какие существуют компоненты психологической готовности к действию

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Полезное

Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ» в других словарях:

психологическая готовность к школьному обучению — обучение школьное: готовность психологическая (психологическая готовность к школьному обучению) сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются: 1) … Большая психологическая энциклопедия

Психологическая Готовность К Школьному — обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и… … Психологический словарь

Психологическая готовность личности к обеспечению личной безопасности — Структурно состоит из сформированных установок на безопасность и выживание (см. Установка на безопасность; Установка на выживание ), знания основных опасных ситуаций жизнедеятельности, в том числе и криминальных опасностей, владения тактикой… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психологическая готовность к школьному обучению — Совокупность психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное начало обучения в школе. Различают 2 вида П. г. к ш. о. – специальную и общую. В первом случае определяются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

готовность к школьному обучению психологическая — см. психологическая готовность к школьному обучению Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД — Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения… … Энциклопедия современной юридической психологии

Готовность психологическая — особое состояние человека, сопровождающееся адекватной формой психической напряженности и выражающееся в готовности человека к действиям в ожидании того или иного события. Оно включает психофизиологические, в том числе эмоциональные, механизмы,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Психологическая установка — Установка психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных… … Википедия

Готовность к школе психологическая — (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Психологическая готовность к деятельности

какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть картинку какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Картинка про какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть картинку какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Картинка про какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть картинку какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Картинка про какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть картинку какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Картинка про какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию

какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть картинку какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Картинка про какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию

какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть картинку какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Картинка про какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характе­ризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, лич­ные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

· Психологическая готовность —психическое состо­яние, которое ха­рактеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполне­ние конкретной деятельности.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонима­ми которого являются «предстартовое состояние» (Н. Д. Левитов), состояние «опе­ративного покоя» (А. А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л. С. Нарсесян, В. Н. Пушкин).

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

2) черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требова­ниям деятельности;

3) необходимые знания, навыки, умения;

4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуа­ции. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным ви­дам деятельности — это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1) мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, ин­терес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значи­мости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

3) эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

4) волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, от­влечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

— осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или постав­ленной другими людьми задачи;

— осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворе­нию потребностей или выполнению поставленной задачи;

— осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие собы­тия, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;

— определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наи­более рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

— прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

— мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.

Источник

Теоретические подходы к пониманию сущности феномена «готовность» в современной науке

Феномен «готовности» давно стал предметом научных интересов педагогики и психологии. Готовность человека к какой-либо деятельности стала объектом социально ориентированных научных исследований с 1870 года. Интерес к ее изучению то возрастал, то падал.

В 40-х годах XX века различные аспекты проблемы готовности к профессиональной деятельности исследовались учеными США. Параллельно велись исследования и в европейских странах: Франции (П. Делон, К. Трончер), Германии (Э. Голен, Э. Фишер, В. Хартман, Э. Херцог), Великобритании (И.Д. Браун, Г. Доу, Дж. Габриэль, Р. Гудсен). Различные аспекты готовности человека вообще, и профессиональной в частности, были лбъектом многолетних исследований в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, ГДР. В России значительное оживление исследований вопросов готовности к деятельности было замечено в 50-е годы XX века.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить два основных подхода к определению содержания понятия «готовность к деятельности»: функциональный (Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.С. Несисян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов) и личностный (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин). Функциональное направление рассматривает готовность в связи с психическими функциями, формирование которых считает необходимым условием для обеспечения результативности профессиональной деятельности. Оно определяет готовность как особое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, то есть как функциональное состояние, «фон», на котором происходят психические процессы. В рамках данного направления существует подход к рассмотрению готовности во взаимосвязи с установкой (А.С. Прангвишвили, СЛ. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).

В.М. Мясищев разделяет точку зрения Д.Н. Узнадзе. Он рассматривает зависимость готовности человека к деятельности от уровня его активно-положительного отношения к ней. Как для отношения, так и для установки характера необходима мобилизация внутренних сил личности на осуществление деятельности.

Сторонники личностного подхода подразумевают под готовностью устойчивую характеристику личности (подготовленность, устойчивая готовность). Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность становится существенной предпосылкой успешной деятельности. Они считают готовность синтезом свойств личности (интегральным свойством личности), определяющим ее пригодность к деятельности и включающим в себя активное, положительное отношение к деятельности, некоторый опыт (знания, умения, навыки), умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также видеть перспективы развития.

В.А. Крутецкий считает, что готовность есть синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. К их числу он относит: активное, положительное отношение к деятельности, склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность; ряд характерологических черт и устойчивых интеллектуальных свойств; наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний; определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области; определенные психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

К.А. Платонов трактует готовность как интегральное свойство личности, начало формирования которого лежит в подструктуре опыта, то есть обусловлено в первую очередь знаниями, умениями и навыками. Близка к данным размышлениями идея Р.А. Назимова, характеризующая готовность как умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также способность видеть перспективы собственного развития.

С.Г. Козлов, В.М. Мельников рассматривают готовность как целостный феномен личности. Они отрицают возможность выделения психической, технической, физической готовности, утверждая, что готовность складывается их трех факторов: направленности на результат, психической направленности и эмоциональной устойчивости.

Согласно предположению В.А. Сластенина в состав основных свойств и характеристик, определяющих готовность к воспитательной работе, входят направленность личности, политическая зрелость, общественная активность, принципиальность, любовь к детям, педагогический профессионализм, организаторские качества, перцептивно-гностические качества, экспрессивные качества.

Отмечается, что готовность к воспитательной работе включает в себя процессуальный компонент. Исполнительский (процессуальный) компонент есть умение учителя обоснованно определить и рационально применить способы, наиболее эффективно приводящие к заданным целям в конкретных педагогических ситуациях.]

Таким образом, в современной литературе выделяются два основных подхода к пониманию сущности категории «готовность к деятельности»: функциональный и личностный.

Начиная с 70-х годов в педагогике и психологии высшей школы разрабатываются различные аспекты профессиональной готовности. В общетеоретическом плане проблемы профессиональной готовности освящается в трудах А.И. Щербакова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Калюшкина, К.М. Дурай-Новаковой и других.

— Обусловленность системы общепедагогической готовности потребностям социально-экономического и духовного развития общества, задачами в области формирования личности;

— Соответствие содержания, фор и методов общепедагогической готовности уровню развития педагогической науки и практики, характеру и содержанию педагогического труда;

— Воспитание и развитие будущих учителей в процессе общепедагогической готовности;

— Взаимосвязь целей, функций, содержания и методов общепедагогической готовности;

— Зависимость качества общепедагогических знаний, умений и навыков от характера, содержания, форм и методов организации учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности студентов;

— Зависимость содержания и методов педагогической готовности от индивидуальных способностей студентов.

Таким образом, готовность к воспитательной работе (по сути, данная категория близка к изучаемой нами готовности к реализации воспитательных функций), сформированная в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в понимании К.М. Дурай-Новаковой, представляет собой взаимосвязь общих, особенных и индивидуальных характеристик.

А.Г. Мороз под готовностью к педагогической деятельности понимает совокупность осознанных и мотивированных действий, направленных на удовлетворение своих педагогических потребностей и интересов. Структура готовности к педагогической деятельности представлена им в виде совокупности следующих компонентов: психологическая готовность (потребность в педагогической деятельность, внутреннее восприятие требований деятельности, осознанность соответствия своих личностных качеств требованиям деятельности, осознанная мотивация личных стремлений к данной специальности, морально-психологическая готовность к труду).

Теоретическая подготовленность к педагогической деятельности (наличие глубоких знаний основных наук, определенного уровня развития, владения знаниями и методами постоянного пополнения знаний). Практическая готовность (умение планировать и организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися, умение применять ранее полученные знания, умения и навыки на практике; формирование новых умений и навыков). Идейно-политическая подготовка, мировоззрение, общая культура. Необходимый уровень развития педагогических способностей (педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, педагогический такт, организаторские способности). Профессионально-педагогическая направленность личности.

Определенный интерес в этом отношении представляют разработки С.А. Мануковой, направленные на рассмотрение готовности к профессионально-педагогической деятельности как психологического новообразования личности, как конечного результата профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

С.А. Манукова, раскрывая понимание готовности как новообразования личности студента педвуза, характеризующее субъективное отношение личности к педагогической деятельности, идейную и практическую готовность к ее осуществлению, внутренне подкрепленную значимыми нравственными мотивами, доказывает, что такая готовность имеет определенную структуру. Ее составляющими являются мировоззренческий, когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и операционально-поведенческий компоненты.

Система профессиональной подготовки должна строиться, по мнению автора, с учетом необходимости формирования всех указанных компонентов готовности во взаимосвязи. Для этого важно, чтобы эта система в своем составе имела все необходимые для их формирования направления учебно-воспитательной работы.

Нам близки рассуждения С.А. Мануковой с точки зрения идей, связанных с использованием в процессе формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций потенциалов образовательного пространства военного вуза, которое, в свою очередь, содержит все необходимые элементы для успешного формирования заявленного новообразования личности курсанта.

К проблеме формирования готовности студентов к воспитательной работе обращается в своих трудах Е.А. Леванова. Готовность студента к воспитательной работе рассматривается ею с нескольких точек зрения: во-первых, как профессионально-значимое качество личности, являющееся сложным психическим образованием. Оно включает в себя: положительное отношение к воспитательной деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности; адекватные требования профессиональной деятельности чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевых процессов и т.п.

Состояние готовности, в понимании автора, включает в себя следующие компоненты: познавательный (понимание воспитательных задач, оценка их значимости, знание способов решения и т.п.); эмоциональный (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевление); мотивационный (потребность успешно выполнять задачи, стремление добиваться успеха).

Проблема готовности студентов к воспитательной деятельности, трактуется Е.А. Левановой, с позиции целостной личности, при этом учитывается роль мотивов и психических процессов. Готовность как качество и как состояние в решающей степени обуславливается устойчивыми мотивами и психическими особенностями конкретной личности.

Рассматривая практическую готовность учителя как психолого-педагогическую категорию, Е.А. Леванова определяет ее сущность следующим образом: «Практическая готовность к воспитательной работе в школе представляет собой целостное образование личности, которое интегрирует личностный и процессуальные компоненты. Причем, личностный компонент может быть интегрирован как наличие у учителя устойчивого мотивационно-ценностного отношения к осуществлению воспитательной деятельности. Содержание процессуального компонента практической готовности определяется знаниями теории, методики воспитательного процесса, а также наличием сформированных на требуемом уровне воспитательных умений».

В.П. Наумов исследует в своей работе процесс формирования готовности будущих учителей к общению с подростками. Автор определяет готовность как гармоническое сочетание личностных качеств учителя, его положительное отношение к деятельности при достаточном объеме психолого-педагогических и специальных знаний и владение учебными умениями общения.

По мнению В.П. Наумова, процесс формирования готовности будущего учителя к общению с подростками организуется исходя из принципа деятельностного подхода и принципа соответствия. Это означает: во-первых, профессиональные качества будущего учителя формируются и проявляются в деятельности, через систематическое решение вербальных и практических, исполнительских и творческих задач, возникающих в процессе общения с подростками; во-вторых, структура, содержание и динамика процесса профессиональной подготовки студентов в вузе соответствует в главных параметрах их будущей воспитательной деятельности в школе.

Исходя из основных функций учителя в педагогическом общении, автор включает в структуру готовности следующие компоненты: мотивационный, содержательный, деятельностный. Профессиональная готовность как интегральное свойство личности будущего учителя формируется комплексно. Мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты формируются в единстве и взаимосвязи на всех этапах подготовки будущего учителя.

Таким образом, автор отмечает, что процесс формирования готовности будущего учителя к общению с подростками имеет свою структуру и логику. Особенно важным, на наш взгляд, является определение принципов организации данного процесса. Будучи целостным, этот процесс разворачивается последовательно и закономерно. Формы и методы педагогической деятельности, понимаются при этом как средства подготовки студентов, а динамика формирования компонентов готовности (и их взаимосвязей) составляет сущность этого процесса. Такой подход к проблеме близок к нашим позициям в рассмотрении феномена готовности.

Мы солидарны с позицией А.И. Тимонина в понимании сущности категории «готовность к деятельности», которую он трактует как особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы, направленные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. «Готовность будущего учителя к педагогической деятельности» А.И. Тимонин понимает как особое личностное состояние, предполагающее наличие у будущего учителя мотивационно-ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей. Он выделяет у данного феномена следующие структурные компоненты: когнитивный, процессуальный, деятельностный, эмоциональный, которые рассматриваются в единстве с мотивационно-ценностным компонентом.

В целом оба направления исследования готовности к деятельности находят отражение в нашем рабочем определении. Опираясь на исследования профессиональной готовности К.М. Дурай-Новаковой, А.И. Тимонина, мы можем определить готовность как интегративную характеристику личности, сформированную в результате широко понимаемой профессиональной подготовки: развития профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания. Она представляет собой устойчивое состояние, при актуализации которого индивид успешно осуществляет свою социальную и профессиональную деятельность.

Источник

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности

какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Смотреть картинку какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Картинка про какие существуют компоненты психологической готовности к действию. Фото какие существуют компоненты психологической готовности к действию

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Дата публикации: 06.02.2014

Статья просмотрена: 5177 раз

Библиографическое описание:

Тихомирова, Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности / Ю. М. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (дата обращения: 02.11.2021).

Согласно энциклопедическому словарю, психологическая готовность есть одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами [7]. Таковыми могут выступать, как личностные особенности (черты характера, тип темперамента и др.), знания, умения и навыки в соответствующей области, так и общая информированность о событиях и их последствиях, уровень подготовленности и др.

Стоит акцентировать внимание, что понятие «психологической готовности» является не просто одним из составляющих, оно занимает центральную позицию во всей структуре готовности к той или иной деятельности в целом [3, с. 119]. По нашему мнению, психологическая готовность является своего рода предпосылкой к эффективному выполнению деятельности, в том числе, конечно же, и профессиональной. По своей сути психологическая готовность есть единство внутреннего настроя на будущую деятельность и иных качеств (личностных, интеллектуальных и др.), необходимых для ее успешного осуществления.

Психологическая готовность является целостным личностным явлением, и для ее понимания необходимо выделить те структурные компоненты, из которых она состоит, чтобы целенаправленно воздействовать на наиболее слабые и недостаточно развитые. В качестве компонентов готовности можно рассматривать мотивы деятельности, психологический настрой, эмоциональное состояние, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического внедрения, а также профессионально важные качества личности и профессиональное самосознание, отношение субъекта к этой деятельности. В структуре готовности разные исследователи выделяют различные структурные компоненты, остановимся на их рассмотрении более подробно.

В своих исследованиях М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович описывают следующие структурные компоненты психологической готовности: осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи; осознание целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания; осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта, который связан с решением задач в прошлом, и выполнения подобных требований; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [2].

А. М. Столяренко в структуре психологической готовности выделяет мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления [6, с. 538].

О. Б. Дмитриева при исследовании проблемы формирования психологической готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности рассматривала психологическую готовность как деятельностную и личностную характеристику субъекта труда, отражающую уровень его развития и потенциальные возможности. В своем диссертационном исследовании автор предлагает теоретическую модель развития психологической готовности инженера к профессиональной деятельности, которая включает следующие структурные компоненты:

а) мотивационный (потребность успешно решать профессиональные задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны и т. д.);

б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях трудовой обстановки и т. д.);

в) операционально-деятельностный (адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, особенности восприятия, мышления, эмоциональных и волевых процессов). Согласно автору, представленная теоретическая модель психологической готовности к профессиональной деятельности инженера может рассматриваться в качестве цели, к которой должны стремиться выпускники технического вуза [1].

Т. Б. Крюкова при изучении психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли описывает следующие структурные компоненты данного явления:

а) мотивационный — направленность личности студента к инженерной деятельности в электроэнергетической отрасли, положительное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности (проявляется в: положительном отношении к специальности; стремлении добиться успеха; понимании и осознании важности задач; удовлетворенности избранной специальностью и условиями будущей деятельности);

б) саморегуляционный — умение выдвижения, принятия и удержания цели, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирования действий, необходимых для достижения намеченных целей, сопоставление идеальной картины и полученного результата, готовность отвечать за свои действия и поступки (проявляется в: индивидуальных особенностях планирования целей, моделировании, программировании, контроле и коррекции; волевых качествах; умении брать ответственность на себя);

в) оценочный — внешняя оценка и самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам (проявляется в: успеваемости студентов; стратегии разрешения ситуации оценивания).

Выделение автором компонентов психологической готовности студентов как будущих инженеров к профессиональной деятельности основывается на понимании того, что данная характеристика выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, совершенствования и развития, характеризуется долговременностью формирования, возникает в результате специально организованного внешнего воздействия в процессе обучения [4].

И. А. Кучерявенко описывает психологическую готовность в неразрывной взаимосвязи с деятельностью. Автор указывает, что это «особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение» [5, с. 62]. Поэтому психологическая готовность включает в себя все составляющие элементы действия, которые необходимы для успешного выполнения поставленной задачи.

Одним из элементов психологической готовности И. А. Кучерявенко называет осознанную потребность. «Психологическая готовность к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идет выработка плана, моделей, схем предстоящих действий. После человек переходит к реализации появившейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход и полученные результаты с поставленной целью, вносит необходимые изменения. Анализ ситуации, решение, развитие замысла, эмоций, проявление и изменение готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимую длительность и направленность активности» [5, с. 62]. При этом структура психологической готовности имеет динамический характер и функциональные зависимости между компонентами. Среди компонентов психологической готовности автор выделяет мотивационно-ценностный, эмоциональный и когнитивный.

В. Ф. Жукова, обобщая многообразные подходы к проблеме психологической готовности к управленческой деятельности, предлагает следующие ее компоненты:

а) мотивационный — включает профессионально значимые потребности, мотивы деятельности, позитивное отношение к деятельности, а также интерес к ней;

б) эмоционально-волевой отображает чувство ответственности за результаты деятельности, самоконтроль, моральные принципы, умения управлять действиями, из которых состоит выполнение функциональных обязанностей;

в) ориентировочно-мобилизационный включает знания и представления об особенностях и условиях деятельности, требования к личности, мобилизацию внутренних сил к осуществлению деятельности, систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения, способность и возможность управлять своими действиями и состояниями в реальных ситуациях;

г) дополнительные: познавательно-оценивающий(знание о содержании деятельности, о требованиях профессиональных ролей, о структуре своей деятельности, самооценка профессиональной подготовки); операционно-деятельный (владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, адаптация к трудностям, владение способами и приемами процесса анализа, синтеза, сравнения и т. п.); когнитивный или интеллектуальный (конкретное выражение готовности на уровне явления) [3, с. 121].

В этом контексте следует отметить, что, по мнению В. Ф. Жуковой, психологическая готовность есть сложное личностное новообразование, которое возникает и существует посредством взаимодействия вышеуказанных структурных компонентов. Критерием же развития психологической готовности в целом выступает уровень развития ее структурных компонентов.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной психологии отсутствует единая точка зрения относительно структуры психологической готовности к профессиональной деятельности. Разные авторы выделяют различные компоненты готовности человека к деятельности. Во многих исследованиях психологическая готовность к деятельности определяется как сумма разных ее аспектов, а сущность данного явления нередко сводится к простому перечислению структурных компонентов. Однако, очевидно, что целое не равно сумме частей и сам феномен психологической готовности приобретает свойства и качества, отличные от суммы характеристик его структурных компонентов. При этом, как ни парадоксально, но сущность психологической готовности к деятельности может быть раскрыта только с учетом ее структурных компонентов.

Подводя итоги теоретического анализа структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, и обобщая существующие подходы к ее пониманию, на наш взгляд, целесообразно остановиться на следующих слагаемых:

а) мотивационный компонент — включает мотивы деятельности — фактически это есть общий настрой на успешное выполнение деятельности, интерес к ней;

б) познавательный (когнитивный) компонент — включает понимание поставленных задач, знание способов их решения и средств достижения цели, анализ вероятных изменений ситуации — фактически это когнитивный анализ ситуации и поиск способов решения задачи;

в) эмоциональный компонент — включает чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление — фактически это общее отношение к деятельности с точки зрения эмоций;

г) волевой компонент — включает способность управлять собой и максимальную мобилизацию собственных сил для реализации поставленных задач;

д) операциональный (операционально-деятельностный) — включает личностные качества и особенности психических процессов, а также умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения деятельности.

В заключение стоит отметить, что все компоненты психологической готовности, какими бы они не были, имеют взаимозависимый, взаимосвязанный и взаимопроникающий характер, благодаря чему и обеспечивается целостное согласование характеристик человека как личности и субъекта деятельности.

1. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Дмитриева Ольга Борисовна. — М., 1997. — 188 с.

2. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.

3. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В. Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. — 2012. — № 6. — С. 117–121.

4. Крюкова Т. Б. Структурные компоненты психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли [Электронный ресурс] / Т. Б. Крюкова. — 2012. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/ Psihologia/10_102609. doc.htm.

5. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко // Молодой ученый. — 2011. — № 12. — Т.2. — С. 60–62.

6. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / Под ред. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.

7. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / под ред. Б. А. Душкова, А. В. Королева, Б. А. Смирнова. — 2005. — Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/ psihologicheskaja-gotovnost.

Похожие статьи

профессиональная деятельность, мотивационная готовность.

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов. психологическая готовность, профессиональная деятельность.

Самостоятельная деятельность студентов как условие.

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

«Психологическая готовность к деятельности начинается.

профессиональная деятельность, мотивационная готовность, профессиональная готовность, мотив, психологическая готовность

Конкретизируется содержание и структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров.

Психологическая готовность личности педагога дошкольного.

Уровень психологической готовности личности педагога ДО к профессиональной педагогической деятельности обосновывает возможности индивида в плане саморегуляции профессиональной деятельности, ее структурных компонентов.

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных.

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов. психологическая готовность, профессиональная деятельность.

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный.

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов. психологическая готовность, профессиональная деятельность.

Готовность к профессиональной деятельности позволит.

психологическая готовность, профессиональная деятельность, компонент, деятельность, автор, способ деятельности, структура готовности.

Теоретический анализ структурных компонентов. психологическая готовность, профессиональная деятельность.

Проблема формирования психологической готовности.

В статье исследуется проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза. Рассмотрена сущность понятия «психологическая готовность», проанализированы компоненты.

Особенности формирования компонентов личностной.

В статье рассматриваются основные подходы к определению личностной готовности к профессиональной деятельности. Конкретизируется содержание и структура личностной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-тренеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *