какие существуют способы воздействия на толпу
Психология толпы и способы вербального воздействия на неё
Люди мыслят стадом. Стадом же они сходят с ума, а в сознание приходят медленно и по одиночке.
Чарльз Маккей
Как известно, огромным количеством людей, объединенных в толпу манипулировать и управлять зачастую оказывается легче, чем отдельно взятыми людьми. Находясь на каком-либо собрании, митинге, массовой забастовке и т.д., отдельные люди растворяются в толпе, мышление которой приобретает черты некого коллективного разума.
Решения толпы порой бывают парадоксальны и явно ошибочны, но многие отдельно взятые люди в ней никогда не поддержали бы этих решений, будучи в состоянии всё в полной мере взвесить, но несмотря на это и они мгновенно следуют выводам толпы, делая то, что в одиночестве они бы никогда не совершили.
Этим активно пользуются манипуляторы разных мастей — прежде всего политики, многие из которых в совершенстве изучили психологию толпы, позволяющую направить энергию масс в нужное русло и добиться своих далеко идущих целей. Одураченная таким образом толпа может действовать и в ущерб себе, даже не замечая этого.
В этом посте мы рассмотрим некоторые способы и приёмы вербального воздействия на толпу, используемые прежде всего в политических целях для управления массами и внушения каких-либо идей. Причём подчеркну, что это далеко не все приёмы, используемые манипуляторами, а лишь их небольшая часть. Также возможны сложные комбинации этих приёмов.
Привлечение внимания толпы и достижение аттракции
Первое, что необходимо сделать человеку, имеющему возможность выступать перед огромным количеством людей и решившему заставить толпу придти к определенному выводу, либо даже совершить какие-либо активные действия, это обратить на себя внимание и добиться так называемой аттракции. Для тех, кому не знаком этот психологический термин, поясню — аттракция означает притяжение, присоединение, возникновение привлекательности говорящего для другого человека или группы людей.
Для этого выступающему сразу необходимо громко произнести цель митинга, пикета или другого мероприятия, ради которого люди собственно и собрались в таком большом количестве в одном и том же месте.
Ещё один интересный и замеченный факт — в толпе люди часто поражаются собственному поведению, говорят, что находились в каком-то состоянии аффекта, ведь самостоятельно никогда на подобное поведение не решились бы.
Это впрочем неудивительно, ведь поодиночке каждый чуствует ответственность за то, что совершает, а в огромной толпе, громящей магазины получается, что вроде бы виноваты все и в тоже время никто. Персональную ответственность за то, что происходит ни один человек из толпы не ощущает
Техники манипулирования толпой и способы воздействия на неё
1) Оскорбление от имени «врага»
Типичный и очень распространенный приём, позволяющий завести толпу. Фразы вроде «…они считают нас тупоголовыми идиотами, готовыми всю жизнь вкалывать за копейки…», «…они воруют и думают, что мы как слепые котята ничего не видим…», позволяют быстро настроить людей на воинственный лад. Этот приём необычайно эффективен и используется политиками сплошь и рядом для того, чтобы привлечь толпу на свою сторону.
2) Выдирание фраз противников из контекста и искажение их смысла
Красноречивый пример: некий политик под именем Б, приехавший на встречу в город N с избирателями вылезает из автобуса, к нему на всех парах подлетает журналист и задаёт вопрос:»Как вы относитесь к проституткам?». Политик, понимая, что это возможно провокация, несколько смешавшись, всё же отвечает вопросом на вопрос: «не думал, что в вашем чудесном городе есть проститутки…где же их тут найти, покажите?» Вот вам и готовая уловка против противников — в газетах на следующий день появляется проплаченная оппонентами этого политика статья под кричащим заголовком — «Первое, что спросил известный кандидат в губернаторы Б, появившись в нашем городе — где у нас можно найти проститутку?»
Смысл фразы полностью искажен, часть фразы обрезана, нигде не сказано, что политик отвечал с иронией на провокационный вопрос журналиста, между тем у людей может сложиться негативное впечатление о похотливом политике Б, который едва приехав в город решил «поразвлечься» с девицей лёгкого поведения. Подобного конечно не было и в помине, но как доказать это тысячам прочитавших газету людей, учитывая тот факт, что люди больше склонны верить развенчаниям и обвинениям, нежели опровержениям. Негативный образ политика, хитроумно созданный журналистами, может буквально уничтожить его, лишив поддержки.
3)Техника «Положительное-отрицательное»
Довольно примитивная и простая, но всё же действенная техника, особенно если говорящий воздействует на аудиторию уже недовольную и взволнованную. Суть проста — всю деятельность оппонентов надо представлять исключительно в негативном свете, для контраста приводя в пример, что бы сделала ваша партия, группа, движение и т.д. будучи у власти. Используются фразы подобные таким «…они узурпировали власть и подавили демократию, мы же вернём народу право самому выбирать свою власть!», «Они разворовывают бюджет и тратят сумашедшие деньги непонятно на что, мы же будем в полной мере финансировать медицину, наукоёмкие технологии и образовательные программы для всех слоев населения». Эта незамысловатая техника очень подходит для доведения уже разгоряченной толпы до «градуса». После подобных пассажей уже можно будет посылать толпу на баррикады, чтобы он сверг «несправедливую и воровскую» власть и посадил новую, якобы «честную и неворующую».
4)Абстрактные, но «емкие» высказывания
Некоторые фразы обладают чарующей силой, безукоризненно воздействующей на умы людей. Свобода, плюрализм, толерантность. Типичная фраза, которую можно привести в пример: «…мы боремся за свободу, против угнетения и преступных запретов власти». Не понятно за чью свободу борятся ораторы, что это за свобода, против какого угнетения они выступают и т.д. Однако слушающие делают свои собственные выводы — свобода это же хорошо! Угнетение это же плохо! О какой свободе идёт речь никто не знает — само слово абстрактно и может подразумевать что угодно. Так и выходит, что народ идёт на баррикады, чтобы свергнуть одних воров и обеспечить «свободу» воровать другим.
5)Постоянное повторение
Политик может говорить не один час в своём выступлении перед аудиторией и при этом настойчиво проводить в разных формах одну и ту же мысль. Фразы могут быть например такими: «…они не учитывают наших мнений — долой эту власть…», «…состояние экономики говорит о том, что пришла пора поменять людей, находящихся у власти на более компетентных…», «…как народ до сих пор терпит это, но скоро этой власти настанет конец…», «…они не способны решать серьёзные задачи, как подобные люди могут находится у власти?». Постоянные многократные повторения одной и той же мысли, суть которой сводится к тому, что действующая власть плоха, некомпетентна, неспособна и т.д. проникает в подсознание человека и прочно формирует убеждение, что срочно нужно сменить власть.
6)Использование цитат и ссылка на авторитеты
Ещё один распространенный и эффективный приём воздействия на толпу. Меткая цитата всегда формирует впечатление о говорящем, как о человеке образованном и умном. Это подкрепляется авторитетом автора цитаты. Фраза может звучать подобным образом: «Великий римский философ Марк Аврелий как то сказал…», «…Ещё Уинстон Черчилль поднимал этот вопрос…» и т.д.
Стоит быть внимательным к подобным высказываниям. Само по себе их применение конечно не таит ничего плохого, дело в том, что цитаты могут подбираться вообще не в тему, но завороженные слушатели этого не замечают — их давят авторитетом того, кто произнёс цитату. А иногда случается и то, что Черчилль, Рузвельт или Цицерон подобных фраз вообще не произносили, просто политик решил «щегольнуть» своим знанием и приписать выдуманную им красивую фразу великому человеку, чтобы придать ей вес.
В этом посте мы разобрали конечно же далеко не все, а лишь очень немногие уловки и приёмы обмана при вербальном воздействии одного человека на массы. Эти способы воздействия раскрыть бывает довольно просто, особенно если у слушающего из толпы человека есть некоторые познания в психологии, однако на деле чаще бывает, что срабатывают самые примитивные уловки, ибо на большинство людей они очень хорошо действуют. Будьте внимательны, задумывайтесь над словами людей, рвущихся к власти, пытайтесь понять что на самом деле стоит за их красивыми и завораживающими фразами.
Манипуляции массами и психоанализ.
Глава из монографии С.А. Зелинского
«Манипуляции массами и психоанализ».
Гл. 4. Группа, толпа, масса. Механизмы воздействия.
Примеры использования суггестивных методик манипулирования над большими группами (массами = группа = толпа = собрание народа) наряду со своей достаточной встречаемостью, показывает нам также и допустимость подобного воздействия, и эффективность его. Притом что у индивидов, собравшихся в какую-либо массу уже фактически нет способа избежать манипулирования над собой, потому как, находясь в толпе, в массе, индивиды невольно уже вынуждены подчиняться т. н. эффектам толпы. И какая-либо индивидуальность в данном случае не только неуместна, но и фактически бесполезна. Да и сам индивид, попадая в толпу — меняется, словно бы вынужденно подстраиваясь под нее и подчиняясь ее законам. «Самый поразительный факт, — писал Лебон, — наблюдающийся в… толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. …толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности».
Каковы же законы толпы?
В большинстве своем толпа спонтанна и живет только настоящим. К тому же следует учитывать, что толпа непостоянна, безответственна, и достаточно легко подвергается различного рода внушениям.
Также, не имея каких-либо традиций, толпа руководствуется сиюминутными желаниями, и действует на основании единого порыва, направляющего ее.
Несмотря на то, что толпа является неким сосредоточением индивидов в одном месте, мы способны предположить, что толпа не всегда отличается и приверженностью каких-либо идей. Хотя и в случае последнего, данная толпа уже, большей частью, походит на единую, сплоченную массу, силу и возможности которой возможно использовать для претворения манипуляторов в жизнь каких-либо идей и задач. Например, от митингов до восстания, изменения существующего строя и форм правления (как программа максимум) или изменения руководства тем или иным объектом, начиная от завода, до страны.
Масса до удивления просто отзывается на какие-либо манипуляции. Вероятней всего она уже изначально предрасположена к ним вследствие того, что по своему интеллектуальному значению собрание в одном месте даже высокоинтеллектуальных индивидов (сформированных в толпу), как раз по своему интеллектуальному состоянию намного ближе к психике древних людей. «Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума», — отмечал Лебон.
Тогда как эти же индивиды, находясь в толпе — вполне способны совершать немотивированные поступки, упиваясь собственной безнаказанностью. Ну и, конечно же, достаточно свободно реализовать желание собственного бессознательного, в котором вся гадость и мерзопакостность до того искусственно сдерживалась необходимостью соблюдения законов, принятых в современном обществе.
И сейчас же, в толпе, индивид быть может впервые может жить по принципу несдерживаемого желания. Причем фактически будучи уверенным в собственной безнаказанности.
И даже можно сказать, что именно эта безнаказанность, порождая новую безнаказанность, сподвигает его на совершение все новых и новых деяний. Тех, за которые в иных случаях он бы понес заслуженное наказание. «Появление… новых… черт, характерных для толпы, — отмечал Лебон, — и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Вторая причина — заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, — это восприимчивость к внушению; зараза, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости. Чтобы понять это явление, следует припомнить некоторые новейшие открытия физиологии. Мы знаем теперь, что различными способами можно привести индивида в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние, совершая по его приказанию поступки, часто совершенно противоречащие его личному характеру и привычкам. Наблюдения же указывают, что индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Такой субъект вследствие парализованности своей сознательной мозговой жизни становится рабом бессознательной деятельности своего спинного мозга, которой гипнотизер управляет по своему произволу. Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же как воля и рассудок, и все чувства и мысли направляются волей гипнотизера».
Развитие современных технологий вносит свои коррективы в систему массообразований. Например, достаточно хаотичных характер образования толпы или массы в начале прошлого века, в наше время может вполне сознательно моделироваться манипуляторами посредством средств массовой информации. То есть, если раньше, во времена Фрейда и Лебона мы говорили о стихийности образования толпы, то сейчас можем принимать во внимание и ее искусственность формирования. Причем, и тогда и сейчас необходимо соблюдение главного условия формирования толпы: достаточного накала социального беспокойства. И тогда для массообразования необходим будет только повод. Который, заметим, в наше время зачастую формируется весьма искусственно (путем задействования СМИ). Впрочем, становится так же возможно, используя коммуникативную специфику, и управлять подобным массообразованием.
Кроме того, необходимо учитывать, что большинство какого-либо управления строится на сознательном создании у индивидов соответствующих невротических установок (мы говорим о той же тревожности да искусственном развитии беспокойства), и последующего снятия подобного рода зависимостей посредством выполнения индивидами навязываемых им условий.
Т. е. какие-либо манипуляции становятся возможны уже исходя из невротичности самого времени. В толпе, невроз отдельных индивидов передается друг другу посредством нарастания коллективного возбуждения, и запускается механизм манипуляций над ней: решения задач и выполнение требований поставленных манипулятором.
Далее, уже как бы происходит какое-либо волнующее массу событие. Это событие приковывает внимание толпы. Тем самым уже как бы вызывает у толпы некий интерес. А удовлетворение интереса вследствие поглощенности событием склоняет как отдельного индивида в частности, так и толпу в целом — к утрате части своего самоконтроля. А значит, в итоге приводит к подчинению объекта манипуляций. Потому как, чем больше человека заводит чувство, тем больше человек втягивается. Проявляя, фактически, способности к подчинению.
В результате чего получается, что толчея — это самое коллективное возбуждение порождает.
В результате коллективно возбуждения, индивиды становятся менее устойчивы к каким-либо воздействиям. А в результате развития безответственности, — и к желанию при совершении каких-либо поступков больше руководствоваться эмоциями и сиюминутными желаниями, нежели чем принципами здравого тестирования реальности. Так же как повышенное эмоциональное возбуждение отдельных индивидов по цепочке захватывает толпу в целом, неким чудодейственным образом вторгаясь в ее энергетику. В результате чего нарастает общее коллективное возбуждение — в группах, массах. А у отдельных индивидов это самое коллективное возбуждение подавляет индивидуальные поведенческие механизмы и служит образованию новых, быть может, и не свойственных ей раннее, форм поведения, изменение привычек, требований выдвигаемых к себе как к личности и т. п., что уже говорит об общем снижении порога цензуры собственной психики и устранении критичности в отношении информации принимаемой извне, и в целом значительно повышает подверженность данного индивида (и массы в целом) к суггестивным воздействиям (к внушению).
Рассматривая способы подчинения толпы, мы говорим о том, что у каждого индивида в толпе фактически формируется эмоциональное возбуждение, вызывающее чувство безнаказанности, продиктованное в свою очередь принадлежностью к какой-либо общей идее. Заметим также, что какая-либо толчея уже рождает первичный транс. А индивидам (или группой) находящимся в измененном состоянии сознания значительно легче управлять. Прежде всего потому, что снижается порог критичности. И получаемая извне информация, фактически минуя цензуру психики, проходит сразу в сознание.
Когда мы говорим о манипулировании массами, то имеем в виду возможность подобного, основанную на таких эффектах толпы как заразительность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, фактическая безвластность. «…одним из ее общих свойств, — отмечал Лебон, — является необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой агломерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентирование чувств в известном направлении. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится чаще всего в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Первое формулированное внушение тотчас же передастся вследствие заразительности всем умам, и немедленно возникает соответствующее настроение. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Толпа так же легко совершит поджог дворца, как и какой-нибудь высший акт самоотвержения; все будет зависеть от природы возбудителя, а нс от тех отношений, которые у изолированного индивида существуют между внушенным актом и суммой рассудочности, противодействующей его выполнению. Блуждая всегда на границе бессознательного, легко подчиняясь всяким внушениям и обладая буйными чувствами, свойственными тем существам, которые нс могут подчиняться влиянию рассудка, толпа, лишенная всяких критических способностей, должна быть чрезвычайно легковерна. Невероятное для ее не существует, и это надо помнить, так как этим объясняется та необычная легкость, с которой создаются и распространяются легенды и самые неправдоподобные рассказы».
При этом следует учитывать уже как бы изначальную повышенную агрессивность толпы. Хотя и видимо здесь же следует понимать, что т. н. агрессивная толпа (по мнению Лебона) способна осуществлять разрядку внутреннего напряжения в поведении, в результате которой прослеживается их тенденция к становлению их священными, отмеченными глубоким внутренним чувством, что в свою очередь способно являться фундаментом соответствующего религиозного строя. Так же, как впрочем, и соответствующую агрессию толпы возможно использовать в направлении целенаправленных социальных изменений, что в свою очередь приводит к возникновению нового политического строя. «…эти убеждения, — писал Лебон, — принимают специальную форму, которую я не могу лучше определить, как назвав ее религиозным чувством. Это чувство характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их — вот главные черты этого чувства. Относится ли это чувство к невидимому Богу, к каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической идее, — с того самого момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные черты, оно уже имеет религиозную сущность. Сверхъестественное и чудесное встречаются в нем в одинаковой степени. Толпа бессознательно награждает таинственной силой политическую формулу или победоносного вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм».
В вопросе манипулирования массами следует учитывать и такое обстоятельство, как уважение со стороны толпы к силе и авторитету. Причем, по мнению Лебона, толпа обладает незаурядным воображением. А истинным источником мотивации толпы являются чувства. Поэтому применяемая какая-либо рациональная аргументация на толпу не действует; а т. к. рассуждения толпы основываются на свободных ассоциациях, то и возможный лидер толпы должен мыслить исключительно образами и помимо применения трех методов воздействия: убеждения, повторения и суггестии (внушения), использовать исключительную внутреннюю убежденность в собственной правоте.
Говоря о суггестивных механизмах в толпе, следует обратить внимание что становятся возможны они в результате разрушения личностной структуры индивида и подчинении его общей идее толпы, в результате которой внушение, собственно, и становится возможно.
© Сергей Зелинский, 2005 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора
Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой
Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.
Толпа с точки зрения психологии
Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.
Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.
Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.
Психологические особенности толпы
Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.
Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.
Феномен психического заражения
Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.
В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».
Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.
Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.
Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?
Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.
Утрата рационального контроля
Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.
Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.
Как образуется толпа
Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.
Из кого состоит толпа
Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.
Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.
Стадии возникновения толпы
Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.
Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.
Виды толп
Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:
Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.
По степени активности
Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.
По характеру эмоциональности
Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:
По степени стихийности
Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.
Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.
Как управлять толпой
Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.
Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:
Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:
Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.
Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.
Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.