Выполнение определенной межгрупповой роли определяет статус человека в группе.
Статусные отношения возникают в связи с межличностными отношениями. Важные характеристики статуса – престиж и авторитет личности. В разных группах в зависимости от их особенностей один и тот же человек может иметь различный статус.
Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности. В отечественной психологии различают три уровня эмоционального проявления: аффекты, эмоции и чувства.
Отношения между малыми группами могут строиться как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества.
Внутригрупповой фаворитизм – своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), чем другие группы. По мнению В. С.Агеева, внутригрупповой фаворитизм благотворно влияет на развитие группы на начальном этапе.
Межгрупповая дискриминация – враждебное отношение к чужой группе. Наиболее характерна для групп преступников.
Внутригрупповой фаворитизм проявляется и на уровне взаимоотношений больших групп.
Билет № 3.
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ
Аттракция – механизм социальной перцепции, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личностей.
Л. Я. Гозман рассматривает ее в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом аттаракции является возникновение социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. В процессе эмпирических исследований выявлялись факторы, которые способствовали возникновению положительных отношений между людьми (сходство характеристик субъекта и объекта восприятия, взаимоподдержка, частота встреч и т. п.).
Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью субъектов. Причинами таких привязанностей могут являться общие интересы, взгляды, ценностные ориентации, привлекательные внешний облик и черты характера, способы поведения. Существует мнение, что, чем больше нам нравится человек, тем лучше мы понимаем его поступки (за исключением патологических привязанностей).
Аттракция возникает и в деловых отношениях. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек – человек» требует развития данного механизма перцепции, поэтому людям, работающим в сфере межличностных коммуникаций, важно внешне уметь выражать доброжелательность, даже если они таковую не испытывают.
При этом необходимо помнить, что чрезмерное, искусственное выражение радости не формирует аттракцию, а лишь разрушает доверие людей. Иногда внешне выраженная симпатия способна реально изменить отношение к человеку на позитивное.
Выявлены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Каждый из этих уровней имеет этапы развития. Наиболее исследована с этих позиций симпатия (социометрия Дж. Морено). Активно изучается любовь. Существует две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая (зависимость от любимого человека) и оптимистическая (любовь снимает чувство тревоги, способствует самоактуализации личности). Оптимистическая теория разработана в рамках гуманистической психологии.
В настоящее время нельзя говорить о существовании разработанной в полном объеме теории аттракции. В отечественной социальной психологии это направление развивается слабо.
Билет № 4
Виды общения
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
По опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений
2. В социальном познании более пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые должен воспринять
и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя.
Для построения такого поведения наблюдателю необходим высокий уровень:
□ культуры, дающий возможность на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Я знаю, что за этим может стоять»;
□ рефлексии, позволяющий развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать»;
□ интеллекта, помогающий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины»;
□ личностной зрелости, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то же».
Кроме того, наблюдателю необходим обширный репертуар поведенческих реакций, чтобы реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя именно в этой ситуации».
Билет № 5.
1. Манипуляция — вторая разновидность монологического общения, наиболее распространенный вид человеческого общения. Она предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с ловкостью, с особенно пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработку. Манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера, который используется манипулятором для достижения своих целей. Так же как при императивном, при манипулятивном общении ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Итак, манипуляция — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами воздействия, повышающими общую «податливость» партнера.
2. Наблюдаемый — автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять, интерпретировать наблюдателю, — давно является объектом пристального внимания социальных психологов. Какие характеристики внешности и поведения наиболее важны с точки зрения восприятия и понимания? Какие психологические особенности стоят за этими характеристиками и откуда это известно наблюдателю?
В момент восприятия человек предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков. Признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Признаков, или, как их еще принято называть, «перцептивных крючков», являющихся для данного человека известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры. Некоторые расшифровал сам. Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка практически одинакова в различных мировых культурах и сообществах. Они расшифровывают нам базовые эмоции человека: радость, страх, боль и другие. Большинство же из них имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать культуру той или иной группы, лучше — быть включенной в нее с рождения.
Какие же признаки-«крючки» наиболее важны для восприятия человека? Отвечая на этот вопрос, мы вынуждены опираться в основном на европейские и американские исследования, экстраполируя результаты на российскую среду, так как собственных отечественных исследований в этой области очень мало.
Лицо — наиглавнейший источник информации о воспринимаемом человеке. При этом из всех его параметров важнейшими для нас являются мимика и глаза. Микродвижения мимических мышц лица способны передать широкую гамму чувств и переживаний человека. Наиболее важную и правильную информацию мимика дает о состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен. В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограниченны.
О глазах как зеркале нашей души сказано достаточно. Отметим лишь, что сами по себе глаза (с материалистической точки зрения) — невыразительны. Таковыми их делают все те же микродвижения мимических окологлазных мышц, и делают это виртуозно. Столь же виртуозна наша способность воспринимать и интерпретировать эти движения. Очень много информации о воспринимаемом человеке содержится в движении глаз
во время контакта. Вот только некоторые культурно закрепленные интерпретации.
Исследования показывают, что человек способен без дискомфорта воспринимать прямой взгляд партнера по общению не более 3 секунд. «Право» на длительный прямой взгляд в культуре соотнесено со статусом и властью человека: чем последних больше, тем дольше может человек так смотреть. Субъективно прямой взгляд воспринимается как вызов или предложение к сокращению личностной дистанции в общении.
Отказ от контакта глазами.
Расценивается наблюдателем как наказание или способ манипуляции.
Воспринимаются как показатель агрессивных намерений, угроза или защитная реакция (как правило, тоже агрессивная).
Билет №6.
1.ТИПЫ манипуляторов и их характеристики. Манипулятор живет в каждом человеке — на разной глубине, под разными личинами. Э. Шостром выделил 8 типов манипуляторов, которые легко объединяются в 4 пары: диктатор — тряпка; вычислитель — прилипала; хулиган — славный парень; судья — защитник.
Преувеличивает свою силу. Доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы жестко управлять своей жертвой.
— жертва диктатора. Развивает большое мастерство во взаимоотношениях с диктатором: не слышит, молчит, ловит на лету и с полуслова. В нужный момент легко меняется с диктатором местами. Так, муж — большой начальник на работе — дома после выхода на пенсию часто оказывается «под каблуком» у жены-тихони.
Преувеличивает возможности своего контроля над окружающими. Обманывает, увиливает с тем чтобы перехитрить и вывести на чистую воду. Стремится всех и вся контролировать.
Полярная противоположность вычислителя. Преувеличивает свою зависимость. Личность, стремящаяся быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Позволяет делать другим работу за себя.
Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность, угрожает. Тем самым получает выгоды для себя.
Преувеличивает свою заботу, любовь, привязывает к себе своей нарочитой добротой. В споре с хулиганом чаще всего выигрывает. Доброта — серьезная добродетель в нашей культуре, ее трудно обесценить, даже если чувствуешь, что ею манипулируют.
Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен негодования, обвинения, с трудом прощает. Этакий мститель.
Противоположность судье. Чрезмерно снисходителен к ошибкам других. Портит людей, сочувствуя сверх меры, не давая им стать самостоятельными и самокритичными в своих оценках.
Человек, будучи манипулятором определенного типа, чувствителен к партнерам, принадлежащим к противоположному типу. Так, жена-тряпка выбирает мужа-диктатора и образует с ним достаточно устойчивый союз, где один управляет другим с помощью удобных ему способов. Но беда, если один из супругов решил выпрыгнуть из манипулятивного жернова, перемалывающего его жизнь, чувства, отношения.
Билет № 7.
2. Механизмы межличностного восприятия.Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу. Это: 1) восприятие других людей (стереотипия); 2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).
На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Стереотип есть «сокращенное», упрощенное и ценностно окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Он возникает в сознании члена данной социальной группы как результат многократно повторяемой связи определенных символов с определенной категорией явлений, а также на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим».
Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений. Явление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании.
Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания подобными критериями стали наиболее характерные, броские, «лежащие» на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии, с тем чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, «суммировать» познание, обобщать.
Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа обусловливается интересами той или иной социальной группы. Для каждой группы социально-психологический стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д.
Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. В этом плане они выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы — это крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.
Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.
Стереотипы — преимущественно неточные образы реальности: они могут быть основаны на «ошибке», на привычке принимать предвзятость за истину.
Стереотип однозначен: он делит мир лишь на две категории — «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как островраждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.
Оценочный элемент выступает в виде установки, в виде эмоционального соотношения к явлению. Причем выражая чувства личности, ее систему ценностей, стереотип всегда соотносит их с групповыми чувствами и ценностями. И, наконец, стереотип наиболее распространен при характеристике представителей различных социальных групп, прежде всего национальных и этнических. Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев).
Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.
Как феномен межличностного восприятия эмпатия непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.
Выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Последняя в свою очередь — результат действия более фундаментальной особенности человека — способности сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с личностью, поведением, состоянием других людей.
При анализе эмпатии западные психологи особо выделяют два момента. 1. Положительное отношение к другому означает признание личности этого человека в его целостности. Вместе с тем подобное отношение не исключает негативной реакции субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент. 2. Испытывая эмпатию по отношению к другому, субъект может оставаться эмоционально нейтральным: жить некоторое время как бы в мире переживаний и чувств другого, не формулируя ни позитивных, ни негативных суждений о нем.
Однако проведенные российскими учеными эксперименты по пониманию человека человеком доказали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют эмоциональное отношение к оцениваемому человеку. И это не удивительно. Результаты исследований в нашей стране подтверждают положение о присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через аффективное отношение к ней.
Эмоциональная форма эмпатии, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека и в ситуации его неблагополучия переживается как жалость, печаль, сострадание.
Эмпатическое переживание может быть с любым знаком эмоционального состояния субъекта (положительным — радость, удовлетворение; отрицательным — печаль, неудовлетворенность). Вполне логично, что при переживании удовлетворенности, радости человек не так остро нуждается в эмоциональном или действенном отклике, как в том случае, когда он испытывает неблагополучие. Когнитивная эмпатия других людей, тем более эмоциональная и поведенческая эмпатия, позволяет справиться ему с тяжелыми переживаниями.
Чем теснее связи между людьми (например, друзьями, супругами), тем большая эмпатия возможна между ними. Более того, форма тоже зависит от типа межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, даже между незнакомыми людьми, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких людей. Естественно, действенная эмпатия свойственна для человека гуманного вообще, но при близких отношениях она наиболее очевидна.
Эмпатия — социально позитивное качество личности, она поддерживается общественными нормами жизни, но может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда откликаются на переживание не любого другого человека, а только значимого. В связи с этим становится совершенно естественным и тот факт, что при наличии межличностной привлекательности можно ожидать и большую величину эмпатии во всех трех ее формах.
Аттракция как механизм межличностного восприятия представляет собой познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. Происходит это следующим образом. Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится так, а не иначе.
Следовательно, если в процессе общения посылать партнеру сигналы таким образом, чтобы: во-первых, сигнал был эмоционально значимым; во-вторых, его значение было положительным; в-третьих, чтобы этот сигнал не осознавался, партнер будет утверждать, что общение было приятным, а собеседник человеком, к себе располагающим.
Практически так и формируется аттракция. Но надо иметь в виду, что приемы формирования аттракции не предназначены для того, чтобы в чем-то убедить или что-то доказать, а только для того, чтобы расположить к себе партнера.
Рефлексия — это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Рефлексия — достаточно сложный феномен, в котором задействованы сложные взаимосвязи явлений, что и отражено в их классификации (табл. 2).
Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения субъекта) — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения: 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника; 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину) (Битя-новаМ.Р., 2001).
Билет №8.
Понятию «социальная роль» в его современном звучании социальная психология обязана прежде всего работам Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона.
Другое основание для классификации — степень принятия человеком его роли. Т. Сарбин и В. Ален выделяют 7 стадий присвоения роли и соответственно 7 видов ролей:
√ нулевая — обозначение роли формально;
√ ритуальная — исполнение роли без внутренней заинтересованности;
Структура общения
Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.
Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:
Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов — содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.
А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.
В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.
В характеристике непосредственного общения следует различать : инструментальную направленность (на выполнение социально-значимого задачи, на дело, результат) и личностную направленность (на удовлетворение личных потребностей и желаний.
Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида.
Внешний — проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний — воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.