какие сведения не являются аудиторской тайной
Какие сведения не являются аудиторской тайной
Статья 9. Аудиторская тайна
1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
С 01.01.2022 ст. 9 дополняется ч. 3.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.
С 01.01.2022 в ч. 5 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 6 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
Что представляет собой аудиторская тайна
Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.
Вопрос: Имеет ли право налоговый орган запрашивать документы (информацию) в отношении проверяемых лиц у аудиторов?
Посмотреть ответ
Понятие аудиторской тайны
Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:
Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.
Для чего нужна аудиторская тайна?
Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:
Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.
Составляющие тайны
Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:
Однако есть исключения:
ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.
Ответственность за разглашение аудиторской тайны
Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:
Также к аудитору могут быть применены эти статьи:
Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.
Спорные места в законодательстве
Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.
ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.
Отправить по почте
Общая информация
от 30.12.2008 № 307-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Дата публикации: 15.03.2021
План мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года
Дата публикации: 19.02.2021
от 07.07.2021 № ИС-аудит-46/2
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/2)
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/2) Отправить по электронной почте
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/2) Поделиться в социальных сетях
Дата публикации: 07.07.2021
Дата изменения: 07.07.2021
Прикрепленный файл: docx, 58.41 кБ
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии
Информационное сообщение
7 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/2
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р[1].
Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:
терминология законодательства об аудиторской деятельности[2];
правовые основы регулирования аудиторской деятельности²;
деятельность аудиторских организаций;
обязательный аудит и конкурсы;
оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
деятельность саморегулируемой организации аудиторов;
контроль деятельности аудиторских организаций.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙУточнены требования минимальной численности аудиторов в аудиторской организации
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ уточнено, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работы (ранее – такое требование не устанавливалось). Данное требование вступает в силу с 1 июля 2022 г.
Трудовым законодательством не раскрывается понятие «основное место работы» (равно как понятие «место основной работы»). По мнению Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России, изложенному в письме от 15 сентября 2016 г. № 14-2/В-880, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
В случае, когда аудиторская организация собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее трех, а с 1 января 2023 г. не менее пяти (ранее – такое требование не устанавливалось).
Если аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее семи, а с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (ранее – такое требование не устанавливалось).
Уточнена сфера деятельности аудиторских организаций
Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:
Вид обслуживаемых аудируемых лиц
Другая аудиторская организация
Публичные акционерные общества
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг
Головные кредитные организации банковских групп
Головные организации банковских холдингов
Общества взаимного страхования
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг
Бюро кредитных историй
Негосударственные пенсионные фонды
Управляющие компании инвестиционных фондов
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов
Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов
Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов
Иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»
Лица, отличные от указанных выше организаций
Введены новые обязанности аудиторских организаций
Введен ряд новых обязанностей аудиторских организаций:
Содержание новой обязанности
На кого распространяется обязанность
Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов)
Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации на финансовом рынке
Информация предоставляется при оказании аудиторских услуг аудиторской организацией по требованию аудируемого лица
Вести Интернет-сайт аудиторской организации
Все аудиторские организации
Раскрывать информацию о своей деятельности на Интернет-сайте (ранее – Совет по аудиторской деятельности рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем Интернет-сайте)
Все аудиторские организации
Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Для аудиторских организаций на финансовом рынке Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к указанным перечню и срокам, а также требования к форме раскрытия информации
Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него[4]
Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе аудиторские организации на финансовом рынке
Порядок предоставления электронных документов в Федеральное казначейство и получения таких документов от него устанавливает Федеральное казначейство
Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него4
Аудиторские организации на финансовом рынке
Порядок предоставления электронных документов в Банк России и получения таких документов от него устанавливает Банк России
Назначать руководителей аудита
Все аудиторские организации
Подробнее см. подраздел «Введена обязанность назначать руководителей аудита» в настоящем разделе
Осуществлять взаимодействие с Банком России
Аудиторские организации на финансовом рынке
Подробнее см. подраздел «Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций с Банком России» в настоящем разделе
Сообщать об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией на финансовом рынке, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России
Аудиторские организации на финансовом рынке
Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе
Расширен предмет аудита
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудит – независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности. В качестве предмета аудита определены следующие виды финансовой информации: 1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, 2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, 3) часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.), 4) любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).
В дополнение к этому предметом аудита определены:
бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).
Аудиторская тайна
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Новой статьей 14.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским организациям. В связи с этим аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии с названной статьей, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами (ранее – такое требование не формулировалось).
Введена обязанность назначать руководителей аудита
В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита» (ранее – в законодательстве не использовалось). Руководитель аудита – аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Иными словами, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному аудируемому лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом, как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.
Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее – требование не устанавливалось).
Как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудиторская организация может назначить руководителем аудита как аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по совместительству. Исключение составляют руководители аудита общественно значимых организаций, которыми может быть назначен исключительно аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора по основному месту работы.
Руководителем аудита общественно значимой организации может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», т.е. лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с этим Федеральным законом, и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не может быть назначен руководителем аудита общественно значимой организации.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Эти положения касаются: дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации; дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке; особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке.
Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и Банка России
Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и Банка России. Основными элементами этого порядка являются:
участники взаимодействия – аудиторские организации на финансовом рынке и Банк России;
предмет взаимодействия – информация об общественно значимых организациях на финансовом рынке, состав которой определен новой статьей 14.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
содержание взаимодействия – обмен информацией;
формы взаимодействия – запрос информации, предоставление информации по запросу и в инициативном порядке;
Уточнены права и обязанности аудируемых лиц
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов).
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации[5]), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельностью», другими федеральными законами (ранее – не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией).
ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТОМ И КОНКУРСАМИДополнен перечень случаев проведения обязательного аудита
Перечень случаев проведения обязательного аудита, установленный Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», дополнен случаем, когда организация является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязанным раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ранее – только организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам).
Запрещено проведение обязательного аудитаиндивидуальными аудиторами
Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации (ранее – допускалось проведение обязательного аудита отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором). Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее – такой запрет отсутствовал). Однако Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых организаций.
Запрет в отношении проведения обязательного аудита действует начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г., в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 г.
Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг
Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия проводят конкурс в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При применении этого порядка допускается одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе и (или) обеспечении исполнения контракта.
Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин России совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими федеральными законами (ранее – такое полномочие отсутствовало).
Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в частях 4 и 5 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» термин «открытый конкурс» заменен термином «электронный конкурс». Данное изменение действует с 1 января 2022 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России
[1] См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.
[2] См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.
[4] Данная норма применяется по истечении одного года после дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ.
[5] См. Информационное сообщение ИС-аудит-43.