какие существуют франшизы для малого бизнеса
Какие франшизы реально работают: обзор ТОП-10 самых популярных франшиз 2021
Франшиза – это лицензия, которая дает ее покупателю доступ к бизнес-модели франчайзера. За определенную плату (паушальный взнос) приобретатель франшизы получает схему ведения работы, доступ к бизнес-процессам, материалы для рекламы, право использовать товарный знак, информационную поддержку, помощь в найме и обучении персонала.
Покупатель франшизы (франчайзи) открывает бизнес на свои деньги, важно проанализировать все нюансы, чтобы определиться какую франшизу выбрать. Сумма первоначальных вложений, чаще всего, известна заранее. Это позволяет выбрать оптимальное предложение, исходя из имеющегося капитала. После запуска бизнеса франчайзи ежемесячно отчисляет роялти – плату за использование лицензии.
Виды франшизы:
1. Товарная – перепродажа товаров под брендом франчайзера. Для покупателя лицензии такое сотрудничество выгодно тем, что не нужно запускать производство. Его дело – продавать. Все остальное обеспечивает франчайзер.
2. Производственная – изготовление товаров по стандартам бренда. Франчайзер предоставляет оборудование и производственные технологии, рекомендует поставщиков. Задача франчайзи – производство и сбыт товара.
3. Франшиза в сфере услуг дает доступ к наработкам и технологиям франчайзера. Покупатель франшизы соответственно оказывает услуги по стандартам, установленным франчайзером.
Преимущества франшизы:
Алексей Войтов, владелец франшизы KAPIBARA Sushi и автор подкаста ФРАНШИЗА.Live:
«Я начал свой бизнес с собственного проекта – Kapibara Sushi, который через год начал упаковывать во франшизу. Позже купил франшизу Coffee-Like, а потом франшизу «Воображуля». Почему? Потому что работать по франшизе выгодно!
Франшиза должна быть правильной. Правильная франшиза экономит время на поиск ответов в любых ситуациях, возникающих в процессе работы. Правильный франчайзер передаст их в виде инструкций и регламентов. Бизнес-модель проверена и приносит доход. Франчайзер предоставляет честные показатели, соблюдает договоренности, у него профессиональная команда.
Я анализирую франчайзинговую компанию по собственному чек-листу. Только глубокий анализ позволяет создать целостную картину франчайзера и принять правильное решение о покупке франшизы.
Какие плюсы в работе по франшизе?
1. Бесценный опыт франчайзера.
Покупая франшизу, вы покупаете опыт человека, построившего крупную сеть. Он убережет вас от своих ошибок, а их стоимость может быть очень высока.
2.Обмен с превышением: большее количество благ за меньшие деньги.
Например, по франшизе компания X передает партнеру Y следующие блага:
Сайт – 300 000 рублей
Мобильное приложение – 350 000 рублей
Дизайн-проект будущего помещения – 70 000 рублей
Разработка маркетинговой компании для старта бизнеса – 50 000 рублей
Обучение команды запуска бизнеса – 50 000 рублей
Лицензия и развертывание CRM-системы – 40 000 рублей
Суммарная стоимость вложений – 860 000 рублей
Стоимость паушального взноса – 300 000 рублей
Выгода компании Y при покупке франшизы составит 560 000 рублей»
Какую франшизу выбрать?
Запуск франшизы требует больших инвестиций. Паушальный взнос и роялти – это лишь верхушка айсберга. Чтобы не потратить свои деньги впустую, внимательно изучите предложение. В современном мире можно найти информацию, не выходя из дома. Однако, пообщаться с продавцом франшизы все равно придется. Как же проверить франшизу?
1. Изучите рейтинги. Они оценивают франшизы по юридической чистоте, актуальности информации, представленной в сети, качеству поддержки. Самые популярные: БИБОСС, franchiza.ru, TopFranchise.ru.
2. Проанализируйте сайт компании, его посещаемость. Какая информация на нем указана? Это работающий бизнес или сайт по продаже франшизы?
3. Решая вопрос, какую франшизу выбрать, запросите у франчайзера как можно больше информации о бизнесе: финансовую модель, сколько инвестиций потребуется для открытия, какие требования к помещению, персоналу, франчайзи, какой срок окупаемости проекта. Отсутствие этих материалов должно насторожить.
Уточните, есть ли ограничения по продаже франшиз в один город, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом, если другие франчайзи начнуть работать рядом. Важно узнать, ограничивает ли франшиза выбор поставщиков, цены у них могут быть завышены, а качество будет нестабильным. Что входит в обучение? Если это курс «готовый бизнес за 2 часа», лучше не рисковать.
4. Узнайте данные тех, кто уже приобрел эту франшизу. Обычно франчайзер делится контактами успешных покупателей. Отказ в предоставлении – тревожный сигнал.
5. Если контактной информации нет, франчайзи можно найти через интернет и социальные сети. Компания может иметь отличный сайт и красивую страницу на Facebook, но это не всегда соответствует действительности. Свяжитесь с покупателем франшизы и узнайте у него как можно больше информации о сотрудничестве.
6. Убедитесь, что бизнес функционирует. Изучите отзывы клиентов, их фотографии в социальных сетях под хештегами, отзывы на Яндекс.Картах и Google.Maps.
7. Поищите отзывы тех, кто работал в компаниях, открытых по франшизе. Конечно, они могут быть не объективными, но покажут, что этот бизнес реально существует.
8. Узнайте информацию о юридическом лице. Это можно сделать на сайте налоговой инспекции, в сервисе «Прозрачный бизнес» и на других сайтах проверки контрагентов. Здесь предоставлена информация об уставном капитале, директорах, количестве сотрудников, связанных юридических лицах, судебных делах. Если у франчайзера есть дела по искам от других франчайзи, франшизу лучше не приобретать. Также уточните у продавца, зарегистрирован ли товарный знак.
9. Ближайшего франчайзи можно посетить лично или запросить информацию у отдела продаж как клиент. Не обязательно сразу раскрывать карты – пообщайтесь с персоналом, оцените детали. Если эта компания работает в вашем городе, проанализируйте, не возникнет ли конкуренции? Две кофейни в разных районах города могут мирно сосуществовать, но, например, клининговые компании будут вынуждены бороться за клиентов.
10. Сформулируйте вопросы, которые хотели бы задать франчайзеру после изучения всей этой информации, и свяжитесь с ним, по телефону или лично. Попросите франчайзера показать вам готовый бизнес, провести экскурсию.
Эти шаги позволят максимально точно оценить, стоит ли приобретать франшизу. Скорее всего, она не будет идеальной, но минусы по одному-двум критериям еще не означают, что франшиза неудачна.
Алексей Васильев, руководитель направления маркетинга SMART SUCCESS GROUP:
«Наше агентство оценивает привлекательность различных франшиз. Недавно к нам обратился клиент, который собирался покупать франшизу, связанную с кружком по химии для детей. Сам он был учителем химии. В процессе общения с нами он понял, что может придумать опыты лучше, чем у франчайзера, знает, где купить оборудование дешевле, а маркетинговая поддержка минимальна. Следовательно, смысла в покупке франшизы нет.
Самая большая ошибка приобретателя франшизы – думать, что это готовый бизнес, который работает сам. Нет! Франшиза – это идея, поддержка, знания. Работать придется много, потому что часть своей прибыли, вы, скорее всего, будете отдавать.
Где-то 40% покупателей франшизы не анализируют, что они получают. Кто-то платит за бренд, кто-то верит, что покупает бизнес целиком. Важно четко понять, за что вы платите деньги.
Надо ответить себе на вопрос, а стоит ли оно того? За что вы платите? За идею? За поддержку? За имя? Последнее справедливо только, когда речь идет о самых известных мировых брендах.
На мой взгляд, покупать франшизу нужно, если у нее есть какая-то эксклюзивность – в ноу-хау, поддержке, агрессивном маркетинге и так далее. Если полезность понятна, выплата роялти становится более оправданной»
10 популярных франшиз
Самая популярная франшиза в России, по ней заключено 10 393 контракта.
Компания имеет три основных направления: «1С: Франчайзинг», «1С: Бухобслуживание», «Центры сертифицированного обучения 1С». «1С» – хороший вариант для тех, кто обладает небольшой суммой на открытие бизнеса и решает, какую франшизу выбрать.
Компания предлагает готовые технологии для работы: облачные сервисы, базы знаний, разработанное мобильное приложение, рекламную поддержку и маркетинговые материалы, обучение (семинары, вебинары, сертификацию), бизнес-план.
Для проекта «1С: Франчайзинг» (оказание услуг по внедрению программы «1С», автоматизации бухгалтерского учета) затраты на запуск минимальны.
Вступительный взнос отсутствует.
Инвестиции – 20 000 рублей.
Роялти – 3 000 рублей ежеквартально.
«1С: Бухобслуживание» предполагает обслуживание клиентов по единым стандартам «1С», объединяя в сеть фирмы, оказывающие бухгалтерские услуги малому бизнесу.
Вступительный взнос – 60 000 рублей.
Инвестиции – 80 000-500 000 рублей, в зависимости от предполагаемого размера бизнеса.
Роялти – 5% от оборота.
Рекламная компенсация – до 20% от роялти.
На инфографике ниже представлены данные о том, как отличаются расчетные данные франчайзера и практические. На практике размер первоначальных инвестиций оказался выше планируемого, а сумма доходов – ниже, но и расходы франчайзи меньше, чем предполагалось.
2. F!T SERVICE
Франшиза автосервиса, которая в 2021 году стала третьей по популярности в рейтинге РБК и первой в рейтинге Forbes «30 самых выгодных франшиз — 2021». Франчайзер предлагает разработку бизнес-плана, обучение персонала, рекламу на старте и информационное сопровождение во время всего сотрудничества. Во франшизу входит программное обеспечение с разработанным процессом обслуживания клиента, регламенты всех технических процессов, поставка запчастей.
Вступительный взнос – 50 000 рублей.
Инвестиции от 6 000 000 рублей.
Роялти – 6,5 % от выручки станции.
Достижение точки безубыточности от 3 месяцев.
Окупаемость от 18 месяцев.
3. «220 Вольт»
Франшиза на рынке оборудования и электроинструмента. Оператор объединяет розничную сеть, сервис-центры, пункты выдачи заказов и интернет-магазин. На 2021 год открыто более 240 магазинов в больше чем 130 городах. В рейтинге BUYBRAND «Лучшие франшизы магазинов 2021 года» франшиза «220 Вольт» заняла третье место.
Существует несколько вариантов сотрудничества: обычные магазины, передвижной магазин-контейнер, сервисный центр, пункт выдачи заказов.
Вступительный взнос – 290 000-390 000 рублей.
Инвестиции – 3 500 000-7 000 000 рублей.
Окупаемость – 12—18 мес.
Роялти и другие текущие платежи отсутствуют.
4. «Додо пицца»
Сеть пиццерий в среднем ценовом сегменте. На текущий момент занимает седьмое место в рейтинге самых выгодных франшиз по версии Forbes. Все процессы здесь внесены в информационную систему Dodo IS, поэтому прозрачны и легко поддаются анализу. Пицца везде производится по одному стандарту, поэтому качество предсказуемо. Производство открыто – на кухнях установлены вебкамеры, клиенты могут записаться на экскурсию. Сотрудничество может проходить в трех форматах: доставка, пиццерия-кафе и фудкорт.
Во франшизу входят:
Часть информации о бизнесе (показатели качества, выручка) является публичной, в случае, если рейтинг качества ниже оговоренного, договор расторгается.
Вступительный взнос – 350 000 рублей +НДС.
Инвестиции 10 000 000 рублей.
Роялти от 3,5% до 5% от выручки (плюс НДС), ежемесячно.
Маркетинговый сбор – 3%.
Рентабельность 15-25%.
Окупаемость 3 года.
Требования к помещению: от 150 до 250 квадратных метров.
5. «Слетать.ру»
Франшиза туристического агентства. Компания предлагает работу под известным брендом; маркетинговую и юридическую поддержку; помощь в открытии; сайт с модулем подбора тура; доступ к личному кабинету; рекламные материалы.
Вступительный взнос – от 100 000 рублей.
Инвестиции – от 350 000 рублей.
Роялти от 10 000 до 30 000 рублей, в зависимости от региона.
Окупаемость от 3 месяцев работы.
Требования к помещению: от 15 квадратных метров, высокая проходимость, транспортная доступность, возможность размещения вывески.
6. «СДЭК»
Компания по доставке грузов, предлагает экспресс-доставку документов и грузов, а также возможность вызвать курьера и другие услуги. Объем покупок в интернете неуклонно растет, поэтому услуги по доставке товаров пользуются все большей популярностью. Занимает десятое место в рейтинге лучших франшиз 2021.
Покупатель франшизы получает доступ к:
Вступительный взнос – 50 000-200 000 рублей.
Инвестиции – от 350 000 рублей.
Роялти – 10% от выручки, есть льготный период, когда роялти платить не нужно. В зависимости от численности населения города, он может длиться от 6 до 12 месяцев.
Окупаемость – 3 месяца.
7. «Точка красоты»
По франшизе предоставляется:
Вступительный взнос – 350 000-600 000 рублей, в зависимости от региона размещения.
Инвестиции – 1 400 000-2 700 000 рублей.
Роялти от 3% выручки салона, но не менее 20 000 рублей; 5% от выручки, но не менее 25 000 рублей, в месяц. Сумма варьируется в зависимости от региона.
Достижение точки безубыточности – 2-4 месяца от начала работы.
Окупаемость – 18-24 месяца.
8. «СИТИЛАБ»
Вступительный взнос – 75 000-150 000 рублей.
Инвестиции – 600 000-2 500 000 рублей.
Роялти – 2%, предоставляются каникулы по выплате роялти 6-12 месяцев.
Требования к помещению: площадь от 50 квадратных метров, первый этаж, наличие окон.
9. Yves Rocher
Бренд французской косметики, имеющий 275 магазинов и 27 салонов красоты в России. Сотрудничество предполагает продажу товара бренда. Если вы не знаете, какую франшизу выбрать, чтобы не платить паушальный взнос – тут вы получите бесплатную поддержку компании-франчайзера.
Вступительный взнос отсутствует.
Инвестиции – от 4 500 000 рублей.
Роялти нет.
Окупаемость – 1-3 года.
Товарный остаток в магазине – не менее объема двухмесячного товарооборота.
10. «Шоколадница»
Известная сеть кофеен, основанная в 2001 году. Запуск франчайзинга состоялся в 2008 году. Это одна из самых крупных и быстрорастущих сетей кофеен в России. Сейчас работают более 300 собственных предприятий и около 100 кафе, открытых по франшизе. Открытие предполагает значительные инвестиции, франчайзер настаивает, чтобы помещение располагалось в оживленном месте, а рядом была парковка.
По франшизе покупателю предоставляется:
Вступительный взнос – 250 000-2 500 000 рублей.
Инвестиции – 6 000 000-15 000 000 рублей.
Роялти – 7% от выручки.
Резюмируем
Запуск бизнеса по франшизе дает определенные преимущества – есть известный бренд, разработанные стандарты работы, информационная поддержка. С другой стороны, франчайзер часто диктует жесткие условия, регламентируя все – от дизайна рекламы до поставщиков. Существенным минусом в работе по франшизе являются обязательные платежи: первоначальный взнос и ежемесячное роялти. Сейчас существует много бизнесов, созданных исключительно для масштабирования в виде франшиз. Они могут быть красиво представлены в интернете, но при этом убыточны.
Перед покупкой франшизы нужно внимательно изучить предложение: получить как можно больше информации, проверить ее на независимых сайтах и сервисах оценки бизнеса, почитать отзывы клиентов и бывших сотрудников. Лучше лично посетить компанию, франшизу которой планируется приобрести. Да, это лишние затраты времени и денег, но только так можно убедиться, что бизнес реально работает.
При выборе франшизы существуют аспекты, на которые стоит обратить внимание:
В целом, работа по франшизе может быть как намного сложнее обычного бизнеса, так и намного проще, так как многие процессы уже отработаны. Но насколько она будет удачной, зависит, в первую очередь, от грамотной подготовки, изучения предложения и экономических расчетов. Любой бизнес связан с риском и ни одна, даже самая лучшая франшиза, не может гарантировать его успех.
Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.
Что такое франшиза простыми словами
Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).
Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).
Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.
Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.
Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.
Из чего состоит франшиза
В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.
Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.
Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.
Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.
Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.
Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы
Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.
Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.
Какие каналы используются для контроля франчайзи:
Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:
Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:
Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.
По характеру сотрудничества:
По типу работы на территории:
Есть и другие понятия:
Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:
Медиафраншиза (франшиза в кино)
Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.
Франшиза в страховании
Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:
При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:
При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:
Также выделяют франшизы:
Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.
Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).
Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.
О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.
Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.
В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:
При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.
Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.
Плюсы и минусы франшизы
Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?
Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.
В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.
В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?
Как выбрать франшизу
После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.
Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.
Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:
Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.
Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.
Общение с продавцом
Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.
Полнота данных в интернете
Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.
В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.
Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.
Как купить франшизу
Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:
В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.
Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.
Часто задаваемые вопросы
1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)
Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.
В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.
По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.
В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.