какие свечи лучше платиновые или иридиевые на двигатель
Какие свечи лучше иридиевые или платиновые? Иридиевые.
Доброго времени суток!
Много тем по этому поводу, но ответ я для себя так и не выкурил.
Пришла пора менять свечи и вопрос стоит в следующем, что ставить NGK 4477 (иридий) или NGK5809 (платина).
разница в цене 40 рублей, поэтому выбор по цене отметаем, именно необходимо понять, что лучше и почему?
Как я давно заметил, многие на вопрос, что лучше, отвечают не на основании технических характеристик, просто «потому», или ещё один распространённый ответ «у меня такие стоят»- ну да каждая лягушка хвалит своё болото.
Почитав мат часть, научную литературу я пришёл к выводу иридиевые лучше! Почему?
Платиновые свечи зажигания
Платиновые свечи зажигания
Базовым материалом для электродов является платина или сплавы с использованием этого металла. Платина демонстрирует устойчивость к коррозии, хорошо выдерживает воздействие высоких температур. Это значит, что центральный и боковой электрод выгорают намного медленнее.
По заявлениям производителей, такие элементы сохраняют свои показатели до 100 тыс. км. пробега. Искра на платиновых свечах мощнее и устойчивее по сравнению с искрой зажигания на обычных свечах.
Использование платины позволяет изготовить тонкий центральный электрод с низким напряжением, в результате чего воспламеняемость отличается стабильностью.
Рабочие показатели данных элементов постоянно сохраняются на высоком уровне, так как в течение всего заявленного ресурса зазор не подвергается существенным изменениям. Это позволяет добиться хорошей отдачи от мотора и одновременной экономии топлива.
Для современных высокофорсированных атмосферных и турбированных двигателей в продаже можно найти платиновые свечи с U-образным профилем. Данные продукты имеют положительный платиновый электрод диаметром 0.7 мм. Такой профиль позволяет полноценно сжигать смесь, обеспечивает легкость запуска двигателя.
Тонкость центрального платинового электрода и устойчивость боковых в сочетании с особым профилем позволяют таким деталям реализовать генерирование стабильной и мощной искры, причем даже тогда, когда напряжение понижено. В конечном итоге топливо в цилиндрах сгорает с максимальной эффективностью.
Иридиевые свечи зажигания
Иридиевые свечи зажигания
Теперь перейдем к иридиевым свечам. Эти элементы зажигания считаются разработкой нового поколения. Использование иридия позволило улучшить основные характеристики даже по сравнению с платиновыми аналогами. Заявленный производителем ресурс находится на отметке 100 тыс. км, гарантируется стабильное искрообразование и лучшая работа ДВС.
Центральный электрод из иридиевого сплава позволяет добиться диаметра 0.4 мм. Это значит, что изделия будут работать еще дольше, стабильнее и эффективнее. Такие элементы позволяют двигателю наиболее полноценно сжигать топливо в цилиндрах на протяжении всего заявленного срока службы.
Меньший диаметр электрода иридиевых свечей приводит к тому, что увеличивается стабильность искрообразования в любых условиях. Дело в том, что тонкий электрод позволяет создать высокую напряженность электрического поля. Это говорит о том, что для создания искры нужно меньшее напряжение.
Еще отметим, что иридий имеет заметно более высокую температуру плавления по сравнению с платиной, отличается большей прочностью. Получается, иридиевое ые свечи зажигания могут выдерживать значительные нагрузки и особенно устойчивы к износу.
Что лучше выбрать: платиновые или иридиевые свечи зажигания
В процессе эксплуатации бензинового двигателя, который конструктивно предусматривает наличие свечей зажигания, владелец постоянно сталкивается с необходимостью периодической замены свечей.
От правильного выбора этих элементов будет зависеть стабильность работы ДВС, качество сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, температурный режим, мощность, экономичность, токсичность отработавших газов и т.д.
Стоит отметить, что сегодня для большинства моторов производители предлагают сразу несколько вариантов изделий, начиная от простых бюджетных версий и заканчивая новыми высокотехнологичными решениями. К последним относятся свечи платиновые или иридиевые.
В этой статье мы поговорим о том, в чем заключается разница между иридиевыми и платиновыми свечами зажигания, а также постараемся ответить на частый вопрос, какие свечи зажигания лучше, иридиевые или платиновые.
Отличие иридиевых свечей от платиновых и стандартных
Начнем с того, что основным рабочим элементом любой свечи является электрод. Свечи зажигания бывают простыми одноэлектродными (с одним отрицательным электродом) и многоэлектродными. Обычный продукт представляет собой стандартный вариант с одним центральным электродом и одним боковым. Искра в таком элементе постоянно проскакивает между этими электродами, что приводит к их относительно быстрому выгоранию.
При этом важно знать, что производители не ограничились только увеличением числа электродов. Параллельно с этим используются разные материалы для их изготовления. Получается, большинство основных характеристик указанных элементов будет зависеть исключительно от особенностей изготовления электродной части. Другими словами, речь идет о материале изготовления электрода или его наконечника.
По этой причине свечи зажигания принято делить на:
Это значит, что во время производства электродов был использован или более дешевый материал (например, хром и никель), или же задействован дорогой сплав редкоземельных металлов (платина, иридий). От этого напрямую зависит и конечная стоимость изделия.
Выбираем свечи зажигания: платиновые или иридиевые
Прежде всего, для нормальной работы ДВС необходимо выбрать такие свечи зажигания, которые будут полностью подходить для данного типа двигателя. Речь идет о показателе калильного числа, физических размерах свечей и т.д.
Калильное число является важнейшим параметром, так как фактически показывает то количество тепла, которое свеча берет на себя из камеры сгорания силового агрегата. Если деталь перегревается, тогда она может быстро разрушаться, приводить к детонации двигателя, калильному зажиганию и т.д.
Слишком «холодные» элементы также плохо работают в двигателе, быстро покрываются нагаром, ухудшается качество искрообразования и сгорания топлива. В этом случае не происходит так называемой самоочистки свечей.
Итак, определившись с базовыми параметрами, можно далее обратить внимание на три вида доступных решений:
Добавим, что для конкретного мотора производители ДВС часто рекомендует использовать только иридиевые или платиновые свечи, исключая стандартные. Параллельно каждый изготовитель (NGK, Denso, Bosch и т.д.) дополнительно предлагает уникальные запатентованные решения в плане конструкции своих продуктов.
Например, у основания бокового электрода может быть выполнен u-образный вырез, изделия могут отличаться по величине зазора между электродами для полноты сгорания топливного заряда и т.п. Стандартом будут простые медные или хромоникелевые свечи, которые доступны по цене, но также имеют небольшой ресурс (до 30 тыс. км).
Как показывает практика, в СНГ с низким качеством топлива и на автомобилях с ГБО стандартные элементы может понадобиться менять каждые 20 тыс. км. По этой причине многие водители останавливают свой выбор на более долговечных аналогах. Теперь давайте разбираться, какие свечи лучше, иридиевые или платиновые.
Особенности иридиевых и платиновых свечей
Платиновые и иридиевые свечи зажигания являются продуктом более современных технологий, так как использование этих металлов в процессе изготовления электродов существенно увеличивает срок службы элемента. Например, платиновая свеча, которая правильно подобрана для двигателя, даже на плохом горючем может выходить 40-50 тыс. км. пробега. В случае с иридием этот показатель может составлять около 60-70 тыс.
Платиновые свечи зажигания
Базовым материалом для электродов является платина или сплавы с использованием этого металла. Платина демонстрирует устойчивость к коррозии, хорошо выдерживает воздействие высоких температур. Это значит, что центральный и боковой электрод выгорают намного медленнее.
Иридиевые свечи зажигания
Теперь перейдем к иридиевым свечам. Эти элементы зажигания считаются разработкой нового поколения. Использование иридия позволило улучшить основные характеристики даже по сравнению с платиновыми аналогами. Заявленный производителем ресурс находится на отметке 100 тыс. км, гарантируется стабильное искрообразование и лучшая работа ДВС.
Какие свечи лучше приобрести
С учетом приведенной выше информации может сложиться впечатление, что иридиевые свечи лучше платиновых. Сразу отметим, что это справедливо, но только частично.
Прежде всего, нужно учитывать общее состояние двигателя и его технологичность. Другими словами, если дорогие иридиевые изделия поставить в обычный атмосферный мотор старого образца с невысокой степенью сжатия, тогда не следует ожидать никакой особой разницы в плане мощности и экономичности.
При этом важно также учитывать, что чистить от нагара платиновые или иридиевые элементы традиционными механическими и многими другими способами категорически запрещено.
Идем дальше. Как показывает практика, низкое качество топлива и количество присадок в нем, а также тяжелые условия эксплуатации на дорогах СНГ не позволяют платиновым и иридиевым свечам выхаживать весь заявленный срок службы даже на полностью исправных ДВС.
Именно по этой причине от общепринятых 100 тыс. км. опытные водители всегда рекомендуют условно отнимать 20-40%, то есть свечи прослужат максимум 60-80 тыс. км. пробега. Что касается цены, в ряде случаев комплект иридиевых элементов обойдется дороже платиновых, при этом общий срок службы фактически будет одинаковым.
Свечи: иридий, платина, многоэлектродные? Попробуем разобраться что лучше?
Очень сложный, и одновременно интересный вопрос!
Что же это за свечи такие?
Я разобрался, и попытаюсь донести в этой заметке.
Писать не всегда удобно, поэтому заметка будет дополняться частями. Наберитесь терпения, информации много, и она очень полезная!
—————————————
Поехали…
Свече приходится работать в очень суровых условиях. Температура, давление. Поджечь бензино-воздушную смесь еще так сяк можно. А вот газо-воздушную гораздо сложнее. Потому что газ лучший диэлектрик. И пробить искру в нем сложнее.
В старых карбюраторных двигателях степень сжатия была невысокой. И обороты были не сильно высокие. В новых же автомобилях степень сжатия перевалила за 12 и выше. В турбированных двигателях и того выше. Плюс с повышением оборотов также растет давление.
Но чем выше давление, тем труднее приходится свече. Многие свечи гаснут уже при давлении 10 и выше… Хоть рабочее давление 12, 14 атм.
Печалька.
Но ведь есть свечи, которые продолжают работать в этих тяжелых условиях.
Это на тему, что не все свечи одинаковые…
Поэтому производителям свечей приходится постоянно совершенствовать свои изделия. В ногу с прогрессом двигателей.
Также важным моментом является температура «высекаемой» 🙂 искры. Скорость горения смеси равна квадрату температуры. (Информацию надо проверить). Красная — холодная искра. Плохо. Желтая — лучше. Синяя — ещё лучше. А белая искра — самая горячая.
Стремимся найти белую искру!
—————————————
1. Все мы знаем ставшую классической конструкцию свечи зажигания. Центральный электрод, и электрод массы сверху. Старая добрая свеча.
Эта конструкция проверена временем. Надежная. Но обладает некоторыми недостатками.
— широкий (толстый) центральный электрод.
Если посмотреть видео проверки любой свечи, то видно что искра «мечется» по всей поверхности электрода. Это не есть хорошо.
Для простых атмосферников это нормально. И проблем не будет. А вот с ростом давления, такую искру быстро «задавит», она погаснет.
Вывод напрашивается сам собой: уменьшать диаметр центрального электрода.
— электрод массы закрывает своим телом центральный электрод.
И фронт пламени распространяется не прямо в камеру сгорания, а поперек ней. Отражаясь в дальнейшем от стенок.
Для простых атмосферников это снова не критично. А вот с ростом оборотов, времени на фазу сгорания уделяется всё меньше. И данный процесс обретает большое значение.
Вывод: менять расположение электродов так, чтобы они смотрели открытой частью в камеру сгорания. В идеале — это две иглы, расположенные горизонтально. Поперек камере сгорания. Но сделать это технически очень сложно. Будем искать компромисс ниже…
— материалы электродов. В старых свечах это медь, никель.
Опять таки, для простых моторов этого достаточно. А в современных форсированных моторах температура свечи выше. И электроды не успевают отводить тепло.
Также от материала электродов зависят многие параметры: качество искры, ее мощность, способность электрода самоочищаться, срок службы электрода до выгорания. Это очень важно.
Вывод: использовать твердые, но токопроводные материалы. Как мы знаем из школьной химии, медь — мягкий металл. Не годится. А вот напайка из платины уже лучше! А иридий — ещё лучше!
—————————————————————-
Итак, у нас есть 3 направления улучшения базовой классической свечи. (Описаны выше).
Пройдемся по ним детальнее.
———————————————————
1. Как показали различные опыты и практика, напряженность поля при разряде тем выше, чем тоньше и острее грани электродов.
Простыми словами, если вместо электродов взять две иглы, то при прочих равных условиях, иглам будет гораздо проще пробить искру. Чем толстым тупым электродам. И сама искра будет ярче, горячее и мощнее! А это то что нам надо! Алхимия, мой друг! 🙂
Но если сделать тонкий электрод из той же мягкой меди, то его срок службы будет символически мал.
Будем искать, какие элементы таблицы Менделеева позволяют это сделать?
Нам в этом помогут платина и иридий. Электроды из этих металлов достаточно прочные, и тонкие. До 0,4 мм в диаметре.
Итак вывод: иридиевые и платиновые свечи будут служить дольше, а сама искра у них горячее! Плюс, при прочих равных условиях, тонкому иридиевому электроду проще, легче пробить искру. Там где простая свеча погаснет от давления, иридий будет искрить.
Следовательно такие свечи лучше. Они выдерживают большее давление, и лучше поджигают смесь за счёт более горячей искры.
—————————————————
2. Конструкция свечи.
Как бы нам развернуть свечу так, чтоб искру от циллиндра ничего не закрывало?
Ответ: многоэлектродные свечи.
Фронт пламени идет прямо в циллиндр, а не в бок. Это особенно заметно на больших оборотах, и на холостом ходу. На холостом ходу мотор на них не так дрожит. Обороты опускаются до стабильного минимума и не плавают.
Ещё один плюс многоэлектродных свечей:
Существует мнение, что в многоэлектродной свече искра выбирает только один электрод, и бьет только в него. Это не так! Посмотрите любое видео работы таких свечей. Искра по очереди бьет в разные электроды. Не зависимо от зазора!
Получается, искре не всегда нравится один электрод. Иногда ей хочется разнообразия. Может текущий электрод грязный, и ещё не очистился. Это уже догадки. Но факт есть факт. Искра бьёт в разные электроды в случайном порядке.
Когда электрод только один, в момент когда искре он не нравится, ей всё равно приходится его пробивать. Но искра уже не такая яркая и не горячая. Посмотрите видео работы одноэлктродок. В среднем на 10 синих искр приходится 1-2 красные.
Тогда мотор дрожит.
А вот если рядом есть «запасной» электрод, то искра ударит в него с той же легкостью.
Плюс не забываем про эффект развернутости искры к циллиндру.
Сколько надо боковых электродов? Как показывает практика, достаточно 2. Главное чтоб не 1. Дальнейшее увеличение числа электродов не ведет к значительному улучшению работы свечи. 3, 4 электрода — это понты. У кого больше? У вас 5? А у нас 10 электродов. Мы круче! 🙂 Маркетинг. Достаточно 2.
Вывод: многоэлектродные свечи это хорошо. Даже просто медные. А если из драгметаллов, то ещё лучше!
Достаточно 2 боковых электрода. 3 тоже норм. 4 уже перебор. Толку столько же, как и при 2. А цена то выше! Это маркетинг. 4 будет работать как 2.
——————————————————
3. Материалы электродов.
Тут просто.
Иридий и платина лучше меди. Почему — описал выше. Из них можно сделать тонкий электрод. Они долго сохраняют свои свойства. Благодаря тонкости электрода они меньше нагреваются и меньше из за этого разрушаются. Тонкий электрод — больше поле, лучше искра. Выше держит давление.
———————————————————
Теперь давайте подведем итоги. И сделаем некий рейтинг конструкции свечей.
На последнем третьем месте старая классическая свеча.
Отлично работает на старых и простых моторах. Именно поэтому многие не видят никакой разницы в сравнении с более продвинутыми свечами. Цена дешевле некуда. Если ваша цель неспеша ездить раз в неделю на дачу и обратно, то это ваш выбор. (О производителе свечи сейчас речь не идёт. Только конструкция.)
На почетном втором месте многоэлектродные свечи.
Они дают стабильный холостой ход. Прибавку к мощности около 5-7%. Ресурс чуть больше чем у простых свечей. Если простые ходят в среднем около 15-20тыс. км. на нашем топливе, то эти должны ходить стабильно 30тыс. км. Более легкий запуск в мороз и при залитых свечах.
Если у вас стоит выбор простые или многоэлектродки, за одинаковые деньги, то однозначно лучше вторые!
На первом месте иридий и платина.
Эти свечи ходят реально около 60-80 тыс. км, а часто и больше. Искра идеально белая! А значит горячая. Пробивают смесь при большем давлении чем простые. Идеально подходят для турбированных, гоночных и высокооборотистых движков. Там они себя покажут во всей красе. Но и в простых моторах тоже хорошо работают. Рекомендуется для установки под газ. Добавится тяга, пропадут пропуски зажигания (если в этом были виноваты свечи).
—————————————————
Есть ли смысл в иридие и платине? Свечи зажигания Masuma
«Ставь самые дешёвые никелевые по 100 рублей, на нашем бензине все свечи одинаково ходят», — слышали такое? Наверняка. И действительно, вместо предписанного «иридия» или «платины» многие покупают подходящий по размерам и искровому зазору «никель» и радуются, что видимых изменений в работе мотора нет. Но надолго ли?
Принципиальное отличие «драгоценных» свечей зажигания — центральный электрод из тугоплавкого металла платиновой группы (платины или иридия). Такие металлы почти не подвержены эрозии, что позволяет сделать электрод очень тонким: до 0,4 мм. Электрод из обычного хромоникелевого сплава приходится делать в 6 раз толще (
2,5 мм), чтобы он не выгорал хотя бы 25–30 тысяч км (предельный ресурс никелевых свечей).
Что даёт тонкий электрод? Преимуществ много: более мощная искра повышает КПД двигателя, снижая расход топлива на 6–7 %. Свечи с тонким электродом отлично самоочищаются, не обрастая нагаром. Ресурс иридиевых свечей составляет внушительные 80–100 тысяч км. А ещё они существенно снижают нагрузку на катушки зажигания.
И тут мы подходим к главному: система зажигания современных двигателей, рассчитанная на эффективные тонкоэлектродные (как правило, иридиевые) свечи, не приспособлена к обычным никелевым свечам с толстым электродом, требующим большего напряжения для создания искры. Самовольная установка «никеля» через какое-то время приводит к отказу катушек или пробою высоковольтных проводов. А поездка на троящем двигателе до сервиса наверняка приговорит лямбда-зонды и катализаторы. Так себе экономия.
Но нужно признать: цена на «драгоценные» свечи кусается! Стоимость иридиевых свечей обычно начинается от 600 рублей и выше. А если по две свечи на цилиндр, а если цилиндров 6 или 8… Замена свечей становится разорительной процедурой. Masuma предлагает отличную альтернативу: качественные иридиевые и платиновые свечи зажигания Masuma.
Masuma Platinum — свечи зажигания с платиновым центральным электродом. Обладают повышенным ресурсом, сохраняют стабильный искровой зазор. Рекомендованы для автомобилей, система зажигания которых требует установки платиновых свечей.
Masuma Iridium — свечи зажигания со сверхтонким иридиевым центральным электродом. Обеспечивают эффективное искрообразование и самоочистку, улучшают характеристики двигателя, стабилизируют холостой ход. Рекомендованы для всех современных автомобилей.
Masuma Iridium+Platinum — свечи зажигания со сверхтонким иридиевым центральным электродом и платиновой напайкой на боковом электроде. Обладают всеми преимуществами иридиевых свечей и увеличенным на 25 % ресурсом.
Калильное число свечей Masuma обозначено последней цифрой артикула (соответствующая маркировка других производителей приведена в таблице). Расчётный ресурс свечей — 80 000 км. И конечно, на свечи распространяется фирменная годовая гарантия Masuma.
Какие свечи лучше иридиевые или платиновые
Стабильная работа мотора, потребляющего бензин, зависит от многих факторов. Но не последнее значение имеют свечи зажигания, предназначенные для воспламенения рабочей смеси топлива и воздуха. В результате эксплуатации транспорта происходит постепенный износ, старение элементов, что означает необходимость периодической замены.
Если возник вопрос, какие свечи лучше иридиевые или платиновые, сначала стоит изучить преимущества и особенности этих моделей.
Виды свечей зажигания и их устройство
Основной рабочий элемент любой свечи – это электрод с проводником, корпус и керамический изолятор. В самом простом исполнении свечи являются одноэлектродными, где помимо центрального имеется боковой. Также используются многоэлектродные, где конструкция включает 2–4 боковых электрода. В этом случае выгорание происходит не так быстро, образуется более мощная искра, эффективность устройства возрастает.
Примечательно, что в плане основной конструкции свечи остаются неизменными уже на протяжении многих лет. Однако современные модели обладают улучшенными характеристиками, которые достигаются за счет использования новых технологий при изготовлении электродной части, наконечников.
Здесь выделяют:
Важно:
Задумываясь, какие бывают свечи, нужно помнить, что для простых используется более дешевый материал – медь, сплав хрома и никеля. Их цена на порядок ниже, однако, и срок службы сокращается. Обычно изделия рассчитаны на пробег до 30 000 км. Но суровые условия, низкое качество горючего, перебои в работе силовой установки приводят к ускоренному износу. Замена требуется уже через 20 000 км. Поэтому автовладельцы часто задумываются над выбором между платиновыми и иридиевыми исполнениями.
Отличия между платиновыми и иридиевыми моделями
Усовершенствованная технология производства позволила создать свечи, устойчивые к износу, нагарообразованию, производящие стабильную, мощную искру. При этом повышается эффективность двигателя, уменьшается расход топлива. Если мотор и все системы авто исправны, такой комплект свечей окупается уже через 6 месяцев регулярной эксплуатации транспорта.
Задумываясь, какие свечи брать, рекомендуется изучить параметры и характеристики каждого варианта.
Платиновые модели:
Иридиевые свечи:
Технически иридиевые модели являются более совершенными, однако все же стоит задуматься, какие свечи зажигания лучше поставить. Прежде чем выбирать, эксперты рекомендуют проверить состояние силового агрегата, оценить его технологичность. Если на автомобиле используется обычный мотор старого образца, нет смысла приобретать дорогой комплект – экономичность и производительность не повысится.
Тонкости выбора подходящих свечей для авто
Желая подобрать свечи, прежде нужно обращать внимание на калильное число. Это показатель, определяющий рабочую температуру составляющих, располагающихся в цилиндре мотора.
Почему калильное число является важнейшим критерием:
Обращая внимание на калильное число, выделяют горячие, средние, оптимальные, холодные и унифицированные исполнения.
Во время подбора важны и другие показатели:
Задумываясь, как выбрать свечи зажигания для автомобиля, стоит изучить инструкцию по эксплуатации, где указываются оптимальные параметры и марки, рекомендуемые производителем. При отсутствии технической документации, аккуратно изымают имеющиеся свечи, и по нанесенной маркировке определяют нужный продукт.
Также действуют специальные сервисы, проводящие подбор по марке и модели авто.
Лучшие производители:
Важно:
Устанавливая иридиевые или платиновые свечи, не стоит забывать, что срок их службы зависит от горючего. Если качество топлива не соответствует заявленным стандартам, показатель сокращается на 20–40%. И привычные механические, иные методы очистки здесь строго запрещены.
На территории стран СНГ качество топлива не соответствует стандартам, из-за чего срок службы платиновых и иридиевых моделей практически не будет отличаться, хотя цена последних значительно выше. Но для каждого мотора предусматриваются определенные требования.
И если автопроизводитель указывает необходимость применения именно иридиевых моделей, то их и устанавливают, в остальных случаях используют платиновые.