какие танки на вооружении индии
Индия произведет 700 тысяч АК-203 и купит 400 танков Т-90
Индия в рамках национальной программы Make in India запустит производство 700 тысяч современных АК-203, заявил ТАСС посол страны в Москве Бала Венкатеш Варма перед завершением своей миссии.
«Мы собираемся дополнительно закупить Су-30МКИ, МиГ-29, а также еще 400 танков Т-90. Таким образом, за последние три года в нашем военно-техническом сотрудничестве произошли фундаментальные изменения. Россия снова стала главным партнером Индии в оборонной отрасли», — сказал дипломат.
Материалы по теме
Тяжелый убийца
На пороге перемен.
Посол отметил, что сегодня выполняются контракты на поставку зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» и строительство фрегатов проекта 1135.6. По его словам, в настоящее время общая стоимость оборонных контрактов между Москвой и Дели оценивается в 9-10 миллиардов долларов.
В октябре директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев напомнил РБК, что индийская компания Hindustan Aeronautics приостановила участие в программе создания истребителя пятого поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) на основе российского Су-57. По его словам, Китай и Индия могут получить российские новейшие системы С-500 «Прометей» после того, как данные системы будут поставлены в Вооруженные силы России.
Производство ОБТ Arjun. Скромные поводы для гордости
В середине девяностых годов индийская промышленность завершила разработку первого собственного основного боевого танка «Арджун». Через несколько лет эту машину довели до серийного производства и службы в армии. Развитие проекта продолжилось, и теперь армия готовится осваивать танки новой модификации Arjun Mk 1A.
От проекта до армии
Научно-исследовательские работы по перспективному индийскому танку начались еще в семидесятых годах. О завершении проектирования ОБТ «Арджун» официально сообщили в начале девяностых. Тогда же армия выдала заказ на предсерийные танки новой модели. К концу десятилетия появился контракт на полноценное серийное производство. Производство новых ОБТ было поручено заводу Heavy Vehicles Factory в г. Авади (шт. Тамилнад).
Еще в середине девяностых 43-й танковый полк, на тот момент вооруженный устаревшими Т-55, получил шесть предсерийных танков Arjun. Поставки серийных бронемашин начались только в двухтысячных. Так, в 2004 г. сообщалось о передаче полку первой серийной партии из 16 танков Arjun Mk 1. Процессы перевооружения затянулись до 2009 г., когда численность новой техники была доведена до штатной в 45 ед. При этом полк полностью избавился от устаревшей техники.
После некоторого перерыва, в 2011 г. начались поставки танков «Арджун» в 75-й танковый полк. Процесс его перевооружения занял еще несколько лет и завершился в середине десятых годов. Ранее наработав необходимый опыт, промышленность смогла ускорить производство и быстрее выполнить имеющиеся заказы.
По ряду причин, индийская армия решила перевести на танки «Арджун» первой модели только два полка. Для них построено 124 ед. техники. До недавнего времени это был весь парк ОБТ собственной индийской разработки, но в будущем ожидается рост количественных и качественных показателей.
Новая модификация
В конце двухтысячных годов, на фоне серийного производства, началась разработка усовершенствованного танка Arjun Mk 2. Предлагалось около сотни доработок и улучшений, влияющих на все основные характеристики и возможности. В 2012-14 гг. опытные машины новой модификации прошли испытания и в целом подтвердили расчетные параметры.
Однако армия не поспешила заказывать модернизированный танк. При всех своих преимуществах, «Арджун» второй версии не полностью соответствовал техническим и экономическим требованиям. Результатом этого стал заказ на доработку проекта в сторону облегчения конструкции и удешевления производства. В 2018 г. такой вариант проекта Arjun Mk 2 получил собственное обозначение Arjun Mk 1A.
В 2020 г. армия завершила испытания ОБТ «Арджун» последней версии Mk 1A и рекомендовала его к серии. Несколько дней назад индийские СМИ сообщили об утверждении нового контракта на производство танков. Он предусматривает строительство 118 танков. Их должны изготовить и сдать армии в течение следующих 4-5 лет. Стоимость этой техники составляет 8400 кроров рупий (84 млрд рупий или 1,16 млрд долл. США).
Любопытно, что сборка первой машины началась еще в прошлом году и уже успешно завершена. Первый серийный Arjun Mk 1A передали заказчику 14 февраля в ходе торжественной церемонии с участием высшего руководства страны. Уже в этом году возможна передача целой партии танков новой модификации.
Неосновной танк
К настоящему времени индийская армия заказала, получила и освоила 124 основных боевых танка «Арджун» базовой модификации Mk 1. Эта техника была распределена между двумя танковыми полками. Также размещен заказ на 118 более новых Arjun Mk 1A, и первая машина этого контракта уже получена. По всей видимости, с помощью этого контракта выполнят перевооружение еще двух полков сухопутных войск.
Таким образом, если программа производства не столкнется с какими-либо трудностями, к середине десятилетия у Индии будет 242 ОБТ собственной разработки и местного производства. С помощью этой техники перевооружат не более 4-5 танковых полков.
В этом контексте следует напомнить, что в составе сухопутных войск Индии имеется более 60 танковых полков, в каждом из которых эксплуатируются десятки танков. По открытым данным, в строю имеется более 2400 ОБТ Т-72М1 и свыше 1000 Т-90С иностранной и местной сборки. Еще не менее 1100 танков находится на хранении.
Таким образом, успешное выполнение новых заказов на производство модернизированных ОБТ «Арджун» не окажет существенного влияния на количественные и качественные показатели индийских танковых войск. Доля техники собственной разработки не превысит 7-8 проц., в результате чего боевые качества армии по-прежнему будут определяться бронемашинами советской и российской разработки.
Вероятные противники
43-й и 75-й танковые полки, оснащенные ОБТ «Арджун», расквартированы вблизи индийско-пакистанской границы. В случае обострения отношений двух стран или начала открытого конфликта им предстоит решать те или иные задачи, вплоть до ведения боевых действий.
В составе армии Пакистана имеется 2 бронетанковые дивизии и 7 отдельных танковых бригад. Эти формирования отличаются достаточно большими размерами и крупным парком бронетехники. Общая численность танков в пакистанской армии превышает 2400 ед., не считая технику на хранении.
В строю имеются средние и основные танки семи типов разного происхождения. Наиболее массовым является ОБТ «Аль-Заррар» совместной пакистано-китайской разработки – не менее 500 ед.; сообщается о парке до 700 ед. Продолжается производство танков «Аль-Халид», тоже организованное вместе с Китаем. Такие машины построены в количестве не менее 300 ед. У Украины было приобретено более 300 танков Т-80УД советского производства. Также сохраняется на вооружении несколько сотен устаревших средних танков, полученных от Китая.
Нетрудно заметить, что индийские танки «Арджун» имеют определенное качественное превосходство над устаревшими пакистанскими бронемашинами. Новая модификация Arjun Mk 1A в перспективе должна показывать преимущества и перед другой техникой вероятного противника. Однако реальный потенциал индийских танков собственной разработки серьезно ограничен их количеством. Как следствие, влияние такой техники на ход гипотетических боевых действий может быть минимальным.
Ограниченные успехи
На протяжении нескольких последних десятилетий Индия пытается развивать свою оборонную промышленность и создавать собственные образцы вооружений и техники для сокращения зависимости от импорта. Работы в этом направлении продвигаются вперед с ограниченными успехами, но основная задача вряд ли будет решена в обозримом будущем.
Потратив массу времени и ресурсов, Индия смогла создать собственный основной танк, в целом отвечающий требованиям своего времени. Однако, несмотря на все усилия и затраты, его не удалось построить большой серией. Проект модернизации «Арджуна» дал желаемые результаты технического характера, но серия вновь будет ограниченной и не окажет заметного влияния на состояние танкового парка.
Впрочем, даже такие результаты работ становятся поводом для гордости. На данный момент лишь несколько стран мира могут разрабатывать и строить ОБТ, и Индия теперь входит в их число. Схожие проекты реализуются и в других областях, включая боевую авиацию и военное кораблестроение.
Не так давно стало известно, что серийные Arjun Mk 1A нового заказа станут последними в своем семействе. Производство такой техники продолжать не планируют. В будущем промышленность должна будет разработать и освоить совершенно новый танк. Каким он будет и, что важнее, какой серией его удастся построить – неизвестно. Однако очевидно, что бронетехника советской и российской разработки еще долго будет составлять основу индийских танковых войск. Предпосылки к изменению такой ситуации пока отсутствуют.
Бронетанковая техника Индии
В настоящее время индийская армия располагает почти 3500 танками и несколькими тысячами боевых машин пехоты различных марок. Большая часть этой техники, а также, созданные на ее базе специальные машины, были построены на местных предприятиях, которые выпускают бронетанковую технику уже не одно десятилетие.
В настоящее время Центр обеспечения танковой электроники в Мадрасе производит для танка «Vijayanta» новую систему управления огнем (СУО) Mk 1A (AL 4420). Эта СУО имеет улучшенное соединение прицела с пушкой, предназначенное минимизировать люфты между прицелом и пушкой. Также имеется система контроля изгиба ствола пушки для обеспечения устранения рассогласования осей канала ствола и прицела, вызванного тепловой деформацией пушки. Была также разработана и более сложная СУО Mk 1B (AL 4421), которая дополнительно включает лазерный прицел-дальномер британского производства и баллистический вычислитель, повышающие вероятность попадания в цель первым выстрелом.
В середине 1993 г. индийские источники заявили, что, поскольку проект танка «Arjun» был отсрочен, программа модернизации части парка «Vijayanta» была продолжена, которая первоначально была предложена еще в начале 1980-х под названием Bison. В соответствии с ней планировалось дооборудовать около 1100 машин. Модернизация включает в себя установку дизельного двигателя танка T-72 M1, новой СУО, дополнительной брони, оборудования ночного видения пассивного типа, включая тепловизионный прицел, навигационной системы.
В качестве СУО использовалась югославская SUV-T55A, которая была разработана для модернизации советских танков T-54/T-55/T-62. Ее производство организовано в Индии компанией Bharat Electronics, которая должна обеспечить до 600 систем.
Броня, которой оснащается модернизированный «Vijayanta», является современной комбинированной броней Kanchan, разработанной для танка «Arjun».
Хотя «Vijayanta» по существу и является английским танком «Vickers» Mk 1, его характеристики несколько отличаются от своего прототипа. Боекомплект включает 44 выстрела, 600 патронов для крупнокалиберного пулемета и 3000 патронов для спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета.
Примерно в то же время, когда индийская танковая промышленность осваивала выпуск танка «Vijayanta», армия этой страны получала на вооружение из Советского Союза Т-54 и Т-55, хорошо зарекомендовавшие себя во время войны с Пакистаном в 1971 году. Для обеспечения длительных сроков эксплуатации этих машин в г. Кирхи был построен танкоремонтный завод. Т-54 и Т-55 в количестве более 700 единиц до сих пор находятся в строю индийских бронетанковых войск.
Индийские конструкторы занимались разработкой и собственного танка, к которой приступили еще в 70-х годах, однако не все сразу получалось. Поэтому, для поддержания своего танкового парка на современном уровне Индийское правительство приняло решение купить в СССР партию Т-72М1. Первоначально Индия намеревалась заказать только небольшое количество танков (около 200 единиц), ожидая начала производства на собственном заводе разработанного местными конструкторами танка «Arjun». Однако из-за его высокой стоимости и недостаточной надежности было решено организовать в Авади лицензионное производство T-72M1, и установочная партия машин вышла из ворот завода в 1987 г.
Первые 175 танков были произведены из комплектов, поставленных Советским Союзом, который оказывал помощь в развити индийской тяжелой промышленности. Конечная цель состояла в том, чтобы Индия производила танки, максимально используя собственные ресурсы, доведя в перспективе долю индийских составляющих в танке до 97%.
Производство T-72M1, известных в Индии как «Ajeya», начиналось с выпуска приблизительно 70 машин в год. Последние «Ajeya», покинули завод в марте 1994 г. В общей сложности индийской армия располагает около 1100 таких машин. Другие источники указывают, что полный парк индийских Т-72М1 составляет около 2000 машин.
В 1997 г. появились сведения, что более чем 30 стволов 125-мм пушек танков «Ajeya» разорвало во время учебных стрельб, и были предприняты усилия, чтобы определить причину этой проблемы, которая так и не была указана. Скорее всего, разрывы стволов произошли от попадания грунта в канал ствола, либо пушки выработали свой ресурс. В других случаях можно было бы только предположить, как многие западные средства массовой информации мусолили бы такой конфуз.
В последнее время активизировалась деятельность многих иностранных компаний, предлагающих свои услуги по осуществлению модернизации парка машин типа Т-72. Причем эти услуги предлагают не только компании стран, где эти машины производились по лицензии (Польша, Словакия, Чехия), а и тех стран, которые имеют об этом танке весьма смутное представление: Texas Instruments из США, SABCA из Бельгии, Officiene Galileo из Италии, Elbit из Израиля, LIW из Южной Африки и Thomson-CSF из Франции.
Планирующаяся модернизация, хотя бы, части индийского парка танков Т-72М1 получила на западе кодовое наименование «Operation Rhino». В соответствии с этой программой планировалось установить новые СУО, силовую установку, динамическую защиту, системы навигации и предупреждения о лазерном облучении, радиостанцию с прыгающей частотой и систему коллективной защиты от ОМП.
О результатах таких «модернизаций», проводимых западными компаниями наших танков хорошо сказал в своем интервью журналу «ARMS. Russian defence technologies» Начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-полковник Сергей Маев: «При создании и Т-72, и БМП-1, была заложена потенциальная возможность улучшать технические и боевые свойства этих машин. Поэтому такой большой интерес к нашей технике со стороны иностранных компаний. Другое дело, что многие эти компании превращают боевую технику в военный товар. Проводя модернизацию, они не преследуют интересы улучшить боевые свойства машин, а стараются, как можно быстрее и выгоднее их продать, заработав на этом прибыль. Что будет потом, продавца не интересует. Тот же, кто покупает, этот товар, не представляет всех последствий такой сделки» (ARMS. Russian defence technologies. 2(9) 2002, с. 5.).
Индийская танковая промышленность освоила производство на шасси Т-72М1 ряд специальных машин боевого обеспечения. Так, например, по заказу индийской армии была построена 155-мм САУ с башней T-6, производства южноафриканской компании LIW Division of Denel. Однако в серию эта машина не пошла.
На шасси T-72М1 местного производства был создан танковый мостоукладчик BLT T-72. Машина имеет мост в виде ножниц длиной 20 м, который раскладывается впереди машины.
В начале 1997 г. Россия предложила Индии установить на Т-72М1 комплекс активной защиты «Арена-Э», как возможную альтернативу недавнему приобретению Пакистаном танков T- 80УД из Украины. Они в некоторых отношениях превосходят T-72M1, которые до недавнего времени являлись самыми совершенными танками на вооружении индийской армии. Однако индийское правительство приняло другое решение: закупить в России современные российские танки Т-90С и в последующем освоить их лицензионное производство у себя в стране. В настоящее время Индии поставлено уже 40 таких машин, и все они были направлены на индийско-пакистанскую границу. Еще 40 Т-90С готовятся к отправке в апреле месяце этого года.
Т-72М1 индийских ВС
Получив достаточный опыт в производстве лицензионной бронетанковой техники, индийские инженеры продолжили работы в создании собственной бронетанковой техники, в том числе и основного боевого танка «Arjun». Тактико-техническое задание на разработку нового танка индийская армия разработала еще в 1972 г. Он предназначался для замены танков Vijayanta, и в НИИ боевых машин над новым проектом начали работать в 1974 г. К тому времени, когда первый опытный образец Arjun был представлен в апреле 1984 г., на проект уже было затрачено 300 млн. индийских рупий (приблизительно US$ 6 млн.).
К осуществлению нового проекта как всегда подключились многие иностранные компании, включая немецкие Krauss-Maffei, (двигатель MTU), Renk (автоматическая трансмиссия), Diehl (гусеницы) и голландскую Oldelft.
Основные проблемы при создании новой машины возникли с двигателем. Первоначально планировалось установить газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с., но впоследствии было решено использовать вновь разработанный 12 цилиндровый дизель воздушного охлаждения с изменяемой степенью сжатия такой же мощности. Однако первые модели двигателя развивали только 500 л.с. Его дальнейшее совершенствование позволило увеличить эту цифру до 1000 л.с. при установке турбонаддува.
Подвеска танка гидропневматическая. Траки гусеничных лент из алюминиевого сплава с резинометаллическим шарниром и асфальтоходными башмаками. Механизм натяжения гусеницы имеет встроенную защиту от перегрузки.
Первоначально были построены шесть опытных образцов танка «Arjun», оснащенные немецким дизелем MTU MB838 Ka-501 мощностью 1,400 л.с. с автоматической трансмиссией Renk. Сообщается, что ни один из них не был бронирован, но имели стальные корпуса и башни.
Серийные машины планируется выпускать с новой комбинированной броней Kanchan, разработанной лабораторией металлургии министерства обороны Индии (Indian Defence Metallurgical Laboratory). Она будет производиться компанией Mishra Dhatu Nigam. Тепловизионное прицельное оборудование было разработано компанией DRDO.
В 1983-1989 гг. Индия, как сообщают, импортировала 42 двигателя на общую сумму US$15 млн. для постройки опытных образцов. К концу 1987 г. 10 опытных танков «Arjun», или MBT 90, как их иногда еще называли, были построены под обозначением Mark I. Из них, шесть машин было передано индийской армии для войсковых испытаний, а остальные четыре были оставлены для проведения работ по дальнейшему их усовершенствованию при НИИ боевых машин (CVRDE).
СУО танка «Arjun», состоящая из лазерного дальномера, баллистического вычислителя, тепловизионного прицела, стабилизированного панорамного прицела командира танка, дополнительного телескопического прицела и электронных блоков, гарантированно обеспечивает высокую вероятность попадания с первого выстрела. Согласно оценкам CVRDE, СУО третьего поколения в комплексе со 120-мм нарезной пушкой (тоже разработанной в Индии) и прицелом с электронным управлением, позволяет наводчику обнаруживать, идентифицировать, сопровождать и успешно поражать движущиеся цели при стрельбе с ходу.
Основной прицел наводчика объединяет в себе дневной, тепловизионный и лазерный дальномерный каналы и единую стабилизированную головку на все три канала. Общее зеркало головки прицела стабилизировано в двух плоскостях. Дневной прицел имеет два фиксированных увеличения. Тепловизионный прицел обеспечивает возможность обнаружения целей наводчиком и командиром танка в условиях полной темноты и задымленности.
Панорамный прицел командира позволяет ему вести круговое наблюдение за полем боя без поворота головы и отрыва глаз от прицела и без вращения башни. Поле зрения прицела стабилизировано в двух плоскостях при помощи гироскопа, установленного на платформе головного зеркала. Прицел имеет два увеличения.
Баллистический вычислитель определяет исходные установки для стрельбы в соответствии с информацией, обеспечиваемой множеством автоматических датчиков, установленных в машине и от ручного ввода данных. Он вырабатывает электрические сигналы, пропорциональные необходимым для стрельбы углам возвышения и азимуту.
Для повышения точности стрельбы СУО оснащена окном совпадения, которое позволяет вести стрельбу из пушки только тогда, когда она находится в определенном положении в соответствии с сигналами баллистического вычислителя (на российских танках для этого используется электронный блок разрешения выстрела).
Приводы наведения башни и пушки опытных образцов электрические, и были поставлены компанией FWM из Германии. В настоящее время танки «Arjun» оснащаются электрогидравлическими приводами. С обеих сторон башни установлены девятиствольные блоки дымовых гранатометов, имеющие пять стволов сверху и четыре снизу.
Серийные танки «Arjun» будут иметь двигатель, развивающий мощность 1400 л.с., в комплексе с полуавтоматической планетарной трансмиссией с четырьмя передачами переднего и двумя заднего хода, разработанные местными инженерами. Торможение машины осуществляется быстродействующими дисковыми тормозами с гидроприводом.
На танке имеется система коллективной защиты от ОМП, разработанная и созданная атомным исследовательским центром (Atomic Research Centre) в г. Бхабхе (BARC). Для повышения живучести машины на поле боя имеется автоматическая система пожаротушения. Боеприпасы убраны в водонепроницаемые контейнеры для уменьшения возможности их возгорания.
В марте 1993 г., сообщалось, что «Arjun» успешно завершил испытания. Во время демонстрации в пустыне Раджистан в западной Индии, два опытных образца машины поражали неподвижные и движущиеся цели на дальностях от 800 до 2100 м, преодолевали различные препятствия, подъемы крутизной 60% и маневрировали на участках заграждений. Опытные образцы были построены на заводе тяжелых машин (Heavy Vehicle Factory) в г. Авади, но выражается уверенность в том, что в будущем для производства танков будет больше привлекаться и частный сектор.
В середине 1998 г. было объявлено, что общее количество построенных танков Arjun составило 32 единицы. Сюда входят 12 опытных образцов, два танка с торсионной подвеской, один испытательный, одна БРЭМ и один танк «Arjun» Mk II. Последний демонстрировался на выставке вооружений Defexpo India 2002, прошедшей в Дели в феврале этого года. В перспективе планируется осуществлять выпуск на шасси танка БРЭМ, инженерную машину, танковый мостоукладчик, зенитно-ракетный или зенитно-артиллерийский комплекс, самоходно-артиллерийскую установку полевой артиллерии.
Последней разработкой индийского НИИ боевых машин является танк EX. Эта машина пример совмещения шасси танка «Ajeya» (а по сути Т-72М1) с комплексом вооружения танка «Arjun». Еще один вариант, когда на шасси «семьдесятдвойки» установили новую башню. Таким образом, танк лишился автомата заряжания, увеличился в габаритах, но зато получил тепловизионный прицел. Скорее всего, эта машина будет предложена на продажу, и здесь уместно еще раз вспомнить слова генерал-полковника С.Маева о различных вариантах зарубежной модернизации нашей техники, приведенные в этой статье.
Кроме танков в Индии по лицензии строятся боевые машины пехоты БМП-2 под названием «Sarath» на Государственном артиллерийско-техническом заводе в г. Медаке. Первая машина, собранная из комплектующих, поставленных из Советского Союза, была передана индийской армии в августе 1987. С тех пор количество БМП местного производства в индийской армии увеличивалось год от года и к 1999 г. составило приблизительно 90% от всего парка этих машин.
Машина «Sarath» как и БМП-2, вооружена 30-мм автоматической пушкой 2A42 с двойной подачей, 7,62-мм спаренным пулеметом ПКТ и, установленной на крыше башни, пусковой установкой ПТРК «Конкурс» (AT-5 Spandrel) с максимальной дальностью стрельбы 4000 м.
С начала производства БМП-2 в Индии на машине было проведено много усовершенствований, включая установку новой радиостанции и модернизации стабилизатора вооружения (AL4423), а также были осуществлены и другие незначительные доработки.
Государственный артиллерийско-технический завод в г. Медаке отвечает за изготовление корпуса и башни, окончательную сборку и испытание машины, а также за изготовление подвески, двигателя, 30-мм и 7,62-мм боеприпасов, системы питания боеприпасами, топливной системы, пусковой установки ПТУР и системы управления ракеты.
Используя накопленный опыт в строительстве БМП индийские конструкторы, как и в случае с танком Т-72М1, занялись разработкой на ее шасси собственных бронированных машин. Одной из таких машин является бронированная санитарная машина AAV. В настоящее время она находится в серийном производстве и представляет собой измененный вариант БМП-2 для выполнения функций санитарной машины с сохранением башни, но снятым вооружением. Машина предназначена для быстрой и эффективной эвакуации с поля боя раненых с оказанием им неотложной медицинской помощи. Обладает отличной подвижностью в любых условиях местности и имеет возможность преодолевать различные заграждения и водные преграды вплавь. Как и БМП она оборудована системой коллективной защиты от ОМП.
Машина может быстро переоборудоваться для перевозки четырех раненых на носилках или двух раненых на носилках и четырех сидячих, либо для восьми сидячих раненых. Она имеет экипаж из четырех человек, включающий водителя, командира и двух медиков. Полная масса машины 12200 кг.
Медицинское оборудование включает носилки, емкости с кровью или плазмой, оборудование для переливания крови, кислородное оборудование, контейнеры со льдом и с горячей или холодной питьевой водой, шины и гипс, комплект медикаментов, подушки и наволочки, подносы для инструментов, мочеприемник и судно.
По заказу индийских инженерных войск была создана машина инженерной разведки ERV. Машина имеет корпус и башню БМП-2, но кроме пусковых установок дымовых гранатометов все вооружение снято. ERV сохранила возможность плавать. Движение по воде обеспечивается перематыванием гусениц.
Машина оснащена всем необходимым оборудованием для получения разведывательной информации, ее записи и передачи на командный пункт, давая возможность иметь необходимые сведения о характере препятствий и водных преград. Используя свое оборудование, ERV может обеспечивать штабы детальной информацией о высоте и наклоне речных берегов, несущей способности грунтов и профиле дна водных преград.
Оборудование, установленное на ERV включает гироскопическую и спутниковую навигационные системы, радиокомпас, курсопрокладчик с планшетом, прибор определения плотности грунта, электронный теодолит, лаг, эхолот, лазерный дальномер, устройство установки указок и шанцевый инструмент.
Автоматическое устройство установки указок установлено на левой стороне корпуса машины ближе к корме и позволяет ERV быстро отметить маршрут для сзади идущих машин. При движении указки находится в горизонтальном положении, при необходимости их использования они устанавливаются в вертикальное положение. Указки выстреливаются в грунт при помощи электропневматической системы из магазина емкостью 50 указок. Каждая указка представляет собой металлический прут высотой 1,2 м и 10 мм в диаметре, с закрепленным на нем флажком.
Все оборудование на ERV объединено через последовательный интерфейс на IBM совместимый компьютер. Стандартное оборудование машины включает, установленную на крыше систему кондиционирования воздуха, систему защиты от ОМП, два откачивающих насоса и гирополукомпас. Первоначально разработанная для военных целей, сейчас ERV рассматривается также и для применения в гражданских целях.
В соответствии с требованиями индийских инженерных войск также был разработан и бронированный плавающий бульдозер AAD. Он представляет собой шасси БМП-2 со снятой башней и большим количеством дополнительного оборудования, позволяющего выполнять новые специфические задачи. Машина имеет экипаж из двух человек, состоящий из водителя и оператора, расположенных спиной к спине, что обеспечивает дублированное управление машиной. Оборудование включает гидравлический ковш на корме машины емкостью 1,5 м3, лебедку с тяговым усилием 8 тс, ножевой минный трал, установленный спереди и анкер с ракетным двигателем, подобный установленному на британском инженерном тракторе, который был на вооружении индийской армии в течение нескольких лет. Анкер с ракетным двигателем используется для самовытаскивания и имеет максимальную дальность запуска от 50 до 100 м в зависимости от условий. Машина имеет максимальную скорость по шоссе 60 км/ч и на плаву 7 км/ч. Она оборудована системой коллективной защиты от ОМП.
Широко используется шасси БМП-2 и в индийских ПВО. На его базе созданы ЗРК «Akash» и «Trishul». Для них шасси было несколько удлиненно и имеет по семь опорных катков с каждого борта. На крыше машин установлены вращающиеся пусковые установки с тремя ракетами «земля-воздух». На такой же базе выполнена и многофункциональная 3-х координатная РЛС, используемая с ЗРК «Akash».
Была предпринята попытка наладить производство на шасси БМП «Sarath» легкого танка с 90-мм пушкой. Он представляет собой корпус БМП-2 с двухместной башней TS-90 производства французской компании Giat, с 90-мм пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом.
Эта машина была разработана для замены легких танков ПТ-76 советского производства, имеющихся на вооружении индийской армии. Было выпущено всего два опытных образца, после чего их производство прекратилось.
В заключении можно сказать, что в настоящее время Индия стала еще одной страной, производящей собственные разработки бронетанковой техники, имея при этом мощный потенциал.