какие существуют виды технического обслуживания автомобилей
Виды и периодичность технического обслуживания
Техническое обслуживание автомобилей проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомобили проходят техническое обслуживание по плану-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреждение отказов и неисправностей, предотвращение преждевременного износа деталей, своевременное устранение повреждений, препятствующих нормальной работе автомобиля. Таким образом, техническое обслуживание является профилактическим мероприятием.
Отказом называется нарушение работоспособности автомобиля, приводящее к временному прекращению его нормальной эксплуатации (остановка на линии, нарушение расписания движения и т. п.).
Все другие отклонения технического состояния подвижного состава и его агрегатов от установленных норм являются неисправностями.
В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов.
Согласно действующему положению техническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида.
Выполняя ежедневное техническое обслуживание, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию.
Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки.
Второе техническое обслуживание помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы отопления в кабине автомобиля.
Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации.
В табл. 1 приведены данные о периодичности ТО-1 и ТО-2 различного подвижного состава для трех категорий условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624—76 (с 1 января 1977 г.).
1. Периодичности технического обслуживания автомобилей
2. Характеристика категорий условий эксплуатации
Характеристика условий эксплуатации | Периодичность технического обслуживания, км | |
ТО- | ТО-2 | |
Городские и загородные дороги преимущественно с асфальтовым и другим усовершенствованным твердым покрытием | 3000 — 3500 | 6000 — 7000 |
Загородные дороги со щебеночным, гравийным с другим покрытием, находящиеся в удовлетворительном состоянии | 2500-3000 | 5000 — 6000 |
Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другим покрытием | 1500-2000 | 3000 — 4000 |
Порядок технического обслуживания
Таблица 8
Примечания: 1. После окончания обкатки (2500 км) отломить ограничительный штифт на крышке корпуса смесительной камеры карбюратора.
2. Уход за аккумуляторной батареей производить согласно прилагаемой инструкции завода-изготовителя.
3. Операцию очистки внутренней полости фонарей указателей поворота проводить по мере их загрязнения.
Ежедневное техническое обслуживание
ЕО проводят каждые сутки после длительной поездки. Главной задачей ремонтников становится приведение внешнего вида машины в надлежащий вид, внутренних частей — в правильное состояние, в проверке бака и полной его заправке бензином, добавлении масла, воды и воздуха. Шины также подлежат осмотру и замене в случае необходимости. Хоть это можно сделать и самому, но все же периодичность технического обслуживания нужно соблюдать.
Основные задачи ежедневного обслуживания:
Стоимость ежедневного обслуживания иногда доходит до высоких цифр, поэтому не всем захочется каждые сутки привозить свою «ласточку» на станцию. Это вполне логично, и понять такого водителя можно. Однако хотя бы раз-два в две недели автомобиль следует отвозить на профилактические меры.
Ежедневное обслуживание (ЕО)
Таблица 2. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании (ежедневное обслуживание)
Операция технического обслуживания | Приспособления и инструмент | Основные указания |
Контрольные работы | ||
1. Осмотреть автомобиль, выявить наружные повреждения и проверить состояние кабины, платформы, запорного механизма кабины, рессор, шин и номерных знаков | Внешним осмотром | |
2. Проверить исправность заднего борта автомобиля-самосвала и механизма запора его, буксирного прибора бортового автомобиля, седельно-сцепного устройства седельного тягача | Внешним осмотром | |
3. Проверить исправность и действие приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей, работу контрольных приборов, устройства для обмыва стекла, компрессора и генератора, а также механизма подъема и упора платформы автомобиля-самосвала | Работа стеклоочистителей должна быть бесшумной, щетки должны плотно прилегать к стеклу. Переключатели — центральный ножной и указателей поворота должны обеспечивать надежное включение света в соответствии с положениями | |
4. Проверить состояние шарниров рулевых тяг и привода рулевого управления, состояние и действие ручного тормоза | Внешним осмотром | |
5. Проверить герметичность привода тормозов, отсутствие подтеканий в системе гидроусилителя рулевого механизма, соединениях системы питания, смазки и охлаждения, герметичность шлангов механизма подъема платформы автомобиля-самосвала | Внешним осмотром. Течь и подтекание не допускаются | |
Уборочные и моечные работы | ||
6. Произвести уборку кабины и платформы | Моечная установка, деревянные скребки Ветошь, щетки | |
7. Вымыть автомобиль | То же | |
8. Обтереть стекла фар и подфарников, указателей поворота, стекла кабины, зеркал заднего вида, задних фонарей и номерные знаки | То же | |
Смазочные, очистные и заправочные работы | ||
9. Проверить наличие топлива в баках и при необходимости дозаправить баки | Топливозаправочная колонка | Проверку производить по указателю уровня на щитке приборов |
10. Проверить уровень и при необходимости долить масло в картер двигателя | Ведро, воронка с фильтром, маслозаправочная колонка | Уровень масла определяется по верхней метке на указателе не ранее чем через 5 мин после остановки двигателя |
11. В зимнее время слить отстой из топливного фильтра тонкой очистки и топливного бака | Ключи гаечные 10х12, 22×24, кружка | Слить 0,1 л топлива, запустить двигатель и дать ему проработать 3-4 мин |
12. Проверить уровень жидкости в системе охлаждения, бачке устройства для обмыва ветрового стекла и при необходимости долить. При наступлении холодного времени поставить автомобиль на пост подогрева, слить воду из системы охлаждения и пускового подогревателя. Перед пуском, при отсутствии системы подогрева, залить горячую воду или использовать другие средства подогрева | Ведро, воронка, водозаправочная колонка | Проверить визуально при открытой пробке |
13. По окончании работы слить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов | Конденсат сливать при наличии воздуха в системе |
Работы при ежедневном обслуживании
Сезонные осмотры
Техническое обслуживание оборудования осуществляется на станциях во время перехода на зимний и летний период. При стабильном и комфортном климате (например, в средней полосе России) никаких проблем при осмотре и замене необходимых элементов не возникает. Наиболее важными работами в сезонных осмотрах являются замена жидкости в стеклоомывателе и смена шин. Также нередки случаи, когда проводится обработка кузова от коррозии.
В регионах, где климат беспощаден, на СТО рабочие проводят замену моторного масла в зависимости от наступающего сезона. Обычная жидкость, которая якобы предназначена для любого времени года, из-за постоянных скачков температуры окружающей среды меняет свою консистенцию. Например, из-за сильных морозов она становится похожей на густой мед. Впоследствии будет трудно (или невозможно) завести автомобиль. В летний период следует пользоваться именно таким маслом, так как зимнее теряет все свои свойства и становится бесполезным.
Периодичность технических ремонтов
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлены следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежедневное техническое обслужив (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СТО), текущий ремонт, капитальный ремонт и технический осмотр.
Ежедневное техническое обслуживание выполняют после работы автомобиля на линии и перед выездом его на линию. Основное назначение ЕТО — общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида, заправка автомобиля.
Первое и второе технические обслуживания выполняют через определённые пробеги автомобилей, устанавливаемые в зависимости от условий их эксплуатации. Основное назначение ТО-1 и ТО-2 — снижение интенсивности изнашивания деталей и поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.
Текущий ремонт автомобилей выполняют по потребности при ТО-1 и ТО-2 т.е без принятой периодичности. При текущем ремонте устраняют возникаю- щие отказы и неисправности. Он способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях.
Капитальный ремонт проводят через установленные нормы пробега автомобилей в километрах, зависящих от категории условий эксплуатации и природно-климатических зон. При капитальном ремонте восстанавливают работоспособность автомобиля, обеспечивающую его пробег не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей и его агрегатов.
Условия эксплуатации автомобилей определяются тремя категориями в зависимости от характеристики дорог.
I категория условий эксплуатации — это автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненными к ним покрытиями в пригородной зоне, и за ее пределами, а также улицы небольших городов (с населением до 100 тыс. жителей).
II категорияусловий эксплуатации — это автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненными к ним покрытиями в горной местности, улицы больших городов, а также дороги щебеночным или гравийным покрытием, грунтовые профилированные и лесовозные дороги.
III категория условий эксплуатации это автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием в горной местности не профилированные дороги и стерня, карьеры, котлованы и временные подъездные пути.
На практике потребность в капитальном ремонте автомобиля устанавливает комиссия при техническом осмотре и по заявлению водителя. Обычно капитальный ремонт всего автомобиля проводят в том случае, когда кузов легковых автомобилей и автобусов или рама и кабина грузовых автомобилей, а также большинство агрегатов требуется капитально ремонтировать. Агрегат капитально ремонтируют в том случае, если его базовую деталь надо заменять или ремонтировать, а также, если общее состояние агрегата в связи с износом большинства деталей не может быть восстановлено при текущем ремонте.
Сезонное техническое обслуживание и технический осмотр автомобилей проводят так же, как и тракторов.
Работы при проведении технического обслуживания
Когда проводится ремонт и техническое обслуживание, любая машина диагностируется, после чего выполняются следующие работы:
Контрольные работы, проводимые при ЕО
.Для начала необходимо осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп), выявить наружные повреждения и проверить его комплектность, проверить состояние дверей, кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, заднего борта автомобиля-самосвала, рессор, колес, шин, опорно-сцепного (буксирного) устройства, опорных катков (полуприцепа), убедиться в надежности сцепки прицепного состава и т.п.
Исполнительская часть операций технического обслуживания производится по потребности, на основе результатов выполнения их контрольной части. Настоящие перечни являются обобщенными; уточняются для конкретных моделей автомобилей и их модификации во второй части Положения. На основе перечней основных операций разрабатываются мероприятия по организации и технологии контроля (диагностирования) технического состояния подвижного состава, выполнению других работ технического обслуживания. Техническое обслуживание специального оборудования автомобилей (насосов, холодильных установок и т. п.) осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
В процессе проведения ЕО необходимо выполнять следующие мероприятия:
§ проверить правильность и целостность опломбирования спидометра и таксометра, действие приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции;
§ проверить внешним осмотром состояние гидроусилителя рулевого управления, проверить люфт рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес;
§ проверить осмотром герметичность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов и механизма выключения сцепления, систем питания, смазки и охлаждения, гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала, проверить состояние и натяжение приводных ремней;
§ проверить работу агрегатов, узлов, систем, спидометра, таксометра и других контрольно-измерительных приборов автомобиля на ходу. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.
На что следует обратить внимание перед поездкой?
Выезжая из гаража, водитель должен быть уверенным в работоспособности каждой системы автомобиля. Именно поэтому следует обратить внимание на следующие нюансы, которые помогут сохранить особую периодичность технического обслуживания:
Виды технического обслуживания автомобилей
Специфика вариантов ТО обусловлена двумя факторами. Во-первых, это жесткий ГОСТ, действовавший в СССР, где основная часть машин была государственной. Во-вторых, это низкий уровень надежности техники, производившихся в тот период. Тогда были приняты следующие виды ТО: ежедневное (ЕТО), первое (ТО-1), второе (ТО-1), сезонное (СТО). Сегодняшние регламенты для пассажирского и грузового транспорта во многом построены на применявшихся в СССР.
Однако, в России количество автомобилей в частной собственности выросло, а их надежность повысилась. Поэтому сейчас многие производители используют следующую классификацию видов ТО (для легковых авто в частной собственности):
Однако, основанная на советских регламентах классификация может существовать.
ВАЖНО! Операции при выполнении ТО, его частота и другие условия для каждого из видов перечислены производителем и указаны в документации к автомобилю. В первую очередь они зависят от того, сколько проехала машина.
Обязательные гарантийные ТО
Как правило, дилер гарантирует обслуживание проданной машины только при соблюдении пунктов заключенного договора купли-продажи. То есть, не модифицировать автомобиль самостоятельно и соблюдать другие ограничения (условия договора зависят от конкретного дилера). Соблюдение этих условий позволяет избежать лишних затрат по времени. Однако есть нюансы.
ВАЖНО! Во множестве случаев дилеры предлагают заключить договор на заведомо незаконных условиях, чтобы повысить свою прибыль. В первую очередь это касается ограничения зоны их ответственности и сокращения прав покупателя. Каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Например, по закону дилер обязан доказать, что установка магнитолы привела к поломке авто. Отказать в гарантийном обслуживании только на основании того, что оборудование установлено без участия официальных СТО, продавец не может.
Однако, многие предпочитают не рисковать и проходить ТО в авторизованных фирмах. Хотя этот метод всегда дороже.
Первое ТО
Первое ТО, как и любые другие виды, включает все элементы ежедневного: осмотр машины на наличие течей, следов коррозии, проверка уровня технических жидкостей и т.д. В рамках первого ТО проводятся:
Первым делом необходимо следить за давлением в шинах. От этого зависит не только длительный эксплуатационный период колес, но и безопасность водителя.
Нужно обратить внимание на следующие факторы, которые помогут обнаружить проблемы.
Что такое техническое обслуживание и его виды
Техническое обслуживание – это тот перечень работ, выполняемых в промежутках между плановыми и неплановыми ремонтами оборудования, который позволяет обеспечить необходимый уровень надежности работы оборудования.
Правильное техническое обслуживание и эксплуатацияпромышленного оборудования позволяет существенно снизить затраты на ремонт оборудования и уменьшить время его простоя.
У механиков, часто возникает вопрос: какой перечень работ следует включать в техническое обслуживание, кто его должен выполнять (рабочий персонал или вспомогательные службы), где найти типовое руководство по техническому обслуживанию. На эти вопросы я попытаюсь ответить далее.
Начну с того, что основными документами, регламентирующими применение системы технического обслуживания считаются два госта: ГОСТ 28.001-83 “Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные положения” и ГОСТ 18322-78 “Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения”. Согласно этим документам, техническое обслуживание делится по видам и методикам.
Виды и методы технического обслуживания
По чем классифицируется | Наименование термина |
Виды технического обслуживания | |
Этапы эксплуатации | Техническое обслуживание при хранении |
Техническое обслуживание при перемещении | |
Техническое обслуживание при эксплуатации | |
Техническое обслуживание при ожидании | |
Перидичность выполнения | Периодическое техническое обслуживание |
Сезонное техническое обслуживание | |
Условия эксплуатации | Техническое обслуживание в особых условиях |
Регламентация выполнения | Регламентированное техническое обслуживание |
Техническое обслуживание с периодическим контролем | |
Техническое обслуживание с постоянным контролем | |
Организация выполнения | Поточное техническое обслуживание |
Централизованное техническое обслуживание | |
Децентрализованное техническое обслуживание | |
Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом | |
Техническое обслуживание специализированным персоналом | |
Техническое обслуживание эксплуатирующей организацией | |
Техническое обслуживание специализированной организацией | |
Техническое обслуживание предприятием изготовителем | |
Методы технического обслуживания | |
Организация выполнения | Поточный метод технического обслуживания |
Централизованный метод технического обслуживания | |
Децентрализованный метод технического обслуживания | |
Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом | |
Метод технического обслуживания специализированным персоналом | |
Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией | |
Метод технического обслуживания специализированной организацией | |
Метод технического обслуживания предприятием-изготовителем |
Болезненным вопросом для главных механиков является и то, кем должно выполняться техническое обслуживание оборудования. С одной стороны оно предполагает надзор и уход за оборудованием, часто без его остановки. С другой – включается в систему ТОиР или ППР в качестве плановой регламентной работы, как промежуточный комплекс мероприятий между плановыми ремонтами.
Удачным решением является разделение понятия техническое обслуживание на текущее и плановое.
Текущее техническое обслуживание
Текущее или нерегламентированное техническое обслуживание включает в себя:
Плановое техническое обслуживание
Плановое техническое обслуживание и ремонт (по необходимости) выполняется персоналом ремонтной службы. В состав плановых традиционно включают работы, требующие разборки какого-либо узла оборудования. Конечно же, такую работу должен выполнять обученный рем. персонал.
Плановое или регламентированное техническое обслуживание выполняемое ремонтным персоналом, включают в себя:
Все результаты изменений в состоянии обслуживаемого оборудования (как при проведении текущего так и при плановом техническом обслуживании) должны регистрироваться. Для этого применяют различные методы: заводят эксплуатационные или ремонтные журналы, вносят в компьютер, применяют карты осмотра.
Очень хорошо зарекомендовал себя метод организации технического обслуживания и ремонта с использованием технологических карт технического обслуживания. Они позволяют не только в доступной форме довести до обслуживающего персонала перечень и периодичность работ при техническом обслуживании, но и проконтролировать исполнение этих работ.Усилить эффект можно организацией маршрутов обхода ремонтным персоналом,составлением спецификаций на расходные материалы, составлением карты смазок.
Типового руководства по техническому обслуживанию не существует. Основная масса таких документов имеет локальный статус и разрабатывается в рамках какой-либо системы менеджмента. К тому же, для каждого типа оборудования необходим свой перечень ремонтных работ. Для того,чтобы избавиться от излишней бумажной рутины, имеющееся на предприятии оборудование сортируют по группам и разрабатывают методологии технического обслуживания для них.
Удобно разделять оборудование в два этапа.
Первый – в соответствии с бухгалтерским балансом основных средств:
Чаще всего механиков интересует группа “технологическое оборудование”, как самая многочисленная и требующая постоянного внимания.
Ее, в свою очередь, принято делить на подгруппы по назначению:
Внутри этих подгрупп значительно удобнее выделять объекты для описания и осуществления над ними ремонтных функций.
Ниже, вы можете ознакомиться с составом работ, которые принято включать в техническое обслуживание для различных групп оборудования:
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте
Внимание покупателей подшипников
Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас: tel:+7 (495) 646 00 12 [email protected] Доставка подшипников по РФ и зарубежью. Каталог подшипников на сайте
Электрические системы
Самые частые проблемы встречаются именно с аккумулятором. Если проверять его каждый день, то избежать проблемы достаточно легко:
Благодаря данным советам машина, как часы, будет заводиться в любой мороз.
Тормозная система
Какой бы ни была периодичность технического обслуживания, проверять на утечку тормозную систему следует постоянно, и чем чаще, тем лучше. Ведь мало кому хочется узнать о неисправности в процессе езды, когда автомобиль просто откажется отвечать на желание водителя остановиться. При проверке следует помнить, что жидкость опасна и легко может навредить глазам.
При заливке нового раствора следует учитывать, что он не должен долгое время стоять открытым на воздухе. Иначе последний попадет в жидкость, и тормозить будет трудно.
Двигатель
Конечно же, двигатель является важной составляющей любого автомобиля. Его нужно проверять так же часто, как и тормозную систему. Любые виды технического обслуживания имеют в своем перечне заданий осмотр агрегата.
С двигателем лучше, если плохо водитель разбирается в системе автомобилей, не работать самостоятельно. Средства технического обслуживания, которые используются на станциях, позволяют провести мониторинг и замену деталей в два раза быстрее.
Моторное масло
Перед тем как проверять моторное масло, необходимо правильно установить автомобиль. Приступать к процессу следует либо перед включением двигателя, либо через пять минут после его глушения. При покупке масла следует обратить внимание на то, подходит ли оно установленному типу агрегата. Ведь современная техника слишком требовательна и капризна в таких вопросах. Если водитель заметил, что постоянно приходится менять масло (слишком часто), то нужно искать место утечки. Иногда бывает так, что последнее обнаружить не удалось. В таком случае имеет место говорить об износе поршней в двигателе. Постоянная периодичность технического обслуживания поможет заметить все существующие проблемы. Но некоторые модели сами по себе слишком часто требуют замену масла. Следует консультироваться с работником СТО или прочесть инструкцию. Уровень масла рекомендуется постоянно поддерживать на среднем уровне. Если жидкости слишком мало, то есть вероятность испортить сальник.
Почему так важно посещать СТО?
Машина постоянно подвергается воздействию пыли, солнечного света, а также испытывает вибрации. Это касается любых автомобилей, даже если водители стараются ездить только по ровным дорогам. Те машины, которые продолжительное время простаивают без эксплуатации, портятся намного быстрее в сравнении с часто использующимися. Конечно же, основные детали не придут в негодность, но резиновые элементы со временем постареют, и их придется менять. Поэтому, если машина с пробегом в 3 тыс. км долгое время простояла в гараже, ее сперва нужно отвезти на станцию, чтобы провести техническое обслуживание. Техники у СТО достаточно, и сотрудники проведут работы в короткий срок.
- какие существуют виды технических регламентов порядок их разработки и принятия
- какие существуют виды течений