какие святые оберегают семью
Святые покровители семейного благополучия
Содержание
За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети.
О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых.
О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века.
Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.
В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах:
Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в.
Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в.
Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в.
Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в.
Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в.
Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в.
Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в.
Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в.
Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в.
Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в.
Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в.
Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в.
Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в.
Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в.
Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в.
Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в.
Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в.
Святые святитель Григорий Назианзен-старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова, III-IV в.
Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в.
Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в.
Святые праотцы Адам и Ева
Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в.
Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.
Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х.
Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х.
Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в.
Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в.
Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в.
Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в.
Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в.
Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в.
Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в.
Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в.
Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в.
Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в.
Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в.
Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в.
Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в.
Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в.
Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в.
Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в.
Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в.
Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв.
Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в.
Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский, XV в.
Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в.
Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв.
Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в.
Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.
Святые мученики Филит синклитик, жена его Лидия и сыновья их Македон и Феопрепий, II в.
Надеемся, что наше пособие будет интересно и профессионалам, и всем тем, кто интересуется историей Христианства.
Мы постарались создать удобный справочный аппарат. Для Вашего удобства материалы по святым парам расположены в хронологическом и алфавитном порядке. Пособие дополнено изображениями и фотографиями святых, притчами и высказываниями святых Отцов, современных пастырей и архипастырей РПЦ о браке и семье, дополнительными аудио- и видеоматериалами, списком использованных документов и справочно-биографическим материалом об авторах высказываний и цитат, использованных в пособии.
Рекомендовано электронное издание для использования в библиотеках при подготовке мероприятий православной тематики, преподавателям дисциплины Основы Православной Культуры (ОПК) в школах или учителям Воскресных школ при храмах.
Будем признательны Вам за любые предложения по усовершенствованию пособия.
Спасибо за внимание к нашему проекту.
Источник: Проект Курской областной универсальной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева «В едину плоть. » Святые супружеские пары.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Иконы для семьи
Чудотворные иконы призваны хранить тепло домашнего очага и оберегать членов семьи, но некоторые святые образы имеют особые чудесные свойства, благодаря которым они могут помочь сохранить брак и семью, помочь восстановить отношения и вернуть любовь. Разместив в доме подобную икону, вы обретете гармонию в семье и все неурядицы решатся, не оставив после себя и следа.
Иконы Петра и Февронии Муромских почитаются как символ семейного счастья, любви и верности.
Перед иконой «Святое Семейство» молятся о сохранении, защите семьи от раздоров и разводов, ей молятся о даровании мужа (жены), о даровании помощи во всех бытовых неприятностях и нуждах.
Остробрамская икона Божьей Матери помогает обрести и сохранить счастье супружеской пары, защищает семью от вмешательства посторонних людей, успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье.
Семистрельная икона Божьей Матери помогает сохранить мир и гармонию в семье, примиряет ссоры и вражду, успокаивает, умиротворяет. Семистрельная икона Богородицы защищает человека, дом, семью, детей от злых людей.
Икона «Царская семья» помогает в укреплении семьи, в благочестии, в правильном воспитании детей, в сохранении целомудрия и чистоты.
Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» считается покровительницей семьи и семейного благополучия.
К иконе Святой Матроны Московской обращаются с молитвами о помощи в решении семейных проблем, даровании семейного счастья.
Икона Святой мученицы Параскевы Пятницы помогает в обретении семейного счастья и даровании желанных детей.
Икона Божьей Матери «О Тебе радуется» покровительствует семье.
Икона Святых мучеников Адриана и Наталии считается покровительницей семьи, так как эти святые были любящими супругами.
Икона «Иоаким и Анна Святые родители Богородицы» укрепляет семью, помогает при супружеском бесплодии.
Перед иконой Преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей Сергия Радонежского молятся об устроении семейного благочестия и благополучия, помощи в воспитании и нравственно-религиозном возрастании детей.
Святые покровители христианской семьи и брака
О покровительстве семье и браку верующие молятся не только Богу, но и Пресвятой Богородице и святым Божьим Угодникам, прославившимся различными чудесами. Среди огромного сонма христианских святых и икон с их изображением есть те, которые наиболее почитаются как небесные заступники в делах семейных. Перед этими святыми образами верующие молятся о сохранении и защите семьи, о даровании детей и их правильном воспитании, об удачном замужестве и многом другом.
Иконы святых покровителей семьи и брака
В православии есть различные святые, которые особо чтятся как покровители семьи и брака. Иконы с их изображением есть почти в каждой христианской семье. И для многих из них существуют особые молитвы, с которыми верующие обращаются, что испросить у них ходатайство перед Богом о помощи в делах семейных.
Имя святого
О чем молиться
Эти святые почитаются в христианстве, как православные покровители семьи. А их брак, в котором царили верность, любовь, мир и согласие, считается образцовым. Петру и Февронье молятся об успешном замужестве, правильном выборе своего спутника жизни и счастье в браке. О достатке и благополучии в доме. О любви и верности между супругами.
Почитаются в христианстве как святые покровители семьи. Святым родителям, самим зачавшим в преклонном возрасте, молятся о зачатии и рождении здорового ребенка. С молитвами к ним обращаются женщины и мужчины, страдающие бесплодием. Об избавлении от печали бесплодия. Святым также молятся о верности между супругами и счастье в браке.
Святые супруги, пострадавшие за веру Христову чтятся как покровители христианского брака. Им молятся о любви, верности, согласии, и мире между супругами. О защите семьи от врагов, видимых и невидимых. Об укреплении членов семьи в христианской вере.
Родители Иоанна Крестителя, много лет страдавшие бесплодием, но по милости Божией зачавшие и родившие ребенка в преклонном возрасте. Им молятся о зачатии и вынашивании ребенка (особенно при бесплодии). О мире и любви между супругами. О крепкой семье.
Об удачном замужестве, семейном счастье и сохранении семьи. Матроне молятся о помощи в разрешении трудных жизненных ситуаций – угрозах разрушения семьи, бесплодии, материальных затруднениях в семье.
Святой покровитель христианского брака. Святитель Николай еще при жизни помог чудесным образом одному разорившемуся купцу удачно выдать замуж трех его дочерей. С тех пор ему молятся об удачном замужестве и разрешении материальных проблем в семье.
Для чего нужна семейная икона?
Семейная икона, передаваемая по наследству из поколения в поколение, духовно связывает всех членов одной семьи между собой. C нею старшее поколение благословляет своих детей, внуков, правнуков, крестников на новые дела. Перед нею домашние читают не только личные молитвы, испрашивая ходатайство перед Богом о благополучии отдельных членов своей семьи, но и соборные молитвы, объединяющие просьбы о небесном заступничестве и покровительстве для всей семьи.
Семейная икона, написанная на заказ, станет новой святыней, хранящей ваш домашний очаг.
Иконы святых покровителей семьи и брака на заказ
Приобрести икону небесных покровителей семьи и брака вы можете в нашей иконописной мастерской «Создавая Наследие». Мы будем рады выполнить православный образ для вас на заказ или предложим готовые иконы из наличия. Каждая такая икона (неважно, была она написана индивидуально для вас или нет) – является подлинным произведением искусства, единственным в своём роде.
Наши иконописцы принадлежат к Владимирской школе православной иконописи, которая во все времена, начиная с Древней Руси, и по сей день считалась самой крупной, старой и чтимой в нашей стране. Кисти наших художников принадлежат тысячи икон, которые ныне бережно хранятся в храмах и домах по всему миру.
Вы можете приобрести святой образ, покровительствующий семье и браку, как для себя и своей семьи, так и для семей своих близких. Православный образ станет бесценным подарком для ваших родственников или друзей.
Иконы Божией Матери, перед которыми молятся о заступничестве в делах семьи и брака
Пресвятая Богородица, которая Сама была матерью, познавшей и великую радость и великое горе, почитается христианами как главная небесная покровительница и божья заступница любой семьи. Ей молятся женщины о создании и сохранении семьи, о рождении и воспитании детей, о легких и удачных родах, об обретении и сохранении домашнего очага. В христианстве существуют множество икон с ликом Богородицы, перед которыми принято молиться в тех или иных семейных обстоятельствах.
Икона
О чем молиться
Свое название икона получила в честь великого князя Ярослава Всеволодовича, при крещении названного Федором. На оборотной стороне иконы изображена святая Параскева – покровительница свадеб и невест.
Ее еще называют детской иконой. Перед ней молятся об ограждении и избавлении детей от болезней физических и душевных. О выборе детьми хороших друзей. О хороших отношениях между родителями и детьми. О вынашивании детей, и легких родах.
Икона, написанная в честь праздника Покрова Божией Матери. Перед образом молятся об удачном замужестве, укреплении семьи и защите ее от недоброжелателей. О сохранении и обретении семейного очага. Об успевании детей в учебе. О даровании в семье мира, любви и смирения, о снисхождении и терпении супругов и близких людей друг к другу.
Старинная византийская икона, по молитвам перед которой верующим не раз были явлены чудеса в воспитании детей. Перед ней молятся о помощи в воспитании и обучении детей, укреплении в них христианской веры.
Об обретении мира и любви в браке. О сохранении беременности и легких родах. Этому образу при венчании в Церкви часто отдают предпочтение при благословении невест.
Икона Божией Матери «Помощница в родах»
О помощи в зачатии, в вынашивании и рождении детей. Перед ней молятся о телесном и духовном здоровье детей и будущих мам. Эта икона очень часто встречается в родильных домах.
О рождении здоровых детей, здоровье самой матери и возможности прокормить себя и ребенка. Перед ней также молятся о получении помощи в зачатии ребенка.
Иконы Спасителя, покровительствующие в делах семьи и брака
Любая семья – это малое государство, создаваемое и поддерживаемое по Божьей воле. Поэтому в первую очередь молиться о создании, укреплении, сохранении и защите семьи нужно самому Иисусу Христу. Каждая горячая и искренняя молитва к Господу Богу всегда будет Им услышана, и даже в самых трудных и сложных жизненных ситуациях нам может быть дарована от Него чудесная помощь.
Икона
О чем молиться
На этой иконе изображен библейский сюжет о пришедших к Иисусу на благословение детях.
Перед ней молятся родители о получении Божьего напутствия для своих детей в любых их добрых начинаниях – учебе, вступлении в брак, начале нового дела, перед путешествием, а также в трудных ситуациях.
Одна из главных икон, которая должна быть в каждом христианском доме. В иконостасе ее принято ставить в самом центре.
Этому образу Господа при венчании в Церкви часто отдают предпочтение при благословении жениха. Перед ней молятся Богу о замужестве, покровительстве семье, даровании детей, здоровье и благополучии всех членов семьи.
Заказать икону просто:
Создавайте духовное наследие вместе с нами!
Святые покровители семьи, любви и брака
Несколько лет назад в России стал широко отмечаться День семьи, любви и верности, в который принято чествовать святых покровителей супружества Петра и Февронию Муромских. Однако, Петр и Феврония – далеко не единственный пример святых супругов, воплотивших своей жизнью и воспитанием детей в верности Богу и благочестии идеал христианской жизни. Представляем вашему вниманию святых покровителей семейной жизни, которым можно молиться о создании хорошей крепкой семьи и у которых есть чему поучиться в процессе ее построения.
Святые Богоотцы Иоаким и Анна
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Cпаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери – из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды во время большого праздника дары, которые взял праведный Иоаким в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – великое утешение для бездетных супругов.
Святые праведные пророк Захария и Елисавета
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк.1,5–25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк.1,15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1,17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
После смерти родителей святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.
Святым родителям молятся о разрешении недуга бесплодия, о мире в семье и о детях.
Святые мученики Адриан и Наталья
Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305–311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Их поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Потом их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь находился начальник палаты Адриан, который спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я – христианин». Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет.
Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где ободряла Адриана быть мужественным. Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304 году.
Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие.
Семья святителя Василия Великого
Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Емилию многочадством, у нее было 10 детей.
Ее почитают как мать, взрастившую пятерых святых – Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, Григория, епископа Нисского, Петра, епископа Севастийского, преподобную Макрину Младшую и блаженную Феосевию.
Царственные страстотерпцы
Глубокая и искренняя религиозность выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется (Пс.20,8).
К царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби.
В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
Память святым страстотерпцам императору Николаю, императрице Александре, их чадам – Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения, 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).
Петр и Феврония Муромские
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив
Во время гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284–305) и Максимиане (305–311) в городе Едессе были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям. Мученики все переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311–324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.
После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена. Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам – свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий и чудодейственно перенес в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и по приказу правителя гот был казнен.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою».
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай – один из самых почитаемых на Руси святых – родился в 258 году в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии и был епископом города Мир.
После смерти родителей Николай получил большое наследство. Но боголюбивый юноша стремился собрать нетленные сокровища в нерасхищаемых небесных кладовых. Щедрая рука Николая была простерта к нуждающимся людям. Отрекшись от всяких мирских желаний, сердобольный юноша попросил Бога указать ему, как наилучшим образом раздать наследство бедным: К Тебе, Господи, возношу душу мою. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс.24:1, 142:10).
В городе Патара в доме по соседству с блаженным Николаем жил знатный и очень богатый человек. Он имел трех дочерей, отличавшихся необычайной красотой. Вследствие неблагоприятных обстоятельств этот богач разорился и потерял прежнее влияние, ибо жизнь века сего непостоянна. Несчастный отец не смог выдать девушек замуж, так как женихи стали гнушаться их крайней бедностью. Постепенно сосед Николая впал в нищету – его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда он задумал превратить свое жилище в дом блуда, отдав дочерей на любодеяние, и таким образом добыть средства к существованию. Уже хотел малодушный отец исполнить свое злое намерение, но Всевидящий Господь подал благую мысль Николаю спасти разорившееся семейство.
Великодушный юноша глубоко сострадал нуждающимся людям и извлек отца и его дочерей из нищеты и греха, словно из огня. Однако святой совершил свое благодеяние не открыто, а подал щедрую милостыню тайно. Николай ночью незаметно бросил полный узелок с золотом в окно соседа и быстро удалился. Можно себе представить несказанную радость отчаявшегося мужа, когда он утром нашел в своем доме то, из-за чего хотел подвергнуть позору дочерей.
Отец разоренной семьи возблагодарил Господа и отдал золото старшей дочери в приданое. После ее свадьбы сердобольный Николай, видя, как его подаяние уберегло от погибели старшую сестру, позаботился и о средней дочери. Тайно от всех, ночью, добрый юноша снова бросил узелок в окно соседа. Утром хозяин дома нашел золото. Обливаясь слезами бедняк горячо поблагодарил Бога за Его дивное попечение о нем и отпраздновал свадьбу второй дочери.
Дабы узнать, кто приносит в дом золото, он не спал ночи в ожидании своего покровителя. Прошло немного времени. Глубокой ночью Николай тихо пришел в третий раз, остановился на обычном месте, бросил в окно узелок и тотчас поспешил уйти. Услышав звон золота, хозяин быстро побежал вслед за угодником Божьим и догнал его. Бедняк сразу узнал в нем соседа, припал к стопам святого, целовал их и называл Николая избавителем, помощником и спасителем семьи, оказавшейся на краю погибели.
– Если бы, – говорил он, – Великий в Своем милосердии Господь не послал мне твоими руками изрядную помощь, то я погиб бы вместе с дочерьми в адском огне. Ныне же мы спасены тобой и избавлены от ужасного грехопадения.
К святителю Николаю обращаются с молитвой о замужестве. Святой Николай помогает просящим встретить достойного, благочестивого жениха и обрести семейное счастье.
Святая блаженная Ксения Петербургская
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради. Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле – и всю ночь молилась.
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению великих даров. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.
После кончины тело Ксении Петербургской было погребено на Смоленском кладбище. Над ее могилкой со временем была построена часовня. У ее гроба и по сей день совершается много знамений и чудес.
Святая великомученица Параскева
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов (особенно ей молятся о сохранении здоровья маленьких детей), хранительницей семейного благополучия и счастья. Девушки на выданье молилятся ей, чтобы выйти замуж по любви.
Святая блаженная Матрона Московская
Блаженная Матрона была подвижницей благочестия на протяжении всего XX века. Девочка родилась слепой, но Господь даровал Матроне духовное зрение.С семи-восьми лет не го возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Так, много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.
Она отошла ко Господу 2 мая 1952 года и была погребе на на Даниловском кладбище. Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.
Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни.
Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.
Блаженная Матрона помогает бездетным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести семейным мир.
Образ Федоровской иконы Божьей Матери
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Чудотворная Федоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна.