какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе

Информационные технологии в развитии современного информационного общества

какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Смотреть фото какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Смотреть картинку какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Картинка про какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Фото какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 09.12.2015 2015-12-09

Статья просмотрена: 39076 раз

Библиографическое описание:

Сексенбаев, Курманбек. Информационные технологии в развитии современного информационного общества / Курманбек Сексенбаев, Б. К. Султанова, М. К. Кисина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24209/ (дата обращения: 02.11.2021).

В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества, выполняя особо значимую двойственную роль. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днем с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации. [1, с.10]

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. [2, с.34]

В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения. Существуют межрегиональные и международные системы связи, позволяющие обмениваться информацией на больших расстояниях и территориях. Выросло и постоянно растет количество профессионально занятых людей сбором информации, ее переработкой и хранением. Чисто теоретически любой человек или же любая фирма являются потребителями информации. И это касается как коллективов людей, так и отдельных личностей. Перед тем как что-либо предпринять, нужно провести работу по сбору, переработке, анализу информации. И найти наиболее подходящее решение. Может потребоваться обработка больших объемов информации, и это порой окажется не под силу человеку без использования специальных машин. Компьютеры во всех сферах человеческой деятельности:

 ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере;

 помогают в принятии наиболее правильных, лучших одним словом — оптимальных решений;

 избавляют человека от скучной и рутинной работы.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста. Кроме того, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

 совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков, данных научно — педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

 совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

 создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

 создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.[3, с.26]

Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет, самый массовый и оперативный источник информации. В рядах стран с каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет. Например, по данным Internet World Stats, количество интернет — пользователей среди населения стран СНГ и Балтии представлено на рисунке 1.

какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Смотреть фото какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Смотреть картинку какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Картинка про какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Фото какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны

Многим людям на сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без компьютера, да еще и подключенного к интернету. Существуют разные оценки этому. Одни поддерживают развитие виртуального мира — Интернета, а другие предупреждают о неизвестных последствиях. Но эти произошедшие в жизни изменения, повлияли и очень изменили жизнь человечества. Огромное множество полезной информации можно найти в интернете, практически не затрачивая на это времени. Сегодняшнее время — время огромных потоков информации, которую необходимо обрабатывать и хранить, эти вопросы решают компьютеры. Сидя за компьютером сегодня можно получить абсолютно любую информацию. Однако все хорошее имеет и так называемые обратные стороны — плохое. Глобальная сеть общедоступна. И у всякого имеется такая возможность, как залезть, или же влезть в чужую информационную систему. Сейчас в виду этого развивается законодательство, которой должно будет следить авторством информации, стоять на страже собственника информации. [5, с.17]

Информационные технологии сейчас проникают во все сферы производственной деятельности и делают возможным строить эффективную систему управления, обеспечивающее дальнейшее увеличение выполняемых работ, сокращения сроков, и также повышение качества работ. Под процессом понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Процесс определяется выбранным человеком путем, т. е. стратегией и реализовываться с помощью различного набора средств и методов. Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный компьютер, который отчетливо повлиял на концепцию построения технологических процессов и их использования, и на качество информации в результате. Информационная технология — это процесс, который состоит из регламентированных правил выполнения операций, действий над данными, которые хранятся на компьютерах. Главная цель в информационных технологиях — получение нужной, необходимой человеку, т. е. пользователю информации путем направленных действий по переработке информации. Информационная система является средой, составляющие элементы которой это компьютеры, программные продукты, компьютерные сети, базы данных, технические средства связи и т. д. Основная цель информационной системы состоит в следующем это организация хранения и передачи информации.

В XXI веке образованный человек — это человек, хорошо владеющий информационными технологиями. Ведь сейчас все в большей степени деятельность людей зависит от их информированности, и способности эффективно использовать информацию. Современный специалист любого профиля в информационных потоках должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств. Основную роль в скором времени будет играть система распространения, хранения и обработки информации. Техника, благодаря которой многим людям стало гораздо легче — современные информационные технологии. [4, с.204]

Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.

Подводя итоги отметим, что значение информационных технологий для современного человека весьма велика, потому как сейчас все больше и больше самых разных процессов в жизни человека происходит не без участия в них информационных технологий. И многие работодатели сегодня требуют от будущих потенциальных работников — новых кадров знание устройства ПК и умение пользования информационной средой.

Источник

Информационные технологии и их использование в управлении бизнесом

какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Смотреть фото какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Смотреть картинку какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Картинка про какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе. Фото какие существуют информационные технологии используемые в современном обществе

Директор департамента сбора, хранения и анализа данных компании «ВС Лаб»

Грамотно и своевременно внедренные технологии — уже давно один из необходимых компонентов роста и развития компаний. Какие информационные технологии существуют и какие задачи они решают, рассказал Иван Барчук, директор департамента сбора, хранения и анализа данных компании «ВС Лаб», которая реализует проекты по цифровизации и автоматизации бизнеса.

Содержание:

Вычислительная техника существовала с древних времен. Но только после Второй мировой войны стала прочно входить в жизнь человека. Первый высокоуровневый язык программирования (Планкалкюль) был выпущен в 1948 году. Изобретение концепций интегральной схемы (1960) и центрального процессора (1969) увеличило скорость внедрения технологий, а также доступность компьютеров.

Если до шестидесятых годов компьютеры использовались только учеными и иногда военными, то после технологии массово стали проникать в корпорации для решения бизнес-задач. Соответственно, некоторые гиганты среди поставщиков аппаратного обеспечения (например, IBM, HP, Hitachi) существуют более пятидесяти лет. А гиганты среди поставщиков программного обеспечения были основаны именно в семидесятых годах (например, Microsoft, SAP, Oracle).

Один из первых крупных проектов по внедрению информационных технологий для решения бизнес-задач был выполнен компанией SAP. В 1972 году они автоматизировали начисление заработной платы и часть бухгалтерского учета корпорации Imperial Chemical Industries. И вот уже примерно 50 лет требования бизнеса являются важным драйвером развития вычислительных устройств и возможностей программного обеспечения.

Что такое информационные технологии в бизнесе?

149-ФЗ дает определение информационным технологиям: ИТ — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации. Соответственно, все эти же процессы и методы, но направленные на потребности бизнеса, являются информационными технологиями в бизнесе.

Информационные технологии в российский бизнес начали проникать примерно тогда же, когда появился российский бизнес, то есть еще в девяностые. Первые персональные компьютеры пришли в Россию именно тогда. Продукты Microsoft Office, Adobe, специализированное ПО — все это стало обязательным атрибутом многих офисных помещений или, например, заводоуправлений, уже к концу девяностых. Ну, и огромные ЭЛТ-мониторы, куда же без них.

Применение

В наши дни, наверное, любая компания, которая чтит налоговый кодекс, живет в парадигме автоматизированного бухгалтерского учета. Большинство компаний, в которых более чем у десяти сотрудников рабочее место — это компьютер или ноутбук, имеет корпоративную электронную почту со своим доменом.

А корпоративный сайт может существовать даже без электронной почты. Ну, и, если у сотрудников есть автоматизированные рабочие места, значит, должно быть и программное обеспечение в виде офисных приложений, браузера, мессенджеров и так далее.

Обязательная работа с соцсетями, профилями компании в картах, сервисами отзывов — также важный элемент жизни большинства компаний вплоть до ИП. Поэтому можно смело утверждать, что информационные технологии важны для любой компании. Даже маленькие торговые точки обязаны принимать безналичную оплату (хотя часто просят совершить денежный перевод, что тоже вполне относится к ИТ).

Что касается крупного бизнеса и крупных компаний, то тут добавляется гораздо больше потребностей и возможностей. Потому что далеко не каждая компания готова потратить десятки или сотни миллионов рублей в год на информационные технологии. Но те, которые тратят, ждут отдачи в виде снижения затрат и повышения эффективности бизнес-процессов.

Управление персоналом

Рассмотрим для примера HR. Управление персоналом (Human Resources) — частый и важный потребитель информационных технологий. Сегодня автоматизации и цифровизации подвержены все процессы HR, разве что кроме приватных разговоров с сотрудником.

Сервисы поиска сотрудников (рекрутмента) для компаний одновременно являются сервисами поиска работы для кандидатов. Процессы улучшаются с каждым годом, а если чего-то не хватает в самом сервисе, то можно настроить интеграцию с собственной информационной системой. Например, для более качественного хранения и поиска по базе резюме откликавшихся за много лет соискателей.

Для корпораций с тысячами вакансий в разных регионах такие дополнительные сервисы актуальны. Также к разбору резюме на самые популярные (с сотнями откликов в день) вакансии могут подключать нейросети, а первое общение с кандидатами может проводить голосовой робот или чат-бот.

Хранение персональных данных, кадровый документооборот, начисление заработной платы, учет рабочего времени и так далее — все эти процессы уже давно являются автоматизированными в разных компаниях. И если где-то этого еще нет, то это вопрос не отсутствия технологий, а отсутствия желания или возможностей. И нельзя не вспомнить о повсеместном переходе на электронные трудовые книжки с 2020 года.

Если говорить о средних компаниях и крупных корпорациях, существует еще как минимум две важных задачи, которые могут быть автоматизированы: обучение и оценка персонала. Обучение, особенно после начала пандемии, все больше уходит из офлайна в онлайн. Платформы видеосвязи, технологии вебинаров, сервисы онлайн-курсов — все это может быть как общедоступным, так и внутрикорпоративным.

Десять лет назад ознакомиться с правилами техники безопасности на каком-то предприятии можно было единственным способом: выслушать нудную двухчасовую лекцию в классе вместе с несколькими такими же слушателями, после чего заполнить анкету из пяти вопросов вида: «Стоит ли хватать голыми руками оголенный провод под напряжением?». А если новичок вдруг поставил галочки в неправильных местах, то ему (в некоторых случаях) просто давали еще одну анкету для второй попытки.

Сейчас же специализированное мобильное приложение может показывать красочную видеопрезентацию тет-а-тет, следить за вовлеченностью зрителя, задавать вопросы для промежуточных проверок усвоения материала, после чего давать тест необходимой сложности в самом конце.

И неспособность сотрудника правильно ответить на вопрос про оголенный провод после этого уже передается в подразделение управления персоналом, которое уже на этом этапе может понять, что для сотрудника срочно следует составить индивидуальный план развития, чтобы скорректировать эффективность деятельности отдельно взятого сотрудника и восполнить пробелы в его знаниях.

Конечно же, область применения не только ТБ, но и любые правила, инструкции, регламенты или, например, интерактивная инструкция по работе с информационной системой. Также к обучению сотрудников относится не только массовые вводные курсы и проверки, но и специализированные курсы, семинары.

Оценка персонала везде производится (если производится) разными методами. И, наверное, нет какой-то единой методологии оценки профессиональных компетенций любого сотрудника в любой компании. А вот для оценки вовлеченности, мотивации уже давно используются несколько различных методик.

В основном они направлены не на конкретных сотрудников, а на выяснение средних значений по коллективу, но если средние значения сильно отклоняются от нормы либо ощутимо просели с момента последнего исследования, то проблемы явно существуют. И, естественно, эти методики точно так же автоматизируются, как и все остальное, как простыми формами анонимных интернет-опросов, так и сложными, но гораздо более точными, специализированными решениями для HR-исследований. На них сейчас есть реальный спрос, поэтому мы добавили такие системы в портфель решений «ВС Лаб».

Это лишь часть распространенных вариантов применения информационных технологий в управлении персоналом. Конечно же, решаемых задач гораздо больше.

Основные требования к инфраструктуре ПО

Основное требование к инфраструктуре в наше время — расположение серверов. Первые десятилетия автоматизация процессов происходила на инфраструктуре, физически расположенной у заказчиков. Около десяти лет назад в моду стали входить «облака», то есть облачные хранилища, сервисы, программное обеспечение.

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Сегодня каждая компания может сама решать, какой вариант подходит им: поддерживать свою инфраструктуру самостоятельно (on-premise) или доверить это сторонним компаниям (хостингам).

Небольшим компаниям проще и выгоднее воспользоваться облачным хранилищем документов, облачной CRM, облачной бизнес-аналитикой. Это позволяет не тратить средства на оборудование и штат специалистов поддержки инфраструктуры, а также быть уверенным в высоком уровне доступности сервиса и быстром устранении внештатных проблем.

Крупные же компании, в свою очередь, далеко не всегда стремятся переехать в «облака». Во-первых, данные на их серверах могут содержать слишком чувствительную для бизнеса информацию, и хотя хостинги гарантируют стопроцентное отсутствие доступа к данным у третьих лиц, далеко не все готовы на это пойти.

Во-вторых, персональные данные по российскому законодательству можно хранить только на территории РФ и быть аттестованным в рамках 152-ФЗ, что сильно затрудняет использование некоторых зарубежных облачных платформ и сервисов. В-третьих, у некоторых компаний (например, у госорганов или компаний с госучастием) есть свои особые требования по допустимому набору технологий и параметров оборудования и программного обеспечения, которые могут повлиять на отказ от облачных технологий.

Что касается требований к самому ПО, то в России с некоторых пор популярен термин «импортозамещение», который говорит об ограничении возможности некоторым компаниям использовать импортное проприетарное (упрощенно — платного) программное обеспечение. Поэтому у части компаний есть выбор между свободным ПО и ПО отечественного производства.

За последние шесть лет это требование дало неплохой стимул для развития софта, произведенного в России и включенного в реестр отечественного ПО. Пусть и не во всех сферах ИТ, но некоторые российские платформы не уступают в качестве и функциональности популярным западным аналогам. Например, среди платформ бизнес-аналитики (Business Intelligence). Это одно из профильных направлений нашей компании, которое, кстати, курирую я.

Разновидности и категории

Есть много различных вариантов классифицировать корпоративное программное обеспечение. Попробую часть из них очень упрощенно представить:

Проприетарное, бесплатное, с открытым исходным кодом и т.д.

Локальная программа (например, MS Excel) или информационная система с клиент-серверной архитектурой. Соответственно, в системе клиентская часть может быть «толстой» (отдельно устанавливаемое приложение на компьютер), «тонкой» (страницей, открываемой в обычном браузере).

И нельзя обойти стороной мобильные клиенты (которые часто являются гибридами «тонкого» и «толстого» клиентов), то есть мобильные приложения, которые работают с корпоративными системами.

Массовое (например, управление бухучетом или CRM) нужно большинству компаний. Нишевое же нужно очень небольшому количеству компаний, но зато очень нужно (например, ПО для геодезистов или программно-аппаратный комплекс турникетов в метро).

Массовое ПО будет почти аналогично использоваться и на большом металлургическом комбинате, и в сети стоматологических клиник. А нишевое за пределами узкого профиля использовать (без существенных доработок) не удастся.

Функции и задачи

Если рассматривать только массовое корпоративное ПО, то даже здесь идут десятки видов различных систем и сервисов. Вот самые популярные задачи автоматизации:

Про каждый из этих классов систем можно написать отдельную статью. Так или иначе каждый класс направлен на сокращение затрат, повышение эффективности и сохранение опыта компании.

Держать в штате не семьдесят бухгалтеров, которые каждый месяц считают заработную плату в тетрадках, а иметь десять бухгалтеров, у которых большая часть расчетов происходит автоматически — эффективное использование ресурсов компании.

Сотрудник, которому не нужно бегать между этажами для согласования документов, а которому достаточно заполнить карточку проекта документа в СЭДе, — более эффективный сотрудник. Руководитель, которому не нужно ждать от своих сотрудников ежедневного отчета, а которому достаточно открыть вкладку браузера с актуальной аналитикой по подразделению, — более эффективный руководитель.

Отдел продаж, который не теряет информацию обо всех клиентах (контактах, сделках, потенциальных сделках) конкретного продавца после его увольнения, потому что данные были внесены в CRM, сохраняет опыт компании. Отдел технической поддержки интернет-провайдера, сотрудник которого видит все транзакции и заявки пользователя при его обращении, сможет быстрее и точнее оказать консультацию по вопросу.

И чем больше систем внедрено, тем важнее, чтобы они были проинтегрированы между собой. И чтобы пользователям не приходилось одни и те же данные вводить в три системы.

Принципы применения современных информационных технологий

Информационные технологии никогда не стоят на месте и требуют постоянного развития в каждой конкретной компании. Изменяющиеся бизнес-процессы, новые направления бизнеса, устаревающие платформы реализации, новые требования информационной безопасности. Все это и многое другое двигает бизнес в сторону постоянной актуализации своих информационных систем.

Малый бизнес не может себе позволить регулярное изменение используемых технологий. Здесь выручают некоторые облачные продукты, которые часто выпускают новые версии продуктов с учетом самых популярных пожеланий. И иногда новые возможности оказываются очень даже актуальными. Например, во время начала пандемии несколько популярных сервисов выпустили важные обновления, направленные на упрощение массового перехода сотрудников по всему миру на удаленку.

С крупными компаниями все несколько иначе. Не имея возможности постоянно улучшать какие-то процессы, компании могут столкнуться с проблемами роста и начать проигрывать конкурентам. Да, какие-то автоматизированные процессы (например, бухучет) могут работать десять лет без потребности в изменении. А каким-то внесение изменений нужно раз в две недели.

Именно поэтому любая корпорация имеет либо в штате, либо в дочерней структуре большой набор архитекторов, аналитиков, дизайнеров, разработчиков, тестировщиков, инженеров и прочих ИТ-специалистов, которые позволяют делать процесс разработки и внедрения новой функциональности непрерывным и непрекращающимся.

Самый доступный пример тут — мобильные приложения банков, пользователями которых являются миллионы. Если один банк забросит поддержку и развитие приложения, если оно будет постоянно сбоить, то приложения конкурентов в это время будут развиваться, предлагая новые возможности и продукты. А в 2021 году более удобное и качественное мобильное приложение или интернет-банк — это достаточно веский и распространенный повод сменить один банк на другой.

Информационные системы и технологии в управлении предприятий

Три самых популярных причины применения информационных технологий в бизнесе: сокращение затрат, повышение эффективности и сохранение опыта компании. Но грамотно и своевременно применяемые технологии — уже давно один из необходимых компонентов роста и развития компаний.

Любой топ-менеджер крупной компании — потребитель большого количества данных из внутренних информационных систем. Для принятия управленческих решений необходимо иметь актуальные данные в необходимом виде. Поэтому многие из перечисленных в предыдущем разделе классов систем можно отнести к «системам поддержки принятия управленческих решений».

Классические электронная почта и документооборот, без которых никуда, увеличивают скорость попадания важных документов к руководителю и упрощают дальнейший поиск этих самых документов. Автоматически сформированные дашборды в любой момент покажут как ситуацию с финансами компании на сегодня, так и историю за последние несколько лет.

CRM и LMS расскажут обо всех свершившихся и не свершившихся контрактах с конкретным клиентом. Система управления проектами поможет понять, в каком из десятков активных проектов прямо сейчас есть проблемы и с чем именно они связаны. ERP подскажет, есть ли возможность сейчас запустить новую стратегическую инициативу.

Это все — давно уже реальность, и влияние информационных технологий на бизнес будет только расти. К чему нас это приведет даже через десять лет — сказать очень сложно. Но сейчас виден тренд на развитие мобильных технологий и интернета вещей, сбор и анализ больших данных, активное участие алгоритмов машинного обучения.

И нет, информационные технологии еще несколько десятилетий не вытеснят всех людей с их рабочих мест. Просто они будут помогать людям заниматься менее рутинной и более интеллектуальной работой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *