какие свойства воздуха использует человек в воздухоплавании
Свойства воздуха
Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
Физические свойства
Химический состав воздуха
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
Открытый урок по природоведению. Тема: «Воздух на службе у людей»
Цель: Расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности человека.
Оборудование: Оборудование для проведения опытов, иллюстрации с изображением летательных аппаратов.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного урока.
Учитель. О чём мы говорили на прошлом уроке?
Дети. Мы говорили о свойствах воздуха.
Учитель. Какие свойства воздуха вы знаете?
Дети. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, упруг, плохо проводит тепло, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Учитель. Каким опытом можно доказать, что воздух движется?
Дети. Намочить ватку любой жидкостью, имеющей запах. Через некоторое время запах распространяется по помещению.
Учитель. Покажите опыт.
Дети выполняют задание.
Источник запаха. Распространение запаха.
Покажите опыт, доказывающий, что воздух при нагревании поднимается вверх.
Один ученик выходит к доске и проводит опыт.
Тёплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль.
III. Сообщение темы урока.
IV. Работа над темой.
Учитель. Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?
Дети. Начинается сильный ветер.
На доске картинки с изображением парусной лодки и ветряной мельницы.
Дети. Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.
Еще появились ветряные мельницы.
Были изобретены лопасти мельницы, приводящие в движение весь механизм.
Учитель. Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы?
Дети. Движение воздуха (ветер).
Учитель. Так же был изобретён ветряной двигатель. А теперь рассмотрим, как люди научились использовать другое свойство воздуха.
Когда люди заметили, что горячий воздух поднимается вверх, решили использовать это свойство для подъёма различных предметов.
После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся в воздух, а затем благополучно приземлился. Убедившись, что подъем в воздух не грозит опасностью, стали летать на воздушных шарах и люди.
Это было во Франции, а еще раньше в древнем русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной, всё свободное время он проводил за чтением книг. Из книг он узнал о мудром Дедале и его сыне Икаре. Кто знает, чем знаменит Икар?
Дети. Икар поднялся в воздух на самодельных крыльях.
Учитель. Крякутной захотел повторить подвиг Икара. Сделал он большого бумажного змея и попытался на нем спуститься с холма. Однажды его попытка удалась.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением летательного аппарата.
А еще он заметил, что теплый воздух поднимается из печной трубы вверх. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках. Что изобрел Крякутной?
Дети. Он изобрел воздушный шар.
Учитель. Прошло некоторое время, и люди стали использовать воздушные шары в различных областях деятельности человека. Как вы думаете, для чего можно использовать воздушный шар?
Дети. Для наблюдений за окрестностями, для путешествий, для наблюдений за военными действиями, для составления плана местности.
Учитель. Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения. Как вы думаете, можно ли управлять полетом воздушного шара?
Дети. Полетом воздушного шара управлять нельзя.
Учитель. Почему?
Дети. Он летит только в ту сторону, в какую дует ветер.
Учитель. Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат.
На доске картинка с изображением аэростата.
Он был оснащен рулем, что позволяло менять направление движения, и гребным винтом.
Какое свойство воздуха использовали для создания воздушного шара и аэростата?
Дети. Для изобретения воздушного шара и аэростата использовали свойство горячего воздуха.
V. Закрепление материала.
А. Самостоятельная работа с карточками.
Какие свойства воздуха использовали люди для своих изобретений?
В каких изобретениях использовалось такое свойство воздуха, как движение?
В каких изобретениях использовали свойство горячего воздуха?
Б. Решение кроссворда. Работа на доске.
6. В каком русском городе изобретен воздушный змей?
8. Какое животное поднялось на воздушном шаре братьев Монгольфье?
1. Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара?
3. Как называется управляемый воздухоплавательный аппарат?
4. Чей подвиг хотел повторить Крякутной?
5. Назовите еще одно животное, поднявшееся в воздух на воздушном шаре братьев Монгольфье.
7. Какое изобретение стало детской игрушкой?
Как человек использует свойства воздуха. Презентация.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Как человек использует свойства воздуха?
Это мы знаем: Воздух –это газообразное вещество. Он есть повсюду. Воздушная оболочка земли называется атмосферой. В воздухе есть кислород, углекислый газ, азот, водород. Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха. Растения поглощают углекислый газ, который используют в фотосинтезе, и выделяют кислород.
Свойства воздуха: прозрачен бесцветен не имеет запаха
Свойства воздуха: Воздух прозрачный, не имеет цвета, без вкуса. Можем мы увидеть воздух? – В некоторых случаях – да! Если взять стакан с водой и подуть через соломинку, можно увидеть пузырьки воздуха.
Воздух занимает весь предоставленный ему объем Вокруг нас в классе, на улице, дома всегда есть воздух; Если мы станем надувать шар, воздух заполнит все предоставленное пространство.
Воздух движется: Если мы помашем веером около лица, мы ощутим легкий ветерок; Движение воздуха в горизонтальном направлении называется ветер; Ветер возникает тогда, когда на место теплого воздуха поступает холодный воздух.
Использование человеком силы ветра
Использование человеком силы ветра в наши дни
Воздух сжимаем и упруг Если ударить мячом об пол, воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
воздух способен расширяться при нагревании Использование человеком способности воздуха расширяться при нагревании Первый воздушный шар был запущен братьями Монгольфье в 1783году. Первыми пассажирами воздушного шара стали: утка, петух и баран.
воздух способен расширяться при нагревании Использование человеком способности воздуха расширяться при нагревании Первый воздушный шар был запущен братьями Монгольфье в 1783году. Первыми пассажирами воздушного шара стали: утка, петух и баран.
Использование человеком способности воздуха расширяться при нагревании Управляемые летательные аппараты – дирижабли.
Теплый воздух поднимается кверху Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.
воздух имеет низкую плотность Использование человеком низкой плотности воздуха Первый самолёт с двигателем братьев Райт поднялся в воздух в 1903 году.
Использование человеком низкой плотности воздуха в наши дни
Воздух сохраняет тепло Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки? В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло. Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
воздух плохо проводит тепло Использование человеком плохой проводимости воздуха
воздух упруг Использование человеком упругости воздуха
Воздух легче воды: Мы не боимся утонуть, надев спасательный круг, плывя на надувном матрасе или резиновой лодке;
Вспомним свойства воздуха: прозрачен бесцветен не имеет запаха движется способен расширяться при нагревании имеет низкую плотность плохо проводит тепло упруг
Состав воздуха Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: ДВ-243544
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект и презентация урока по окружающему миру «Как человек использует воздух»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Как человек использует воздух.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа 2100»
Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха. Цели: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование. 2) Узнать свойства воздуха и их применение человеком. План. 1) Вспоминаем то, что знаем 2) Опыты, наблюдения – сводная таблица 3) Выводы
Это мы знаем: Воздух –это газообразное вещество. Он есть повсюду. Воздушная оболочка земли называется атмосферой. В воздухе есть кислород, углекислый газ. Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха. Растения поглощают углекислый газ, который используют в фотосинтезе, и выделяют кислород. Воздух прозрачен, без запаха, без вкуса.
Ветер – это перемещение воздуха. Свойства воздуха Как используются человеком Движется, сила ветра
Теплый воздух поднимается вверх
Вывод: Воздух при нагревании расширяется и поднимается вверх
Как человек использует газы, входящие в состав воздуха
Выводы Воздух прозрачный, без вкуса, без запаха; Воздух движется; Воздух расширяется при нагревании; Воздух обладает выталкивающей силой; У воздуха малая плотность; Воздух сохраняет тепло (низкая теплопроводность) Воздух сжимаем и упруг. Свойства воздуха Использование газов, входящих в состав воздуха Азот азотные удобрения Кислород при сварке Углекислый газ для получения «газировки» Водород наполняют воздушные шары
Самостоятельная работа Стр. 34 № 2. Какие свойства воздуха используют: Свойства Вертолет Двойное остекление Растение Ракета Надувной матрац Костёр
Самостоятельная работа Стр. 34 № 2. Какие свойства воздуха используют: Свойства Вертолет плотность Двойное остекление низкая теплопроводность Растение наличие в воздухе углекислого газа Ракета плотность Надувной матрац упругость Костёр наличие в воздухе кислорода
Выводы Воздух прозрачный, без вкуса, без запаха; Воздух движется; Воздух расширяется при нагревании; Воздух обладает выталкивающей силой; У воздуха малая плотность; Воздух сохраняет тепло (низкая теплопроводность) Воздух сжимаем и упруг. Свойства воздуха Использование газов, входящих в состав воздуха Азот азотные удобрения Кислород при сварке Углекислый газ для получения «газировки» Водород наполняют воздушные шары
Домашнее задание Стр. 89-91; (тетр.) с.34 №1, с. 35 № 4, № 7
Выбранный для просмотра документ для педсовета 4 кл.docx
Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014
Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тип урока: Открытие нового знания.
— сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;
— рассмотреть примеры использования человеко воздуха.
— развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;
— развивать интерес к предмету;
— создавать условия для высказывания аргументированного мнения;
— развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
обобщать полученную информацию в виде кластера;
— воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.
— формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;
— воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.
— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь
Ведущий вид деятельности: продуктивный
Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)
Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.
— деятельностный метд обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев
1. Презентация к уроку
2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)
Проверка домашнего задания.
Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.
Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!
— Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)
-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):
— Как называется водная оболочка земли?
— Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
— Назовите основные свойства воды.
— Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
— Где человек использует выталкивающее свойство воды?
— Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
— Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
— Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
Индивидуально на карточках:
Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.
Текучесть Паровой двигатель
Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи
Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции
Расширяется при нагревании Изобретение кораблей
Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)
— Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)
— Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.
— Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?
— Каковы будут цели урока?
Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.
2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.
— Какой предложите план работы над темой?
1) Вспоминаем то, что знаем
2) Опыты, наблюдения – сводная таблица
3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)
— Вспоминаем то, что знаем:
— Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
— Что такое воздух? (смесь газов)
— Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?
— Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)
— Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)
— Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)
— Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).
— Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)
— Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.
Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)
— Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) — почувствовали
— При движении, воздух – осязаем.
Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.
— Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)
— Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)
Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.
— Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.
— Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)
— Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?
Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.
-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.
— Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)
— Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.
— Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)
— Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.
На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица
— Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) — таблица
— Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?
(выталкивающая сила ) – таблица
— Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце Х IX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов
Бросить листик бумаги в воду.
— Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?
(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица
— Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?
(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)
— Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.
— Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.
— Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?
( воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица
— Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?
— Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.
— Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)
(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) — таблица
— Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и
провести для этого такой опыт:
Опыт 4. (проводит ребенок у доски)
Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.
(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)
— Такое свойство называется – упругость – таблица.
— Где можно использовать упругость накачанного воздуха?
— Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.
К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.
— Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.
Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.
— Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?
Азот – азотные удобрения
Кислород – используют для сварки
Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку
Водородом наполняют воздушные шарики
Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?
(силу ветра, свойства и состав воздуха)
— Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?
— если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?
— если бы воздухе не было углекислого газа?
— если бы воздух был более плотным, чем есть?
— если бы в воздухе не было кислород?
— Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?
— Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)
Работа в тетради (при наличии времени)
— Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:
— Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –
парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары
— Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону . (3 минуты)
Работа в тетради. Стр. 34. № 2
— Напишите какие свойства воздуха используют