какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa

PISA — тест на компетентность

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть картинку какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Картинка про какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть картинку какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Картинка про какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa

какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть картинку какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Картинка про какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa

какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть картинку какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Картинка про какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa

какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть картинку какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Картинка про какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Смотреть картинку какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Картинка про какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa. Фото какие структурные компоненты глобальной компетентности не оцениваются в pisa

Читайте другие материалы по теме:

К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Источник

Презентация на педагогический совет на тему «Глобальные компетенции» 2020-2021 учебный год

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Концепция оценки глобальных компетенций.docx

«Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности»

заместитель директора по УР,

МБОУ Новоангарская СОШ

Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?

Определение «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности:

Глобальная компетентность (глобальные компетенции)-

компонент функциональной грамотности,

одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме

Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Коваль, Дюкова, 2019

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

(PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы)

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA:

1) Еще нет четкого научного определения и описания области, которая оценивается.

2) «Правильные», «неправильные» ответы другие. «Правильный», «неправильный» ответ должен оценивать степень готовности обучающегося к решению глобальных задач, как самостоятельно, так и совместно с представителями различных национальностей и культур.

3) Сложно создать валидный и надежный инструмент. Многие задания не были взяты в исследование PISA для апробации, т.к. у разработчиков не было единого подхода к определению что правильно, а что неправильно.

4) При разработке первых заданий PISA по глобальным компетенциям выявилась опасность односторонности или предвзятости выдвигаемых оценок в предлагаемых ситуаций. Это проявилось, в том числе, в частом использовании стереотипов в ситуациях, где предлагалось проверить способности к межкультурному взаимодействию.

Пример ситуации: Учащийся участвует в совместной работе с двумя школьниками, приехавшими из других стран. Он ждет двух сокурсников, которые опаздывают, и задается вопросом «Почему они могут опаздывать». Разрабатывается задание с выбором ответов, среди которых «люди в стране XY не ценят встречи вовремя» или «люди в стране XY, похоже, не соблюдают договоренности».

Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам.

5) Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т.е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.

6) Нет начальной шкалы измерения, чтобы выявить сложность заданий. После апробации появилась информация.

Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека. Следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA, имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).

Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге. Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы: 5 класс Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка). 7 класс Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).

Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:

1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;

2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);

3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;

4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;

5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;

6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;

7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.

Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу

1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами

2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции

3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.

4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд»

Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал

Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.

Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности

Поиск единомышленников, работа в команде

Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем

В чем выражается сформированность глобальных компетенций?

Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия

Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)

Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях

Вывод: ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир глобальной компетенции»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Приказом директора МБОУ СОШ № 7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Буровой Ольги Юрьевны

внеурочной деятельности по общекультурному направлению

«Мир глобальной компетенции» 3 «Б» класс

уровень образования: начальное общее образование,

2020-2021 учебный год

Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу « В мире функциональной грамотности » для начальной школы составляют:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No1726-р ;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

1.2. Общая характеристика курса

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

Участники программы — обучающиеся 3-4 классов (10-11 лет), учителя младших классов, воспитатели групп продлённого дня, педагоги дополнительного образования.

Цель программы: создать условия для формирования глобальной компетентности у обучающихся в российских образовательных учреждениях.

Основными задачами программы являются :

создание материалов для формирования глобальной компетентности и измерения уровня ее сформированности у обучающихся 3-4 классов общеобразовательной школы с учетом международного опыта; российских реалий; возможностей, которые предоставляет отечественная система образования; возрастных особенностей и социального опыта российских школьников;

развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Особенностью современного образования является его ориентирование на развитие личности обучающегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни.

Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Глобальные компетенции являются особым ценностно- интегративным компонентом функциональной грамотности.

Характеристики глобальной компетентности :

а) динамизм и развивающийся характер содержания под воздействием постоянно изменяющегося мира;

б) предполагает осознание взаимосвязи и взаимопроникновения локального и глобального, проявления глобальных аспектов в событиях и процессах локального уровня и отражения, проецирования локальных явлений в глобальном;

в) включает в контенгент «межкультурные знания»;

г) имеет деятельностную направленность;

д) имеет коммуникативную направленность;

е) базируется на определенной ценностной основе.

Введение курса «Мир глобальных компетенций» будет способствовать р осту качества предметных результатов образования, р осту качества метапредметных результатов образования и п овышение функциональной грамотности.

Уровень овладения ГК Выражается в способности

критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;

осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству

интегративность не только через содержание ряда школьных предметов, но и через ценности, интериоризированные личностью

непосредственная ориентация на «soft skills»

Сроки реализации программы: 2 года (3-4 класс). Курс рассчитан на 1 час в неделю: по 34 часа.

Для реализации программы предполагается организация следующих видов внеурочной деятельности младших обучающихся: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), трудовой, спортивно-оздоровительной; проблемно-ценностного общения; социального и досугового художественного творчества; деятельностный, поисковый,эвристический,исследовательский,практический,наглядный,самостоятельный;метод создания игровых ситуаций, метод проектов, метод программированного обучения;

Разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве:

а) совместное обучение в малых группах;

б) обучение в командах на основе игры, турнира;

в) индивидуальное обучение в командах.

— беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры;

-тренинги и арт-технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы;

-тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования;

— подготовка и проведение игр и праздников;

— просмотр видеоматериалов; организация экскурсий.

— организация тестирования и контрольных опросов;

— проведение викторин, смотров знаний;

II . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться работать по определенному алгоритму;

Личностными результатами изучения курса «Мир глобальных компетенций» является формирование следующих умений:

должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе

. достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствует процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо –невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Оценивает содержание прочитанного с позиции норм

морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную

усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития; овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях; освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях; установка на творческую активную жизненную позицию.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Освоенные обучающимися межпредметные понятия (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной̆ практике

Готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией : восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления

учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевы еслова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление

пользоваться приёмами подготовки устного выступления,

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Находит и извлекает информацию из различных

Мыслить творчески, применять метод сократического диалога; слушать и слышать чужое мнение; выстраивать аргументацию своей позиции; выбирать на основе разумного решения ценности и ориентиры; защищать свои взгляды; видеть жизненные и моральные ситуации с разных сторон; быть толерантным

III . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В 3 классе программа реализуется с модуля по формированию читательской грамотности. На каждый модуль отводится одно полугодие.

Программа предполагает поэтапное развитие различных ууд, составляющих основу глобальных компетенций как особого компонента функциональной грамотности.

В процессе изучения курса обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Перечень творческих работ. Использование резерва учебного времени

Модуль «Основы читательской компетентности»

Настоящий читатель (10 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

Развитие творческих способностей «Мир фантазии» (7 ч). Знакомство с фантазированием. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов». Типовые приёмы фантазирования. Изобретательские ресурсы. Фантазирование и прогнозирование. Развитие философских способностей «В лабиринтах мудрости». Город Мудрых советов. Путь в Долину знаний.

Модуль «Школа креативного мышления»

Введение. Что такое креативное мышление? Креативные решения различных проблем. Креативное самовыражение. Выдвижение идей. Оценка и отбор идей. Доработка и совершенствование идей . Задания на креативное самовыражение: создаём рисунки. Ситуация «Рисунок к математическому выражению». Анализируем и оцениваем ответы. Знакомство с критериями оценок. Ситуация «Идти в гору». Задания на креативное самовыражение: создаём тексты. Ситуация «Обложка для книги». Выдвижение разнообразных идей для названия книги. Оценка креативных идей для названия книги. Доработка и совершенствование идей – продолжение истории. Ситуация «Путешествие по школе». Выдвижение разнообразных идей для квеста. Оценка креативных идей для квеста. Подведение итогов за год. Чему мы научились за год. Советы и рекомендации.

IV .КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 «Б» класс.

(2020-2021 учебный год)

Настоящий читатель. Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

Любимая книга. Обложка любимой книжки.

Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко.

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке.

Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг.

Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Быстрое чтение. Проверка скорости и качества чтения.

Писатели и их книги. Портреты писателей. Получение информации.

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач.

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Развитие творческих способностей «Мир фантазии». Знакомство с фантазированием.

Приём фантазирования «Метод фокальных объектов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *