какие сведения о профессии содержит профессиограмма
Что такое профессиограмма, как её составлять, практические примеры.
Профессиограмма — перечень базовых требований к работнику.
Составляется для максимального соответствия качеств кандидата к требованиям профессии в данной компании.
Цель создания — подбор лучших профессионалов для важных специальностей.
Самая трудная профессия — быть человеком.
Описание
Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.
Внимание!
Документ уникален для каждой организации.
Как составлять?
Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:
Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.
Важно!
Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.
Профессиограмма психолога
Задача специалиста-психолога — создание оптимальных условий жизнедеятельности человека.
Примеры
Агроном
Содержание труда | Выполнение агротехнических приёмов по выращиванию сельскохозяйственных культур с использованием удобрений и инсектицидов. Осуществление мелиорации земель. |
---|---|
Знания и умения | Знания по семеноводству, выбору адаптированных сортов культур. Грамотное употребление химических средств. Использование современного оборудования для сбора урожая |
Профессиональные качества | Любовь к природе и биологии, наблюдательность, дальновидность. Способность управления персоналом |
Медицинские противопоказания | Аллергия на химические препараты, кожные болезни, ревматизм. |
Пути получения профессии | Сельскохозяйственные институты и техникумы. |
Экономист
Содержание труда | Работа с документацией, экономический анализ деятельности компании, начисление и отчисление платежей |
---|---|
Знания и умения | Знание структуры хозяйственных средств, навыки составления отчётов, финансовых проводок и экономического анализа, умение работать с материальными ценностями |
Профессиональные качества | Абстрактно-аналитический склад ума, внимательность, ответственность, усидчивость |
Медицинские противопоказания | Заболевания позвоночника и суставов, нарушения работы зрения и слуха |
Квалификационные требования | Высшие финансовые образовательные учреждения, техникумы |
Водитель троллейбуса
Содержание деятельности | Управление троллейбусом по графику, профилактический осмотр и устранение незначительных неполадок |
---|---|
Знания и навыки | Знание правил дорожного движения, умение водить транспорт и проводить ремонт |
Условия труда | Работа по сменам, включая вечерние и утренние часы, выходные и праздники. Льготы при выходе на пенсию |
Личностные требования | Быстрота реакции, внимательность, ответственность |
Медицинские противопоказания | Заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами слуха и зрения |
Где можно приобрести специальность | ПТУ, курсы обучения водителей |
Профессиограмма — инструмент для подбора кадров
Качественно составленный документ очень важен. Он даёт ясное представление о должностных обязанностях, условиях труда, требованиям к образованию и личностным качествам работника.
Инструкция облегчает работу сотрудника отдела кадров, психолога по профориентации.
Человеку, пришедшему устраиваться на работу, профессиограмма позволяет ознакомиться с нюансами специальности на данном предприятии.
Даёт полную информацию о должностных обязанностях, условиях и оплате труда, существующих льготах и возможностях карьерного роста.
А вам приходилось иметь дело с профессиограммой? Помогла ли она вам при трудоустройстве? Просьба оставить свой комментарий.
Количество слов: 1259 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 22 621 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 1 комментарий и уже оценили статью 2 раз!
Профессиограмме. Её назначение и содержание
Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психические особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профессии в целях ППФП.
При составлении профессиограммы применяется, как правило, комплекс методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций по технологам производственных процессов и материалов по эргономике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос представителей данной профессии, выявление профессионально важных физических и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простейших методов исследования.
Содержание профессиограммы включает описание следующих факторов, от которых зависит направление ППФП:
условий и режима труда;
Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, поскольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Условия и режим труда дают представление о комфортности трудовой деятельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и системы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.
Формы труда при различных видах трудовой деятельности
Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с преобладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физического труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимости от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. Например, представители многих инженерных профессий во время проектных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях оборудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.
Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой деятельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.
Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контроля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.
Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физического труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как, во- первых, значительной части выпускников вузов предстоит заниматься именно умственным трудом с элементами физического, и, во-вторых, решение задач ППФП в каждом конкретном случае из-за разнообразия трудовой деятельности представляет определенную трудность.
Третья группа профессий объединяет работы, связанные преимущественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.
Четвертая группа профессий предполагает умственный или преимущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педагоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономисты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и организаций и т. д.
Условия и режим труда при различных видах трудовой
Условия труда характеризуются перечисленными далее особенностями трудовой деятельности.
Микроклиматические условия’, работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замкнутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафандре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), атмосферное давление, освещённость.
Преимущественные рабочие позы: сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вы
нужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.
Зоны рабочего места: оптимальная зона (обеспечивающая свободную рабочую позу), зона досягаемости.
Вредные воздействия: высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазованность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромагнитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.
По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость ветра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в сравнении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается продолжительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.
Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятельности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продолжительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация длительности труда и отдыха или свободный график.
Условия и режим труда у представителей разных профессий значительно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов химических предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при загазованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, работников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.
Характер труда при различных видах трудовой деятельности
Характер труда составляют перечисленные далее особенности трудовой деятельности.
Приём, хранение и переработка информации: преобладающие виды сигналов (оптические, звуковые, тактильные или осязательные и др.), ощущения и восприятия (различных цветов, громкости и высоты звука, положения тела и отдельных его частей в пространстве), пороги ощущений; свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение); наблюдения (исследующие, регулирующие, контролирующие); запоминание (непроизвольное, произвольное), наиболее значимые виды памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, кратковременная, оперативная); виды мышления (практическое, образное, теоретическое).
Принятие решений: виды задач, требующие принятия решения (простые, сложные, нерискованные, рискованные, вероятностные), стратегия выбора варианта решения (алгоритмическая, эвристическая), ситуация
принятия решения (нормальная, экстремальная).
Двигательные действия: наиболее важные моторные акты (простые и сложные двигательные реакции, воздействия на орудия труда, использование ходьбы, бега, лазания в качестве вспомогательных элементов работы); стабильность двигательных действий; звенья тела, преимущественно участвующие в двигательных действиях (пальцы, кисть, вся рука, обе руки, ноги, туловище); количество и длительность двигательных действий, характер движений (мелкие, крупные), структура движений (циклические, ациклические, смешанные), тип движений (ударные, нажимные, толкающие, подъемные, графические); пространственные, временные, пространственно-временные, силовые параметры движений (траектория, амплитуда, темп, ритм, скорость, величина мышечных усилий), требования к дифференцированию параметров движений с заданной точностью; основные физические качества, необходимые для выполнения двигательных действий.
Нагрузка на отдельные органы и функциональные системы: органы и системы, испытывающие при работе наибольшую нагрузку; основные группы мышц, вовлеченные в работу, режим работы мышц.
Эмоциональное состояние: возбуждение, напряжение, стресс, (связан с временным снижением внимания, памяти, ухудшением координации).
Психологические трудности: наличие риска, опасностей в работе; экстремальные ситуации, требующие выдержки и самообладания; физические и психические перенапряжения, сопровождаемые проявлением настойчивости и упорства.
Тяжесть работы: нагрузка адекватна физическим и психическим возможностям человека (показатели функционирования систем организма к концу работы не снижаются или снижаются незначительно, производительность труда высокая, травматизм отсутствует, профессиональные заболевания не отмечаются); нагрузка вызывает значительное утомление (физические показатели заметно меняются, производительность труда падает, встречаются случаи травматизма, заболеваемость с временной нетрудоспособностью превышает средний уровень); нагрузка превышает возможности человека (возникают предпатологические и патологические состояния, имеют место ошибки в работе и аварии, приводящие к травмам, с течением времени развиваются хронические и профессиональные заболевания).
Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельности имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке информации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представителей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных
действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.
Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности
О динамике работоспособности можно судить по изменению физического и психического состояния человека, а также эффективности трудовой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.
На протяжении рабочего дня фиксируются: скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы; степень утомления в течение дня (небольшая, средняя, большая), форма утомления (физическое, умственное, смешанное), вид утомления (локальное утомление отдельных групп мышц, анализаторов, общее утомление); наступление утомления и снижение эффективности труда по часам работы; скорость восстановления в перерывах и после работы; состояние перед началом работы на следующий день (хорошее, среднее, недостаточное восстановление).
На протяжении рабочей недели фиксируются: степень, форма и вид утомления; день недели, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективности труда; восстановление за выходные дни (полное, неполное).
На протяжении года фиксируются: степень, форма и вид утомления; месяц, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективности труда; восстановление за время отдыха (отпуска).
Об утомлении во время работы свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно ие всегда соответствует наступлению утомления как по времени, так и по степени его проявления. К внешним объективным признакам утомления относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др. Например, при физическом труде средней степени утомления соответствует покраснение кожи, сильная потливость головы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, неуверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердцебиение и одышку. При умственном труде средней степени утомления соответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, повороты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.
С целью определения эффективности труда отмечается величина вы
работки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.
Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.
Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств
Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудовой деятельности, в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уровень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка профессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.
Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть использованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом индекса Руфье, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Ромберга, тест Купера, определение высоты прыжка по способу Абалакова, подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, большое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равновесия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.
Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чисел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже ес
ли они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» глазами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.
Оценка переключения внимания осуществляется в процессе следующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух производить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 — в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За каждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отличное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.
Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля
Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной профессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осуществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных исследований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов выбранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, режима, характера труда и динамики работоспособности.
По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на мон
таже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.
Динамика работоспособности при односменном режиме работы выражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), средней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.
Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.
Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.
Упражнения для развития статической силовой выносливости основных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полу-приседы на правой и левой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на правой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, предплечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантелями (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отягощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.
Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействием на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на набивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вертикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и направо; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.
Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановками по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движении, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также совершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.
В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обеспечивают не только развитие необходимых прикладных физических качеств, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.
Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внешней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффективен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физическими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повышенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.
Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физические упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатывания, поддержания высокой работоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.
При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Именно поэтому каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.
По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.
1. | Приложение – процедура | ||
2. | Приложение – диагностика | Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей | |
3. | Приложение – регуляция | Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам | |
4. | Адаптация – анализ | Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования | |
5. | Адаптация – координация | Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей | |
6. | Адаптация – формализация |
1. | Реалистический (практический) тип |
|