какие сведения подает работодатель в пенсионный фонд

Сведения, представляемые работодателями в ПФР. Ответственность работодателя

Сведения о сотрудниках, представляемые работодателем в ПФР

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанностью страхователя (организации и предпринимателя-работодателя) является представление в Пенсионный фонд РФ следующих сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета:

сведения о застрахованных лицах и о стаже представляются страхователями в отношении всех работников, с которыми в отчетном периоде заключены/действуют трудовые, гражданско-правовые договоры.

сведения об уплате дополнительных страховых взносов (по форме ДСВ-3),

сведения об уплате дополнительных страховых взносов представляются в отношении застрахованных лиц, участвующих в государственной программе софинансирования пенсии.

Формат и способ представления сведений.

В случае если численность сотрудников, на которых подаются сведения, превышает 25 человек, сведения необходимо направить в ПФР в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ). В иных случаях сведения о застрахованных лицах могут быть представлены в ПФР как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Сроки представления сведений.

Важно! Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Если в течение года сотрудник, подавший заявление о назначении пенсии (страховой, накопительной) обратиться к страхователю, то на представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ у страхователя всего три календарных дня.

Кроме того, указанные сведения необходимо сдать при ликвидации /реорганизации страхователя до завершения процедуры.

Также, не нужно забывать о том, что работодатель обязан предоставить работнику все вышеперечисленные сведения и информацию о сумме заработка, на который начислены страховые взносы в день его увольнения или по запросу работника.

Источник

«Новая отчетность в ПФР. Что должен знать работодатель»

Январь нового года внес изменения в некоторые законодательные акты, в том числе и в Трудовой кодекс РФ. Изменения трудового законодательства коснулись формирования сведений о трудовой деятельности граждан.

Зачем это нужно? Не ущемляет ли это интересы граждан и не усложнят ли изменения работу кадровых служб – на эти и другие вопросы отвечает управляющий ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу Таиса Федоровна Колоколова.

— По сути ничего нового, кроме формата, нам эти изменения не принесли. Та же самая бумажная трудовая книжка, только переведенная на электронный вид. В ней сохраняется практически весь перечень сведений, который учитывается в бумажном документе. Это информация о работнике, это прием, увольнения, перевод на другую работу, место работы, должность, основание кадрового мероприятия и т.д.

— А что дает этот переход, ну, скажем, для граждан?

— Преимущества перехода, как для граждан, так и для работодателей очевидны.

Что касается граждан, то цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности. Это дополнительные возможности дистанционного трудоустройства, это и дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения, это использование данных трудовой книжки для получения государственных услуг. Что очень удобно – то эта услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

Преимущества для работодателей заключаются в том, что снизятся издержки на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек. Кроме того, появятся новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности как для работодателей, так и для госорганов.

— Таиса Федоровна, расскажите, пожалуйста, как эти сведения работодатель будет предоставлять?

— Как я уже говорила выше, сведения о трудовой деятельности формируются в цифровом формате и могут передаваться через Кабинет страхователя, специализированного оператора связи или Клиентскую службу территориального органа ПФР.

При необходимости сведения электронной трудовой книжки могут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить выписку сможет нынешний или бывший работодатель, по последнему месту работы.

— На ПФР возложены обязанности по приему сведений о трудовой деятельности работников. Расскажите, пожалуйста, кто, когда, куда и с какого периода должен сдавать данную отчетность?

— С 1 января 2020 года работодатели предоставляют в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц (сокращенно называется СЗВ-ТД). А точнее – обо всех основных кадровых изменения, имеющих юридическое значение. Это новая форма отчетности, отчет ежемесячный. Сроки сдачи отчета – не позднее 15-го числа месяца, идущего за отчетным. Кстати, срок предоставления отчета в этом году – не позднее 17 февраля, так как 15 февраля выпадает на выходной день.

Еще раз хотела бы заострить внимание работодателей – если заключили хотя бы один трудовой договор в текущем году, то обязаны с 2020 года сдавать отчет СЗВ-ТД. В него включают каждое застрахованное лицо, с кем есть трудовые отношения.

А вот с января 2021 года сведения в случаях приема на работу или увольнения нужно представлять в ПФР не позднее 1 рабочего дня, идущего за днем издания документа, служащего основанием для взятия на работу или увольнения. Как правило это приказ руководителя.

За не предоставление в установленный срок, либо за предоставление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности в ПФР по форме СЗВ-ТД, работодатель несет административную ответственность за нарушение трудового законодательства. Так, штрафные санкции на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составят 1-5 тыс. рублей, на юридическое лицо – 30-50 тыс. рублей.

За повторное нарушение штраф составит:

на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей: 10-20 тыс. рублей;

на юридическое лицо: 50-70 тыс. рублей.

Поэтому, чтобы этого не случилось, работодателям нужно отчитываться в ПФР обо все принятых и уволенных в минувшем месяце работниках, а также с кем произошли кадровые изменения.

Причем в данный отчет нужно включать также совместителей и работников на удаленке.

— Насколько форма СЗВ-ТД сложна для заполнения?

— Оформить бланк СЗВ-ТД достаточно просто. Единственное, в графе «Вид мероприятия (перевод, увольнение, прием)» надо проставлять соответствующие каждому действию коды. Прошу обратить внимание работодателей, что отчет СЗВ-ТД нужно сдавать в дополнение к СЗВ-М. Электронный формат для отправки нового отчета Пенсионным фондом уже подготовлен.

Источник

Отчетность

В соответствии с положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) на страхователей возложена обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Указанные сведения могут быть представлены страхователем в территориальный орган ПФР на бумажном носителе (лично, либо его представителем, либо с использованием средств почтовой связи), либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Работодатели представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации следующие виды отчетности:

Данные о начисленных страховых взносах учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц на основании данных, переданных ФНС России в ПФР.

Работодатель представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Форма СЗВ-М

В 2021 году последними датами сдачи отчетности по форме СЗВ-М являются:

Форма СЗВ-СТАЖ

Сведения о страховом стаже (по форме СЗВ-СТАЖ) застрахованного лица представляются организацией один раз в год, по итогам отчетного периода (года). Отчетность необходимо представить в территориальные органы ПФР не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

За отчетный период 2020 год последней датой сдачи отчетности по форме СЗВ-СТАЖ является 01.03.2021 г.

При снятии с регистрационного учета сведения о страховом стаже застрахованного лица организация должна представить в территориальные органы ПФР не позднее дня представления документов для государственной регистрации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Форма СЗВ-ТД

Порядок и сроки предоставления СЗВ-ТД в 2021 году (порядок действует с 27 апреля 2020 года с учетом норм постановления Правительства РФ от 26 апреля 2020 г. № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц»):

не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления, в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений, в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица.

Важно!

Если численность сотрудников 25 и более человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Формы отчетности сведений о застрахованных лицах и сведений о страховом стаже застрахованных лиц размещены в подразделе «Сроки представления отчетности» раздела «Работодателям», подразделе «Документы» раздела «Электронная трудовая книжка».

На сайте Пенсионного фонда России в свободном доступе размещены программы для подготовки и проверки отчетности, которые в значительной степени облегчают процесс подготовки и сдачи отчетности для плательщиков страховых взносов.

В соответствии с действующим законодательством РФ первичная регистрация работников в системе персонифицированного учёта производится страхователем. Это его прямая обязанность. Итогом этой регистрации для работника является получение документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Также работник может обратиться к работодателю для осуществления обмена и восстановления СНИЛСа и работодатель может выступить третьей стороной взаимоотношений между ПФР и работником.

Первичная регистрация работника в системе персонифицированного учёта

При приёме на работу работника, не зарегистрированного в системе индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган фонда.

Работодатель передает анкету застрахованного лица по форме АДВ-1 в сопровождении описи документов, передаваемых страхователем в ПФР, по форме АДВ-6-1 в территориальный орган ПФР по месту регистрации организации. Анкету можно сдать как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.

Территориальный орган ПФР в течение 5 рабочих дней со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет, после чего передаёт документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета вместе с сопроводительной ведомостью страхователю.

Процедуры восстановления и замены документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета отличаются от процедуры первичной регистрации за исключением следующих особенностей: заявление о восстановлении страхового свидетельства заполняется по форме АДВ-3 (выдача дубликата); заявление об обмене страхового свидетельства заполняется по форме АДВ-2.

Источник

Отчетность в ПФР: что сдают компании

какие сведения подает работодатель в пенсионный фонд. Смотреть фото какие сведения подает работодатель в пенсионный фонд. Смотреть картинку какие сведения подает работодатель в пенсионный фонд. Картинка про какие сведения подает работодатель в пенсионный фонд. Фото какие сведения подает работодатель в пенсионный фонд

Федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учете обязывает работодателя-страхователя представлять в Пенсионный фонд ряд сведений о сотрудниках. Давайте разберемся, какие именно формы отчетности нужно сдавать и с какой периодичностью.

Все компании, страхующие своих сотрудников, должны подавать информацию о них в Пенсионный фонд. Такая работа поручается либо бухгалтеру, либо отделу кадров — как именно распределить ресурсы и организовать передачу сведений в фонд, определяет сам работодатель. Сделать это можно разными способами.

Одни работодатели издают приказ о назначении ответственных за представление отчетности. В документе они конкретизируют виды отчетности, уточняют, для целей какого законодательства поручают сдавать специалистам по кадрам или бухгалтерам формы, указывают список ответственных за сдачу кадровой отчетности.

Другие работодатели выбирают более совершенный вариант — вносят все необходимые сведения (какие виды отчетности, куда и в какие сроки представлять) в должностную инструкцию работников. В этом случае работодатель руководствуется ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ. Нормативный правовой акт может устанавливать требования квалификации в соответствии с профессиональными стандартами.

Что нужно знать о СЗВ-М

Основная цель этой формы отчетности — определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность.

П. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ требует, чтобы компания сдавала формы отчетности СЗВ-М, если в отчетном месяце были заключены или прекратили действие:

Обязанность сдавать отчет СЗВ-М возникает, как только появляется застрахованное лицо и с ним заключается трудовой договор или договор гражданско-правового характера, с вознаграждения за которые будут перечисляться страховые взносы. Даже если выплат нет, трудовой или гражданско-правовой договор продолжают действовать.

Форму СЗВ-М нужно сдавать в Пенсионный фонд, даже если компания в настоящий момент не ведет деятельность, не получает доходы и у нее только один учредитель.

Как подавать форму СЗВ-М

По правилам подачи формы действуют определенные правила — они зависят от количества работников, которых нужно застраховать.

Наиболее частое нарушение, которое допускают работодатели, — они забывают подать отчетность или подают ее не на всех работников.

Отчетность сдается каждый месяц не позднее 15-го числа, следующего за отчетным периодом. Если 15-е число выпадает на выходной, то сдавать отчетность нужно в ближайший рабочий день после 15-го числа.

Свободно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна и Контур.НДС+. Ходить по инспекциям не нужно — Экстерн доставит ваш отчет вовремя и без ошибок.

О чем нужно помнить при увольнении работника?

Если застрахованный работник увольняется или прекращает действовать гражданско-правовой договор, работодатель-страхователь передает застрахованному лицу сведения, предусмотренные п. 2-2.3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.

Закон не отвечает на вопрос, за какой период нужно выдавать сведения. Согласно разъяснению от Пенсионного фонда, сведения из СЗВ-М нужно отдавать только за последний отчетный месяц, потому что цель этой формы — выявить, как осуществляют трудовую деятельность пенсионеры. СЗВ-СТАЖ — это годовая форма, которая выдается за отчетный период, в том числе по текущему году.

В Письме ГУ-ОПФР по г. Москве и МО от 03.04.2018 № B-4510-08/7361 («О порядке получения застрахованными лицами форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ») уточняется, за какой период компания должна выдавать выписки из сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ с информацией только по данному работнику и представленных страхователем в органы ПФР:

Есть ряд обстоятельств, которые позволяют снизить размер штрафа при сдаче СЗВ-М. О них в свое время говорил Конституционный суд.

Так, даже если при сдаче отчетности нарушаются сроки или предоставляются недостоверные сведения, сумма штрафа может быть уменьшена, если:

Куда сдавать СЗВ-М

Сведения по форме СЗВ-М нужно сдавать в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения головной организации или филиала обособленного подразделения.

Если работодатель зарегистрирован в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, подается отдельная форма СЗВ-М по застрахованным лицам, которые работают в этом подразделении.

Что нужно знать о форме СЗВ-СТАЖ

Компании должны подавать эту форму в Пенсионный фонд по всем работникам, с которыми заключают трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона о персучете, п. 1.5 разд. 1 Приложения № 5 к Постановлению Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п).

Форму СЗВ-СТАЖ следует сдавать ежегодно не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом. Но так как в 2020 году 1 марта выпадает на воскресенье, то дедлайн по отчетности за 2019 год переносится на 2 марта.

Так же, как и в случае с СЗВ-М, предусмотрен электронный и бумажный формат представления сведений — все зависит от количества сотрудника (до 24 человек или больше).

Кроме отчета о страховом стаже всех застрахованных лиц, подаваемого один раз в год, работодатель обязан заполнять форму СЗВ-СТАЖ, если:

В этом случае форма СЗВ-СТАЖ подается в Пенсионный фонд в течение 3-х календарных дней со дня получения работодателем заявления.

Форма СЗВ-СТАЖ подается в Пенсионный фонд в течение месяца с того дня, как был утвержден промежуточный ликвидационный баланс.

Если организация ликвидирована и начала процедуру банкротства, отчет нужно отправить до того момента, как конкурсный управляющий подал отчет в арбитражный суд.

Форма СЗВ-СТАЖ подается в течение месяца с того дня, как был утвержден передаточный акт (разделительный баланс), а если организацию присоединили к другой организации, что случается часто, — не позднее того дня, как были поданы документы о внесении записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о персучете).

В последний день работы нужно выдать работнику заверенную выписку из формы СЗВ-СТАЖ за текущий год.

Сведения СЗВ-СТАЖ формируются в пакеты документов, которые состоят из одного файла и подаются в то же время, что и форма ОДВ-1 – опись документов для Пенсионного фонда. Ее форма утверждена тоже Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п.

Таким образом, у работодателя есть обязанность по ежемесячной сдаче отчета СЗВ-М и по ежегодной отправке в ПФР сведений по форме СЗВ-СТАЖ. В то же время есть случаи, которые привязываются не к году или месяцу, а к событию: увольнение работника, ликвидация или реорганизация компании.

Что нужно знать о форме СЗВ-ТД

В связи с постепенным переходом на электронные трудовые книжки не так давно появилась новая форма отчетности – СЗВ-ТД. Она необходима для формирования электронных сведений о трудовой деятельности работников в информационных системах Пенсионного фонда.

СЗВ-ТД по сути — это перенос сведений из бумажных трудовых книжек в электронные системы фонда.

По СЗВ-ТД компания должна подать сведения в нескольких случаях — если работники:

Не имеет значения, будет работник в 2020 году использовать бумажную или электронную трудовую книжку. Эту форму отчетности нужно будет подавать абсолютно на всех работников.

Программа Контур.Персонал поможет перейти на систему электронных трудовых книжек. Предусмотрены приказы для оформления кадровых мероприятий, формы СЗВ-ТД и СТД-Р, форма уведомления о переходе на электронные трудовые.

Первый отчет по этой форме работодатели должны были сдать до 17 февраля 2020 года. В процессе возникало немало вопросов, вот только некоторые из них:

Федеральный закон от 16.12.2019 № 436-ФЗ, обязывающий подавать новую форму отчетности СЗВ-ТД, вступил в силу 1 января 2020 года. Поэтому увольнения или переводы, которые произошли в декабре, не имели значения при заполнении формы (закон не имеет обратной силы).

Пока у работника есть право выбора — перейти на электронную трудовую книжку или оставить бумажную. Однако вне зависимости от его выбора компания должна будет подать на него форму отчетности СЗВ-ТД, если с этим работником заключен трудовой договор. Таким образом, отчетность представляется на каждого работника, в том числе на совместителя, дистанционного работника, иностранного работника, работника, выбравшего бумажную трудовую книжку.

Форма СЗВ-ТД

Отчитываться нужно по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п. Она представляется в территориальный орган ПФР.

В зависимости от количества работников — до 24 или 25 и более — предусмотрена возможность подач формы на бумаге или в электронном виде. В последнем случае для работы потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Подберите электронную подпись под любые задачи.

Сроки сдачи отчета СЗВ-ТД

Как уже было сказано выше, сведения представляются в Пенсионный фонд с 1 января 2020 года. Их нужно успеть подать до 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором работников брали на работу, переводили, увольняли или они подавали заявления. При наступлении одного из четырех событий нужно будет сдавать новую форму СЗВ-ТД.

Пример

В феврале 2020 года предстоит перевод работника, который трудится в вашей компании с 2008 года. Форму СЗВ-ТД нужно будет сдать не позднее 15 марта. Так как по конкретному работнику она будет подаваться впервые, то придется включить в нее всю информацию по его деятельности только по последнему месту работы. Вам нужно будет показать прием на работу в 2008 году на определенную должность в конкретное структурное подразделение. Если, допустим, в 2010 году компания сменила название, это тоже нужно будет зафиксировать.

Поскольку форма СЗВ-ТД на работника сдается в первый раз, вся информация указывается подробно.

Если этот же работник в ноябре 2020 года предоставит вам заявление о том, что он хочет остаться с бумажной трудовой, то вы не позднее 15 декабря будете должны сдать по нему форму СЗВ-ТД. Только на этот раз в нее не нужно будет переносить всю информацию с 2008 года. Вам нужно будет только заполнить строчку «Подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки» и указать дату подачи заявления.

Если работник выберет электронный вариант трудовой, нужно так же указать дату заявления.

Что делать с работниками, на которых в 2020 году не подавали форму СЗВ-ТД

Если работника в отчетном периоде не принимали на работу, не переводили на другую работу, не увольняли и он не подавал заявление, сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года подаются не позже 15 февраля 2021 года.

Если работники состояли в трудовых отношениях, но ни один из четырех случаев не произошел, нужно сдать форму отчетности СЗВ-ТД с данными только по последнему месту работы до 15 февраля 2021 года.

Сроки сдачи СЗВ-ТД в 2021 году

Если работник переводится на другую работу или подает заявление о продолжении ведения трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то сведения подаются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел перевод или подавалось заявление.

Если работник принимается на работу или увольняется, то форма направляется в ПФР не позднее рабочего дня, который следует за датой, когда был издан приказ или распоряжение или были оформлены документы, подтверждающие оформление трудовых отношений (не со дня приема на работу или увольнения). Так, если прием или увольнения произошли в пятницу, то у вас будет пятница и понедельник для сдачи отчетности.

Для чего нужна форма АДВ-1?

Если к вам на работу оформляется работник, у которого нет документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, тогда вам придется подавать по нему анкету – форму АДВ-1.

Эта форма утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 27.09.2019 № 485П, а Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, где расписан порядок заполнения, представления формы, а также порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *