какие существуют показатели шумового воздействия
Измерение уровня шума: методы, способы, необходимые инструменты и соответствие уровням ГОСТ
Измерять шум необходимо. Ведь существуют опасные шумовые уровни для человеческого здоровья. Например, шум в 70-90 децибел (дБ) – это потенциальная причина нарушения функций нервной системы. Шум, превышающий 100 дБ, отрицательно влияет на слух. А если параметры зашкаливают за 200 дБ, то ситуация крайне опасна и может привести к летальному исходу.
Пребывание людей в помещении получатся комфортным, если шумовой уровень не превосходит 55 дБ днем, а ночью – 45 дБ.
В каждом помещении должен быть определенный уровень. Это регламентировано нормативными документами. И для проверки на это соответствие регулярно измеряют шумовые уровни.
Рабочие зоны
В рабочих зонах на предприятиях промышленного назначения измерение уровня шума происходит минимум в трех точках. Микрофон, анализирующий шум, ставится над полом на высоте 150 см. Он направляется к шумовому источнику и отдаляется от сотрудника, осуществляющего измерение, минимум на 50 см.
При измерении шума выявляются следующие данные:
При этих замерах определяется, каковы уровни шума, а спектральная экспертиза в его октавных волнах не проводится.
Специалисты анализируют опасность шума по параметрам давления звука в дБА (обозначение интенсивности). При этом учитывают частотные средние геометрические данные.
Санитарные нормативы
Ниже предложена таблица, отражающая наибольшие уровни шума, разрешенные для различных помещений. Это такие уровни, которые в течение всего рабочего времени не должны приводить к проблемам со здоровьем.
Таблица 1. Шум проникает в помещение снаружи.
Параметры звукового давления
1) Зоны интеллектуального труда, приемные покои.
2) Управленческие помещения
3) Будки для дистанционного контроля
4) Те же будки, но с телефонной связью
5) Зоны точной сборки
6)Помещения с очень громкими операционно-вычислительными агрегатами
7) Рабочие зоны в заводских цехах
Пункты 1-4 контролируются при условиях, что шум образуется снаружи и проникает в помещения
Пункты 5 и 6 необходимы к выполнению, когда шум образуется в помещениях
Методики
Измерение уровня шума обычно происходит по субъективному или объективному методу. Первый основан на использовании фонометров. Они измеряют шум, сопоставляя его с чистым тоном конкретной частоты. Ее генерирует специальный аппарат. Измерительные операции довольно сложны и дают результаты с ограниченным использованием.
Второй метод подразумевает применение шумомеров. Они конвертируют звуковые волны в электрические. После чего сигнал следует на измеритель. К выходному участку усилителя можно присоединять разные фильтры для корректировки сигнала. Они позволяют получить более точные данные об интенсивности шумов конкретных частот.
На сегодняшний день второй метод измерения уровней шума все больше вытесняет первый. И это логично. Ведь работать с фонометрами довольно трудно, и полученные результаты сложно применять.
Принцип и устройство шумомера
Этот прибор производит замер шума в дБ. В его устройстве заложены принципы, создающие точную зависимость между его показателями и давлением звука. Эти факторы воспринимает слуховой аппарат. Между шумовым уровнем и электрическим сигналом существует пропорциональность.
У аппарата имеется шкала с делениями в дБ и опциональное дополнение в виде штатива.
Есть множество моделей шумомеров. У них разный внешний вид, габариты, стоимость и производитель. Но есть и единая классификация.
Общая классификация шумомеров
Она распределяет прибор по уровню точности. Существует 4 категории:
Различают следующие классы фильтров шумомеров:
Модели для промышленных условий
Приборы для измерения уровня шума в промышленных условиях отличаются по типам. Наиболее популярными являются такие модели:
Октавные анализаторы
Для исследования спектральной структуры шума используются октавные анализаторы. Для вычисления давления звука предназначены октавные полосы.
В них действует следующий принцип: их верхние предельные частоты вдвое уступают нижним предельным частотам. Например: 40–80, 70-140 и т. д.
Характеристика октавной полосы – среднегеометрическая частота f. Она получается из указанных предельных частот, которые обозначаются так:
Среднегеометрическая частота определяется по формуле: f сред =√ f1 f2
Квартирный вопрос
Проводить измерение уровня шума и вибрации в квартире и доме также необходимо. Для процедуры применяются модели третьей категории точности. Они отличаются демократичной ценой и легкостью использования.
Сначала нужно изучить режимы работы устройства. Как правило, их три:
Варианты питания прибора: сеть, аккумулятор, батарейки.
Обычно комплект не обходится без чехла и штатива. В некоторых аппаратах есть карта памяти. В ней содержатся реестр предыдущих показателей аппарата.
Применение домашнего шумомера
Проводить измерение уровня шума с помощью этого прибора легко. Он просто подносится к шумовому источнику и включается. Микрофон должен быть открытым. Прибор работает несколько минут, улавливает самый высокий параметр и останавливается на нем.
На дисплее отображается результат экспертизы в децибелах.
Метод онлайн
Наше время – это время прогресса и высоких технологий. Сегодня практически у всех есть компьютер или смартфон. С помощью них тоже можно производить необходимые измерения уровня шума. Здесь главным условием является установка специального приложения. Второй вариант – отыскать шумомер онлайн (ввести такой запрос в поисковике). На ресурсе также будет выложен подробный инструктаж, как нужно действовать.
Это довольно экономичный метод. Он позволяет не приобретать шумомер. Но здесь есть свои тонкости? Показатели на ПК, ноутбуке или смартфоне могут существенно отличаться.
На точность измерительных операций влияют параметры и качество микрофона вашего устройства. Если вас смущает сей факт, то работайте с цифровым шумомером.
Можно приобрести серьезный микрофон, присоединить его к компьютеру. И тогда измерение шума в домашних условиях будет проходить еще легче.
Проверка звукоизоляции
Двери и окна – те элементы, через которые в квартиру могут проникать разные шумы. И поэтому уровень их звукоизоляции имеет большее значение для комфортного проживания.
Этот уровень можно узнать с помощью несложного тестирования. Здесь необходим какой-нибудь шумовой источник. Можно просто включить музыку на телефоне и закрыть дверь.
После чего включается шумомер, проводится измерение, открывается дверь и операция повторяется. У вас получится два показателя прибора. Из большего показателя отнимите меньший. Это и есть уровень изоляции.
Для лучшей точности удостоверьтесь, что в квартире отсутствуют лишние шумы. Еще нужно проверить, что звук не проходит сквозь стены.
Какие существуют показатели шумового воздействия
Что называют шумовой характеристикой
Шумовая характеристика — это технический показатель, который объективно оценивает уровень издаваемого шума от устройства, при условии работы генератора шумовых помех в штатном режиме и правильном монтаже.
Существует также понятие — максимально допустимый уровень шума, который указывает на максимальное значение шумовой характеристики, что подпадает под норму для рабочего места.
Показатель отличается в зависимости от места применения и условий эксплуатации.
Преимущественно шумовые характеристики замеряют для механизмов, которым свойственно издавать много шума. Нормативные документы содержат инструкции и рекомендации в отношении всех агрегатов, что склонны выделять шум.
Это нужно, чтобы определить дальнейшие меры в отношении поглощения звука или установки допустимых значений необходимо выполнять измерения шумовых показателей. В случае превышения уровня шума должны быть использованы специальные средства, которые снижают его.
Каждый агрегат и машина обязаны содержать сведения о допустимом уровне шумовых характеристик. Предельно допустимый порог шума необходимо рассматривать на основании ГОСТ23941-79, где предусмотрены источники и количество шумового загрязнения атмосферы. Также необходимо устанавливать максимальные показатели опираясь на требования, предоставляемый к обеспечению комфортной атмосферы на рабочем месте.
Выделяют несколько различных шумовых характеристик:
Если шум имеет непостоянный характер, необходимо заменить уровни на эквивалентные показатели, которые позволят описать источник шума.
Существуют различные методы замеров характеристик шума, сюда относятся:
Замеры шумовых характеристик могут проводиться при помощи:
Важно помнить, что в процессе замеров нельзя применять насадки, которые изменяют какие-либо характеристики (мощность звука, направленность) за исключением типов, что описаны в ГОСТ 17187-81. Для измерения уровня шума необходимо, чтобы выполнялись требования, которые зависят от выбранной методики. Погрешность в измерениях определяется посредством оценки средних показателей.
Если нет возможности удовлетворить предоставленные требования для методики, что была принята для использования, необходимо выбрать другой метод.
Важным условием качественной оценки шума является наличие стандартных показателей звука, как при работе в штатном режиме.
Дополнительно учитывают такие факторы:
Для полноценного измерения шумовой характеристики необходимо выполнять несколько замеров в различных условиях работы источника и при изменяемых режимах работы.
Рекомендуется выполнять замеры при:
Обязательно учитывается атмосферное давление, наличие ветра (при выполнении замеров на улице), влажность и т.д.
имеют некоторые недостатки, это большой вес и повышеную паропроницаемость.
В нашей статье ты узнаешь, от чего зависит высота шумозащитных конструкций.
У нас ты узнаешь, как правильно выбрать панель.
Цель определения уровня шума заключается в проведении мер для снижения интенсивности звукового воздействия на человека.
Необходимо обеспечить минимально возможный уровень шумового загрязнения на человека исходя из технических возможностей предприятия и целесообразности в экономической сфере.
Показатель уровня шума должен применяться для нескольких основных задач:
На человека шум воздействует неблагоприятным образом, если он достаточно интенсивный, это негативно влияет на многие системы организма. Если показатель зашумленности превышает норму для рабочих мест, есть несколько вариантов поведения: использовать специальные защитные костюмы или снизить количество звука.
Костюмы могут применяться для персонала, что обслуживает устройство, издающее большой звук. В остальных случаях используются звукоизоляционные материалы. Благодаря полученным результатам определяется необходимый уровень снижения шума и подбираются подходящие звукоизоляционные материалы, преимущество звукоотражающие или звукопоглощающие плиты.
Шум — это результат технологического прогресса и создания большого количества устройств, которые издают звук.
Сегодня развилась тенденция, когда весь мир стремится к снижению показателей шумовых характеристик, что имеет поддержку в Госдуме, поэтому обеспечение комфортных условий работы и проживания является важной задачей владельца шумной установки.
4.1 Действие шума на организм работника
4.1.1 Общие положенияПовышенный шум на рабочем месте оказывает вредное влияние на организм работника в целом, вызывая неблагоприятные изменения в его органах и системах. Длительное воздействие такого шума способно привести к развитию у работника потери слуха, увеличению риска артериальной гипертензии, болезней сердечно-сосудистой, нервной системы и др.
При этом специфическим клиническим проявлением вредного действия шума является стойкое нарушение слуха (тугоухость), рассматриваемое как профессиональное заболевание.Различают три основных вида тугоухости в зависимости от того, в какой из систем слухового тракта наблюдаются патологические изменения:
звукопроведения (кондуктивная тугоухость), звуковосприятия (нейросенсорная или перцептивная тугоухость) или в обоих видов (смешанный вид тугоухости). Кондуктивная тугоухость обусловлена изменением подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Нейросенсорная тугоухость развивается при повреждении чувствительных нервных клеток внутреннего уха, слухового нерва и центральных образований слуховой системы.
4.1.2 Кумулятивный эффект шумового воздействияРазвитие профессиональной тугоухости связано с постепенным поражением органа слуха работника и снижением его адаптивной способности за интервал времени между рабочими сменами восстанавливать порог слышимости, увеличивающийся в результате действия повышенного производственного шума.
Развитие патологических изменений в органе слуха происходит в том случае, когда повышенный шум действует на работника в течение длительного времени (как правило, свыше пяти лет). Эффект воздействия шума, таким образом, носит кумулятивный характер, когда неблагоприятные изменения в организме накапливаются постепенно в процессе воздействия вредного фактора.
4.1.3 Зависимость от вида шумаПри одной и той же длительности воздействия и интенсивности шума эффект его воздействия на работника может быть разным в зависимости от вида шума, в частности от его частотного состава. Так, нейросенсорная тугоухость чаще развивается в случае воздействия на работника высокочастотных и тональных (узкополосных) шумов, а кондуктивная — при воздействии низкочастотного и широкополосного шума.
Чувствительность уха человека зависит от частоты прослушиваемого тона. Данная зависимость отражена стандартными кривыми равной громкости, установленными [1]. Указанные кривые достаточно хорошо описывают также вредное воздействие шума на слуховой анализатор в зависимости от частоты возбуждения. Чтобы выровнять значения уровня звукового давления, вызывающие равную вредность при возбуждении на разных частотах диапазона слышимых частот, используют коррекцию по частотной характеристике [см.
ГОСТ 17187-2010 (таблица 2)], которая близка к «перевернутой» стандартной кривой, равной громкости 40 фон.Многочисленные исследования показали, что при равном интегральном уровне шума развитие профессиональной тугоухости будет наблюдаться чаще и при меньшем стаже работ, если шум на рабочем месте преимущественно импульсный.
Существует точка зрения, что аналогичный негативный эффект может быть вызван воздействием тонального шума, однако в настоящее время недостаточно данных, чтобы связать наличие тонального шума на рабочем месте с ускоренным развитием тугоухости. Вместе с тем тональный шум оказывает более выраженное общее раздражающее действие на центральную нервную систему, обуславливая тем самым развитие неспецифических проявлений влияния шума на организм работника.
Классификация шума по спектру, частоте, природе возникновения. Защита от шума
Шумом принято называть звуки разной частоты и интенсивности, которые воспринимаются органами слуха человека. Обычно это понятие затрагивает производственную сферу, поскольку работа на предприятиях происходит с разной степенью громкости. Существует классификация шума по различным параметрам.
Физические характеристики
Нередко выполняется замер шума, позволяющий определить степень его воздействия на человека. К физическим характеристикам этого относят:
Характеристики шума учитываются при изоляции помещений, при установке оборудования. Только допустимые показатели могут быть комфортными для человека. Классификация шума позволяет распределить звуки по нескольким параметрам.
По спектру
Шум по этому признаку делится на:
Первый вид имеет постоянные средние параметры: интенсивность и автокорреляционное действие. Такие звуки проявляются от независимых источников, например, от массового скопления людей, моря, производственного оборудования, воздушного вихря.
Нестационарный шум длится недолго. Это может быть звук проезжающего транспорта, стуки на производстве, помехи в технике.
По характеру спектра
Классификация шума делит звуки на:
По частоте
Измерение шума позволяет определить его частоту:
По времени
Если рассмотреть временные характеристики, то шум может быть:
Второй вид звуков бывает колеблющимся, прерывистым, импульсным.
По природе возникновения
Классификация шума распределяет его на:
Измерение шума
Показатели измерений позволяют определить шумовое влияние на работающего человека. Существуют нормы шума, необходимые для производственных и бытовых условий. Свои правила действуют и в многоквартирных домах, по которым определено, что этот показатель не должен быть больше 30 дБ.
Когда соседи проводят ремонт, то уровень шума может быть больше допустимого значения. Тем более что некоторые проводят такие работы и ночью, что незаконно. Тогда необходимо правильно измерить его, чтобы привлечь нарушителей к ответственности.
Измерение уровня шума выполняется профессионалами, которые имеют специальное устройство. У прибора есть чувствительный микрофон, с помощью которого происходит запись звуков, после чего они переносятся на монитор. Этот метод позволяет определить уровень в децибелах.
Чтобы самостоятельно выполнить замер шума, нужно использовать компьютер, планшет, айфон и другую технику. Потребуется установить специальное приложение. Оно может быть платным и бесплатным. Поскольку знать точные показатели необязательно, то выполненный замер позволит определить примерные характеристики.
Измерение уровня шума требуется и на рабочих местах в производственном помещении. При выполнении этой операции должно быть включено оборудовании вентиляции, кондиционирования воздуха и другие приборы.
Нормы
Допустимый уровень шума в различных зданиях прописан в ГОСТе. Это касается общественных зданий, жилых застроек, рабочих мест. Установка нормы определяется 2 способами:
Шум влияет не только на слуховой анализатор. Он имеет воздействие на ЦНС и вегетативную НС, из-за чего происходят изменения в органах. Допустимый уровень шума для человека равен 55 дБ днем, и 40 дБ ночью. Такие показатели не наносят вред здоровью.
От любого вида шума есть защита. Помещение нуждается в качественной изоляции, и тогда находиться в нем будет комфортно. Выполнить эту работу получится с помощью специальных материалов.
Специфическое действие шума
Громкие звуки наносят вред слуховой функции в висках, анализатору по причине длительного спазма сосудов. Из-за этого начинают появляться дегенеративные изменения нервных окончаний. «Шумовая болезнь» делится на 3 стадии:
Последняя стадия считается неизлечимой, поэтому необходимо диагностировать шумовую болезнь при слуховом утомлении и защитить человека от воздействия громких звуков.
Неспецифическое действие шума
Под воздействием шума наблюдается возбуждение коры головного мозга, гипоталамуса и спинного мозга, интенсивно развивается запредельное торможение. Нервные процессы теряют уровновешенность, после чего будет истощение нервных клеток. К симптомам такого состояния относят раздражительность, эмоциональную нестабильность, ухудшение внимания.
Когда возбуждение переходит в гипофиз и корковое вещество надпочечников, то это является стрессом для организма. Это считается причиной изменений в работе сердца, сосудов и ЖКТ. Шумовая болезнь поражает слух, нервную систему.
Как защититься от шума?
Чтобы не появилась «шумовая болезнь», необходима качественная защита от шума. Для этого применяются коллективные средства:
Для защиты от шума применяются средства звукоизоляции, установка глушителей, включая акустическую обработку поверхностей помещения. К самому эффективному средству устранения звуков относят борьбу с источником.
Снижение механического шума происходит при ремонте оборудования, замене ударных процессов на безударные. Необходимо смазывать трущиеся поверхности, использовать балансировку вращающихся деталей. Уменьшить аэродинамический звук получится благодаря снижению скорости газового потока, восстановление аэродинамики, звукоизоляции.
Сейчас активно применяются способы уменьшения шума по пути его распространения с помощью установки звукоизолирующих средств. К ним относят экраны, перегородки, кожухи, кабины. Прекрасно звукопоглощающее действие имеют пористые материалы, например, минеральный войлок, стекловата, поролон.
Любое помещение сейчас можно оборудовать со звукоизоляцией, поскольку для этого есть множество материалов. Причем всю работу выполняют как при строительстве, так и во время ремонта. Можно поставить защиту от громких звуков на все поверхности жилища.
Если не допускать отрицательного воздействия шума на слух, то неблагоприятных последствий не будет. Ушам следует предоставлять отдых: часто быть в тишине, не слушать громко музыку, не находиться долго около мощного оборудования. Если больше времени проводить в спокойной обстановке, то это позволит не допустить нагрузку на слух.
Защита от шума может выполняться следующими способами:
Защита от воздействия шума важна для человека, ведь это напрямую связано со здоровьем. Поэтому помещения для работы и отдыха должны быть оборудованы по требуемым стандартам. Если эти нормы не соблюдены, то следует вовремя устранять такие ситуации.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09
21(1) Показатели шумового воздействия
Воздействие шума на живые организмы неоднозначно и отличается степенью восприятия. Объективными показателями шумового воздействия являются интенсивность, высота звуков и продолжительность воздействия.
Интенсивность характеризует величину звукового давления, которое оказывают звуковые волны на барабанную перепонку уха человека, и измеряется в децибелах (дБА). Оценка интенсивности шума ведется по шкале А стандартного шумомера (имеются также шкалы В и D ). Шкала А строится на логарифмах отношений данной величины звука к порогу слышимости.
Шум интенсивностью 1 дБА представляет собой десятую долю Белла по шкале А. Такой шум еле уловим человеком с исключительно острым слухом. Дыхание человека создает шум 10 дБА. Большинство людей начинают воспринимать звук с этой отметки, и его считают порогом слышимости. Шепот оценивается интенсивностью в 20 дБА. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 дБА днем и 30 дБА ночью. Разговор людей на близком расстоянии создает шум 65 дБА. Звон механического будильника на расстоянии 1м оценивается 80 дБА. В административных помещениях и учреждениях интенсивность шума достигает 40 60 дБА. В производственных помещениях работа оборудования сопровождается шумом до 70 80 дБА.
Некоторые люди считают, что производственный и бытовой шумы их не беспокоят. Однако вегетативная нервная система человека на любой шум реагирует отрицательно. «Привыкания» человека к шуму не происходит. Медицина установила, что физиолого-биохимическая адаптация человека к шуму невозможна. Особенно тяжело переносятся внезапные резкие звуки высокой частоты.
Шум свыше 80 дБА вреден для человеческого организма. Современные условия жизни в крупных городах создают шум, приближающийся к этому значению. В самом шумном городе
мира Рио-де-Жанейро отмечается превышение уровня в 80 дБА (район Капакабана). Такое же значение шумового воздействия наблюдается на главных улицах Каира. Болевой порог лежит в пределах 120 130 дБА.
Персонал транспортных предприятий, непосредственно занятый в перевозочном процессе и ремонте подвижного состава, работает в условиях повышенной интенсивности шума. Значения шума, возникающего при движении транспортных средств, которому подвергаются водители и пассажиры, а также люди, оказавшиеся поблизости от движущегося транспорта, представлены ниже.
«>Интенсивность шума от транспортных средств, дБА
«>Железнодорожный состав (в 7 м от колеи) …………. 95 100
Внутри транспортных средств уровни шума ниже: в салоне автомобиля около 60 дБА, в пассажирских вагонах поездов до
68 дБА. При наборе скорости автомобилем, открывании и закрывании дверей наблюдается резкое возрастание шума до
100 дБА.
На ремонтных предприятиях транспорта многие производства характеризуются высокими уровнями шумового воздействия. В кузнечном цехе основным источником импульсного ударного шума с уровнем звукового давления до 130 дБА являются молот и механические прессы. В механическом цехе работа металлорежущего оборудования производит шум 85 100 дБА, в отдельных случаях он бывает 105 114 дБА. Клепальные работы создают шум с уровнем 115 дБА, шлифовальные, сверлильные работы 88 118 дБА.
Высота звука второй показатель воздействия шума, определяется частотой колебаний среды и измеряется в герцах (Гц). 1 Гц равен 1 колебанию в секунду. В зависимости от частоты звуковые колебания подразделяются на:
инфразвуковые (низкочастотные) с частотами менее 20 Гц;
акустические (слышимые) с частотами от 16 20 до 20 000 Гц;
ультразвуковые (высокочастотные) с частотами от 20000 до10 9 Гц;
гиперзвуковые (сверхвысокочастотные) с частотами 10 9 10 13 Гц.
«>Границами области слухового восприятия (ОСВ) звуков являются (рис. 6.1):
кривая 1 болевой порог, характеризующийся наименьшей силой звука, при которой возникает неприятное ощущение, переходящее в чувство боли;
кривая 2 порог слышимости, соответствующий наименьшей силе звука, воспринимаемого ухом при данной частоте.
Рис. 6.1. Области звуковых колебаний:
I инфразвуковая, II акустическая, III ультразвуковая, IV гиперзвуковая
Из рисунка следует, что ухо человека воспринимает звуковые колебания большого диапазона частот. При превышении значений предела порога слышимости слуховой аппарат вместе со слуховым центром мозга может воспринимать звуковые колебания не только акустического, но ультразвукового и инфразвукового диапазонов.
Значительное физиологическое воздействие на организм человека оказывают неслышимые инфразвуки, особенно имеющие большие амплитуды колебаний, которые входят в резонанс с колебаниями внутренних органов и могут ощущаться как боль в ухе. В естественных экосистемах инфразвуковые колебания возникают при землетрясениях, ураганах, штормах и других природных катаклизмах. В искусственных экосистемах они проявляются при работе машин и механизмов.
Много источников инфразвука имеется на транспорте. С ним сопряжена работа компрессорных установок, тормозных систем поездов и грузовых автомобилей, тяговых электродвигателей, дизелей, газовых турбин и т.д.
В транспортных процессах инфразвуку, как правило, сопутствуют высокочастотные звуки акустического диапазона, поэтому инфразвук мало ощутим, но от этого не становится менее опасным.
Выделяют пороги инфразвукового воздействия.
Порог опасности смерти оценивается инфразвуком с размахом колебаний 180 190 дБА, который приводит к смерти даже при кратковременном воздействии.
Порог потенциальной опасности для жизни человека представляют инфразвуки интенсивностью 155 180 дБА. Они приводят к психофизиологическим отклонениям, которые трудно излечимы.
Порог переносимости инфразвука 140 155 дБА. При длительном действии такого инфразвука в организме развиваются психофизиологические отклонения от нормы, которые носят устойчивый характер.
Порог безопасности считается при уровне инфразвука 90 дБА.
Акустический диапазон включает шумы производственные и бытовые, непрерывные и импульсные. Большую величину шумового воздействия создают транспортные средства. Шум уличного движения в больших городах, авиационный и от движения железнодорожных составов дают основной вклад в шумовой фон города. В акустическом диапазоне высокочастотные шумы считаются более вредными. Транспортные средства создают преимущественно низко- и среднечастотный спектр шума. Например, при движении поезда высота звуков обычно составляет 500 800 Гц.
Ультразвук также вреден для человека, но его воздействие проявляется реже. Ультразвук неслышим для человека, но воспринимается и издается некоторыми животными (летучие мыши, рыбы, насекомые, птицы и др.). Он представляет собой механические колебания в газах, жидкостях и твердых телах. Используется в производственных процессах при металлообработке в ультразвуковых установках, для получения эмульсий, сушки, очистки, сварки, для целей дефектоскопии, навигации, подводной связи. Ультразвук возникает при работе станков, ракетных и иных двигателей. Влияние ультразвука низкочастотного диапазона, характерного для промышленного производства, оказывает действие на организм человека не только в зоне контакта, но и на всю поверхность тела и на вестибулярный аппарат. Даже небольшие дозы ультразвукового облучения этого диапазона при длительных и многократно повторяющихся воздействиях вызывают у работающих слабость, сонливость, снижение работоспособности.
Гиперзвук представляет упругие волны, сходные с ультразвуком. Получают его искусственно, генерируя с помощью специальных излучателей. Распространяется только в кристаллах, в воздухе сильно поглощается. Для транспортных процессов не характерен.
Продолжительность шумового воздействия третий показатель влияния шума. Большая продолжительность воздействия шума оказывает вредное влияние на слух и общее здоровье человека.
В условиях сильного шума возникает опасность снижения и потери слуха, которая во многом обусловлена индивидуальными особенностями человека. Некоторые люди теряют слух даже после короткого периода воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, у других даже сильный шум при продолжительном воздействии не приводит к потере слуха.
Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. С действием шума связаны рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, развитие тугоухости у городского населения и рабочих некоторых профессий, связанных с воздействием шума. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. Понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность.
В современном мире рост городов сопровождается ускоренным развитием транспорта, промышленности, телевидения и других источников шума. Основным из них следует признать транспорт автомобильный, городской, железнодорожный, воздушный. Вредное шумовое влияние транспорта сопровождает человека всю его жизнь и усиливается под действием вибрации, загазованности и других видов воздействия.
Критерии субъективного восприятия шума человеком. Три основные физические характеристики звука: уровень (интенсивность), распределение по частотам (высота звука) и время (продолжительность воздействия) рассматриваются как критерии субъективного восприятия шума человеком, которые подразделяются на три типа:
максимальные уровни шума с учетом психофизиологической реакции человека на шум (с помощью стандартных коррекций шумомера по шкалам А, В, D ), например, критериями первого типа являются: уровень звука L A (дБА), уровень воспринимаемого шума PNL ( PN дБ) или, с учетом поправки на тональность звука, PNLT ( TPN дБ);
эффективные уровни шума, характеризующие воздействие шума при единичном проследовании транспортного средства с учетом времени его звучания, например, к критериям второго типа относят эффективный (мгновенный) уровень воспринимаемого шума EPNL ( EPN дБ);
22(1) Снижение транспортного шума и вибраций
Деятельность российских перевозчиков в международных транспортных сообщениях вызывает необходимость соблюдения международных стандартов по шуму. Наша страна является участницей Соглашения о единообразных условиях утверждения и признания предметов оборудования и частей механических транспортных средств, в которое входят, помимо России, 28 европейских стран, а также США, Япония, Канада и Австралия. В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые правила ЕЭК ООН, содержащие требования к автотранспортным Средствам и методам их испытаний. При соответствии автотранспортного средства правилам его сертифицируют и выдают международный Знак официального утверждения: круг с вписанной в него буквой Е и Цифрой, обозначающей страну, выдавшую сертификат.
«>Таблица 6.1. Ограничения по шуму для грузовых автомобилей
Категория автотранспортного средства по мощности двигателя, кВт
Уровень шума, дБА, для автомобилей выпуска
с l.01.1991 до 1.10.1995
Правила ЕЭК ООН обязательны к исполнению для всех участников Соглашения, и они не могут возражать против эксплуатации в их стране автомобилей, получивших знак сертификации. Россия, как участник Соглашения, ввела сертификацию автомобилей, осуществляющих международные перевозки.
Правило № 51 ЕЭК ООН отражает требования экологической безопасности по шуму. Оно относится к категориям автомобилей общей массой более 3,5 т (табл. 10.1).
В связи с развитием новых технологий по снижению шума его уровень за период, прошедший с введения Правил ЕЭК ООН, снизился на 10 12 дБА для легковых автомобилей. В 1995 году вступила в силу поправка 02 к Правилу № 51, а в 2003 2005 годах предполагается введение поправки 03, которые ужесточают шумовые требования.
В России по ГОСТ 27436 87 до 1999 года действовала поправка 01 к Правилу № 51, а с 1999 года вступила в действие поправка 02, ужесточающая уровень шума на 3 дБА. Уровень шума легковых автомобилей ограничивается величиной 74 дБА. Для грузовых автомобилей с мощностью двигателей более 150 кВт, согласно ГОСТ 27436 87, внешний шум не должен превышать 84 дБА.
Знак L обозначает тягач с низким уровнем шума. Его наличие на автомобиле обязательно при проезде по территории Австрии.
С 1 декабря 1989 года грузовик, проезжающий ночью (с 22.00 до 5.00) по территории Австрии, не должен превышать при ускорении уровень шума 78 80 дБА.
Знак G также обозначает тягач с низким уровнем шума и требуется при проезде через особо охраняемые зоны Германии.
Знак U » Umwelt » («Природа»), в английском толковании » Green Lorry » («Зеленый грузовик») устанавливается на автомобилях, отвечающих требованиям токсичности Евро I, нормам шума 78 80 дБА.
Знак S » Supergrun » («Сверхзеленый»), или в английском толковании » Greener and Safe Lorry » («Более зеленый и безопасный грузовик») введен в мае 1996 года и утвержден в 1997 году. Автомобиль с таким знаком должен соответствовать нормам токсичности Евро II и нормам шума 78 80 дБА.
Законодательство РФ в области ограничения шумового воздействия включает, наряду с основополагающими природоохранными нормативными актами, специальные законы, нормы и правила по защите от шума.
Государственные стандарты устанавливают требования к предельно допустимым уровням шума и вибрации транспортных средств.
ГОСТ 12.1.003 83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности». Изложены общие вопросы нормирования шума.
ГОСТ 19358 85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений». Установленные в нем нормы шума дифференцированы для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и пассажирских салонов автобусов.
3.2 Архитектурно-планировочные мероприятия
Архитектурно-планировочные мероприятия проводятся исполнительными властями городов и регионов с учетом градостроительных и транспортно-планировочных факторов. К градостроительным факторам относятся этажность и композиция жилой застройки, рельеф местности, озеленение, ширина улицы в линиях застройки. Транспортно-планировочными факторами являются ширина проезжей части, ширина тротуара, газонов, разделительных полос, инженерные сооружения по защите окружающей среды.
Комплексному решению проблемы шума способствует составление карты шумового загрязнения города, на которую наносятся стационарные и передвижные источники шума. Карта может стать основой для разработки градостроительных мер защиты жилой застройки от шума.
Ограничению шума в зонах новой жилой застройки способствует расположение зданий на максимально возможном отдалении от автомагистралей, городских железных дорог и шумных производств, но не ближе 100 м к ним, согласно действующим санитарным правилам. Предпочтительной является их ориентация торцевой стороной к источнику шума. Использование новых шумоизолирующих строительных материалов, тройного остекления окон или оконных стеклопакетов, герметизация окон значительно снижают проникновение шума внутрь помещений.
Выделение пешеходных зон, проезд по которым разрешен только для спецавтотранспорта, запрет на въезд большегрузных автомобилей, ограничение максимальной скорости движения, сооружение звукоизолирующих железобетонных стенок обеспечивают снижение шумового воздействия. Расположение деревьев в четыре ряда в виде живой изгороди позволяет снизить уровень шума при посадках лиственных пород на 6 8 дБА, хвойных на 13 18 дБА, при наличии пяти рядов деревьев снижение шума будет соответственно 8 11 дБА и 14 19 дБА.
Для защиты от вибрации устраивают виброзащитные экраны, которые представляют собой траншеи шириной 0,5 1м,
глубиной 3 5 м, заполненные щебнем, гравием или шлаком. Экраны снижают вибрацию в 5 10 раз. Увеличение поперечных размеров улицы, например, с 20 до 40 м позволяет снизить транспортный шум при неизменной интенсивности движения на 4 6 дБА. Сплошная застройка улицы создает условия для отражения звука от зданий, в результате чего шум возрастает. Поэтому предпочтительна свободная планировка зданий. Резервом снижения уровней транспортного шума, особенно на магистралях с высокой интенсивностью движения, является разделение потоков грузовых и легковых автомобилей с выделением отдельных полос.
3.3 Конструкторско-технические мероприятия
Конструкторско-технические мероприятия предусматривают совершенствование конструкций подвижного состава и инфраструктуры транспорта.
На автомобилях улучшение акустических показателей достигается за счет сокращения шума от первичных источников и пассивных элементов, которые передают акустическую и вибрационную энергию. К первичным источникам относятся двигатель, системы впуска воздуха и выпуска отработавших газов, агрегаты трансмиссии, шины и др. Пассивные элементы это кузов, его внутренняя отделка, ходовая часть, а также элементы связи между кузовом и ходовой частью.
Уменьшение шума двигателя достигается применением в его конструкции нетрадиционных решений, широким использованием в узлах и деталях пластмассы, резины, керамики, алюминия и других композиционных материалов.
Системы выпуска отработавших газов ДВС снабжают глушителями выпуска с двумя-тремя ступенями глушения шума. Они содержат предварительный и основной глушитель шума выпуска. В последнее время на легковых автомобилях устанавливают глушители-нейтрализаторы отработавших газов.
Для снижения шума от агрегатов трансмиссии на грузовых автомобилях конструкторы применяют новые технологические решения по повышению точности изготовления зубчатых зацеплений, синхронизаторов, карданных сочленений и других элементов. Важное значение в трансмиссии с точки зрения шумового воздействия придается смазыванию сочленений и выбору марки масла для ее агрегатов. Чтобы исключить шум от ходовой части автомобиля, применяют резиновые и пластмассовые детали в рессорах, амортизаторах, рулевом управлении и других узлах ходовой части.
Шины автомобиля являются источником шума на скоростях движения свыше 50 км/ч. Уровень шума в значительной степени определяется рисунком протектора шины. Гладкий рисунок протектора предназначается для скоростных шин и создает меньший шум. Рельефный рисунок предназначен для движения в условиях низкокачественного дорожного покрытия с малыми скоростями. При движении с повышенными скоростями такие шины создают очень сильный шум. Учитывая, что шум шин вносит весьма ощутимый вклад в общий уровень внешнего и внутреннего шума автотранспортных средств, а на высоких скоростях движения становится доминирующим, ставится вопрос о разработке нормативных документов, регламентирующих уровни шума шин как элемента конструкции автомобиля.
Кузов автомобиля при движении контактирует своей внешней поверхностью с потоками воздуха, в результате чего образуется аэродинамический шум. Уровень этого шума зависит от конфигурации кузова, фактора обтекаемости, площади лобовой поверхности автомобиля, скорости движения и других показателей. Для снижения аэродинамического шума ведутся разработки новых компоновочных схем автомобилей, применяются обтекатели на грузовых автомобилях, устанавливаются тенты между тягачем и полуприцепом на грузовом автопоезде для создания закрытого буферного пространства.
В настоящее время развивается акустический тюнинг дооборудование внутреннего пространства салона автомобиля для защиты от шума. При этом устанавливаются панели шумоизоляции на двери, крышки капота и багажника; дополнительно закрепляются элементы обивки салона, панели приборов, сидения и др. Этой же цели служат наносимые на элементы конструкции вибропоглощающие и антикоррозионные пасты.
В автодорожном комплексе шумовое воздействие во многом определяется профилем дороги и типом дорожного покрытия. Увеличение продольного уклона участка дороги приводит к росту уровня шума. Так, по сравнению с горизонтальным участком, уклон в 4 % дает повышение уровня шума на 2 %, а уклон в 8 % приводит к возрастанию шума на 4%.
Сравнение по акустическим характеристикам основных типов покрытия, используемых на автодорогах России, позволяет сделать следующие выводы. Наименьший шум регистрируется при движении по асфальтобетону. Другие виды покрытий вызывают прирост шума, особенно на больших скоростях движения. При движении автомобиля со скоростью 60 км/ч цементобетонное покрытие по сравнению с асфальтобетонным дает увеличение шума на 2 %, брусчатая мостовая на 3 %, булыжная мостовая на 5 %. Качество дорожного покрытия также оказывает заметное влияние на уровень шума.
За рубежом найдены технические решения по созданию дорожных покрытий со звукопоглощающими свойствами. Например, в Голландии, Бельгии, Германии, Великобритании используется дорожное покрытие, вдвое снижающее уровень шума от автомобильных шин. Оно состоит из смеси асфальта, кварца, базальта и наносится с образованием микроскопических внутренних пустот. Созданное таким образом пористое покрытие поглощает звуковые волны.
В России также ведутся работы по совершенствованию технологии строительства, ремонта и содержания автодорог. При этом используется опыт скандинавских стран, в которых широко распространены покрытия из нефтегравия. Его достоинствами являются: экологически чистая технология холодного производства смесей с большой производительностью при низком энергопотреблении; возможность складирования приготовленных смесей со сроком хранения в штабелях до пяти и более лет;
удобство транспортировки смесей на любые расстояния; сокращенное время на укладку покрытия с использованием традиционной техники;
высокая ремонтопригодность и долговечность.
Нефтегравийное покрытие может использоваться на автомобильных дорогах IV категории с интенсивностью движения до 1000 автомобилей в сутки, протяженность которых, например, в Ленинградской области составляет более половины сети дорог общего пользования. Покрытие ровное, прочное и обладает экологическими преимуществами по токсичности, пылеобразованию, уровню шума движущегося автотранспорта по сравнению с традиционными покрытиями дорог этой категории (из щебня, гравия, малопрочных каменных материалов).
Для снижения интенсивности эрозионных процессов реализуется «Программа по озеленению федеральных автомобильных дорог». Посадка деревьев и кустарников вдоль дорог и автомагистралей является не только эффективным средством снегозадержания, но и способствует снижению транспортного шума и степени загрязнения атмосферного воздуха на придорожных территориях, повышению эстетической привлекательности ландшафтов.
Меры по снижению вибрации
Вибрация обычно происходит при работе самосвалов. Это может происходить в разных местах. Если это не происходит близ чувствительных зон, то воздействие на общество будет минимальное. Воздействие будет сказываться на рабочих на строительном участке. Все рабочие, которые подвергаются вибрации, должны быть оснащены специальной одеждой, бирушами и регулярными перерывами.
Для осуществления экологической деятельности на транспортных предприятиях создаются специальные подразделения, отвечающие за проведение природоохранной работы. По видам транспорта имеются различия в форме и направленности работы, а также в составе и подчиненности служб охраны окружающей среды.
На автотранспортных предприятиях и авторемонтных заводах для осуществления экологической деятельности введена должность инженера по охране природы, который отвечает за подготовку документации и отчетность по экологическим вопросам. Это должностное лицо ведет природоохранную работу совместно с главным инженером АТП или АРЗ, который отвечает за состояние оборудования и качество технологических процессов, представляет сведения об отходах, образующихся на предприятии, в том числе изношенных шинах и автомобильных камерах, отработанных машинных маслах, о полигонах и накопителях для захоронения или складирования отходов. Главный механик отвечает за расход водных и энергоресурсов, за работу очистных сооружений для сточных вод мойки автомобилей и эффективность очистки сточных вод, функционирование водооборотных систем.
«>2. Экологическая документация автотранспортного предприятия
2.1. Общая характеристика документации
расчеты предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водоемы;
разрешение на ПДВ или ВСВ;
разрешение на сброс воды и водопользование;
разрешение на хранение отходов;
разрешение на вывоз отходов;
государственные стандарты на ПДВ вредных веществ, в том числе государственные стандарты на токсичность и дымность отработавших газов ДВС;
акты, протоколы, предписания предприятию со стороны специально уполномоченных государственных природоохранных организаций;
государственная отчетность по охране окружающей среды;
«>другие обязательные к выполнению нормативы, правила, инструкции.
2-тп (водхоз) «Отчет об охране водного хозяйства» (сведения о вредном воздействии на природные водные объекты отражаются в разделе о показателях сброса сточных вод и содержания в них загрязнений);
;font-family:’Times New Roman'»>2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха»;
3-ос «Отчет о ходе строительства водоохранных объектов и прекращении сброса неочищенных сточных вод, предоставляемый предприятиями, имеющими задания по прекращению сброса загрязненных вод и строительству водоохранных сооружений»;
4-ос «Отчет о текущих затратах на охрану природы» (покупка приборов, оборудования, асфальтирование территорий и т.д.);
18 кс «Капвложения на природоохранные цели».
Для предприятий, осуществляющих специфические виды деятельности, предусмотрены дополнительные формы отчетности.
Разрешения на хранение и вывоз отходов транспортного предприятия выдаются территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора или комитетами по экологии. В них указываются объемы, характеристика отходов (класс опасности) и места их захоронения.
Документация, подтверждающая разрешение хранения транспортных средств на предприятии, определяет максимально допустимое их количество с учетом статуса территории расположения транспортного предприятия (зона жилой застройки, промышленная зона, зона отдыха, санаторная зона, зеленая зона, зона заповедников, сельскохозяйственная зона и т.п.). Так, например, запрещается хранить более 300 автомобилей на территории автотранспортного предприятия, расположенного в жилой зоне, и более 500 автомобилей в промышленной зоне.
Особые требования вплоть до запрещения, учитывающие пожаро- и взрывоопасность, а также высокую вероятность возникновения транспортных происшествий, предъявляются к стоянкам автомобилей поблизости от учебных, других детских и лечебно-профилактических учреждений.
Помимо обязательной документации, на предприятиях имеются различные справочно-информационные данные, методические рекомендации и иные вспомогательные документы, необходимые для осуществления и правильного оформления результатов деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Экологическую документацию транспортного предприятия должна вести экологическая служба, а при ее отсутствии специально назначенное лицо. Контролируют документацию региональные комитеты по экологии и природопользованию, они же выдают разрешения на ПДВ, ПДС, устанавливают лимиты водопользования.
общие сведения о предприятии и его реквизиты (указываются основные виды деятельности, производства-загрязнители; приводятся все источники выделения загрязнений и точки их контроля); краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (метеорологические параметры, коэффициенты рассеивания и фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере данного региона, коэффициент рельефа местности,
сведения об использовании земельных ресурсов (отвод земель под здания и сооружения, вспомогательное производство, административно-сбытовой корпус, площадки под размещение отходов, озелененные территории и др.);
характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов (расход видов ресурсов на выполнение перевозочного процесса и поддержание исправного технического состояния подвижного состава, определяемый с помощью балансовой схемы материальных потоков, статистической отчетности и инвентаризации; пример балансовой схемы материальных потоков для автотранспортного предприятия представлен на рис. 15.1);
характеристика выбросов в атмосферу (приводятся нормативы ПДВ и фактические значения для каждого загрязняющего вещества);
характеристика водопотребления и водоотведения (сведения включают общие и удельные показатели потребления и стока воды; данные о составе и свойствах сточной воды, параметры очистных сооружений и водооборотных систем; прилагается балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием расхода и потери воды на каждом производственном участке);
характеристика отходов (указываются требования к размещению отходов, нормативы и фактические объемы, а также токсические свойства);
сведения о транспорте предприятия (приводится количественный состав транспортных средств, общий пробег подвижного состава, удельные выбросы основных загрязняющих веществ, а также суммарный годовой выброс);
сведения об эколого-экономической деятельности предприятия (лимиты на использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, нормативы платы и размеры экологических платежей, налоговые льготы за внедрение «чистых технологий» и др.).
Рис. 16.1. Балансовая схема основных материальных потоков автотранспортного предприятия
«>2.3. Контроль и ответственность за экологические правонарушения
Экологические преступления расцениваются как общественно опасные деяния, оказывающие большое влияние на состояние общественной безопасности, наносящие вред здоровью людей и значительный экономический ущерб. Субъектами экологического правонарушения могут являться как российские, так и иностранные физические и юридические лица, независимо от форм собственности и подчиненности. Объект экологического правонарушения биосфера в целом или отдельные естественные экосистемы. Это важно учитывать при квалификации конкретного правонарушения как экологического. Например, нельзя считать экологическим правонарушением хищение или уничтожение рыбы в рыбохозяйственных водоемах, так как промысловая рыба появилась в них не естественным путем, а при участии человека; загрязнение воздуха в производственных помещениях, так как они являются искусственно созданной средой обитания.
Основными составляющими экологического правонарушения являются: противоправность поведения, причинение вреда или возникновение его реальной угрозы, наличие связи между противоправным поведением и нанесенным вредом. Если в результате правонарушения не нанесен вред природной среде, оно не будет расцениваться как экологическое. Например, самовольный захват земли под автостоянку, если он не сопряжен с причинением вреда природе, будет считаться не экологическим, а земельно-правовым нарушением.
Экологические правонарушения подразделяются на две группы проступки и преступления. Это учитывается при определении меры ответственности.
Экологические проступки совершают должностные лица предприятий при невыполнении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. К ним применяют меры дисциплинарной ответственности, в частности лишение материального поощрения или даже увольнение с работы.
К административной ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических правонарушений, наиболее характерными из которых на транспорте являются:
несоблюдение стандартов и норм качества природной среды, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и неучет ее требований, нарушение экологических требований при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятии, сооружений и путей сообщения, сверхнормативное загрязнение окружающей среды, порча и уничтожение природно-заповедных комплексов и естественных экосистем и др. Правонарушители подвергаются штрафу:
граждане от одно- до десятикратного размера минимальной оплаты труда, должностные лица от трех- до двадцатикратного, предприятиям, учреждениям, организациям назначается определенная сумма.
Экологические правонарушения могут повлечь за собой нанесение ощутимого вреда природной среде (ее загрязнение, истощение, разрушение) и природопользователю (в виде утраты его имущества, неполучения дохода, возникновения дополнительных расходов на восстановление разрушенного состояния природной среды и др.). В этом случае на виновных юридических и физических лиц возлагается гражданская ответственность, которая обязывает возместить нанесенный ущерб. Уголовная ответственность должностных лиц и граждан наступает за экологические преступления, которые выражаются в посягательстве на экологический правопорядок в РФ, экологическую безопасность общества и причинении вреда окружающей природной среде и здоровью человека.
В настоящее время до 90 % всех выявленных нарушений природоохранительного законодательства наказывается в административном порядке. Однако для обеспечения экологической безопасности административных санкций недостаточно. Применение норм уголовной ответственности ограничено из-за несовершенства законодательной базы, предусматривающей ответственность за экологические преступления.
Производственный экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, главного энергетика, главного механика и др.) и производственных подразделений. Главной задачей такого контроля является проверка выполнения планов и оформления документации по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, соблюдения нормативов ПДК, выполнения иных экологических требований.
Общественный экологический контроль проводится в рамках общественных слушаний, собраний, референдумов и т.д.
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе