какие страны запрещены военным

Можно ли военнослужащим выезжать за границу в 2019 году

В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок пересечения границы, граждане обязаны соблюдать не только правила въезда, но и выезда с территории страны. Согласно действующим правовым нормам, на некоторые категории граждан распространяется запрет или ограничение на выезд за пределы РФ. В частности, это касается россиян, имеющих проблемы с законом, а также лиц, работающих в государственных органах или являющихся военнослужащими. Попробуем разобраться, почему военным нельзя выезжать за границу и чем обусловлен запрет на посещение ими зарубежных стран.

какие страны запрещены военным. Смотреть фото какие страны запрещены военным. Смотреть картинку какие страны запрещены военным. Картинка про какие страны запрещены военным. Фото какие страны запрещены военным

Кто не может свободно выехать за границу

Ограничения права на выезд за пределы территории России и свободу передвижения распространяются на лиц, которые подпадают под действие статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В категории граждан, которым не позволено свободно покидать страну, оказались и военнослужащие. Ограничения действуют в том случае, если они:

Как правило, ограничение выезда за пределы РФ для военных носит временный характер.

При поступлении на государственную службу осуществляется оформление допуска лица к государственной тайне. Подписывая трудовой договор, гражданин добровольно соглашается с тем, что он обязан держать в секрете доверенные ему сведения. Это требование оговорено пунктами 5, 7 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне». Кроме того, человек, который допущен к секретной информации, дает письменное согласие на ограничение своих прав, касающихся свободного передвижения за границей, в соответствии со статьей 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».

Почему введены ограничения

Устанавливая запрет на свободное передвижение за пределами территории РФ, государство преследует несколько целей, среди которых защита своих интересов и обеспечение защиты лицам, состоящим на государственной службе. К причинам, по которым военным запрещен выезд за границу, можно отнести:

Ограничительные меры в отношении военнослужащих распространяются и на право иметь в собственности жилье в другой стране.

Гражданам, которые интересуются, запрещено ли военнослужащим иметь недвижимость за границей, следует знать о том, что сотрудникам службы безопасности (ФСБ) и службы государственной охраны (ФСО) не разрешается покупать имущество за пределами России. Нарушение данного требования влечет увольнение с военной службы.

Куда можно ехать

Выезжать за пределы страны военнослужащие (кроме призывников) могут при условии получения разрешения от непосредственного руководства (министр МВД, командующий войсками, командир соединения, воинской части). Кроме того, выезд необходимо согласовать с органами службы безопасности. Разрешение должно быть оформлено в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Выдавая разрешение на выезд, руководство воинских подразделений учитывает сложившуюся военно-политическую обстановку в странах въезда, рекомендации МИД России, директивы и приказы Генштаба ВС России, МВД Российской Федерации.

Согласно Распоряжению министра внутренних дел РФ Колокольцева В.А. от 26.12.2017 г. «Об организации выездов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственных гражданских служащих, работников системы МВД России за пределы Российской Федерации в период их нахождения в отпусках», сотрудники полиции в 2019 году могут посетить:

Не рекомендуется посещать страны, которые ввели санкции против России, а также те государства, в которых неспокойная военно-политическая обстановка.

Порядок получения разрешения

какие страны запрещены военным. Смотреть фото какие страны запрещены военным. Смотреть картинку какие страны запрещены военным. Картинка про какие страны запрещены военным. Фото какие страны запрещены военным

Процедура получения документов включает следующие этапы:

Военнослужащие, которым было отказано в выезде за границу, могут обжаловать решение должностных лиц.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ отмена запрета на выезд военнослужащих за границу возможна путем подачи жалобы в Межведомственную комиссию или обращения в судебную инстанцию.

Выводы

Абсолютное табу на выезд за границу действует в отношении тех военнослужащих, которые связаны с хранением государственных секретов, а также призывников. Остальные категории военных могут проводить отпуск за рубежом. Однако им придется столкнуться с ограничением направлений для отдыха (предстоит выбирать среди стран, которые включены в список рекомендованных для посещения военнослужащими) и преодолеть бюрократические препоны, связанные с получением разрешения руководства на выезд за пределы России.

Источник

Правила выезда военнослужащих за границу России

Ответ на вопрос о том, можно ли военнослужащим выезжать за границу, зависит от наличия доступа к сведениям, составляющим государственную или военную тайну. Такая информация строго охраняется государством, оно может запретить выезд за пределы РФ лицам, у которых по трудовому контракту есть доступ к таким сведениям, на срок до 5 лет, а в исключительных случаях — до 10 лет.

Кому запрещено выезжать за границу РФ в 2021 году

К структурам, на которые распространяются ограничения по выезду в целом и список запрещенных стран для военнослужащих в частности, относятся не только сами военнослужащие, но и:

Ограничен выезд и категориям служащих, указанным в Федеральном законе № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Речь идет о лицах, призванных на военную или альтернативную службу, — на весь срок службы и о лицах, имеющих доступ к секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне.

Ограничение выезда лицам, имеющим доступ к секретным сведениям

Секретные сведения, по российскому законодательству, имеют три категории секретности:

В зависимости от категории секретности определяется степень ограничения. Имеет значение не наличие допуска к таким документам, а фактическое владение информацией из секретных документов.

Третья форма секретности является наиболее свободной. У лиц с такой формой допуска ограничений почти нет, и единственная страна, закрытая для них, — Украина. Но закрыта она не категорично, выезд туда можно согласовать в отдельных случаях.

Вторая форма допуска подразумевает более строгие ограничения: страны, в которые разрешен выезд военнослужащим с второй формой допуска, являются:

Под запретом к посещению будут:

Турция и Египет имеют статус «не рекомендованных к посещению».

Служащие с первой формой секретности не вправе покидать территорию РФ, их выезд тщательно согласовывается. В случае нарушения служащим правил и при наличии подозрений о разглашении государственной тайны его вправе судить за измену родине.

В какие страны выезжать нельзя

Этот список меняется в зависимости от политической ситуации, но список запрещенных стран для военнослужащих в 2021 году выглядит так:

Австралия, Австрия, Алжир, Албания, Ангола, Андорра, Антигуа и Барбуда, Афганистан, Аргентина, Багамы, Барбадос, Бангладеш, Бахрейн, Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Ватикан, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Венгрия, Восточный Тимор, Габон, Гаити, Гамбия, Гайана, Гана, Гватемала, Гвинея-Бисау, Гвинея, Германия, Гондурас, Гренада, Гренландия, Грузия, Греция, Дания, Джибути, Доминика, Доминикана, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Индия, Иордания, Иран, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен, КНДР, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Катар, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Колумбия, Конго, Коморы, Коста-Рика, Косово, Кот-д’Ивуар, Конго, Кувейт, Куба, Латвия, Лаос, Лесото, Либерия, Ливия, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Македония, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мали, Мальта, Марокко, Маршалловы о-ва, Микронезия, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Монако, Мьянма, Намибия, Науру, Непал, Нигер, Нидерланды, Нигерия, Никарагуа, Ниуэ, Норвегия, Новая Зеландия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сейшелы, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Сингапур, Сирия, Словения, Словакия, Соломоны, Сомали, США, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Тонга, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Тувалу, Турция, Украина, Уганда, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Франция, Финляндия, Хорватия, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Шри-Ланка, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эстония, Эритрея, Эфиопия, Южная Корея, Южный Судан, ЮАР, Япония, Ямайка.

В какие страны выезжать можно

Несмотря на внушительный список запрещенных государств, разрешенные страны все-таки существуют – все разрешенные страны для выезда военнослужащим в 2021 году таковы:

Как получить разрешение на выезд

Оформление поездки военного за границу

Рапорт на имя руководителя составляют по утвержденной форме. В рапорте подробно излагается дата, цель поездки, сопровождающие лица, подробный маршрут. Обычно решение по рапорту принимается в течение 3-5 дней, поэтому следует позаботиться о его подаче заранее. Порядок оформления разрешения на выезд определен в Постановлении Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997, где указано, что разрешение согласовывается Министерством обороны РФ и руководителями соответствующих органов власти.

какие страны запрещены военным. Смотреть фото какие страны запрещены военным. Смотреть картинку какие страны запрещены военным. Картинка про какие страны запрещены военным. Фото какие страны запрещены военным

Ответственность за самовольный выезд в запрещенные страны

Следует понимать, что если речь не идет о доступе к секретным сведениям, то юридически запрета выезжать за границу не существует – разрешение или запрет на то, в какие страны могут выезжать военнослужащие, приняты на уровне рекомендаций, выполнение которых стало обязательным.

При наличии доступа к секретным сведениям самовольный выезд за границу станет основанием для расторжения трудового контракта как раз по причине нарушения условий в части охраны секретных сведений, составляющих государственную тайну. В остальных случаях максимум, что грозит нарушителю, — это дисциплинарное взыскание.

Источник

Проблема частных военных компаний

Государство выполняет множество функций. Однако не так давно начала наблюдаться тенденция «освобождения» государства от некоторых функций. В качестве примера можно привести военную сферу и сферу обеспечения безопасности государства. Это обусловлено появлением нового элемента политической системы общества, а именно частных военных компаний (private military companies) (ЧВК), которые являются негосударственными компаниями, представляющими собой своеобразный вид «наемничества», которые обладают полномочиями, выданными государством, на разрешение различных задач, связанных с военной деятельностью государства, например, на сопровождение людей или различных грузов в условиях боевых действий, или на охрану отдельных лиц или государства в целом, а так же иной деятельностью, например консультированием или обучением населения. У владельцев с крупным состоянием во всем цивилизованном мире растет спрос на деятельность данных организаций, в особенности на охрану собственности и обеспечение личной безопасности. Однако довольно большой вопрос вызывает регламентация деятельности этих компаний, так как в некоторых странах, в соответствии с внутренним законодательством, их просто не существует. Все вышеуказанное обуславливает мой интерес к данной теме и причину выбора именно этой темы для изучения.

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте;

2) непосредственно участвует в военных действиях, в целях личной выгоды или денежного вознаграждения;

3) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

5) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

После окончания Второй мировой войны началось возрождение наемничества. Первыми кто понял выгоду ЧВК, стала Британия. В 1967 году полковник Дэвид Стирлинг организовал первую частную военную компанию под названием «Watch Guard International». Первоначально таких компаний было мало, а их деятельность тщательно скрывалась государствами, однако постепенно они начинали приобретать более открытый и массовый характер.

В связи с распространением ЧВК, а так же с сокращением состава вооруженных сил во многих государствах начал увеличиваться спрос на услуги частных военных компаний, что в свою очередь привело к тому, что многие уволенные военнослужащие перешли работать в ЧВК, так как данная работа хорошо оплачивалась. Среди руководства частных военных компаний можно часто встретить бывших высокопоставленных государственных служащих в сфере обороны и безопасности, и это все не удивительно, ведь в таких компаниях бойцы получают от 200 до 1000 (иногда и больше) долларов в день, что значительно превышает денежное довольствие военнослужащих и полицейских.

Как показывает практика, ЧВК обычно не раскрывают своего истинного предназначения, а так же согласно официальным документам, они призваны выполнять лишь вспомогательные функции, которые не связанны с ведением боевых действий.

По деятельности все частные военные компании можно разделить на четыре группы:

1. Компании по предоставлению военных услуг (military provider companies). В сферу их деятельности входит тактическая поддержка и защита как частных лиц, так и государства во время боевых действий, а так же непосредственное участие в боевых операциях. В основном эти компании обвиняли и обвиняют в наемничестве, в подрывах политических строев государств и «теневой войне».

2. Военные консалтинговые компании (military consulting companies). Данные компании занимаются стратегическим планированием, реформированием вооруженных сил, непосредственной тренировкой различных армейских подразделений.

3. Компании, занимающиеся военной логистикой (military support companies). Их деятельность заключается в тыловом обеспечении войск, в строительстве военных объектов и в обслуживании сложных систем вооружений.

4. Частные компании, занимающиеся охраной деятельностью (private security companies). Данные компании, так же как и компании по предоставлению военных услуг, занимаются защитой, и отличаются они друг от друга условно, так как во время боевых действий их деятельность становится схожей.

В основном государства отдают свое предпочтение своим отечественным ЧВК, однако и присутствуют исключения, выраженные в получении не отечественными ЧВК контрактов с каким-либо государством. В качестве примера можно привести случай, когда британская частная военная компания «Иджис» выиграла контракт с министерством обороны США по оказанию услуг в области безопасности и разведки в Ираке на 293 миллиона долларов.

Огромные проблемы вызывает вопрос ответственности государства за деятельность их ЧВК. Согласно всем Женевским конвенциям, любое государство обязано соблюдать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП). Опираясь на это положение можно сделать вывод о том, что, формально, государство может быть привлечено к ответственности за деятельность его частных военных компаний, если оно нарушит нормы международного гуманитарного права. На практике же возникают трудности с признанием ответственности государства за деятельность ЧВК в связи с тем, что государства, как правило, не имеют должного контроля над их операциями, которые осуществляются за пределами территории данных государств.

В связи с тем, что за деятельность ЧВК государства не несут ответственность, они часто становятся участниками различного рода скандалов, так как некоторые из них выполняют и «нелегальные» заказы или же просто ведут такую деятельность. Рассмотрим же некоторые примеры:

2. Еще одним примером является трагическое и вызывающее множество споров событие в истории Америки. Я говорю об 11 сентября 2001 года, когда были разрушены две башни-близнецы в ходе террористического акта. В ходе расследования обстоятельств данного события выяснилось, что британские частные военные компании «Sakina Security» и «Trans Global Security» в тайне тренировали боевиков исламистских группировок для дальнейшей их отправки в Чечню и Афганистан. По некоторым данным шесть курсантов «Trans Global Security» позже стали бойцами Аль-Каиды.

Следует отметить, что это далеко не все примеры, которые отражают «нелегальную» деятельность ЧВК, направленную на получение дополнительной прибыли и подрыв политической и иных систем государств. В данной работе я рассмотрел только наиболее нашумевшие случаи и вызвавшие наибольший интерес у меня.

Государствам выгодно использовать частные военные компании как новое средство ведения войны. Ведь ЧВК находится вне рамок гражданского контроля, в отличие от тех же регулярных армий, им можно поручить самую грязную работу: от свержения законных правительств до устранения неугодных политиков и общественных деятелей. В случае, если миссии ЧВК предадутся огласки, то государство-заказчик может свободно «откреститься» от них, так как «действовали коммерческие структуры».

Следует отметить, что вопрос о частных военных компаниях в России дискуссионный и довольно сложный. Дело в том, что российские частные военные компании практически отсутствуют. Это связано с тем, что в России «наемничество» официально запрещено в соответствии со ст. 359 Уголовного кодекса РФ, в которой идет речь о том, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечения наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях противозаконна и наказывается лишением свободы от четырех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Следует так же сказать о том, что закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте еще в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике, но он так и не был принят.

В настоящее время чаще всего сотрудников ЧВК используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем. Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций. В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности. Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

На основе всего выше сказанного можно выделить ряд преимуществ частных военных компаний перед регулярными вооруженными силами:

1. Использование частных военных компаний в военных конфликтов вызывает меньше общественного недовольства, чем использование вооруженных сил, так как найти прямые доказательства причастности государства к деятельности ЧВК очень сложно.

2. Частные военные компании более мобильны, чем регулярная армия Они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.

3. Потери со стороны частных военных компаний не указываются в государственных отчетах.

Так же можно выделить и ряд недостатков:

1. Частные военные компании мотивированы прибылью, а не чувством долга перед государством, что может создать множество проблем.

2. Частое использование частных военных компаний государствами может навредить их экономике, так как у ЧВК высокая цена.

3. Частные военные компании достаточно часто выходят из под контроля и могут навредить невинным людям. Это обуславливается их минимальным контролированием со стороны государств.

Следует еще раз сказать о том, что наемничество официально запрещено в большинстве стран мира. В целом, вся международно-правовая регламентация деятельности ЧВК отражена в следующих актах:

§ Ст.47 Дополнительного протокола №1 от 08.06.1977 к Женевским конвенциям от 12.08.1949 «О защите жертв международных вооруженных конфликтов». В данной статье, как я указывал выше, дается определение термина «наемник».

§ Закон «О контроле над экспортом вооружений». Данный закон был принят в США. Согласно ему, госдепартамент США лицензирует деятельность их частных военных компаний за рубежом, а так же следит за выполняемостью контракта. Сделки, связанные с деятельностью ЧВК, сумма которых превышает 50 миллионов долларов, должны быть согласованы с конгрессом США и одобрены им.

§ Закон «О регулировании иностранной военной помощи». Данный закон считается своего рода актом о наемниках, принятый в 1998 году в ЮАР. Согласно ему, деятельность частных военных компаний лицензируется национальным комитетом, отвечающим за контроль над простым вооружением страны.

§ Резолюция ООН «Определение агрессии» от 1974 года. В данной резолюции применение наемников и частных военных компаний против других стран квалифицируется как как международное правонарушение.

§ Резолюция ООН от 14.12.1979 года, согласно которой наемничество является преступлением против мира и человечества и приравнивается к геноциду, убийствам и иным особо тяжким преступлениям.

§ Конвенция ООН «О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников» от 1989 года, принятая 20.10.2001 года. Данная конвенция дало более широкое толкование термину «наемник», в котором была отражена материальная заинтересованность наемников.

§ Правовые инициативы «Green Рарег» Великобритании от 2002 года и Швейцарии от 2006 года. Данные инициативы ставят перед собой цели усиления контроля над деятельностью частных военных компаний. Суть инициатив состояла в создании международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельности в государствах-«агрессорах», а так же в международном контроле над режимом лицензирования этих компаний, в мониторинге за деятельностью компаний, а так же в разработке соглашений между государствами, имеющими частные военные компании.

§ «Международный кодекс поведения ЧОК» от 2010 года. Данный документ явился началом узаконивания института наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека. Согласно этому кодексу, соблюдение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне. Однако, данный документ, так же как и «Документ Монтре» носит только лишь рекомендательный характер.

§ «Документ Монтре» от 2008 года. В нем содержатся рекомендации по регулированию деятельности сотрудников частных военных компаний в зонах военных конфликтов. За нарушение норм международного гуманитарного права, согласно данному документу, за частные военные компании ответственны государства, откуда произошли эти ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции. Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, мониторинга таких компаний.

Государствам необходима четкая регламентация деятельности частных военных компаний внутри них, а так же международным организациям необходимо разработать регламентацию деятельности ЧВК во время различных международных конфликтов и иных внешнеполитических мероприятий государств, а так же при организации миротворческих миссий и операций по принуждению к миру.

Источник

Как военнослужащему зайти на биржу и не вылететь со службы

Разбираемся, что можно покупать, а что нельзя

Когда заводишь разговор с сослуживцами про инвестиции, часто слышишь в ответ: « Нам же запрещено иметь ценные бумаги!»

Говорят, купишь акции — жди скорого увольнения. Тем самым различные финансовые инструменты приравнивают к предпринимательской деятельности, которой военнослужащим заниматься нельзя. После такого «дружественного огня» легко отказаться от изучения вопроса.

Но на самом деле для военнослужащих дело обстоит иначе: инвестировать можно, но не во все инструменты. Я разобрался в деталях, теперь рассказываю вам.

Инвестиции — это не предпринимательство

Факт: каждому военнослужащему запрещено заниматься любым видом оплачиваемой деятельности, в том числе предпринимательской. Исключения — доходы от научной, творческой и преподавательской деятельности.

Это требование закреплено в законе «О статусе военнослужащего» и распространяется на офицеров и контрактников российской армии, Росгвардии, пограничных органов, органов безопасности и иных отечественных спецслужб, где законом предусмотрена военная служба. Cотрудники полиции, прокуратуры, следственного комитета, ФСИН, подразделений противопожарной службы МЧС России военнослужащими не считаются, но у них есть свои документы, которые тоже это запрещают.

Часто коллеги из отдела кадров говорят, что доход от инвестиций — это прибыль от предпринимательской деятельности, которая вышеупомянутой статьей запрещена. Но в действительности это не так.

Начнем с определений. Статья 2 ГК РФ поясняет, что предпринимательство — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». И вроде бы от одного этого определения уже становится очевидным, что покупка и продажа ценных бумаг обычным гражданином не считается предпринимательской деятельностью.

Кроме того, по факту физические лица самостоятельно не покупают какие-либо активы на бирже. Конечно, инвестор в обиходе говорит: «Я купил!» Но в действительности граждане могут лишь открыть счет, перевести на него деньги и оставить поручение брокеру на покупку или продажу той или иной ценной бумаги по указанной цене и в указанном объеме. Все остальное, начиная с покупки лота ценных бумаг и заканчивая подачей сведений в депозитарий, сделает именно брокер.

Если подытожить, владение ценными бумагами и получение с них пассивного дохода, будь то выплаты по государственным облигациям либо начисление дивидендов по акциям российских компаний, для военнослужащего не считаются деятельностью в принципе, а уж коммерческой — тем более. Сотрудник в этом случае не заключает никакие договоры подряда, не имеет обязательств, не оказывает услуги. Для сравнения: никто не станет его наказывать за оплату покупки в магазине дебетовой или кредитной картой, по которой банк начислит ему кэшбэк в виде бонусов или рублей. Владение ценными бумагами — лишь один из способов распределения накопленных денег.

Как победить выгорание

Какие бумаги нельзя покупать

Подпункт д.1 пункта 1 статьи 51 закона «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военнослужащего уволят, если он или его супруг или супруга, а также несовершеннолетние дети будут владеть иностранными активами. Это нарушение закона от 7 мая 2013 № 79-ФЗ о запрете на использование иностранных финансовых инструментов. Этот федеральный закон распространяется на всех государственных служащих, включая сотрудников силовых структур.

Эти же нормы прописаны в других документах:

В статье 2 закона № 79-ФЗ приведен перечень должностей, которым запрещено иметь иностранные активы и счета в банках за пределами территории России. Но среди них не упоминаются те, кто носит погоны. Эти моменты прописаны отдельно — в других нормативно-правовых актах.

В каждом ведомстве утвержден собственный перечень должностей, который определяет, кому из сотрудников недоступны иностранные финансовые инструменты. В случае с некоторыми силовыми структурами это закреплено открытыми внутренними приказами. К примеру, приказ Министра обороны РФ от 2 июня 2015 года № 309 распространяет эти ограничения на руководство ведомства, советников министра, командующих родами войск и видов вооруженных сил и их заместителей, а также всех военнослужащих, кто по долгу службы имеет допуск к сведениям особой важности.

В ФСВНГ России, то есть Росгвардии, также существует открытый ведомственный приказ от 24 июля 2017 года № 231. В его приложении есть аналогичный запрет для заместителей директора Росгвардии, руководителей подразделений центрального аппарата войск, командующих округами, начальников территориальных органов и их заместителей, а также всех военнослужащих, которые, как и в армии, работают со сведениями особой важности.

О криптовалютах. Существует закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Статья 25 этого закона определяет, что с 1 января 2021 года криптовалюты официально признаны иностранным финансовым инструментом, — это делает их недоступными для тех, чья должность входит в «запретный список». Если же такой инструмент купили ранее, необходимо его продать или подарить.

Из всего этого можно сделать вывод: ни один из существующих документов не запрещает военнослужащим покупать российские ценные бумаги. Все ограничения накладываются исключительно на владение иностранными финансовыми инструментами, причем только для определенного перечня лиц.

Где найти такой перечень для своей структуры

Если вы служите в вооруженных силах или Росгвардии, не стоит полностью опираться на размещенные в интернете приказы, к примеру те, что приведены выше. Одна из особенностей силовых структур в том, что те или иные вопросы нередко бывают дополнительно расписаны во всевозможных письмах, распоряжениях или иных документах, которых нет в общем доступе.

Для сравнения: в открытом доступе я не нашел аналогичного перечня должностей сотрудников Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны. Можно лишь предположить, что он существует, но у посторонних лиц к этому документу доступа нет.

Если хочется инвестировать, сперва лучше обратиться за пояснениями к коллегам из подразделения кадров вашей воинской части. Правда, в большинстве случаев те вряд ли смогут помочь, пояснив, что это вне сферы их компетенции. Если раздобыть нужную информацию через кадры не удастся, стоит разузнать контакты подразделений из главка, которые занимаются проверкой сведений о доходах, — о них ежегодно отчитываются все, кто носит погоны или состоит на государственной гражданской службе. Как правило, эти должностные лица в курсе, кому и в какие инструменты можно инвестировать: им по роду деятельности положено это знать.

Чтобы точно не прогадать, для начала остановитесь только на ценных бумагах отечественных компаний.

Как определить, российская бумага или нет

Итак, всем военнослужащим вне зависимости от должности и звания на законных основаниях доступны:

Главное, что поможет отличить доступную к покупке ценную бумагу, — международный идентификационный код ISIN, который говорит о стране, где зарегистрирован эмитент. Если ISIN начинается с букв RU, то этот финансовый инструмент выпущен отечественной организацией и его смело можно покупать.

Узнать ISIN можно на сайте Московской биржи, если задать в поиске название интересующей организации и посмотреть его в описании. Еще можно воспользоваться сервисом isin.ru — тут есть базы для российских и иностранных финансовых инструментов, по которым можно проверить любую бумагу.

А вот чего точно не стоит делать — так это покупать ценные бумаги тех компаний и организаций, проверкой которых вы занимаетесь по долгу службы. Это может стать причиной конфликта интересов и приведет к санкциям в связи с нарушением части 2 статьи 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Можно ли военнослужащему открыть ИИС

ИИС дает возможность ежегодно получать налоговый вычет в размере до 52 тысяч рублей — и запрета для военнослужащих нет ни на вычеты, ни на открытие ИИС. Но и тут без нюансов не обходится.

По словам коллег, до 2021 года сотрудники ряда ведомств не могли получить вычет даже через финансово-экономическое подразделение — запретов не было, но именно инвестиционный вычет по непонятным причинам получить не удавалось. Но с 2021 года возможность получить вычет есть у всех военнослужащих — в том числе можно оформить налоговый вычет за три предыдущих года: законодательство позволяет.

Стоит ли ожидать проверок

До начала 2022 года вас вряд ли кто-либо станет беспокоить из-за открытия счета. Но затем все военнослужащие будут отчитываться о своих доходах и расходах: заполнять справку о доходах и подробно расписывать, какими активами владеют. Не исключено, что после этого военнослужащему придется стать объектом некоторого внимания. И не из-за того, что выявят какое-либо нарушение, а просто потому, что мало кто знает описанные выше нормы — это касается и выпускников вузов, где готовят специалистов для финансово-экономических подразделений силовых структур, и их коллег из подразделений кадров.

Но, как показывает практика, даже если военнослужащий по ошибке купит запретный для него актив, его не уволят за это, а дадут возможность продать или подарить. Правда, избежать дисциплинарной ответственности все же не удастся — могут сделать замечание или объявить выговор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *