какие существуют военные угрозы для россии

Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена, благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.

Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Основные внешние угрозы военной безопасности России:

1. Территориальные претензии к Российской Федерации.

2. Вмешательство во внутренние дела Российской Федерации.

3. Попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира.

4. Наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников.

5. Создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося военного баланса, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях.

6. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации.

7. Ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств.

8. Создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников.

9. Нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане.

11. Враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия.

12. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах.

Основные внутренние угрозы военной безопасности России:

1. Попытка насильственного свержения конституционного строя.

2. Противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

3. Планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры.

4. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований.

Обеспечение военной безопасности России.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения военной безопасности – предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Российская Федерация в области обеспечения военной безопасности выполняет следующие мероприятия:

· исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;

· сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;

какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии

· проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств-участников СНГ, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;

· придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;

· рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;

· отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях;

· строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;

· содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав

Источник

НАТО назвало Россию главной военной угрозой на ближайшие 10 лет

какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии

Россия является для НАТО главной военной угрозой как минимум до 2030 года. Об этом говорится в докладе о реформировании альянса «НАТО — 2030», который опубликован по итогам консультаций глав МИД альянса.

«В перспективе до 2030 года Россия, скорее всего, останется главной военной угрозой для альянса», — говорится в документе.

В нем отмечается, что альянс намерен усиливать свои возможности по сдерживанию России, но при этом продолжая диалог о мирном сосуществовании на базе Совета Россия — НАТО. Диалог, как подчеркивается в документе, НАТО готово вести лишь с позиции силы.

какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии

«Хотя Китай не представляет для альянса такого масштаба непосредственной военной угрозы, как Россия, он расширяет свои военные возможности в Средиземном море, Атлантическом океане и Арктике, а также углубляет оборонное сотрудничество с Россией», — утверждается в докладе.

Комментируя этот доклад, глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев сказал, что заявления об «угрозах» НАТО со стороны России и других стран необходимы для преодоления разногласий внутри самого альянса. «Внешние «пугала» нужны прежде всего для того, чтобы преодолеть трения внутри альянса и вообще чтобы попытаться вернуть ощущение бодрости организму с «умершим мозгом», вспоминая выражение [Эмманюэля] Макрона», — написал сенатор в Facebook.

Источник

Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии

какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии

какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов.

Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

3.1.1 Основные внешние военные опасности:

а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

к) распространение международного терроризма;

9. Основные внутренние военные опасности:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

в) дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

3.2 Основные военные угрозы:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть фото какие существуют военные угрозы для россии. Смотреть картинку какие существуют военные угрозы для россии. Картинка про какие существуют военные угрозы для россии. Фото какие существуют военные угрозы для россии

д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Военные конфликты характеризуются целями, способами и средствами достижения этих целей, масштабами и сроками военных действий, формами и способами вооруженной борьбы и применяемыми вооружением и военной техникой.

3. 2.1 Характерные черты современных военных конфликтов:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

г) усиление роли информационного противоборства;

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

3. 2.2 Особенности современных военных конфликтов:

а) непредсказуемость их возникновения;

б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

г) заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересахформирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Источник

Кто и что угрожает России.

На пространство безопасности России, как мирового игрока, воздействуют процессы, идущие и предполагаемые на пространстве Европы, Африки, Ближнего Востока, Центральной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки. Примером тому, может служить проблема американской ПРО, как элемент передового базирования средств ядерного нападения. Первый район ПРО расположен в Северной Америке (на Аляске). Второй – совместный морской компонент японо-американский в Японском море. Третий район планируется разместить на территории Польши и Чехии. Четвертый район – на территории Великобритании. Не следует забывать о совместной израильско-американской ПРО на Ближнем Востоке.

Все возрастающая опасность со стороны КНР. Проблема, влияющая на пространство безопасности на дальневосточных рубежах, но о которой политкорректно стараются не распространяться политики. Это пористость и наличие спорных участков границы между Китаем и Казахстаном, Китаем и Вьетнамом, Китаем и Тайванем. Несбалансированность вооруженных сил. Слабо прикрытые территориальные претензии к соседним странам, декларируемые во внутриполитических дискуссиях. Демографическое давление на приграничные страны. Если разгорится конфликт с Китаем, в нем будут применены все средства вооруженной борьбы. КНР, по оценкам многих экспертов, уже выходит на передовые позиции в Евразии. Противостоять такому гиганту при каком-либо конфликте в одиночку практически невозможно.

Концепция КНР подразумевает перенесение боевых действий из приграничных районов в зоны «стратегических границ» или даже за их пределы. При этом причинами военных конфликтов могут стать сложности на пути «обеспечения законных прав и интересов Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)». Фактически, данная концепция определяет цели и задачи современного китайского экспансионизма, в сферу которого вовлечены те территории России, которые активно заселяются китайцами. Долговременная программа строительства Вооружённых сил Китая состоит из трёх этапов. По окончании первого (2000г.) ВС достигли способности защитить жизненные интересы Китая, в том числе путём успешного ведения локальных войн низкой и средней интенсивности по всему периметру границы, а также «эффективно сдерживать и устрашать потенциальных противников». На втором этапе (до 2010г.) ВС должны превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства». На третьем этапе (до 2050г.) предполагается завершение формирования ВС, способных «одержать победу в войне любого масштаба и продолжительности с использованием всех средств и способов ведения вооруженной борьбы».

Хотя указанная концепция не называет прямо направление, в котором будут расширяться «стратегические границы жизненного пространства» Китая, достаточно очевидно, что это может быть только Россия, в первую очередь, её восточные регионы, прилегающие к границе с Китаем, а также Центральная Азия, в первую очередь – Казахстан. Восточная Сибирь и Дальний Восток РФ обладают гигантской территорией и природными ресурсами, при этом достаточно быстро сокращающемся населением. Схожая ситуация имеет место в Казахстане. В Индокитае (другом потенциальном направлении китайской экспансии) ситуация во всех отношениях является прямо противоположной: недостаток территории и природных ресурсов при высокой плотности коренного населения. Индия в качестве направления экспансии, разумеется, рассматриваться не может, по меньшей мере, по причинам географического (между Китаем и Индией лежат Гималаи) и демографического (население Индии почти равно по численности китайскому населению при гораздо меньшей площади территории). То, что экспансия Китая будет вестись, главным образом, в направлении России, подтверждается как ведущейся в этой стране официальной пропагандой, так и характером военного строительства в КНР.

Следует подчеркнуть, что в Китае вся полнота власти остаётся в руках коммунистической партии, поэтому как официальная пропаганда, так и научные труды находятся под полным контролем партийных органов и отражают исключительно официальную точку зрения. Потому ссылки на то, что рассуждения о возможной военно-политической экспансии КНР могут отражать позицию неких маргиналов, не имеющих реального отношения к реальной власти (как это нередко бывает в современной России), заведомо неубедительны. В настоящее время официальная китайская историография рассматривает действия России в отношении Китая, начиная с XVII века, исключительно как агрессию, а все договоры, кроме Нерчинского – “неравноправными” и “несправедливыми”. Во многих китайских источниках даже Нерчинский договор рассматривается как уступка со стороны Китая.

Следует подчеркнуть, что КНР не следует представлять в качестве иррационального агрессивного тоталитарного режима. Его политическое руководство в высшей степени рационально. Однако перед этой страной стоит комплекс весьма серьезных проблем: демографических, экологических, экономических. Можно лишь сказать, что сочетание этих проблем таково, что решение одних ведет к усугублению других. Экспансия с целью захвата территорий и природных ресурсов в среднесрочной исторической перспективе является для Китая, возможно, единственным способом избежать серьезнейшего кризиса, угрожающего самому существованию этой страны как единого целого. Хотя экспансия эта, предположительно, будет носить, в первую очередь, экономический и демографический характер, нельзя исключать и прямой военной экспансии.

Не исключено, что угроза со стороны США и НАТО является на сегодняшний день угрозой гипотетической, но вполне вероятно может стать реальной. В военном плане несение боевого дежурства стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок США в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике. В политическом плане это вычленение блоком НАТО калининградского анклава и создание предпосылок для давления на Россию под угрозой размещения вдоль границ воинских контингентов участников блока. В военно-технической сфере – это модернизация бывшей инфраструктуры ВС СССР и Варшавского блока, способствующей развертыванию крупных передовых группировок войск, которые реально могут представлять угрозу России. Увеличение глубины воздействия тактической авиации НАТО с аэродромов новых членов практически на глубину европейской части России. Расчленение системы базирования Балтийского флота на Калининградскую и Санкт-Петербургскую, резкое сужение действий Черноморского флота, и попытки военно-морского проникновения на Каспий.

Расширение НАТО на восток – это возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов. Значительное влияние на изменение уровня безопасности оказывают процессы трансформации Вооруженных сил США и расширение НАТО на Восток в регионы Кавказа, Средней и Центральной Азии, не снижаемые, к сожалению, сотрудничеством в рамках Совета Россия-НАТО. Появление серых неконтролируемых зон в Европе и дисбаланс в вооружениях порождают новые проблемы в контроле над обычными вооружениями. Ухудшение отношений России с НАТО, связанные с трансформацией группировок США в Европе и размещением радиолокационных станций НАТО и США в Великобритании, Норвегии, Латвии, Литве и Эстонии. Открытие базы противоракетной обороны США в Польше и РЛС на территории Чехии. Мало похожие на добрососедские отношения Россия – страны Балтии и связанные с этим проблемы с переездом российских граждан, проживающих в Калининградском анклаве, и споры по статусу «неграждан» в странах Балтии.

Приблизившейся к границам СНГ Североатлантический альянс, невнятно обосновывающий свое продвижение к Черному и Каспийскому морю и свои базы в Средней Азии. Настораживает и возможное развязывание нового вооруженного конфликта с Ираном, непосредственно примыкающего к южным границам СНГ. Включение все большего и большего количества стран в альянс существенно снижает внутреннюю устойчивость и дееспособность альянса в целом. Известно, что чем больше элементов в управляющей системе, тем сложнее управление и согласование действий, и снятие возникающих между ними противоречий. Решение Рижского саммита НАТО о развертывании ПРО не исключает использование элементов воздушного базирования на самолетах в разрешенных коридорах воздушного пространства для обеспечения деятельности войск НАТО в Афганистане. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Угроза ввода иностранных войск, в нарушение устава ООН, на территорию сопредельных государств.

Угрозы, связанные с возможными несанкционированными пусками одиночных ракет, в том числе и с ядерными боеголовками с территорий соседних стран, обладающих ракетными и ядерными технологиями, в том числе и с ядерными боеголовками с территорий КНДР, КНР, Ирана, Пакистана, представляют реальную, а не виртуальную угрозу для России. Между этими государствами налажено сотрудничество и обмен ракетными технологиями. Эти государства располагают ракетами средней дальности, которые могут поражать цели на расстоянии 2000 км. Территория России и Евразии находится в их зоне досягаемости и поражения.

Не меньшую опасность для России представляет существование нежизнеспособных государств на границах России. Из них наибольшую угрозу для России представляет ситуация в Грузии, возглавляемая националистским руководством, не признающим права меньшинств на самоопределение. Оно не способно самостоятельно существовать без иностранной помощи и решать созданные им же территориальные проблемы, не имеет рычагов влияния на ситуацию коррумпированности и самой крупной на территории СНГ организованной преступностью (треть руководства криминального мира СНГ составляют этнические грузины или выходцы из Грузии), вольготно себя чувствующей при грузинском договорном правосудии. Совет Европы отмечает, что Грузии не удалось выполнить в общей сложности 33 обязательства и рекомендации, взятые Тбилиси на себя при вхождении в Совет Европы.

Угрозой последнего времени для России стали споры о пересмотре принадлежности Ледовитого океана. «Битва» России, США, Канады, Дании и Норвегии началась за Арктику пока в рамках дозволенного, но окончательно переходит из разряда гипотетической возможности в категорию очевидной геостратегической реальности. Российско-норвежские споры о пересмотре статуса Шпицбергена и условий рыболовства в его зоне. По данным геологической службы США, на дне Северного Ледовитого океана располагается около 25% мировых запасов нефти и газа, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца. Неразведанные запасы углеводородов, залегающие в потенциально российской акватории, оцениваются учеными в 9-10 млрд. тонн условного топлива. Под «российским» льдом больше нефти, чем в странах ОПЕК, вместе взятых. Только запасы арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд. тонн, что в 2,4 раза больше всех ресурсов России. Арктические запасы нефти и газа, других полезных ископаемых, а также биоресурсы долгое время не осваивались из-за крайне затрудненного доступа к ним. По данным канадских ученых, в период с 1969 по 2004гг. объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15%. В некоторых местах на западе страны он снизился на треть. По прогнозам специалистов, уже к 2040г. из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, что существенно облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки.

В Дальневосточной части России влияние оказывает Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором находится Большая часть Китая, большая часть Юго-Восточной Азии. Регион, в котором сосредоточенна вторая по численности после Европы группировка войск, не считая группировки России и Китая. Только на корейском полуострове сосредоточена почти миллионная группировка КНДР и такая же у союзников Южной Кореи – США и Японии. Наибольшую угрозу для пространства безопасности этого региона несет предсказуемая политика Северной Кореи, которая за последние годы неоднократно проводила и пуски оперативно-тактических и тактических и баллистических ракет. Наличие под «боком» основных баз Российского Тихоокеанского флота маленькой ракетной страны, которая не считает нужным даже предупреждать соседние государства о предполагаемых пусках оперативно-тактических и стратегических ракет делает КНДР достаточно неудобным партнером и создает постоянную угрозу.

У России до сих пор не завершен процесс разграничения морских границ с США. Такое положение возникло в результате заключения 1 июля 1990г. Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств. С советской стороны его «подписывал бывший министр иностранных дел Э.Шеварднадзе (экс-президент Грузии), который дал согласие на его немедленное применение (до ратификации) на практике. Эта “линия разграничения” получила название “линии предательства Шеварднадзе” из-за ущемления рыболовных и государственных интересов России. США ратифицировали это Соглашение, Россия – нет. Ежегодно на самом оживленном в рыболовном отношении участке – Беринговом море – происходит существенное напряжение, вызванное задержанием американской береговой охраной российских рыболовных судов, которые обвиняются в нарушениях договорной линии морского разграничения. По-прежнему не удается снять территориальные претензии к России со стороны Японии (Курильские острова).

Усиливаются угрозы национальной безопасности РФ в информационной сфере. Угрозы в информационной сфере тесно переплетаются с информационной безопасностью. Развитие мирового сообщества наглядно демонстрирует, что важнейшим фактором, определяющим развитие современного общества, является бурное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы современной жизни. Наиболее важным ресурсом, оказывающим все большее влияние на национальную безопасность, становится информация, циркулирующая в автоматизированных системах управления и связи. В тоже время, все в большей степени развертывается межгосударственная борьба за лидерство в информационной сфере. В международных отношениях давно в ходу такие понятия как «информационная война», «информационные войска», «информационное противоборство», «информационная операция».

И не факт, что армия, разбившая армию врага, выигрывает войну. Следует признать, что в России, в первые пять дней боевых действий против Грузии, проиграли информационную войну. На всех ее этапах. Хотя примеры уже были. США выиграли войну у Республиканской армии в Ираке, а Израиль победил в Ливане у «Хизбаллы» (в военном плане), но проиграв информационную войну, в сущности, проиграли войну в целом. В настоящее время Израиль еще больше проигрывал информационную войну против боевиков «ХАМАС».

Поскольку информация в России шла только на «своего жителя», не обращая внимания на мировое сообщество. Можно полагать, что впервые за всю постсоветскую историю авторитет России упал более чем у 9/10 странах мира. Российское население считает и воспринимает войну как справедливую, армия выполняет «операции по подержанию мира». Россияне поддерживают свое правительство, но армия попадает под огонь критики мирового сообщества. Стремление говорить на западном языке при описании происходящего в Южной Осетии не срабатывает так, как это работало на Западе, например, в случае с Косово. Причина проста – в распоряжении России нет того политико-информационного инструментария, которым располагают США и государства Западной Европы. Россия возвращается как серьезный игрок в регионе, способный не только сыпать гневными дипломатическими нотами или использовать свои поставки газа/нефти в случае очередного демарша бывших союзников или сателлитов, но и применять военную силу. Кроме того, РФ продемонстрировала редкую принципиальность в отстаивании своих национальных интересов, качество, до того считавшееся прерогативой США.

Угроза НАТО силового решения иранской ядерной проблемы. Задача закрепиться на Кавказе (в том числе и у северных границ Ирана) имеет для США стратегический масштаб. И тому есть подтверждения. Высказывания заместителя командующего войсками США в Европе генерала Чарльза Уолда о размещении в Грузии установок ТНААD (высотной зональной защиты) части группировок сил при возможной силовой акции против Ирана, и желание Пентагона получить шанс для проведения учений и операций в этой стране, не могут не вызывать тревоги у России. Именно территория Южного Кавказа может стать одним из плацдармов для новой войны против Ирана, что противоречит российским национальным интересам. В сообщениях прессы просочились несколько вариантов «умиротворения иранской атомной программы». Потеря контроля над ситуацией в Ираке коалиционной группировкой, потери которой достигли более 5000 человек убитыми и около160 тыс. ранеными, не считая гражданского населения, и где страна все больше и больше скатывается к гражданской войне.

Не меньшую угрозу представляют очаги напряженности на Большом Ближнем Востоке. Палестино-израильский конфликт, готовый перерасти в гражданскую войну.

Угрозы в области пограничной сфере. Большая часть пограничной линии России не прошла соответствующего международно-правового оформления и не имеет статуса государственной границы, потому что не делимитирована (точно не определена на местности) и не демаркирована (не установлены пограничные знаки). Можно сказать, что эффективно действующая система мер по охране государственной границы России есть только там, где она совпадает с границей бывшего СССР (т.е. с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией и КНДР). С учетом сказанного выше многие пограничные территории России и соседних государств являются спорными. Среди них имеются как «официальные» (на государственном уровне), так и «неофициальные» (на уровне общественных организаций и партий). Так, например, Норвегия предлагает отодвинуть западную границу России на Баренцево море на восток и принять под свою юрисдикцию более 150 тыс. кв. км акватории. В свою очередь, Латвия выступает за возврат под ее юрисдикцию Пыталовского и Палкинского районов Псковской области. Договор с Литвой о демаркации границ был подписан в 1997г., но еще остались определенные разногласия между странами о проведении границы в районе озера Виштитис (Виштинец), на Куршской косе и в районе города Советска. Работы по установлению государственной границы между Россией и Украиной только проводятся. Этот процесс обещает быть достаточно сложным, т.к. между странами имеются достаточно серьезные проблемы. Спорным является также вопрос о прохождении государственной границы по акватории Азовского моря и Керченского пролива. Открытые границы оказались выгодны по большей части соседям по СНГ, а не самой России. В результате РФ захлестнули многомиллионные волны неуправляемой миграции.

Угрозы для трубопроводных и энергетических систем – это не что-то абстрактное, а конкретное проявление в форме подрыва или выводе из строя нефте- и газопроводов, ЛЭП, не только в России и Иране, но и во Франции, Италии, Турции. Наиболее наглядно новые угрозы демонстрируются на примере систем безопасности газопроводов и нефтепроводов. По трубам, например, в России, транспортируется весь добытый газ, 99% нефти, половина продукции нефтеперерабатывающих заводов. Странно, что страны НАТО не хотят признавать эту угрозу, и считают, что энергетическая безопасность должна быть только в виде диверсификации поставок и затрудняют доступ России к стратегическим важным транспортным коммуникациям. «Увязывание» диверсификации энергоресурсов с поставками из России и стран Северо-Восточной Европы с положениями безопасности альянса НАТО. Энергетические проблемы и споры о безопасности прокладываемого по дну Балтийского газопровода вне территории Балтии и Белоруссии. Энергетические споры и незавершенность юридического оформления «газовых отношений» отношений России и Украины.

Технологические требования к безопасности трубопроводных систем, которые были в СССР, не применимы для ситуации современной России. У нее не только новая конфигурация границ, но и новые угрозы энергобезопасности, новые угрозы трубопроводных систем, и оценки их должны быть совершенно иными. России нужно принимать несколько кардинальных решений и мер для резкого улучшения системы безопасности на трубопроводном транспорте.

Экологическая угроза. Несмотря на спад производства и осуществление ряда природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне, экологическая обстановка в наиболее населенных и промышленно развитых районах страны остается неблагополучной, а загрязнение природной среды – высоким. Накопившиеся за десятилетия экологические проблемы нередко усугубляются проблемами, возникшими в последние годы (в том числе в результате ослабления государственного управления и поспешной приватизации собственности). За последние годы произошла деэкологизация государственного управления: сократилась государственная поддержка природоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождавшиеся снижением статуса и сокращением штатной численности и объемов бюджетного финансирования) поставили государственную систему охраны природы в критическое положение. Продолжение этого процесса реально угрожает разрушением природоохранных структур.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *