какие существуют критерии классификации методов управления охарактеризуйте

Методы управления и их классификация.

Методы управления — это способы, при помощи которых реализуются функции управления.

Выбор того или иного метода управления зависит от определения, осуществления на данном этапе функции управления и от имеющихся или доступных в этот момент времени средств управления.

Методы классифицируются по различным (критериям) признакам:

· по масштабам применения — общие, распространяющиеся на всю деятельность компании, и частные, применяемые к отдельным составным частям этой компании или, наоборот, к внешней среде (потребители, посредники и др.);

· по отраслям и сферам применения — в федеральном управлении, торговле, промышленности, образовании и др.;

· по роли на различных этапах жизнедеятельности организации — методы вывода из кризиса, стабилизирующие, развивающие и др.;

· по степени опосредованности воздействия — прямые и косвенные;

· по уровню обобщения управленческих знаний — методы теории и практики управления;

· по управленческим функциям — методы прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и т. п.;

· по конкретным объектам управления и характеру поставленной производственной задачи и др.

Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.) организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия.

Использование экономических методов побуждает более эффективно проявляться обратные связи, что положительным образом сказывается на функции контроля. Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства. Среди этих методов важное место занимает хозяйственный расчет.

Административные методы управления – это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность — прямое воздействие на объект и поведение исполнителей в определенной обстановке. Формой выражения являются распоряжения и приказы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Основанные на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.

Организационно-распорядительный метод — оперативное воздействие на производственный процесс, с одной стороны, принятие перспективных и эффективных решений по усовершенствованию системы управления и производства, с другой стороны. Для классификации этих методов более рациональным и приемлемым считается деление на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные.

Для того, чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением.

Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления воздействуют на человека через удовлетворение и убеждение, применяя различные методики: убеждения, внушения, «заражения идеей» и т. п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

Умелый руководитель умело применяет в своей деятельности систему мотивации сотрудников. Это и моральные мотивы (похвала, награждение грамотой и т. д.), и профессиональные (престижные курсы, продвижение по службе и т. д.), и материальные (премии, повышение оклада и т. д.). Самой эффективной мотивацией является внутренняя заинтересованность человека в выполнении определенной работы. Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность труда и т. п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменить их.

Содержание и характеристика функций управления. Недостатки функционального подхода.

Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.

Каждая функция управления является сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.

Основные функции управления различных школ менеджмента:

1. Функции управления А. Файоля: предвидение, планирование, организация, координация, контроль.

2. Функции управления американской школы: планирование, организация, стимулирование, контроль.

3. Функции российской школы управления: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.

Процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т. е. менеджера. Функции управления объединяются процессом выработки и реализации управленческого решения, обладающим универсальными этапами в определенной их последовательности.

Особенность управления обусловливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

Важная особенность функций менеджмента, определенная спецификой российской экономики, состоит в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Функции управления обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Адаптивность – способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды.

Состав адаптивных элементов системы управления: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся средства воздействия.

Особенность: система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Содержание функций управления: имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными. В системе управления все управленческие функции объединены в единый, целостный процесс.

Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.

Использование функций управления: организация управления и разделение управленческого труда, выбор и улучшение организационной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления.

Основными недостатками функционального подхода к управлению организацией, вытекающими из отсутствия нацеленности на конечный результат, признаны высокие накладные расходы, длительные сроки выработки управленческих решений, риск потери клиентов.

90. Эффективность управления: понятие, критерии и проблемы оценки.

Эффективность управленияпредставляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая эффективностьопределяется отношением полученного результата к затратам.

Социальная эффективностьвыражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.

Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.

Внутренняя эффективностьпоказывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.

Внешняя эффективностьуправления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.

Критерий(греч. — средство для суждения) — это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель — это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.

Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой ряд действий:

1. вырабатываются цели оценки;

2. обосновываются критерии оценки;

3. определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;

4. вырабатываются требования к критериям оценки;

5. выбираются методы расчета критериев;

6. проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.

Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями:

1.Показатель эффективности управления:

— где П – прибыль организации;
ЗУ – затраты на управление.

2.Коэффициент численности управленческих работников:

4.Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции:

— где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Улучшение показателей эффективности деятельности фирмы возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.

Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.

Коэффициент эффективности совершенствования управления:

где Эг — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;
Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления.

Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:

где ЭО — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления;
ЗУ — общие затраты на совершенствование управления.

Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и закреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности труда.

Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается:

— на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.

В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.

Годовой экономический эффект (Эг) можно рассчитать по формуле:

По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении. В связи с этим рекомендуют использовать более укрупненный метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по следующей формуле:

где Э — общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.;
ЭВ — экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
ЭДС — экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;
ЭТ — экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
З — сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

Критерии оценки эффективности

Затраты в социально-экономических системах могут осуществляться в форме инвестиционных проектов. При оценке их эффективности используют различные критерии, позволяющие оценить реальность инвестиционных проектов и процессов. К данным показателям можно отнести:

Нормативные критерии (или правовые). Они позволяют оценить нормы применения отечественного и зарубежного права, требования национальных и международных стандартов, т.д.

Отдельно выделяют группу ресурсных критериев, которые раскрывают показатели эффективности использования научно-технических, технологических, финансовых возможностей системы.

Группа количественных критериев позволяет оценить целесообразность реализации проекта или процесса. Например, насколько цели проекта соответствуют стратегическим целям развития компании или региона.

Финансово-экономические критерии являются обязательными для оценки функционирования системы, так как, позволяют выбрать из имеющихся инвестиционных проектов и процессов те, реализация которых более целесообразна с точки зрения финансовой стабильности предприятия. К таким критериям относятся: стоимость проекта, период окупаемости, чистая текущая стоимость, внутренняя норма прибыли, размер прибыли, рентабельность и т.д.

При оценке эффективности могут быть использованы и такие критерии, как относительная дешевизна проекта, минимизация риска, меньший срок окупаемости, частота поступлений, высокая учетная рентабельность и рентабельность дисконтированная, отсутствие более выгодных проектов.

Раньше в большинстве случаев использовали критерии, основанные на учетных оценках, таких, как показатели рентабельности инвестиций и срок их окупаемости. В последнее время большое внимание уделяется показателям, основанным на дисконтированных оценках. К ним относятся методы чистой приведенной стоимости, внутренней нормы доходности, индекса доходности, дисконтированного срока окупаемости инвестиций.

Следует отметить, что данные подходы отражают в большей степени оценку эффективности объектов или процессов в социально-экономических системах, а не в системе управления.

Отдельные авторы предлагают возможность рассчитать эффективность управления системой, как соотношение ее экономического и социального результата за определенный период времени, достигаемый за счет управления к общей величине расходов на управление системой, обеспечивших получение результата. Применение данного метода носит в большей степени формальный характер, так как сложность состоит в вычленении результата отдельных принимаемых решений от общего результата функционирования системы.

Источник

Методы менеджмента

Сущность и виды методов менеджмента

Осуществление функций менеджмента реализуется па основе использования особого инструментария, который включает различные методы.

— это комплекс способов и приемов воздействия на объект управления, результатом которого является выполнение поставленных компанией целей.

Слово «метод» греческого происхождения. В переводе обозначает способ достижения какой-либо цели. Основное содержание управленческой деятельности отражено в методах менеджмента. Характеризуя данные методы, важно раскрыть их содержание, организационную форму и направленность.

Направленность методов менеджмента отражается в ориентации на систему (объект) управления (компания, подразделение, отдел, фирма и т.д.).

Содержание характеризует специфику способов и приемов воздействия.

Практическая деятельность в менеджменте построена на комбинировании ряда методов; как правило, параллельно используются несколько методов и их сочетания. Классификация методов менеджмента является предметом дискуссий, как и многие другие составляющие науки управления.

Как уже было сказано, характеристики методов, обуславливают их многообразие, для более удобного изучения и применения в практике управления разрабатывают классификации менеджмента.

Методы менеджмента разделяются на общие и конкретные.

При этом общие методы относятся к системе управления в целом, без разделения на зоны функционирования, они не предназначены для решения каких-то узких задач.

К группе общих методов относятся:

Кроме того, существует три группы конкретных методов управления, которые направлены как раз таки на решение задач из какой-то определенной области. К ним относятся:

По характеру воздействия методы управления бывают формальные и неформальными, а по направленности воздействия прямыми и косвенными.

Методы прямого воздействия подразумевают воздействие на объект управления, предполагающее конкретный результат (например, директор приказал сотрудникам сдать отчеты до конца недели). Косвенные методы, в свою очередь, лишь создают условия для достижения работниками поставленных целей.

Формальные и неформальные методы соотносятся со стилем управления в организации, и указывают на тот стиль поведения, который выбрал руководитель, так, руководитель может воздействовать на подчиненных с помощью формальной власти (приказов, инструкций, указаний) или же посредством установления неформальных контактов.

Экономические, административные и социально-психологические методы менеджмента

Необходимо учитывать, что в каждом конкретном методе менеджмента определенным образом взаимодействуют (сочетаются) и организационная форма, и направленность, и содержание. В связи с этим выделяют следующие методы управления:

На рисунке 1 представлено графическое представление методов менеджмента в их содержательном наполнении.

какие существуют критерии классификации методов управления охарактеризуйте. Смотреть фото какие существуют критерии классификации методов управления охарактеризуйте. Смотреть картинку какие существуют критерии классификации методов управления охарактеризуйте. Картинка про какие существуют критерии классификации методов управления охарактеризуйте. Фото какие существуют критерии классификации методов управления охарактеризуйте

Рисунок 1 – Методы менеджмента

Административные методы предполагают воздействие на организационные отношения посредством различных инструментов. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов. Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные.

В экономических методах отражается система материального стимулирования труда. Исходя из этого, можно сделать вывод, что система экономических методов в организации представлена системой денежных и неденежных стимулов.

Социально-психологические методы менеджмента базируются на выявлении и учете психологических особенностей работников, а также поведения коллектива организации в целом. Данная группа методов воздействует на сознание коллектива организации с помощью различных социологических и психологических приемов.

В заключении представим характестику методов по следующим критериями:

КритерийАдминистративныеЭкономическиеСоциально-психологические
Основа применениястрах наказаниярост личного доходапсихологический комфорт, возможность реализации
Направленностьпрямаякосвеннаякосвенная
Основные требования к персоналуисполнение предписанийдостижение плановых показателейжелание взаимодействовать

Преимущества и недостатки методов современного менеджмента

Рассмотрим специфику применения и выделим ключевые достоинства и недостатки каждой из рассмотренными нами группы управления. Итак, как уже было сказано выше, реализация административных методов управления связано с властным воздействием на персонал организации.

Различают пять способов такого воздействия на персонал, краткая их характеристика представлена в таблице 2.

Способ воздействияСущностьИнструменты
организационное воздействиеосновывается на существовании внутренней нормативной документации, которая регламентирует деятельность персоналаустав, организационная структура, штатное расписание, положение о подразделениях
распорядительное воздействиепредполагает прямое административное регулированиеприказы, распоряжения, указания
регламентированиеразработка документов, определяющих порядок управления фирмойположения определяющие правила внутреннего порядка
нормированиеопределение границ деятельности фирмы на основе норм и нормативовнормы выработки, трудовые нормативы
инструктированиезнакомят персонал с правилами поведения в организацииинструкции, консультации, брошюры

Административные методы не предполагают непосредственно стимулирования персонала и в некотором роде ограничивают его свободу.

Если говорить о достоинствах данной группы методов, то можно выделить следующие:

Если говорить о недостатках выделенных методов, то в первую очередь можно отметить, что данные методы ограничивают персонал, что в свою очередь, ведет к снижению скорости принятия управленческих решений и ухудшению гибкости организации, поскольку огромное количество процедур и правил увеличивает время на адаптацию. Также стоит отметить, что использование исключительно административных методов управления может негативно сказаться на мотивации и вовлеченности персонала, поскольку, как уже отмечалось выше, они не несут в себе мотивирующего воздействия.

В основе реализации экономических методов менеджмента лежит денежное и неденежное стимулирование персонала.

К материальному денежному стимулированию относят:

К материальному неденежному стимулированию:

Достоинствами применения данных методов являются:

Недостатками методов данной группы являются:

К важнейшим социально-психологическим методам управления относятся изучение, которое направлено на формирование мотивов трудовой деятельности персонала и учет их в процессе управления. Кроме того, есть ряд методов, направленных на повышение творческой активности работников и их инициативности. Сюда можно отнести:

Одним из наиболее актуальных в современных организациях методов является формирование благоприятного социально-психологического климата.

В таблице 3 систематизированы достоинства и недостатки социально-психологических методов.

Позитивное воздействиеНегативное воздействие
Позволяет сформировать положительный климат в коллективе
Нередко требует минимум затрат
Рассчитаны на долгосрочное воздействие
Сложно отследить эффективность
Требуют индивидуального подхода и значительных временных затрат
Не во всех ситуациях применимы

Таким образом, нельзя подходить к использованию того или иного метода однозначно.

Имеется два существенных недостатка методов современного менеджмента:

Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *